Организм растений это целостная система

Организм растений это целостная система

Структурной единицей каждой цветочной растения (деревья, кустарники, травы) есть клетка. Группы клеток объединяются в ткани, ткани входят в состав вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, плод, семена) органов.

Все органы растения функционально тесно взаимосвязаны, что позволяет ей осуществлять процессы жизнедеятельности в постоянной связи с окружающим средой. В то же время каждый орган растения выполняет только ему присущие функции. Например, письмо выполняет функцию фотосинтеза, корень фиксирует растение в почве и всасывает из него растворы минеральных солей. Нарушение функции любого из органов может привести к гибели растения. Если повреждена корневая система не способна всасывать из почвы воду и минеральные соли, это приводит к нарушению фотосинтеза в листьях, потери клетками тургора и увядание растения. В случае повреждения стебля нарушается целостность ведущей системы — нисходящего и восходящего потоков веществ в растении. При подкормке растения, например селитрой, усиленно развивается зеленая масса, что обеспечивает обильное питание и, как следствие, рост других органов.

Таким образом, жизнь растения как целостного организма обеспечивается слаженной взаимодействием ее надземной и подземной частей.

Как все живые организмы, растения питаются, дышат, растут и размножаются. Растения — автотрофи; благодаря фотосинтеза образуются органические вещества, которые используются для питания растения. Растения постоянно дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Лишенные кислорода растения погибают. Рост растения происходит благодаря делению и росту его клеток (в конусе нарастания корня и стебля, в междоузлиях, в камбиальному слою коры).

Каждое растение в определенный период своего развития приступает к размножению. Вегетативное размножение, спорообразование или семенное размножение обеспечивают передачу генетической информации потомству, увеличивают численность особей данного вида (поддерживают численность популяции) и способствуют расселению особей на новые территориях.

Источник

РАСТЕНИЕ — ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма, который рассматривается как единое целое.

В одних случаях у растений размножением завершается весь жизненный путь, например у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает один раз в жизни. После плодоношения материнский организм отмирает (бамбук, некоторые виды пальм и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники).

Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, оно воспроизводит растения, подобные себе.

Движение растений связано с ростом, т. е. увеличением формы и массы растительного организма. В результате неравномерного роста освещенной и затененной стороны верхушки молодых стеблей и листовые пластинки изгибаются в сторону источника света. Под действием тепла, ненастной погоды, наступления дня или ночи цветки (соцветия) некоторых растений могут поникать, закрываться или раскрываться (одуванчик, мать-и-мачеха, душистый табак, кувшинка и др.). У кислицы листья складываются, а у мимозы при прикосновении листья опускаются. Некоторые вьющиеся растения (вьюнок, хмель и др.) своими движениями обвиваются вокруг опоры.

Растение растет — значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма находится в движении). Разрастаясь, корневая система захватывает большую площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Развитие цветкового растения, т. е. качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начинается с деления оплодотворенной яйцеклетки. Из нее формируется зародыш с зачаточными вегетативными органами, расположенными в семени. В свою очередь, семя представляет собой конечный результат вегетативных фаз, последовательно пройденных растением, а именно: прорастание семян, вегетативное развитие, закладка и развитие цветочной почки, цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, созревание плодов и семян и их рассеивание. Все эти этапы роста и развития осуществляются в определенных условиях. Для жизни растения нужны вода, минеральные соли, воздух, свет, тепло. Например, свет нужен для нормального роста растений. Этому способствует и тепло, хотя различные растения к нему относятся по-разному. И все же понижение температуры до одного градуса мороза ведет к замедлению почти всех жизненных процессов, происходящих в живом организме,— дыхания, роста, размножения и др. Без воды жизнь растений также невозможна. Она входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки. Все жизненные процессы в растении происходят с участием воды. Воздух нужен растению для дыхания и образования органических веществ. Для нормальной жизнедеятельности растительного организма необходимы и минеральные соли. Разные виды растений приспособлены к жизни в различной среде. Одни живут в условиях избыточной влажности (растения болот, водоемов); другие — в условиях недостаточной влажности (растения засушливых мест, пустынь); третьи — произрастают в условиях умеренно увлажненных мест (растения поля, сада, огорода).

Подобные приспособления выработались у растений и по отношению к теплу и свету. Так, например, растения Севера приспособлены к суровым условиям полярного лета, где обилие света соседствует с резкими температурными колебаниями. Напротив, растения, растущие под пологом тропического леса, имеют много тепла, влаги, но приспособлены к недостатку света. В таком лесу сумрачно, лишь вершины деревьев покрыты пышной зеленью и цветами.

Сезонные явления в жизни растений связаны со сменой времен года. Причиной сезонных изменений в природе является солнечное тепло. Неравномерное распределение тепла от полюса к экватору, короткое лето и длинная зима в полярных странах и почти полное отсутствие различия между летом и зимой около экватора отражаются на жизни растений. Бедная растительность тундры и пышная вечнозеленая растительность в тропиках, а между ними зоны с постоянными переходами от весны к лету, осени к зиме определяют сезонные явления в мире растений.

Хотя тепло и является основной причиной этих изменений, но в известной мере на сезонных явлениях сказывается и изменение количества влаги в почве и воздухе. Уменьшение количества влаги в степных и пустынных районах вызывает и летом замирание жизнедеятельности многих растений (листопад в засушливый период года).

Фактором, влияющим на ход сезонных явлений, является также и свет. Продолжительность дня, т. е. периода освещения растительности, резко сказывается на всем процессе развития растений, в одних случаях задерживая развитие (растения короткого дня в условиях, например, Московской области), в других — ускоряя его (растения долгого дня в тех же условиях). Растительные организмы испытывают на себе постоянное воздействие изменяющейся среды, что и способствует выработке самых разнообразных приспособлений к условиям жизни. (Факторы среды см. в разделе «Экология».)

В искусственных условиях (теплицах, оранжереях) человек может изменять ритм жизни растений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник



Растение как целостный организм. Фазы развития растения

Вопрос 1. Как можно доказать, что растение — это целостный организм?
Чтобы доказать, что растение — это целостный организм, в котором все процессы взаимосвязаны, нужно понаблюдать за растением, у которого поврежден один из органов. Например, повреждение корневой системы приводит к нарушению минерального питания. В результате все остальные органы недополучают воды, начинается иссушение растения. Кроме того, нарушается процесс фотосинтеза, для которого вода является сырьем. А это, в свою очередь, приводит к недостатку органического питания всех органов растения.
Таким образом, мы видим, что нарушение жизнедеятельности какого-то одного органа сказывается на состоянии всего растения, т.е. все органы взаимосвязаны, растение — целостный организм.

Вопрос 2. Приведите примеры обмена веществ в организме растений.
Например, при дыхании растение поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ. При фотосинтезе растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, в результате их преобразований накапливает получившиеся органические вещества и выделяет в окружающую среду кислород.

Вопрос 3. Как происходит рост растения?
Благодаря делению клеток образовательной ткани и их росту происходит рост растения. Например, верхушечные образовательные ткани — расположенные на верхушке стебля (верхушечная почка имеет конус нарастания) и кончике корня (зона роста), обеспечивают рост данных органов в длину; боковые — камбий, перицикл — обеспечивают рост стеблей и корней в толщину; вставочные — располагаются в основании междоузлий стебля и молодых листьев — обеспечивают рост соломины и листьев.

Вопрос 4. Что такое фазы развития растения?
Внешние изменения растений, признаки развития, отмечаемые при наблюдениях, называют фазами. В своем развитии любое растение проходит несколько фаз: прорастание семян (всходы), появление листьев, образование боковых побегов, цветение, образование плодов, созревание семян.

Источник

Организм растений это целостная система

учительучительучительучитель

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).

Отличительные признаки Царства Растения:

  1. Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.
  2. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
  3. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др
  4. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.
  5. Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
  6. Практически нет специальных экскреторных органов.
  7. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

высшие растения

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Жизненные формы растений

жизненные формы растений

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

  • Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)

Систематика растений

систематика растений

Организм растения как целостная система

Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:

  • электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Растительный организм как единое целое

Чтобы доказать, что растение — это целостный организм, в котором все процессы взаимосвязаны, нужно понаблюдать за растением, у которого поврежден один из органов. Например, повреждение корневой системы приводит к нарушению минерального питания. В результате все остальные органы недополучают воды, начинается иссушение растения. Кроме того, нарушается процесс фотосинтеза, для которого вода является сырьем. А это, в свою очередь, приводит к недостатку органического питания всех органов растения.

Таким образом, мы видим, что нарушение жизнедеятельности какого-то одного органа сказывается на состоянии всего растения, т. е. все органы взаимосвязаны, растение — целостный организм.

Приведите примеры обмена веществ в организме растений.

Например, при дыхании растение поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ. При фотосинтезе растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, в результате их преобразований накапливает получившиеся органические вещества и выделяет в окружающую среду кислород.

Как происходит рост растения?

Благодаря делению клеток образовательной ткани и их росту происходит рост растения. Например, за счет образовательной ткани, расположенной на верхушке побега, растение растет в длину. За счет деления камбия стебель у двудольных растений растет в толщину.

Что такое фазы развития растения?

Внешние изменения растений, признаки развития, отмечаемые при наблюдениях, называют фазами. В своем развитии любое растение проходит несколько фаз: прорастание семян (всходы), появление листьев, образование боковых побегов, цветение, образование плодов, созревание семян.

Источник

Adblock
detector