Над лугом идет дождь связь живой и неживой природы

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Всё, что мы видим вокруг, кроме предметов, созданных человеком, является частью живой или неживой природы. Камни, животные, вода, люди, планеты, растения и прочие тела и организмы сосуществуют бок о бок, постоянно так или иначе взаимодействуя друг с другом. В этой статье мы расскажем о связи живой и неживой природы.

Объекты живой природы

Всё, что рождается, живет определённый период времени, а затем умирает, является частью живой природы. Каждый организм за отведенный ему жизненный цикл обычно проходит несколько стадий: рождение, рост, развитие, размножение, смерть. При этом он питается, дышит и двигается.

Некоторые стадии у отдельных особей могут не присутствовать. Например, не все организмы успевают воспроизвести потомство или просто не способны это сделать по каким-то причинам. Кроме того, у некоторых из них отсутствует возможность передвигаться, в частности у растений и грибов. Тем не менее, они являются частью живого мира, поскольку большая часть процессов с ними происходит.

Среди объектов живой природы можно выделить 5 групп:

  • микроорганизмы,
  • растения,
  • грибы,
  • животные,
  • человек.

Микроорганизмы

Микроорганизмы — самые маленькие представители живой природы. У них настолько микроскопические размеры, что увидеть их невооружённым глазом практически невозможно. На нашей планете их несколько десятков тысяч видов, при этом большая часть из них состоит всего из 1 клетки. К этой группе организмов относятся: бактерии, археи, вирусы, простейшие и низшие плесневые грибы.

Растения

Растения — многочисленная группа организмов, объединённая по ряду признаков в отдельное биологическое царство. В основном растения характеризуется сложной многоклеточной структурой, но есть среди них и одноклеточные виды, такие как хлорелла и хламидомонада. Всего в мире насчитывается более 300 тысяч видов растений, среди которых мхи, плауны, некоторые виды водорослей, папоротники, цветковые растения и другие.

Грибы

Грибы — объекты живой природы, имеющие признаки и растений, и животных. В отдельное царство грибы были отнесены лишь к 1970-м годам, ранее они считались растениями. И сейчас у ученых возникают сложности с их систематикой, поскольку в ходе современных исследований открываются все новые факты об этих удивительных организмах. Но в любом случае не вызывает сомнений тот факт, что грибы — часть живого мира.

Животные

Животные — биологическое царство, насчитывающее более 1,6 млн. видов. Все его представители многоклеточные. Им свойственна гетеротрофность, т. е. способность употреблять в пищу только готовые органические соединения. Кроме того, большинство животных обладает умением передвигаться, чего лишены, например, растения. К этой группе организмов относятся насекомые, черви, моллюски, паукообразные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие и другие.

Человек

Человек также относится к царству животных, но изучением его происхождения, развития и другими аспектами существования занимается целый ряд отдельных научных дисциплин. Человеку присущи способности мыслить, строить планы, принимать решения, нести ответственность за поступки, проявлять эмоции, мечтать, спорить, шутить, любить и т. д. Ни одно животное или растение на подобное не способно.

Объекты неживой природы

Для того, чтобы понять, какие объекты, окружающие нас, являются неживыми, достаточно «лишить» их тех умений, которыми обладают живые тела. Получится несколько общих признаков:

  • Отсутствие необходимости дышать и питаться.
  • Неспособность перемещаться. Под воздействием внешних факторов неживое тело может поменять свое местоположение, к примеру, песок от сильного ветра улетит с берега в море. Но самостоятельно оно этого никогда бы не сделало.
  • Неспособность размножаться. Неживое тело не производит на свет себе подобных. Камень может от удара расколоться на несколько частей, но это будет все то же тело, просто принявшее другую форму.
  • Вечность или бессмертие. Все объекты неживой природы, появившись однажды, никуда не исчезают. Они всегда находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии. Хоть при этом они могут изменять форму и переходить из одного состояния в другое, но все равно остаются существовать на Земле. К примеру, вода способна превращаться в лёд или становится паром, и делает она это бесконечное количество раз под воздействием окружающей среды.

К объектам неживой природы относятся: почва, космические тела, камни, вода, воздух, ветер и другие.

Взаимосвязь живой и неживой природы + схема

Все элементы природы тесны связаны друг с другом. Способы их взаимодействия удобнее рассмотреть на конкретных примерах.

  1. Цветок растёт в почве, получая из неё необходимые питательные вещества. Для роста и развития ему также нужны: солнечный свет, тепло, вода и воздух. Многие растения размножаются семенами, которые распространяет ветер.
  2. Бегемот живёт на суше и в воде, дышит воздухом, греется на солнце, питается травой. К местам кормежки он добирается всегда по одной и той же тропе, которая под тяжестью животного очень скоро превращается в глубокую и широкую канаву.

Понятно, что без воздуха, воды и тепла ни цветок, ни бегемот не смогут существовать. Если ветер не развеет семена цветка по земле, то они упадут рядом с растением. Также, если бегемот не станет ходить по тропе на кормёжку, то почва на ней не окажется вытоптанной. Эти примеры ярко характеризуют взаимосвязанность организмов и неживых тел в природе, если убрать или изменить всего 1 элемент, то и все вокруг станет другим.

Источник



"Как связана живая и неживая природа? Связи внутри живой природы"

– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.

– Давайте вспомним, что относится к живой природе?

(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)

– Что можно отнести к неживой природе?

(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)

– А, что обозначает пожатие рук на схеме?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Так что же изучает экология?

(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)

– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.

III. Постановка темы и целей урока.

– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.

– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.


(Читает хорошо читающий ученик)

IV. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

V. Работа над новой темой.

– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?

(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)

– А ветер, к какой природе относится?

(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)

– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?

(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)

VI. Работа с учебником-тетрадью.

– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

– Что делает девочка на первой картинке?

(Ответы детей: Девочка поливает цветок)

– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?

(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)

– Какая связь между цветком и водой?

(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)

– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?

(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)

– Как они связаны между собой?

(Ответы детей: Крот живет под землей)

– Что вы видите на третьей картинке?

(Ответы детей: Медведь пьет воду)

– Какая существует связь?

(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)

– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?

(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)

– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.

VII. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!

VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.

– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)

– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.

– Что изображено на первой картинке?

(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)

– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?

(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)

– Какая связь между белочкой и растениями?

(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)

– Что изображено на второй картинке?

(Ответы детей: Корова ест траву)

– К какой природе относятся корова и трава?

(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)

– Какая связь между коровой и травой?

(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)

– Что изображено на третьей картинке?

(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)

– К какой природе относятся дятел и личинки?

(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)

– Какая связь существует здесь?

(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)

– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?

(Ответы детей: Да, можем)

– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.

(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)

– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.

IX. Итог занятия

– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?

(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)

– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?

(Ответы детей: Да, можем)

– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.

Источник

Над лугом идет дождь связь живой и неживой природы

В детстве у меня была книга «Животные луга». Хорошая книга, с подробными описаниями и качественным иллюстрациями. Но вот половину указанных там животных я ни разу не видела до сих пор. Оцените масштаб разочарования.

Луг — малая экосистема

Луг — это классическая экосистема, где животные и растения влияют на процесс почвообразования, а почва влияет на растения, которые, в свою очередь, влияют друг на друга и животных, которые тоже влияют на растения. Не говоря уже о том, что условия климата и рельефа влияют и друг на друга, и на жизнь луга.
А экосистема — это есть единство живой и неживой природы, где все взаимосвязано.
О некоторых взаимосвязях я и расскажу.

Неживая природа лугов

Элементы неживой природы — это своеобразный «каркас» луга. В сущности, что такое луг? Достаточно увлажненный ровный участок земли, покрытый густой травянистой растительностью.

Вот вам и неживая природа луга:

  • вода в почве, подземные воды, осадки;
  • плоский рельеф;
  • почва.

Говорить о луговых почвах можно долго, но почвоведение — это не мое. Скажу только, что луговые почвы практически всегда:

  • плодородны;
  • увлажнены;
  • содержат большое количество глея, дерна и гумуса.

Живая природа: луговые животные и растения

И вот уже взаимосвязь живого и неживого.
Влажная плодородная почва позволяет травам густо покрывать луга. Отмершие части растений, в свою очередь, становятся гумусом, а густые сплетения корней образуют дерн.

Для лугов характерно обилие злаковых растений, среди которых мятлик — самый типичный представитель.

Цветковых растений на лугу тоже достаточно и, на мой взгляд, самые красивые:

  • зверобой;
  • иван-чай;
  • шалфей.

Но луговые растения не только услаждают мой взор. Они служат пищей и укрытием для обитателей лугов. Мыши-малютки даже строят домики из травы.

К слову, животные играют важную роль в образовании гумуса. А норные животные, черви, насекомые и прочие подземные обитатели участвуют в почвообразовании.

Растения и животные не могли бы существовать без почвы и воды, но и луг бы не был лугом, не населяй его множество живых организмов.

Источник

Почему луг можно назвать единством живой и неживой природы?

В детстве у меня была книга «Животные луга». Хорошая книга, с подробными описаниями и качественным иллюстрациями. Но вот половину указанных там животных я ни разу не видела до сих пор. Оцените масштаб разочарования.

Луг — малая экосистема

Луг — это классическая экосистема, где животные и растения влияют на процесс почвообразования, а почва влияет на растения, которые, в свою очередь, влияют друг на друга и животных, которые тоже влияют на растения. Не говоря уже о том, что условия климата и рельефа влияют и друг на друга, и на жизнь луга.
А экосистема — это есть единство живой и неживой природы, где все взаимосвязано.
О некоторых взаимосвязях я и расскажу.

Неживая природа лугов

Элементы неживой природы — это своеобразный «каркас» луга. В сущности, что такое луг? Достаточно увлажненный ровный участок земли, покрытый густой травянистой растительностью.

Вот вам и неживая природа луга:

  • вода в почве, подземные воды, осадки;
  • плоский рельеф;
  • почва.

Говорить о луговых почвах можно долго, но почвоведение — это не мое. Скажу только, что луговые почвы практически всегда:

  • плодородны;
  • увлажнены;
  • содержат большое количество глея, дерна и гумуса.

Живая природа: луговые животные и растения

И вот уже взаимосвязь живого и неживого.
Влажная плодородная почва позволяет травам густо покрывать луга. Отмершие части растений, в свою очередь, становятся гумусом, а густые сплетения корней образуют дерн.

Для лугов характерно обилие злаковых растений, среди которых мятлик — самый типичный представитель.

Цветковых растений на лугу тоже достаточно и, на мой взгляд, самые красивые:

  • зверобой;
  • иван-чай;
  • шалфей.

Но луговые растения не только услаждают мой взор. Они служат пищей и укрытием для обитателей лугов. Мыши-малютки даже строят домики из травы.

К слову, животные играют важную роль в образовании гумуса. А норные животные, черви, насекомые и прочие подземные обитатели участвуют в почвообразовании.

Растения и животные не могли бы существовать без почвы и воды, но и луг бы не был лугом, не населяй его множество живых организмов.

Источник

Adblock
detector