Образ природы в музыке и изо

Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись

Урок музыки в 5-м классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» запланирован в III четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Цель:

  • Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
  • На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • показать учащимся на примере произведений А. Вивальди, Ю. Антонова, тат.нар. песни «Таң атканда» взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  • дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
  • развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
  • Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
  • воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
  • познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности
  • сравнение, анализ, обобщение
  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Приёмы:

  • слушание;
  • исполнение;
  • пластическое интонирование.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • музыкальный центр,
  • доска,
  • фортепиано,
  • раздаточный материал.

Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов

Программное обеспечение: презентация Power Point.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

  • Эпиграф:
    Не то, что мните вы, природа,
    Не слепок, не бездушный лик.
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    Ф. Тютчев
    ;
  • Портрет И. Левитана, И. Шишкина, А. Вивальди;
  • Репродукции картин художников;
  • Видеоряд к музыкальным номерам;
  • Карточки-подсказки (словарь), текст песни;
  • Мультимедийная презентация в Power Point.

Музыкальный ряд:

  • А. Ермолов «Волшебный мир искусства»;
  • А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»;
  • Ю. Антонов «Родные места»;
  • В. Алексеева, М. Филатова «Песенка-капель».

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Музыкальное приветствие – 2 мин.
  3. Исполнение песни «Волшебный мир искусства» – 2.20 мин.
  4. Беседа по теме.
  5. Слушание (видеоряд Ю. Антонов «Родные места») – 1.25 мин.
  6. Беседа после слушания – 2 мин.
  7. Слушание (видеоряд А. Вивальди «Весна») – 3.05 мин.
  8. Динамическая пауза – 1.30 мин.
  9. Беседа – 3 мин.
  10. Слушание тат. нар. мелодия «Таң атканда» – 1.10 мин.
  11. Разучивание и исполнение песни «Песенка-капель» – 7 мин.
  12. Диагностика обученности: викторина – 3 мин.
  13. Обобщение темы урока.
  14. Итог урока 2 – мин.
  15. Домашнее задание – 1 мин.
  16. Музыкальное прощание – 1 мин.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Энзилэ Фазылзяновна. Я преподаю музыку в школе номер 6. Эти 30 минут нам предстоит провести вместе. Я участвую в конкурсе «Учитель года» и сегодня у меня ответственный этап, мне очень понадобится ваша помощь и поддержка. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно. Ребята, наш урок не обычный, и поэтому давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже не совсем обычно.

(Звучит музыкальное приветствие)

Учитель: Спасибо, молодцы, можете садиться. Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства. (Слайд 1)

(Звучит песня «Волшебный мир искусства»)(2.20)

Волшебный мир искусства (муз. А. Ермолова)

У истока реки зародился сюжет
По странице перо закружилось
Всё что думал и чувствовал добрый поэт
На бумаге теперь отразилось

Припев:
Волшебный мир искусства –
Мир полный вдохновения
Волшебный мир искусства –
Художника творение
Волшебный мир искусства
Волнует наши чувства
К себе зовет волшебный мир искусства – 2 раза

На чудесной палитре цветное пятно
С мягкой кисточки краска струится
Разрисует художник своё полотно
На картине появятся лица

Учитель: На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?

Ученики: Литературой, театром, изобразительным искусством.

Учитель: Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока (Слайд 2) «Картины природы в музыке и живописи».Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.

Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?

Ученики: Родина

Учитель: Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)(1.25)

Учитель: В исполненном мною фрагменте, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле? Для определения характера можете обратиться к подсказкам, которые лежат у вас на партах.

Ученики: Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.

Учитель: Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века — Антонио Вивальди. (Слайд 3) Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» — чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

(Слушание А.Вивальди «Весна»)(3.05)

Учитель: Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?

Учитель: Вы правы, они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки струнных музыкальных инструментов.

Учитель: А теперь прозвучит произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». (Слайд 4)

(Слушание М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»)(2.30)

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  • Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки)
  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

«Рассвет на Москва-реке» – знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» – изображение в музыке просыпающейся природы.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Учитель: А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать – небольшая динамическая пауза. (Слайд 5)

(Динамическая пауза) (1,30)

Учитель: Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (Слайд 6)

Пейзаж – это жанр живописи изображающий картины природы.

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана (Слайд 7) называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат. (Слайды 8-11)

(Обзор и анализ картин «Март», « Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный день»)

  • Что видите в картинах
  • Какие краски использовал художник
  • Характер, настроение картин
  • Какую музыку вы слышите в них

Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?

Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель: (Слайд 12) Цвет, цветовые сочетания, контур, тон

Учитель: А в музыке?

Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.

Учитель: (Слайд 13)Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.

Учитель: Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста, который является нашим земляком.

Ученики: Иван Иванович Шишкин (Слайд 14)

Учитель: Правильно, в городе Елабуга сохранился дом, в котором родился и жил И.И. Шишкин – художник XIX века. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины.

– Обратите внимание, с какой любовь, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна. (Обзор картин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рожь»)

Учитель: И снова обращаемся к источнику, из которого черпали вдохновение художники и композиторы: это природа и народная музыка. Слушаем мелодию татарской народной песни «Таң атканда» («На заре»).

(Слушание «Таң атканда») (Слайд 19)

Учитель: Что можно увидеть, слушая эту музыку? Что необычного вы услышали?

Учитель: Правильно – украшения, мелизмы придают этой музыке своеобразие, национальный колорит.

Учитель: — А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока – разучиванию и исполнению песни. Песня наша тоже будет связана с природой и самым дорогим и любимым человеком для вас – мамой. Называется она – «Песенка капель» (Слайды 20-21)

(Разучивание и исполнение песни) (Слайд 22)

– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?

– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.

  • Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»… (А. Вивальди);
  • Мы слушали часть под названием … (“Весна”);
  • Русский композитор, автор оперы «Хованшина» – Модест Петрович …. (Мусоргский)
  • Исаак Левитан – художник-…(пейзажист);
  • Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе … (Елабуга)

Определите название картин (Слайд 27)

Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. (Слайд 28) Спасибо за работу, до свидания.

Источник



Природа в искусстве — доклад сообщение

Природа издавна служит мощнейшим вдохновителем творчества художников и музыкантов, поэтов и писателей. Ее невероятная мощь, величие, красота, изменчивость – все это находит отражение в различных жанрах и сферах искусства.

В изобразительном искусстве для передачи природных образов сложилось даже два особых направления – это пейзаж и натюрморт. Кроме того, на многих полотнах изображаются люди на фоне природы, и фон в данном случае вносит в картину нечто настолько важное, что является едва ли не главным, неотъемлемым, смыслообразующим компонентом композиции (В. Перов «Охотники на привале», К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Крамской «Христос в пустыне»).

Пейзаж – это изображение какого-либо природного уголка, ландшафта или моря, т.е. природы в ее живом, естественном виде. Существуют и такие разновидности пейзажа, как сельский пейзаж и городской пейзаж.

Художники, рисующие пейзажи, называются пейзажистами. В историю изобразительного искусства внесли значительный вклад многие выдающиеся художники-пейзажисты. Вот лишь некоторые из великих имен: И.Шишкин, А.Куинджи, И. Левитан, И.Айвазовский.

Не отстают от художников и композиторы, которые тоже изображают пейзажи, но музыкальными средствами. И, если пейзажи, создаваемые в живописи, статичны, то музыка как временное искусство позволяет сделать их динамичными, разворачивающимися во времени. Музыкальными средствами вполне возможно особым образом «изобразить» изменяющееся во времени пространство, наполненное разнообразными звуками: передать пение птиц, эхо, степные и лесные шорохи, журчание воды, порывы или завывания ветра, звук дождя, вихревые потоки, шум волн и т.д.

Яркими примерами всемирно известных шедевров музыкального искусства, в которых композиторы достигли совершенства в передаче природных явлений, могут служить «Времена года» А. Вивальди, «Времена года» П. Чайковского, фрагменты многих опер Н. Римского-Корсакова и др.

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая природа». На натюрмортах зачастую изображаются букеты цветов, собранный урожай, охотничьи трофеи и т.п. В музыке («на музыкальных полотнах») чаще изображаются живые существа в динамике: плывущий по воде прекрасный лебедь (К. Сен-Санс), веселая, забавная кукушка (Л. Дакен), поющий высоко в небе жаворонок (М. Глинка), стремительно летящий шмель (Н. Римский-Корсаков), порхающие над цветами бабочки (В. Шер) и т.п.

Цветок в музыке – не просто цветок, а некое чувство, душевный порыв, воспоминание (А. Аренский «Незабудка», С. Рахманинов «Сирень», Ф. Крейслер «Прекрасный розмарин»).

Каждый вид искусства изображает природу своими, присущими только данному виду искусства, средствами. Художники изображают природу линиями и красками, музыканты звуками, хореографы – танцевальными движениями, позами, жестами, писатели и поэты – словами.

Природа проникает во все существующие виды искусства, включая современные виды, такие, как фотография и кинематография. Человек и сам – неотъемлемая часть природы, а потому искусство без природы не могло бы существовать.

Картинка к сообщению Природа в искусстве

Природа в искусстве

Популярные сегодня темы

На сегодняшний день такой страны как Византия не существует. Таков ход истории: империи появляются и исчезают и нередко одни являются преемницами других.

Многие могут считать Золотое кольцо России каким-то древним содружеством городов или чем-то подобным, но на самом деле этот феномен является сугубо туристическим. Относительно недавно в 1965

Землепользование — использование человеком территории и её ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности. Традиционным является использование земель под пашни, пастбища, сады и огороды, пла

В тенистых и влажных лесах, на склонах гор и оврагов можно встретить загадочный цветок — Вороний глаз. Этот вид многолетних растений относится к семейству Мелантиевых. Всего начитывают около

Белка – маленький зверек, который большую часть своей жизни проводит на высоте, передвигаясь по кронам деревьев и веткам. Иногда спускается для того, чтобы найти пищу, упавшую на землю

Орёл беркут является хищной птицей, которая считается крупнейшей среди других видов орлов. Местом обитания беркутов является северное полушарие, а именно: горы. Есть вероятность встретиться с

Источник

Образ природы в музыке и изо

Что же такое природа? Что же такое природа? Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

А что такое музыка? А что такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам.

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души. Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые. И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве", — говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина — дети одной матери — природы. Человек — часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа . ". В нем человек уподоблен березке, а она — человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о дереве или о девушке. Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве", — говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина — дети одной матери — природы. Человек — часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа . ". В нем человек уподоблен березке, а она — человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о дереве или о девушке. Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой. Здесь сказано далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей — не просто среда обитания, она — источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности. Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства. До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства. Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи. Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками. Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным. Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны». Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик». Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу. В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная — выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Источник

Образы природы в музыке, литературе, живописи (презентация к уроку музыки в 6 классе)

Что же такое природа? Что же такое природа? Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

А что такое музыка? А что такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам.

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИВОПИСИ Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души. Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые. И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве", — говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина — дети одной матери — природы. Человек — часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа . ". В нем человек уподоблен березке, а она — человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о дереве или о девушке. Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве", — говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина — дети одной матери — природы. Человек — часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа . ". В нем человек уподоблен березке, а она — человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о дереве или о девушке. Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой. Здесь сказано далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей — не просто среда обитания, она — источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности. Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства. До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства. Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи. Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками. Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным. Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны». Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик». Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу. В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная — выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Источник

Adblock
detector