Основные федеральные законы по природе

Экологические законы: перечень

Законы РФ, как источники природоохранного права, могут разрабатываться уполномоченными федеральными или местными властями.

Скачать документы из статьи

Природоохранное право представлено 3 частями:

1. общее – его нормы охватывают окружающую среду в целом;

2. о природных комплексах, которые регулируют обращение в отдельных сферах (земельной, водной, лесной и т.д.);

3. природоресурсное – относится к отдельным природным объектам.

Экологические законы РФ решают вопросы:

  • определение полномочий органов в сфере охраны окружающей среды;
  • установление пределов добычи природных ресурсов, величины платежей за пользование;
  • установление требований по защите природы;
  • надзор за использованием природных ресурсов, загрязнением среды;
  • наложение взысканий за нарушение норм природоохраны;
  • определение права собственности, права пользования ресурсами.

Что нужно сделать по экологии на предприятии

За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности. Эксперты справочной Системы «Охрана труда» подготовили для вас рекомендации, что нужно сделать, чтобы не платить штрафы. Узнать подробнее

В законодательстве РФ по экологии нет единого кодекса. Оно представлено федеральными законами, кодексами по отдельным сферам окружающей среды, а также подзаконными актами, правовыми актами субъектов РФ.

Далее представим экологическое законодательство РФ кратко, в виде таблицы.

Название федерального закона или другого законодательного акта

Законодательство об окружающей среде

От 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды

Определяет основы государственной политики в области охраны окружающей среды для сохранения биологического разнообразия, природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности

От 23.11.1995 № 174-ФЗ Об экологической экспертизе

Регулирует отношения в области государственной экспертизы, направленной на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду от хозяйственной или иной деятельности

От 09.01.1996 № 3-ФЗ О радиационной безопасности населения

Определяет правовые основы радиационной безопасности для сохранения здоровья населения

От 24.06.1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления

Описывает основы обращения с отходами производства и потребления, их безопасного складирования, переработки без причинения значительного ущерба природе или здоровью граждан

От 19.07.1997 № 109-ФЗ О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами

Устанавливает правила безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами для охраны здоровья населения, природы

Законодательство о природных комплексах

Об особо охраняемых природных территориях

Регламентирует порядок охраны и использования особо охраняемых территорий для сохранения их уникальных экосистем, а также изучение и контроль за изменениями в биосфере, экологическое воспитание населения

О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

Определяет принципы государственной политики, регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов на территории РФ

О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории

Устанавливает особенности регулирования отношений при разработке и реализации экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков

О континентальном шельфе Российской Федерации

Определяет статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе, также другие вопросы, относящиеся к шельфу и деятельности на нем

Об исключительной экономической зоне Российской Федерации

Определяет статус, суверенные права, юрисдикцию, правила пользования исключительной экономической зоны (морской район, находящийся за пределами территориальных вод России)

О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны РФ

Об охране озера Байкал

Определяет правовые основы охраны озера Байкал

О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Устанавливает правовые основы образования, охраны, использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ

  • учета земель;
  • охраны земель;
  • охраны жизни и здоровья граждан;
  • платности земли;
  • разграничения территорий по целевому назначению

Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Регулирует владение, пользование, распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков или долей

О мелиорации земель

Устанавливает правовые основы, права и обязанности граждан и хозяйствующих субъектов в области мелиорации (полива)

О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, описывает вопросы плодородия, его воспроизводства, деградации, загрязнения почв и другие

Устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды, улучшения ландшафтов

О кадастровой деятельности

Осуществляет правовое регулирование кадастровой деятельности, описывает правила проведения кадастровых работ

Содержит нормы, регулирующие отношения по использованию, охране водных объектов

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения)

Регулирует отношения в области геологического изучения, использования, охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод и вод, используемых для производственных или технологических нужд

Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции

Определяет участки недр, в том числе месторождения полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции

О животном мире

Регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных, иной защиты животного мира

Об охране атмосферного воздуха

Устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, направлен на реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии

Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Регулирует отношения по энергосбережению, повышению энергетической эффективности

Законодательные акты общего характера, содержащие нормы права по экологии

Устанавливает экологические права граждан

Устанавливает гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства по экологии, порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Определяет размеры административных штрафов за нарушение экологического законодательства

Устанавливает уголовную ответственность за тяжкие преступления в сфере экологии

Приведенный список нормативных актов не является исчерпывающим.

В чьем ведении находятся разработка экологических законов РФ и надзор за их соблюдением

Экологическое законодательство Российской Федерации основывается на Конституции. Источниками права являются законы как федеральные, так и принятые субъектами РФ. Таким образом, авторами нормативных правовых актов в сфере экологии являются министерства, ведомства на уровне страны, а также муниципальные органы.

Надзор за исполнением правовых актов призван выявлять, предупреждать, пресекать преступления против окружающей среды, а также контролировать деятельность хозяйствующих субъектов и граждан по соблюдению природоохранных норм.

Контроль может осуществляться государственными органами надзора. Он будет считаться внешним. Для предотвращения нарушений на предприятии может быть организован внутренний надзор.

Что в экологическом законодательстве означает аббревиатура НДТ

Наилучшая доступная технология (далее НДТ) – способ производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, который наиболее безопасен для окружающей среды.

Использование НДТ позволит снизить риски от деятельности человека для природы. Ее внедрение – постепенный процесс, требующий комплексного подхода. Сегодня методика находится на уровне разработки. Справочники наилучших технологий выступают в качестве стандартов.

Формируются реестры НДТ Росстандартом. Такой документ опубликован на его официальном сайте. Правила классификации технологии как наилучшей установлены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458.

Разработкой справочников занимаются:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • бюро наилучших доступных технологий;
  • рабочие группы, отвечающие за техническую часть;
  • федеральный орган по стандартизации.

Для отнесения технологии к категории наилучшей разработчики справочников отпределяют:

  • наименьший уровень негативного влияния на среду;
  • экономическую целесообразность использования;
  • энерго-, ресурсосберегающие методы;
  • возможность внедрения на 2-х или более загрязняющий хозяйственных объектах.

С периодичностью не более 10 лет проводится актуализация справочников на предмет внесения новых методов или замены уже существующих.

Конституционные основы экологического законодательства

Конституция РФ – это главный источник права по экологии. На ее положениях основаны все действующие ФЗ, кодексы в области охраны окружающей среды. Основные элементы природоохранного права отражены в следующих статьях Конституции РФ:

  • ст. 9 – об охране, использовании земель, других ресурсов;
  • ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит ей вреда;
  • ст. 41 поощряет деятельность к санитарному, экологическому благополучию;
  • ст. 42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии;
  • ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природным богатствам;
  • ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики, а также защиты воздушных пространств, моря, континентального шельфа;
  • ст. 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальных уровнях.

Конституция закрепляет основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию. Положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.

Источник



Мир вокруг нас: как работает закон об охране окружающей среды

Природа нуждается в бережном отношении. Загрязнение атмосферы становится общемировой проблемой, ведь действия людей могут привести к экологической катастрофе. Расскажем, какое значение имеет федеральный закон «Об охране окружающей среды» и какие он дает возможности.

Суть закона

Передовые страны стремятся защитить природные объекты от воздействия человека. Для этого разрабатывают безотходные производства, стараются уменьшить количество вредных выбросов. В законодательстве создается правовой отдел по защите природы внутри государства и ведется международное взаимодействие в этой сфере.

Закон «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7) принят в 2001 году. Правовой акт направлен на защиту всего живого, что нас окружает – почвы, недр, растительности, животных, водоемов, озонового слоя. Он ставит целью государственной политики сохранение, восстановление природных богатств и уменьшение вредного воздействия на природу.

Основные положения закона:

  • права государственных органов в сфере охраны окружающей среды;
  • обязанности и права граждан;
  • ограничения для предприятий по размеру вредных выбросов в атмосферу;
  • правила определения зон экологического бедствия;
  • меры по защите объектов природы;
  • исследования окружающей среды и просвещение общества;
  • устранение вреда, причиненного человеком;
  • сотрудничество с другими государствами.

Закон установил перечень объектов, которые охраняются в первую очередь. К ним относятся уникальные природные места, экосистемы, заповедники. Запрещено уничтожать редкие, исчезающие животные, растения, леса и почвы. Они занесены в Красную книгу и охраняются государством.

Права граждан

Закон дает право знать, в каких условиях мы живем. Граждане могут получать информацию о степени загрязнения воздуха, количестве вредных выбросов, сделанных предприятиями. Для защиты окружающей среды от вредного воздействия можно использовать следующие способы:

  • создавать общественные объединения;
  • направлять жалобы в государственные органы;
  • обращаться в суд;
  • проводить референдумы, собрания, митинги.

Государство должно содействовать разработке новых передовых технологий, проведению исследований. Для этого выделяются средства из бюджета, предоставляются налоговые льготы.

Как менялся закон

Число объектов, загрязняющих атмосферу, постепенно растет. Закон дополняется новыми статьями, регулирующими порядок их деятельности.

В зависимости от категории предприятия определен перечень разрешительных экологических документов. Новый завод или фабрику, негативно влияющую на окружающую среду, нужно ставить на учет в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации.

Предприятия ежегодно обязаны вносить плату в бюджет за вредное воздействие (ст. 16.2 ФЗ №7). Размер взносов зависит от объема выброшенных загрязняющих веществ и количества сбросов, превышающих нормативы. В расчетах применяется формула: платежная база по каждому загрязняющему веществу умножается на коэффициент, зависящий от степени негативного воздействия на атмосферу.

Установлен очень важный показатель – норматив допустимого влияния на окружающую среду. Предприниматели должны соблюдать установленные ограничения по выбросу вредных веществ, загрязнению атмосферы и могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона.

На государственном учете состоят те объекты, которые отрицательно влияют на природу. В зависимости от степени негативного воздействия предприятия разделили на 4 класса опасности. К первой категории отнесли объекты, которые очень негативно действуют на природу. Ко второй – предприятия, которые умеренно загрязняют атмосферу. Третья и четвертая категории – это объекты, которые наносят незначительный или умеренный вред.

Охрана окружающей среды

Какие возможности дает закон

Правовой акт ставит достойную цель – сохранить природу и создать благоприятную среду для жизни людей. Вред от работы фабрик, заводов, мусорных полигонов очень велик, поэтому установлены требования к хозяйственной деятельности:

  • соблюдение законодательства при создании и эксплуатации объектов;
  • бережное отношение к природным ресурсам;
  • использование современных технологий, снижающих уровень загрязнения;
  • защита природы, животного, растительного мира от вредного воздействия.

Установлен приоритет в сохранении существующей экосистемы, биологического разнообразия. Запрещена хозяйственная деятельность, последствия которой непредсказуемы и могут привести к исчезновению животных и организмов.

Как будет выглядеть планета, на которой мы живем, зависит от нас. Закон обязывает всех беречь природу. Важно не быть равнодушными – интересоваться состоянием окружающей среды и настаивать на ее охране, если стало известно о вредном воздействии.

Источник

Основные федеральные законы по природе

Обложка Экология

«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов. Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

Бурматов
Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический – Челябинская область) . Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.

Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.

Закрепление в Конституции

Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.

Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Ограничение выбросов парниковых газов

Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование. «Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.

1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».

Защита животных

«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее. Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет. И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.

У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.

Доступная экологическая информация

В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.

Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям.

Предотвращение разливов нефти

Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

«Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов.

Защита особо охраняемых природных территорий

«Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов.

Здесь у нас есть материал на эту тему.

Обращение с отходами

Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности. Этого не существовало», — указал он. Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.

Источник

Как законы защищают экологию

Обложка Экология

«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов. Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов

Бурматов
Владимир Владимирович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0190 (Металлургический – Челябинская область) . Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.

Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.

Закрепление в Конституции

Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.

Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Ограничение выбросов парниковых газов

Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование. «Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.

1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».

Защита животных

«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее. Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет. И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.

У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.

Доступная экологическая информация

В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.

Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям.

Предотвращение разливов нефти

Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

«Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов.

Защита особо охраняемых природных территорий

«Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов.

Здесь у нас есть материал на эту тему.

Обращение с отходами

Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности. Этого не существовало», — указал он. Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.

Источник

Adblock
detector