Конспекты наблюдений картотека по окружающему миру младшая средняя старшая подготовительная группа на тему

Материалы для занятий

Snimok_1.PNG

♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер:

качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать

против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать

легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут

медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный

и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака,

каким окажется облако, если его потрогать.

♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий

дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний

♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках

постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока

остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень

еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что

деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения

на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми,

почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян

в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать

насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В

солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на

кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке

перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется

под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,

они уничтожают мух — разносчиков болезней.

♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети

заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как

они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:

кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего

есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В

солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,

какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет

(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),

предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она

стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она

стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала

холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий при-

водит к изменению состояния почвы.

Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,

ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер

холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,

затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить

резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,

когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).

Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал

♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев

деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести

длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное

наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется

♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,

какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней

больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют

сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер»

(продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но

быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,

послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед

прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в

прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие

предметы видны через лед.

♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он

отличается от снега.

♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они

Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы

можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких

животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить

изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у

некоторых облетают листья.

♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель

опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с

водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до

поливки и после нее.

  • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточ-

нить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность

знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,

белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от

♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести

снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,

почему снег стал липким.

♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить

представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры

воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные

игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед

бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.

♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны),

сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у

♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность

падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с

детьми, почему это происходит.

♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения

поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.

Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за

повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:

вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,

голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между

поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят

нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.

Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на

верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.

♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету

(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о

потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке

отметить особенности их поведения в этот период.

♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки

через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,

полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В

морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую

погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к

выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в

пасмурный день не блестит.

♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во

время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи

свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на

сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда

появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью

ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)

Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и

сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с

земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить

прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если

ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление

называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора

детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми,

почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная,

холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой

погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли

под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что

растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.

Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить

проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать

детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных

Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что

стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить

прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.

Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает

голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми

ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется

наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и

вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон

крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,

— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой

формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает

снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию

того, что первыми признаками весны в неживой природе являются

повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь

ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на

открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с

детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и

растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую

проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением

тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что

изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.

Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится

слышнее: они чувствуют весну.

  1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений:

внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее

зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано).

Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще

очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не

Апрель

♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,

первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где

сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).

Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,

что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на

ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать

парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,

пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности

отметить прилет грачей, скворцов.

Май

♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы

и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано.

Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует

ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый,

♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно

♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у

одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).

На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это

связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отме-

тить его изменения.

♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке

(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).

В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом

листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть

красоту ярких красок весны.

♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.

Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении

насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.

Понаблюдать за их поведением.

♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему

Источник

Конспект занятия «Наблюдение за живой природой» (вторая младшая группа)

Цель – помочь детям преодолеть адаптационные трудности. Задачи прогулочного занятия:

1. Обучающие – учить детей наблюдать и проявлять заботу о птицах (дать общие представления о строении: у птички две лапки, два крыла, на голове клюв; о размере (маленькая), передвижении (летает, прыгает.); в подвижной игре учить бегать в разном направлении, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу собираться.

2. Развивающие – развивать пассивный и активный словарь детей, умение называть собственные действия животных.

Посмотрите, ребятки, кто к нам прилетел! Это птички. Этих птичек зовут воробышки. Как птички прыгают? Давайте попрыгаем на двух ногах. А как летают птички? Давайте мы тоже полетаем. «Птички машут крыльями»

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью-

Я вам песенку спою,

Дети вспоминают, как поют, чирикают воробьи.

У птичек есть две лапки, два крыла, есть клюв: они клюют крошки, зернышки. (Насыпать крошки хлеба, зёрнышки и накормить птичек.) Дети, покажите, как клюют птички. Птички маленькие. Какие птички? Покажите. Дети соединяют ладошки, показывают, какая маленькая птичка. А какие детки? Наши детки большие. Дети поднимают руки вверх. Вот какие мы большие. Птичек обижать нельзя, их можно кормить, смотреть на них, прыгать, «летать» вместе с ними, чирикать. Предложить поиграть в игру, где все дети будут воробышками.

Подвижная игра (большой подвижности) «Воробушки – пташки».

На одной стороне площадки положить обручи — это «гнездышки», в них сидят «воробушки».

В гнездышке воробушки живут Педагог-воробей показывает движения

И утром рано все встают. в соответствии с текстом.

-Так весело поют.

Довольно в гнездышках сидеть,

Пора на солнышко лететь.

И крылышки согреть.

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

Будь осторожен, воробей, Крадется кошка из дверей.

Педагог-кошка гонится за воробьями, но не ловит их. Все в гнездышки скорей.

«Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водичку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появляется «кошка», они «улетают». Игру повторить несколько раз.

Конспект занятия «Наблюдение за неживой природой»

Цель – развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Задачи занятия:

1. образовательные – активизировать в речи слова обозначающие название фруктов и их признаки; продолжать учить чётко произносить в словах гласные и согласные звуки; упражнять детей в группировке предметов по одному признаку(цвету, форме); учить детей при раскрашивании штриховать в одном направлении, не выходя за контур рисунка; закрепить знание у детей вкусовых признаков фруктов.

2. Воспитательные – воспитывать у детей интерес к занятиям, вызвать эмоциональный отзыв от выполненной работы; поощрять индивидуальные, хоровые ответы детей.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, макеты фруктов и овощей, натуральные кусочки фруктов, бумага, фломастеры, игрушка еж, картинка осени.

Предварительная работа: Рассматривание фруктов, овощей. Организация наблюдений за неживой природой.

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте

-А это еще не все гости. Посмотрите кто еще к нам пришел?

Еж лесной колючий я

Праздник осени настал

Хорошо что я узнал

Я к ребятам так спешил

Меня дождик намочил

Но тропинку я нашел

Даже вовремя пришел

Кто же это ребята?

-Давайте поздороваемся и познакомимся. Здравствуй ежик, меня зовут …

— Что ты ежик такой грустный? Ребята, ежик мне рассказал, что по дороге к нам он все перепутал, и овощи и фрукты, а еще не может отгадать загадки. Поможем ежику? Да

Загадывай ежик нам загадки, а мы будем их отгадывать.

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Правильно ребята это Яблоко, давайте вместе повторим. Вика скажи яблоко, Артем скажи Яблоко и т.д. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

Повесить на доску картинку яблока, и предложить детям рассказать какое оно.

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки.(апельсин)

Правильно ребята это Апельсин, давайте вместе повторим. Вика скажи Апельсин, Артем скажи Апельсин и т.д. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

А в середине сладко. (слива)

Правильно ребята это Слива, давайте вместе повторим. Вика скажи слива, Артем скажи Слива и т.д. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

— Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. А как одним словом назвать яблоко, апельсин, сливу? Что это? (фрукты). (хоровое и индивидуальные ответы детей)

— Где растут фруктовые деревья? (в саду)

— Ребята, а фрукты с деревьев люди срывают в какое время года? Когда они поспевают? Осенью?

А как еще узнать, по каким признакам можно определить, что наступила осень? Листья пожелтели, стало холодно.

Осень по тропинке

С дождиком шагает,

Клены и рябинки

Под ноги прохожим.

Мы стали говорить об осени и немного замёрзли, я предлагаю согреться и поиграть в игру «овощи-фрукты». Давайте ребятки вспомним, как правильно нужно играть в эту игру? Кто нам подскажет? (отвечает кто-либо из детей), затем дети играют.

-А вы любите фрукты?- да

-Какие фрукты вы любите больше всего, а почему?

-А теперь давайте узнаем, умеете ли вы фрукты определять на вкус?

У воспитателя на тарелке под салфеткой приготовлены кусочки апельсина, груши, яблока. Дети закрывают глаза, на вкус определяют, какой фрукт им достался.

-Мы уточнили, что фрукты отличаются на вкус, а еще чем они отличаются? (форма, цвет, размер).

— У меня в руках яблоко, какое? Красное, желтое, большое, маленькое. А что ещё бывает круглым? Мяч, арбуз. (хоровое и индивидуальные ответы детей)

-А теперь давайте поможем ежику разобраться, где же овощи, а где фрукты?

На столе вперемешку лежат фрукты и овощи, рядом корзинки. Раскладываем по корзинкам овощи и фрукты. Проверяем правильность.

-Молодцы ребята. Ну ежик мы тебе помогли? Запомнил ты ежик, где растут фрукты? На дереве. Правильно ребята ответил ежик? Да.

А давайте ребята ежику сделаем подарки, разукрасим яблочки и подарим ежику.

Молодцы ребята, ежик говорит, что ему понравилось у нас, и обещает вернуться к нам еще раз. Давайте скажем ежику до свидания. До свидания ежик.

Источник



Конспект наблюдения за живой природой

Тема: Наблюдение за воробьем.

Возраст: вторая младшая группа (4 г. ж.)

Цель: закреплять знания детей о воробье в осенний период.

Образовательные: Учить правильно, говорить и выражать свои мысли, говорить полным предложением. Учить выделять отдельные части объекта.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и птицам.

Развивающие: развивать воображение, целостное формирование образа воробья, развивать помощь птицам в трудный период времени.

Приемы: вопросы разного характера, звукоподражание, имитация движений, трудовые действия по уходу за животным, использование худ. слова.

Словарная работа: круглые, чирикают, подпрыгивают, прилетают, коричневые.

Предварительная работа: ознакомление детей с изображением воробья, рассказ о воробьях с личного наблюдения детей.

Материал: изображения с птицами.

Время проведения: 10 минут.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Смотрите, смотрите, кто это у нас в кормушке лакомится едой? Давайте я вам загадку загадаю, так будет легче вспомнить,что это за птичка: «Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков, в теплый край я не летаю, здесь над крышей обитаю, чик-чирик не робей, я бывалый…

Воспитатель: Молодцы дети вы правильно отгадали загадку, а вот и сам воробей. Ребята давайте вместе почирикаем как воробушки.

Дети: Чик-чирик, чик — чирик.

Воспитатель: как самые настоящие воробушки. Дети, а давайте осмотритесь вокруг, какое время года сейчас?

Воспитатель: нет –нет полным ответом: повторите за мной – «Сейчас время года осень»

Дети: На улице сейчас время года осень.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что делают воробушки осенью на улице?

Дети: летают, кушают, чирикают…

Воспитатель: Молодцы дети, все вы очень внимательны. Ребята, перед зимой птицам мало еды, из — за того что меняться погода, становиться холодно, давайте положим в кормушку немного еды для воробья.

Дети: нужно насыпать крошек в кормушку, которую мы сделали.

Воспитатель: правильно дети! А давайте внимательно рассмотрим, из каких частей состоит у нас воробей?

Дети: туловище, голова, крылья, хвост, лапки, клюв.

Воспитатель: а какого цвета у них перья?

Дети: перья коричневые.

Воспитатель: коричневые, правильно ребята. Это маленькая подвижная птичка, подпрыгивает, что бы передвигаться по земле. На круглой его голове у него есть глазки, которые быстро моргают и клювик, которым он клюет хлебные крошки. Тело у воробушка покрыто серо-коричневыми, маленькими перьями. Когда воробьям холодно они прижимаются друг к другу, что бы сохранять тепло.

— Воспитатель предлагает детям обняться и посидеть, а потом спрашивает, стало ли им теплее?

Воспитатель дает задание из четырех иллюстраций птиц найти воробья – дети находят его. Воспитатель спрашивает, а как они его нашли, по каким признакам, цвету.

Педагог предлагает поиграть в п/и «Воробышки и автомобиль»:

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками – это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети воробышки перепрыгивают линию и бегают в разные стороны по площадке. На слова воспитателя, «автомобиль едет, летите в гнёзда» воробышки бегут в дом.

По желанию игра повторяется.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Календарь наблюдения за объектами живой природы.Календарь наблюдения за объектами живой природы. Уважаемые коллеги! Делюсь с Вами фотографиями альбома наблюдения за живой природой, который мы заполняем вместе с ребятишками. Начинали.

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ. Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно.

Конспект проведения наблюдения за неживой природой в средней группе на тему «Снег» Цель: расширять представления о весенних изменениях в природе. Задачи 1) Образовательная: расширить знания о растаявшем снеге. 2) Развивающая:.

Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.

Наблюдение за живой природойНаблюдение за живой природой Наблюдение в природе занимает огромную роль в жизни каждого ребенка. С помощью наблюдения ребенок познает мир, все его хорошие и плохие.

Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе Старшая группа Наблюдения за неживой природой СЕНТЯБРЬ № п/и Тема наблюдения Цель 1 неделя Наблюдение за росой — где оседает, на что похожа,.

Познавательное развитие при ознакомлении с живой природой. Экологическое воспитание дошкольников Живая природа таит в себе богатые возможности для развития детей. Правильная организация встречи ребенка с живой природой способствует развитию.

Проект «Центр наблюдений за живой природой «Мы — друзья птиц» Сведения об инновационном комплексном проекте дошкольной образовательной организации 1. Название проекта Филиал Студии эвристического развития.

Конспект занятия по наблюдению за живой природой в детском саду «Наблюдение за хомяком»Конспект занятия по наблюдению за живой природой в детском саду «Наблюдение за хомяком» Конспект. Занятие по наблюдению за живой природой в детском саду (Наблюдение за хомяком с элементами труда) Предварительная работа – Наблюдение.

Источник

конспекты наблюдений
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гурова Светлана Сергеевна

Конспекты наблюдений за деревьями на участке ДОУ на прогулке.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки руг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какой ствол и листья у осинки?
  • Почему дрожат листья дерева?
    Трудовая деятельность

Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке, сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед
прямыми руками.

Индивидуальная работа «Коснись мяча».

Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Наблюдение за березой

  • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

  • Почему листья на березе стали желтые?
  • Что происходит с деревьями осенью?
  • Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Подметание дорожек, уборка мусора.

— воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

— убирать инвентарь после труда в определенное место

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

—учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

  • упражняться в беге.
    Индивидуальная работа
    «Удочка», «С кочки на кочку».
    Цели:
  • упражнять в прыжках;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Наблюдение за березой зимой

  • формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
  • воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как чувствуют себя деревья зимой?
  • Что с ними происходит?
  • В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
  • Как вы узнали березу?
    Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они

не вымерзли. Цели:

  • учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
    Подвижные игры

«Кому флажок?», «Эстафета с обручами».

— упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

— воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изленилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях Зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что произошло с рябиной?

  • Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?
  • Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?
  • Кто питается ягодами рябины?
    Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу».

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

«По длинной дорожке».

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Наблюдение за рябиной

— закрепить знания о рябине;

— отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • По каким характерным признакам можно узнать рябину?
  • Расскажите стихотворение про рябину.
  • Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?
  • Когда зацветает рябина?
  • Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.

Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.

Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

«Волк во рву», «Горелки».

— учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно,
парами по сигналу быстро бежать вперед;

— развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Индивидуальная работа

Цель: учить ездить на велосипеде.

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

— Я раскрываю почки.

В зеленые листочки,

Зовут меня . (весна).

— Она весну встречает,

Накинута на спинку

А платьице в полоску.

Ты узнаешь . (березку)!

  • О каком времени года говорится в загадке?
  • Перечислите признаки весны?
  • Что это за дерево?
  • Что произошло с почками?
  • В каком состоянии находятся деревья весной? (Они

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений;

уборка мусора с участка.

Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.

«Бездомный заяц», «Караси и щука».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

«Пустое место», «Брось за флажок».

  • закреплять умение быстро бегать;
  • развивать глазомер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»

Наблюдения в природе осенью.

Конспект наблюдения за объектами неживой природы. «Наблюдение за ветром».

Конспект наблюдения за объектами неживой природы. "Наболюдение за ветром". Средняя группа.

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: «Наблюдение за ветром»

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли.

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: «Наблюдение за работой дворника»

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la.

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: «Наблюдение за птицами»

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; — учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв.

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: «Наблюдение за небом»

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со.

Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»

В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас.

Источник

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Весна, весна на улице…» Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в живой природе.

— создать художественно-поэтический образ наблюдаемого явления природы, используя художественное слово;

— учить пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

— формировать наблюдательность, интерес к причинно-следственным связям, умение делать несложные выводы, умозаключения;

— повторить с детьми наиболее характерные признаки ранней весны, используя содержание стихотворения;

— продолжать учить описывать птиц по характерным признакам, привычкам и по описанию узнавать их.

— развивать ловкость, умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать согласно правилам игры;

— закреплять умение детей принимать правильное исходное положение при метании, метать мяч правой и левой рукой, развивать глазомер.

— обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы;

— формировать самостоятельность детей в выборе деятельности и участников деятельности.

— приобщать детей к выполнению трудовых поручений;

— воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, доброжелательные отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц (по количеству детей, корм для птиц, мячи для метания в цель (3 шт., мячи большие резиновые (2 шт., мишени (3 шт., песочные наборы (формочки, совочки, ведерки, лопаты, кольцебросы (3 шт.).

Ход прогулки.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнце светит ярко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнцу и друг другу.

Ребята! Вспомните, от кого сегодня утром почтальон принес нам письмо?

Дети: (Почтальон принес письмо от Незнайки).

О чем спрашивал нас Незнайка?

Дети: (просил помочь ему – узнать какие изменения происходят в природе весной).

Хотели бы вы помочь Незнайке?

Воспитатель: Ребята, как мы можем определить, что наступила весна? (Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой)

Ответ детей (По приметам).

Воспитатель: Какие вы знаете приметы весны?

(Предполагаемые ответы детей: на небе солнце, небо голубое, по небу плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал таять и т. д.)

Воспитатель: Весна это переход от зимы к лету. Ребята, весна — полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо это то, что именно весной к нам прилетают перелётные птицы.

(Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение Ф. Сологуба)

О чём щебечут птицы так звонко по весне?

Какие небылицы рассказывают мне?

Забавно, словно в сказке, о чём звенят ручьи?

Чьи шёпоты и ласки перепевают, чьи?

Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Чем весной заняты птицы?

Как люди помогают птицам?

Дети: индивидуальные ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята! Наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Каких перелетных птиц, прилетевших с юга, вы уже заметили на участке детского сада? (грач, зяблик). Правильно, эти птицы не боятся небольших морозов и прилетают самыми первыми. Скоро к ним присоединятся и другие птицы, предлагаю вам отгадать загадки про них.

Каждый год, порою вешней,

Все друзей пернатых ждут.

Только вывесим скворечник,

А они уж тут как тут.

На лету хватает мошек,

Хвостик — тонкие косицы,

Предсказать погоду может, —

Вам знакома эта птица.

Воспитатель: Какие же вы молодцы!

Загадки про птиц отгадали. Ребята, сможете ли вы сами изобразить птиц? Выбирайте карточки (на столе карточки с изображением различных птиц).

(По считалке выбирается водящий).Считалка:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Игровые правила: описывать прилетевшую птицу не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается.

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с новой игрой «Птицелов». Кто знает, что значит «Птицелов»?

(Ответы детей).

(Воспитатель вместе с частью детей произносит закличку, приглашая детей к игре)

Воспитатель: На игру вас приглашаем и улыбки обещаем.

Дружно в круг вставайте все – много радости в игре!

(Все дети подходят и встают в круг).

Подвижная игра «Птицелов»

Ход игры.

Один из играющих – птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по несколько человек и договариваются, каких птиц они будут изображать.Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома.

На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» — птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становиться птицеловом, разлетаются по своим домам. Игра повторяется.

1. Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке.

2. Каждая группа занимает только свой дом.

3. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет места домов для птиц.

Воспитатель: Ребята, а как называются те места, где стаял снег, и открылась земля? (проталины). Посмотрите, а на нашем участке есть проталинки? Где вы их видите? (Предполагаемые ответы детей: возле деревьев, на бугорках, открытых местах). Давайте рассмотрим проталинки. Потрогайте землю на проталинке. Какая она? (влажная, мокрая). Какого она цвета? (темная, потому что мокрая, можно увидеть прошлогоднюю траву). Почему там появились проталины? (Предполагаемые ответы детей: проталины появились там, где ярче светит солнце, там теплее, чем в тени).

Воспитатель: Какие же вы, молодцы! Догадались! Проталинкам рады не только мы, но и пернатые друзья. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, птицы могут найти себе в этих проталинках еду. Но после долгой зимы мало, что сохранилось под снегом. Как мы может помочь птицам? (Предполагаемые ответы детей: покормить птиц, накрошить хлебных крошек, насыпать пшена, семечек в кормушку). Молодцы! Давайте подойдём к нашим кормушкам и насыплем корма птицам.

Проблема: В кормушках остались старый корм и снег.

(Воспитатель обращает внимание детей на проблему и предлагает её решить)

Индивидуальное трудовое поручение «Очистить кормушку от старого корма».

Элементарный бытовой труд «Подкормка птиц».

По предложению воспитателя дети кладут в кормушки крошки и зернышки.

Индивидуальная работа по развитию основных движений.

«Кто самый меткий» — метание в горизонтальную цель (Ваня Б., Даша О., Сережа Р.)

(Воспитатель создает условия для самостоятельной активности детей с выносным материалом).

Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка? А что именно вам понравилось? Что было для вас интересно? Что нового вы узнали?

Ребята, вы молодцы, очень много признаков весны смогли назвать. Когда мы вернемся в группу, после прогулки, то обязательно напишем Незнайке ответ об изменениях, которые происходят в природе весной.

Конспект прогулки для детей средней группы «Наблюдение за лужами»Конспект прогулки для детей средней группы «Наблюдение за лужами» Цель: формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе. -Давайте подойдем к луже. Посмотрите, что вы там видите?.

Конспект прогулки для детей второй младшей группы «Наблюдение за ландышами»Конспект прогулки для детей второй младшей группы «Наблюдение за ландышами» Цветок душистый, нежный – фонарик белоснежныйЦель: познакомить детей с ландышем, воспитывать умение любоваться красотой цветов, бережное.

Конспект прогулки «Наблюдение за инеем» для детей старшей группыКонспект прогулки «Наблюдение за инеем» для детей старшей группы Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды. Учить различать снег от инея, устанавливать связи. Наблюдать за.

Конспект прогулки «Наблюдение за явлением природы весной» с детьми подготовительной группыКонспект прогулки «Наблюдение за явлением природы весной» с детьми подготовительной группы Конспект прогулки «Наблюдение за явлением природы весной» с детьми подготовительной группы Цель: Активизировать речь детей через закрепление.

Конспект прогулки «Наблюдение за природными изменениями»Конспект прогулки «Наблюдение за природными изменениями» Цель прогулки: продолжать формировать у детей элементарные представления о весенних изменениях в природе; закреплять умение видеть красоту.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями весной» «Наблюдение за сезонными изменениями» Цели: — формировать понятия о смене времен года; — актуализировать и дополнить знания детей о явлениях.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Март Наблюдение. Сезонные изменения в природе весной. Март. Цель: развитие способностей детей к анализу характерных изменений в живой и неживой.

Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в подготовительной группеНаблюдение на прогулке за сезонными изменениями в подготовительной группе Прогулка. (подготовительная группа) Наблюдение за сезонными изменениями. Цели : Формировать представление о весенних изменениях в природе;.

Прогулка в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной»Прогулка в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной» Прогулка в средней группе на тему: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе весной» Цели: расширять представления о весне, формировать.

Конспект прогулки в сентябре «Наблюдение за сезонными изменениями» в детском саду в средней группе прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: — обратить внимание детей на изменения в природе: день стал короче, холоднее, ночь.

Источник

Adblock
detector