Лекарственные растения план конспект занятия по окружающему миру старшая группа по теме

Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бурова Анна Геннадиевна

— уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

— обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

— воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

— развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

— развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Скачать:

Вложение Размер
moe_zanyatie_2012.docx 37.2 КБ

Предварительный просмотр:

(для старшей группы детского сада)

— сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

— дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

— сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

— расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

— уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

— обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

— воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

— развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

— развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем — моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа: Рисование лекарственных растений.

Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.

Воспитатель: Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным животным? Дети рассуждают.

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?

Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?

Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя .

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?

Звучит красивая музыка.

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель берет конверт с заданием.

Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.

Воспитатель: А что отличает живую природу от неживой. Что могут делать только живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются и умирают).

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами — это природа? Мы сможет прожить без творений природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?

Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и мы можем называть нашу природу — Матушкой.

За правильные ответы мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.

Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске ?

Воспитатель: А какое самое главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?

Дети: Питаться солнечным светом и делать для нас кислород.

Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород . Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.

Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.

Воспитатель: А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Как называются растения, расположенные на доске в верхнем ряду?

Воспитатель: Что их всех объединяет? Давайте назовем части дерева.

Дети: Корни, ствол, ветви, листья, плоды.

Воспитатель: Деревья с листочками называются…

Воспитатель: А деревья, у которых вместо листочков есть иголки, называются…

Воспитатель: Что вы видите во втором ряду?

Воспитатель: В чем их главное отличие от деревьев?

Дети: У дерева один крупный ствол, а у кустарников несколько тонких. Деревья обычно высокие, а кустарники низкие .

Воспитатель: А как можно назвать растения из нижнего ряда?

Воспитатель: Какие части есть у травянистого растения?

Дети: Корни, стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей? Показ опорных картинок. Ответы детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему ?

Дети: Нет, не сможет.

Воспитатель: Р астению важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.

Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?

Дети: Нет. В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.

Воспитатель: Как называются такие растения?

Воспитатель: Послушайте стихотворения про них.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

И лекарства, и таблетки.

Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас отправиться в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Теперь другое задание Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?

Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля. Воспитатель показывает иллюстрацию .
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке. Давайте встанем в кружок и все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать. Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки,

Мы колечки соберем, золотистые сорвем,

Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?

Воспитатель: Почему оно так называется?

Дети: Подорожник растёт около дорог.

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей. Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Дети: Он заживляет раны.

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”. Это про него загадка:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Про нее эти строчки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

А вот посмотрите, уж это растение знают все.

Дети: О дуванчик.

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей .

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят. Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.

Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе. Посмотрите на это растение. Как оно называется?

Воспитатель: Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка — похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?

Воспитатель: Правильно, а почему он так называется?

Дети: Если его съест животное, оно может отравиться.

Воспитатель: Зверобой — средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивает боль.

А вы узнали следующее растение?

Воспитатель: А почему он носит такое название?

Воспитатель: Иван – имя, которое очень часто встречается на Руси. С ним заваривают вкусный и полезный чай .

Воспитатель: Второе его название — кипрей. Чай успокаивает, снимает головные боли, улучшает сон. Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья используют на салат.

Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?

Воспитатель: Кто знает этот кустарник?

Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду. А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами? Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в эти деревья и потянем свои веточки к солнцу. Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

Спящие березки ветром всколыхнуло,

Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны,

Солнцу ветки протянули, радуясь дню новому.

Воспитатель: Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.

Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Ответы детей.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!

Источник

Конспект НОД в старшей группе. Лекарственные растения

Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» — синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка : «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей). А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика).
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей). Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое — ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

Источник



Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения».

Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; расширять знания о пользе и применении лекарственных трав; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; активизировать речь детей новыми названиями: лаванда, душица, шалфей, зверобой, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края.

Оборудование: Презентация по теме, картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, разрезные картинки по теме «Лекарственные растения», листья одуванчика, щавеля, миска для салата.

— Ребята, нам с вами пришло очень интересное письмо от лесных животных. Давайте прочитаем и узнаем, что они нам хотят рассказать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке —

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

— Чему хотят нас научить животные? Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какие-то травинки, съев которые они выздоравливали. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса – это целая зеленая аптека. Вот и лесные животные приглашают вас побывать в этой зеленой аптеке и познакомиться с целебными растениями.

— Посмотрите на картинки, какие растения вам знакомы? (Одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, подорожник). Какие из этих растений можно назвать первоцветами? (Одуванчик, мать-и-мачеха). Вы знали, что одуванчик и мать-и-мачеха считаются еще и лекарственными растениями!

— Одуванчик — очень полезное растение: из одуванчика делают варенье! Настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как вы думаете, почему? Из листьев и корня одуванчика делают полезный салат, в нем много витаминов. А еще одуванчик может предсказывать погоду. Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить, как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.

— А это растение мать-и-мачеха. Почему его так называют? (у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха). Правильно, а еще оно помогает при кашле, заваривают травку и пьют, как чай.

— Узнали, что это за растение? (Подорожник). Почему его так называют? (Растет вдоль дороги). Послушайте легенду о том, как люди узнали о лечебных свойствах подорожника. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран. Поранили ножку или ручку, помочили листочек и приложили его к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.

— Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а также для полоскания полости рта при ангине. А если этим отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок.

— Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от ста болезней: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

— Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется? Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

— Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Такие растения называют – комнатные. Многие из них тоже имеют целительную силу. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Д/ игра «Собери растение» — дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение.

Физминутка «Говорит цветку цветок».

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка (наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе (руки, через стороны вверх – вдох; руки вниз – выдох).

— Ребята, вспомните, с какими лекарственными растениями вас познакомили лесные животные? Есть специальные правила сбора лекарственных трав. Лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

— Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

— Дикие животные, для нас с вами передали листочки одуванчика и щавеля. Давайте сделаем из них витаминный салат. Я уже обдала кипятком листья одуванчика, чтобы сошла вся горечь. Вы сейчас будете рвать листочки щавеля и одуванчика на небольшие кусочки в миску, а потом добавим ложку меда и заправим подсолнечным маслом (Дети делают салат и все угощаются витаминным салатом).

Конспект занятия «Наши друзья-лекарственные растения» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья – лекарственные растения» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Лекарственные растения» 1. Презентация. 2. Аудиозаписи: — детские песни; — детские сказки. 3. Мультфильм (детская передача) Слайд «Лес, луг», музыка — шум леса.

Комплексное занятие в подготовительной группе «Лекарственные растения» Комплексное занятие в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения». Задачи: Познакомить детей с целебными свойствами комнатного.

Конспект интегрированного занятия средней группы «Лекарственные растения» ЦЕЛИ: учить, узнавать и правильно называть лекарственные травы; расширять знания о пользе и применении лекарственных.

Конспект НОД по краеведению в средней группе. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения» ЦЕЛЬ: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных.

Конспект занятия «Аптека на подоконнике: лекарственные растения» Конспект занятия в подготовительной группе «Аптека на подоконнике: лекарственные растения» Подготовила и провела воспитатель, Е. В. Прохорова.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить знания детей о пользе лекарственных растений. Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к растениям. 2. Воспитывать интерес.

Конспект занятия по экологии «Лекарственные растения» Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Лекарственные растения» (конспект комплексного занятия в подготовительной.

Занятие для старшей группы «Лекарственные растения» Цель: Систематизировать и расширять знания детей о растительном мире Крыма, продолжать знакомить с лекарственными растениями, растущими.

Источник

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Лекарственные растения родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Зелёная аптека" (Социальное направление) для 3 класса. Тема занятия "Лекарственные растения родного края".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности «Лекарственные растения родного края»»

Тема занятия: Лекарственные растения родного края.

Цель: Познакомить с лекарственными растениями родного края.

Задачи: Образовательная:

Ознакомление учащихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.

Развивающая:

развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса.

формирование умения работать в группе.

Воспитательная:

воспитание бережного отношения к природе родного края, показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей,

воспитание уважения к мнению товарищей.

Практическая работа: заваривание травяного настоя, чая, отвара.

Основные термины и понятия: настой, отвар, чай.

Планируемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут распознавать лекарственные растения родного края, определять их по внешнему виду; применять полученные знания в своей жизни при лечении некоторых заболеваний, зная целительные свойства растений; развивать навыки сотрудничества – умение договариваться; формулировать собственное мнение о важности лекарственных растений для человека.

Наглядные пособия: картинки лекарственных растений; аптечные упаковки лекарственных растений; презентация «Лекарственные растения родного края»; фильм «Из истории лекарственных растений»; музыкальная физкультминутка; сборники лекарственных растений: «Травник», «Растения – сорняки».

Оборудование: телевизор; ноутбук; термос с настоем из шиповника; стаканчики; халат врача для игры; для практического занятия : кастрюля, банка, стакан, полотенце, термос, плоды шиповника, фильтр-пакетик ромашки, крышки -2, кипяток, смесь лекарственных трав.

1. Организационный момент (1 мин)

— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья.

2. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду,

Снова будешь жизни рад.

— Ребята, а вы видели на грядках микстуры и таблетки?

— А какая тогда может быть связь с огородом, садом и лекарством?

— Как называются такие растения?

— Подумайте и скажите, какая будет тема нашего занятия?

— Тема нашего занятия «Лекарственные растения родного края». (На доске запись)

Лекарственные растения — это те растения, которые применяются в профилактических и лечебных целях.

— А что бы вы хотели о них узнать сегодня на занятии?

— Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир лекарственных растений нашего края. Здесь нас ждут увлекательные истории, задания, связанные с этими растениями. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами. У одних растений ценные вещества находятся в листьях; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если мы ими научимся умело пользоваться, то сможем сохранить своё здоровье и красоту на долгие годы.

3.Основной этап занятия. (38 мин)

1.Знакомство с историей лекарственных растений.

— Начнём мы наше занятие с небольшого знакомства об истории использования лекарственных растений.

Фильм «Из истории лекарственных растений» ( 5 мин)

— Вот так на протяжении многих веков люди изучали свойства лекарственных растений.

— Что нового для себя вы узнали, посмотрев фильм?

— А сколько же стоили лекарственные растения, привезённые из других стран?

— Скажите, пожалуйста, а что такое аптекарская изба?

— Что такое аптекарский огород?

— Известно одно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес и попросил принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, — сказал вернувшись из лесу Чараки, — я три дня ходил по лесу и (ЧТО МОГ ОТВЕТИТЬ ЧАРАКИ?) не нашёл ни одного бесполезного растения».

— По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир — это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт Сергей Кирсанов:

Я не степью хожу.

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

— Предлагаю вам вместе со мной разобраться в этой картотеке.

3. Игра «Узнай лекарственное растение» (картинки растений) (10 мин)

— Предлагаю вам, ребятки!
Отгадать мои загадки.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

— Отгадали? А что вы о ней знаете?

Крапива травянистое растение. Крапиву ни с одним другим растением не спутаешь. При прикосновении к её листьям и стеблю, человек как бы обжигается, и на коже появляются волдыри.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Её употребляли в пищу, готовили супы, салаты. В крапиве много витаминов. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Крапива кровоостанавливающее средство. Отвар из её листьев применяют при кровотечениях.

Ещё на отваре листьев делают шампунь для укрепления волос. А вениками из крапивы хлещут по больным суставам.

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Жёлтый сок в листочках,

В маленьких цветочках

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

Чистотел травянистое растение. Растёт чистотел кругом. На вид невзрачное растение, с желтыми цветками. В медицине применяется свежий сок чистотела. Его используют для лечения бородавок. Чистотел – это ядовитое растение.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвёшь листочек осторожно.

Что нас лечит? (Подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Это многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль. Соком подорожника лечат болезни желудка. Также оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос.

Стоят кругом сестрички:

Белые реснички. (Ромашка аптечная)

Аптечная ромашка однолетнее травянистое растение. В народной медицине используют как противовоспалительное средство. Отваром из цветов ромашки полощут горло при ангине. Как успокоительное средство используют чай из цветов. Применяют и как косметическое средство.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой … (Зверобой)

Зверобой многолетнее травянистое растение. Растёт он повсюду. Трава зверобоя издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют при лечении различных воспаленных заболеваний, для улучшения работы желудка.

Цвета жёлтого цветки.

Как ещё нас называют,

Для чего нас применяют. (Календула)

Это растение можно увидеть на клумбах. В медицине используют цветки растения. Календула обладает противовоспалительным действием. Настой календулы применяют при ангине для полоскания горла, при болезни зубов, для лечения гайморита. На основе календулы делают крема. В косметологии его используют для удаления веснушек.

Сидит на палочке

В красной рубашке,

Камешками набито. (Шиповник).

Шиповник – колючий кустарник. Из плодов этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Плоды богаты витамином С, А,В 12, К и РР. Полезно пить настой из плодов шиповника при авитаминозе и простуде. Сироп шиповника добавляют в готовый отвар или настой (вместо меда или сахара).

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха многолетнее травянистое растение. Растёт на пустырях, по берегам рек и ручьев и т.д. Ранней весной появляются жёлтые цветки. Листья большие. Верхняя часть гладкая и холодная, а нижняя белая и мягкая.

Лечебными свойствами обладают цветки и листья мать – и – мачехи. Это лекарственное растение оказывает противовоспалительное действие, способствует разжижению мокрыты и отхаркиванию. Отвар применяют при бронхите, пневмонии.

Это дерево цветёт,

Аромат и мёд даёт.

И спасает нас от гриппа

От простуд царевна. (Липа)

Это замечательное целебное дерево. Растёт в парках, на аллеях, в садах. Привлекает ароматно-медовыми цветами жёлтого цвета.

Для приготовления различных лечебно-профилактических средств на основе липы используют — липовые соцветия. Настой из липы считается жаропонижающим и мочегонным средством. Его используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких. Много принимать настоя из липы не рекомендуется.

— Вы наверно обратили внимание на то, что среди зелёных целителей есть и травянистые растения – ромашка аптечная, крапива, но есть ещё и кустарники — шиповник, и деревья — липа и другие.

— А какие лекарственные растения вы видели около дома?

4. Физкультминутка (2 мин)

4. Практическая работа.

Приготовление отвара, чая и настоя. (5 мин)

— Из лекарственных растений в медицине используют отвары, чаи и настои. Я сегодня покажу вам, как приготовить лечебный чай, настой из шиповника и как приготовить отвар на водяной бане.

Настой шиповника в термосе.

Ингредиенты: шиповник — 5 ст. л. высушенных плодов; 1 литр кипятка, 1 ст. л. сахара.

Приготовление витаминного настоя : Предварительно в термос залить кипяток, прогреть и ополоснуть, потом воду вылить. Затем внутрь поместить чистые плоды.

Сверху засыпать 1 ст. л. сахара (можно меньше).

Залить кипятком. Оставить на 5 – 6 часов или на всю ночь.

Можно готовить и другие настои, для этого нужно читать внимательно рекомендации на упаковке. Например, настой для полоскания горла. Смесь ромашки и календулы (всё по 1 ст. ложке) залить кипятком. Накрыть и оставить на 20 минут. Потом процедить и полоскать горло.

Приготовление чая из ромашки

Ингредиенты: пакетик чая, 250 мл. горячей воды.

Приготовление: Один фильтр-пакет заварить 250 мл. горячей воды.

Накрыть чашку крышечкой или блюдцем.

Дать настояться. Чтобы напиток приобрел изысканный вкус, и полезные свойства ромашки настаивать его нужно не менее 5 минут. Так можно заваривать и чаи из смеси трав.

Приготовление отвара на водяной бане

Ингредиенты: смесь лекарственных растений – 1 ст. л.; 200 мл. воды.

Кастрюля, банка, марля, крышка.

Приготовление: В банку насыпать 1 ст. л. лекарственного сырья , залить холодной водой и накрыть крышкой.

Поставить в кастрюлю, на дно которой необходимо положить марлю, залить холодной водой, накрыть крышкой и поставить на огонь на 20 минут, после закипания.

— Вот так можно готовить настои , чаи и отвары для профилактики и лечения заболеваний.

5) Ролевая игра «На приёме у врача» (5 мин )

«Люди добрые, по чести

Приношу такие вести.

Что послушать их не грех.

Радость будет здесь для всех.

К нам приехал мудрый,

Славный врач великий.

Он диагноз нам поставит,

Без лечения не оставит».

— А сейчас проведём игру под названием «На приёме у врача»

— Задача больного постараться изобразить то, что у него болит, назвать симптомы болезни. Доктор должен определить заболевание и назначить лечение. Будьте вежливыми.

Ромашка, мята, подорожник

Помогут раны врачевать.

Но с травами будь осторожен!

Во всём ведь надо меру знать!

— болит горло

— волосы выпадают

6) Самостоятельная работа. (3 мин)
— Определите название лекарственного растения и его лечебные свойства.

— Сверьте свои ответы с эталоном. Где верно поставьте «+», где неверно « — »

7.) Просмотр презентации «Лекарственные растения родного края» ( 5мин )

— Предлагаю продолжить знакомство с лекарственными растениями. Посмотрим лекарственные растения нашего края, послушаем об их целебных свойствах, а потом проверим, насколько вы внимательно смотрели и слушали.

На полянке невзначай

Раскланялся Иван – чай:

«Мой пурпурный цвет, друзья,

Обойти никак нельзя!»

Он раскланялся любезно:

«Чай душистый пить полезно!»

Погляди на зверобой

На лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вот календулы цветки,

В народе просто –« ноготки»,

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять-

Можно горло полоскать.

Я крапивой называюсь

И целебною считаюсь.

Для волос отвар полезен.

Могу кровь остановить

И организм ваш укрепить.

Лечу я сердце с давних пор,

Сказал, вступая ландыш в спор.

Хоть и прекрасен я на вид,

Но помни, друг – я ядовит!

Я растение чистотел.

В очищении преуспел.

Бородавку мажь мной смело

И внутри возьмусь за дело.

Мята — необычное растение

В чай добавишь — наслаждение,

Для души успокоение.

Из неё получишь масло

В нём целебных качеств масса.

Мать – и- мачеха

Мой листочек молодой

И цветочек золотой

Очень важен для людей ,

Для их дыхательных путей.

Водяной перец

Применяют корни для леченья,

Если острый энтероколит,

А ещё при кровотеченьях

И когда живот болит.

Одуванчика цветок – благовестник лета.

И полезен людям он для иммунитета.

Листья одуванчика в салатике полезны,

Цветы вы заварите, чтоб силы не исчезли.

Лопух

Я помогу вам от подагры.

Полезно масло для волос.

Лечу я авитаминоз.

Ещё ко мне добавьте травы

И будут прочные суставы.

Пастушья сумка

Эту сумочку пастух не возьмёт с собою,

Но она тебе поможет справиться с бедою.

На поляне собери, чаю приготовь.

Раны вылечит она, остановит кровь!

Подорожник

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Полынь горькая травка –

Ромашка аптечная

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

В медицине нет полезней.

Много вылечит болезней.

Рвать в букет её не надо –

Слишком много в Пижме яда!

От усталости и хвори

Помогает нам цикорий.

Если кто-то захандрит,

Чай с цикорием взбодрит.

Шиповник – для здоровья клад!

Так в народе говорят.

Из шиповника отвар –

Ценный от природы дар.

Рябина

Радостным видом друзей я встречала

Ягодой спелой всех угощала.

Кого от простуды чаем лечила,

Кого от давленья спасала не раз.

Скажу я вам честно, без всяких прикрас.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Настои из берёзы

Лечат бронхи и гастриты.

А берёзовые почки

Разрушают камни в почках.

Кровоточат дёсна очень

Боль стоит, что нету мочи.

Кору дуба оттопите,

Дёсна чаще полощите!

— Это конечно не все лекарственные растения нашей местности, а лишь небольшая часть.

— А сейчас вспомните названия лекарственных растений нашего края, с какими мы познакомились сегодня на занятии. И запишите их названия.

— У нас работают 2 группы «Травники» и «Знахари»

— Взяли лист и ручки. Договорились, кто из вас будет писать. У вас 2 минуты.

г) Итог. Награждение.

— Молодцы! Справились с заданиями.

Итог занятия (1 мин).

-С какими растениями мы познакомились?

— Назовите лекарственное растение и его целебное свойство.

— Какие ядовитые растения вы знаете?

— Какие части растений используют для лечения?

— Для чего людям нужны лекарственные растения?

— В каком виде мы употребляем лекарственные растения? (чай, настои, отвары).

— Какой вывод мы можем сделать о значении лекарственных растений для человека?

Вывод: Если хорошо знать лекарственные растения, их целебные свойства, то можно предупредить, лечить некоторые болезни без дорогих лекарств.

И помните, ребята! Лечимся травами только под наблюдением родителей и после консультации с врачом! Так как многие растения могут быть ядовитыми (полынь, ландыш, чистотел, пижма), некоторые лекарственные растения могут иметь побочные эффекты.

6. Рефлексия (1 мин)

— Мы сегодня познакомились с замечательными растениями. И мне хотелось, чтобы наше занятие не прошло даром. Чтобы вы научились видеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки.

Чтение стихотворения учеником

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

— А теперь покажите, вам понравилось наше занятие?

— Как вы оцениваете свою работу на занятии?

— А сейчас я всех приглашаю на дегустацию витаминного настоя из шиповника и напитка из рябины и шиповника.

Источник

Adblock
detector