Основные идеи социальной философии

Основные идеи социальной философии

Социальная философия выступает в качестве одной из научных дисциплин, которая направлена на изучение состояния общества как единой, целостной системы. К тому же, социальная философия опирается на всеобщие законы, а также на движущие силы, которые определяют функционирование общества, его развитие, взаимодействие с природной средой и окружающим миром в целом.

Предметом социальной философии выступает общество в его полном философском подходе. Социальная философия, таким образом, — это раздел философской науки, и именно поэтому он обладает всеми чертами философского знания. В качестве характерных черт стоит выделить следующие:

  1. Бытие человека;
  2. Сознание человека;
  3. Социальные системы, которые играют главную роль в жизнедеятельности человека;
  4. Развитие общества на каждом историческом этапе;
  5. Истинность знания и информации.

Готовые работы на аналогичную тему

По сути, социальная философия обладает тем же набором функций, что и философия: мировоззренческая, методологическая, образовательная, информационная, ценностно-ориентационная. Она взаимодействует с большим количеством не только философских, но и нефилософских направлений, которые также в качестве объекта исследования выбирают общество. К ним относятся социология, политическая экономика, политология, юриспруденция, культурология, искусствознание. Любую науку с гуманитарной направленностью можно отнести к числу единомысленных с социальной философией.

Исследователи в области социальной философии преимущественно придерживаются нескольких ключевых стратегий изучения общества как целостной системы. Перечислим их:

  • Натуралистская стратегия, которая стремится редуцировать общество к более биологическим и экологическим проблемам;
  • Социологизаторская стратегия, где исследователь стремиться абсолютизировать имеющиеся социологические факторы в зависимости от их развития, а также в зависимости от ценностных ориентаций самого человека. Философские объяснение социальной философии, ее задач и предмета останавливаются именно на человеке, многогранности его запросов и потребностей, а также на стремлении обеспечить его полноценное существование.

Основными задачами социальной философии как научного направления являются, во-первых, создание лучшего понимания общественного устройства, которое существует в данную эпоху. Во-вторых, социальная философия стремиться побудить управляемых и правящих понять ее специфику и сущность для дальнейшего применения на практике и решения наиболее актуальных проблем человечества. В-третьих, очень важно отметить, что социальная философия направлена на усовершенствование общественной системы, поскольку она способна как к улучшению, так и к саморегуляции.

Идеологическая специфика социальной философии

Основная идея социальной философии – это исследование человека и мира, в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. В рамках социальной философии подчеркивается, что именно человек создает мир вокруг себя, он может сам определять, какие его части жизненно необходимы, а какие он может оставить вне своего бытового поля. В мир обязательно входят такие компоненты, как язык и наука, право и этическая сторона, нравы и манеры поведения, средства человеческой деятельности и способы ее осуществления. Также сюда входит организация деятельности, которая может касаться и самых простейших орудий труда, а может включать в себя совершенные информационные технологии.

Специфика идеи социальной философии заключается в том, чтобы выявить в реальном социальном и историческом бытие человека место, которое в них занимает некоторый элемент. Мы все понимаем, что наши действия регулируются извне, и это может ограничивать свободу его выбора, а также влиять на его мировоззрение. Поэтому в рамках социальной философии и исследуется это «нечто», которое оказывает именно такое влияние. Это формы и социальные связи. Они присутствуют в каждом аспекте жизни человека, ведь без социальных связей невозможно добиться того, что принято называть «общество».

Формы и социальные связи – это предмет социальной философии. Таким образом, она выступает в качестве рассуждения об обществе как системе, где пересекаются внеиндивидуальные и надындивидуальные формы, отношения и связи, которые человек создает в процессе своей деятельности. Общение, сотрудничество, наличие коммуникаций просто необходимо, поскольку это не просто то, из чего состоит общество: это влияет на поведение и действия человека, на его желания и реализацию собственных возможностей.

В целом, формы и социальные связи могут не совпадать с тем, каким образом мы сами их себе представляем, поэтому социальная жизнь объясняется скорее не представлениями ее непосредственных участников, а более глубокими, иными причинами. Они коренятся в том способе, которым объединены индивиды. Поэтому существует большое количество теоретического материала, а современное научное знание отличается плюрализмом в парадигмальном смысле.

Этого мнения придерживались еще классики социально-философского знания: Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель подробнее и другие мыслители, которые посвятили свои исследования человеку и обществу в целом.

Также авторы очень часто размышляют над тем, каким образом связаны общество и человек. Каждое новое поколение исследователей этой проблемы предлагают свое решение. Общество не может существовать без людей, поскольку они – его основа. В то же время, само общество – это отдельная реальность, которая оказывает влияние на человека. Поэтому он может или стать частью сообщества, или отделиться от него и вести совершенно автономную жизнь. Более того, многочисленные исследования социальной реальности позволяют говорить нам о видимых закономерностях общественно-исторического развития, где прослеживается такое взаимное влияние в системе «человек-общество» и «общество-человек».

Источник

ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Понятие социальной реальности. Основные стратегии ее исследования в современной философии. Социальная реальность – существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии это понятие употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество». Раздел философии, посвященный исследованию общественной жиз­ни, называется социальной философией. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику социальной реальности, ее взаимодействие с духовным миром людей, виды общественных отношений, роль социальных институтов.

В широком смысле слова под обществом понимается отделившаяся от природы часть материального мира. В чем же специфика социальной реальности, т.е. чем бытие общества принципиально отличается от природного бытия? Специфику социальной системе придает ее основной элемент – че­ловек, который, в отличие от животных, обладает способностью познания и возможностью свободно выбирать формы деятельности. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул идею о том, что основой жиз­ни общества, причиной его многообразия и системности является со­вместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сороки­ным, Т. Парсонсом и др. Таким образом, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, состоящая из объединенных взаимными действиями и отношениями людей и их общностей.

Общество отличается от природы также характером действия законов. В отличие от необходимо действующих законов природы законы общества проявляют себя как вероятностные, статистические закономерности. Например, процессы индустриализации и урбанизации (т.е. развитие промышленности и городов) привели к формированию однодетной семьи (в большинстве городских семей сейчас только один ребенок). Но при этом, как исключение, есть и многодетные семьи. А законы природы не знают исключений, они действуют автоматически во всех случаях.

Важнейшая методологическая проблема социальной философии – какова природа социальной реальности, т.е. что такое общество? К середине XIX в. сложились, а в дальнейшем получили развитие натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы в понимании общества. Натуралистический подход (Т. Гоббс, Ш. Мон­тескье, Г. Спенсер, Л. Н. Гумилев и др.) полагает, что общество подчинено природным – биологическим, географическим, космическим – факторам. Культуроцентристский подход (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, В.Дильтей) рассматривает общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценнос­тями, идеалами и нормами культуры. Психологический подход (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето, 3. Фрейд, К . Юнг) характеризует общество как особую психическую реальность. Все эти подходы сводили общественную жизнь либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным. Такая односторонность не могла правильно отразить системный характер общества.

В социаль­ной философии конца XIX в. возникли такие влиятельные течения, как социологизм и историцизм. Социологизм – социально-философская традиция, связанная с пониманием общества как объективно функционирующей надындивидуальной, духовной либо материальной, реальности (Э.Дюркгейм,К.Маркс). Общество есть особого рода целостность, не сводимая к простой сумме живущих в нем людей. К.Маркс показал, что социально-политические и духовные процессы общественной жизни обусловлены внешними для них (т.е. объективными) экономическими условиями. Историцизм (В.Дильтей, О.Шпенглер, А.Тойнби) –традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею внутреннего включения в со­циальную и историческую реальности познающего их субъекта. Законы общества действуют через людей, осознанно или неосознанно идущих к каким-то целям. Односторонность социологизма и историцизма проявились в том, что первое течение страдало объек­тивизмом, а второе – субъективизмом.

В социаль­ной философии XX в. эти позиции подверглись критике со стороны целого ряда синтетических со­циально-философских программ (их авторы – М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, П. Бурдье и др.) Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом (наличием множества подходов). Важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы к обществу. Соединение этих подходов позволило рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя ус­ловия своего существования.

Общество как система. Общество – это системное целостное образование, которое соединяет множество взаимодействующих элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации (связи между людьми); система отношений между большими социальными груп­пами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жиз­ни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею сис­темности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью системно-деятельностного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационную и духовную деятельность. Им соответствуют четыре основные подсистемы (или сферы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребле­ние материальных благ. Значение экономической сферы общественной жиз­ни в том, что она создает материальную базу существования общества, непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы) и политические процессы, влияет на духовную сферу жизни. Хотя вся общественная жизнь не сводится только к производству материаль­ных благ, но основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменения в экономике ведут к изменению всего об­щества.

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделе­нии труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, здравоохранения, образования, социальной защиты; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса национальных, классовых и групповых отношений.

Политическая сфера общества– совокупность учреждений и орга­низаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществля­ют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы обще­ства являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является госу­дарство– система органов, осуществляющих государственную власть. Государство – это политический институт, осуществляющий управ­ление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Основными функциями государства являются: представительная – представлять интересы различных политических, социальных групп; регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая – защита национально-государственных интересов на мировой арене.

Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы.

В марксизме наиболее важным компонентом духовной сферы считается общественное сознание, при этом признается обусловленность изменений его содержания изменениями общественного бытия. Однако общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: оно может опережать развитие общественного бытия или отставать от него, а также оказывать позитивное или негативное воздействие на ход социального развития. Кроме того, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и преемственности его развития.

Все подсистемы общества связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает определенной степенью самостоя­тельности.

Социальная структура общества. Типы социальных структур.Социальная структура общества – это система внутреннего устройства обще­ства, основанная на экономических (разделение труда, собственность на средства производства) и национальных различиях; это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (групп, слоев, классов, наций, народностей).

По отношению к социальной структуре современного общества имеют­ся два основных подхода:

– классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

– стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп (страт) – профессиональных, демографических и т. д., дополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; этот подход развивался в западной философии (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

Основными элементами социальной структуры общества являют­ся: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, пред­ставители физического и умственного труда, социально-демографичес­кие группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее разви­тия и изменения выступают производство, форма собственности и рас­пределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества. Определяющим элементом социальной структуры общества явля­ются классы. Существование классов связано с развитием материального произ­водства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы.

Важное место в современной западной социологии занимает тео­рия «среднего класса», к которому относятся обладающие достаточным уровнем дохода и потребительскими возможностями жители той или иной страны (в США, например, 2 /3 насе­ления). А поскольку многие классы и слои как бы постепенно раство­ряются в среднем классе, то возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. В современных политических теориях средний класс считается основой рыночно-демократических преобразований и стабильного функционирования современных демократий. В социальной сфере современного общества присутствуют также особые группы, называемые маргиналами: безработные, бродяги, бомжи, недавние иммигранты. По разным критериям можно выделить также профессиональные, конфессиональные (религиозные), этнические, демографические, возрастные и другие социальные группы.

Особое значение в социальной сфере современного общества имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность – основа нормального существования общества и самореализации каждого человека. Высокая социальная мобильность характерна для демократических стран, а также для любых обществ, находящихся в процессе революций или реформ.

Тенденцией развития современного общества является превращение его во все более однородное; происходит сглаживание про­тиворечий, разницы между стратами, а также усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».

Типы социальной структуры общества:

– глобальная социальная структура, основными элементами которой являются страны и государства;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между сферами (подсистемами) общественной жизни;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными институтами и организациями;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными статусами и ролями;

– социальная структура как совокупность устойчивых связей между социальными общностями, группами и слоями.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое общество?

2. В чем состоит отличие социальных и природных законов?

3. Какие сферы (подсистемы) общества относятся к основным?

4. Какую роль выполняет экономическая сфера общества?

5. Чем отличаются понятия «класс» и «социальный слой (страта)»?

Основные понятия

Классы (по В.И. Ленину) большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Нация это исторически сложившаяся в условиях капиталистического способа производства совокупность людей, признаками которой являются общность территории, языка,экономической жизни, возникшей на основе хозяйственной специализации различных районов и упрочения торгово-обменных связей между ними,черт психического склада, закрепленных в менталитете данного народа.

Общественное бытие материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные отношения, которые складываются в ходе этого производства.

Общественное сознание это осознание и оценка обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественные отношения совокупность взаимодействий между людьми, возникающая в процессе общественного производства; определяющими в системе общественных отношений являются производственные отношения.

Общество это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, состоящая из объединенных взаимными действиями и отношениями людей и их общностей.

Социальная общность объединение людей по какому-либо основанию или признаку; разновидностью социальной общности является социальная группа, слой или страта.

Социальная философия это система наиболее общих теоретичес­ких знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.

Социальный институт это совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений.

Стратификация разделениекакой-либо социальной общности на слои (страты) в их иерархическом ранге.

Источник



ТЕМА 11. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится 20-40 гг. ХIХ в. Ее появление связано с началом активного развития социально-гуманитарного дисциплинарного знания – социологии, политологии, культурологи, экономики и др. Социальная философия – раздел философии, изучающий и описывающий качественное своеобразие общества, его структуру, компоненты и связи между ними, законы общественного развития, перспективы и логику социальных процессов. Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества, т. е. установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов. Задача социальной философии как фундаментального раздела философии заключается в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество в его историческом развитии, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его сущность. По отношению к другим гуманитарным наукам, также изучающим общество, социальная философия выполняет роль метатеоретического основания.

Выделяют три основных подхода к изучению общества:

1. Натуралистический подход (исторически первая исследовательская программа обществознания Нового времени) – общество уподобляется природным объектам (механическим, биологическим) и рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, при чем географические, космические факторы выступают в качестве ведущих в развитии общества. (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев и др.). Натуралистическая программа в социальной философии представлена тремя основными вариантами: редукционистской, органицистской, и этноцентристской.

Редукционизм (лат. reduction – отодвигание назад) – методологический принцип, согласно которому объяснение высших форм материи основано на раскрытии закономерностей, свойственных высшим формам, и поиску аналогий между ними. В силу этого, согласно редукционистскому варианту натуралистической программы, общество и его развитие как поэтапная смена типов общественного устройства определяется силовыми взаимодействиями, т.е. здесь проводится аналогия между обществом и механизмом (Т. Гоббс, П. Гольбах).

Одним из представителей органицистской версии натурализма является Г. Спенсер, который в своей концепции «социального органицизма», основанного на проведении аналогию между обществом и биологическим организмом. утверждал, что непрерывный рост общества позволяет рассматривать его как на организм. Нарушение органического единства общества и неспособность его отдельных элементов выполнять свои функции приводит к смерти социального организма. Как и в организме, развитие и рост общества сопровождается увеличением сложности его органов и частей, усложнением функций. Однако общество, согласно Г. Спенсеру, имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него: в обществе существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого – общества, и общество существует ради блага своих членов. Г. Спенсер считал, что существенным измерением социального прогресса как раз и является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его индивидам. Общественное развитие рассматривается философом как этап эволюции природы. В силу этого под эволюционизмомподразумевается медленное, постепенное развитие челове­чества и природы. Общество формируется путем увеличения численности населения, расши­рения групп, соединения их в еще большие группы. Главное направле­ние происходящих изменений Спенсер видел в усложнении структуры общест­ва (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновре­менном усилении общественных связей. В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывал закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов и закон выживания сильнейших и лучших.

Л. Гумилев, представитель этноцентризма, рассматривает общество как этнос – природное явление, единственным реальным этнодифференцирующим признаком которого является этнический стереотип поведения. Этнос предстает как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества. Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса – к состоянию гомеостаза, т. е. равновесия с окружающей средой. Способность этноса к деятельности прямо пропорциональна уровню «пассионарного» напряжения. Отсюда история развития общества – это история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями и т.п.

2. Культур-центристский подход – общество рассматривается как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Хейзинга и др.). Развитие этого направления в обществознании было связано с кризисом натуралистической программы и с осознанием различий между природной и социальной реальности и их несводимости друг к другу. Происходит открытие культуры как онтологической реальности, формирующей человека и социальные связи. В основании культур-центристской программы был заложен основной тезис: общественная жизнь по своему существу духовна, а не материальна, поэтому объяснить ее нельзя, можно только постигнуть, понять через вживание и проживание.

Так, например, И. Гердер сосредоточил свое внимание на культурно-исторической деятельности человечества. Он впервые поставил вопрос о преемственности в развитии культуры и на основе этого положения выдвинул идею о единой всемирной истории. Главным стимулом общественного развития, по его мнению, является деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, а его высшим критерием – принцип гуманности.

Один из ярких представителей культур-центристской программы Г. Гегель в основу общества и его истории положил идею реализации свободы человека и рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию.

Интересный проект в рамках культур-центристской исследовательской программы был предложен Й. Хейзингой, сделавшим в качестве основного предмета исследования переломные, «надламывающиеся» эпохи, когда традиции вступают в диалог с обновляющимися тенденциями в развитии культуры, общества. Основная идея его позиции заключается в утверждении тезиса об изначальной первозданности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками. Хейзинга прослеживает роль игры во всех сферах жизнедеятельности общества и истории в целом.

3. Психологический подход предлагает рассмотрение общества как особой психической реальности, в которой действуют воля, инстинкты, желания, бессознательное индивида, массы, толпа. (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Таким образом, психологический подход объясняет общество с точки зрения психологии индивида, его эмоциональной, волевой и бессознательной сфер.

Так, согласно одному из ведущих представителей данного направления В. Парето, движущей силой общественного развития выступают нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс инстинктов, желаний, интересов. Общество – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Отсюда стабилизация и иерархия элиты и неэлиты выступает движущей силой общественного развития: индивиды, предрасположенные к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы), создают два различных типа правления, которые постоянно сменяют друг друга, обеспечивая развитие общества.

Другие представители психологической направления стремились выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе формирования личности. Так, например, в концепции Э. Фромма связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху, подавляющему и вытесняющему в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Различные формы социальной патологии в обществе Э. Фромм связывал с отчуждением.

Идеи, развитые в рамках этих трех подходов, оказали большое влияние на развитие социальной философии, однако в силу их одностороннего направления данные подходы неадекватно отражают специфику социального бытия. Поэтому в конце XIX в. появились такие влиятельные течения в социальной философии, как социологизм и историцизм.

В социологизме общество и его развитие рассматривается как объективная реальность, независимая от индивидуального сознания. Факторы несоциального характера не способны оказать на общественную жизнь серьезного влияния. Согласно концепции Э. Дюркгейма, общество представляет собой реальность особого рода, не сводимую к другим и воздействующую на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. Главным, что сплачивает человеческое общество, Дюркгейм считает социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, – разделение труда, т. е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании, т. е. совокупности общих верований, чувств, которые разделяют члены одной группы, общества. Таким образом, коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Дюркгейм противопоставил два типа солидарности: механическую и органическую, установив их связь с разделением труда. Так, в частности, из-за низкого разделения труда традиционным культурам присуща механическая солидарность, людей объединяет общий опыт и верования, обладающие силой подавления. Под влиянием индустриализации и урбанизации увеличивается разделение труда, что содействует распаду этой формы солидарности. В современных обществах специализация и социальная дифференциация приводят к новому порядку, основанному на органической солидарности, предполагающей сплоченность индивидов благодаря их экономической взаимозависимости в силу разделения труда и признанию важности сотрудничества.

Классическое выражение социологизма – марксистская модель социальной реальности, в которой общество рассматривается как результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных экономических оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка. Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические, составляющие базис общества. Ему соответ­ствует надстройка, в состав которой входят определенные политические, правовые, религиозные и другие институты, в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п. Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага. Производственные отношения характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен. Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который не остается раз и навсегда данным, а, напротив, постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их «оковы». Это приводит к социальному классовому конфликту, действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты. Такой антагонистический конфликт может быть разрешен только путем социальной революции. В результате революции осуществленный переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению К. Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройкеобщества.

Историцизм представляет собой традицию социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта. В. Дильтей провел различие между естествознанием как комплексом «наук о природе» и обществознанием как «науками о духе». Кроме предметного различия наук он указал и на различие в их методах: исследование социального и исторического события предполагает не только его описание, но и понимание.

Проблема социогуманитарных методов исследования была поставлена В. Виндельбандом, Г. Риккертом: номотетическая наука (естествознание) использует методы обобщения при познании законов природы, идеографическая наука (социально-историческое познание) использует методы описания при изучении единичных исторических событий.

Однако в конце XIX и в XX в. социально-философские традиции социологизма и историцизма подверглись критике в новых программах изучения общества, таких как концепция социального действия М. Вебера, структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса, концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теория массового общества Х. Ортега-и-Гассета, теория социальной практики П. Бурдье и др.

В концепции общества как продукта общественной рационализации М. Вебера акцент сделан на социальных действиях индивидов. Понять социальное действие – значит объяснить происходящее в обществе. Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре идеальных типа:

1) аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;

3) ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

4) целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и расчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, то целерациональное действиеявляется специфическим для западной цивилизации начиная с XVII-XVIII вв. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к радикальной рационализации всей общественной жизни и «расколдовыванию мира», устранению ориентации на следование традиционным ценностям как предрассудкам. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей – хозяйственно-экономическую деятельность (строгая калькуляция как условие достижения результата), политико-правовые отношения (бюрократия как принцип отлаженного социального управления), образ мышления (жизненный успех как мировоззренческая ориентация).

Основная идея теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса заключается в раскрытии возможности установления принципиально ненасильственных способов социального бытия. Осуществление этой программы связано с трансформацией европейской рациональности, моделирующей насилие в формах технологического операционализма и логического дедуктивизма. В силу этого, на смену европейской рациональности должна прийти коммуникативная рациональность, акцентирующая ценность межличностного общения как субъект-субъектную интеракцию и рассматривающая другого в качестве самодостаточной ценности.

Источник

Основы социальной философии

Предмет социальной философии – это общество в виде целостной системы и законы, по которым оно развивается и функционирует. Наука изучает явления, происходящие на макроуровне. Это означает, что социальная философия не ставит целью изучить политические, экономические и другие явления общества. Цель данной науки – исследовать структуру.

Проблемы

фото 766

К проблемам относятся следующие аспекты:

  1. Причины, по которым определяются характер и динамика жизни социума.
  2. Деление истории человечества на эпохи, культы, цивилизации – периодизация. Социальная философия стремится выделить признаки, по которым человеческую историю разделяют на временные отрезки.
  3. Развитие общества и институтов с точки зрения отношений прошлого, настоящего и будущего.
  4. Предназначение истории человечества, и ее смысл.
  5. Острая проблема – изучение общих тенденций, по которым развивается общество в современном мире.
  6. Опасные стороны современного развития (перенаселенность, угроза термоядерной войны, терроризм, экологические проблемы).

Общество и его функции

Общество имеет ключевое значение. Наука исследует его на следующих уровнях:

  1. Конкретно-социологический: в качестве предмета рассматривает существующие страны и народы.
  2. Типологический: рассматривает типы организации общества, которые есть сейчас или были в истории человечества.
  3. Общесоциологический: предмет рассмотрения – «общество в целом», исследование фундаментальных схожих черт, присущих организации различных видов общества. Время и место существования видов не играют роли.

Функция имеет многоплановое содержание и включает в себя разнообразные сферы. Но основная задача этой науки состоит из двух неразделимых аспектов: объяснение бытия и изменение его в духовном и материальном плане. В жизни общества, имеют значение – реформы. Изменениям в общественной жизни предшествует разработка понятий, по которым будет происходить интеграция изменений в жизнь. В разработке коллективных идей, состоит главная задача рассматриваемой науки.

Современная

Прежде чем изучать особенности, следует конкретизировать, что имеется в виду под понятием «социальная». Это понятие рассматривают в широком и узком смысле. Понятие применимо как к любым процессам, происходящим в социуме, так и к тем, которые имеют отношение к данной сфере.

Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.

К главным задачам относят следующие:

  1. Изучение человеческой природы и эволюционных изменений за время истории.
  2. Определение смысла истории, главных тенденций.
  3. Исследование общества наших дней, и его дальнейшее развитие. Этот вопрос занимает особое место среди задач.
  4. Анализ и критика актуальных концепций. К таким концепциям можно отнести консерватизм, либерализм, социализм.

Историческое развитие

Социальная философия, как самостоятельная наука, берет начало с Древнего мира. Ее называли по-разному: «этика», «политическая философия», «историософия». Так проявлялись разнообразные грани этой науки. Современное название наука получила благодаря французскому философу Огюсту Конту, который ввел такое обозначение в 40-х гг. ХIХ в. Термин получил распространение во Франции, после – в Германии, и в начале XX в. стал популярен в России.

фото 767

Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов. В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:

  • история человечества – это история жизни индивидов, с их характерами, волей и чувствами;
  • в политической борьбе, старые сословия стремятся сохранить неизменными привычные порядки, традиции и институты, а новые им противодействуют;
  • доказано, что в основе социально-политической борьбы заложены имущественные отношения и собственнические интересы.

Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.

Происхождение социума не подразумевает божественного начала. Индивиды – автономные «атомы», тогда как общество – совокупность этих атомов.

Модель и структура

Существуют следующие социально-философские модели:

  1. Натуралистические теории, развитые и изучаемые Гоббсом, Локком, Дидро. Человек рассматривается, как самостоятельное, разумное природное существо. и Спенсера, в котором история человечества рассматривается как естественный процесс. По отношению к обществу проводится аналогия с биологическим организмом.
  2. Идеалистические модели социума. Сознание в жизни человека определяет исторический процесс, а общественные отношения основываются на духовной природе.
  3. Материалистические теории (марксизм) основываются на процессах вне сознания, управляющих общественными отношениями.

Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:

фото 768

  1. Онтологическая – объясняет закономерности развития жизни человека, как часть общественных отношений. Вопрос о сущности социального бытия человека рассматривался многими мыслителями. Основой бытия социума и деятельности людей принимали разнообразные факторы: Платон – идею справедливости, Монтексье и Чаадаев – географическую среду, Гегель – разум.
  2. Гносеологическая – изучает вопрос, касающийся особенностей познания: имеет ли познание собственные законы, и может ли претендовать на истину.
  3. Ценностно-аксиологическая сторона познания акцентирует внимание на его специфике.

Основы

Под социальной философией понимают изучение индивидов. Исследователи современности выделили возможные модели социальной реальности:

  1. Натуралистическая – человека следует рассматривать, как животное существо. Общество же понимают, как популяцию биологического вида.
  2. Материалистическая – деятельность человека приводит к созданию новой реальности.
  3. Идеалистическая – общество рассматривается с позиций духовного начала, как символ высшего.
  4. Феноменологическая – социальная реальность конституируется оценками и действиями человека в реальном времени.

К областям исследования социальной философии относят социальное познание в целом. Социальная философия стремится к объективному знанию об истории социума.

Источник

Adblock
detector