Константин Паустовский О величии Русского Языка

Константин Паустовский. О величии Русского Языка

Высказывания Константина Паустовского о величии Русского языка.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Константин Паустовский

По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. — Константин Паустовский

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. — Константин Паустовский

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. — Константин Паустовский

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. — Константин Паустовский

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники. — Константин Паустовский
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. — Константин Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Константин Паустовский
С русским языком можно творить чудеса! — Константин Паустовский

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -Константин Паустовский

Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. –Константин Паустовский

Счастье дается только знающим. — Константин Паустовский
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. — Константин Паустовский

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. — Константин Паустовский

Источник

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 1.
Живя в тесном и непосредственном общении с природой (1) свои живые наблюдения умельцы запечатлевали (2) и в таинственной вязи орнамента (3) и в резьбе по дереву и камню (4) и в объемных образах христианских святых. К сожалению (5) то (6) что не было уничтожено фанатиками (7) погибло от пожара (8) поэтому и возникло мнение (9) что русская скульптура — детище послепетровской эпохи.
2.
Художник (1) занимающийся монументальным искусством (2) пользуется совершенно иными техниками и приёмами (3) чем создатель картин (4) причина заключается (5) даже не в размере произведения. Монументальная живопись живёт одной жизнью со зданием: мёрзнет вместе с ним (6) поливается дождём (7) жарится на солнце (8) поэтому художник применяет техники (9) обеспечивающие прочность и долговечность живописной поверхности.
3.
Верблюд-гора представляет собой скалу высотой до 20 метров. Длительное время ветер выдувал почву (1) и гора (2) сложенная из твёрдых пород (3) превратилась в двадцатиметровую кварцевую глыбу (4) напоминающую лежащего верблюда. В одной из множества сложённых о скале легенд говорится о том (5) как однажды верблюд (6) пришедший из пустыни (7) захотел померяться силой с Уральским хребтом (8) и приготовился к бою (9) да так и застыл на века.
4.
Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию (1) и все понимали (2) что это символическое обозначение радуги. Холодная снежная зима представлялась пращуру владычеством сил (3) враждебных людям. Весна с ее разливами и внезапными заморозками (4) потеплением и дождями — это схватки между зимой и летом (5) добром и злом. И после долгих ожиданий (6) как вестница победы на небе (7) появлялась радуга. Она (8) по представлениям древних славян (9) означала мост между матерью-землёй и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека и урожай.
5.
Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь (1) поэтому изобретение колесницы не могло не тешить самолюбие наших предков. И ещё очень долго не удавалось преодолеть этот природный скоростной барьер (2) вплоть до появления паровоза (3) однако (4) сейчас (5) когда космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час (6) огромностью скоростей уже никого не удивишь. Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей (7) а темп (8) происходящих на планете перемен (9) уже явно несоизмеримый с природой человека и с привычными для него мерками

Ответ

1.Классицизм и сентиментализм – это…
Б. литературные направления.

2. В русской литературе представителем (-ями) классицизма был(и):
А. Н.М. Карамзин.
В. М.В. Ломоносов.

3. Что из перечисленного не является чертой классицизма?
В. Приоритет чувства над разумом.

4. Открытие и разработка какого классицистического жанра в русской литературе 18 века принадлежит М.В. Ломоносову?
А. Ода.

5. Найди «третье лишнее» в тематике «Оды на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 г.» М.В. Ломоносова.
Б. Величие Творца.

6. Определи жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В. Комедия.

7. Действие в «Недоросле» происходит в:
В. Поместье Простаковых.

8. Определи конфликт «Недоросля».
Б. Стародум, Правдин, Милон – Простакова, Скотинин, Митрофан.

9. Найди «третье лишнее» в тематике «Недоросля».
А. Борьба с самодержавием.

10. Определи жанр главного произведения жизни А.Н. Радищева.
Б. Путешествие.

11. Эпиграф к книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» — это…
В. символическое обозначение крепостничества.

12. Найди «третье лишнее» в тематике «Путешествия…» А.Н. Радищева.
А. Прославление самодержавия.

13. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма?
Б. Патриотическая тематика.

14. Найди «третье лишнее» в названиях литературных жанров сентиментализма.
А. Басня.

15. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?
Б. «…и крестьянки любить умеют!»

16. Вставь пропущенную фамилию в высказывание В.Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным.: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».
Б. Карамзиным.

Источник

Евгений Осетров. Мое открытие Москвы

На двери табличка: «Музей открыт. » Рядом — тихий Тверской бульвар и шумная Пушкинская площадь. Эта дверь — вход в квартиру-мастерскую Сергея Тимофеевича Коненкова, с которым столько связано в совсем недавней моей жизни. Поэтому и пишу я о Коненкове как о живом человеке. Еще не умолкли звуки его шагов, и вот кресло, где он только что сидел. В этих стенах я всегда слышу его голос.

Приходилось ли тебе, читатель, встречать внезапно наступившие сумерки в густом лесу, где сквозь лиственный шатер едва-едва можно разглядеть свет звезды; где белесый туман, повисший над поляной, кажется бородой загадочного исполина, где ствол в полутьме выглядит как неведомое языческое существо? В лесу особенно остро ощущаешь, что природа полна тайн.

Сложное, щемящее и вместе с тем радостное чувство испытываешь в мастерской, где неутомимо работает Сергей Тимофеевич Коненков.

К естественному восторгу, вызванному встречей с прекрасным, примешиваются смутно-тревожные ощущения, рожденные полуфантастическим свиданием со сказочными образами леса, вод, берегов, лугов, полей, нашедшими счастливое пластическое воплощение.

Внимательно посмотрим по сторонам. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, старичок-полевичок, пестун, наставник, опирающийся на дорожную клюку. За ним движется старичок-кленовичок, знающий целебный родник. На суковатом дереве сидит глазастая сова-вещунья. Причудливый пень напоминает Чудище поганое о семи головах, которые в жаркой схватке отрубит Аника-воин. Из-за густых озерных зарослей выходит гибкая русалка, что заманивает легковерных путников на песчаное дно, ее упругое светящееся тело полупрозрачно. Сплетения ветвей вдруг оборачиваются сияющей Жар-птицей, которая уносит героя от Бабы-Яги, летает в заморскую страну и клюет золотые яблоки в саду у Кощея Бессмертного.

Трудно представить, что эта страна языческих легенд и средневековых сказаний находится в центре современного города.

В комнате, соседствующей с приемным залом, открылась дверь, и на пороге появилась высокая фигура доброго повелителя лесных чудес, кудесника, вызвавшего из неоглядной дали времен обитателей лесных кущ, живших во времена Садко и Святогора.

У него острые, не по-стариковски молодые глаза. Это глаза художника, умеющие зорко видеть красоту даже там, где ее вроде бы и нет. Поражают руки Коненкова. В мозолях и ссадинах, эти руки способны придать дереву и камню любую форму, преодолеть сопротивление материала, облечь в зримые образы пылкую фантазию. Не бывает дня, чтобы они не работали.

Мастера пластики различных эпох — Фидий и Пракситель, Микеланджело и Канова, Шубин и Голубкина — материалом для статуй чаще избирали мрамор или бронзу.

Я спросил Сергея Тимофеевича, почему он предпочитает дерево другим материалам.

— Да,- подтвердил Коненков,- я люблю дерево, с юношеских, а вернее, с отроческих, лет работаю с ним. Люблю произведения народного деревянного зодчества, великолепные сооружения, созданные руками безвестных умельцев. Многоглавую церковь в Кижах я считаю прекрасной. Она порождена народным гением. Часто думаю о строительных артелях, создавших затейливые произведения архитектуры с помощью такого нехитрого инструмента, как простой топор.

Дары леса сопровождали человека на протяжении всего жизненного пути — от лубяной зыбки и резной игрушки до гробовой доски и могильного креста. Самое насущное в крестьянском быту: изба, изгородь, сани, соха, прялка, лапти, кадка, ткацкий стан, веник, деготь, пряничная доска — все это щедрая дань, взимаемая народом с необъятного зеленого океана.

Мало дошло до нас замечательных старинных деревянных сооружений — они гибли от частых пожаров и регулярных военных лихолетий. История русской деревянной скульптуры во многом загадочна. Вы помните деревянных языческих богов, которых часто изображал на своих ранних картинах Николай Рерих? Любовь к деревянной пластике нельзя было изгнать из народного сердца. Живя в тесном и непосредственном общении с природой, живые свои наблюдения умельцы запечатлевали и в таинственной вязи орнамента — этом условном языке языческих времен,- и в резьбе по дереву и камню, в пластическом изображении зверей и птиц, и, наконец, в объемных образах христианских святых.

Обращаясь к своим землякам, Сергей Тимофеевич писал о родном крае: «Именно здесь, среди милой сердцу среднерусской природы, я ощутил необоримое стремление сделать добро людям, послужить родному искусству. Я никогда не стал бы художником-скульптором, если бы с детства не полюбились мне шум леса, журчание родников, чудесная Десна, раздольные и душевные русские народные сказки и песни».

Нелегок жизненный путь — от смоленского пастушка до всемирно известного художника. Позади годы скитаний. Он жил в Греции, Риме, Америке. Но родная земля всегда оставалась в его сердце.

Земляк-сосед Сергея Тимофеевича поэт Николай Рыленков подметил особенность творческой манеры скульптора, сказав в свое время следующее:

«Когда я смотрю на создания раннего Коненкова, я никак не могу отделаться от мысли, что все его герои — мои старые знакомые, что я видел их в детстве если не наяву, то во сне. Наши мужики всегда гордились славой земляка. Вернувшись после многих лет жизни за океаном на Родину, старый художник первым долгом отправился в отцовские места. Его приезд был большим праздником для земляков. И с тех пор он почти ежегодно навещал свои места, создавая замечательные портреты людей новой деревни — старейшего колхозника И. В. Зуева, бригадира Сени Алексеева, лепил обобщенный образ хозяйки полей («Колхозница»>. При первой встрече с Сергеем Тимофеевичем меня поразила его удивительная памятливость ко всему, что касается родного края. Он знал по именам всех чем-нибудь интересных мужиков нашей округи и через много лет наизусть повторял их присказки и прибаутки».

Зоркий глаз Сергея Коненкова верно определил необъятные возможности, таящиеся в лесных породах и еще слабо использованные в отечественной пластике.

В последние годы ученые-искусствоведы, художники-реставраторы, любители-энтузиасты многое сделали, чтобы восстановить в прежней красоте старую пластику. Многолетняя кропотливая и подвижническая работа дала результаты, превзошедшие самые радужные ожидания. Когда в Москве в 1964 году была развернута выставка деревянной скульптуры, наша печать дружно заговорила о пластическом гении народа. А старожилы-москвичи вспоминали старые московские ярмарки, куда привозили берестяные туеса архангельской работы, сергиевские и хохломские деревянные изделия, прялки городецкие и северодвинские, ендовы и солонки — обильную дань, полученную с лесного океана, ставшую, попав в руки мастеров, безвестных Коненковых, вещами-украшениями, доступными каждому.

. Если мы бросим взгляд на творческий путь Сергея Коненкова, путь, исполненный сложных, нередко мучительных исканий, то увидим, что все лучшее в его работах — от органической связи с древнерусской деревянной скульптурой, с жизнью создателей материальных благ, от здорового народного взгляда на окружающую действительность.

Сергей Коненков родился и вырос под Ельней. Через всю долгую трудовую жизнь он, пронес впечатления детства, полученные на золотисто-льняной родине, в краю лесов и озер, березовых перелесков и журавлиных стай, улетавших осенью на юг. Печать отмечала, характеризуя ранние работы скульптора, что корни души его неразрывно связаны с корнями ельнинских лесов. Это, разумеется, верно. Сергей Тимофеевич так говорил о первых впечатлениях бытия, полученных на смоленской земле:

«Я вырос на Десне. В дни моего детства по обе стороны реки тянулись богатырские вековые леса. В них водились лоси и медведи. Пастух и подпаски были словоохотливы, и я узнал от них о коврах-самолетах, о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче. А сгонщики леса рассказывали, как шли они берегом и у Кривого леса, что под Брянском, встретился им Змей Горыныч».

Так жизнь переплеталась с вымыслом.

Коненков с удовольствием резал из дерева фигуры легендарных обитателей лесов, с любовью останавливал свой взгляд на лицах крестьян. Он отлично знал своих героев. Так, прототипом для работы «Егор-пасечник» послужил крестьянин Егор Андреевич, отставной солдат, затем монах-расстрига, обучавший ребятишек грамоте. Работы Коненкова всегда отличаются необыкновенным, редкостным своеобразием. Достаточно взглянуть на изваяние, чтобы почувствовать руку художника, умеющего одним ударом вывести могучую и плавную линию.

Его работы несут в себе подчеркнуто личное отношение к образу. Например, античного бога вина и веселья Вакха изображали многие. Коненковский «Вакх» — это лукавый, себе на уме сельский юноша, от которого можно ожидать веселых проказ и проделок. И невольно вспоминаешь картины Рубенса и Пуссена, статуи Микеланджело и Торвальд-сена и, конечно, пушкинское: «Раздайтесь вакхальны припевы». Вы можете быть уверены, что этот Вакх рожден не среди виноградных лоз, а в березняке или осиннике, под северным небом.

С первых самостоятельных творческих шагов у Сергея Коненкова мощно зазвучала тема свободолюбия, тема человека, разрывающего цепи. На протяжении десятилетий, используя различные материалы — дерево, мрамор, гипс, бронзу, ваятель показывает, что неистребимо, как сама жизнь, человеческое стремление к свободе, счастью, свету. Коненковский «Самсон», напрягший мускулы, чтобы порвать рабские узы, вместе с «Камнебойцем» открывает галерею скульптурных портретов несгибаемых борцов за народное дело. А ведь у Коненкова были могучие предшественники: вспомним гравюру А. Дюрера «Самсон убивает льва» или знаменитую статую для петергофского фонтана работы М. И. Козловского.

Одна из страниц биографии Коненкова — деятельное участие скульптора в осуществлении знаменитого плана монументальной пропаганды.

Не надо обладать бурной фантазией, чтобы представить себе тяжелый восемнадцатый год, когда в стране не хватало самого насущного. Недвижно стояли трамваи в Москве, на улицах валялись павшие лошади, нагнавшие уныние на английского гостя нашей столицы Герберта Уэллса. Невзирая на трудности, казавшиеся порой непреодолимыми, Сергей Тимофеевич Коненков создал две монументальные работы: мемориальную доску «Памяти героев Октябрьской революции» и скульптурную группу «Степан Разин с ватагою». Трудиться приходилось в поистине спартанской обстановке. Даже для того, чтобы достать цемент, гипс и краски, нужно было затрачивать титанические усилия. Работа, для которой потребовались бы годы, была выполнена меньше чем за месяц.

«Днем и ночью работал я в своей мастерской на Пресне»,- вспоминает Сергей Тимофеевич.

Если мы будем последовательно знакомиться с образами, созданными ваятелем, то обратим, конечно, внимание на то, что у Сергея Коненкова были излюбленные герои, к которым он обращался вновь и вновь, давая им различную художественную и философскую трактовку.

В 1957 году Сергей Тимофеевич вернулся к образу библейского Самсона, обозначив идею новой работы строкой из «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим. » Замысел скульптора состоял в том, чтобы показать человека-победителя, который уже преодолел страдания, разорвал цепи и уверенно распростер руки навстречу грядущему. Произведение удивительным образом перекликалось с драматической поэмой Дж. Мильтона «Самсон борец» и ораторией Генделя «Самсон».

Или вот другой пример, из совершенно иной области. Коненков с молодых лет увлекался образом Паганини. Впервые он изваял Паганини из мрамора в 1908 году и с тех пор многократно обращался к этому драматическому образу, создавая его то в мраморе или дереве, то рисуя цветным карандашом.

На одной из стен в квартире художника висит карандашный рисунок Никколо Паганини, изображающий охваченного экстазом скрипача, когда для него не существует ничего, кроме бешеного урагана музыки. Трудно определить, сколько рук у прославленного маэстро. Недаром распространенная легенда приписывала Паганини связь с демоническими, потусторонними силами. Таков коненковский Никколо Паганини на рисунке, помеченном 1925 годом. Присмотритесь внимательно к коненковскому Паганини, созданному в 1954 году. Скульптор отлично использовал возможности такого любимого им материала, как дерево. Паганини по-прежнему загадочен, но все-таки это не музыкальный демон, а вполне реальный человек, живущий в стихии звуков. Перед нами Паганини, которого Сергей Тимофеевич сравнил в одном из своих публичных выступлений с пламенной кометой, промелькнувшей перед взором восхищенных.

Есть у Коненкова несколько скульптурных портретов Ф. М. Достоевского. Творчество автора «Бедных людей» внутренне близко Сергею Тимофеевичу.

— Мы, люди двадцатого века,- говорил мне Коненков,- по-своему трактуем мысль Достоевского о том, что мир спасет красота. Мы стремимся к тому, чтобы человек и весь окружающий его мир были прекрасными. Мы стремимся к тому, чтобы действительность стала гармоничной и возвышенной. В благоговейном отношении Достоевского к красоте, по-моему, есть что-то пророческое. В поисках красоты я вижу цель своей жизни.

Когда речь зашла о литературе, я поинтересовался, как Сергей Тимофеевич относится к отечественной классике.

— Русская классическая литература — наша гордость и слава. Она оказала огромное влияние на все виды искусства, в том числе и на пластику. Я люблю Пушкина, его прозрачный, всегда кристально ясный стиль, часто перечитываю пушкинские стихи. Мои любимые писатели Гоголь, Лермонтов, Тургенев и Толстой. Высоко ценю Чехова. Он был необыкновенно чуток к современности и верно предугадывал будущее. Поэтому я воспринимаю его как своего старшего современника. Жалею, что Чехов мало прожил. Я моложе Антона Павловича всего на десять лет. Легко представить, какие бы шедевры создал Чехов, если бы прожил хотя бы еще немного.

— Кого из современных писателей вы любите? — спросил я однажды у Сергея Тимофеевича.

— Мне кажется,- ответил Коненков,- что у нас бурно развивается поэзия. И это вполне понятно — быстротекущее время требует своего выражения в поэтическом слове. Несколько лет назад я ездил к себе на родину, на Смоленщину. Нельзя было не обратить внимания на то, как в народе любят песни на слова Михаила Исаковского. Он действительно народный поэт, и его песни неувядаемы. Ко многим из них написал удачную музыку композитор Владимир Захаров, постоянно исполняются эти песни хором имени Пятницкого. Кто у нас не знает «Вдоль деревни», «Провожанье», «Ой, туманы мои. «! Люблю также поэзию Александра Твардовского и считаю, что «Василий Теркин» — наиболее полное выражение героических черт нашего народа.

— Что вы думаете о роли художника в современную эпоху?

— Совершенства можно достичь только при благородном отношении к искусству. Художник должен быть трепетным и беспокойным человеком, он обязан пронести через всю жизнь внутреннее волнение, свой духовный огонь. Душа дана человеку для беспокойства и радости. Лев Толстой говорил, что гладких и жуирующих художников не бывает. Надо помнить об эпохе, в которую мы живем. Оглядываясь на пережитое, я хочу сказать: свято верю в человека. Он добьется всеобщего счастья. Он будет от столетия к столетию совершенствоваться. Мне приходилось встречаться в США с создателем теории относительности Альбертом Эйнштейном, работать над его скульптурным портретом. Часто думаю о том, что будущность человечества связана с освоением космоса. Миллионы световых лет летит из вселенной луч света к нашим планетам. Но и туда — я верю! — к этим невероятно далеким звездам, доберется человек, которого Валерий Брюсов назвал «молодым моряком Вселенной». Изменяя себя, человек изменит и окружающий мир. Он научится ценить проявления красоты в самых повседневных явлениях и вещах. Помните знаменитый случай на охоте, когда Владимир Ильич Ленин не стал стрелять в лисицу, сказав, что ему жаль убивать такую красоту? Человек уже вступил в Королевство счастья, добра и красоты. Возврата назад быть не может.

В одной из статей о Коненкове было сказано: «Сколько ни рассказывал он о своей жизни — рассказал недостаточно. Сколько ни писали о нем книг — страстный путь великого русского художника, прошедшего по бурному двадцатому веку, еще не раскрыт и не освещен в той мере, какой он требует и заслуживает. Жизнь Коненкова — огромный роман, столь же емкий, драматичный и красочный, как жизнь Горького, Шаляпина, Эрьзи, Рериха».

Пройдут годы и годы.

Сменятся поколения на земле. Но еще долго люди будут любоваться и стариком-полевиком, и выходящей из зарослей прелестной русалкой, и человеком, разорвавшим рабские цепи, и гордой красотой женщины, увенчанной крыльями Победы.

Источник



ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §72. Цитата. Упражнение №427

Запишите текст. Обратите внимание на способы цитирования. Выполните пунктуационный анализ текста. Разберите предложения с прямой речью.
«Природа, — утверждал Михаил Пришвин, — есть родина всех талантов, начиная от росинки−солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».
А природа — это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым.
(С. Кошечкин)

Решение

« Природа , — утверждал Михаил Пришвин , — есть родина всех талантов , начиная от росинки-солнца , сверкнувшей всеми огнями , кончая талантами , переходящими в историю культуры ». (Предложение с чужой речью, комментирующая часть находятся в середине предложения, поэтому она с двух сторон выделяются запятыми и тире. Чужая речь
пишется с большой буквы и заключается в кавычки. Предложение в чужой речи повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Начиная от росинки−солнца и кончая талантами − деепричастные обороты, поэтому они выделяются запятыми. Сверкнувшей всеми огнями и переходящими в историю культуры−
причастные обороты, поэтому они выделяются запятыми.)

А природа — это часть Родины. (Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им. п., поэтому между ними ставиться тире.)
Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками . (Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Возвышает, воспитывает — однородные сказуемые, между ними нет союза «и» поэтому они разделяются запятой. Предложение сложное, первое простое предложение слишком распространено, поэтому между простыми предложениями в составе сложного ставится точка с запятой. Учит думать, мыслить — однородные сказуемые, между ними нет союза «и», поэтому они разделяются запятой. Образами, красками, звуками — однородные дополнения, между ними нет союза «и», поэтому они разделяются запятыми.)
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
(Цитирование стихотворения, поэтому оно выделено абзацем. Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. О край разливов грозных И тихих вешних сил — распространенное
обращение, поэтому оно выделяется запятой.)

В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым . (Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Прилежным и неутомимым — однородные определения, между ними есть союз «и»,
поэтому они не разделяются запятой.)

Источник

Задание №3 ОГЭ по русскому языку

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца

Рекомендации по выполнению задания

На экзамене вам нужно будет расставить пропущенные запятые в предложении (тексте) объемом 50 — 70 слов. Знаки препинания выполняют важную смысловую функцию, поэтому прежде всего необходимо внимательно прочитать предложение и понять его содержание. Учащиеся допускают ошибки в расстановке знаков препинания чаще всего потому, что не вникают в смысл прочитанного, не анализируют связи между разными частями предложения, и запятые ставят на авось. Расстановка запятых отражает логику предложения, его структуру, поэтому она подчиняется основным правилам: запятые ставятся

1) между однородными членами предложения;
2) при вводных словах и обращениях;
3) при обособленных членах предложения;
4) между частями сложного предложения.

Следовательно, нужно уметь производить синтаксический разбор предложения и хорошо знать правила, регулирующие постановку запятых.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора.

2. Проанализируйте его содержание и про себя ответьте на вопрос: о чем в нем говорится.

3. Рассмотрите синтаксическую структуру предложения: сколько в нем грамматических основ, как они связаны между собой, чем осложнено предложение. Желательно построить схему.

4. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются запятыми.

5. Расставьте знаки препинания, не обращая внимания на те позиции, которые в задании обозначены цифрами.

6. Проверьте расстановку запятых, прочитав предложение вслух.

7. Запишите в ответную строку цифры, на месте которых ставятся запятые.

Комментарий (рассуждение по алгоритму при выполнении заданий)

В комментарии показано выполнение задания № 3, которое мы привели в качестве примера.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Мы прочитали это предложение. В нем говорится о том, что в древней Александрии работали выдающие ученые, перечисляются их имена, указываются их научные достижения.

Логически оно состоит из двух частей: 1)…работало немало ученых…; 2) среди которых (перечисляются их имена) … Но во второй части есть еще одна грамматическая основа, присоединяемая союзом «что»: «Земля – шар». Итак, перед нами сложное предложение, содержащее 3 грамматические основы, связанные последовательным подчинением. Схематически это можно показать так:

[ ], (среди которых…), (что…)

Вторая часть осложнена обособленными определениями, мы найдём их по «сигналам»: это относящиеся к подлежащим причастия (сумевший, написавший, установивший) с зависимыми словами, то есть причастные обороты, которые в этом предложении обособляются потому, что стоят после обособляемых слов. Теперь мы можем расставить все запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных(, -отделяет главное предложение от придаточного) среди которых географ и математик Эратосфен (, — причастный оборот) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (, — граница причастного оборота, однородное подлежащее) математик Эвклид (, — причастный оборот) написавший 13 томов «Начал» геометрии (, — граница причастного оборота, однородное подлежащее) астроном Аристарх Самосский (, — причастный оборот) почти за две тысячи лет до Коперника установивший ( , — граница причастного оборота, отделение придаточного изъяснительного) что Земля – шар (, — причастный оборот) вращающийся вокруг Солнца.

Укажем номера позиций, где мы поставили запятые: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Мы видим, что это задание нельзя выполнить механически, полагаясь на какие-то отдельные сигнальные признаки, нужно тщательно анализировать смысл и синтаксическую структуру предложения, обращать внимание на грамматические особенности слов, учитывать интонацию и логические связи между элементами.

Анализ типичных ошибок

Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, как, впрочем, и во всех заданиях, которые касаются синтаксиса и пунктуации, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения, а это приводит к различным ошибкам: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не выявляются условия обособления, разделения запятой и т. д.

Поэтому прежде всего нужно хорошо выучить основные теоретические понятия синтаксиса, которые Вы найдёте в разделе «Справочные материалы», и на их основе научиться делать точный анализ синтаксической структуры предложения.

Типовые экзаменационные задания

Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1) Гоголь занимался историей (1) потому что хотел уйти от всего современного, торгашеского, а в прошлом (2) как он в том признавался сам (3) его привлекали эпохи героические, исполинские характеры (4) и события (5) он искал проявлений (6) возвышенного духа (7) подвижничества (8) самоотверженности (9) и (10) наконец (11) он хотел осмыслить (12) исторический процесс.

2) Разумеется (1) это дядюшка-адмирал (2) этот старый чудак (3) и завзятый морской волк (4) отчаянный деспот (5) и крикун (6) и в то же время безграничный добряк (7)живший одиноким холостяком (8) вместе с таким же (9) как он (10) стариком Лаврентьевым (11) отставным матросом, в трех маленьких комнатках на Васильевском острове (12) сиявших тем блеском (13) и той безукоризненной чистотой (14) какие бывают только на военном корабле, — разумеется (15) это он удружил племяннику…

3) Слепота застилает видимый мир темною завесой (1) которая (2) конечно (3) ложится на мозг (4) затрудняя (5) и угнетая его работу (6) но все же из наследственных представлений (7) и из впечатлений (8) получаемых другими путями (9) мозг творит в темноте свой собственный мир (10)грустный, печальный (11) и сумрачный (12) но не лишенный (13) своеобразной, смутной поэзии.

4) Какая-то (1) неведомая сила (2) работала в глубине детской души (3) выдвигая из этой глубины (4) неожиданные проявления самостоятельного (5) душевного роста (6) и Максиму приходилось (7) останавливаться с чувством благоговения (8) перед таинственными процессами жизни (9) которые вмешивались (10) в его педагогическую работу.

5) Детство и юность великого русского поэта Некрасова (1) прошли на Волге (2) которую (3) он называл «кормилицей народов», но именно на этой «благословенной реке» (4) он (5) еще наивный ребенок (6) увидел и бурлаков (7) тянущих за собой тяжелую баржу (8) и нищих (9) печально бредущих (10) по пыльным проселкам (11) и хлебопашцев (12) изнуренных (13) непосильным трудом.

6) В природе все тесно связано между собой (1) и человек (2) который сам часть природы (3) конечно же (4) связан (5) с окружающей средой: с землей (6) реками (7) воздухом (8) всеми организмами (9) живущими рядом с ним (10) поэтому (11) не осознавая эту нерасторжимую связь (12) он не сможет понять (13) свое место в мире (14) и не сможет рационально организовать свою деятельность.

7) Пожалуй (1) нет в мире физиолога более известного (2) чем Иван Павлов (3) создатель учения о высшей нервной деятельности (4) потому что его исследования (5) позволили проникнуть в сложные механизмы (6) отвечающие за работу всех органов человека (7) и животного (8) и присуждение Нобелевской премии (9) которая была вручена ему в 1904 году (10) красноречиво свидетельствует о значимости (11) сделанных им (12) научных открытий.

8) Многие ученики жалуются на плохую память (1) хотят узнать о том (2) как можно ее улучшить (3) чтобы (4) быстро запомнив (5) учебный материал (6) получать отличные оценки (7) но (8) как известно (9) мы хорошо запоминаем в первую очередь (10) то (11) что нам кажется важным (12) интересным (13) поэтому(14) высоких результатов в учении добивается (15) не тот (16) кто все помнит (17) а тот (18) кому все интересно (19) кто всей душой отдается любимому делу.

9) Перепрыгивая со ступени на ступень (1) мы спустились вниз (2) и ходили по плитам сценической площадки (3) и наши голоса отчетливо слышались (4) в самых верхних рядах (5) где камень уже соприкасался с ярким безоблачным (6) античным небом (7) так (8) что текст древних трагедий (9) произносимый актерами в большеротых масках (10) доходил до всех зрителей одинаково ясный (11) не искаженный пространством.

10) Горы все еще скрывали за собой взошедшее солнце (1) но небо над ними совсем посветлело (2) и очертания хребта рисовались резко (3) и отчетливо (4) образуя между двумя вершинами (5) значительную впадину (6) а по темным еще (7) склонам (8) обращенным к нам (9) сползали вниз струи молочно-белого тумана (10) и как будто искали места (11) потемнее и посырее.

Источник

Adblock
detector