Осенняя прогулка Наблюдение за солнцем Старшая группа

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Вопросы к детям:

Назовите признаки наступления весны.
Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?
Почему идет дождь, а не снег?
Как влияет солнце на изменения в природе весной?

Источник



Подборка наблюдений за природой в старшем дошкольном возрасте осенью.

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Загадка: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я — … (осень)

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? ( золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая ).

Наблюдение № 2

Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø Сентябрь без плодов не бывает.

Ø В сентябре прохладно, да сытно.

Ø С сентября и лист на дереве не держится.

Ø Сентябрь – золотой месяц грибников.

Ø Осень студит воду.

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Наблюдение № 4

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью? ( моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше ).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ёжик,

По осени бредет.

Наблюдение № 5

Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:

Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Загадка: Спрятал луга,

Наблюдение № 6

Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Загадка: Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? ( сильный,слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний ).

Наблюдение № 7

Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Выйди из-за облачка,

Погуляй весь денек.

Наблюдение № 8

Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

Наблюдение № 9

Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается.

Наблюдение № 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? ( желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат ).

Наблюдение № 11

Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Загадка: Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. ( Черемуха ).

Наблюдение № 12

Наблюдение за насекомыми.Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

ü Не птичка, а с крыльями. ( Бабочка )

ü Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравейник)

ü Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. ( Комар )

ü Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Муха)

Наблюдение № 13

Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Наблюдение № 14

Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Загадка: Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий. (небо)

Наблюдение № 15

Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:

Где же ты, птичка?

Гнездышко вьешь ты;

Наблюдение № 16

Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

Ø Заяц, еж, лиса, шмель;

Ø Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Ø Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Ø Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук;

Ø Пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

Ø Таракан , муха, пчела, майский жук;

Ø Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

Наблюдение № 17

Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.

Загадка: Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух. ( Одуванчик ).

Наблюдение № 18

Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка: Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Наблюдение № 19

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Загадка: Много рук, а нога одна.

Упражнение «Правильно произнесите слова» — согласование существительных с числительными.

Одно дерево, два…, пять…

Одна сосна, две…, пять…

Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…( исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п. )

Наблюдение № 20

Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.

Наблюдение № 21

Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø Октябрь – грязник.

Ø Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

Ø Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Ø Весна красна цветами, а осень – снопами.

Ø В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Наблюдение № 22

Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

Стихотворение А.Плещеева:

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Загадка: Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето.

Коровам без неё – беда:

Она их главная беда. ( Трава ).

Наблюдение № 23

Рассматривание семян, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

Наблюдение № 24

Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)

Т.Макарова «Сказка о листьях»:

… О, листьев праздничная груда!

Мне все известно о тебе!

Я плакать никогда не буду

О горестной твоей судьбе.

Покинув парки и бульвары,

Назначив встречу где–нибудь,

Становятся все листья в пары

И в царство листьев держат путь…

Наблюдение № 25

Наблюдение за сосной, рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Стихотворение В. Рождественского:

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» — упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными :

Ø Сосновый – запах, бор, ствол.

Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.

Ø Сосновые – иголки , шишки.

Наблюдение № 26

Наблюдение за отлетом уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Загадки: Вёрст не считала,

По дорогам не езжала,

А за морем бывала. ( Птица ).

Ловит лягушек. ( Утка )

Наблюдение № 27

Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

Наблюдение № 28

Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Дидактическая игра «Умный словесник» — упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста – ( листва ).

Опадание листьев осенью – (листопад).

Осадки в виде водяных капель – (дождь).

Движение воздуха над землей – ( ветер).

Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча).

Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния).

Наблюдение № 29

Наблюдение за небом и осадками. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Деревья листья сбросили,

Наблюдение № 30

Наблюдение за изморозью и инеем. Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Загадка: В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает. ( Иней )

Наблюдение № 31

Наблюдение за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.

Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

Наблюдение № 32

Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

Загадка: Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это… (солнце)

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? ( ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное ).

Наблюдение № 33

Наблюдение за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Наблюдение № 34

Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Источник

Осенняя прогулка «Наблюдение за солнцем». Старшая группа

Конспект прогулки осенью в детском саду в старшей группе на тему «Наблюдаем за солнцем»

Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».

Ход прогулки

Наблюдение

Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.

Детям дать задание понаблюдать: утром — когда встает солнышко, вечером — когда солнышко садится. (Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.)

Художественное слово

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

Загадки

Всех согревает. (Солнце)

Без него плачемся,

От него прячемся. (Солнце)

По небу катается,

С утра улыбается,

А в улыбке лучи

Очень горячи. (Солнце)

Дидактическая игра

«Ласковые слова» — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Выложи сам» — из камней выложить солнышко.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Подмести участки, освещенные солнцем.

Б. Бросить мяч вверх к солнышку и поймать.

Подвижная игра «Горелки».

Цель — научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.

Дети стоят в колонне парами. Перед ними — линия, на ней — водящий.

Чтобы не погасло,

Дети из последней пары бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), берутся за руки в начале колонны. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети возьмутся за руки.

Источник

Осенние наблюдения за природой в старшей группе

Автор: Панюкова Ирина Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 79»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы Младших дошкольников учат замечать изменения погоды:

  • солнце светит и греет меньше (в солнечную погоду — предложить протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили тепло «Сегодня солнышко греет, тепло»).
  • Часто идут дожди (в дождливый день наблюдение ведем за дождем из окна: как стучит дождь по окну, как струйки воды стекают по стеклу, люди ходят под
    зонтом, в непромокаемой обуви).
  • Холодно (обращаем внимание на то, что люди стали тепло одеваться — «Одень куклу на прогулку», показываем, что одеваем кукле).
  • Ветер качает деревья (в ветряный день выносим на улицу вертушки, играя с ними дети наглядно представляют как дует ветер). Ветер срывает листья, которые падают кружась в воздухе (проводим игру «Мы осени листочки»).
  • Окраску листьев (игра «Найди такой же»), принеси красный (желтый) листочек. Сделать карточки из листьев (найди листья одного дерева, одинаковые по цвету, величине, по убывающей величине листьев).

Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Это способствует не только слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они ходят по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию.

Обратите внимание на цветники, рассматриваем вместе, обращаем внимание на форму и окраску цветов, на их красоту (астры, ноготки) урожай овощей «Вершки и корешки», «урожай на вкус», «Угадай что в мешочке». Следует обратить внимание младших дошкольников на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая птиц. В процессе кормления сообщаем, что прилетают разные птицы после наблюдений в группе в уголке природы вывешиваем картинки с изображением птиц, которые видели сегодня). Птиц все меньше с каждым днем, говорим, что птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. В младшем возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: насекомые прячутся, заяц меняет шубку, медведь ищет берлогу.

В среднем возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают причинно — следственные вязи: солнце светит мало, поэтому стало холодно, птицам не хватает пищи, их надо подкармливать. Ежедневно отмечаем с детьми солнечный и пасмурный день («Какая сегодня погода?» возвращаясь с прогулки, дети поворачивают на ту картинку, которая соответствует наблюдаемой погоде).

Отмечаем какие места освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. После многократных наблюдений дети делают вывод, что солнце совершает определенный путь. Осенью путь солнца короче. Обращаем внимание, как одеты дети, взрослые. (Одень куклу» — предлагаем подумать как одеваться на прогулку). «Две фотографии» -акая фотография сделана осенью? Как вы догодались?3ачем надели сапоги, куртку, тапку?3ачем девочке зонт?

Наблюдаем за облаками (на что вообще похоже облако?) темные облака на небе — тучи, сравниваем летний и осенний дождь (долгие, моросящие). После дождя лужи (можно предположить обойти и убедиться, «Какие они большие, задание детям средней группы где раньше высохнут на солнце или в тени).

В ветряную погоду — как двигаются облака (налево, направо), деревья качаются — почему? Сравниваем летний ветерок и осенний, предложите побегать в сторону ветра и против ветра (вертушки5 флюгер).

Проведем наблюдение за почвой: стала твердой, ее сложнее вскопать. Когда появляется ней (т.е настают первые заморозки).

Обращаем внимание на листья деревьев. Показать красоту осени (посмотрите с детьми вдаль на фоне неба какой лес, каких цветов больше). «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Деревья» — дети изображают деревья в руках листья, выполняют действия: дует ветер — качаются деревья, закружились листочки, полетели на землю. Сравниваем листья какого цвета были летом и осенью.

Знакомство с понятием «листопад», посидеть на скамейке и прислушаться как при ветре падают листочки с деревьев. Когда все листья упадут можно сравнить хвойные и лиственные деревья.

Предлагается в средней группе наблюдать за растениями цветника. Цветущих растений становится намного меньше («отгадай, что задумали — дети описывают цветущие растения»). Можно выкопать кустик астры, ноготков и принести в группу для наблюдений. Дети средней группы могут собирать семена (сравнивать), овощи («Помоги зайцу разложить овощи» по форме, по цвету, по размеру. «Магазин овощей» — описывают величину, цвет и форму. «Вершки и корешки» — дети делают движения руками.)

Наблюдение за птицами. Вместе с детьми прислушиваемся к звукам. Становится тише, ласточки и скворцы улетели, появились у домов новые птицы: галки, сороки, вороны.

Дошкольники средней группы не просто наблюдают, а сами подкармливают птиц. В холодное время очень трудно найти корм птицам. Кормушка на участке (внешний вид, повадки, поведение) зимующие, перелетные. Ребята средней группы замечают, что совеем невидно насекомых: бабочек, жуков. Мы рассказываем о лесных обитателях леса: белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет шубку.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с влияниями неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека.

Обращаем внимание на продолжительность дня и ночи. (Детям дается задание

наблюдать утром, когда солнышко встает — вместе с ним или раньше, вечером заметить когда солнышко садится все наблюдения рисуем на листах бумаги, распишите моменты подъема, прихода в сад, завтрак и тд. Расположить рисунки все в одной линии и смотрим продолжительность дня (расстояние между восходом и заходом солнца показывает продолжительность дня). Утренний туман, на лужах хрупкий ледок («Осень студит воду» почему так говорят в народе). В начале осени дети старшего возраста наблюдают что нeбo ясное с небольшими облаками, воздух прозрачен. В конце небо серое, часто в тучах.

Отмечают силу и направление ветра. Дети этого возраста уже могут характеризовать погоду: пасмурная, дождливая, холодная, ветряная.

Благодаря наблюдением за погодой у детей старшего возраста формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о том, что солнце является источником света и тепла о роли его в жизни растений и животных. Использовать модель (Путь солнца», «Кому нужно солнце». Пословицы и объяснение пословиц.

1. На смену лета приходит (золотая осень)

Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч)

Деревья надели (разноцветный наряд)

Птицы собираются в стаи (и улетают на юг)

Листья осенью — что делают? — желтеют, опадают.

Дождь осенью — какой?

Звери осенью — что делают? — готовятся к зиме, меняют шубки. Как и в
прошлом году воспитатель обращает внимание на изменения в окраске
листьев и листопад.

Педагог помогает установить связь между листопадом и первыми заморозками.

Старшие дошкольники должны понимать знание листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание

веток во время сильных ветров и снегов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева от морозов, почву делают питательней.

Стихи об осени (воспитатель читает стихи по строчкам, а дети должны выбрать

соответствующие картинки). Кроме листьев наблюдаем за шишками и плодами

хвойных деревьев (шишки) — «С чьей ветки детки?». Интерес вызовет и такая игра — плоды одного дерева кладут к листья другого и предлагают детям устранить путаницу.

Поздней осенью детям старшего возраста показываем почки (находятся в состоянии покоя).

«Разведчики леса» — принесите красные листья и узнайте с какого дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше желтых листьев. Показываем вблизи самое высокое и самое низкое дерево.

В старшем дошкольном возрасте знакомят с цветами осенними: однолетние,

многолетние — «Найди его по описанию».

Дети старшей группы сами участвуют в подготовке почвы (очищают цветник от сухих листьев, перекапывают).

Овощи: выставка овощей, привлечение детей к приготовлению овощного блюда.

Продолжается наблюдение за животными, птицами (зимними и перелетными).

Птицы улетают не от того, что холодно, ребята должны осознать связь между

падением температуры и оттоком пернатых: похолодание — увядание растений — исчезновение насекомых — отлет птиц. Первыми улетают стрижи, ласточки. В

начале осени журавли, а в конце скворцы, грачи, утки, гуси, лебеди.

Продолжается знакомство с повадками животных, воспитатель знакомит с сезонными особенностями образа жизни земноводных, связанных с условиями

Источник

Adblock
detector