КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой doc

Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .

    1. Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой………………………………………………………… ………….5

    1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8

    1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9

    1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13

    Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий

    2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий……………………………………………………… ………………17

    2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска………………………………………… 26

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

    В ознакомлении дошкольников с природой большое место должно быть отведено экскурсиям. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

    Объектом нашего исследования является ознакомление детей дошкольного возраста с природой.

    Предметом исследования является ознакомление детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий.

    Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.

    Гипотеза: процесс ознакомления детей дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если:

    • систематически использовать экскурсии;
    • при применении экскурсий учитывать их виды;

    1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

    2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.

    Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

    Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .

    1.1 Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой.

    В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. [10]

    Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [4]

    Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

    «Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой с помощью экскурсий по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «времен года».

    Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

    Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

    За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. [10]

    В средней группе — дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаками сезона. [13] Например: характерные явления осенней погоды (похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенние цветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб, береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливать связь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. [13] Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

    Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

    В старшей группе — дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

    В подготовительной группе — ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя «отличительные», схожие и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы и т.д.

    Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года, учит их отличать особенности его начала, середины и конца. [13]

    Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой дана концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

    Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по временам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторность в наблюдении их.

    Ознакомление с природой является частью единого педагогического процесса. Планирование этой работы предусматривает отбор конкретного содержания формируемых знаний о природе, умений и навыков, воспитание бережного, заботливого отношения к природе, формирование эстетического воспитания, эстетических чувств.

    Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

    Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

    Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. [3]

    1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой.

    Экскурсия — ознакомление с теми или иными объектами и их изучение по месту их нахождения и связанное с этим передвижение в пространстве.

    Значение экскурсий для детей дошкольного возраста состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

    Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес и т.д. В городских условиях природа отдыха связана с системой зеленых насаждений.

    Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. [8]

    Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надо взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

    Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.). [3]

    1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура.

    Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

    Источник

    

    Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    Цель исследования — выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.
    Задачи исследования:
    Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
    Проанализировать методическую литературу по организации труда.
    Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

    Работа состоит из 1 файл

    Введение.doc

    Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

    Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

    Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

    Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

    Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

    Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

    Нужно показать как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых: родителей, педагогов.

    С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

    Наша задача состоит в том, включать дошкольников в посильную деятельность по уходу за растениями уголка природы и живыми существами (рыбками, птичками).Показать детям образцы заботливого отношения к окружающему миру (не рвать цветы, листья и ветки, кормить птиц зимой) [1, 25].

    Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо проводить не только комплекс занятий, но привлекать к практической деятельности с помощью разнообразных форм организации труда в природе.

    Объект исследования — проблема ознакомления дошкольников с природой в современной научной литературе.

    Предмет исследования – особенности труда детей дошкольного возраста в природе.

    Цель исследования — выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
    2. Проанализировать методическую литературу по организации труда.
    3. Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

    Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретического анализа, обобщения, историко-библиографический и др.

    Структура работы. Работа состоит из введения, в котором рассмотрена актуальность темы: это, то что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо проводить не только комплекс занятий, но привлекать к практической деятельности с помощью разнообразных форм организации труда в природе, цели работы, то есть выявление, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников, объекта, предмета задач курсовой работы.

    В первой главе мы рассматриваем «Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой», в которой представлено теоретическое обоснование изучения проблемы ознакомление дошкольников с природой в современно-научной литературе.

    Во второй главе, мы рассматриваем «Содержание деятельности педагога по организации детского труда в природе», в которой рассмотрена методика организации детского труда во всех возрастных группах.

    Списка использованных источников.

    1 Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    1.1 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с природой в современно-научной литературе

    Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

    Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

    Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

    История приобщения ребёнка к природе рассматривается в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.)

    Я.А. Коменский, говорил «о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста».

    Ж.Ж. Руссо считал, что «большое значении имеет общения с природой для развития детей».

    Использование природы как источника умственного и нравственного воспитания рассматривался в педагогической системе Ф. Фребеля, который считал, что « должно быть формирование знаний детей о природе и умений и навыков труда в природе».

    «Природа как фактор воспитания ребенка в системе» рассматривали П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.

    А К.Д. Ушинский говорил о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д. Ушинский создал методику рассматривания предметов окружающего мира.

    Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания была вынесена сначала на съезде по дошкольному воспитанию (20-е годы XX века) и имела определенные цели, задачи, принципы, содержания и методы ознакомления дошкольников с природой.

    Содержание знаний о природе были указаны в первых программах для дошкольных учреждений в 30-40-е годы XX века и методических пособиях, разработанных А.А. Быстрое, Э.И. Залкинд и др.

    Научное обоснование проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах XX века разрабатывали педагоги: A.M. Степанова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, и др.

    А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский доказывали о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

    В настоящее время история становления методики ознакомления дошкольников с природой тесно связанна с экологическим образованием. Разработкой проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики занимаются С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Петрикевич и др.

    Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей считалось, что природная среда является фактором разностороннего развития ребенка и средством расширения личного опыта, а также источником обогащения содержания всех видов детской деятельности.

    Современные исследования выделяют роль природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентациях.

    К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

    Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.) [2, 9-10].

    Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

    В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

    Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

    В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [3, 37].

    Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

    В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

    Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

    Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

    Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

    Источник

    Доклад «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь»

    Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь».

    Подготовила воспитатель МДОУ №4 г.Можайска: Пшендина И. Ю.

    Речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей и ребенка.

    Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребёнка растёт пропорционально получаемой информации. Исходя из этого, необходимо расширить перечень лексических тем и увеличить объем лексико-грамматического материала внутри каждой темы. Стараясь давать детям как можно больше разнообразных знаний, происходит ускорение их речевого развития и интеллекта. Для чего следует, на занятиях разного типа включать обязательные задания, направленные на развитие речевой функции, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сфер. Весь комплекс этих заданий образует схему гармоничного развития ребенка.

    Для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми мы определили следующие задачи:

    Овладение лексико-грамматическими формами языка. Формирование знаний об окружающем мире и человеке как сложных и взаимосвязанных системах. Развитие восприятия, внимания, памяти мышления и воображения. Моральное воспитание (воспитание доброты, чуткости, сострадания и умения сопереживать). Формирование основ экологической культуры и правил безопасного поведения. Развитиеэмоционально-чувствительной сферы: ощущение красоты окружающего мира и желание сохранить умножить её; выражение своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях и практической деятельности.

    Количество специальных речевых занятий в детском саду недостаточно для развития речи ребёнка, поэтому воспитатель должен понимать о важности решения этой задачи и на других занятиях, особенно на занятиях, на которых у детей формируется представление об окружающем. Ведь, речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира.

    При ознакомлении детей с предметным окружением мы углубляем и уточняем их знания о предметах, учим характеризовать их форму, размер, цвет, отмечать индивидуальные особенности (например, расположение и соотношение частей предмета). Обогащают представления дошкольников сведения о материалах, из которых изготовлены те или иные вещи. Процесс ознакомленияс предметами осуществляем поэтапно:

    Первичное знакомство с предметом и его наименованием. Исследование свойств и качеств предметов. Обогащение словаря детей за счет названий деталей предметов, материалов, из которых предметы изготовлены, оттенков цвета (светло-зелёный, розовый, бирюзовый и др., физических качеств и свойств (гладкий, мягкий, упругий, издает мелодичный звон и др.).

    Заинтересовавшись предметом, дети стремятся самостоятельно определить материал и его признаки (сгибают, пытаются смять, надорвать, определяют твёрдость, мягкость, вес и т. д.

    Группировка, обобщение, классификация и дифференциация предметов.

    Ознакомлению с предметами и их свойствами я отвожу целые занятия, на которых провожу словарную работу в форме игр и упражнений продолжительностью 5-10 мин. Примерно один раз в неделю в свободное от занятий время провожу эти же игры и упражнения для закрепления материала. Занятиям обычно предшествует предварительная работа (экскурсии, целевые прогулки, опыты, наблюдения, беседы).

    Для обогащения и уточнения словаря я использую следующие приёмы:

    а) называю предмет, действие, качество, интонационно выделяю новое слово, и предлагаю повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей. Запомнили? Как я сказала о воробье?»);

    б) предлагаю детям поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день. — Как вы думаете, какой это был день?»);

    в) предлагаю детям на выбор несколько характеристик предметов (объекта) и прошу, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной (грузный – неуклюжий – увалень; шалунья – озорница – плутовка).

    Для активизации словаря использую такие приёмы как:

    а) вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда? как). Задаю вопросы о том, почему так назван тот или иной предмет (умывальник, вешалка, сосняк, подосиновик). Давать пояснения, толкования слов, если дети не смогут сделать этого сами;

    б)словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей?», «Кто расскажет подробнее?», «Скажи наоборот» — на использование антонимов, «Кто скажет иначе?» — упражнение на подбор синонимов).

    Игры можно проводить, используя мяч. Воспитатель кидает ребёнку мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр». – «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т. д.)», — отвечает ребёнок;

    в) дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала.Пример: «Что лишнее?» (чашка, стакан, сахарница, молочник, ваза для цветов); «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила – это инструменты); «Ничего не забудь» (головные уборы – это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т. д.); «Каждую картинку на своё место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображением животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелётных птиц. Детям предлагаю расположить животных и птиц по группам).

    Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, то в работе с детьми я использую игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, берёза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание надо обращать на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья);

    г) игры – небылицы («Что не так?»). Например,я рассказываю: Вернувшись из похода в весенний лес, Витя подарил бабушке букет жёлтых и красных листьев»).

    Большое значение, я уделяю разговору с детьми в утренние и вечерние часы, когда ребёнок может что-то рассказать о том, как он провёл дома выходной день, что нового и интересного узнал и увидел, как и во что играл дома. Еженедельно планирую индивидуальную работу с детьми по словарной работе, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.Например:

    а) При ознакомлении детей с трудом взрослых по теме «Профессии», во время беседы обращаю их внимание на название предметов, объектов, людей и т. д. Поясняю,почему такое название дано объекту: «Уборщица — она убирает. Строитель – строит. Учитель – учит детей. И т. д.». Обращаю внимание на то, что есть слова,которыми обозначают профессии: повар, дворник, воспитатель и т. д. Этими словами не называют людей, если даже они умеют выполнять такие действия, это их профессия. Например, словом бегун называют только спортсменов, а не всех кто умеет бегать.

    б) Знакомя детей с наименованиями предметов, стараюсь показать трудные формы изменения слова.Например: «Это пяльцы. На них натягивают ткань, когда вышивают. Без пялец вышивать неудобно, ткань морщится». При ознакомлении детей с названиями предметов посуды, обращаю их внимание на то,что эти наименования не всегда образуются одинаково: «Посуда для сахара – сахарница, для хлеба – хлебница, для салата – салатница, можно сказать и салатник. А вот посуду для масла называют словом «маслёнка», а не как-то по-другому. Посуда для соли – солонка.А для чая есть два вида посуды: для сухого чая – чайница, а для заварного – чайник». Необходимо давать детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, передаваемых предлогами (в, на, за, из, до, с, под) и наречиями (сверху, снизу, сбоку, налево, направо, прямо, впереди, назад, между, без опоры на наглядность. Например, попросить ребёнка: «Принеси, пожалуйста, книгу, она лежит во втором ящике сверху» или «Поставь, пожалуйста, эту игрушку на нижнюю, правую полку ближе к середине».

    в) В беседе по прочитанному рассказу или сказке, я задаю детям вопросы по содержанию текста, по художественной форме литературного произведения и вопросы, характеризующие образ персонажей (Какой показана лиса в сказке? Какими вы видите медвежат? и т. д., дети подбирают синонимы и антонимы. Эти упражнения помогают тому, что дети на занятиях включают в свои рассказы лексически более богатые, разнообразные описания времен года, погоды, литературных персонажей и т. д.

    г) Во время прогулок, экскурсий провожу с детьми наблюдения за сменой сезонов, за изменениями в живой и неживой природе, за поведением и повадками животных и т. д., обращая внимание детей на явления,которые обозначаются однокоренными словами: снег, снежинка, снежок, снежная баба, снеговик, заснеженный; побежал, бежит, бегает, забежал, убежал, прибежал. На занятиях по природному окружению, накопленные знания и впечатления детей уточняются и систематизируются (например, на итоговых занятиях «Что мы знаем о птицах?», «Что мы знаем о рыбах?»,

    Спланировать занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи непросто, всегда есть желание включить в него как можно больше полезного и интересного детям материала. Поэтому, сначала я стараюсь определить задачи развития ребёнка. В данном направлении это задачи развития устойчивого интереса детей к объектам и явлениям окружающего мира, социальной действительности и задачи развития речи (овладение лексико-грамматическими формами речи). А затем разрабатываю формы организации образовательного процесса (беру определённые темы из перспективного плана изучения лексических тем, конкретизирую цели занятия, продумываю организацию развивающей среды).

    Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью оригами Материалы для работы Материалом по технике «оригами» является цветная или писчая бумага. Можно также использовать газеты, обертки от конфет,.

    Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

    Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моя Семья» Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и.

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь» Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение» Задачи: Обучающие: — познакомить с понятиями «устная речь», «предложение» — учить.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Ранняя осень»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Ранняя осень» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) Тема: «Ранняя осень» Задачи:.

    Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Развиваем память и внимание»Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Развиваем память и внимание» Тема занятия: «Развиваем память и внимание»Задачи: 1. Развитие памяти, внимания, мелкой моторики; 2. Развитие пространственных представлений.

    Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Развиваем мелкую моторику — развиваем речь. В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны.

    НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Вода — источник жизни» НОД (ознакомление с окружающим миром) «Вода — источник жизни». Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: совершенствование.

    Знакомим малыша с окружающим миром Ребёнок познаёт мир усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Малыш в это время учится ориентироваться в окружающем.

    Источник

    Читать курсовая по педагогике: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края" Страница 1

    Введение Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

    Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

    Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

    В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

    Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

    Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его

    Источник

Adblock
detector