Любовная лирика и природа фета

Природа и любовь в лирике А. Фета

Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу.

I. А. Фет – поэт удивительный.

II. Музыкальность поэзии А. Фета.

1. “Я пришел к тебе с приветом…” – первая публикация поэта.

2. Пейзажная лирика А. Фета.

3. Особенности любовной лирики поэта.

Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека.

Но Афанасий Фет – поэт удивительный

В то же время Афанасий Фет – тонкий лирик. Музыкальность – одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-лирика ярко характеризуют его слова: “Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны”.

Природа и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843

О “весеннем чувстве” фетовского творчества будет много рассказано в русской критике.

Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку.

Великий русский композитор П. И. Чайковский считал, что “Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии.

Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый “звездный цикл”: так много он писал о звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества.

Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит…

Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь – это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны.

Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт.

Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет “небесный”. Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается “Шепот, робкое дыханье…”.

В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений.

Это стихотворение о “музыке любви”, и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то “полупрозрачной завесой”, каким-то полумраком:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии человеческого духа.

Он был убежден, что человек носит в своей груди “огонь сильней и ярче всей вселенной”. Огонь, который “ни времени не знает, ни пространства”. И этот “огонь” поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.

Источник



Природа и любовь в лирике А. Фета

Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу.

I. А. Фет – поэт удивительный.

II. Музыкальность поэзии А. Фета.

1. «Я пришел к тебе с приветом…» – первая публикация поэта.

2. Пейзажная лирика А. Фета.

3. Особенности любовной лирики поэта.

Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет – поэт удивительный и необычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что «и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта». «Говорил он больше о предметах практических, сухих». «В нем было что-то жесткое». В то же время Афанасий Фет – тонкий лирик. Музыкальность – одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-лирика ярко характеризуют его слова: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны».

Природа и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала «Отечественные записки» было опубликовано первое стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…». В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» – так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве А. Фета. О «весеннем чувстве» фетовского творчества будет много рассказано в русской критике.

Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку. Великий русский композитор П. И. Чайковский считал, что «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много он писал о звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества.

Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит…

Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь – это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны. Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт.

Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет «небесный». Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье…». В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений.

Это стихотворение о «музыке любви», и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то полумраком:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии человеческого духа. Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». И этот «огонь» поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.

Источник

Любовная лирика и природа фета

Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора. Писатель любил каждую былинку, дерево, цветочек, небо, солнышко.

Чудесная природа не могла оставить поэта равнодушным. Его душа была всегда открыта для прекрасного, а поэтические строки наполнены любовью к окружающему миру. Он показал тесную взаимосвязь человека и природы.

Чаще всего поэт описывает образ весны – обобщение обновления, отвержение всего, что мешает жить. Лирический герой в поэзиях Фета растворяется в природе. Утро, вечер, солнце – всё для поэта имеет свои эмоциональные оттенки. Афанасий Фет также обращается к образам природы, когда пишет про любовные переживания. Влюблённым всегда кажется, что природа понимает их чувства, поддерживает и разделяет.

Никого не оставит равнодушным стихотворение « Я пришёл к тебе с приветом». Поражает то, какая у лирического героя жажда жизни, как он умеет любить свою вторую половинку, как радуется наступившему утру. Вместе с лирическим героем радуется и природа. Сколько одухотворённости в этих словах!

Ярким примером связи человека и природы является стихотворение «Первый ландыш». Автор сравнивает появление ландышей с чувствами первой влюблённости молодой девушки. Автор в деталях описал все грани переживаний. В первых двух строфах автор показывает, как рад ландыш теплым солнечным лучам, а в последней строфе раскрывает, как может страдать и мечтать девушка во время первой нежной влюблённости.

В стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы» писатель излагает свои наставления читателям о смысле жизни. Суровые испытания судьбы закаляют человека, делают сильнее. Так и при сильных зимних морозах выживают только крепкие деревья. У них трескается кора, но растения не сдаются и ждут приход весны.

В произведении «Буря на небе вечернем» тоже используется приём параллелизма. Тяжёлые мучительные мысли человека сравниваются с чёрными тучами. Грустное настроения лирического героя перекликается с шумом волн бушующего моря.

В стихе «Мотылёк мальчику» автор философски размышляет и о мгновениях жизни. Афанасий Фет описал мотылька, который хочет как можно дольше порадоваться чудесным мгновениям существования. Мотылёк просит не убивать его, ведь люди так часто не ценят природу. В конце стихотворения философский вывод: жизнь может закончиться внезапно у любого живого существа.

Своей нежностью и красотой покоряет читателей стихотворение « В лунном сиянии». Тёплая ночь, пруд, мельница. Такой тихий летний пейзаж располагает лирического героя излить свою душу, признаться в любви милой половинке. Сама природа подсказывает, что нужно просто побродить в лунном сиянии – и душа раскроется.

Схожее по своей тематике с предыдущим произведением стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Свет ночной, волшебные изменения, сонный ручей, милое лицо. Всего несколько точных слов, и мы можем в деталях представить, как на фоне летней природы происходит долгожданная встреча влюблённых. Молодые не могут налюбоваться друг другом до самой зари. В этом стихотворении переплелась пейзажная и любовная лирика.

Во всей пейзажной лирике Афанасий Фет изображает природу и человека в единении. Чтобы подтвердить свою мысль, поэт в большинстве своих произведений употребляет риторические вопросы. У него нет ни одного произведения, где бы не использовались точные метафоры и поразительные эпитеты. Эти тропы помогают показать связь человека и природы.

Таким образом, какое бы произведение Афанасия Фета читателю не захотелось прочесть, он обязательно сможет там проследить, какая неразрывная связь между человеком и природой.

Природа и любовь в лирике А. Фета

План I. А. Фет – поэт удивительный. II. Музыкальность поэзии А. Фета. 1. «Я пришел к тебе с приветом…» – первая публикация поэта. 2. Пейзажная лирика А. Фета. 3. Особенности любовной лирики поэта. III. Читая Фета… Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет – поэт удивительный и необычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что «и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта». «Говорил он больше о предметах практических, сухих». «В нем было что-то жесткое». В то же время Афанасий Фет – тонкий лирик. Музыкальность – одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-лирика ярко характеризуют его слова: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Природа и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала «Отечественные записки» было опубликовано первое стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…». В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» – так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве А. Фета. О «весеннем чувстве» фетовского творчества будет много рассказано в русской критике. Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова. Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку. Великий русский композитор П. И. Чайковский считал, что «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много он писал о звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества. Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит… Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь – это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны. Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт. Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет «небесный». Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье…». В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений. Это стихотворение о «музыке любви», и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то полумраком: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии человеческого духа. Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». И этот «огонь» поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.

Сейчас смотрят:

Похожие материалы:

  • Любовь в лирике Лермонтова – страсть, приносящая страдания — —
  • Тема любви в лирике Ф.Тютчева — —
  • Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева — —
  • Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева — —
  • Человек и природа в лирике Тютчева — —
  • Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева — —
  • Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета — —
  • Интимная любовь Блока к России — —
  • Образ Родины в лирике С. Есенина — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Человек и природа в лирике А. А. Фета. Чтение наизусть одного стихотворения

Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремле­ние к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом. Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объ­ясняется небольшой объем произведений поэта. Всем сти­хотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкаль­ность.

Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое су­щество, со своим неповторимым миром. Оно наделено соб­ственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приоб­щиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)

Поэт наполняет стихотворение постоянными обраще­ниями к читателю, облекая их в повелительную форму. Та­кой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.

Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)

Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

Средства художественной выразительности в стихо­творениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чув­ства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтическо­го произведения не приводит, как можно было бы предполо­жить, к изображению статичного состояния пейзажа. Дина­мика ночной жизни мира природы и переживания влюблен­ных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляе­мых событий:

Шепот, робкое дыханье.

Серебро и колыханье Сонного ручья.

Действие развивается одновременно в отношениях лю­дей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту рас­крыть полутона внутреннего мира влюбленного. Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихо­творении черты природы переходят на человека, а изобра­жаемая картина природы получает психологическую трак­товку. Очень осторожно, размытыми штрихами поэт уста­навливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений Милого лица.

Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины.

Источник

«Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение)»

Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора. Писатель любил каждую былинку, дерево, цветочек, небо, солнышко.

Чудесная природа не могла оставить поэта равнодушным. Его душа была всегда открыта для прекрасного, а поэтические строки наполнены любовью к окружающему миру. Он показал тесную взаимосвязь человека и природы.

Чаще всего поэт описывает образ весны – обобщение обновления, отвержение всего, что мешает жить. Лирический герой в поэзиях Фета растворяется в природе. Утро, вечер, солнце – всё для поэта имеет свои эмоциональные оттенки. Афанасий Фет также обращается к образам природы, когда пишет про любовные переживания. Влюблённым всегда кажется, что природа понимает их чувства, поддерживает и разделяет.

Никого не оставит равнодушным стихотворение « Я пришёл к тебе с приветом». Поражает то, какая у лирического героя жажда жизни, как он умеет любить свою вторую половинку, как радуется наступившему утру. Вместе с лирическим героем радуется и природа. Сколько одухотворённости в этих словах!

Ярким примером связи человека и природы является стихотворение «Первый ландыш». Автор сравнивает появление ландышей с чувствами первой влюблённости молодой девушки. Автор в деталях описал все грани переживаний. В первых двух строфах автор показывает, как рад ландыш теплым солнечным лучам, а в последней строфе раскрывает, как может страдать и мечтать девушка во время первой нежной влюблённости.

В стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы» писатель излагает свои наставления читателям о смысле жизни. Суровые испытания судьбы закаляют человека, делают сильнее. Так и при сильных зимних морозах выживают только крепкие деревья. У них трескается кора, но растения не сдаются и ждут приход весны.

В произведении «Буря на небе вечернем» тоже используется приём параллелизма. Тяжёлые мучительные мысли человека сравниваются с чёрными тучами. Грустное настроения лирического героя перекликается с шумом волн бушующего моря.

В стихе «Мотылёк мальчику» автор философски размышляет и о мгновениях жизни. Афанасий Фет описал мотылька, который хочет как можно дольше порадоваться чудесным мгновениям существования. Мотылёк просит не убивать его, ведь люди так часто не ценят природу. В конце стихотворения философский вывод: жизнь может закончиться внезапно у любого живого существа.

Своей нежностью и красотой покоряет читателей стихотворение « В лунном сиянии». Тёплая ночь, пруд, мельница. Такой тихий летний пейзаж располагает лирического героя излить свою душу, признаться в любви милой половинке. Сама природа подсказывает, что нужно просто побродить в лунном сиянии – и душа раскроется.

Схожее по своей тематике с предыдущим произведением стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Свет ночной, волшебные изменения, сонный ручей, милое лицо. Всего несколько точных слов, и мы можем в деталях представить, как на фоне летней природы происходит долгожданная встреча влюблённых. Молодые не могут налюбоваться друг другом до самой зари. В этом стихотворении переплелась пейзажная и любовная лирика.

Во всей пейзажной лирике Афанасий Фет изображает природу и человека в единении. Чтобы подтвердить свою мысль, поэт в большинстве своих произведений употребляет риторические вопросы. У него нет ни одного произведения, где бы не использовались точные метафоры и поразительные эпитеты. Эти тропы помогают показать связь человека и природы.

Таким образом, какое бы произведение Афанасия Фета читателю не захотелось прочесть, он обязательно сможет там проследить, какая неразрывная связь между человеком и природой.

Природа и любовь в лирике А. Фета

План I. А. Фет – поэт удивительный. II. Музыкальность поэзии А. Фета. 1. «Я пришел к тебе с приветом…» – первая публикация поэта. 2. Пейзажная лирика А. Фета. 3. Особенности любовной лирики поэта. III. Читая Фета… Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет – поэт удивительный и необычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что «и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта». «Говорил он больше о предметах практических, сухих». «В нем было что-то жесткое». В то же время Афанасий Фет – тонкий лирик. Музыкальность – одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-лирика ярко характеризуют его слова: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Природа и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала «Отечественные записки» было опубликовано первое стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…». В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» – так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве А. Фета. О «весеннем чувстве» фетовского творчества будет много рассказано в русской критике. Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова. Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку. Великий русский композитор П. И. Чайковский считал, что «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый «звездный цикл»: так много он писал о звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества. Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит… Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь – это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны. Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт. Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет «небесный». Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье…». В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений. Это стихотворение о «музыке любви», и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то полумраком: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии человеческого духа. Он был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». И этот «огонь» поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.

Сейчас смотрят:

Похожие материалы:

  • Любовь в лирике Лермонтова – страсть, приносящая страдания — —
  • Тема любви в лирике Ф.Тютчева — —
  • Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева — —
  • Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева — —
  • Человек и природа в лирике Тютчева — —
  • Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева — —
  • Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета — —
  • Интимная любовь Блока к России — —
  • Образ Родины в лирике С. Есенина — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Человек и природа в лирике А. А. Фета. Чтение наизусть одного стихотворения

Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремле­ние к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом. Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объ­ясняется небольшой объем произведений поэта. Всем сти­хотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкаль­ность.

Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое су­щество, со своим неповторимым миром. Оно наделено соб­ственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приоб­щиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)

Поэт наполняет стихотворение постоянными обраще­ниями к читателю, облекая их в повелительную форму. Та­кой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.

Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)

Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

Средства художественной выразительности в стихо­творениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чув­ства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтическо­го произведения не приводит, как можно было бы предполо­жить, к изображению статичного состояния пейзажа. Дина­мика ночной жизни мира природы и переживания влюблен­ных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляе­мых событий:

Шепот, робкое дыханье.

Серебро и колыханье Сонного ручья.

Действие развивается одновременно в отношениях лю­дей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту рас­крыть полутона внутреннего мира влюбленного. Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихо­творении черты природы переходят на человека, а изобра­жаемая картина природы получает психологическую трак­товку. Очень осторожно, размытыми штрихами поэт уста­навливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений Милого лица.

Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины.

Источник

Adblock
detector