Концепция природы человека в философии нового времени

Природа и человек в философии Нового времени

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1214-1292). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Постижение законов природы возможно путем анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»[править]Томас ГоббсОсновная статья: Томас ГоббсТомас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.«Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.[править]Рене ДекартОсновная статья: Рене ДекартРене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Ф. Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.»Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.[править]Блез ПаскальОсновная статья: Блез ПаскальБлез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».«Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»Он выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»Сочинение Паскаля «Мысли» входит в список лучших французских книг и переведено на многие языки мира.[править]Бенедикт (Барух) СпинозаОсновная статья: Бенедикт СпинозаБенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).[править]Готфрид Вильгельм ЛейбницОсновная статья: Лейбниц Готфрид ВильгельмНемецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.[править]Дэвид ЮмОсновная статья: Дэвид ЮмДэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя разделить причину и следствие. Опыт таким образом нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Юм поэтому делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Источник



Философия Нового времени — краткое и самое главное об особенностях развития

Главной идеей философии НВ стала мысль, что разум человека не имеет границ в своём могуществе и что все явления мира могут быть объяснены с научной, рациональной точки зрения. Процветал материализм, стремление к познанию. Основными направлениями в философии стали:

  • Рационализм. Это философское направление признаёт ум как единственный источник получения знаний, отрицая роль личного опыта и чувственного восприятия. Главной идеей этого течения стала мысль, что только с помощью рационального мышления можно изучать окружающую действительность и менять её по своему усмотрению. Сформировался рационализм в конце XV — начале XVI века. Его представили такие известные мыслители, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
  • Эмпиризм. Это течение противопоставлялось как рационализму, так и мистицизму. Его последователи считали, что главным в познании мира выступает опыт и личное восприятие окружающей реальности, а роль научных исследований в сравнении с ним ничтожно мала. Они пытались снизить роль теоретических обобщений и увеличить значимость персональных ощущений человека. Эмпиризм зародился в середине XV века. Его основоположники и видные представители — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.

Одной из характерных черт философии НВ стало восхваление человека как активного и творческого существа. Для неё характерен оптимистичный взгляд на будущее и интерпретация исторических событий. В политическом смысле рационализм стал представлять интересы нового класса и капиталистической буржуазии в их стремлении перебороть старые феодальные устои. Для этого нужно было постепенно расширить и раскрепостить умы людей при помощи развития образования и науки.

В XVIII веке сформировалась философия эпохи просвещения. Предпосылкой её появления стало массовое развитие науки, культуры, философии и общественной мысли в результате научной революции. В её основе лежало равенство прав и свобод, свободомыслие, построение всех отношений в обществе на разумных и рациональных основах.

Главные особенности

Философия НВ стала уникальным прорывом в развитии человечества. Среди её особенностей можно отметить:

  • Развитие методик познания. Остро встал вопрос достоверности знаний и эффективности способов их получения через индуктивно-эмпирический или рационально-дедуктивный метод. Появился принцип методического сомнения. Возникли идеи о независимости знаний и человека. Философия отдалилась от искусства и религии, с которыми сближалась в эпоху Античности и Возрождения.
  • Стремление сделать философию автономной. Целью мыслителей стало освобождение людей от религиозных или каких-либо других предпосылок в построении своего мировоззрения. Они хотели, чтобы человек формировал свой взгляд на мир только исходя из разумной и подтверждённой опытным путём информации.
  • Механицизм. Основной моделью для построения картины мира стала механика — наука, изучающая движение и взаимодействие материальных тел в пространстве. Философы нового времени предполагали, что по законам этой науки организуются и функционируют и все остальные сферы жизни.
  • Популярность метафизического метода. Мир рассматривался как множество объектов и явлений, которые существует независимо друг от друга и не изменяются. Потому изучать их тоже можно отдельно.
  • Материалистические взгляды. В Новое время популярной стала идея о том, что окружающий мир существует вне зависимости от восприятия человека, а бытиё определяет сознание.

На видоизменение философии и становление её идей большое влияние оказало развитие наук, таких как естествознании, астрономия, математика, механика. Одной из её главных задач стало не только изучение вопросов бытия, но и удовлетворение потребностей общества.

Проблемы философии

Среди основных особенностей философии Нового времени можно выделить смену проблем, которые она рассматривала. Одной из них стала тема поиска счастья и смысла жизни. На первый план вышло удовлетворение основных потребностей и нужд человека — не только физических, но и духовных, творческих, познавательных. Считалось, что именно через них можно контролировать эмоции, сменяя грусть и негатив на радость и счастье. Одновременно с этим философы признавали, что можно совершать и действия, к которым «не лежит душа», если в конце концов это принесёт пользу.

В философии НВ также впервые появилась идея о том, что счастье — это не точка назначения, а путь. Только в постоянной динамике человек может удовлетворять свои желания и потребности. При этом насколько бы высоко человек ни взобрался, у него всегда будет желание лезть ещё выше — эмоции от старых достижений притупятся и возникнет необходимость искать новые. Таким образом, постоянного душевного покоя и гармонии можно достигнуть только через активность.

В период Нового времени также впервые появилось упоминание о теории научного метода. Она гласила, что сами по себе несвязанные и хаотичные кусочки информации практически бесполезны — только их систематизация, поиск взаимодействий и изучение общей картины придают им значение. Кроме того, возникла теория о независимости знаний от личности человека, их всеобщности. Центральной идеей философии стало то, что наука едина для всех. Эти взгляды сохранились и в современном мире.

Три теории субстанции

В Новое время была поднята проблема субстанции — некой первоосновы мира, которая существует всегда и не зависит ни от чего другого. Теории о ней существовали ещё со времён античности, но специфика вопроса оставалась значимой для общественности в XVII—XVIII вв. В Новое время возникло 3 основных направления:

  • Дуализм. Теория о том, что во вселенной существуют два первобытных начала, противоположные по своей основе. Согласно ей, вся человеческая жизнь — это постоянная борьба двух противоборствующих сторон, потому люди никогда не смогут достигнуть состояния покоя и умиротворения.
  • Монизм. Согласно этой теории, все объекты и живые существа во вселенной являются порождениями единого начала. Все они похожи между собой и отличаются только количественными, а не качественными характеристиками.
  • Плюрализм. По этой теории, во вселенной существует множество форм субстанции, никак не связанных между собой. Они не борются и не противопоставляются друг другу, сосуществуя во всех областях человеческой жизни, будь то творчество, наука, религия или философия.

В XIX веке, когда начиналась научная и индустриальная революция, теория о субстанции была признана фикцией. На этом этапе её перестали считать значимой.

Отношения с наукой

В Новое время впервые установилась точная связь между философией и наукой. Знаменитые мыслители теперь пытались объяснить картину мира не религиозными учениями и верованиями предков, а исследованиями и рациональным сбором информации. Изменились основные теории о сущности человека, его месте в мире — они больше не соответствовали идеям церкви. Из-за жажды философов к познаниям начал быстрее протекать научный прогресс.

Одной из задач философии НВ стало также продвижение идей о свободе воли и мышления человека. Она не осуждала, а даже поощряла сомнения в прошлых ложных «истинах», которые никто не осмеливался оспорить. Расширение классических рамок тоже поспособствовало развитию науки, появлению новых видов познания реальности.

Целью философии НВ стало освобождение человека от ограничений, навязанных невежеством и страхом. На первый план вышло формирование у людей нового мировоззрения на основе научных познаний.

Смысл жизни

Одним из основных различий философии НВ от идей античности стал её взгляд на смысл человеческой жизни. Главной идеей стало то, что он не даётся людям богом или кем-либо ещё, а выбирается самостоятельно, в процессе существования. Это могло быть создание семьи, получение образования или должности и так далее. Через выполнение этих частных целей человек достигал ощущения радости и счастья. Это имело значение само по себе, без служения какой-либо высшей цели.

Приоритетом стало удовлетворение не только своих, но и межличностных потребностей. В процессе воспитания у человека возникало желание не только самому стать счастливым, но и приносить радость друзьям, семье, детям, близким или даже всему человечеству. Идеалом стала самореализация личности без причинения вреда кому-либо.

Основные деятели

Большое влияние на развитие философии НВ оказали её основные деятели. Они не только продвигали свои идеи, но и разрабатывали методики, писали научные труды, налаживали связь с народом. Многие из философов также продвигали противоположные друг другу теории, несмотря на принадлежность к одному течению.

Френсис Бэкон

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) считается первым в списке представителей философии НВ. Он изобрёл методологию экспериментального естествознания. Бэкон считал, что философия должна носить практический характер и помогать человеку установить господство над природой и признавал важность как личного опыта, так и анализа, обобщения в познании мира.

Главной целью Бэкона было освобождение от «призраков» (идолов), мешающих человеку постигнуть объективную истину. Среди них он выделял:

  • «призрак рода» — желание описать мир в зависимости от качеств жизни, господствующей в обществе;
  • «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных мнений и желаний;
  • «призрак рынка» (или площади) — в зависимости от расхожего мнения остальных;
  • «призрак театра» — в зависимости от мнения авторитетных людей.

Интересно, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Он рассматривал теологию (изучение божественного, которое невозможно понять умом) как науку наравне с философией.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — ещё один представитель философии нового времени. Фаталист, который считал свободу воли проявлением сил природы. Признавал механическую теорию, согласно которой все характеристики объектов (цвет, размер, вес) субъективны, а объективно лишь их существование. Верил в бога, но считал, что он не вмешивается в земные дела.

В философии Гоббс рассматривал человека прежде всего как часть государства. Считал, что оно должно быть слугой народа и обеспечивать его счастье и безопасность, а не наоборот. Одновременно с этим философ критиковал государственную систему, считая, что она принижает и ущемляет людей.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист и математик. Считал, что разум господствует над всем, а опыт — лишь один из его инструментов. Он первым ввёл идеи эволюции, но смотрел на них только с точки зрения механики.

Основной темой его философии было изучение субстанции. Здесь он придерживался дуализма — идеи двух противоборствующих начал. Одним из них было материальное, понятное разуму и объяснимое механистическими представлениями. Вторым — духовное, непостижимое умом и доступное только бессмертной душе человека.

Одной из основных проблем, которые рассматривал Декарт, был поиск достоверных знаний. Он использовал рационалистические и аналитические методы исследований, а также придерживался философского скептицизма. Главным достижением Декарта стало доказательство рефлекторной сути человеческой психики.

Философия Нового времени стремилась сблизиться с наукой, отдалившись от религии и искусства. Её основными особенностями стали материалистические начала и идея господства разума над всем остальным.

Источник

Человек в Новом времени

Философия Нового времени — период развития философии в Западной Европе в XVII – XVIII веках, характерными чертами которого являлись капитализм, бурное развитие техники и науки и формирование математического мировоззрения. Также этот период называют научной революцией.

Центральные фигуры в философии разума той эпохи делятся на две основные группы: рационалисты, утверждающие, что у истоков любого знания стоят врожденные идеи, которые присутствуют в уме. Главные представители этого направления:

  • Рене Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее ,
  • Барух Спиноза,
  • Готфрид Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Готфрид Лейбниц (философия Лейбница) подробнее ;
  • эмпиристы, считавшие, что у истоков знания должен стоять чувственный опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее , Джордж Беркли По данной теме мы уже выполнили эссе Джордж Беркли подробнее и Дэвид Юм По данной теме мы уже выполнили реферат Девид Юм подробнее .

Человек в Новом времени

Философская антропология Нового времени начинает вбирать в себя мотивы утилитаризма, индивидуализма и эгоизма, которые были связаны с капиталистическими общественными отношениями и возрастающим господством частного интереса. Лоренцо Валла доказывает, что выгода и интерес индивида первостепенны, в то время как интересы родины должны стоять на последнем. Здесь центральной фигурой является человек, мировоззренческая установка этого времени – антропоцентрична, но при этом не полностью отрицает Бога По данной теме мы уже выполнили реферат знание и вера подробнее . Здесь человек – личность богатая, обладающая безграничными способностями и возможностями. Пико Делла Мирандола выразил эту точку зрения в своей «Речи о достоинстве человека».

Т. Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее – английский философ XVII века. Он утверждал, что частный интерес влияет на представление о человеке, мотивы его поведения и установки. В отличии от Аристотеля, утверждавшего, что человек – существо общественное, Гоббс утверждал, что по своей природе «человек человеку волк» и единственным состоянием общества является война против всех. Так, он пишет, что жизнь человека можно сравнить с состязанием в беге, где главной целью и единственной наградой является неоспоримое первенство. Б. Паскаль также говорит о том, что развитие науки повлияло на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм. Он придерживался мысли, что главное достоинство человека и то, в чем состоит все его величие — способность человека мыслить.

Но, тем не менее, основоположник рационализма Нового времени и антропологического рационализма – Р. Декарт. Философ утверждал: «Мыслю, следовательно, существую». Мышление – достоверное свидетельство существования человека. Философ придерживался дуализма тела и души, именно это определило постановку проблему антропологии. Душа – сознание, тело – нечто сродни машине. Сознание оказывает на тело воздействие. Такой механистический взгляд на человека изложен в работе Ж.Ламетри «Человек-машина», где представляется механистический материализм. Так, согласно этому есть только одна материальная субстанция, в то время как организм человека – машина, похожая на часовой механизм.

Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро По данной теме мы уже выполнили реферат Материалистическая концепция Дени Дидро подробнее ).

Следующая отличительная черта такой антропологии в философии – изучение и рассмотрение человека как неотъемлемой части природы и суждение о том, что он «не может даже в мысли выйти из природы».

Отстаивая принципы последовательного механистического детерминизма, философы не могли ни в какой мере признать свободу воли человека.

Также характерной чертой мыслителей того времени явилась в том, что человек изначально добр и не грешен, отрицая христианское учение о первородном грехе.

Источник

Человек в Новом времени

Философия Нового времени — период развития философии в Западной Европе в XVII – XVIII веках, характерными чертами которого являлись капитализм, бурное развитие техники и науки и формирование математического мировоззрения. Также этот период называют научной революцией.

Центральные фигуры в философии разума той эпохи делятся на две основные группы: рационалисты, утверждающие, что у истоков любого знания стоят врожденные идеи, которые присутствуют в уме. Главные представители этого направления:

  • Рене Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее ,
  • Барух Спиноза,
  • Готфрид Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Готфрид Лейбниц (философия Лейбница) подробнее ;
  • эмпиристы, считавшие, что у истоков знания должен стоять чувственный опыт.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее , Джордж Беркли По данной теме мы уже выполнили эссе Джордж Беркли подробнее и Дэвид Юм По данной теме мы уже выполнили реферат Девид Юм подробнее .

Человек в Новом времени

Философская антропология Нового времени начинает вбирать в себя мотивы утилитаризма, индивидуализма и эгоизма, которые были связаны с капиталистическими общественными отношениями и возрастающим господством частного интереса. Лоренцо Валла доказывает, что выгода и интерес индивида первостепенны, в то время как интересы родины должны стоять на последнем. Здесь центральной фигурой является человек, мировоззренческая установка этого времени – антропоцентрична, но при этом не полностью отрицает Бога По данной теме мы уже выполнили реферат знание и вера подробнее . Здесь человек – личность богатая, обладающая безграничными способностями и возможностями. Пико Делла Мирандола выразил эту точку зрения в своей «Речи о достоинстве человека».

Т. Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее – английский философ XVII века. Он утверждал, что частный интерес влияет на представление о человеке, мотивы его поведения и установки. В отличии от Аристотеля, утверждавшего, что человек – существо общественное, Гоббс утверждал, что по своей природе «человек человеку волк» и единственным состоянием общества является война против всех. Так, он пишет, что жизнь человека можно сравнить с состязанием в беге, где главной целью и единственной наградой является неоспоримое первенство. Б. Паскаль также говорит о том, что развитие науки повлияло на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм. Он придерживался мысли, что главное достоинство человека и то, в чем состоит все его величие — способность человека мыслить.

Но, тем не менее, основоположник рационализма Нового времени и антропологического рационализма – Р. Декарт. Философ утверждал: «Мыслю, следовательно, существую». Мышление – достоверное свидетельство существования человека. Философ придерживался дуализма тела и души, именно это определило постановку проблему антропологии. Душа – сознание, тело – нечто сродни машине. Сознание оказывает на тело воздействие. Такой механистический взгляд на человека изложен в работе Ж.Ламетри «Человек-машина», где представляется механистический материализм. Так, согласно этому есть только одна материальная субстанция, в то время как организм человека – машина, похожая на часовой механизм.

Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро По данной теме мы уже выполнили реферат Материалистическая концепция Дени Дидро подробнее ).

Следующая отличительная черта такой антропологии в философии – изучение и рассмотрение человека как неотъемлемой части природы и суждение о том, что он «не может даже в мысли выйти из природы».

Отстаивая принципы последовательного механистического детерминизма, философы не могли ни в какой мере признать свободу воли человека.

Также характерной чертой мыслителей того времени явилась в том, что человек изначально добр и не грешен, отрицая христианское учение о первородном грехе.

Источник

Adblock
detector