Конспект урока по литературе 5 класс тема quot Волшебно героическая сказка quot Иван крестьянский сын и Чудо Юдо quot

Конспект урока по литературе 5 класс тема "Волшебно-героическая сказка "Иван — крестьянский сын и Чудо –Юдо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 5 класс тема «Волшебно-героическая сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо –Юдо»»

Тема урока: Волшебно-героическая сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо –Юдо».

Цели и задачи:

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Оборудование: учебник «Русская словесность», авторы: Т.П.Чаплышкина, А.М. Садвакасова, Л.В. Сафронова, издательство: «Атамура» , 2015 г.

организационный этап – 5 мин.;

этап подготовки к усвоению знаний – 5 мин.;

определение практической значимости урока, повторение – 10 мин.;

постановка учебной проблемы – 5 минуты;

этап обобщения и систематизации – 15 мин.;

подведение итогов, выводы по уроку, рефлексия, оценивание, этап информации о домашнем задании – 5 мин.

І. Психологический настрой.

— Я хочу вам пожелать

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит хорошего дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

ІІ. Артикуляционная разминка.

Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

1.Четыре черепашки учились пить из чашки.

Чашку чая заварили, на четыре поделили.

2. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

IІІ. Актуализация опорных знаний.

Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

7. Как назы­вается художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

(народ, фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты, олицетворение, концовка)

ІV.Знакомство с темой.

«Сказка — ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

— С какой сказкой вы познакомились дома?

(Дома читали сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»).

— Понравилась вам она?

— Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как вы объясните название сказки?

— Почему речь идет только об одном герое и Чуде-Юде?

— Почему эту сказку называют богатырской и героической?

V. Работа с толковым словарём.

— Что обозначает слово герой? героический?

Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический — мужественный, отважный

— Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

VІ. Динамическая пауза. Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

VІІ.Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Анализ текста сказки.

— Ребята, прочитайте зачин сказки.

— Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

— Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

— Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

Эпизод «Страшная весть» — завязка (запись в тетради)

— Какая картина представилась братьям?

— Чем Чудо-Юдо было опасно для земли русской?

-Что укрепляет их решение биться?

— Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)

— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

— Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

— Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван. «Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться»)

Бдительный — крайне внимательный, неослабный

— Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

-Прочитайте о первом подвиге героя.

«1 бой — это начало развития сюжета».

— Как себя ведет Иван и Чудо –Юдо?

-Каким предстаёт Чудо –Юдо во время 1 боя? (шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый).

— Как ведет себя в дозоре старший брат?

-Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

-Каким предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый).

— Как ведет средний брат?

«2 бой – завязка».

— Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

(две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый)

— Какой бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-Юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает).

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

«3 бой – кульминация»

— Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с Чудом-Юдом)

-В чём отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.

(В отличие от Чуда-Юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства)

-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён).

Данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

«Столкновение с чудо-юдовым племенем»- развязка.

-Чем закончилась сказка?

(Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду).

-Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьян­ский сын и Чудо-Юдо»? Чему учит сказка?

(Герои победили, но подвиг Ивана — это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех).

— Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

VIII. Обобщение

— Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый раз образ Чуда-Юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)

— Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

— Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, — гласит народная мудрость.)

— Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-Юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какую сказку читали на уроке? Кто автор?

— Какой раздел учебника открывает эта сказка?

— За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?

— К какой группе сказок относится сказка?

— Правильно, ребята. Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, о животных и бытовые. И сказка «Иван – крестьянский сын…» — волшебная сказка. Но здесь герой совершает подвиг во имя Родины, значит, эта сказка имеет героическое содержание.

— А сейчас, возьмите карточку со смайликом и нарисуйте ему ротик. Если вы оцениваете свою работу на уроке на отлично, нарисуйте улыбающийся ротик. Если нужно постараться, то рот прямой полоской. Если же вы совсем не справились, то перевёрнутый рот. Грустный смайлик.

Образец:

Источник

Русская народная сказка "Иван — крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя

Цель: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Оборудование: компьютер,экран, мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2), учебник под ред. В.Я.Коровиной.

I. Вступительное слово учителя

— “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более глубоко поймем великое значение творимогонами настоящего”, — говорил М.Горький. (Слайд 1)

— Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)

— Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.

— Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная,но чем же она отличается от других волшебных сказок?

— Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

— Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд 2)

II. Анализ текста сказки

— Понравилась ли вам сказка? Почему?

— Кто из героев понравился больше? Почему?

— Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

— Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? — Найдите этот эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод онеще, чтоб на бой идти”)

— Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. (Слайд 3)

— Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)

— Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули они землю родную))

— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося) (Слайд 4)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.

— Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

— Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

— Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

— Как ведет себя в дозоре старший брат?

— Как ведет средний брат?

— Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

— Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание по группам:

— Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

— Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7- по ответам групп)

— Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

— Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

— Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)

— Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием

— Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический поступок”) (Слайд 9)

— Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки? (Слайд 10, часть1)

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2)

— А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.)

— А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

Композиция сказки. Особенности.

— Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

— Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)

— Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

Соедините слова в словосочетания. (Работа в тетради)

Добрый зелена
Булатный ясный
Солнце меч
Трава красное
Месяц молодец

Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества, свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным (Слайд 13)

— Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

— В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину)

— Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской земли, это и помогло победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)

— Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд 17)

— Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

Источник

Урок литературы «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера

Русские народные сказки – это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет – к ним относится в том числе и сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой – младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае – «землю пахать да хлеб сеять».

Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения.

I. Анализ текста сказки.

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван-крестьянский сын?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.

Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)

– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

– Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

џ В каком народе живешь, того и обычая держись.

џ Своя земля и в горсти мила.

џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.

џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

џ На Руси не все караси – есть и ерши.

џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Почему дети решили сразиться с чудовищем

характеристика ивана крестьянского сына

Смотреть галерею

Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.

Характеристика Ивана – крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана – крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Урок литературы «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера

Технологическая карта урока

Тип урока урок «открытия» нового знания, анализ волшебной героической сказки

Тема: «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера.

Планируемые предметные результаты

Личностные: воспитывать ответственное отношение к учению, сформировать нравственные ориентиры, доброе отношение друг к другу.

Метапредметные:

познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;

коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;

личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

научить осознанно воспринимать и понимать сказку, развивать умение выделять нравственную проблематику сказки, сформировать умение определять тип сказки по определённому признаку, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умение давать характеристику героям.

Основные понятия: сказка, сюжет, герой сказки, эпитеты.

Межпредметные связи: русский язык.

Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, различные словари

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 Оргмомент Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Отвечают на приветствие учителя, показывают готовность к уроку. Выдвигать гипотезу и обосновывать её Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Слушать собеседника, строить понятные монологические высказывания Осознают актуальность и тематику урока, контролируют правильность ответов учащихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Борьба с чудовищем

краткая характеристика ивана крестьянского сына

Смотреть галерею

Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.

Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.

характеристика главного героя сказки иван крестьянский сын

Смотреть галерею

Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.

Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.

Предательство братьев и реакция Ивана

Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.

Во всех предложениях скажите какие средства выразительности? Школьные Знания.com 1 5 — 9 классы Русский язык 33 баллы 1. В каком предложении средством выразительности является сравнение? 1. Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил 10 лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу. 2. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыхания. 3. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка. 4. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь. 2. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм? 1. Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. 2. Довольно мне колоть вам глаза, — сказала она, — и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. 3. Заложу колечко, и кончено. 4. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду. 3. В каком предложении средством выразительности является инверсия? 1. Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. 2. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей. 3. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. 4. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам. 4. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты? 1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, пирожок, горсть орехов. 2.«Эх, вы,- говорил Лонгрен, — да я неделю сидел над этим ботом. — Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта? 3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы. 4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля. 5. В каком предложении средством выразительности является метафора? 1. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения. 2. Там, на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры. 3. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают темные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание. 4. Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение.

Источник



Тест с ответами: “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”

17. Что сказал Иван-крестьянский сын чуду-юду, выйдя из-под моста:
а) «Не зная броду, не суйся в воду!»
б) «Отчего твой конь споткнулся? Не от меня ли?»
в) «Не зная доброго молодца, нечего хулить его!» +

18. О чём попросил чудо-юдо у Ивана, когда тот отсёк ему три головы:
а) Не падать духом, биться до последнего
б) Дать ему роздыху +
в) Помиловать его

19. О чём сказал старший брат Ивану, когда тот спросил, не видел ли он происходящего:
а) Он сказал, что очень крепко спал
б) Он сказал, что сражение было великолепное
в) Он сказал, что мимо него и мухи не пролетало +

20. Сколько голов было у второго чуда-юда, вышедшего на калинов мост:
а) Шесть
б) Девять +
в) Двенадцать

21. Куда Иван девал головы, расправившись и со вторым чудом-юдом:
а) Сложил под Калинов мост +
б) Закопал под землю
в) Отнёс в избу

22. Как поступил двенадцатиголовый чудо-юдо, когда Иван срубил ему три головы:
а) Продолжил биться с девятью головами
б) Он черкнул пальцем по головам – и все они приросли обратно +
в) Ударил по земле так, что головы подпрыгнули и приросли обратно

23. Что делали братья тем временем, пока Иван сражался с чудом-юдом:
а) Вышли в бой на помощь Ивану
б) Со страхом наблюдали из окна
в) Спали, ничего не слышали +

24. С какого момента братья всё-таки проснулись и бросились на помощь отважному борцу:
а) Когда его охватило огнём полностью
б) Когда чудо-юдо вогнал его в землю по плечи +
в) Когда он уже почти победил чудо-юдо

25. После чего Иван отсёк-таки чуду-юду все двенадцать голов:
а) Сразу как братья ему помогли
б) Когда тот порубил его пополам
в) Когда тот отрезал ему огненный палец +

26. Куда направился Иван-крестьянский сын поутру ранёшенько:
а) Выйти якобы на дозор
б) Искать якобы свой потерявшийся платок +
в) Искать якобы свой потерявшийся меч

27. Что обнаружил Иван в чудо-юдовых каменных палатах, перейдя через калинов мост:
а) Троих жён чуда-юда и его мать +
б) Двоих детей чуда-юда и его мать
в) Ещё одно чудо-юдо, с пятнадцатью головами

28. Как отреагировал Иван, подслушав задумки матери и жён чуда-юда:
а) Вернулся к братьям, сказав, что опасность миновала
б) Вернулся к братьям, и те всеми силами побежали к дому
в) Вернулся к братьям, сказав, что платок нашёлся +

29. Что случилось, когда Иван стал сечь и рубить встретившийся колодец:
а) Колодец завыл, и жара спала +
б) Он развалился на мелкие кусочки
в) Он поломал свой меч

30. Как Иван расправился с матерью чуда-юда:
а) Отсёк ей голову мечом
б) Со всего размаху ударил её о землю +
в) Облил её водой

Источник

Чудо-юдо

Чудо-юдо — персонаж русских народных былин и сказок, славянского героического эпоса и, возможно, праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно [1] . Единого мнения о происхождении персонажа, в работах этнографов и культурологов, на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях, зачастую, напоминает морские чудища античной мифологии.

Содержание

Этимология и версии о происхождении персонажа

В литературе XIX века был предложен ряд маловероятных этимологий. Так, Полный церковно-славянский словарь под общей редакцией Г. М. Дьяченко сопоставляет Юдо с санскритским (санскр. jадас ), что означает морское животное вообще, в особенности «беснословное». Также чудо-юдо употребляется в значении «диво морское». [2] . Согласно «Материалам для сравнит. слов» под редакцией А. С. Хомякова, чудо-юдо — название мифического змея (дракона), происходящее от слов чудо, которое в старину означало великана [3] , а известно что в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу, все её могучие силы (вихри, буря и гроза) олицетворялись в титанических образах великанов. Предания о змеях и великанах находятся в самом тесном и близком родстве, и, по свидетельству народной сказки, морской царь принимает на себя образ змея; И юдо от имени Иуда, которое ещё в период раннего христианства стали придавать нечистому и другим демоническим существам [4] .

Историк и публицист, доктор исторических наук Ю. Н. Афанасьев, отмечает что в одном варианте народной сказки о Морском Царе и его вещей дочери, Морской Царь прямо назван Окиан-море; в других же списках роль его передается змею, черту и беззаконному Чуду-Юду. Этот славянский Нептун упоминается и в других сказках. Как приноситель темных туч, которые помрачают собою небесный свет и нередко вредят созревающим жатвам, издревле соединял в своем характере, вместе с благотворными свойствами, и черты существа демонического; тот же двойственный характер был усвоен и Морскому Царю, который (как уже доказано) первоначально был дождящим громовником. Оттого так обыкновенна в народных сказках замена Морского Царя — чертом. В качестве примера, Афанасьев приводит немецкую сказку, напечатанную в сборнике Гальтриха, в которой пекельный князь, тождественный с нашим Морским Царем, сохраняет все атрибуты древнейшего божества гроз: он обладает чудесным бичом (= молнией), удары ко­торого заставляют потрясаться все царство и вызывают несчетное воинство; он бросается к молочному пруду и, опившись кипучего молока (= дождя), лопается с ужасным треском и гибнет — подобно тому как пропадает разбитая громом и про­лившаяся дождем туча. Название Чудо-Юдо, согласно Афанасьеву, подтверждает ту же мысль: оно боль­шею частью придается мифическому змею (дракону-туче) [5] .

А. А. Абрашкин утверждает что Чудо-Юдо — это отголосок хазарского влияния на славянскую культуру, — именно в его образе, согласно Абрашкину, и выразились славянские представления об иудаизме. Слово «чудо» иногда употреблялось в значении «чудовище», «исполин», а знакомство с иудейской Хазарией рождало ассоциацию Юдо — Иуда. [6] . В этом с ним соглашается А. В. Белов, который относит появление чуда-юда в славянских преданиях к периоду, когда Хазарский каганат взымал дань со славянских племён. Согласно списку «Повести временных лет» по Радзивилловской летописи — «по белой девице от дыма». Именно по этой причине Хазарский каганат мог остаться в народной памяти многоголовым чудовищем — чудо-Юдом, требующим в жертву славянских девушек [7] .

Демонолог Л. Н. Виноградова, на основе изучения славянских песен, приходит к выводу что чудо-юдо являет собой некий неявно обрисованный мифологический персонаж, или же результат смешения с русалкой (или с более обобщенным образом вредоносной силы), — так или иначе песенные характеристики позволяют отметить черты «потусторонности», опасности персонажа и мотивы его изгнания [8] .

Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях, чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому, с которым сражаются русские богатыри [9] .

Следуя псевдонаучной теории, предложенной В. Н. Дёминым, чудо-юдо — это русифицированный образ древнегреческой Медузы Горгоны. Ничего рыбьего в самом образе русской Медузы практически нет — рыбы её просто окружают, свидетельствуя о морской среде. Эта версия происхождения видится Дёмину гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу прекрасной Морской царевны, которая в процессе, называемом Дёминым «Олимпийским религиозным переворотом» была превращена в чудо-юдо. Память о древней эллинско-славянской Медузе сохранилась и в средневековых легендах о Деве Горгонии. Согласно славянским преданиям, она знала язык всех животных. В дальнейшем в апокрифических рукописях женский образ Горгоны превратился в «зверя Горгония»: его функции во многом остались прежними: он охраняет вход в рай (то есть, другими словами, является стражем прохода к Островам Блаженных) [10] .

М. Фасмер считает наиболее вероятным, что юдо — «всего лишь рифмованное образование по образцу слова чудо», и вряд ли связано с болгарским юда [11] . При этом болгарское слово юда (злое мифическое женское существо, живёт в горах, у озёр, вихрем летает по воздуху) [источник не указан 377 дней] [12] и украинское юда (род злого духа) признаются, по О. Н. Трубачёву, связанными (праславянская форма *juda) с санскритским yodhá и восходящими к праиндоевропейскому *ịoudh- [13] .

Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии [14] .

Современное употребление

Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, в современном русском языке, чудо-юдо употребляется в значении сказочного чудовища, а также в значении чуда, как чего-то поразительного, необъяснимого, удивляющего своей необычайностью (в ироничной форме) [15] .

Согласно лингвокультурологическому словарю Ирины Захаренко и Ирины Брилёвой, русские могут вспоминать чудо-юдо и использовать это выражение, когда говорят о ком-либо или о чём-либо необычном, странном, о каком-то чуде или о необыкновенно огромной рыбе [9] .

В былинах и сказаниях

Согласно Б. А. Рыбакову, в славянских сказаниях чудище всегда многоглаво. Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым». «Змий о двенадцати головах и двенадцати хоботах; ногами топат… зубами скрехчет». Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьет хоботом («жогнул своим хоботом»). Тут надо понимать, что слово «хобот» раньше обозначало не мясистое продолжение носа и верхней губы, как у слона. А так назывался хвост ящерицы или змеи. Поэтому Змей о двенадцати хоботах, это змей о двенадцати хвостах. (см. значение слова хобот в словаре Даля) Самого его убивают (помимо стандартного сказочного меча) стрелами, копьями и раскаленными камнями, которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу. После победы над Змеем его тушу сжигают на костре [14] .

В русских народных сказках

В русской народной сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», Чудо-юдо — это группа многоголовых (6-ти, 9-ти, 12-ти) драконов, отрицательных персонажей. Живут они за рекой Смородиной, через которую перебираются по Калинову мосту. В сказке Чудо-юдо изображается верхом на коне. Вред от него заключается в том, что оно сжигает города-сёла огнём. 12-головое Чудо-юдо обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт чудо-юдо в каменных палатах, где у чуда-юда есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Главный противник чуда-юда, как и следует из названия сказки, — Иван — крестьянский сын.

В современных сказках

В сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок» 1834 года, как самостоятельный персонаж присутствует Чудо-юдо Рыба-кит. Собственно, это рыба-остров, которая лежит «поперёк моря».

В фильме «Варвара-краса, длинная коса», поставленном по мотивам сказки Василия Андреевича Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею», Чудо-юдо — царь подводного мира, который похитил царя земного — Еремея. Выручает царя Еремея, на мотив сказки народной, Андрей — рыбацкий сын.

Источник

Adblock
detector