Конспект по географии 7 класс влияние человека на природу

§ 29. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Африки

Влияние человека на природу. Еще в XIX в. Африку представляли как материк девственной природы. Однако уже тогда природа Африки была значительно изменена человеком. Сократилась площадь лесов, которые веками раскорчевывались и выжигались под пашни и пастбища. Особенно большой ущерб природе Африки был нанесен европейскими колонизаторами. Охота, проводимая ради наживы, а часто — спортивного интереса, привела к массовому истреблению животных.

Многие животные полностью уничтожены (например, некоторые виды антилоп, зебр), а количество других (слонов, носорогов, горилл и др.) сильно сократилось. Европейцы вывозили дорогостоящую древесину в свои страны. Поэтому в ряде государств (в Нигерии и др.) возникла опасность полного исчезновения лесов. Территории на месте сведенных лесов занимали под плантации какао, масличной пальмы, арахиса и т. д. Так на месте экваториальных и переменно-влажных лесов образовались саванны (рис. 59). Значительно изменена природа и первичных саванн. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ.

В связи с неправильным ведением сельского хозяйства (выжигание, чрезмерные выпасы скота, а также вырубка деревьев и кустарников) на протяжении многих веков саванны уступают место пустыням. Только за последние полвека Сахара значительно продвинулась на юг и увеличила свою площадь на 650 тыс. км 2 . Потеря сельскохозяйственных земель приводит к гибели скота и посевов, к голоду людей.

Для спасения саванн от наступления пустынь создается широкая лесная полоса в Сахаре длиной 1500 км, которая заслонит земледельческие территории от сухих ветров пустыни. Имеется несколько проектов обводнения Сахары. Большие изменения природных комплексов произошли в связи с разработкой полезных ископаемых и развитием промышленности.

Рис. 59. Границы природных зон Африки: А — в прошлом, Б — современные. По картам определите, как изменяется площадь каждой природной зоны Африки. Какие зоны пострадали сильнее?

Стихийные бедствия. Стихийные природные явления (землетрясения, засухи, наводнения, ураганы и др.) могут приносить огромные бедствия населению. Одно из самых губительных стихийных бедствий Африки — периодически повторяющиеся засухи. Особенно это сказывается на населении саванн, прилегающих к Сахаре. В результате засух гибнут люди, скот и другие живые организмы. Причиной усугубления засух является вырубка кустарников, деревьев, а также чрезмерный выпас скота.

Некоторые страны терпят бедствия от наводнений, болезней растений, нашествия саранчи, которая за несколько часов может уничтожить весь урожай полей или плантаций.

Заповедники и национальные парки. В настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость охраны природы на Земле. С этой целью на всех материках организуются заповедники (территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы) и национальные парки. В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. Во многих африканских странах охране диких животных и наиболее интересных природных комплексов (лесов, саванн, вулканических районов и т. д.) придается большое значение. Заповедники и национальные парки на материке занимают большие площади. Особенно их много в Южной и Восточной Африке. Ряд из них пользуется мировой известностью, например национальные парки Серенгети, Крюгера. Благодаря принятым мерам численность многих животных теперь восстановлена.

Источник



Урок в 7-м классе по географии по теме: "Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Африки"

Цель: Дать представление о влиянии человека на природу, охарактеризовать стихийные бедствия, заповедники и национальные парки.

Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы, изображающие наиболее известные заповедники Африки, иллюстрации, изображающие заповедные и охраняемые территории материка, атласы, дополнительные сообщения, видеофильм “Серенгети – заповедник Африки”, доклады учащихся об экологических проблемах и путях решения их.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

1. Опрос домашнего задания (Фронтальный опрос)

а) какие природные зоны на материке выделяются? Перечислите и покажите по карте.

б) каковы особенности размещения природных зон Африки?

в) какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами?

г) назовите существенные признаки зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.

2. Индивидуально-письменный опрос учащихся – по бланку ответов.

На доске написать название природных зон:

а) экваториальные леса;

в) тропические пустыни.

Бланк ответов
Фамилия, имя
Класс Дата
1 а б в 2 а б в 3 а б в 4 а б в 5 а б в 6 а б в
7 а б в 8 а б в 9 а б в 10 а б в 11 а б в 12 а б в
13 а б в 14 а б в 15 а б в 16 а б в 17 а б в 18 а б в

Учащиеся отвечая на вопросы крестиком х отмечают правильный ответ.

1. Занимает почти около трети материка, особенно в северной части (1в)

2. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора (а)

3. Занимает почти 40 % площади материка (б)

4. Осадки почти год, особенно после 12 часов дня (в)

5. Выделяются сухой и влажные сезоны (б)

6. Иногда дожди не выпадают годами (в)

7. Почвы практически отсутствуют (в)

8. Почвы красно-жёлтые, ферраллитные (б)

9. Богатые перегноем красно-бурые почвы (б)

10. Лесная растительность расположена ярусами (а)

11. Растительность сосредоточена в оазисах (в)

12. Преобладают травы и редко стоящие деревья (б)

13. Самое ценное растение – финиковая пальма (в)

14. Много деревьев с ценной древесиной (а)

15. Самые распространённые деревья – баобаб и зонтичная акация (б)

16. места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенёк (в)

17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле (б)

18. Обезьяны, леопарды, окапи – обитатели этой зоны (а)

Что такое? Кто такой?
Мадагаскар Гвинейский Вади
Гибралтарский Сомали Чад
Суэцкий Васко да Гама Атлас
Альмади Д. Ливингстон Килиманджаро
Тунис Ньяса Алмаз
Конго (Заир) Вавилов Виктория
Зенит Самум Хартум
Асуан Нил Нигер
Замбези “Гремящий дым” Юнкер
Танганьика Кения Фосфориты

(Угадать, что означает каждое слово)

3. Изучение нового материала.

1. Влияние человека на природу.

(Изучение темы по опорным конспектам и логическим цепочкам).

XIX век —> изменение природы Африки —> сокращение S лесов (раскорчёвывание и выжигание под пашни и пастбища)

(учебник – стр. 130, рисунок 59)

3. Заповедники и национальные парки.

Заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы.

Национальные парки – их могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила.

Особенно много заповедников и национальных парков в Южной и Восточной Африке.

Наиболее известные заповедники природных зон.

Название Страна S, га
Саванна:
Амбосели Кения 225000
Баминги Центрально-Африканская Республика 1000000
Буна Кот-д’Ивуар 900000
Кафуэ Замбия 2249000
Крюгера ЮАР 1820000
Селус Танзания 3293120
Серенгети Танзания 1450000
Влажные экв. леса:
Виктория-Фоллс Замбия 52900
Киву Демократическая Республика Конго 800000
Нгоронгоро Танзания 39000
Одзала Конго 110000
Пустыни:
Диндер Судан 715000
Калахари-Гемсбок ЮАР 1105000
Этоша-Пан Намибия 6734000

Просмотр видеофильма “Серенгети”.

1. Создание национальных парков – основное условие сохранения заповедных территорий, где остаётся нетронутой человеком природа – её животный мир. Национальные парки Африки, значение которых трудно переоценивать, посещают теперь не только иностранные туристы, но и сами африканцы, особенно школьники и студенты. Национальные парки сохраняют природу, служат естественными научно-исследовательскими лабораториями для проведения важнейших наблюдений.

Звери в таких парках забыли, что такое выстрел, и к слону, жирафу, антилопе, ко льву можно очень близко подъехать на машине – они доверчиво смотрят на человека, а это служит лучшей пропагандой охраны природы и необходимости создания национальных парков.

Миллионы туристов устремляются в заповедные территории и, пробыв среди доверчивых зверей хоть бы несколько часов, уезжают друзьями и защитниками их на всю жизнь.

Благодаря работам двух известных зоологов – отца и сына Грижменов, особенно привлекателен для людей национальный парк Серенгети.

2. Национальный парк Крюгер.

Национальный парк Крюгер расположен на северо-востоке Южно-Африканской Республики в провинциях Лимпопо и Мпуланга. На севере р. Лимпопо отделяет его от Зимбабве, на востоке государственная граница – от Мозамбика.

Парк входит в десятку крупнейших природных парков мира. Он имеет протяжённость с север на юг 345 км, а с запада на восток – 54 км. Площадь его (20 тыс. км 2 ) сопоставима с площадью нашей Ивановской области.

Большую часть территории Крюгер – парка занимает волнистая равнина, переходящая на востоке в невысокие скалистые предгорные участки хребта Лебомбо.

Климат здесь тропический, с жарким и дождливым летом и тёплой, сухой зимой.

Территорию парка пересекают несколько сравнительно крупных рек, текущих с запада на восток, — Крокодайл, Сабия, Олифантс, Летаба, Шингведзи, Лувувху.

Множество небольших водотоков в зимний период переспахают, образуя сухие песчаные русла. Дефицит воды – одна из основных проблем парка, как, впрочем, и ЮАР в целом.

Растительный мир представлен 1968 видами растений, из которых 457 видов деревьев и кустарников, 235 – злаковых, 27 – папоротников, 16 – лиан, 1213 – трав и цветов. В национальном парке представлено более 800 видов животных: 147 видов млекопитающих, 34 землеводных, 114 – рептилий, 49 – рыб, 507 рыб.

Из растительного мира встречаются “слоновая” трава, бородач, папирус и обилие деревьев и кустарников; из животного мира – слоны, буйволы, зебры, жирафы, антилопы, обезьяны, бородавочники, шакалы, крокодилы, бегемоты, львы, гиены и другие.

На территории национального парка в последнее время начинается восстановление популяции таких животных, как – чёрный и белый носорог, гигантский слон.

Ежегодно более миллиона туристов со всего мира посещают национальный парк Крюгер и соприкасающиеся с ним заповедные места.

(Из журнала “География в школе” №8, 2006г.)

III. Закрепление. Прослушивание докладов и сообщений. Выставление оценок.

Источник

Конспект урока по географии «Влияние человека на природу»

Изучить влияние человека на природу.

Развивать навыки работы с источниками информации, самостоятельное мышление.

Воспитать любовь к окружающей природе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала

1. Что такое компонент?

2. Назовите компоненты природы.

3. Что такое природный комплекс?

4. Приведите примеры природных комплексов.

Найди «белую ворону» объясни свой выбор.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята как вы думаете, кто еще кроме организмов оказывает воздействие на природу.

Учитель: Как, по-вашему, называется тема сегодняшнего урока:

Учитель объявляет тему урока

«Влияние человека на природу»

В процессе своей хозяйственной деятельности человек постоянно оказывать воздействие на природные комплексы»

Задача нашего урока выяснить какое это воздействие положительное или отрицательное.

Предлагаю рассмотреть два примера, показывающие как изменение человеком одного природного компонента может привести к изменению других компонентов, а в итоге к изменению всего природного комплекса.

Для этого мы разделимся на две группы и выполним следующее задание:

На интерактивной доске появляются шаблоны схем для заполнения.

Учитель даёт каждой группе листочки с шаблоном (схемой) для заполнения и заданием.

Первая группа работает со схемой «Вырубка леса».

Конспект урока по географии Влияние человека на природу

Вторая группа работает со схемой «Возведение плотины».

Задание для первой группы.

Откройте параграф 48. стр. 183.

Прочитав первый абзац параграфа, где описываются последствия вырубки леса на большой территории, заполните предложенную схему.

Задание для второй группы.

Откройте параграф 48. стр. 183.

Прочитайте второй абзац параграфа, где приводится пример поэтапного изменения природного комплекса после строительства плотины на реке. Заполните предложенную схему.

На выполнение заданий отводится 5 минут, после чего по одному представителю от каждой группы выходят и заполняют шаблоны на интерактивной доске.

Учитель проверяет, комментирует, может задать дополнительные вопросы:

Какой вывод можно сделать исходя из этих данных?

Почему разные схемы?

Таким образом, человеку для того, чтобы не повредить окружающей природе, необходимо изучить все взаимосвязи компонентов природы и заранее предвидеть все возможные изменения в будущем.

Задание: «Определение по топографической карте ПК измененных человеком».

Откройте в атласах топографическую карту на стр. 5. С помощью условных знаков определите на этой карте ПК измененные человеком и выпишите их в тетради.

IV. Закрепление.

Учитель: Каково же влияние человека на природу отрицательное или положительное?

Для того что бы это выяснить мы поиграем в суд.

Разделимся на две группы:

1 группа: «Защитники» — приводят примеры положительного влияния человека на природу.

2 группа «Обвинители». – примеры отрицательного влияния человека на природу.

Источник

Воздействие человека на природу

Первобытное общество училось жить, используя дары природы. Занятия охотой, рыбалкой, сбором ягод не наносили вреда экологии. Со временем у человека изменилось отношение к природе. Он начал использовать ее для получения тепла, строительства жилищ, изготовление предметов быта. Ученые назвали такой процесс созданием «второй природы». Труд разума, человеческого мозга, привел к появлению машин, городов. Технологические процессы требовали большого количества природных ресурсов. Человек век от века все активнее вторгается в жизнь окружающей его среды. Это уже не сфера добычи пропитания, а «кладовая» материалов. Проблема воздействия природы на человека – влияние окружающего мира на восприятие человеком своей личности, желание использовать все вокруг для удовлетворения желаний.

Позитивное начало часто завершалось разграблением. Происходит истощение ресурсов планеты, бесцельная трата драгоценных металлов, уничтожение уникальных объектов природы.

Грязь в атмосфере

Биосфера кажется человеку недосягаемой. Кажется, что она живет по своим законам и может сохранять первозданность. Внешне воздух всегда прозрачен и чист, но так ли это? Загрязненность атмосферы приводит к экологической катастрофе. Конечно, причина появления вредных веществ в воздухе исходит не только от человека. Есть и естественные факторы ухудшения окружающей среды:

  • извержения вулканов;
  • смерчи;
  • песчаные бури.

Они поднимают тысячи частиц грязи в воздух и разносят их на множество километров. Такие «грязевые ванны», конечно, ухудшают качество воздуха. Но они несопоставимы с теми повреждениями, которые производит человек.

Можно рассмотреть некоторые процессы неблаготворного влияния на природу. Например, сжигание топлива. Человек живет в условиях, требующих определенной температуры. Он не зверь и не может жить на открытом воздухе. Для обогрева требуется специальное оборудование. В древности это был костер, затем появилась печь. Сейчас – сложные технические устройства, котельные. Смысл обогрева один, происходит сжигание и выброс в воздух остатков горения, дыма. Топливо нужно не только человеку, но и технике.

  • 1. Охранять природу — значит охранять жизнь
  • 2. Человек, природа, общество
  • 3. Общество и природа (обществознание)
  • 4. Глобальные экологические проблемы современности

Легковой автомобиль поглощает за время поездки из Москвы в Санкт-Петербург столько кислорода, сколько требуется человеку для вдыхания за одни сутки.

Почва и вода

Отравляющие вещества, наполняющие воздух, оседают и проникают в верхние слои земной коры. Таким образом, изменяется состав почвы, воды. Иногда от загрязнителей формируются кислотные дожди. Воздушные бактерии и отравляющие компоненты соединяются и в виде воды легко проникают вглубь. Все живое начинает болеть. Растения тлеют, животные гибнут. В землю и воду проникают:

  • отходы промышленности;
  • бытовые отходы.

Особенно опасна для почвы химическая промышленность. Ее компоненты невозможно заметить и отделить. Сложно представить, что происходит в почве с попаданием в нее химических отходов. Даже ученые не могут точно сказать, как отходы химикатов будут себя вести в естественной среде. Опасность заключается в скрытом характере реакций. Внешне растение может стать более красочным, а внутри сформируется вещество, которое вызовет тяжелые патологии и аллергии.

Еще сложнее проследить путь бытовых отходов. Они также проникают вглубь земли и воды. Вместо чистых рек и озер появляются болота и топи из вонючих канализационных стоков.

Ученые предупреждают, что чистой пресной воды становится все меньше. Загрязнение привело к изменению качества воды. Множество стран направляют усилия на создания технологий, гарантирующих поступление к человеку чистой воды.

Что мы узнали?

Из статьи по теме 7 класса обществознания мы узнали, что воздействие человека на природу нельзя недооценивать. От чистоты и целостности окружающей среды зависит здоровье и развитие человечества. Экологическая безопасность, технологические процессы, построенные на использовании восстанавливаемых ресурсов природы – цель производства. В нем заключается забота людей о будущем планеты в целом и каждого ее жителя в отдельности.

Источник

Adblock
detector