Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений

Картотека наблюдений за объектами природы. картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений

После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.

  • Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
  • День становится дольше.
  • Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
  • Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.

Весной природа оживает

Весной природа оживает

  • Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
  • Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
  • Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
  • Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.

Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.

Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список

Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.

Существуют такие признаки наступления осени:

  • Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
  • Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
  • Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
  • Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.

Осенние мотивы

Осенние мотивы

  • Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
  • Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
  • Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
  • А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
  • Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
  • Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».

Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.

Явления природы осенью

Неживая природа

В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.

Живая природа

Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.

Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений

По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.

Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:

  • Жаркая погода
  • Сильные порывы теплого ветра
  • Дожди, после которых можно собирать грибочки
  • Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
  • Град
  • После дождя появляется радуга
  • По утрам можно наблюдать такое явление как роса
  • Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
  • Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
  • День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.

Прекрасная природа

Прекрасная природа
Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:

  • Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
  • Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
  • Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
  • Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.

Другие удивительные явления природы

В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.

Шаровая молния

По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.

Северное сияние

Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.

Снежная гроза

Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.

Смерч

Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.

Цветущая пустыня Атакама в Чили

Это место считается одним из самых засушливых на Земле. Но раз в несколько лет на эту территорию обрушиваются ливневые дожди, благодаря которым пустыня покрывается цветущими травами. Учёные насчитали здесь примерно 200 видов растений, немалая часть которых – эндемики. В период бурного цветения пустыни наблюдается также активное размножение ящериц, птиц и насекомых.

Природа Мира

Остались вопросы? Пиши! Мы с радостью на них ответим!

Явления природы зимой

Неживая природа

С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.

Живая природа

Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие – продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.

Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список

Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.

Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:

  • Появляются первые зеленые цветочки
  • Животные просыпаются от зимней спячки
  • Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
  • Появляются почки, а из них — цветочки
  • Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
  • Весна – это время для рождения нового поколения у животных
  • Птицы начинают вить гнезда

Весной все оживает

Весной все оживает
Из неживой природы:

  • Первое – это таяние снега
  • Начинают журчать ручейки
  • Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
  • Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках

Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.

Явления природы летом

Неживая природа

Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.

Живая природа

В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.

Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список

В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.

В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:

  • Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
  • Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
  • Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
  • Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку

Зимняя метель

Зимняя метель

  • Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
  • В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
  • Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
  • Дни значительно короче ночей

Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.

Явления природы весной

Неживая природа

С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.

Живая природа

Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом – оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.

Источник

Наблюдение в центре природы средняя группа в группе

Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель
: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель:
улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Цель — развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Ход игры. Все встают в круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место.

Художественное слово:

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это. (сыроежки).
В. Степанов

Д/ и «Чудесный мешочек» — дети ощупывают муляжи грибов, находящиеся в непрозрачном мешочке, и называют их.

Наблюдение за разными видами транспорта:
Цели:
— закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом , который не требует бензина;
— человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения:
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.
Предложить детям рассмотреть велосипед.
С самых первых детских лет
Служит мне велосипед.
Лучше он любой машины,
Не нуждается в бензине!
Я педалями кручу
— Птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим,
Забираться трудно очень!
Я недолго унываю,
На педали нажимаю.
Пусть немного и устану,
Но зато сильнее стану!
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)
Художественное слово:
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра
«Перелет птиц»
Цель:
продолжать учить лазить по гимнастической стенке

Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель:
совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

Источник



Наблюдение в центре природы средняя группа в группе

Автор: Ульянова Наталья Борисовна

Организация: МБДОУ д/с №25

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Павлово

Сентябрь

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

1. Наблюдение за цветами «Растут ли цветы на нашем участке»

2.Наблюдение за цветами «Все цветы разные»

Наблюдение за солнцем

Уточнить представления детей о том, что на территории детского сада растут красивые цветы, разные по окраске и названиям.

Познакомить детей с названиями цветов, их строением, особенностями размера, окраски. формы лепестков, побуждать детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов.

Познакомить детей со значением солнца для всего живого на земле, зарядиться энергией солнца

Рассказывание стихов о цветах

Дидактическая игра «Цветы»

Беседа о цветах.

Рассказывание р.н.п. «Солнышко-ведрышко»

3. Наблюдение за цветами «Красивые цветы можно поставить в вазу»

Наблюдение за ветром

Развивать у детей умение радоваться красоте цветущих растений, желание сохранять ее, сделать другим людям приятное.

Знакомить детей с умением определять силу ветра с помощью вертушки, ленточек.

Рассматривание иллюстраций с изображениями цветов.

Чтение р.н.п. «Тише дуй ветерок, тише дуй на мой садок»

4. Наблюдение за цветами «Что бывает на растениях после цветов»

Наблюдение за облаками в небе.

Уточнить у детей представления о том, что цветы живые: они растут и изменяются, из цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые растения.

Познакомить детей с особенностями осеннего неба и облаками, развивать умение видеть красоту неба, фантазировать(на что похожи облака)

Дид. игра «Найди цветок по описанию»

Пальчиковая игра «Цветы»

Чтение стихотворения С. Михалкова «Облака»

Дид. игра фантазирование «На что похожи облака»

5 Наблюдение за цветами «Как ухаживать за букетом»

Наблюдение за дождем.

Воспитывать у детей желание, умение продлевать красоту срезанных цветов

Познакомить детей, отчего бывает дождь, объяснить простейшие связи между явлениями в природе

Беседа «Как ухаживать за букетом»

Слушание произведения «Грустный дождик» муз. Кобалевского

Заучивание потешки «Дождик дождик пуще»

Октябрь

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

1 Наблюдение «Деревья на нашем участке»

Наблюдение за березой

Наблюдение за отлетом птиц

Познакомить детей с деревьями, растущими на нашем участке: березой и рябиной, их убранством осенью.

Дать представление о русской березе, как о дереве, ее красочном наряде, познакомить с листопадом, как явлением природы.

Формировать первоначальное представление о перелетных птицах, их поведением осенью

Беседа «Как изменились деревья»

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Чтение С. Воронин «Моя береза»

Беседа «Перелетные птицы»

Чтение стихотворения М.А. Познанского «Журавли».

Наблюдение за рябиной

Наблюдение за движением облаков в небе

Познакомить детей с рябиной, ее внешним видом, красивыми гроздьями красных ягод, висящими на ней, любимым лакомством птиц.

Формировать умение видеть красоту неба, развивать творческое воображение, желание фантазировать.

Беседа о рябине, рассматривание гроздьев рябины

Чтение стихотворения «Рябина»

Дид. игра «Так бывает или нет»

Наблюдение за листопадом

Наблюдение за осенним дождем

Наблюдения за птицами

Продолжать знакомить детей с листопадом, расширять кругозор о процессах происходящих в природе

Учить сравнивать осенний дождь с летним, осенние дожди долгие и моросящие, после дождя холодно, лужи долго не просыхаю

Продолжать наблюдать за отлетом птиц, расширять представления о перелетных птицах

Чтение О. Белявская «Листопад» Н. Найденова «Листья падают, летят»

Чтение стихотворения В. Степанов «Дождик»

Дид. игра «Что за птица»

Наблюдение за березой и рябиной.

Наблюдение за подготовкой огорода к зиме взрослыми и старшими детьми

Наблюдение за долготой дня

Сравнивать по внешнему виду березу и рябину, находить общие признаки и различия

Познакомить детей с осенними работами на огороде: перекапыванием почвы, удалением сорняков

Уточнить знания об убывающей долготе дня, развивать наблюдательность, расширять кругозор

Беседа «Наш огород осенью»

Дид. игра «Вершки- корешки»

Дид. игра «День- ночь»

Ноябрь

Связь с развитием речи

Наблюдение за деревьями.

Наблюдение за небом, солнцем.

Наблюдение за травой

Знакомить детей с состоянием деревьев поздней осенью: листья опали, деревья готовятся к зиме.

Дать понятие, что осенью солнце редко появляется на небе, не греет, часто небо закрыто облаками и тучами

Рассмотреть состояние травы: трава завяла, пожухла после первых заморозков.

Чтение А. С. Пушкин «Осень»

Нод «Беседа об осени»

Знакомство детей с поговорками и приметами осени

Беседа об осенних изменениях в природе

Наблюдение за воробьями

Наблюдение за одеждой прохожих

Наблюдение за осенним ветром

Знакомить с повадками воробьев, их внешним видом; ласково, уменьшительно произносить: воробушки, прыгают, летают, клюют зернышки.

Обращать внимание на то, что люди одели теплые куртки, шапки, сапоги, учить находить взаимосвязь между изменениями в природе и одеждой людей.

Расширять представления детей: осенью часто дует холодный ветер, раскачивает деревья и кустарники

Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Беседа «Природа и человек»

Слушание: как завывает ветер

Чтение рассказа К. Ушинского «Ветер и солнце» Беседа о прочитанном.

Наблюдение за птицами

Наблюдение за осенним холодным дождем.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, развивать желание заботиться и подкармливать их

Расширять представления детей о явлении природы- холодном моросящем дожде, все кругом становится мокрым, познакомить со смыслом слова непогодица.

Беседа «Как помочь птицам зимой»

Чтение А. Дэви «Дожди», И. Никитин «Поутру вчера шел дождь»

Наблюдение за лужами, покрытыми коркой льда.

Наблюдение за растениями уголка природы.

Обращать внимание детей на то, что от холода и мороза лужи покрываются коркой льда, находить взаимосвязи между явлениями в природе.

Расширять у детей знания о растениях уголка природы и способах ухода за ними

Беседа о безопасном поведении на льду.

Рассматривание картинок с изображением комнатных цветов

Декабрь

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

Наблюдение №1 за елью «Как узнать ель»

Наблюдение за прилетающими на кормушку снегирями и синицами

Упражнять детей находить знакомые деревья по характерным признакам, показать особенности ели(ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку.

Учить наблюдать за повадками птиц у кормушки, их внешними особенностями, воспитывать отзывчивость.

Чтение стихотворения О. Высотской «Елочка»

Дид..игра «Что за птица»

Наблюдение№2 за елью «Какая ель»

Наблюдение за падающим снегом, снежинками

Уточнить представление о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу ,все ветки покрыты зелеными колючими иголками.

Знакомить детей с красотой падающего на землю белоснежного пушистого снега

Загадывание загадок про ель

Чтение стихотворения «Снег, снег кружится»

Наблюдение №3 за елью «Чем прекрасна ель»

Наблюдение за льдом.

Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, зеленом убранстве; учить любоваться деревом, разговаривать с ним

Знакомить детей с тем, что вода на морозе превращается в лед, он очень скользкий

Рассказывание стихов про елочку.

Загадывание загадок о сосульках

Наблюдение №4 за елью «Сравним живую и игрушечную ели»

Наблюдение №5 за елью «Поможем нашей елочке»

Показать детям главные особенности живого дерева(у живого дерева в земле есть корни, оно растет и создает аромат)

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, прикрыть ее снегом.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Хороший подарок»

Чтение К.ЧИ. Чуковского «Елка»

Создание альбома «Елочка»

Январь

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Наблюдение за птицами №1«Какие птицы прилетают на участок»

Наблюдение «Какой снег»

Уточнить с детьми, какие птицы прилетают к кормушке.

Расширять у детей знания о свойствах снега

НОД «Беседа о зиме»

Игра фантазирование «На что похож снег»

Наблюдение «Что находится в шишках у ели»

Наблюдение «Ищем следы на снегу»

Познакомить детей со строением шишки с семенами ели, показать особенности: пахнет смолой, висит на дереве в закрытом виде, в тепле раскрывается, там находятся семена

Установить что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных и птиц.

Дид. Игра «С какого дерева шишка»

Рассматривание строения шишки и беседа по теме.

Рассматривание следов на снегу, беседа «Кому принадлежат эти следы»

Наблюдение за снегопадом.

Наблюдение за птицами№2 «Как птицы передвигаются»

Обращать внимание детей на явление природы снегопад, красоту этого явления, рассмотреть форму снежинок.

Развивать наблюдательность, Замечать особенности передвижения птиц по земле.

Чтение и беседа по произведению В. Архангельского «Летят снежные пушинки»

Дид. Игра «Что за птица»

Наблюдение за птицами №3«Какие звуки издают птицы»

Учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать за поведением птиц и объяснить в каких случаях они издают звуки.

Слушание голосов птиц в записи

Февраль

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

Наблюдение за березой

Наблюдение за образованием сосулек

Продолжать знакомить с березой в зимний период, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Закреплять представление о снеге как особом состоянии воды, учить наблюдению за образованием сосулек

Рассказывание С. Есенин «Береза»

Рассказывание поговорок и пословиц

Загадывание загадок про сосульки

Наблюдение за снегом на ветках деревьев.

Наблюдение за облаками

Познакомить с видами помощи деревьям в зимних условиях, воспитывать эстетическое видение природы, стремление помочь ей

Обращать внимание детей, как ветер гоняет облака по небу, отмечать количество и форму облаков

Рассказывание стих. К. Назыров «Варежки на ветках.

Дид. Игра «Кто больше знает»

Составление рассказов «Какое, какие»

Наблюдение за синицами

Наблюдение за капелью

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами синицами, их особенностями поведения и любимым лакомством-салом

Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха

Заучивание А. Барто «Синица»

Дид. Игра «Летает- не летает»

Пословицы и поговорки про капель

Рассказывание стихотворения И. Демьянов «Веселые льдинки»

Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают»

Наблюдение за снеговиком

Уточнить представления о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении, об особенностях крыльев

Обращать внимание детей, Что снеговик на участке стал постепенно уменьшаться, таять от яркого солнышка и теплой погоды.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Рассказывание р. н. с. «Снегурочка»

Рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию

Март

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

Наблюдения за изменениями в природе

Наблюдение за воронами

Наблюдение за посадкой лука

Обращать внимание на изменения в природе в начале весны, развивать познавательный интерес

Уточнить представление о знакомых птицах, их внешним виде, повадками

Вызывать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, знакомить с условиями, необходимыми для роста луковиц

Рассказывание примет и поговорок про март

Рассказывание стих. Ф. Тютчева «Весна»

Загадывание загадок про ворону

Дид. Игра «Что за птица»

Рассматривание луковиц, беседа о пользе лука.

Наблюдение за капелью, первыми проталинами

Наблюдение за деревьями (почками)

Расширять представления детей о капели (звенит капель),обращать внимание на первые проталины, отчего это происходит, упражнять в употреблении в речи глаголов

Учить устанавливать связи между условиями погоды и состоянием растений

Беседа «Что происходит в природе ранней весной»

Дид. Игра «Придумай сам»

Загадывание загадки про почки.

Наблюдение за весенним солнышком

Наблюдение «Мать-и-мачеха, что это за цветы»

Обращать внимание , как ярко светит солнце ,учить описывать свое весеннее настроение

Знакомить детей с мать- и-мачехой, находить и узнавать эти цветы, определять его особенности6 невысокий стебель, покрытый чешуйками, желтый цветок.

Заучивание потешки «Солнышко, покажись!»

Игра «Солнечные зайчики»

Рассматривании картинок с изображением цветов мать-и мачеха

Наблюдение за грачами

Наблюдение « В каких местах растет мать-и мачеха»

Знакомить детей с перелетными птицами грачами, их внешним видом, повадками(любят купаться в лужах, строят гнезда на деревьях)

Обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах, где растаял снег и прогрелась земля

Рассматривание картины «Грачи прилетели»

Беседа «Где можно увидеть цветы мать-и-мачеху»

Апрель

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

Наблюдение за божьей коровкой

Наблюдение «Как растут листья и появляются семена у мать-и-мачехи

Рассмотреть, как выглядит божья коровка, назвать основные части тела и их особенности

Вызывать интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения, уточнять представления о последовательности роста и развития растения

Загадывание загадки про божью коровку

Чтение потешки «Бабка- коробка»

Дид.игра «Кто больше знает»

Наблюдение»Как божья коровка передвигается»

Наблюдение за ростом растений(подорожник)

Уточнять представления о том, что жучок передвигается двумя способами- летает и ползает, имея крылья и три пары ножек.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения, обогащать словарный запас слов(подорожник большой, ланцетовидный, лекарственный)

Рассматривание картинки с изображением божьей коровки ,беседа.

Рассказ воспитателя о полезных свойствах подорожника

Наблюдение за русской березкой

Наблюдение «Чем питается божья коровка»

Обращать внимание детей на весеннюю красоту берез -свисающие ветки ,белые стволы ,нежную зелень распускающихся листьев

Познакомить детей, что жучок-хищник поедает маленьких букашек-тлей, которые приносят вред растениям, а божья коровка оздоравливает их

Досуг «Люблю березку русскую» с чтением стихов о березе, пение песен пословицы и поговорки.

Загадывание загадок про божью коровку

Чтение стихотворения «Божья коровка»

Наблюдение за насекомыми

Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Формировать представления о многообразии насекомых, знакомить детей с бабочками ,жуками, комарами.

Прививать интерес к изучению природы, к жизни растений и животных, развивать речь

Рассматривание картинок с различными насекомыми,

НОД «Беседа о весне»

Май

Неделя

Наблюдения

Цель и задачи

Связь с развитием речи

Наблюдение за майскими жуками.

Знакомить детей с цветущими одуванчиками, любоваться красотой луга, развивать эстетический вкус

Систематизировать представления о многообразии насекомых, знакомить с майским жуком, расширять словарный запас(двигаясь жук )приподнимает твердые надкрылья, распускает мягкие прозрачные крылья

Рассказывание стихотворения О. Высоцкой «Одуванчик»

Рассказывание стихотворения «Майский жук»

Игра «Большие и маленькие жуки»

Наблюдение за грозой

Наблюдение за кузнечиком

Знакомить детей с явлением природы- грозой, расширять словарный запас (молния, гром, раскаты грома,гроза)

Расширять знания детей о некоторых формах защиты насекомых(Защитная окраска), развивать интерес к жизни насекомых, воспитывать любознательность.

Рассказывание стихотворения «Люблю грозу в начале мая»

Рассказывание стихотворения «Кузнечик»

Дид. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Наблюдение за солнышком

Наблюдение за насекомыми(муравьями)

Продолжать знакомить детей со значением солнца для всего живого,обогащать словарный запас (обогревает, освещает, излучает)

Знакомить детей с тружениками лесов муравьями-санитарами леса

Заучивание р.н.п. «Солнце, солнце …»

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Рассказывание стихотворения «Муравейник»

Рассматривание цветов на клумбах

Наблюдение за бабочками

Познакомить детей с цветущими весенними цветами (пионами, тюльпанами, нарциссами), расширять словарный запас

Расширять знания детей о разнообразии бабочек, пополнять словарный запас (порхают, садятся на цветы, пьют нектар)

Источник

Наблюдения на прогулке и в уголке природы в средней группе

Наблюдения на прогулке и в уголке природы в средней группе

Ещё с раннего возраста у детей формируется представление об изменениях в природе, например, когда день становится короче, а ночь длиннее либо как растут цветы, падают листья и т.д. Посещая детский сад, ребята учатся различать и характеризовать приметы лета, осени, зимы и весны при помощи стихотворения. Основной задачей любого воспитателя является воспитать любовь детей к природе.

Перспективное планирование тем и целей для наблюдений на прогулке в средней группе

Педагог может выбрать тему для наблюдения по теме «Наступила осень». Дети научатся выделять изменения в жизни растений и животных. При выполнении задания происходит формирование представлений об осенних месяцах.

Темы и цели для наблюдения на прогулке в средней группе

Для того, чтобы глубже закрепить знания, педагог задает ребятам вопросы следующего характера:

  • Какое сейчас время года? (Лето, осень, зима, весна).
  • Как вы догадались, что наступила осень?
  • Кто может перечислить характерные особенности этого времени года?
  • Что делает человек осенью?
  • Почему в декабре холоднее чем в ноябре?
  • Бывает ли ветер осенью?
  • Какой месяц следует после февраля?

Детям интересно беседовать о животных, о погоде они очень внимательно слушают, когда педагог рассказывает об их приспособлении в холодное время года. Кроме этого, воспитатель обучает ребят трудовой деятельности, рассказывая, что когда выпадают листья, их нужно убирать. Наблюдения в средней группе картотека с целями по ФГОС — это исследовательский процесс, который воспитывает интерес окружающему миру, то есть природным явлениям.

Некоторые образовательные центры составляют для дошкольников календарь природы «Особенности природы по месяцам», составленный на основе федерального статистического наблюдения.

Цель по наблюдению за неживой природой

Карточки с целями по наблюдениям за неживой природой

На уроке воспитатель предлагает детям рассмотреть сухой песок. Основная цель занятия — это знакомство с таким компонентом неживой природы, как песок.

Наблюдение — берётся небольшая горстка сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассмотреть, используя лупу, трогать песок на ощупь.

Затем, следуют вопросы следующего характера:

  • Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый).
  • Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок).
  • Как можно назвать песок? (Сыпучий).

Цель по наблюдению за живой природой

Карточки с целями по наблюдениям за живой природой

Наблюдение за живой природой происходит за знакомством насекомых, например, с муравьями. Ход занятия — это рассмотрение муравейника. Педагог спрашивает дошкольников, из чего он состоит. Далее воспитатель объясняет детям, что веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают. Они появляются ранней весной (март, апрель).

Можно рассмотреть и другую тему, например, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитатель учит детей, что цветочки нуждаются в бережном уходе, за ними нужно регулярно смотреть, поливать, протирать листочки. Во время выполнения работы, педагог предлагает ребятам взять леечки и полить растения.

Как трудится взрослый человек

Карточки с целями по наблюдениями за трудом взрослых

Дети, которые посещают государственный образовательный центр должны ценить труд взрослого человека. Поэтому на уроке дошкольников приглашают понаблюдать за работой дворника. Основная задача занятия — это закрепить знания о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику.

Важно! Педагог воспитывает доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.

В процессе наблюдения для дошкольников в средней группе педагог загадывает загадку.

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Труд в уголке природы

Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе

Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:

  • длительные наблюдения за растениями,
  • организацию труда по уходу за комнатными растениями;
  • систему занятий.

Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение.

Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.

Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Как проходит этап организации труда в природе:

  • наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
  • заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения

Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • рассматриваются внешние особенности строения растений;
  • происходит наблюдение за способами их функционирования;
  • дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
  • выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.

Методические рекомендации по организации и проведению наблюдений

Метод наблюдения в экологическом воспитании является основным звеном. При закреплении знаний, ребята дошкольного возраста по другому воспринимают объекты, явления. Чтобы заинтересовать ребёнка данным занятием, необходимо проводить частые непосредственные встречи с природой. То есть дошкольник должен наблюдать за её объектами, например, чем отличается рябина от берёзы.

Важно! При систематическом использовании наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, например, когда восходит солнце или в каком месяце идёт снег. Все эти занятия оказывают благоприятное влияние на развитие наблюдательности.

Воспитатель заранее подбирает материал, чтобы провести урок. Нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей, аквариум, чтобы детям было хорошо видно. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть аквариум, перед тем как им кролика, почистить овощи для него.

Обратите внимание! Пробуждение интереса у детей происходит после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем.

Прежде чем организовать занятие, воспитатель должен обязательно учесть особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты.

При обучении некоторых правил поведения, воспитатели использовать сюрпризные игровые приемы: неожиданно принести животное или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, птицы, а можно заинтересовать с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек.

Источник

Adblock
detector