Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

Диктанты по русскому языку на тему природа

Диктанты на тему природа

Диктанты по русскому языку надежный дидактический материал для проверки грамматики и синтаксиса, а также для закрепления уже полученных основ правописания разной сложности.

Школьные диктанты собраны по разделам, где тема каждого небольшого рассказа соответствует определенному времени года, а также различается по уровню сложности для начальных 1-4 классов и средних 5-9 классов.

Подборка материала для диктантов о природе в разные времена года:

Диктанты на тему весна

диктанты по теме весна

Учебный материал для проведения диктантов на уроках русского языка по темам весна. Диктанты проверяют правописание и знакомят учащихся начальных и средних классов с весенней природой.
В раздел.

Диктанты на тему лето

диктанты по теме лето

Учебный материал для школьных диктантов по русскому языку на темы природа летом. Диктанты улучшают грамматику и знакомят учащихся с природой в летнее время года.
В раздел.

Диктанты для начальной и средней школы на тему природа помимо грамматической функции несут в себе развивающие цели, знакомят с окружающим миром природы в разное время года.

Диктанты на тему осень

диктанты по теме осень

Учебный материал учителю для проведения диктантов по русскому языку и литературе на темы осень. Диктанты проверяют орфографию и синтаксис, знакомят школьников с очарованием природы осенью.
В раздел.

Диктанты на тему зима

диктанты по теме зима

Учебный материал для проведения школьных диктантов по темам природа зимой, где учащиеся улучшают орфографию, закрепляют грамматические знания и знакомятся особенностями зимнего времени года.
В раздел.

Вы можете соглашаться и не соглашаться с авторами приведенных материалов, пробуйте на основе учебных материалов придумать свои собственные задания. Также ориентируйтесь на учебно-методическую литературу педагогических изданий. При разработке своего авторского урока по русскому языку, можете пробовать использовать материал с нашего сайта.

Все материалы для проведения уроков, предоставленные на сайте, написаны авторами Сезоны-года.рф, не копированы и не заимствованы с других сайтов.

Источник

Сборник диктантов с грамматическим заданием "50 текстов о живой природе" для учащихся 2–4-х классов

Сборник диктантов по русскому языку с грамматическим заданием для 2-4 классов составлен в соответствии с действующими программами и УМК в условиях реализации ФГОС. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования является формирование УУД младших школьников. В этом контексте для учащихся якутских школ ключевую роль играет не только овладение русским языком, но и применение умений устной и письменной речи для дальнейшей их адаптации в обществе в качестве инструмента для общения.

Какие основные проблемы обучения русскому языку существуют в якутской школе в условиях реализации ФГОС?

– дети поступают в школу недостаточно подготовленными к овладению русским языком, что обусловлено отсутствием языковой среды;
– на обучение русскому языку в 1 и 2 классах дается 4 часа в неделю (132 часа в год), а по якутскому языку – 3 часа в неделю (102 часа в год);
– на обучение русскому языку в 3 и 4 классах дается 3 часа в неделю (102 часа в год), а по якутскому языку – 3 часа в неделю (102 часа в год);
в русских школах на обучение русскому языку дается 165 часов в год, а к концу учебного года учащиеся с русским и родным языками обучения должны иметь равный уровень знаний и умений;
– задания УМК ориентированы на учеников, хорошо владеющих русским языком.

Данный сборник содержит 50 текстов на русском языке, что будет актуально для учителей, работающих в условиях билингвального образования. Особенностью этого сборника является и то, что к каждому тексту дается грамматическое задание. Тексты диктантов и задания предназначены для оценки достижения планируемых результатов обучения русскому и якутскому языкам, проверки сформированности УУД, общеучебных умений учащихся начальных классов и носят рекомендательный характер. Они могут быть использованы учителем и в качестве итогового контроля, и в качестве текущей проверки обученности школьников.

Диктанты позволяют проверить умение писать под диктовку текст на изученные орфограммы. При диктовке слов с неизученными орфограммами учитель орфографически проговаривает букву – орфограмму, непонятные (трудные) слова и словосочетания для якутских детей (в текстах они подчеркнуты) объясняются. При этом объяснения должны идти от учащихся.

Грамматические задания направлены на проверку теоретико- практических знаний и умений учащихся, приобретенных в процессе изучения грамматико-орфографических тем. А работа над словом, предложением и текстом предполагает проверку умений пользоваться языковыми средствами при построении речевого высказывания, умений определять тип, тему и главную мысль текста, озаглавливать текст. Тестовые задания предполагают выбор правильного ответа.

Критерием отбора текстов служили их обучающие возможности и воспитывающие достоинства. В сборнике все тексты о живой природе. Содержание сборника – это интеграция предметов и образовательных областей: русского и якутского языков, литературного чтения и окружающего мира. В приложении дан словарь – названий птиц, которые присутствуют в текстах диктантов. Учителям желательно стараться создавать у учащихся оптимистическую установку на каждый диктант. Тогда эта форма работы приведет к хорошим учебным результатам. Пусть даже на контрольном диктанте ребенок думает, что ваша цель – лишь помочь ему проверить самого себя. Пусть каждый диктант воспринимается как радостное событие, как маленькая ступенька к успеху в овладении грамотностью, прививает любовь к родному и русскому языкам, но самое главное – воспитывает любовь и бережное отношение к живой природе.

Использованная литература:

1. А.В. Оконешникова. Диктанты в системе формирования и развития письменной речи: Учебное пособие –Я., 1985.
2. Г.Ф.Сивцев. Сахалыы кылгас тылдьыт. – Я., 1979.
3. И.Г.Фёдоров, П.К.Васильев. Өбүгэлэрбит олоҕо дьаһаҕа: ойуулаах тылдьыт – Дь., Бичик, 2012.
4. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Под редакцией Г. С, Ковалевой. М., «Просвещение», 2012.
5. П.С. Афанасьев. Саха тылын быһаарыылаах кылгас тылдьыта. Дь., Бичик, 2008.
6. Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Дидактическая система Л.В.Занкова» / Авт. – сост. Л.А. Пономарёва, под редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2012, 2013.
7. Саха оскуолатын программата. Саха тыла (1 – 4) – Дь., Бичик, 2006.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. М., «Просвещение», 2011.

Источник



Загадки природы диктант

Загадки природы диктант

Присмотри́сь к живы́м существа́м в приро́де и обнару́жишь сто́лько тайн, секре́тов, ключ к кото́рым иска́ть и иска́ть! В по­следнее вре́мя стано́вится я́сно, что ёж, наприме́р, изу́чен недоста́точно. Нам, пресле́дуемым аллерги́ями, страда́ющим да́же от не́которых лека́рств, в по́ру позави́довать ходя́чим колю́чкам. В действи́тельности ёж защищён мощне́е, чем зри́мой свое́й огра́дой. Нет пока́ отве́та на просто́й вопро́с: что позволя́ет ежу́|ёжу безболе́зненно выде́рживать, наприме́р, чудо́вищные до́зы я́дов? Гадю́ка уку́сит – пустя́к. Распра́вится по-сво́йски со змеёй, и хоть бы что. Для кого́ мно́жественные уку́сы пчёл ги́бельны, ежу́|ёжу всё|все на здоро́вье. Раз при о́пытах ежа́|ёжа ужа́лили одновреме́нно пятьдеся́т две пчелы́|пчёлы. Ло́шади бы смерть немину́чая, а ёжик по-пре́жнему бодр и делови́т.

И по́мни|помни́, пожа́луйста: ежу́|ёжу совсе́м непло́хо живётся до́ма|дома́, в лесу́, не стреми́тся он к вам в городску́ю кварти́ру.

Граммати́ческое зада́ние

1) Вы́полните орфографи́ческий ана́лиз наре́чий:

одновреме́нно, по-пре́жнему, непло́хо, безболе́зненно, по-сво́йски.

2) Вы́полните морфологи́ческий разбо́р одного́ наре́чия и сло́ва|слова́ катего́рии состоя́ния.

3) Определи́те синтакси́ческий ста́тус вы́деленных слов (явля́ется ли чле́ном предложе́ния, е́сли явля́ется, то каки́м).

Источник

ЛИСЁНОК

Контора Черноморского заповедника находилась в посёлке Голая Пристань. Место это, как оказалось впоследствии, было средоточием множества жизней.

С ближней ветки, рассудительно наклонив 3 голову, меня рассматривал скворец 4 . В луже возились и чмокали кряковые утята. Таз с водой принадлежал нутрии, а ящик в комнате — лисёнку, появившемуся недавно.

Сотрудник заповедника, в комнате которого меня поселили, собрал у себя многочисленное зверьё. Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах 4 .

Ночью в ящике заплакал лисёнок. Он кричал тонким щенячьим голосом до тех пор, пока я не взял его на руки. Он затих, прижавшись 3 к моему боку. Я лежал не шевелясь, боясь разбудить соседа. И уснули два странника: командированный из Москвы и привезённый с морского острова лисёнок.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: прижавшись (1 вариант); наклонив (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

С ближней ветки, рассудительно наклонив голову, меня рассматривал скворец 4 . (1 вариант);

Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

7 класс

ПОЛОВОДЬЕ

Деревья, словно чего-то ожидая 3 , стоят по пояс в холодном разливе. Проснулись, но ещё не пришли в себя лягушки. Не могут их вывести из оцепенения даже садящиеся рядом первые бабочки — лимонницы и крапивницы. Воздух настолько ясен, что в фиолетовом редколесье бабочек видно чуть ли не за сотню шагов.

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга 4 . Для многих животных весеннее половодье — настоящая беда. Отрезанные от суши, на незатопленных участках ищут спасения кабаны, лоси, лисицы, зайцы. Во время смертельной опасности зверей объединяет одно стремление — не утонуть.

Солнечным безветренным утром на носилках с закрытыми летками выносят на пасеку первые ульи. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись 3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой 4 .

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: ожидая (1 вариант); покружившись (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных служебных слова и охарактеризуйте их: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга 4 . (1 вариант);

Покружившись 3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

7 класс

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ

В городе весеннее настроение шумно выражают стаи воробьёв. По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая 3 длинным хвостиком 4 .

Над лугами под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь 3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны 4 . Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем круто взмывает вверх. Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.

В лесу тоже поют синицы, пищухи, поползни и зяблики. Голоса звучат совершенно отчётливо и легко воспринимаются каждый в отдельности. Самцы поют поочередно, как бы перекликаясь между собой и отпугивая конкурентов.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: подёргивая (1 вариант); приближаясь (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая 3 длинным хвостиком 4 . (1 вариант);

О ни носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь 3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

8 класс

СОРОЧЬЯ ЧЕТА

Мартовский полдень. Светоносная синь теплого неба. Несмолкаемое журчание кристально чистых ручейков. Синичий перезвон в прибрежной рощице. Оттуда же доносится барабанная дробь дятла и тихий стрёкот вроде бы чего-то опасающихся сорок. Возможно, им кто-то угрожает? Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо 4 . А там, где оно сооружается, излишне шуметь не положено.

Часа полтора дружной старательной работы. Потом отдых. Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку 4 . Тихо.

И вдруг внизу, в кустах лозняка и черёмушника, воровато мелькнула чья-то острокрылая тень. Ястреб-тетеревятник! Один из самых дерзких разбойников в птичьем царстве. И чету белобоких сорок с тополя будто ветром сдуло. Особо-то не отличаясь быстротой полёта, они в страхе подняли отчаянный крик. И, часто-часто махая крыльями, словно барахтаясь в воздухе, тяжело, медленно подались в лес за речушку.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо 4 .

2 вариант – Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку 4 .

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

8 класс

И У МУРАВЬЯ ЕСТЬ СЛАБОСТИ

Раннее утро. Мы с дедом Фёдором отправляемся в весенний, ещё прозрачный лес. Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки 4 . От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем 4 .

Подойдя к огромной муравьиной горке, дед причмокнул, остановился, достал из сумки бинокль, присел на пенёк возле муравейника и стал наблюдать.

— А знаешь ли, внук, что у этих муравьишек, таких смелых и дружных, оказывается, есть очень коварный враг? — спросил дед.

С этим плюгавеньким жучишкой ничего поделать нельзя. Пробравшись в муравейник и встретившись с грозными охранниками, не вступает в бой, а переворачивается, хитрюга этакий, на спину и лежит, будто неживой.

Ротозеи, почуяв сладкое, забыв про службу, слизывают капельки и. прямо на посту засыпают. После этого жучок пробирается в тайники и безнаказанно поедает муравьиные личинки. Вот и выходит, что не везде сила побеждает.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки 4 .

2 вариант – От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем 4 .

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

8 класс

БЕЛКА И ДЯТЛЫ

Яркий, ароматный, чистый лес. Никогда уже не будет так первозданно праздничен он. Ни тебе комара, ни мухи. И приходится с грустью удивляться, что в эту дивную пору здесь безлюдно.

Солнечно. Вышел я на вырубку, прислонился спиной к гладкому стволу высокой осины. Зажмурив глаза, подставил под тёплые лучи бледное лицо горожанина. Веет в вершинах леса тихий апрельский ветер, ласково перебирая загустевшую крону робкой осины.

Очнулся я от шумной возни наверху ствола и громкого крика птицы. Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло 4 . Затем показалась беличья мордочка с блестящими чёрными бусинками глаз. Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево 4 .

Очаровательный, симпатичный зверёк не упускает весной случая разорить гнездо дятла и заодно остаться на новой квартире. Пытаясь своей сучковатой палкой напугать бессовестного агрессора, стучу по стволу осины. Но напрасно!

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло 4 .

2 вариант – Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево 4 .

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

8 класс

ВЕСЕННЯЯ ПОРА

Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями 4 . Нежный березняк умыт первым весенним дождём. Радостней светятся на солнце его белые стволы. Угрюмей темнеет меж ними снег, ёжась и тая под горячими лучами.

Теплынь. Шуршат под ногами коричневые дубовые листья, вспоминая зелёное прошлогоднее лето, бронзовую прошлогоднюю осень. Недолго осталось лежать им здесь. Прогремит бесшабашный майский гром, прошумят весенние потоки — и смоются следы года минувшего.

Пошевельнулся неохотно старый дубовый лист. А новый зелёный пришелец упёрся в его чеканный край непокорной упрямой головой, поднимая лист над землёй. Перевернулся дубовый лист, как последняя страница прочитанной зимней книги. Гордо встал над ним подснежник — бесстрашный разведчик весны.

Неправду говорят: холоден, как камень. Камни отдают дневное тепло ночью, когда оно больше всего нужно. А цветы? Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем 4 .

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями 4 .

2 вариант – Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем 4 .

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

8 класс

ИДИ ТИХОНЕЧКО

Хорошо в лесу весной! Всё в эту пору вызывает чувство восторженной радости: и яркая зелень свежей листвы, и нежный аромат цветов, и запахи влажной земли 4 .

Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту 4 . Где-то совсем рядом послышался шум. Это крошечная птичка внезапно вспорхнула и скрылась в чаше леса. Здесь её дом. Она сейчас просто заманивает тебя, уводит дальше от своих беспомощных крикунов.

Но напрасно волнуешься, весёлая певунья. Не собираемся отбирать у тебя твои бесценные сокровища. Хотим только немножко приподнять покрывало над тайнами природы и сделать их доступными для всех тех, кто не может прийти с нами. Разве можно удержаться и не снять на киноплёнку лесных обитателей, показать их сокровенную жизнь?

Многое в лесу можно увидеть, если наберёшься терпения и подолгу будешь тихо сидеть и ждать.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Всё в эту пору вызывает чувство восторженной радости: и яркая зелень свежей листвы, и нежный аромат цветов, и запахи влажной земли 4 .

2 вариант – Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту 4 .

Источник

Adblock
detector