Конспект внеклассного мероприятия на тему Праздник птиц

Внеклассное мероприятие "День птиц"

Цель: на примерах выяснить значение птиц в природе и жизни человека; воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение);
  • плакаты-призывы по охране птиц (больше птиц – меньше насекомых, лучше урожай – богаче страна; птицы –волшебное украшение природы, они самые трудолюбивые её работники; охраняйте птиц – крылатую защиту наших лесов, полей и садов!);
  • маска совы и синицы, рисунки детей по охране птиц, выполненные заранее;
  • изображения птиц, упоминающихся в тексте (клювы птиц, конечности птиц, фантастическая птица);
  • музыкальное оформление – голоса птиц: пение скворца, голос кукушки (Приложение 6), журавля (курлычут журавли);
  • П.И.Чайковский «Лебединое озеро» (Приложение 1);
  • романс Алябьева «Соловей» (Приложение 4);
  • «Лебединая песня» в исполнении А.Мартынова (Приложение 2);
  • песня Пахмутовой «Раненая птица» (Приложение 5).

Ход внеклассное мероприятие

На фоне музыки и голосов птиц (Приложение 7) начальное выступление I и II ведущего. (Слайд 1)

Ведущий I: Весна идёт… Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа.

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
От зари до зари!

Ведущий I: Мы дождались прихода весны, а с ней возвращаются к нам наши друзья –

Вместе I и II: Перелётные птицы! (Слайд 2)

Ученик I: Это скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи

Именно в это время проводится День птиц. Впервые праздник провели в 1927 году в Сокольниках Москвы. С тех пор проводится каждый год. Сегодняшняя наша встреча является продолжением этой традиции.

Итак, отправляемся в прекрасный, многообразный мир пернатых по страницам нашего журнала.

Первая страница журнала «Значение птиц в жизни растений». (Слайд 3)

Ученик II: Значение птиц огромно. Птицы – друзья человека. Они спасают урожай от вредных насекомых. Например: семья скворцов за день уничтожает 350 жуков, гусениц, улиток. Кукушка в час поедает около 100 мохнатых гусениц. А одна семья ласточек поедает за лето около миллиона различных вредных насекомых. Особенно много вредных насекомых поедают птицы при выкармливании своих птенцов, ведь птенцы в 2-3 недели удваивают свой вес. (Слайд 4)

Выступление совы (в маске) (Слайд 5): Я – сова, съедаю за ночь 728 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год до 10 000 мышей и полёвок и этим спасает 20 тонн зерна.

Ученик I (Слайд 6): Сарыч, из рода ястребиных, за 50 дней съедает около 265 грызунов (мышей и полёвок), а мохнатый канюк – разновидность сарычей – даже 451!

Грачи – постоянные спутники земледельца. За лето 3 тысячи грачей истребляют 25,5 миллиона проволочных червей. Самая маленькая птичка наших лесов – королёк, уничтожает от 8 до 10 миллионов насекомых в год. Мухоловка за два месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – злейшие враги: они переносят дизентерию, брюшной тиф и другие болезни. Значит, птицы стоят на страже здоровья!

Выступление синицы (в маске): Я – синица, круглый год, зимой и летом, отыскиваю на деревьях вредных насекомых и их личинки. За сутки я съедаю столько насекомых, сколько вешу сама. А вся моя семья за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 40 яблонь. Вот только зимой нам трудновато. Кора покрыта снегом или коркой льда. Спасибо тем, кто подкармливал нас зимой. Летом вам пригодимся.

Ученик II: Итак, вы поняли, на примерах, что практическое значение птиц велико! Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, жаворонками, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в творчестве русского народа. Давайте поближе познакомимся с прекрасным миром пернатых через произведения литературы и музыки.

Вторая страница журнала «Птицы в литературе и музыке». (Слайд 7)

Ученик I: Весной птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы и нам хочется говорить стихами:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке, сверкая…
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…

Ученик II: Вслушайтесь в звуки музыки (звучит «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (Приложение 1) и на экран проектируются лебеди на фоне музыки и лебедей в течении 1 минуты). (Слайд 8)

Как прекрасны звуки, рождённые гением великого композитора Петром Ильичём Чайковским для балета, как точно передают они гордую красоту птиц. Драма героев, столкновение светлых и тёмных сил, боль разлуки, радость встречи, торжество над смертью! Только лебеди могут вызвать подобные чувства (говорилось на фоне музыки).

Поэтому художники, композиторы не раз обращались к теме лебединой верности.

(Звучит песня «Лебединая верность» (Приложение 2) композитора Андрея Мартынова.) (Слайд 9)

Птицы – лидеры в мире звуков. Символ птичьего пения – соловей (проектируется на экран соловей и звучит запись пения соловья (Приложение 3) 13 секунд). (Слайд 10)

Звуки соловьиной трели вдохновляли многих композиторов. Вот одно из самых известных произведений, посвящённое скромному певцу, – романс Алябьева «Соловей» (Приложение 4) (звучит отрывок романса 1 минута 48 секунд). (Слайд 11)

Третья страница журнала «Птицы – синоптики». (Слайд 12)

Ведущий I: Сейчас проведём небольшой конкурс «Птицы-синоптики», который нам позволит узнать ещё одно значение птиц для предсказания погоды.

(Во время всех конкурсов отвечающим будут выдаваться жетоны – кружки из цветной бумаги: красные – за развёрнутые ответы, а синие – за краткие. При подведении итогов количество жетонов будет учитываться при выставлении отметки.)

Ведущий II: Вопросы:

  1. Как реагируют многие птицы на приближение дождя? (Умолкают, прячутся в густой листве.)
  2. Какие явления в природе связаны с поведением воробьёв? Объясните их. (Если зимой воробьи дружно расчирикались – будет оттепель, а если летом купаются в пыли или сидят, напыжившись – к дождю.)
  3. Какую погоду зимой предвещает гусь, поднимая лапу? (Мороз.) (Слайд 13)
  4. Почему назвали птичку «Зяблик»? (Зяблик прилетел – жди похолодания.)
  5. Почему птицы вьют гнёзда с солнечной стороны? Какое лето они предвещают? (Холодное.)
  6. Почему, если ласточки летают высоко – к хорошей погоде, низко – к дождю? (В сухую погоду летом воздух потоком поднимает насекомых высоко вверх, а ласточки питаются этими насекомыми в воздухе.) Если воздух влажный, крылья насекомых набухают, и они опускаются вниз. За ними опускаются ласточки.

Четвёртая страница журнала «Птицы в загадках». (Слайд 14)

Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, летит спать в дупло. (Сова.)(Слайд 15)

Он, внезапно появляясь, набирает высоту,
Иль воды крылом касаясь, моет клювик налету.
В синем небе он высоко, то мелькнёт, то прозвенит,
Даже самый быстрый сокол медленней его летит. (Стриж.)

Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения.
Его и песня и полёт вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

У берега под склоном, где тальничек зелёный,
Где хмель разросся дикий, поёт артист великий.
Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

Простая буква я, ну что же? (Слайд 16)
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Вам всем известною, друзья. (Сорока.)

Меня увидишь теперь лишь в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная буква тогда. (Соха-сова.)

(По щелчку показывать ответы к загадкам на слайдах 15-16.)

Пятая страница путешествия в мир птиц «Сообщения о птицах». (Слайд 17)

Ученик III: Что позволяет большинству птиц быть первоклассными певцами? Французский учёный Верне на опытах с петухом доказал, что главный звуковой аппарат птиц – СИРИНКС – нижняя гортань. Находится она на границе между трахеей и бронхами. Представляет камеру с голосовыми перепонками издающие звуки. Кроме того, в каждом бронхе есть голосовые щели, действуют они независимо друг от друга. В этом огромное преимущество – птицы могут брать сразу две ноты.

Кроме СИРИНКСА в пении принимает участие трахея, состоящая из хрящевых колец. Самая маленькая трахея – 30 колец у воробьиных, у фламинго – 400. Трахея под кожей фламинго делает петли, чем длиннее трахея, тем ниже звук («курлычут журавли», можно послушать запись).

Дятлу издавать звуки помогает клюв, а петухам, колибри, глухарям – крылья. (Слайд 18)

Ведущий I: Ребята, а вы знаете, что при длительных перелётах птиц «попутным» служит встречный ветер? Он даёт опору крыльям, ускоряет и облегчает полёт. А ветер, дующий по направлению движения, замедляет движение, так, что при перелётах птицы иногда вынуждены делать остановки на несколько дней. В Древней Греции северные ветры назывались «птичьими», так как, именно с ними (точнее против них) в Грецию через Средиземное море из Африки после зимовки летели перелётные птицы.

Ученик IV: Все ли птицы для выведения птенцов строят гнёзда? (Слайды 19, 20)

(На фоне слайда с кукушкой звучит запись голоса кукушки (Приложение 6).)

В нашей стране кукушка очень известна. Гнёзда она не вьёт и интереса к собственным детям не проявляет. Её за это осуждают, и мало кто знает, как она «дошла до жизни такой». А ведь предки кукушек были вполне домовитыми птицами. Но отсутствие подходящих мест гнездования заставило многих из них решить проблему жилищного кризиса за счёт других гнёздостроителей. Таких птиц называют гнездовые паразиты. Видимо, кукушки долго искали выход из создавшегося положения, прежде чем решились бросить своих детей на произвол судьбы.

Но есть кукушки, например южноамериканские, которые строят гнёзда. Делают они так: собравшись небольшой компанией, строят общее большое и глубокое гнездо, затем самки откладывают туда до 15-20 яиц, которые одновременно насиживаются несколькими птицами, попеременно меняясь. Когда вылупляются птенцы, их выкармливают всем миром.

Шестая страница нашего журнала: «Викторина». (Слайд 21)

Ведущий II: Почему орлы не летают над морем и лесом, а буревестники гибнут над сушей?

Ответ. Орёл – птица парящего полёта. Он планирует на своих широких крыльях, используя потоки воздуха, восходящие от нагретой солнцем поверхности земли. Над морями и лесами таких потоков нет или очень слабы, орлы теряют опору и вынуждены лететь, махая крыльями, но к такому полёту они плохо приспособлены. Буревестники прекрасно парят над поверхностью моря, используя порывы ветра и завихрения воздуха над волнами, а над сушей они не могут летать долго и гибнут.

Ученик III: Какие птицы летают быстрее других?

Ответ. Самый быстрый полёт у стрижа – 144 км/час. Молниеносно летают ласточки за насекомыми, а так же хищные птицы.

Ученик IV: Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке?

Ответ. В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки и воздух более сильной струёй поступает в голосовой аппарат.

Ученик III. Какая птица совершает самый длинный полёт? Откуда и куда? На какое расстояние?

Ответ. Полярная крачка. Гнездится в Арктике, а улетает в Антарктиду, где наступает лето. Протяжённость пути 15 000 км.!

Ученик IV: Как объяснить выражение «птицы сеют лес»?

Ответ. Дрозды, свиристели, сойки, кедровки, клесты, и др. Питаются ягодами и семенами растений. В полёте жёлуди и семена теряются. Семена от ягод не перевариваются и через кишечник выбрасываются, а затем прорастают.

Ученик III: Вырубили в лесу дуплистые деревья. И что же? Крепкие молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ. В дуплистых деревьях жили птицы, которые питались насекомыми – вредителями леса. Дуплистых деревьев не стало. Не стало и птиц. Размножившиеся насекомые погубили лес.

Ученик IV: Самые маленькие птицы в мире?

Ответ. Колибри. (Слайд 24)

Седьмая страница: «Определение птиц по частям тела». (Слайд 25)

Ведущий I: Всем хорошо известно, что форма клюва птицы связана с характером её питания. Определите по клювам, чем питаются эти птицы и дать им названия.

Ответы (Слайд 26):
№1 утка – процеживает сквозь клюв воду, а рачки и водоросли проглатываются.
№2 дятел – насекомыми.
№3 ястреб – хищная птица.
№4 синица – мелкими насекомыми или их личинками.
№5 пеликан – рыбой, которую вылавливает мешком.
№6 клест – клювом добывает семена из шишек.

Ведущий III: Каким птицам принадлежат эти конечности? Почему? (Слайд 27)

Ответы:
№1 ястреб – хищники, крупной добычей.
№2 дятел – чтобы держаться на дереве.
№3 страус – бегает в открытых просторах.
№4 утка – хорошо плавать
№5 синица.

Ведущий IV. Из каких частей птиц составлено это фантастическое животное? (Слайд 28)

Ответы. Голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса.

Восьмая «Развлекательная страница». (Слайд 29)

Ведущий III: Составьте логическую сказку, указав правильную последовательность предложений.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес. (Слайд 30)
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчёл – не опыляются травы, урожайность их понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова не даёт молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Инсценировка «Овсянка».

Встретились два друга:

1. – А у меня дома овсянка!
2. – Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
1. – Люблю я овсянку!
2. – И я люблю.
1. – Она жёлтая, красивая такая!
2. – И вкусная, особенно с молоком!
1. – Как это вкусная? Как это с молоком?
2. – А ещё хороша с маслом и сахаром!
1. – Да ты про что говоришь? (Всплеснул руками.)
2. – Как про что? Про овсянку!
1. – Про какую овсянку?
2. – Про обыкновенную. А ты про какую?
1. – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
2. – Каша песни пела? (Изумился.)
1. – Какая каша? Не каша, а птица! Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую что ли? (Рассердился.) Пойдём ко мне мою овсянку слушать!
2. – Хорошо. А потом ко мне мою овсянку кушать!

(После инсценировки показать птицу овсянку.) (Слайд 31)

Девятая страница путешествия в мир птиц: «Охрана птиц». (Слайд 32)

Ученик I: Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой хищнически истребляются. В России обитает боле 700 видов диких птиц, и будущее этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем их охранять. На земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В «Красную книгу» России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 видов на грани исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране.

Ученик II: Есть в России заповедники, охраняющие птиц. Вот некоторые из них:

  1. Астраханский – в дельте Волги. Здесь охраняются водоплавающие птицы: лебеди, чомга, розовый пеликан, цапли и мн. другие. (Слайд 33)
  2. Кандалакшский – в Мурманской области и Карелии, на берегу Баренцева моря. Здесь обитает 258 видов птиц: гага, полярная крачка, тупики, глухари и многие другие. (Слайд 34)
  3. Уссурийский – в Приморском крае. Более 160 видов птиц обитает здесь. Среди них из «Красной книги»: утка-мандаринка, чёрный аист, ястребиный сарыч, розовая чайка и др. (Слайд 35)

Ученик III: Ребята, мы тоже можем охранять птиц. Это так просто:

  1. Не кричать в лесу, не включать музыку, ведь самая лучшая музыка – музыка природы.
  2. Беречь лес от пожаров, т.к. птицы лишатся своих жилищ и будут погибать.
  3. Не трогать руками яйца птиц, иначе родители покинут гнездо и птенцы не выведутся.
  4. Не разорять гнёзд.
  5. Строить искусственные гнездовья, скворечники, синичники и т.д.
  6. Зимой птиц подкармливать.

Учитель: А теперь посмотрим, как через рисунки ребята выразили своё отношение к природе, к птицам. Против чего они протестуют? Какие действия человека по отношению к природе им не нравятся? (На все эти вопросы по своим работам дети делают пояснения; рисунки, плакаты, были выполнены заранее и перед мероприятием были вывешены на стены.)

Учитель: Ребята, заканчивается наша встреча с прекрасным миром пернатых. Мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом всё больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших! Давайте в заключение послушаем все вместе песню Пахмутовой «Раненая птица» (Приложение 5), которая призывает нас всегда оставаться людьми.

Подведение итогов.

Примечание. Мероприятие рассчитано приблизительно на 60 мин. Его легко можно сократить. Выделенные названия птиц есть в презентации.

Источник

Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны

Цель занятия: Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых. Обобщить знания о перелётных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи:

Познавательные:

– научить выделять признаки сходства и различия у птиц
– уточнить и расширить представления о перелётных птицах
– активизировать и расширять словарь детей

Развивающие:

– развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательными
– стимулировать и поощрять творческие проявления детей
– способствовать развитию восприятия, внимания,
– логического мышления, памяти.

Воспитательные:

– прививать любовь к родной природе
– воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.
– учить быть заботливыми, добрыми, внимательными.

Оборудование:

1. Картинки и книги о птицах.

2. Презентация «Птицы нашей Родины»

3. Маски – шапочки с изображением ворона и сокола

4. Видеозапись «Голоса весеннего леса»

5. Корзинка «для угощений» птиц

6. Раскраски с изображением птиц

Предварительная работа:

1. Лепка «Птицы на кормушке».
2. Аппликация «Сказочная птица».
3. Чтение сказок и рассказов о пернатых.
4. Рассматривание птиц во время прогулок.
5. Совместное изготовление птиц родителями с детьми дома.
6. Украшение птицами группы и веранды.

Воспитатель – Милая певунья, ласточка, родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой»

Послушайте, как красиво поют птицы, как их много
и какое разнообразие голосов

Звучит пение птиц в записи

День птиц - 1 апреля

– Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц)

– Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают)

– Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

– А кто из вас слушает птиц, когда идёт из дома в детский сад,
или просто гуляет?

Мы не случайно слушаем их пение именно сегодня – ведь сегодня у пернатых праздник – День птиц.

– Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.

Недавно мы с вами тоже закликали птиц:
Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

День птиц - 1 апреля

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость. Без птиц природа мертва.

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

– Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему?

– Да, перелётные птицы – это птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны. А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают.

– Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

День птиц - 1 апреля

– Какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда, построить новые)

– Из чего строят гнёзда птицы? (из сухих веточек, травинок, соломинок, пушинок, мха, …)

– Чем мы с вами можем помочь птицам весной? (сделать скворечники, кормушки, развесить на веточках вату, …)

– Что делают птицы дальше? (откладывают яйца, выводят птенцов).

Дидактическая игра «Кого выводят эти птицы?»
(журавли -…журавлят, грачи – …грачат, скворцы -…скворчат и т.п.)

День птиц - 1 апреля

-Птиц у нас на планете Земля великое множество, и каждая живёт в своём домике, где они высиживают своих маленьких птенцов, вот только у кукушки с этим проблема…

В далёкие времена, когда сказали Деве Марии, что у неё родится сын и назовут его Иисус Христос господь Бог назвал этот день – Благовещением, это значит: благая весть и велел в этот день не работать: «Птица гнёзда не совьёт, девица косы не заплетёт». Кукушка не послушалась и свила гнездо для своих будущих кукушат, за то, что она не послушалась её наказали и лишили родного гнезда, с тех пор своих будущих птенцов она подкладывает в другие гнезда. Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда?

Знаете ли вы что…

Сорока строит гнездо из веток и глины

Иволга плетет гнездо – корзинку из травы

У ласточки гнездо из глины и травы

У щегла гнездо из сухой травы

Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли

– Филин живет в дупле
– А теперь поиграем в игры:

– «Четвертый лишний»
(надо найти лишнее слово в цепочке слов, объяснить почему);

– «Назови ласково»
(образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

День птиц - 1 апреля

– Загадаю загадки – найдите отгадки:

– Днём спит, ночью летает и прохожих пугает сова

– Мальчишка в сером армячишке

по дворам шныряет, крохи подбирает

по полям ночует, зёрнышки ворует. воробей

– Шитовило – битовило по – немецки говорило

спереди шильце, сзади вильце

снизу – бело полотенце, сверху
– синенько суконце ласточка

– Самая большая птица в мире? африканский страус

– Самая маленькая птица в мире? – калибри

– Не человек, а говорит попугай

звучит песня «Попугай» в записи

Ведущий – Очень много пословиц и поговорок о птицах мы знаем: «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

А теперь послушайте приметы: поздний отлёт птиц – к тёплой зиме; вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

У каждой птицы свое предназначение в природе:

Сова
– символ мудрости, по народным поверьям она сторожит клады.
Послушайте, что это за птица…

Выходит ребёнок в образе Ворона:

Чёрный ворон я, я силён, могуч

И летаю я выше синих туч,

А гнездо моё на семи дубах,

Те дубы стоят на семи горах.

А живу я на свете по 300 лет

И могу всегда дать добрый совет.

Я владею живою и мёртвой водой

И легко справляюсь с любою бедой.

Я – Царь Ворон, вещий Ворон,

Я на царство коронован.

Ведущий – Большим почётом в русских песнях и сказках пользовался Сокол

Ребёнок в образе Сокола:

Птица Сокол, я в почёте у народа,

Не опасна мне любая непогода.

Я как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно,

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, сокол ясный!

Ведущий – Послушайте загадку:

– Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зелёных кронах, а зовут её … (ворона)

2 девочки инсценируют стихотворение В. Орлова «Ворона»:

– Карр! Крража!! Карраул!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карррандаш, каррртонку, пррробку

И крррасивую коробку!

День птиц - 1 апреля

– Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-рман украли.
Считалочки

– По тропинке мальчик шёл,

в чащу леса он зашёл,

встретились ему в тот день:

соловей да ворон, грач да воробей.

Сосчитай – ка, всех птиц поскорей – 4

– Попугай сказал орлу –

мне уж 10 лет к утру

– Ты прибавил лет пяток –

возразил ему орёл… сколько лет попугаю? – 5

– Мы летали на базар,

выбирали там товар:

3 жучка, 2 паучка, одного комара и червяка.

Еды хватило всем, сколько было всех? – 7

– У меня в руках кузовок, передаём его из рук в руки и собираем корм для птиц.

День птиц - 1 апреля

Дети: червячок, стебелёк, листик, зерно, горошек, муха, комар и т.д.

– Как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (приносят пользу, радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить)

– Что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Экологическая беда: некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь урожай, некому будет разносить по земле семена ягод, растений, мы никогда не услышим их чудесных песен и т.п.

– Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину.

Источник



Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в начальной школе

Автор: Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска.
Описание. Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира. Также он может быть полезен и интересен педагогам дополнительного образования для занятий в объединениях естественно-научного направления учреждений дополнительного образования.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о птицах.
Задачи: расширить кругозор, познакомить детей с птицей года 2021, воспитывать любовь, бережное отношение к птицам. Проверить знания, полученные при изучении темы «Птицы».

Кобчик – хищные птицы рода соколов. Кроме России, они гнездятся ещё в 64 странах. Встретить их можно и в тайге, и в горах. Но основное их место обитания – степи и лесостепи, потому что для охоты им нужен хороший обзор.
Кобчики – перелётные птицы, улетающие зимовать в Южную Африку.
Слабый и короткий клюв не позволяет этой хищной птице охотиться на крупную дичь. Поэтому основной рацион питания кобчика – насекомые и грызуны.

1 апреля и в ближайшие к этой дате дни проводятся мероприятия, посвященные птицам. Это различные природоохранные акции, праздничные театрализованные представления. А также конкурсы стенгазет, кормушек, скворечников, в которых вы принимаете участие.

Давайте вспомним, на какие группы мы можем разделить птиц?

Перелётные и зимующие

Летающие и те, которые не умеет летать

Дикие – домашние

1-й тур «Разминка»
Птичка-невеличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. Синичка

Эти птицы рядом с нами –
Мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город…голубь.

Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком . сойка.

Стайкой шумной прилетели,
Крошки, зёрнышки все съели. Воробей

Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? Грач

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Гусь

Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. Дятел

Какая мать по детям не плачет,
А всю жизнь веселится и скачет? Кукушка

Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. Пеликан

В лесу темно, все спят давно,
Одна птица не спит: на суку сидит,
Мышей сторожит. Сова

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? Клёст

На вид неказист,
Зато голосист. Соловей

Всех я за день навещу,
Все, что знаю, растрещу! Сорока

2-й тур Блиц опрос
1. Какая птица подкидывает своих птенцов в чужие гнёзда? Кукушка
2. Какая птица может поворачивать голову на 270 градусов? Сова
3. Какую птицу называют санитаром леса? Дятел
4. Самая популярная домашняя птица? Курица
5. Птицы, которые любят солёное сало? Синички
6. Какая птица является птицей мира? Голубь
7. Какая птица – символ мудрости? Сова
8. У какой птицы крестообразный клюв? Клёст
9. Какая птица может летать хвостом вперёд? Колибри
10. У какой птицы самый длинный язык? У дятла – 15 см
11. Как зовут птицу, которая питается змеями? Змееед
12. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? Стриж
13. Какая болотная птица стоит на одной ноге, поджав другую. Цапля
14. Какая птица выглядит неуклюжей на берегу и красавицей на воде. Лебедь
15. Почему синицы любят находиться рядом с дятлом? Они подбирают остатки пищи.
16. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? Голод

3-й тур «Птичьи имена», или «Почему их так назвали?»
Многие птицы получили название от места обитания. Всякому понятно, что крапивник строит своё гнездо в крапиве, а камышовка – в камышах. Одни птицы получили свои имена за голос, другие – за окрас оперений, третьи – за свои привычки или поведение.

1. Название этой птицы произошло от старорусского слова клестить – «сжимать, сдавливать», клюв у неё загнут крест-накрест. Кто она? Клёст
2. Маленькая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой, как будто ползёт. Поползень
3. При опасности птица умеет шипеть и так вытягивает шею, что её можно принять за змею. Вертишейка.
4. А эта птица кричит: «Кууу-лик! Кууу-лик!» Понятно, как её зовут. Кулик
5. Хвост этой птицы красного цвета и всё время подрагивает. Поэтому кажется, что хвост будто вспыхивает огоньком, горит. Горихвостка
6. Во время песни эта птица ничего не слышит. Вот и прозвали её…глухарь.

4-й тур «Третий – лишний»
1. Мандаринка, лимон, киви. Мандаринка и киви – это птицы, а лимон – нет.

2. Овсянка, чечевица, пшеница. Овсянка и чечевица – это птицы.

5-й тур «Птичьи разговоры»
Удивительное свойство птиц – пение. Но не все птицы поют, а только половина из них – около 4000 видов птиц называют певчими. Конечно же, лидер пернатых в пении – это соловей, звонкоголосым называют жаворонка. А знаете ли вы, какие звуки произносят другие птицы?

Кто стрекочет? Сорока
Кто кудахчет? Курица
Ухают – совы
Воркуют – голуби

– Синь-синь! – посвистывает …синица.
– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей …чиж.
– Гра-гра! – представляется …грач.
– Сквор-сквор! – поют …скворцы.

Физкультминутка
Летели кукушки через три избушки.
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!

6-й тур Верю – не верю
1. Верите ли вы, что …в мире насчитывается свыше 5 тысяч видов воробьинообразных птиц, что составляет около 60% от общего числа видов. Верю. Они живут везде и хорошо приспосабливаются к окружающей среде. Оказывается, все населяющие Северную Америку воробьи являются потомками 1-й пары этих птиц, выпущенных в Центральном парке Нью-Йорка в 19 веке.

2. Киви обладает нетипичным для птиц оперением. Её перья по структуре больше похожи на шерсть – они мелкие, короткие и жесткие. Верите ли вы, что …у киви крылья и перья пахнут грибами. Да.

3. Козодоя можно часто увидеть рядом со стадом коров или коз. Верите ли вы, что …он доит коз? Нет. Оказывается, у крестьян существовало поверье, что козодои подлетают по вечерам к стадам коз и ртом доят их. Птицы охотятся на мух, слепней и других насекомых, которые сопровождают домашних животных. А рот у козодоя действительно необычный. Когда птичка широко раскрывает рот, то он становится похож на мешок.

3.Верите ли вы, что …перья птицы весят больше, чем ее кости. Да.

5. Верите ли вы, что… пение птиц говорит о том, что они испытывают счастье? Нет. Они метят территорию.

7-й тур. Найди ошибки в рассказе
Вы, конечно, слышали, как кукует в лесу кукушка. Некоторые даже считают: сколько раз она прокуковала, столько лет и проживёшь. Но это выдумка, как и то, будто кукушка всегда подкладывает яйца в чужие гнёзда. Нет, не всегда она так поступает, а только в тех случаях, когда сама снесёт слишком много яиц. А если у неё появилось всего лишь одно яйцо, то она, наоборот, забирает по два-три яйца у других птиц: ворон, голубей, а иногда даже у кур. Кукует кукушка летом, когда всякой пищи для неё достаточно. А вот зимой вы кукушку не услышите: голодно ей, а потому сидит она в гнезде и помалкивает. Не до песен бедняжке.
Ну а тот кукушонок, который появился в чужом гнезде, ведёт себя скромно, пищу не просит. Другие птенцы так и норовят выхватить муху или червячка, которых приносят заботливые родители. А несчастному кукушонку перепадает очень редко и мало. Поэтому он растёт медленно. Бывает, другие птенцы уже вылетели из гнезда, а он всё ещё сидит там, крошечный и слабый. Вот какая тяжёлая жизнь у кукушек.

Ошибки в рассказе.
1. Кукушка всегда подкладывает яйца в чужие гнёзда.
2. Она не берёт себе яйца у других птиц.
3. Кукушка поёт весной.
4. На зиму кукушка улетает.
5. Кукушонок не ведёт себя скромно, он сам отбирает корм у птенцов.
6. Кукушонок растёт быстро.

Ребята, молодцы!
Отвечали вы всё правильно,
Занимались старательно!
Пернатых всегда любите!
Зимой их обязательно кормите!

Голубям пшена насыпайте,
Синичек – салом угощайте,
Крошки хлеба сыпьте воробьям,
Гроздь рябины – снегирям!

Источник

Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Праздник птиц».

В этой разработке говорится о разных видах птиц. Дети отгадывают загадки про птиц, проводится театрализованное представление.

Содержимое разработки

Сценарий праздника День птиц

Игра «Наши пернатые друзья»

обобщать и расширять знания детей о птицах;

развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;

воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Оборудование:

выставка детских рисунков «Птицы вокруг нас»;

выставка книг «Мир птиц»

плакаты «Птицы — друзья леса, сада и огорода», «Наши пернатые друзья»;

фотографии и рисунки птиц;

карточки с заданиями;

кроссворд «Берегите птиц»;

запись «Голоса птиц»;

презентация «Мир птиц»

Ход праздника.

Праздник открывается песней «Весёлая капель»

Учитель: Ребята, вы любите чудеса?

Ученики: Да!

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся за чудесами!

Читает учитель.

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно — почему меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое — пчелой забралось на цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеёк.

Пойдём — ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

Учитель: А, сейчас, отгадайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо — юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это . (птица).

Да, ребята, наш праздник посвящён Дню птиц!

Учитель: Птицы везде — над нами, вокруг нас, далеко, рядом. Встретить их можно, где угодно. Ребята, а где мы можем встретить птиц?

Дети: В лесу, в парках, на реках, в горах.

Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более 700 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но те, которые живут недалеко от нас, нужно знать! Ребята, каких птиц вы знаете?

Дети перечисляют.

Звучит запись «Голоса птиц»

Учитель: Ребята, прислушайтесь к голосам птиц. Разные птицы подают голоса по — разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Показ презентации.

Синь — синь! — посвистывает синица.

Чи — чи! Чи — чи! — вторит ей чиж.

Гра — гра! — представляется грач.

Сквор — сквор! — поют скворцы.

Ку — ку! Ку — ку! — зовёт кукушка.

Учитель: Ребята, вы все знаете, что птиц нужно беречь и охранять. Скажите, как нужно оберегать птиц?

Дети: Нельзя разорять гнёзда, стрелять в них из рогаток, зимой делать кормушки.

Учитель: Да, ребята, птиц нужно беречь, так как они охраняют наш леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти наших урожаев, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик: Пусть прилетят. Чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать!

Ученик: Быть может, им на чужбине снился

Мой домик средь ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их!

Учитель: Мы рады, что к нам в гости летят наши верные пернатые друзья!

Ребята, а давайте попробуем отгадать, кто к нам прилетит в гости.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно — бронзовый. (скворец)

Эта черная весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Эта весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. (синичка).

В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие птиц.

Звучит запись «Голоса птиц».

Я — скворец! Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик оживаю.

Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идёт. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнёзда, высиживать и растить птенцов.

Я — чёрная проворная птица,

Которая с юга к вам мчится

«Крак — крак — крак! » — прокричу,

Все поля облечу.

Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

Вы знаете, есть даже такая примета: «Если грач на горе, то весна на дворе», а еще говорят: «Увидел грача — весну встречай».

Из Африки в апреле к вам лечу,

Под крышами из глины домик мастерю.

Лечу как самолетик — изящна и легка.

С выемкой хвостик, собой не велика.

А вы слышали, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные, т. е мы.

Синица: Я — робкая птичка —

В клювик семечко взяла

И проворно унесла.

Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юные натуралисты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые», которые вы организовали нам зимой.

Учитель: Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почётные места в жюри и оценить знания наших ребят.

Птицы рассаживаются по местам.

Учитель: А мы, начинаем игру «Наши пернатые друзья»

Для этого нам нужно разделиться на две команды.

(Участникам раздаются жетоны двух цветов: красные и синие).

У нас образовались две команды

1-я команда «Дятел»

Девиз: В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд — приятель!»-

И ставит подпись: дятел

2-я команда «Сорока»

Девиз: Непоседа пёстрая,

Учитель: Итак, мы начинаем.

1-й конкурс: «Разминка»

Учитель: Я буду задавать вопросы командам по очереди, на обдумывание 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот вопрос отвечает другая команда.

ВОПРОСЫ:

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

Какая птица самая большая? (Африканский страус)

Назовите красногрудого северного гостя, который любит есть сальце. (Снегирь)

Назовите желтогрудую гостью лесов и парков, которая любит семена растений. (Синица)

Какая птица выдалбливает себе дом — дупло? (Дятел)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Жюри оценивает конкурс.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2-й конкурс: «Почтовый ящик»

Учитель: Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо — описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.

Описание первое:

«У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко — жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались. Кто я?»

Ответ: синица.

Описание второе:

«Я живу в лесах. У меня очень большие глаза, большая голова, острые когти, клюв крючком. Я — ночная птица, так как ночью я вижу также хорошо, как и днём. У меня хороший слух, я слышу каждый шорох. Я охочусь на мышей, даже могу полакомиться лягушками. Догадались. Кто я?»

Жюри оценивает конкурс.

3-й конкурс: «Птичьи разговоры»

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Учитель: Следующий конкурс называется «Птичьи разговоры». Каждая команда получает карточки, на которых написаны название птиц и их «разговор». С помощью стрелок, вы должны показать, кто как разговаривает. Побеждает та команда, которая первой даст правильные ответы

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

4-й конкурс: «Чьи клювы и лапы»

Учитель: Каждая команда получает карточки с изображением разных клювов и лап птиц. Ваша задача, узнать птицу по клюву и стрелками показать, какие лапы соответствуют этой птице.

На выполнение этого задания даётся 5 минут.

5-й конкурс – Конкурс капитанов: «Птичьи профессии»

Учитель: В этом конкурсе участвуют капитаны команд. Вы должны узнать птиц по их делам. Вам нужно соединить стрелками признаки и названия птиц.

Капитаны получают карточки с заданием.

Птица — рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Пернатый солист сова

Ночной хищник дятел

Птица – строитель баклан

Птица — рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700 – 800 граммов рыбы.

Птица — плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка — самая трепетная и самая звонкая.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнёзда ласточек — саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.

Игра «Прилетели птицы»

Учитель: А сейчас, пока наши капитаны выполняют задание, поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что — то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Мухи и стрижи. (Дети хлопают)

Учитель: Что неправильно, почему?

Ученики: Мухи — насекомые.
Учитель: Продолжим.
Прилетели птицы:

Галки, макароны. (Дети хлопают)
Учитель: Начинаем снова.
Прилетели птицы:

Чайки и моржи. (Дети хлопают)
Учитель: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Сойки и ужи. (Дети хлопают)
Учитель: Прилетели птицы:

Майки и орланы. (Дети хлопают)
Учитель: Прилетели птицы:

Окуни и воробьи. (Дети хлопают)
Учитель: Прилетели птицы:

Даже совы — сплюшки,

Учитель: И последнее задание нашим командам, нужно отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

Вопросы к кроссворду.

В воздухе завис,

Носиком – в цветочке,

Крыльями – вверх-вниз. (Колибри).

Прилетела на базар,

Громко всем сказала: «Кар!

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я -…. (ворона)».

Он мешок под клювом носит,
Рыбу схватит — туда бросит.
Эта птица великан,
А зовётся . (пеликан).

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это . (снегири).

На кормушку к нам зимой,
Прилетает птица,
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая…. (синица).

Серенькая птичка, Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка).

Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)

На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля).

Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Всё равно он будет мой! (Дятел)

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин —
Независимый (павлин).

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец,
И зовут его (скворец).

Ключевое слово: «Берегите птиц»

Учитель: Пока жюри подводит итоги нашей игры мы все вместе споём песню «У дороги чибис».

Учитель: Слово для подведения итогов и поздравления предоставляется жюри.

Награждение победителей.

Далее учащиеся класса демонстрируют скворечники, сделанные дома с родителями. После праздника вместе с учителем выходят на школьный двор и привязывают их на деревья.

Используемые источники:

1. Весенние загадки для детей — Методическая копилка www.zanimatika.narod.ru/

2. Интересная информация о птицах | Пернатые.

Источник

Внеклассное занятие «День птиц» в начальной школе

Ведущий.
— Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
— Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще они по-разному издают звуки.

Игра «Угадай птицу по голосу».

— Проверим, как вы узнаете птиц по голосу.
(показ слайдов со звуковым сопровождением)

Игра «Птичьи разговоры».
— Каждая птица издает звук по своему.
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Птицы разговаривают по разному. Определите как:
Сорока… стрекочет
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует

Беседа о пользе птиц.
— Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную пользу. Послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1 ученик.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.
2 ученик.
Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3 ученик.
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально, что растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Правила общения с птицами.
Ведущий.
— Ребята, как же мы должны относиться к птицам?
— Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
— Я буду озвучивать предложения , если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.

— Изучением птиц занимаются орнитологи. Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.

3. Физкультминутка.
— Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, куницы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы — сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!

4. Практическая работа по изготовлению птицы из полосок бумаги.
— Изучением птиц пусть занимаются ученые. А мы будем правильно вести себя по отношению к птицам, помогать им, подкармливая зимой и сооружая скворечники весной.
-А в честь международного дня изготовим маленькую птичку -невеличку, которая будет служить символом и напоминанием о том, что 1 апреля не только день смеха, но и день наших пернатых друзей, которых нужно любить, беречь и заботиться о них.

г) уборка рабочего места
д) художественное оформление коллективной поделки.

(размещение птиц на заранее подготовленном бумажном скворечнике)

5. Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, какая красивая работа получилась. Это благодаря вашему кропотливому труду и старанию. Думаю наш труд положительно оценят и взрослые.
— Давайте вместе придумаем название нашей поделке.
— Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили как нужно относиться к нашим пернатым друзьям. Узнали, что изучением птиц занимаются … (орнитологи).
— Для наших товарищей и педагогов приготовлены вот такие маленькие открытки с добрыми пожеланиями в честь этого праздника. Я их отдаю вам, для того чтобы вы вручили их своим товарищам 1 апреля.

Источник

Adblock
detector