Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы

Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы?

Не только Есенин, но и другие русские поэты обращались к теме общности человека и природы.

В стихотворении «Тучи» лирический герой Лермонтова сопоставляет себя с темными облаками – с «вечными странниками». Он пытается выяснить причину их изгнания, собственно, как и есенинский субъект, напрямую задавая вопросы, вступая в диалог с миром природы:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Однако герой затем осознает, что тучкам чужды «страдания»: они холодны и равнодушны…

В стихотворении Фета «Учись у них – у дуба, у березы» данная тема звучит по-иному. В отличие от печальных есенинских строчек, слова Фета наполнены надеждой, энергией и оптимизмом. Герой, как есенинский субъект, сравнивает себя с растением. Но он говорит о том, что стоит брать пример с дуба и березы, поскольку «они стоят, молчат» даже в «лютый холод». Иными словами, для Фета стойкость растений выступает в качестве идеала, с которого нужно брать пример, в то время, как у Есенина клен метафорично олицетворяет человека, идущего «на дно» жизни.

Кроме того, вспоминается и «Зимняя песня» Рубцова, где тихая ночь навевает радость лирическому герою. Подобно тому, как герой Есенина проводит параллель с «опавшим кленом», Рубцов воспринимает образы «огней» и «света» как связь человека с прекрасным в мире. Для Рубцова это действительно счастье – быть с природой в единстве, поэтому стихотворение очень легкое и поэтичное…

Источник

Общность человека и природы в поэзии

Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925

Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», лирический герой стихотворения «очеловечивает» его. Как называется этот приём?

Прием «очеловечивания» неодушевленных предметов называется олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение — это один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).

Такой стилистический приём называется «ассонанс». Дадим определение.

Ассонанс — это повторение гласных звуков в высказывании.

здесь нет ответа «звукопись». Он ведь подходит? либо я не понимаю, в чём разница

Поскольку в задании четко прописано, что прием заключается в «ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых ГЛАСНЫХ звуков», мы конкретизируем вид звукописи − в этом случае речь идёт именно об ассонансе.

Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («клён заледенелый» , «под метелью белой»)?

Такое образное определение называется эпитетом. Дадим определение.

Эпитет — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, он определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки.

Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.

Таким термином является строфа. Дадим определение.

Строфа — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.

Это стихотворение написано размером «хорей». Дадим определение.

Хорей — двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

При хорее ударения стоят так:

Клён ты́ мой о́павши́й, клён за́леде́нелы́й,

Ни одна буква в ударение(я считаю и смысловые) не попала.

Очень странно Вы расставили ударения. Попробуем вместе:

КлЁн ты мОй опАвший, клЁн заледенЕлый

1, 3, 5, 7, 11 слоги ударные; пропущен только 9-й — такое возможно. Типичный хорей!

В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

Сергей Есенин один из наиболее мелодичных поэтов. Многие его стихотворения были переложены на музыку. Стихотворение «Клён ты мой опавший…» особенное по своей форме, оно состоит не из четверостиший, а из двустиший. Оно посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной.

Стихотворение написано хореем, рифма парная. Эмоциональность стихотворения подтверждается восклицательным междометием ах. Также используются устаревшие слова и просторечия: чтой-то, нынче, до дома. В стихотворении много глаголов и перечислений, что говорит о повышенной динамике событий. Большое количество деепричастных оборотов: нагнувшись, выйдя на дорогу, утратив скромность, одуревши в доску. Кроме скрытых сравнений в произведении есть и явное: как жену чужую. Риторические вопросы к клену говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять, кто он, что сделал в этой жизни? Автор приходит к выводу о бесполезности существования, ведь он всю жизнь считал себя «вовсю зеленым», а на самом деле он давно «опавший». Все эти средства и помогают создать необыкновенно выразительное, мелодичное произведение.

Не согласен с данным пояснением, где изложено, будто автор приходит к выводу о бесполезности существования, потому что он сам есть «. давно опавший» клён.

В стихотворении говорится, что «. сам себе казался таким же клёном, . вовсю зеленым.»

Но из слов далее «только не опавшим» нисколько не следует, что он эти слова относит к себе, то есть именно он и есть «. ДАВНО ОПАВШИЙ». К стати, слово «давно» даже не употреблено в произведении.

А Вы доказывайте свою точку зрения — это на литературе не возбраняется.

Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):

Не то, что мните Вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык .

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

Источник



Тема природы и человека в лирике А. А. Фета

Зоя Орлова А.А.Фет был представителем тех поэтических сил, которые заявляли о своей приверженности теории «чистого искусства». Они провозглашали своё особое отношение к поэзии и считали, что стихи должны уводить читателя от треволнений повседневной жизни в мир «чистого созерцания». Их идеологические и эстетические позиции не были однозначными, а творения поэтов не всегда укладывались в рамки провозглашённой ими теории. Но в предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А.Фет писал: «Мы. постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Многие произведения поэта-романтика подтверждают эти стремления, так как посвящены они теме природы и любви. Автору удалось не только запечатлеть прекрасные пейзажи, но и отразить своё восприятие мира, мимолётные ощущения и настроения, вызванные созерцанием природы. Примером такой констатации факта встречи с тем, что очаровывает душу, стало стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. ».

Лирический герой, будто художник-наблюдатель, рисует чудные картины, перечисляя те моменты, которые видит и слышит. Это «трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Ему дороги все мгновения и звуки ночи, которые отражают

Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях.

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом.

Однако жизнеутверждающие силы сильнее грусти и тоски, и лирический герой отмечает, что «надежда в сердце тлеет. ».

В стихах Фет стремился передать те чувства и переживания, которые наполняют душу человека при встрече с прекрасным, ведь его лирический герой способен жить в гармонии с окружающим миром.
Одним из лучших можно назвать стихотворение «Заря прощается с землёю. ».

А.А.Фет, обладая даром живописца, увлечённо рисует пейзаж заката, как будто наносит кистью всё новые краски, воспроизводя увиденное детально: лес, покрытый мглою, и огни на вершинах, то есть отблески солнечных лучей на макушках деревьев. Поэт замечает, как незаметно потухают они и «гаснут под конец». А деревья будто стараются поймать своими венцами ласку тёплых лучей уходящего солнца. Глазу поэта видны те изменения, которые мог бы не увидеть другой человек, не обладающий таким чутким восприятием мира, не умеющий ценить красоту природы и радоваться минутам общения с нею.
А.А.Фет говорит о таинственном и великом смысле наступления ночи, когда и у деревьев своя, другая жизнь:

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Такая космическая, вселенская гармония не должна пугать человека. Это нормально и хорошо, если «заря прощается с землёю» до утра, а деревья (природа вообще) и человек, купаясь в золотом сиянии, пользуясь даже прощальной теплотой и светом, отдохнут немного в темноте и дождутся утренних лучей, встретят новую зарю.

Очень многим людям нравится стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом. », так как в нём поэт обратился к теме общности человека и природы. А.А.Фет произносит свой монолог, рассказывая любимой о состоянии своей души. Его стихи очень эмоциональны, потому что всё, что происходит в окружающем мире, вызывает у него восторг, воодушевление и желание нарисовать словами эти прекрасные картины просыпающейся весенней природы:

. лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Автор признаётся, что его душа готова служить счастью дорогого человека, а это состояние соответствует тому, что происходит и с природой:
. отовсюду на меня весельем веет.
Солнце, которое «горячим светом по листам затрепетало», разбудило не только лес и птиц, но и поэта, вызвало у него желание петь, потому что «песня зреет». Это удивительное состояние может испытывать тот человек, который умеет ценить красоту природы, кто способен испытывать чувство любви.
Такие одухотворённые стихи о природе и особое мироощущение можно увидеть в творчестве А.А.Фета, и потому многие ценители поэзии считают его великим стихотворцем.

© Copyright: Зоя Орлова, 2015
Свидетельство о публикации №215031101389 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Зоя Орлова Дорогая Зоя,
Очень давно от Вас ничего не было слышно!
Надеюсь, все хорошо.
Хотела Вас поздравить с Днем учителя —
неутомимого труженика на ниве народного образования)))!
И пожелать Вам самого-самого доброго.
P.S. Вам не хотелось бы заглянуть ко мне и прочитать
новое эссе о Смердякове Достоевского «Вынести себя — нет сил»?
Мне всегда интересно Ваше мнение.

С искренним уважением,

Елена Сударева 06.10.2019 15:37 Заявить о нарушении Спасибо, Леночка!
С Днём учителя и Вас!
Счастья, здоровья, благополучия и удачи!

Обязательно почитаю, напишу потом.
Всего наилучшего!
С теплом и уважением

Зоя Орлова 06.10.2019 18:56 Заявить о нарушении Здравствуйте,Лена!
Пишу здесь, потому что не уверена, следует ли эти мои мысли разместить на Вашей странице.
Простите меня, но я впервые ощутила невозможность для себя написать отзыв. Всё дело в том, что за 30 лет этого нового мироустройства я, как и очень многие советские люди, чувствую несуразность всего происходящего, будто гибнет разум немалой части человечества. Невозможно просто смириться с несправедливостью, с огромным дисбалансом в жизни людей, когда вседозволенность и лицемерие, отказ от советской идеологии и нравственных принципов привели к чудовищным последствиям.
И это не только ЛОЖЬ и прочие безобразия Америки-Европы и их марионеток, либералов, всевозможных оппозиций, террористов всех мастей. Это и огромный разрыв в доходах людей, в качестве их жизни. Казалось бы, божья воля, христианская мораль и деятельность церкви должны были привести к совершенно другим результатам, а получилось наоборот.
В советское время мало кто ходил в церковь, а я ходила: мне нравилось слушать церковное пение, ощущать какой-то прилив сил, надежду, получать положительные эмоции, любуясь красотой и величием храмов. И вот через некоторое время вдруг поняла, что не могу ходить в церковь, что всё больше вижу двойственность религии, то есть ханжество, которое заложено в надежде на могущество Бога, на всесилие и справедливость Всевышнего. Не может быть, чтобы Всемогущий позволял убивать миллионы несчастных детей, стариков, людей бедных, бессильных. Ради чего всё это? А получается, что ради прибылей для богатых мира сего! И почему-то прекрасно живётся тем самым богачам и милитаристам, которым нужны новые богатства! Потому и совершаются преступления, ведутся войны, происходит уничтожение экономики многих стран.
И вторая сторона, о которой говорится в христианской морали: покайся, если совершил грех, и тебе будут отпущены все грехи. Это же ужасно! Разве можно прощать жестокость, пытки, казни, убийства, воровство, мошенничество, грабёж и так далее? Конечно, нет.
Возможно, и Смердяков, и Иван вполне оправданно мучаются размышлениями.
Их поступки нельзя оправдать или простить, однако понять можно.
Об особенностях психики личности Ф.М.Достоевского мы знаем, поэтому и не решаюсь размышлять, прав ли он в изображении (а значит, и в оценке своих героев), поэтому и опасаюсь анализировать некоторые его произведения.
Может, потому и не перечитываю давно роман «Братья Карамазовы».

А Ваша работа, как всегда, заслуживает и внимания, и высокой оценки.
Всего доброго, Лена.

Зоя Орлова 10.10.2019 12:23 Заявить о нарушении Дорогая Зоя,
Спасибо большое, что Вы прочитали и поделились со мной Вашими мыслями.
Поделюсь и я с Вами своими мыслями. Но только заранее чувствую, что как бы не смею говорить о христианстве и православной церкви в силу того, что стою я только на пороге, но благодарна уже и за это.
Да весь «бунт» Ивана (не Смердякова!) Достоевского именно о том, что не может он смириться с несправедливостью этого мира, который «лежит во зле». Но веди Сам Господь отдает на смерть и муки своего единородного Сына. Даже Христос на кресте перед смертью «возопил громким голосом: «Боже Мой,Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»(Евангелие от Матфея, 27.46)
Этот мир и мы в этом мире — это СТРАШНАЯ ТАЙНА, и уж, конечно, она так просто логически не решается — «покаялся» — «спасёшься», а главное, — «будешь жить хорошо». Ходишь в церковь — значит всё в твоей жизни будет «отлично».
Этот мир давно отпал от Бога и мы в нём. Но Господь, всё равно присутствует в нашей жизни, и спасает нас. Но только это вопрос Веры, а не логики и математики.
Зоя, простите, но я чувствую, когда пишу это, то превышаю свою МЕРУ. Поэтому хотелось бы замолчать.
Недавно я закончила книгу Юрия Лощица «Дмитрий Донской».
Меня просто потрясло описание Куликовской битвы, через какие муки и сомнения прошел святой князь Дмитрий Донской и русские люди того времени. Сколько сил отдал Преподобный Сергий Радонежский, чтобы смирить распри между русскими князьями и вдохновить их на служение Руси. Книга написана на основе документов и автор очень осторожно работает с историческими источниками. Когда я читала её, то даже плакала, так это всё близко и созвучно нашему времени. Очень рекомендую.
Ещё раз простите и спасибо за разговор.
С искренним уважением,
Лена

Елена Сударева 10.10.2019 13:14 Заявить о нарушении Спасибо, Лена!
Каждый по-своему прав.
Главное — жить по христианским законам,
стремиться к справедливости, делать добро и не делать зла.
Всего Вам наилучшего!

Источник

Тема человека и природы в лирике Ф. И. Тютчева

Человек и история в лирике тютчева

Сочинения

Произведения Тютчева трогают читательские души. Как Фет, Пушкин и другие русские классики, Фёдор Иванович писал стихотворения на разнообразные темы. В творчестве автора преобладают философские, гражданские, любовные и пейзажные мотивы. Рассматривая последнее направление, нужно заметить, что человек и природа в лирике Тютчева занимают важное место.

Раскрытие темы

Для раскрытия темы природы в лирике Тютчева используется множество эпитетов и метафор. Тютчевские пейзажи наделены человеческими качествами, у них есть своё сознание и личность. Зачастую природные явления обладают чувствами, предпринимают конкретные действия. Фёдор Иванович сопоставляет природу и личность, подчёркивает их связь.

Человек и природа в лирике тютчева

Очеловечиванием природы Тютчев показывает её значимость. Она имеет сходство с людьми, а если говорить точнее, то они похожи на неё, будучи её творением. Также следует отметить, что Фёдор Иванович в стихотворениях подчёркивает своё всепоглощающее и безусловное уважение к окружающей среде.

Писатель стремится понять окружающий мир и постичь глубины людских душ. Для этого человеческие эмоции и сами люди в лирике Тютчева сравниваются с природными явлениями — грозой, ливнем и т. д. В стихах Тютчева душа есть не только у людей, но и у всего, что его окружает.

Произведения Фёдора Ивановича

Тютчев написал много стихотворений о природных явлениях и людях. Имеет смысл обратиться к некоторым из них для более глубокого понимания позиции автора по поводу этого вопроса. Мир природы в лирике Тютчева можно рассмотреть в следующих стихах:

Человек в лирике тютчева

  • «Могила Наполеона»;
  • «Весенняя гроза»;
  • «Есть в осени первоначальной»;
  • «День и ночь».

В стихотворении «Могила Наполеона» можно заметить сравнение весны, души природы и исторического деятеля Наполеона. Автор подчёркивает, что личность смертна, а природа вечна. Таким образом, человек и история в лирике Тютчева противопоставлены силам окружающей среды. Человеческое бытие ничтожно мало на фоне огромной и нерушимой Вселенной.

Стих «Весенняя гроза» кратко, но глубоко описывает природное явление.Тютчев показывает, что благодаря связи природного мира и людей сохраняется гармония. Обычная гроза предстаёт перед читателем мимолётным, но вместе с тем вечным явлением. Такое противоречие наводит на мысль о двойственности окружающей среды: она вечна, но в то же время хрупка и требует бережного отношения к себе. Фёдор Иванович относится к классу литераторов, продвигающих тезис: «Отношение к природе должно быть трепетным. Ее надо любить, ведь мы её часть».

Тема природы в лирике тютчева

В произведении «Есть в осени первоначальной» отмечается мимолётная красота окружающего мира, помогающая осознать человеку, что он является его частью. Читатель понимает, что он не вечен, жизнь его быстротечна.

Ещё одним важным для осмысления стихотворением является «День и ночь». Здесь автор описывает своё ощущение космоса, сопричастность к этой синей бездне. Фёдор Иванович отмечает невозможность собственного участия в ходе событий космического масштаба, но акцентирует внимание на их влиянии на него.

Смысл творчества писателя

Изображение взаимосвязи окружающей среды и человека в стихах этого автора толкает на размышления о самом себе и своём месте в мире, о природе и её связи с человеческими созданиями. Своим творчеством Тютчев хочет донести до читателя следующие идеи:

Природа в лирике тютчева

  1. Быть человеком — значит, быть частью природы.
  2. Это нечто несоизмеримо большее, чем человек.
  3. Ее нужно любить.
  4. Она двойственна — нерушима и уязвима одновременно.

Мир природы в поэзии Тютчева является родственным для человека. Проанализировав его стихи, можно прийти к выводу: сопоставление природных явлений и человеческих эмоций уместно не только в поэзии, но и в реальной жизни.

Знакомство с сочинениями Фёдора Ивановича помогает читателю в осознании себя частью этого огромного мира. Любой может найти своё отражение в природе. Также автор вселяет в читателя желание наслаждаться каждым моментом жизни и ценить её, ведь она очень хрупка и быстротечна.

Источник

Adblock
detector