Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой.

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит своё признание с давних времён. Ещё в XVII веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое ученье надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.

К. Д. Ушинский считал необходимым «такое ученье, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком.»

В. А Сухомлинский призывал сделать» каждый шаг путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребёнка новыми знаниями.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг, тем самым совершенствуя эстетические чувства.

Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомление с природой способствует физическому развитию ребёнка.

В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.

Наблюдения способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. В процессе наблюдений рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности- наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.

Таким образом, в педагогическом процессе детского сада наблюдениям в природе с целью интеллектуального развития, нравственного, эстетического и физического воспитания должно уделяться большого внимание.

Однако, чтобы наблюдения действительно выполнили свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Оно требует и от педагога, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения. Успех дела достигается применением специальных дидактических примеров, повышающих эффективность процесса наблюдения.

Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть чётко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа «Наблюдай погоду», «Наблюдай растения». Задания должны нацеливать внимание детей на конкретные предметы или их части, на то, что непосредственно окружает ребёнка в момент наблюдения.

Важным условием является разумный отбор объектов. Не следует идти по принципу «чем больше дети увидят, тем лучше». Целесообразно при каждом наблюдении исследовать один-два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года,в любую погоду: его можно увидеть издали, вблизи; к нему можно подойти, потрогать, по возможности попробовать на вкус, понюхать и т. д.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т. п. Затем следует организовать рассмотрение предмета или явления по частям, сосредоточив внимание в каждый данный момент лишь на одной детали. Ели объект подвижный, например насекомое или птица, целесообразно заранее наметить для рассматривания какую-то часть тела (голову, хвост, крыло). При таком подходе к наблюдениям дошкольник привыкает концентрировать своё внимание на указанной детали.

Цель наблюдения- полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Чтобы способствовать этому, воспитателю следует в процессе руководства наблюдениями применять различные приемы. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он только что видел. Затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз.

Эффективными приемами являются заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков сделанный по материалам наблюдений. Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого-то срока – недели, месяца, года.

Вполне применим в наблюдениях с дошкольниками и ещё один приём- имитация ребёнком движений, звуков предметов и явлений природы. Например, детям можно предложить повторить движение крыльев птицы во время полёта. Попытка таких имитаций заставляет дошкольника внимательно всматриваться, вслушиваться в предмет, явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».

Интересен и ещё один приём,заставляющий внимательно смотреть на предмет: предложить ребёнку самому исследовать объект и получить нужные результаты, т. е. сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений. Этот процесс поможет протекать по-разному

I вариант. Дети видят набухшую почку отмечают, что по сравнению с зимой почки стали толще. Воспитатель сообщает «Почки набухли, через некоторое время они лопнут и появятся маленькие листочки, которые затем распустятся».

II Вариант. Воспитатель не рассказывает, что будет дальше с почками, а предлагает понаблюдать за их изменениями каждый день, а затем рассказать об этом в группе.

Прим организации изучения природы, описанной во втором варианте, ребёнок как бы сам «открывает» процесс и, чтобы сделать это открытие, вынужден внимательно всматриваться в предмет.

Для формирования умения видеть очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Это способствует более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулирует активно-творческую деятельность. Одним из важнейших путей поддерживания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счёту.

Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребёнку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдают образование льда. Одновременно они наблюдают за температурой воздуха. Полезно сопоставить эти два явления и помочь детям установить связь между температурой воздуха и образованием льда на водоёмах. Аналогично можно помочь выявить связь между облачностью и осадками (осадки выпадают только в том случае, если есть облака, температурой воздуха и видом осадков (дождь, снег).

Таким образом, результативность процесса наблюдения во многом зависит о его тщательности, которая достигается путём применения некоторых дидактических приёмов.

Список использованной литературы:

1. Белавина И. Г., Найдина Н. Г.Планета наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников И. Г. Белавина, Н. Г. Найдина. М. : Лайда, 1995

2. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд. : Детство-пресс, 2003.

3. Максимова Л. И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. комплекс Л. И. Максимова.Якутск: Изд. -во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я, 2002

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ: ТОТРОВА.

Фотоотчет «Наблюдение за природой весной»Фотоотчет «Наблюдение за природой весной» Цель наблюдения: формировать представления о природе. Ход наблюдения Загадываю загадку и задаю вопросы. Очень к солнышку хотел, Побелел.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой»Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)»Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)» Цель прогулки: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас; учить устанавливать зависимость состояния почвы от погодных.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой» Наблюдение за природой зимой Консультация для родителей Одним из важнейших средств познавательного развития детей дошкольного возраста.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Экологическое.

Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольниковНаблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников Наблюдение-основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой.

Осеннее наблюдение за живой природой Первое, с чем встречается ребенок на прогулке,- это природа,с которой его нужно знакомить: помочь понять,полюбить,научить бережно к ней.

Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» в старшей группе Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» Цели и задачи: Обогащение и закрепление.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической.

Источник



Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.
методическая разработка на тему

Светлолобова Светлана Львовна

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний- это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за её объектами.

ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ:

Прежде всего воспитатель определяет МЕСТО наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению с природой, ЗАДАЧИ , которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает ОБЪЕКТ для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Необходимо продумать и ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ:

  1. Цель и задача должны быть поставлены чётко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ:

Проводя наблюдение надо учитывать 3 основных этапа:

На 1 этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям даётся время для его осмотра.

На 2 этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приёмы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.

На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков.

Источник

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Осеньювоспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

Зимойиспользуют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Вывод. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей

Источник

Наблюдение как основной метод ознакомления с природой детей дошкольного возраста

Все эти аспекты правомерны и нельзя рассматривать наблюдение как метод обучения вне понимания сущности наблюдения как деятельности. Существует три точки зрения на определения сущности деятельности наблюдения.

1. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяют как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Автором данной точки зрения является психолог А.А. Смирнов.

2. Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так Б.М. Теплов образно называл наблюдение «думающим восприятием». С.Л. Рубинштейн считал, что стадии развития наблюдения — это ступени осмысления наблюдаемых процессов.

3. Подлинное решение этого вопроса лежит в основе утверждения

Б.Г. Ананьева, который считал, что «наблюдение есть сложная психическая деятельности, в которой «восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы».

Наблюдение как деятельность является продуктом длительного развития в процессе воспитания и обучения и формируется уже в дошкольном возрасте.

Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. в процессе исследования определили основные линии развития наблюдения на этапе дошкольного возраста:

1. По мере развития наблюдения меняется соотношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития ведущее значение имеют сенсорные процессы – различные виды восприятия. Результатом его является накопление образов (представлений) предметов, явлений (представлений о внешнем виде растений, животных). По мере развития наблюдения усиливается значение интеллектуальных процессов – мышления, памяти, воображения, речи. В результате ребенок может наблюдать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству.

2. Вторая линия в развитии деятельности наблюдения –

изменение его структуры, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. Деятельность наблюдения в развитом виде характеризуется наличием целей, задач, способов решения той или иной задачи, мотивов, планирования и т.д.

Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания их метод наблюдения является основным, ведущим. Так как включение различных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний, а основной запас накопленных ребенком знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов и явлений. Систематическое использование наблюдений в процессе ознакомления с природой приучает ребенка приглядываться, подмечать особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, способствует решению одной из важных задач умственного воспитания. Наблюдение является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. В процессе наблюдений происходит усвоение разных знаний о свойствах и качествах, о структуре и внешнем строении, о причинах изменения и развития объектов, о сезонных явлениях.

Виды наблюдений

В зависимости от места проведения: наблюдения в естественной обстановке живой природы (во время экскурсий и целевых прогулок); наблюдение в специально организованных условиях (во время прогулки на участке д/у, на занятии, в уголке природы и т.д.).

В зависимости от количества детей: индивидуальные наблюдения, групповые наблюдения; фронтальные наблюдения.

В зависимости от содержания: наблюдения за животными, наблюдения за растениями, наблюдения за явлениями неживой природы, наблюдения за сезонными изменениями, наблюдения за погодой, наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д.

В зависимости от времени, затрачиваемого на наблюдение: кратковременное, длительное.

В зависимости от повторности наблюдения за одним объектом:

первичное наблюдение, вторичное (повторное).

В зависимости от того по чьей инициативе проводятся: наблюдения, возникающие по инициативе детей, наблюдения плановые, специально организованные педагогом.

В зависимости от цели: распознающее наблюдение, наблюдение за изменением и развитием объектов и явлений природы, воссоздающее наблюдение.

Особенности организации наблюдений за природой с детьми разных возрастных групп а) младший дошкольный возраст

Известно, что внимание детей привлекают яркие и подвижные объекты, поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану и подводить итог наблюдения. Объем формируемых представлений тоже должен быть довольно ограниченным.

В связи с этим на первом этапе в начале наблюдения основной задачей педагога является привлечение внимания детей к объекту. Для этого можно использовать разнообразные игровые сюрпризные приемы. Ставя задачу наблюдения, очень хорошо связать с последующей игрой, изобразительной деятельностью, трудом.

На втором этапе организуется рассматривание объекта. Учитывая, что, прежде всего внимание детей привлекают действия животного, педагог различными приемами побуждает его к активному поведению: кормит, играет; обращая внимание детей на то, как ест животное, как смотрит, какие издает звуки и т.д. и побуждает детей назвать то или иное действие. Используя приемы обследования, педагог помогает детям выделить сенсорные признаки. Со второй половины года можно использовать прием сравнения. Педагог подбирает 2 животных или растений и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картине. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши видят, что объекты природы отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движений и т, д. Используются приемы подражания движениям, звукам. С трех летнего возраста можно включать в наблюдение отдельные поисковые действия. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным и растениям. Многое здесь зависит от педагога. Когда педагог дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться, проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

На третьем этапе в конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональные впечатления детей от общения с животным или растением, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

б) средний дошкольный возраст

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения, значительно расширяется. Дети продолжают знакомиться с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них, узнают о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

На первом этапе в начале наблюдения педагогом ставится познавательная задача наблюдения, которая нередко связана с практической деятельностью

На втором этапе педагог использует различные приемы, помогающие сосредоточить внимание на особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно связаны с действиями животного во время кормления, игры. Дети в состоянии слышать вопросы и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животного. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных особенностях: Кто это? Что это? Какого цвета? Какой формы?, следует задавать поисковые вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами. Особое внимание следует уделять формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы активизации речи детей. Используется прием сравнения по признакам отличия и сходства и прием актуализации личного опыта ребенка. Рекомендуется использовать загадки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия, а также организовать несложные трудовые действия.

На третьем этапе в конце наблюдения с помощью вопросов следует выяснить, как дети усвоили представления о наблюдаемом объекте, знания о способах ухода за ним и т.д. Вопросы следует формулировать так, чтобы они были интересны детям и вели к обобщению полученных знаний

в) старший дошкольный возраст

Дети в этом возрасте продолжают знакомиться с особенностями внешнего вида, образом жизни, движением, питанием, сезонными изменениями, защитой от врага, ростом и развитием. Вместе с тем важной задачей является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни, средой обитания и способами ухода за ним. Это требует от педагога усложнения методики организации и проведения наблюдения.

На первом этапе в начале наблюдения педагогом ставится

На втором этапе педагог задает детям разнообразные вопросы, которые могут быть направлены на припоминание, сопоставление, поиск. Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Детям предоставляется большая самостоятельность в использовании обследовательских действий, но педагог должен стремиться к тому, чтобы эти действия были осознанными. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными.

На третьем этапе наблюдение заканчивается обобщением. Результаты наблюдения дети отражают в речи и в дальнейшем используют в различной деятельности (трудовой, игровой, изобразительной и т.д.)

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему наблюдение является ведущим методом ознакомления дошкольников с природой?

2. В каких случаях наблюдение носит экологический характер, а в каких нет?

3. Что важнее для развития отношения: содержание наблюдений или форма их организации их организации, приемы, которыми они осуществляются?

Тестовые задания

1. Назовите исследователей, занимающихся вопросами организации наблюдений детей дошкольного возраста

а)Дрязгунова В.А., Жуковская Р.И., Комарова Р.И., Стреха Е.А..

б) Филиппюк Г.С., Васильева А.И., Ветрова Н.И., Николаева С.Н.

в) Ашиков А.В., Кондратьева Н.Н., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.

2. Метод ознакомления дошкольников с природой, обеспечивающий непосредственное восприятие объекта природы:

в) рассматривание картин;

г) подвижная игра.

3. Отметьте классификацию видов наблюдений детей дошкольного возраста:

а) распознающие, за ростом и развитием объектов природы,

б) первично-ознакомительные, углубленно-познавательные,

в) установочные, эвристические, итоговые

4. Выберите тему наблюдения с детьми старшей группы:

а) ―Части тела человека и животного‖

б) ―Золотая рыбка в аквариуме‖

в) ―Осенние изменения в природе‖

г) ―Черенкование комнатных растений ―

Литература

1. Золотова, Е.И. Методика проведения наблюдений за животными /

Е.И. Золотова // Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред.

Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.

2. Логинова, В. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста / В. Логинова, А. Матвеева, П. Саморукова // Дошкольное воспитание – 1970.

3. Оветисян, Л. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой / Л. Оветисян. // Дошкольное воспитание – 1986. — № 1. – С. 10.

4. Саморукова, П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений детей старшего дошкольного возраста / П.Г. Саморукова // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 319.

5. Филлипюк, Г.С. Психологические особенности развития наблюдения у детей дошкольного возраста / Г.С. Филлипюк // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – Т. 194.

Источник

Adblock
detector