Лукреций и его дидактическая поэма о природе вещей

РИМСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. ПОЭМА ТИТА ЛУКРЕЦИЯ КАРА «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»

одним из симптомов распада полисной идеологии в Риме было распространение эпикуpейской философии. Эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории..

В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар (родился около 98 г., умер в 55 г.), автор поэмы «О природе вещей»

поэма его, не получившая окончательной отделки, была издана затем Цицероном. Выбирая для философского трактата форму дидактической поэмы. Для последователя Эпикура стихотворная форма изложения является несколько неожиданной.

Но в действительности поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом. Это — подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением

Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. Предметом своего изложения он берет не этику «наслаждения» и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную часть системы, направленную ‘против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. учение Эпикура :Боги существуют, но ведут блаженную жизнь в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения принимает Лукреций. Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души..

Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг. Поэт, ставящий себе целью опровергнуть ‘представления о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения к божеству в начале произведения. В качестве божества-покровителя поэмы о природе Лукреций избрал Венеру, которую он прославляет с большим воодушевлением, как зиждительную силу мира. Но немедленно же после этого обращения поэт возвещает об антирелигиозной установке своего произведения.

Религия — источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений; она — мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого света, возженного учением Эпикура.

последовательно развертывает механистическую картину мира,

По естественным законам, без всякого участия богов, одни предметы сменяются другими в вечном обращении природы. : ничто не разрушимо

«природа ничему не дает без смерти другого родиться.»

Бесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо материи и пустоты, в природе нет.

Третья книга содержит учение о душе и духе. Лукреций различает «душу», как центр жизни, и «дух» («ум»), местопребывание сознания, но указывает на их теснейшую взаимосвязь. смерть не имеет к нам никакого отношения; пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. Страх перед смертью вызван грубыми суевериями, непониманием законов природы, неуменьем использовать жизнь и уйти от нее наподобие гостя, насытившегося пиршеством.

разбирается вопрос о любви. Эпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления о мнимых достоинствах любимой;.

он пишет в старинном стиле, с длинными фразами, Архаизующий язык придаёт поэме известный характер торжественности. обеспечили ей в античности полное признание. Даже христианские авторы, при всей своей враждебности к «безбожному» учению Эпикура, пользовались материалами Лукреция

антирелигиозная установка его вызывала многочисленные нарекания со стороны представителей церкви

Источник



Поэма Лукреция «О природе вещей»

Широко известно утверждение, что «книги имеют свою судьбу». Реже вспоминают и цитируют вторую часть этого крылатого выражения древних, а именно: «. по тому, как они обращаются в народе». По «обращению в народе» философская поэма римского поэта Тита Лукреция Кара «О природе вещей» («De rerum natura») считается одним из самых ярких и значительных произведений не только римской, но и мировой литературы. А ее творец «светский, смелый, поэтический властитель мира».

На протяжении столетий шли споры о поэме. Ее не только прославляли, не только восхищались ею, но и пытались опровергнуть, «обезвредить», «подправить», искажали и бранили на все лады. Особенно раздраженно обрушивались на произведение Лукреция «отцы церкви», видя в нем страшную для себя опасность.

Это и не удивительно, ведь автор поэмы стремился объяснить начала всех вещей, вскрыть подлинную сущность природы:

«. Учу я великому знанию, стараясь дух человека извлечь из тесных тенет суеверий», — пишет Лукреций в первой книге поэмы.

Знакомясь с великим произведением, хочется иметь представление и об авторе, его жизни и деятельности. Увы, о Лукреции почти ничего не известно.

Вплоть до IV века нашей эры о нем нет ни одного биографического свидетельства. Лишь в IV веке появляются весьма краткие и далеко не достоверные сведения. Биограф Вергилия Донат сообщает, что Вергилий по достижении пятнадцатилетнего возраста, то есть в 55 году до н. э., надел «мужскую тогу», в самый день смерти Лукреция. Другое сообщение чуть подробнее. В одной из хроник христианского писателя Иеронима — яростного противника материализма — под 95 годом до н. э. указывается:

«Рождается поэт Тит Лукреций. Впоследствии, впавши в умопомешательство от приворотного зелья и написав в промежутках между припадками безумия несколько книг, которые впоследствии отредактировал Цицерон, он покончил самоубийством на 44 году жизни».

Это сообщение вызывает у исследователей очень сильное сомнение в его правдивости. Да и оно не дает сведений ни о месте рождения поэта, ни о сословии, к которому он принадлежал, ни об обстоятельствах жизни. Дата расходится с датой Доната. Никаких других сведений нет.

Итак, Лукреций жил в первой половине первого века до нашей эры, был современником Катулла, Цицерона, Юлия Цезаря. Время острых социальных столкновений; Римская республика, раздираемая противоречиями, была накануне падения. Все это волновало и Лукреция. И в его поэме ярко отразились разочарование образованных римлян в государственной деятельности, вызванное гражданскими войнами, их раздумья о будущем. Поэт находит утешение в эпикурейской философии, способной, по его мнению, рассеять эти мучительные сомнения.

Вдохновителем Лукреция стал греческий философ-материалист Эпикур.

Лукреций был восторженным поклонником Эпикура и темой для своей поэмы избрал одну из частей эпикурейского учения — физику.

Лукреций так восхваляет Эпикура:

В те времена, как у всех
на глазах безобразно влачилась
Жизнь людей на земле
под религии тягостным гнетом.
Эллин впервые один осмелился
смертные взоры
Против нее обратить
и отважился выступить против.

Эпикур, утверждает Лукреций, первый поднял из глубокого мрака ослепительный свет, освещающий блага жизни. Его учение рассеивает все страхи души, перед ним расступаются стены мира, оно раскрывает движение мировой жизни в бесконечном пространстве. Страшное для людей подземное царство с рекой Ахеронтом оказывается несуществующим.

Верно, учение Эпикура сыграло важную роль в истории культуры, стало оружием в борьбе со взглядами идеалистов. Но этим оно обязано не его создателю, а Лукрецию.

Идея атомизма древних дошла до Галилея, Ньютона, Ломоносова не посредством разбросанных фрагментов сочинений Демокрита и Эпикура, а через гекзаметры Лукреция. Он соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего. Идеи атомистов приобрели в поэме «О природе вещей» большую убедительность, чем у самих творцов учения. Французский филолог Марта справедливо заметил: «То, чему Эпикур обучал, то Лукреций видит». Поэт показал науку глазами художника, попытался сделать ее доступной широким массам читателей.

В поле зрения Лукреция — и движение светил по ночному небу, и рой пылинок, колеблющихся в солнечном луче, и игры молодых животных, и сверкающий вооружением воинский строй. Все это согрето поэтическим вдохновением.

Лукреций убедительно показывает, что мир и его части создавались постепенно (и также независимо от богов), начиная с неба — движение звезд, Солнца, Луны, их затмения, — и кончая Землей, на которой прежде всего появились растения, животные, и, наконец, человек.

Боги не влияют на жизнь человека, не они дали людям огонь и орудия труда, все это добыто человеком:

Судостроение, полей обработка,
дороги и стены,
Платье, оружье, права,
а также и все остальные
Жизни удобства и всё,
что способно доставить усладу:
Живопись, песни, стихи,
ваянье искусное статуй —
Всё это людям нужда указала
и разум пытливый
Этому их научил в движении
вперед постоянном.

. Писарев как-то заметил, что титаны бывают разных сортов. Одни из них живут и творят в высших областях чистого и бесстрастного мышления. Они подмечают связь между явлениями, из множества отдельных наблюдений они выводят общие законы; они вырывают у природы одну тайну за другой; они прокладывают человеческой мысли новые дороги. Это, по мнению критика, настоящие Атласы, на плечах которых лежит все небо нашей цивилизации. Но их труды, как правило, так сложны, что совершенно непонятны массам.

Другие титаны не делают открытий. Они только схватывают и облекают в поразительно яркие формы те идеи и страсти, которые воодушевляют и волнуют их современников.

Именно Лукреций сумел в поэтической яркой форме изложить учение Эпикура, сделать его доступным для масс. Популяризаторское значение поэмы огромно: ведь почти все труды Эпикура утеряны.

Еще до выхода в свет, до размножения рукописи, поэму Лукреция обсуждали, о ней спорили, упоминали в письмах.

Несмотря на неполноту и отрывочность дошедших до нас сведений, можно сказать, что поэму усердно читали не только поклонники философии Эпикура, но и ее противники — Сенека, Марк Аврелий, Цицерон.

В феврале 54 года до н. э. (уже после смерти Лукреция) Цицерон писал своему брату Квинту: «Поэма Лукреция такова, какой ты ее характеризуешь в своем письме: в ней много проблесков природного дарования, но вместе с тем и искусства».

Может быть, Квинт вместе с письмом прислал своему знаменитому брату и папирусные свитки с текстом поэмы. Во всяком случае, известно, что Цицерон принял участие в выпуске поэмы в свет, в ее размножении.

О популярности Лукреция свидетельствует и то, что начальные строки его поэмы встречаются на настенной надписи в Помпеях наряду с цитатами из произведений Эннея, Вергилия, Проперция. А Тацит прямо пишет, что в его время были люди, которые не только читали Лукреция, но и предпочитали его Вергилию. Многие поэты «золотого века», в том числе Вергилий и Овидий, с восторгом отзывались о Лукреции.

Овидий в своих «Песнях любви» утверждает, что возвышенная поэма «О природе вещей» — бессмертна, она может погибнуть лишь вместе с кончиной мира:

С песней высокой своей
в тот день лишь погибнет Лукреций,
Миру который конец вместе
с собой принесет.

Идеи, заложенные в произведении знаменитого римского поэта-философа, подобно негасимому факелу, передаваясь от поколения к поколению, прошли сквозь века. Правда, после падения Римской империи огонь, зажженный Эпикуром и Лукрецием, едва теплился. В Средние Века читателей поэмы было очень мало. Все-таки в скрептории какого-то монастыря в VII или VIII веке поэму «О природе вещей» переписали, но оригинал, с которого снималась копия, не сохранился. Список VII или VIII века также потерян, но в IX веке с него сняли несколько копий. Во всяком случае два полных текста поэмы дошли до нас и хранятся в настоящее время в Лейденской университетской библиотеке. По формату рукописи списки получили названия «Продолговатый», «Квадратный».

Поэма, судя по древнейшим спискам, не получила окончательной отделки, сохранились следы разных авторских редакций. В тексте встречаются неотделанные стихи, много непоследовательностей, сохранились также предварительные неброски, не исключенные из текста редактором. Переписчики, со своей стороны, вносили произвольные и невольные искажения. Позднейшие издатели, стараясь исправить текст, переставляли с места на место отдельные стихи и даже части поэмы.

Итак, уже в IX веке проявляется какой-то интерес к поэме Лукреция, который особенно усилился в последующие века. И лишь в эпоху Возрождения возрастает влияние поэмы на умы. И не только в литературе. Знаменитая картина Сандро Боттичелли «Весна» навеяна гимном Лукреция Венере.

Удовлетворяя спрос читателей, одно за другим появляются издания поэмы, теперь уже не рукописные, а вышедшие из-под печатного станка. Несколько раз труд Лукреция выпустил знаменитый типограф Альд Мануций. При его типографии действовала так называемая «Новая Академия», члены которой тщательно готовили древние тексты к печати; они сравнивали несколько рукописных списков, выбирая наиболее правильный. Поэтому издания Альда Мануция («альдины») получили заслуженную славу. Первое издание Лукреция вышло из его типографии в 1500 году и было напечатано еще латинским шрифтом.

Как известно, Альд Мануций наладил широкую торговлю своими книгами, снабжая ими не только европейские государства, но и страны Востока. Нет сомнения и в том, что поэма Лукреция также разошлась по всему свету.

Во Франции эпикурейскую систему и особый интерес к Лукрецию возродил Пьер Гассенди (1592-1655). Он решительно встал на точку зрения Эпикура и Лукреция в вопросе об атомном строении материи. Но он, вместе с тем, хотел примирить эти взгляды со своей католической совестью. Усилия Гассенди по пропаганде книги Лукреция не пропали. Атомистическое учение было принято Дальтоном и Авогадро, Р. Бойлем и Ньютоном.

В Германии Лукреция почитают Гете и его друзья. Один из них, Кнебель перевел поэму на немецкий язык гекзаметром.

Большое влияние на развитие философии имело и учение Лукреция о чувственном восприятии как основном источнике сознания. Здесь поклонниками Лукреция были Бэкон, Гоббс, Локк. А идея общественного договора Лукреция получила свое развернутое выражение в теории Руссо.

Поэма Лукреция насыщена острой и страстной полемикой против веры, против религии. Даже Байрон в своем «Дон-Жуане» замечает: «Безверие Лукреция слишком сильно, чтобы дать здоровую пищу для молодых желудков».

Внимательно читал Лукреция Ломоносов, он дал ему высокую оценку, заметив в статье «О качествах стихотворца», что «Лукреций в натуре дерзновенен». А в своем труде «Первые основания металлургии, или рудных дел» Ломоносов приводит в собственном переводе отрывок из поэмы «О природе вещей», тот, где говорится об открытии человеком металлов.

Радищев, Чаадаев, Герцен, Менделеев — вот далеко не полный перечень знаменитых читателей поэмы. В дневнике Герцена есть такие строки:

«Читаю Лукреция «De rerum natura». Какой взрослый и во многих отношениях здоровый взгляд (разумеется, надо простить метафизические ошибки, физические ets). Да, древний мир умел лучше нашего любить и ценить космос, великое всё, природу».

Неоднократно издавался Лукреций в нашей стране — в переводе прозой и стихами. Правда, первый прозаический перевод А. Клеванова (издан в Москве в 1876 году) не совсем удачен, он мало понятен и содержит ошибки. Полный русский перевод, выполненный И. Рачинским, более точен, он выдержал три издания (1-е — 1904 год, «Скорпион». 2-е — 1913 год, бр. Сабашниковы; 3-є — 1933 год, ГАИЗ). Но и этот перевод, несмотря на все его достоинства, не считается удовлетворительным. С большим успехом переводились отдельные отрывки из поэмы, которые публиковались в различных журналах и сборниках.

В 1936 году издательство Academia выпускает поэму Тита Лукреция «О природе вещей» в переводе Ф. А. Петровского. Переводчик стремился как можно точнее передать не только мысли римского поэта-философа, но и его поэтические приемы. Петровский успешно справился с поставленной задачей. Уже через год появилось второе издание поэмы, на этот раз в Гослитиздате. В переводе Ф. А. Петровского поэма Лукреция выходила и в 1947 году в серии «Классики науки». В этом двухтомнике даны латинский текст, стихотворный перевод на русский язык, комментарии и статьи о Лукреции. В приложении приводится текст и перевод фрагментов из Эпикура. Еще одно издание поэмы появилось с кратким предисловием в 1958 году.

Такова жизнь в веках одного из замечательнейших творений человеческого гения – поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей».

Источник

Лукреций и его дидактическая поэма о природе вещей

Лукреций (Около 94-55 гг. до н. э.) — римский поэт-философ эпохи гражданских войн I в. до н. э. Биографические сведения о нем малодостоверны. Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить

проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV-III вв. до н.э.). По словам К. Маркса "философии Эпикура, стоиков или скептиков были религиями образованных римлян к тому моменту, когда Рим достиг вершины своего могущества". «О природе вещей»— философская поэма Лукреция, в которой римский автор I в. до н. э. изложил учение греческого философа-материалиста Эпикура. Поэма говорит о том, что материя вечна, что она состоит из атомов, о безграничности вселенной, её постоянном движении и изменении, о том, что человек не должен бояться смерти, с которой никогда не встречается (когда он жив, её нет, а когда она наступает, то уже нет его). С целью избавить людей от страха перед тем, что ждёт их души после смерти, здесь опровергаются представления о существовании загробного мира. В дидактической поэме "О природе вещей" Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура. В первых трех книгах излагается физика Эпикура — его учение об атомах, в котором он развивал учение философа Демокрита; в четвертой — каноника (теория познания); в пятой — астрономия, геология и история человеческой культуры; в шестой объясняются различные явления природы; поэма завершается пространным картинным описанием эпидемии в Афинах в V в. до н. э. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы Лукреций хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. В отличие от Эпикура, физика и материалистическое объяснение всего мироздания у Лукреция играют более самостоятельную роль, поэтому он особенно заостряет антирелигиозный момент философии Эпикура. Не случайно он приводит в третьей книге до тридцати доказательств смертности души. Поражает любовь Лукреция к реальной действительности, живое ощущение природы, вера в человека, в его разум, в прогресс человечества. Пусть многие объяснения Лукреция наивны; у него античный механический материализм; но он признает объективную реальность мира, и в основе всей его концепции лежит научный принцип сохранения материи при ее вечной трансформации. Лукреций — не изолирующий себя от общества эпикуреец (принцип Эпикура — "живи незаметно"), а политический борец-просветитель. Недаром Ломоносов говорил, что "Лукреций в натуре дерзновенен", а Маркс в своих ранних работах называл Лукреция "свежим, смелым поэтическим властителем мира. Лукреций не только философ, но и поэт. Продолжая линию дидактических философских поэм Эмпедокла и Парменида, а также отчасти унаследовав доказательства путем художественных аналогий от Демокрита, Лукреций довел поэтизацию философского материала до совершенства; он искусно сумел раскрыть философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В своих доказательствах, желая убедить читателя, Лукреций обнаруживает тонкое ораторское мастерство и в этом отношении является предшественником Вергилия.Язык его поэмы, написанной дактилическим гекзаметром, изобилует неологизмами и архаизмами, стилистическая функция которых еще мало изучена. Поэма Лукреция заняла видное место в борьбе античного материализма и идеализма в Риме. Цицерон, будучи противником учения Эпикура, тем не менее,по-видимому, содействовал изданию поэмы Лукреция. Эпикурейски настроенный поэт Овидий писал: "Стихотворения возвышенного Лукреция погибнут тогда, когда вся земля погибнет в один день". Лукреций был популярен в эпоху Возрождения и в эпоху французскойбуржуазной революции, особенно у французских материалистов XVIII в. (например, у Гельвеция и др.), которые черпали из его поэмы аргументы против религии. Даже романтик Ф. Шлегель, осуждая материализм Лукреция, тем не менее писал: "По вдохновению и возвышенности он занимает первое место среди римлян; как певец и живописатель природы — первое место среди всех уцелевших поэтов древности". В Советском Союзе поэт, философ-материалист Лукреций стал особенно популярен.
Лукреций излагает философию Эпикура. Поэма его не была завершена, ее издал после смерти поэта Цицерон. Лукреция увлекала не только этическая сторона учения Эпикура, но и лежащее в его основе научное объяснение природы. Лукреций ставит перед собой т благородную задачу: он хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего его мира. Несчастными, по мнению Лукреция, делают людей различные суеверия, боязнь смерти и тяжелых кар Тартара, мелочная борьба честолюбий. Раскрыв перед своими читателями тайны устройства вселенной и человека, Лукреций хочет избавить их навсегда от заблуждений и страха. От его взгляда не ускользают картины, тяжелых человеческих страданий, он изображает любовные переживания человека, с горечью рисуя разочарования любви, раскрывает низкие побуждения людей, стремящихся к роскоши и славе, негодует на жестокость кровопролитных войн. Произведение Лукреция не утратило своего значения в течение веков. Поэма «О природе вещей». Содержанием поэмы является материалистическое толкование происхождения и существования различных форм материи, природы мироздания, законов развития вселенной, жизни людей и эволюции культуры от первобытных орудий труда до современных достижений человеческой цивилизации. Согласно учению Эпикура существует только материя, которой противополагается пустота, а материя состоит из бесчисленного количества атомов («атом» – буквально «неделимое»). В поэме «О природе вещей» Лукреций настоятельно указывает на смертную природу души, которая так же, как и вся материя, имеет атомистическое строение и после смерти человека распадается вместе с телом, так как является неотъемлемой материальной частью человеческого организма. Поэтому бессмысленно бояться того, что будет после смерти. Не отрицание существования богов, а утверждение о том, что боги никак не связаны с независимой от них вселенной,– вот в чем состоит атеизм Лукреция. В поэме «О природе вещей» много сравнений и аллегорий. В гимне Венере, которым открывается поэма , перед читателями предстает олицетворенная природа, наполняющая жизнью море и плодоносную землю. Поэтические достоинства этого гимна постоянно отмечаются как выдающиеся. Содержание и художественная форма связаны с поэтическими традициями греческой классики. Образ богини Кибелы, матери богов и людей,– также аллегория олицетворенной. Ощущается влияние александрийской поэзии. Из поля зрения Лукреция не ускользают картины тяжелых человеческих страданий: он негодует на жестокость кровопролитных войн, говорит о низких побуждениях современных ему людей, с горечью рисует разочарования любви, в конце книги VI дается описание страшной эпидемии чумы в Афинах. На этом описании поэма «О природе вещей» обрывается.

Источник

Лукреций и его философская поэзия. «О природе вещей»

Лукреций (Около 94-55 гг. до н. э.) — римский поэт-философ эпохи гражданских войн I в. до н. э. Биографические сведения о нем малодостоверны. Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить

проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV-III вв. до н.э.). По словам К. Маркса "философии Эпикура, стоиков или скептиков были религиями образованных римлян к тому моменту, когда Рим достиг вершины своего могущества". «О природе вещей»— философская поэма Лукреция, в которой римский автор I в. до н. э. изложил учение греческого философа-материалиста Эпикура. Поэма говорит о том, что материя вечна, что она состоит из атомов, о безграничности вселенной, её постоянном движении и изменении, о том, что человек не должен бояться смерти, с которой никогда не встречается (когда он жив, её нет, а когда она наступает, то уже нет его). С целью избавить людей от страха перед тем, что ждёт их души после смерти, здесь опровергаются представления о существовании загробного мира. В дидактической поэме "О природе вещей" Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура. В первых трех книгах излагается физика Эпикура — его учение об атомах, в котором он развивал учение философа Демокрита; в четвертой — каноника (теория познания); в пятой — астрономия, геология и история человеческой культуры; в шестой объясняются различные явления природы; поэма завершается пространным картинным описанием эпидемии в Афинах в V в. до н. э. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы Лукреций хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. В отличие от Эпикура, физика и материалистическое объяснение всего мироздания у Лукреция играют более самостоятельную роль, поэтому он особенно заостряет антирелигиозный момент философии Эпикура. Не случайно он приводит в третьей книге до тридцати доказательств смертности души. Поражает любовь Лукреция к реальной действительности, живое ощущение природы, вера в человека, в его разум, в прогресс человечества. Пусть многие объяснения Лукреция наивны; у него античный механический материализм; но он признает объективную реальность мира, и в основе всей его концепции лежит научный принцип сохранения материи при ее вечной трансформации. Лукреций — не изолирующий себя от общества эпикуреец (принцип Эпикура — "живи незаметно"), а политический борец-просветитель. Недаром Ломоносов говорил, что "Лукреций в натуре дерзновенен", а Маркс в своих ранних работах называл Лукреция "свежим, смелым поэтическим властителем мира. Лукреций не только философ, но и поэт. Продолжая линию дидактических философских поэм Эмпедокла и Парменида, а также отчасти унаследовав доказательства путем художественных аналогий от Демокрита, Лукреций довел поэтизацию философского материала до совершенства; он искусно сумел раскрыть философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В своих доказательствах, желая убедить читателя, Лукреций обнаруживает тонкое ораторское мастерство и в этом отношении является предшественником Вергилия.Язык его поэмы, написанной дактилическим гекзаметром, изобилует неологизмами и архаизмами, стилистическая функция которых еще мало изучена. Поэма Лукреция заняла видное место в борьбе античного материализма и идеализма в Риме. Цицерон, будучи противником учения Эпикура, тем не менее,по-видимому, содействовал изданию поэмы Лукреция. Эпикурейски настроенный поэт Овидий писал: "Стихотворения возвышенного Лукреция погибнут тогда, когда вся земля погибнет в один день". Лукреций был популярен в эпоху Возрождения и в эпоху французскойбуржуазной революции, особенно у французских материалистов XVIII в. (например, у Гельвеция и др.), которые черпали из его поэмы аргументы против религии. Даже романтик Ф. Шлегель, осуждая материализм Лукреция, тем не менее писал: "По вдохновению и возвышенности он занимает первое место среди римлян; как певец и живописатель природы — первое место среди всех уцелевших поэтов древности". В Советском Союзе поэт, философ-материалист Лукреций стал особенно популярен.
Лукреций излагает философию Эпикура. Поэма его не была завершена, ее издал после смерти поэта Цицерон. Лукреция увлекала не только этическая сторона учения Эпикура, но и лежащее в его основе научное объяснение природы. Лукреций ставит перед собой т благородную задачу: он хочет сделать человека счастливым, нарисовав ему истинную картину окружающего его мира. Несчастными, по мнению Лукреция, делают людей различные суеверия, боязнь смерти и тяжелых кар Тартара, мелочная борьба честолюбий. Раскрыв перед своими читателями тайны устройства вселенной и человека, Лукреций хочет избавить их навсегда от заблуждений и страха. От его взгляда не ускользают картины, тяжелых человеческих страданий, он изображает любовные переживания человека, с горечью рисуя разочарования любви, раскрывает низкие побуждения людей, стремящихся к роскоши и славе, негодует на жестокость кровопролитных войн. Произведение Лукреция не утратило своего значения в течение веков. Поэма «О природе вещей». Содержанием поэмы является материалистическое толкование происхождения и существования различных форм материи, природы мироздания, законов развития вселенной, жизни людей и эволюции культуры от первобытных орудий труда до современных достижений человеческой цивилизации. Согласно учению Эпикура существует только материя, которой противополагается пустота, а материя состоит из бесчисленного количества атомов («атом» – буквально «неделимое»). В поэме «О природе вещей» Лукреций настоятельно указывает на смертную природу души, которая так же, как и вся материя, имеет атомистическое строение и после смерти человека распадается вместе с телом, так как является неотъемлемой материальной частью человеческого организма. Поэтому бессмысленно бояться того, что будет после смерти. Не отрицание существования богов, а утверждение о том, что боги никак не связаны с независимой от них вселенной,– вот в чем состоит атеизм Лукреция. В поэме «О природе вещей» много сравнений и аллегорий. В гимне Венере, которым открывается поэма , перед читателями предстает олицетворенная природа, наполняющая жизнью море и плодоносную землю. Поэтические достоинства этого гимна постоянно отмечаются как выдающиеся. Содержание и художественная форма связаны с поэтическими традициями греческой классики. Образ богини Кибелы, матери богов и людей,– также аллегория олицетворенной. Ощущается влияние александрийской поэзии. Из поля зрения Лукреция не ускользают картины тяжелых человеческих страданий: он негодует на жестокость кровопролитных войн, говорит о низких побуждениях современных ему людей, с горечью рисует разочарования любви, в конце книги VI дается описание страшной эпидемии чумы в Афинах. На этом описании поэма «О природе вещей» обрывается.

Источник

Adblock
detector