КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Жизнь в снегах: как живут народы Крайнего Севера

Территорию, расположенную в арктической зоне Евразии, принято называть Крайним Севером. Регион включает континентальную сушу и острова в бассейне Северного Ледовитого океана. Это малонаселённые области со скудной тундровой и лесотундровой растительностью. Местное население в основном ведёт кочевой образ жизни, занимается оленеводством, рыболовством и охотничьим промыслом.

Аборигены Крайнего Севера – небольшие по численности этносы, сохранившие традиционный уклад быта и хозяйства:

  • эвенки,
  • ненцы,
  • ханты,
  • манси,
  • селькупы,
  • нганасаны,
  • чукчи,
  • коряки,
  • нивхи,
  • ительмены.

Суровые климатические условия, с продолжительными морозными зимами, наложили отпечаток на внешний облик северян. Они приземистого роста, с ярко выраженными монголоидными чертами внешности. Тесная связь с природой выработала у людей её особое восприятие, обострило все органы чувств. Северяне без труда ориентируются в незнакомой местности, загодя распознают изменения погоды, обнаруживают добычу по следам. В мыслительном процессе у них доминирует правое полушарие, то есть сильно развита интуиция.

Скудная тундровая растительность не даёт возможности долговременного выпаса оленей на одном месте, поэтому семьям пастухов-оленеводов приходится постоянно кочевать. Динамичный образ жизни способствовал созданию рациональных предметов повседневного обихода.

Жилище (яранга или чум) представляет собой сборный деревянный каркас, укрытый оленьими шкурами. Пирамидальная или закруглённая форма жилья обеспечивает его устойчивость во время буранов. Центральную часть занимает очаг из камней, на котором готовят пищу. К огню относятся с почтением. Считается, что он защищает людей от злых духов. Во время приветствия друг другу говорят: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это означает пожелание здоровья и благоденствия.

По периметру жилья расположены укрытия для сна – пологи из меха. Обработкой шкур занимаются исключительно женщины. С помощью оленьих жил, заменяющих нитки, они шьют закрытую одежду (кухлянки, парки, комбинезоны), сапоги (торбаса, унты), шапки, рукавицы. Наряд принято украшать геометрическим орнаментом из полосок светлого и тёмного меха. Традиционным оберегом является «розетка», выполняемая из кожи, меха и бисера. Её можно увидеть на национальных костюмах жителей Сибири и Дальнего Востока.

Удобные в носке, хорошо сохраняющие тепло, элементы одежды народов Севера были взяты на вооружение современной индустрией моды. Их носят не только люди, работающие в экстремальных условиях (полярники, альпинисты), но и обитатели крупных городов.

Главным продуктом национальных блюд северян можно назвать оленину. В ней много питательных веществ и микроэлементов, потому нередко оленина употребляется в пищу в сыром и замороженном виде. Жители арктического побережья промышляют морского зверя – китов, моржей, нерпу. Из китовых костей делают остов жилищ. Из моржовых бивней искусные резчики вырезают рукояти для ножей, бытовые предметы, фигурки.

Суровая природа Крайнего Севера закаляет людей, делает их мужественными, сильными, отзывчивыми. Так было в старину. Для этих территорий это справедливо и в наш век.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Источник



Как живется за полярным кругом? Флора и фауна Крайнего Севера

Северные регионы некоторых стран на планете Земля расположены возле Северного полярного круга. Такие территории получили название – регионов Крайнего Севера. Странами, в составе которых имеются такие территории являются: США, Канада, Исландия, страны Скандинавии, северные регионы России. Побережье территорий Крайнего Севера омывается морями Северного Ледовитого океанов.
Погодные условия складываются под влиянием арктического и субарктического климата. Для северных территорий характерны суровые морозные зимы, когда температура достигает отметки в минус 40 градусов и ниже, сильные снегопады, метели. Длительность зимнего периода составляет 8-9 месяцев. Полюсом холода на планете является Якутское село Оймякон, где был зафиксирован абсолютный температурный минимум — минус 77 градусов ниже нуля.

Любование Северным сиянием

Только на севере зимой можно увидеть, как небо озаряется разноцветными, переливающимися всполохами Северного сияния. Лето здесь короткое и прохладное. Температура воздуха редко когда поднимается выше плюс 10 градусов. Летом, на протяжении полутора месяцев можно любоваться белыми ночами, когда ночью солнце светит также, как и днем. Зато зимой, с конца ноября, больше месяца солнце не появляется на горизонте – стоят полярные ночи.
Несмотря на климатические условия флора и фауна Крайнего Севера довольно разнообразная. Территории, находящиеся у Северного полюса, называются арктическими пустынями. Из растений здесь произрастает несколько видов мха и лишайников, некоторые цветущие растения. В недрах арктических пустынь сосредоточены огромные залежи полезных ископаемых, таких как нефть и газ.

Растения и животные Крайнего Севера

На некотором удалении от полюса пролегла зона тундры. Из растений тут произрастают:

  • мох;
  • лишайники;
  • карликовые березки;
  • ивы.

Из представителей фауны в этих местах находится ареал обитания Северных оленей, песцов, перелетных птиц. Чуть южнее протянулась лесотундра с хвойными лесами. Хозяином Арктики и самым крупным животным является белый медведь, из морских животных здесь можно увидеть:

  • синих китов;
  • нарвалов;
  • моржей;
  • тюленей.

Северные реки, озера, моря богаты рыбными запасами. Из наиболее ценных пород здесь обитают нельма, треска, семга. Суровые условия отразились на образе жизни проживающих здесь людей. Населяют Северные регионы преимущественно представители малых народностей. Местные жители занимаются разведением оленей, охотой и рыбалкой.
Одним из принципов проживающих здесь народов является бережное отношение к природе и взаимовыручка. Самым популярным средством передвижения считаются собачьи упряжки. В питании жителей преобладают рыбные блюда, блюда из оленины, медвежатины и дичи. Одним из экзотических блюд является строганина – тонкие ломтики свежей рыбы, которые в течение долгого времени замораживаются во льду.

Где живут люди самого холодного места на планете?

Жилище местных жителей представляет собой конструкцию, напоминающую переносную палатку конусовидной формы, которая легко разбирается. Накрывается полотном из сшитых оленьих или моржовых шкур, а основание просыпается снегом, чтобы не было сквозняков. Благодаря расположенной в центре строения печи, в жилище очень тепло. Такое жилье разные народы называют по-своему:

  • чум;
  • яранга;
  • иглу.

По площади северных территорий мировым лидером является Россия. Множество крупных и малых городов, сел, деревень страны расположены на Крайнем Севере. Самым крупным заполярным городом является Мурманск.

Источник

Коренные народы и изменение климата

The Acampamento Terra Livre – ATL (in English: Free Land Camp), happening from April 24th to 26th, 2019, is the main and largest annual assembly of indigenous leaders coming from the five regions of Brazil. Over 4.000 indigenous people, gathered in Brasília, seek to exchange cultural experiences and unify their resistance and fight for their rights, such as the demarcation of their territories, access to health, education and social participation for the many Indigenous Peoples living in Brazil. The ATL has been happening for 15 years in a peaceful way, aiming to give visibility to the indigenous fight for their constitutional rights.
O Acampamento Terra Livre, que acontece de 24 a 26 de abril de 2019, em Brasília, é o maior e principal encontro anual de lideranças indígenas vindas das cinco regiões brasileiras. O objetivo dos mais de 4 mil indígenas é trocar experiências culturais e unificar a resistência e a luta pelos seus direitos, como demarcação de suas terras, acesso à saúde, educação e participação social para todos os Povos Indígenas quem vivem no país. O ATL vem acontecendo há 15 anos de maneira pacífica, com o intuito de trazer visibilidade à luta dos indígenas por seus direitos constitucionais.

«Я убеждён, что изменение климата и наше отношение к этой проблеме определят нас, нашу эпоху и, в конечном счёте, то, что мы оставим будущим поколениям. Сегодня не осталось времени для сомнений»,

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, 24 сентября 2007 года.

Коренные народы одними из первых ощущают последствия изменения климата, потому что их культура и образ жизни тесно связаны с окружающей средой и природными ресурсами. Изменение климата усугубляет трудности, с которыми и так сталкиваются общины коренных народов в современном мире: политическая и экономическая маргинализация, потеря земли и ресурсов, нарушение прав человека и безработица.

В высокогорных районах Гималаев ледниковые таяния затрагивают сотни миллионов сельских жителей, которые зависят от сезонного стока воды. Стремительное сокращение снежного покрова приводит к резкому увеличению объёма воды, но в результате запасы воды уменьшаются.

В бассейне Амазонки, в Сибири и в некоторых других регионах пожары уничтожают леса, которые являются домом для коренных жителей. Кроме того, пожары приводят к ещё большим выбросам углерода в атмосферу, усугубляя процесс изменения климата.

Коренные народы в Арктике зависят от северного оленеводства, рыболовства, сбора дикоросов и охоты. Это не только продовольствие для поддержки местной экономики — это основа их культуры. Непредсказуемость погодных изменений влияет на продовольственную безопасность кочевых народов.

В России, Финляндии, Норвегии и Швеции из-за дождя и мягкой погоды в зимний период на снегу образуется ледяная корка и олени не могут добраться до ягеля (мох, которым они питаются). Это приводит к массовой гибели оленей, которые жизненно важны для культуры, пропитания и экономики саамских, ненецких и других оленеводческих общин. Они вынуждены кормить свои стада дорогим и экономически невыгодным искусственным кормом.

Повышение температуры, увеличение скорости ветра и потеря растительности оказывают негативное влияние на традиционные методы коренных народов по разведению крупного рогатого скота и коз в бассейне Калахари в Африке. Теперь общины коренных народов должны жить там, где правительство их обеспечивает водой, и они полностью зависят от государственной поддержки.

На границе Якутии и Чукотки в начале осени внезапно растаяла линза вечной мерзлоты. В результате село Андрюшкино, где живёт коренной малочисленный народ юкагиры было затоплено, и зимой люди оказались в мокрых холодных домах. Это произошло в 2007 году, но с тех пор вода до конца так и не спала. Были затоплены ледники, где хранились запасы продуктов. Из-за позднего замерзания рек, озёр, тонкого льда, было несколько случаев, когда тонули местные жители. В посёлке больше нет аэродрома — на его месте стоит вода.

В Томской области зимняя дорога, которая проходит по Васюганским болотам, стала замерзать на 2-3 недели позже, что мешает привезти людям дешёвую муку, соль, сахар и вещи первой необходимости. Стали меняться зимние миграционные пути лосей, волков и других животных. Из-за тонкого льда болото стало очень опасным зимой: представители коренных народов, которые привыкли охотиться и рыбачить здесь, всё чаще проваливаются под лёд.

В тундре сильно меняется вегетативный период растений: быстрое и позднее цветение тундры имеет серьёзные последствия для перелётных птиц, влияет на питание живущих там людей и животных.

В Якутии сильно меняются пути миграции животных: из Сибири, где вырубается тайга, приходит много волков, и оленеводы, которые зачастую не могут носить с собой оружие, оказываются незащищёнными.

Изменение климата создаёт угрозу и опасность для выживания коренных народов во всём мире, хотя их традиционный образ жизни вносит небольшой вклад в выбросы парниковых газов.

При этом коренные народы жизненно важны для многих экосистем и помогают повысить их устойчивость. Кроме того, коренные народы используют свои традиционные знания и находят необычные способы адаптации к климатическому кризису.

Коренные народы в регионах Центральной, Южной Америки и Карибского бассейна перемещаются в районы, которые менее восприимчивы к неблагоприятным климатическим условиям, где они могут заниматься сельским хозяйством. Во время засухи коренные народы в Гайане переселяются из саванны в лесные районы. Там они начали сажать маниоку в поймах рек, где влажность не позволяет выращивать другие культуры.

В Бангладеш сельские жители создают плавучие огороды, чтобы наводнения не уничтожили их средства к существованию.

Во Вьетнаме общины помогают посадить густые мангровые леса вдоль побережья, чтобы смягчать волны тропических штормов.

В Северной Америке некоторые группы коренных народов видят возможности для развития в повышенном спросе на возобновляемую энергию. Племенные земли могут стать важным ресурсом для энергии ветра и солнца и заменить энергию, полученную из ископаемого топлива, значительно снизив выбросы парниковых газов.

По всему миру коренные народы также активно участвуют в защите земель от промышленного загрязнения. Если это удалённые территории, то зачастую они оказываются единственными свидетелями экологических преступлений, и поэтому нередко подвергаются гонениям, угрозам и психологическому давлению со стороны крупных корпораций.

В России на землях коренных народов добывают нефть и газ, происходят вырубки и пожары. Этим летом земли коренных пострадали от страшных пожаров в Сибири, наводнения в Иркутской области и обильных паводков на Дальнем Востоке, обмелела сибирская река Лена в Якутии.

Полина Шулбаева, представитель Центра содействия коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока отмечает, что в России не существует программы расчёта возможных последствий изменения климата для разных территорий:

«Нет программы, которая бы учитывала гидрологический режим территории, наличие линз вечной мерзлоты, их объём, глубину залегания, наличие на линзах вечной мерзлоты населённых пунктов или каких-то важных дорог, участков и так далее. Кроме того, нет программы, которая бы рассчитывала социально-экономические и экологические последствия изменения климата — к чему приведёт потепление на несколько градусов на конкретной территории, какие необходимо будет задействовать службы для решения проблем, которые могут возникнуть на этих территориях. Необходимы программы, которые бы рассчитывали возможные варианты последствий, которые возникнут через 20-30 лет, и при этом учитывали бы конкретные территории. Мурманск и Чукотка — это совершенно разные территории, для них будут совершенно разные последствия. То же самое касается центра России. Васюганские болота — как изменение климата повлияет на них? Как повлияет на бореальную тайгу? Уссурийск и Дальний Восток?».

Укрепление и поддержка адаптационного потенциала коренных народов может быть гораздо успешнее в совокупности с другими стратегиями — национальным планом устойчивого развития, системой реагирования на стихийные бедствия, сохранением окружающей среды, планированием землепользования. Во многих случаях адаптация к новым условиям требует дополнительных финансовых и технологических ресурсов, которым не обладает большинство коренных общин. Чтобы избежать негативного воздействия на уязвимые сообщества, необходимо полное и эффективное участие коренных народов в разработке мер по смягчению последствий климатического кризиса.

Поддержите петицию Greenpeace — среди других мер по предотвращению глобальной экологической катастрофы мы требуем от правительства РФ климатической справедливости для коренных народов.

Источник

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

15039585_1243642995682240_4269629759648954776_o

Уже сейчас жители региона сталкиваются с негативными последствиями изменения климата для их традиционного уклада жизни — сокращается число пастбищ, меняются пути миграции оленей. Меняются веками сложившиеся знания о времени и местах охоты. Все чаще в районах Крайнего Севера выпадают нехарактерные для этого региона зимние дожди. Образуется ледяная корка, о которую олени ранят копыта, повышается смертность молоди. Дикие олени уходят все дальше на Север. Исчезают лемминги, гибнет песец. Страдает вся биологическая цепочка уязвимого северного биоразнообразия.

«Коренным жителям, живущим охотой или рыбалкой, все сложнее добывать пищу. Случаются трагедии — рыбаки выходят в поисках добычи на тонкий лед озер и рек, подвергают свою жизнь опасности, гибнут, — говорит Шадрин. — Зимние пути -«зимники» — доступны все менее продолжительное время. Доставить продукты невозможно. Жители изолированы от большой земли. При этом программ по поддержке коренных народов Севера нет — люди выживают как могут «.

Еще одна опасность из-за изменения климата – размыв старых кладбищ, где были похоронены люди, умершие от чумы и оспы, а также «оттаивание» древних захоронений животных, умерших от сибирской язвы. Этим летом с подобной проблемой столкнулись в Ямало-Ненецком автономном округе.

В последние годы наблюдается рост числа конфликтов между коренными народами и нефтегазовыми компаниями. Если раньше давление было чаще информационным и административным, то сейчас группы активистов начинать подавлять с помощью правоохранительных органов, заводя уголовные дела. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе продолжается суд над шаманом, которого обвиняют в угрозах убийством при попытке защитить от нефтедобычи озеро Имлор, являющееся священным для народа ханты.

«Одна из самых больших бед коренных – это нефть, грязная сеть труб и заводов, которая растет и ширится без всякой оглядки на то, что здесь живут люди, — говорит коренной таймырец Геннадий Щукин. — Наши предки использовали знания о природе, накопленные веками, жили на этой земле со времен мамонтов. То, что происходит сейчас, ставит коренные народы на грань выживания. Мы не против цивилизации, но хотим сохранить свои традиции и жизнь. Мы совсем не такие беззащитные, как может показаться. Мы на своей земле, и хотим говорить на равных. Моя прабабушка говорила мне — придут люди с Юга и принесут с собой тепло. Холод уйдет от нас, и всем станет плохо. Я здесь в Африке чувствую северный холод. Это плохо. Я здесь, чтобы найти поддержку и не допустить ухудшения — холод должен быть на Севере. Тепло — на Юге».

«Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле, — говорит Родион Суляндзига, руководитель Центр содействия коренным и малочисленным народам Севера. — Мы радовались, когда Россия подписала Парижское соглашение. Механизмы Киотского протокола помогли реализовать несколько проектов по сохранению территорий проживания коренных народов. Один из них — двусторонний российско-германский проект совместного осуществления на реке Бикин. Сейчас же мы слышим только разговоры о климатических планах. Они до сих пор на бумаге. Целевых программ по поддержке коренных народов и адаптации северных регионов до сих пор нет. Россия должна незамедлительно ратифицировать Парижское соглашение. Время декларативной политики прошло. Пора приступать к механизмам осуществления . Времени на ожидание у нас нет».

Источник

Adblock
detector