Л Г Ларионова Упражнения для индивидуальной работы на урок

Л. Г. Ларионова Упражнения для индивидуальной работы на урок

Спишите текст, в выделенных словах обозначьте приставки.

В каком слове безударную гласную в приставке можно проверить, подобав однокоренное слово с соответствующей ударной гласной в приставке? Аргументируйте ответ, ззаписав рядом проверочное слово .

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Тесто готовят, как для обычных пельменей. Для начинки: обжарить свежие грибы в растительном масле, посолить и поперчить. Слепить пельмени, отварить в подсоленной воде. Готовые пельмени посыпать зеленью. (Из «Календаря природы»)

Какая задача ставится в этом тексте?

Сообщить сведения, представляющие интерес для поваров.

Выразить личное отношение к грибным пельменям.

Познакомить читателя с инструкцией приготовления грибных пельменей.

Описать грибные пельмени.

Спишите текст, подчеркните слова, где гласные буквы в приставках обозначают не тот звук, который слышится. Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

В каком ряду во всех словах нет приставок?

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Вот река. Вы подошли . И тут бывает по-разному: то захочется рыбу поудить , то искупаться и мало ли чего! – погулять по берегу, покататься , даже задуматься, что-нибудь вспомнить, по-иному что-то в твоей жизни переставится: всё о себе, всё для себя!

Но вот когда застанет весна в Москве, увидишь текущие со двора реки грязи и вспомнишь настоящую реку, представишь себя на воле, тогда собираешь в душе воспоминания, и всё для реки, и ничего для себя.

Так вот и всё наше чувство природы возникает в городе. (М. Пришвин)

Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

Всё о себе, всё для себя.

Выпишите выделенные слова в столбик, обозначьте в них приставки, а рядом запишите другие слова с данной приставкой, в которых гласные находятся в сильной позиции.

В каком слове есть приставка, которая пишется всегда одинаково, независимо от произношения ?

Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

1) З_порошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям п_дарила и (на) санках пр_катила. (Зима) 2) Слово пухом з_мело – (за) окном белым-бело. (С) неба падают пушинки – не годятся для перинки. (Снег) 3) П_дходила – грохотала, стрелы (на) поле метала. Нам казалось – шла (с)бедой, оказалась – шла (с)водой. П_д_шла и пр_лилась, вдоволь пашня н_пилась. (Туча) 4)Одеяло белое не руками (с) делано – не ткалось и не кроилось, (с) неба (на) землю (с) валилось. (Снег) 5) Белая простыня всю землю _бошла. (Облако)

Какая тема объединяет данные загадки?

Спишите 2-3 загадки (на выбор), раскрывая скобки и вставляя в приставках пропущенные буквы.

В каком слове есть приставка?

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Папе я сказал и маме:

Положите вверх ногами

Школьную мою тетрадь,

Зеркало поставьте рядом,

А под ним стоит отметка,

Какую из пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

Врёт, как водой бредёт.

Ложь белыми нитками шита.

Против лжи ухо востро держи.

Вранью короткий век.

Подберите и запишите к каждому из выделенных глаголов 2-3 однокоренных глагола с приставками, которые имеют на конце гласную букву, и 2-3 глагола с конечной согласной в приставке.

В каком слове нет приставки?

Правописание приставок на З — С

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат .

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны.

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист . (С. Маршак)

1. Какое из слов употреблено в данном тексте в переносном значении?

Выпишите в столбик выделенные в тексте слова, рядом с каждым из них запишите по 1-2 однокоренных слова с приставками на -З или -С . Обозначьте приставки и укажите, к каким частям речи относятся однокоренные слова.

В каком слове нет приставки на -З или -С ? Графически аргументируйте ответ.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

С самого ра_света идёт мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и ни_вергается. Этот льёт бе_шумно тихими, тонкими струйками.

Первая ра_пустилась берёза, и она первая пожелтела. А осина ра_цветилась красными, багровыми, золотистыми листьями. Но порывистый осенний ветер _брасывает и это последнее убранство, крутит и_сохшие листья, ра_стилает их по морской земле. Цветы и_чезли. Мёртвая рука осени _жала и _мяла их. И_мокли заборы от бе_конечной сетки дождя. Всё позже во_ходит солнышко, всё раньше ни_ходит оно к краю земли. (По К. Ушинскому)

К какому типу речи относится данный текст?

рассуждение с элементами описания

повествование с элементами описания

Выпишите из текста слова с приставками на З-С , корень которых начинается с букв Ж, Ш, Ц, Ч . Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

В каком слове на месте пропуска в приставке пишется буква З ? Графически аруменируйте ответ.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Наступила бе_молвная ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев ра_бойничает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном лесу ра_сыпались яркие зимние звёзды. Бе_звучно в зимнем лесу, и над лесными снежными полями сгустились краски ночи. (По И. Соколову-Микитову)

К какому стилю речи относится данный текст?

Выпишите из текста предложение, в котором есть глагол с приставкой С- . Разберите этот глагол по составу, затем затранскрибируйте его.

В каком слове на месте пропуска в приставке пишется буква С ? Графически аруменируйте ответ.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Вы видели, как на ра_свете цветёт лилия? Ра_пускание цветка – сказочное зрелище. Обязательно в_мотритесь в это чудо природы. О красоте и изяществе белой лилии часто рассказывается в песнях, легендах, былинах.

На Руси белая лилия всегда _читалась символом чистоты, поэтому их дарят невестам. И_вестна лилия на Руси и как символ мира.

Первое упоминание о белой лилии во_ходит ещё ко временам Петра I. Красные лилии появились в России позже. Они олицетворяют застенчивость, так как по их лепесткам как бы ра_лилась краска стыда.

Самой бе_ценной из лилий _читается королевская белоснежная. Её родина – Китай. (Из «Календаря природы»)

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание этого текста?

Выпишите выделенные слова, вставляя пропущенные в приставках буквы З или С . Графически объясните их выбор.

В каком слове пишется приставка РАЗ- ?

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Я очень люблю заниматься спортом. А совсем ещё недавно _читал спорт и_ключительно пустым занятием. Всё и_менилось два года назад. Вот моя история.

В детстве я без конца болел. Знакомые говорили: «Воспитывай в себе сильного, смелого и здорового мужчину! Без характера ничего в жизни не добьёшься.»

Начал я с утренней зарядки. Было тяжело, я постоянно и_пытывал боль в мышцах. Однако эта боль стала началом и_целения. Месяца через четыре вдруг почувствовал, что у меня и_меняется походка, цвет лица, настроение. С тех пор зарядка всегда стоит на первом месте в моём распорядке дня, без перерыва на выходной. Я очень хочу быть лётчиком! Без цели жить нельзя. И спорт мне в этом помогает. (По М. Ермакову)

Какая из пословиц и поговорок подходит в качестве заголовка к данному тексту?

Терпение и труд всё перетрут.

Одна голова хорошо, а две лучше.

В здоровом теле – здоровый дух.

Упорство ведёт к цели.

От выделенных слов с предлогом БЕЗ образуйте и запишите однокоренные прилагательные с приставкой БЕС- .

В каком слове пишется приставка БЕС- ?

Правописание окончаний имён существительных

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

На околиц_ деревн_ стоит старый дуб. Много легенд сложено об этом богатыре. Густые листья при ветр_ колышутся , словно в волнении_ ждут кого-то. На этом великан_ ребята пристроили скворечник. Много лет висит птичий домик, выгорел на солнышк_ . Весной и летом живёт в скворечник_ семья скворцов. А поздней осенью, когда наступают холода, в нём прячется от стужи воробей. Для него ребята на дерев_ сделали кормушку. Зимой каждый день на кормушк_ лежат крошки хлеба и зерно. Выше скворечника удобно примостилось гнездо. Каждую весну на своё старое гнездовье прилетает грач. Могучий дуб для птиц – добрый друг. (Е. Сергеев)

Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

Добрый друг птиц.

Выпишите из текста выделенные словосочетания, вставьте в окончаниях пропущенные буквы и объясните графически их выбор .

В каком примере на месте пропуска существительного в единственном числе пишется буква И ?

выгорел на солнышк_

сделали на дерев_

словно в волнени_

на этом великан_

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Анютины глазки были известны ещё в древност_ . У греков есть сказание о прелестной красавице_ Ио, которую Юпитер превратил в корову. Говорят, что эти прекрасные цветы были выращены Юпитером как вкусный корм для несчастной Ио. Поэтому анютины глазки в Древней Греции назывались цветами Юпитера. Вот такую в народ_ сложили легенду. Откуда взялось русское название этого цветка – неизвестно. Ботаники назвали их трёхцветной фиалкой и виолой. (8) Растут цветы анютины глазки в любой местност_. (9) Но больше всего они любимы во Франци_ , Англи_ и Росси_ . (Из «Календаря природы»)

1. Какая из характеристик свойственна данному тексту?

1) Лексика текста может быть понятна только специалисту.

2) Много терминов.

3) Сложная научная информация.

4) Текст рассчитан на широкий круг читателей.

Письменно ответьте на вопрос: «В чём особенность правописания падежных окончаний имён существительных 1-го склонения?» Проиллюстрируйте ответ примерами из текста и своими собственными примерами.

В каком примере на месте пропуска в окончании имени существительного в единственном числе пишется буква Е ?

ещё в древност_

в любой местност_

в народ_ сложили легенду

назывались в Древней Греци_

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

На восток_ Россия начинается в Беринговом пролив_. Когда в столиц_ ещё только восемь часов вечера, на восточной границ_ уже шесть утра следующего дня. Самая западная точка нашей Родины находится на юг_ Балтик_ в Калининградской област_ . (По Н. Михайлову)

Какая из пословиц и поговорок наиболее точно отражает основную мысль данного текста?

Родина любимая – мать родная.

Матушке-России предела нет.

Всякому мила своя сторона.

Родина краснее солнца, дороже золота.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их выбор.

Выбирете правильный ответ?

Окончание -Е пишется в именах существительных :

а) 1-го склонения, кроме форм родительного падежа и форм на -ИЯ .

б) 2-го склонения, если это не форма на -ИЕ, -ИЙ .

2) а) 3-го склонения

б) на — ИЯ , -ИЕ , -ИЙ .

в) 1-го склонения в форме родительного падежа

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Прошла буря. Под камыш_м подобрали двух птенц_в, которые были потеряны пеликаном и колпиц_й. Лечить их взялась Мария Ивановна. Ей быстро удалось приручить питомц_в. Каждое утро с зарницей они выходили из сарая и просили завтрак. Но товарищ_м друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица к хозяйке приближалась. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малыш_м забавлялась вся детвора посёлка.

Однажды в посёлке остались одни дети, а взрослые поехали перебирать сети. К причалу подъехали чужие. Они стали дразнить птицу. Пеликан ощетинился, бросился на пришельц_в и наткнулся на выкинутый чужаками кол. Зазияла кровавая рана в горле. Дети бросились спасать маленького друга.

Браконьеры скрылись, а с птиц_й пришлось долго повозиться. Она была даже оперирована поселковым врач_м. Доброта людей вернула жизнь птице. (По И. Прокопенко)

1. Сколько смысловых частей в этом тексте?

Письменно ответьте на вопрос: «Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц пишется буква О , а когда  Е ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

В каком примере на месте пропуска после Ц пишется буква О ?

выходили с зарниц_й

бросился на пришельц_в

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьб_ около деревн_ . Здесь от деревн_ к деревн_ тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Михаил Михайлович на Урал_ , в Сибир_ и в Карели_ . Великий писатель открыл в природ_ много тайн и подарил их своим читателям. (А. Чеснокова)

Каков тип речи текста?

повествование с элементами рассуждения

повествование с элементами описания

Письменно просклоняйте выделенные имена существительные и обозначьте в них окончания.

В каком ряду во всех именах существительных в единственном числе в окончании пишется буква И ?

в усадьб_ , около деревн_

от деревн_ , к деревн_

на Урал_ , в пригород_

в Сибир_ , в Карели_

Правописание окончаний имён прилагательных

Прочитайте текст, добавляя к именам прилагательным окончания, и выполните задания 1-3.

В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой виднеется небольш__ зеркальце тёпл__ лесн__ ручья. Оно красиво в своей мраморн__ оправе искристых снегов. Жив__ , тоненьк__ зелён__ травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Зимн__ син__ зеркальце! Смотрится в его живую син__ гладь ива. И снится ей весёл__ весна, ласков__ солнце, звонк__ песни лесн__ вольн__ ветра. (По А. Рыжову)

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

Выпишите в столбик выделенные прилагательные, вставляя пропущенные окончания, рядом запишите прилагательные-антонимы и обозначьте в них окончания.

В каком примере в прилагательном на месте пропуска пишется буква А ?

в мраморн_й оправе

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький запах дубовой коры заполнял лес. На мёртвой траве в тени до полудня лежала роса. Рядом стоял куст черноклёна. Нарядный, он весь сиял под холодным осенним солнцем. (По М. Шолохову)

Каков тип речи данного текста?

повествование с элементами описания

рассуждение с элементами описания

Выпишите из текста словосочетания «существительное во множественном числе + прилагательное», обозначая в прилагательных окончания. Напишите кратко аргументированный ответ на вопрос: «Различаются ли по родам окончания имён существительных во множественном числе?»

Выберите правильный ответ.

Правописание падежных окончанийимён прилагательных определяется:

с помощью вопроса, кроме форм на -ЫЙ(-ИЙ)

по окончанию рядом стоящего имени существительного

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

До чего сиротливо торчат чёрн_ сучья ольшаника! Ни листочка на ветвях, ни зелён_ травки на земле.

И вдруг заиграли под солнцем на чёрн_м ольшанике весёлы_ пёстры_ цветы . Они броск_ми пятнами запестрели на бел_й коре берёзовых деревьев , падают на землю, трепещут в воздухе ярк_ми крыльями . Перекликаются свирельным свистом . Переносятся с земли на ветви, с дерева на дерево, из леска в лесок. (В. Бианки)

К какому стилю речи относится этот текст?

Подберите к выделенным существительным прилагательные из данного текста и запишите получившиеся словосочетания. В прилагательных обозначьте окончания.

Источник

Ответы к упражнениям 50-51

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу, спицы выпирают пучком перекушенных колышек, тележка со стуком падает набок, кипы газет вываливаются (СБП; отношения перечисления). 2. Ждем матрёшку час, другой – нет её (СБП; отношения противопоставления, между частями можно вставить союз а). 3. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»). 4. Не хочешь отвечать / 1 – я скажу / 2 (СБП; состоит из двух частей; условные отношения; перед первой частью можно вставить союз если; поэтому ставится тире). 5. Умом Россию не понять , аршином общим не измерить / 1 : у ней особенная стать / 2 – в Россию можно только верить / 3 (СБП; состоит из трёх частей. Между предложениями 1 и 2 – причинные отношения; между частями можно вставить союз потому что; поэтому ставиться двоеточие. Между предложениями 2 и 3 – отношения следствия; между частями можно вставить наречие поэтому; поэтому ставится тире). 6. Зреет рожь – тебе заботушка : как бы градом не побилася , без дождей в жары не высохла , от дождей не положилася (СБС; 1 и 2 – отношения временные, перед первой частью можно вставить союз когда; 2 и 3 – отношения пояснения, перед третьей частью можно вставить а именно). 7. Хотел я встать / 1 – передо мной всё закружилось с быстротой / 2 ; хотел кричать / 3 – язык беззвучен и недвижен стал / 4 (СБП; состоит из четырёх частей. Между предложениями 1 и 2; 3 и 4 – отношения противительные; между частями можно вставить союз но; поэтому ставится тире. Между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) – отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой). 8. Сделаешься слишком умным / 1 – пожалуй, жить не захочется / 2 ; сделаешься богаче всех людей / 3 – будут завидовать / 4 : лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) / 5 (СБП; 1 и 2, 3 и 4 – отношения условия; перед первой и третьей частями можно вставить союз если; между группой 1 и 2 и группой 3 и 4 – отношения перечисления; предложение 5 содержит вывод; можно вставить поэтому). 9. Он покраснел : ему было стыдно убить человека безоружного (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю / 1 : лес кончился / 2 , несколько казаков выезжают из него на поляну / 3 (СБП; 1 и 2 – отношения дополнительные, можно вставить «и вижу, что»; 2 и 3 – отношения перечисления). 11. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст , Вера Никандровна одна (СБП; отношения перечисления). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (СПБ; отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу и второе предложение распространено, имеет свои запятые, то между частями ставится точка с запятой). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях / 1 : бревно на избах было темно и старо / 2 ; многие крыши сквозили , как решето / 3 ; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер / 4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, а третье и четвёртое предложения распространены и имеют свои запятые, то между частями ставится точка с запятой). 14. Вот вам мои условия : вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (СБП; отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина / 1 : где-то скрипнула дверь / 2 ; послышались чьи-то шаги / 3 ; кто-то чихнул на сеновале / 4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, то между частями ставится точка с запятой). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному / 1 : одни одобряли / 2 , другие порицали / 3 , некоторые сдержанно помалкивали / 4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу : мой Карагез летит , развевая гриву (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 18. Я говорю : не сдамся (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 19. Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 20. Я тебе определённо скажу : у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 21. Федор понял : речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 22. Алексей решил : довольно тянуть (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 23. Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 24. Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 25. Я проснулся : заря уже занималась (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 26. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что). 27. Он даже испугался : так было темно , тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что). 28. Окна в бараке то освещались , то гасли : кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что). 29. Прошла неделя , другая – вдруг въезжает ко мне во двор коляска (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение; между частями можно вставить союз и; есть слово вдруг). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу – зарежет , за копейку зарежет (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение, неожиданный результат; между частями можно вставить слова «и тогда»). 31. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо (СБП; второе предложение содержит указание на быструю смену событий; между частями можно вставить слова «и сразу»). 32. Я стал звать хозяина / 1 – молчат / 2 ; стучу / 3 – молчат / 4 (СБП; 1 и 2, 3 и4 – отношения противительные, между частями 1 и 2, 3 и 4 можно вставить союз а; между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) – отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки препинания, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой). 33. Смелые побеждают – трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно / 1 – он вышел открыто 2 , будто идёт во двор / 3 , и шмыгнул в огород / 2 (1 и 2 – СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому. Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто, которое с двух сторон выделяется запятыми). 35. Победим – каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если). 36. Пройдёт молодец / 1 – приосанится / 2 , пройдёт девица / 3 – пригорюнится / 4 , а пройдут гусляры / 5 – споют песенку / 6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 – СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а – ССП). 37. Пропади ты совсем – плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если). 38. Посмотрит – рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно). 39. Он всегда любил поболтать – это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это). 40. Они расстанутся / 1 , они уже расстались / 2 – эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 – отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта).

Источник

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу

Одуванчик седой

Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год по четвертям. Для каждой четверти на выбор учителя по два диктанта с грамматическим заданием, рассчитанным на два варианта.

Многие тексты адаптированы для обучающихся 5 класса. Выверено количество слов (от 90 до 100). В самом конце материала в качестве образца представлена таблица для анализа проведённого диктанта.

5 класс

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

Светлячки

Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4

На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: «Смотри, Юра!»

Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.

Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4 (1 вариант); А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов: лошадь (1 вариант), всё (2 вариант).

Отдых в деревне

Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.

По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.

Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.

Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 (1 вариант); Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант).

Заблудился

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 (1 вариант); Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).

3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Дедушка Мороз

По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л. Яхнину.)

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.
2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. 2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!»
3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. 3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. 2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь.
3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея. 3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: ни о чём (1 вариант); кто-нибудь (2 вариант).

2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:

из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);

Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. 4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. 4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (91 слово.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: (с) ружьем (1 вариант); сады (2 вариант).

2. Выпишите 3 существительных с разными орфограммами: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте морфологический разбор существительных: юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. (1 вариант);

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

ЦИРК

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели 3 афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся 3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!» (93 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Они мычат от страха и сбиваются в кучу. 4 (1 вариант);

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. 4 (2 вариант).

ВЕСНА

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся 3 , взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает 3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В. Бианки.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);

Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).

В САМОЛЁТЕ

Самолёт набирает 3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке. (95 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. 4 (1 вариант).

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. 4 (2 вариант).

Источник



Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в 5 классе» О Михаиле Пришвине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

Выполни синтаксический разбор предложения: Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Выполни морфемный разбор слов: подарил, записной

Выполни морфологический разбор слов: плакучей, от деревни

Контрольная работа по теме «Лексика»

1.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.

2.Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.

3.Укажите верное утверждение

А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

4.Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б. На юноше был надет праздничный кафтан.

В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

5.Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Леса стоят в жемчужном инее.

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Принцесса отвернулась и заплакала.

6.Укажите предложение, в котором есть неологизм.

А. По радио передали штормовое предупреждение.

Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.

В. Лодка всплыла у самого берега.

7.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. Фотограф приготовил фиксаж.

Б. Солдаты атаковали форт.

В. Маляр размешал палитру в ведре.

8.Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова аккорд.

9.Выпишите из словаря по одному слову: заимствованное, устаревшее

10.Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.

очи чело перст щёки глаза губы

ланиты уста баталия лоб говорит палец глаголет брадобрей битва парикмахер

Контрольная работа по теме «Лексика».

1.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.

В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.

2.Укажите предложение, в котором есть профессионализм

А. В углу террасы стоял старый шкаф.

Б. Дом был деревянный.

В. Суффикс – это морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

3.Укажите верное утверждение

А. Профессионализмы– это слова, ограниченные в употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Б. Профессионализмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Профессионализмы– это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

4.Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

Б. На голове его была новая треуголка.

В. Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.

5.Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

Б. Рыцари были в кольчугах.

В. Князь оказался человеком великодушным.

6.Укажите предложение, в котором есть неологизм

А. Вдоль берега плавали парусники.

Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.

В. В доме зажглись огни.

7. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. На мшарах растет много клюквы.

Б. Стрелы лежали в колчане.

В. Хирург сделал надрез скальпом.

8. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слова гаммы

9.Выпишите из словаря по одному слову: диалектное, профессиональное

10. Замените стрелкой устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.

очи чело перст щёки глаза губы

ланиты уста баталия лоб говорит палец

глаголет брадобрей битва парикмахер

1) в 2) в 3)б 4)б 5)б 6) б 7) в

11. Очи-глаза, ланиты-щёки, глаголет- говорит, баталия- битва, чело-лоб, перст-палец, уста-губы, брадобрей- парикмахер.

1) б 2) в 3)в 4)б 5)а 6) б 7) в

11. Очи-глаза, ланиты-щёки, глаголет- говорит, баталия- битва, чело-лоб, перст-палец, уста-губы, брадобрей- парикмахер.

Критерии оценивания:

1-7 задание-7 б ( по 1б за правильный ответ)

9 задание-2б( по 1б за верно выписанное слово)

10 задание- 8 б( по 1б за правильно подобранную пару)

Максимальный балл-18б

«5»-18 б «4»-16-17 б «3»-13-15 б «2»- 12 б и менее

Контрольная работа «Морфемика и словообразование. Способы образования слов.»

1.Морфемика изучает:

1)значимые части слова 2)законы и правила образования слов

3)правила написания слов 4)словарный состав языка

2.Словообразование изучает:

1)значимые части слова 2)законы и правила образования слов

3)правила написания слов 4)словарный состав языка

3.Какое из слов образовано приставочным способом:

1)осмотр 2)наводнение 3)престрогий 4)выпрямить

4.Какое из слов образовано суффиксальным способом:

1)отсвечивать 2)бесчеловечный 3)закономерность 4)одуматься

5.Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом:

1)упростить 2)подберёзовик 3) незнакомый 4)храбрец

6.Какое из слов образовано бессуффиксным способом:

1)игрок 2)заграждение 3)бег 4)перелететь

7.Определить способ словообразования и напишите, от каких слов образовались данные слова:

Вход Плащ-палатка Подосиновик

8.Выделите морфемы в словах:

Незамысловатый, подневольный, вверх, расстилался.

9.Сколько морфем в слове придорожный?

A) 3 B) 4 C) 5 D) 6

Прочитайте текст

(1)Что такое окно? (2)Если обратиться к словарю, то мы в нем найдем такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-то транспортного устройства (паровоза, парохода, самолёта и т.д.)». (3)Но всегда ли оно служило таким целям? (4)Оказывается, не всегда.

(5)Окно – один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. (6)Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки. (7)Зачем же делали окно раньше, в эпоху общеславянского языкового единства, то есть тогда, когда это слово возникло как значимая единица? (8)Об этом чётко и определённо говорит его этимологический состав. (9)Сейчас это слово имеет непроизводную основу (окн-о). (10)Однако образовалось оно с помощью суффикса -н- от существительного око, обозначающего глаз, орган зрения.

(11)Следовательно, исходная структура слова говорит нам, что окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, разглядеть то, что происходило вне дома.

10.Определите стиль текста:

1)разговорный 2)публицистический 3)научный 4)официально-деловой

11.Какое высказывание противоречит содержанию текста:

1)Из слов можно извлечь исторические данные.

2)Слово окно является «родственником» слова око.

3)Этимологический анализ слова окно доказывает, что окно не всегда служило отверстием для света.

4)Достоверные данные об истории предмета, называемого словом, могут дать только археологически находки.

12.Выпишите из предложения 2 одно слово, образованное суффиксальным способом: __________________________________________

13.Выпишите из предложения 2 все слова, образованные способом сложения: __________________________________________________________________

14.Выпишите из предложения 9 слово, образованное приставочным способом

_____________________________

Критерии оценивания:

1-6 задание- 6 б ( по 1б за правильный ответ)

7 задание10 б ( 5 б-по 1 б за верно названные способы образования слов; 5 б- по 1б за верно подобранное слово)

Источник

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу.

повеств., невоскл., простое, двусост., осложнено однород. сказ., распр.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу.

Другие вопросы из категории

1. Произведите разбор по членам предложения.
2.Сковал(1)
, мороз (2), холодно стало в лесу (3).

Читайте также

своими глазами видел, как рождается озеро. Это был житель гор Памира. Когда он был ещё мальчиком и шёл по узкой каменистой тропе над горной рекой в родную деревушку Сарез, началось сильное землетрясение. Земля задрожала, качнулась, и вниз с грохотом полетели камни. Начался обвал, небо заволокло пылью. Когда пыль рассеялась, чудом уцелевший мальчик увидел, что обвал перегородил реку, запрудил её высокой каменной стеной. Вода в реке поднялась высоко, и жителям кишлака Сарез пришлось покинуть родные места. Кишлак оказался под водой, а неожиданно появившееся озеро назвали Сарезским.

писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А.Федина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Текст для примеров:

(1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята называли её просто Лёлей. (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавал диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9)А ещё она научила отца судить волейболы матчи. (10)И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, возраст куда-то пропадал. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой уважительно именовали его: «О, справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.

(15)А дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.
1) Описание
2) Рассуждение
3) Повествование
4) Рассуждение с элементами описания
5) Описание с элементами рассуждения

Моей любимой наукой в школе была география. Она подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. В них обитают необыкновенные животные, которых я видел только на картинках в книжках. Эти книжках давала мне моя добрая учительница, научившая меня любить и понимать мир природы. В нем я находил столько таинственного и загадочного! Эти загадки и тайны волнуют меня и сейчас, хотя возраст у меня далеко не детский. Но открытий и познания он ничего не значит.

Источник

Adblock
detector