Конспект открытого занятия Наблюдение за зайцем 2 младшая группа quot Кто в гости к нам приш л quot пл

Зайцы

Зайцы

Зайцы относятся к животным небольшого размера, относящихся к роду зайцевых. Эти зверьки известны каждому человеку с детства, как слабые и трусливые зверьки, хотя, эти определения, животные получили совсем незаслуженно. На самом деле зайцы не совсем слабые и не совсем беззащитные, как считают многие люди. Считается, что зайцы обладают достаточной силой и в случае реальной угрозы могут защитить себя.

Зайцы: описание

Зайцы представляют семейство зайцевых, которое, в свою очередь, представляет отряд зайцеобразных. К данному отряду следует отнести не только зайцев и кроликов, но еще и пищух. Зайцев легко отличить от других животных наличием сравнительно длинных ушей, слишком короткого хвоста и достаточно длинных задних ног, поэтому зайцы в основном передвигаются за счет длинных прыжков.

Внешний вид

Зайцы

Зайцы – это некрупные животные, которые не отличаются мощным телом. Лишь некоторые из взрослых особей вырастают в длину до 67 см и достигают при этом веса порядка 7 килограмм. Туловище у зайцев небольшое и как бы сплюснутое с боков, поэтому оно выглядит весьма тонким и худым. Длинные уши уникальной вытянутой формы считаются отличительной чертой этих животных.

Длина ушей зависит от разновидности зайцев, но никогда они не бывают короче половины длины головы. Большинство разновидностей имеют заостренные на концах уши, а некоторые виды зайцев наоборот имеют закругленные на концах уши. Голова у зайцев по отношению к остальным частям тела, небольшая, а по форме она напоминает овал, который имеет тенденцию к сужению к одному из концов. Губа отличается округлой формой и разделена на две части характерной бороздкой.

Важно знать! Зубы у всех представителей зайцеобразных имеют сходство с зубами грызунов, но при этом имеются некоторые отличия. Они заключаются в том, что семейство зайцевых имеет на верхней челюсти 2 пары резцов, при этом передняя пара развита значительно лучше, чем задняя.

Зубы у зайцевых, как и у грызунов растут на протяжении всей жизни, поэтому им необходимо питаться твердыми пищевыми компонентами, чтобы они могли стачиваться природным путем.

У крупных видов зайцев задние ноги почти на треть длиннее передних, а, вот, у мелких видов они практически одинаковые. На передних лапах этих животных можно насчитать 5 пальцев, а вот на задних лапах их может быть 4. Ступни у этих зверьков довольно длинные, а их подошвы покрыты шерстью. Когти острые и почти прямые. Это позволяет зайцам защищаться от хищников и легко раскапывать снег зимой, чтобы добраться до различных объектов пропитания, в виде корешков.

Практически у всех видов зайцев хвост сравнительно маленький в виде помпона и при этом практически незаметный, с какой бы стороны не пришлось на него посмотреть. Тело этих животных покрыто густым и мягким мехом. При этом мех покрывает практически все участки тела. Даже внутренняя поверхность губ имеет узкую полоску шерсти. Зайцы могут иметь весьма разнообразную расцветку: встречаются серые зайцы, буроватые, коричневатые, а также песочного оттенка. С наступлением зимы у многих видов зайцев окрас шерстяного покрова меняется на белый, что помогает животным прекрасно маскироваться, в условиях зимы.

Поведение и образ жизни

Зайцы

Эти наземные животные лишены многих навыков. Они не являются пловцами и не умеют лазить по деревьям или скалам. Предпочитают жить, в зависимости от вида, сформировав колонии, а также могут вести обособленный образ жизни. Сохраняют свою активность на протяжении всего года, поэтому зимой в спячку не впадают.

В основном ведут ночной образ жизни, отлеживаясь днем в густой траве, в зарослях растительности или углублениях в грунте. В зимнее время они могут лежать в неглубокой ямке под слоем свежего выпавшего снега. Передвигаются с помощью больших прыжков, достигая при этом скорости больше 60 км/час.

Считается, что зрение у зайцев не острое, а вот слух и обоняние у них прекрасные. Отличаются зайцы большой осторожностью и пользуются выжидательной тактикой, находясь в укрытии до последнего момента. Как правило, заяц выскакивает из укрытия внезапно, в результате чего срабатывает фактор неожиданности, поскольку охотник или другой хищник просто не успевают реагировать своевременно. В результате заяц убегает, оставаясь в живых.

Интересный факт! Заяц, убегая от преследователей очень искусно путает свои следы. Он петляет, делает длинные прыжки в стороны, а также может пробегать в обратном направлении по своим же следам.

Люди считают зайцев трусливыми именно потому, что эти животные неожиданно выскакивают буквально из-под ног проходящего человека и, что есть силы бросаются наутек. На самом деле это никакая не трусость, а возможность сохранить себе жизнь или, другими словами, выжить в столь сложных природных условиях.

И все-таки заяц не совсем трусливое создание, как думают многие, и вполне способен за себя постоять. Если заяц начинает понимать, что от погони он не уйдет, то ложится на спину и начинает бить своего преследователя задними лапами, которые у него достаточно развитые и мускулистые. Удары настолько сильные и точные, что преследователь может получить смертельные травмы. Любой охотник знает, что поднимать за уши еще живого зайца весьма опасно, поскольку сразу же может получить несколько ударов задними конечностями, причем довольно сильных.

Сколько живет заяц

Сколько живет заяц

Считается, что в природной среде заяц в среднем может прожить не больше 8 лет. При этом даже такие термины многим из животных достичь не удается, поскольку они гибнут гораздо раньше, если не от нападения хищников, то от выстрелов охотников. Как правило, погибает много зайчат, которые, еще беззащитные против многих, даже небольших хищных животных. Если содержать зайцев в условиях неволи, то они могут прожить больше 10 лет.

Половой диморфизм

Зайчиху от зайца отличить довольно трудно, тем более что они не отличаются окрасом шубки. Как правило, самка несколько мельче, по отношению к самцам. Кроме этого, форма головы у зайчихи более округлая, а у самца она больше удлиненная и сжатая с боков.

Виды зайцев

Виды зайцев

Специалисты указывают, что в мире насчитывается не меньше 3-х десятков видов зайцев, которые имеют отличия размерами, особенностями строения тела и поведением, а также образом жизни. Например, в природе существуют:

  • Заяц антилоповый.
  • Американский заяц-беляк.
  • Заяц Аляскинский.
  • Заяц чернохвостый.
  • Заяц белобокий.
  • Канский заяц.
  • Желтоватый заяц.
  • Заяц черно-бурый.
  • Заяц кустарниковый.
  • Заяц-песчанник.
  • Заяц-толай.
  • Заяц ракитниковый.
  • Юньнанский заяц.
  • Заяц корейский.
  • Заяц корсиканский.
  • Заяц-русак.
  • Заяц иберийский.
  • Заяц маньчжурский.
  • Курчавый заяц.
  • Заяц Штарка.
  • Заяц белохвостый.
  • Эфиопский заяц.
  • Хайнаньский заяц.
  • Темношеий заяц.
  • Заяц бирманский.
  • Заяц китайский.
  • Яркендский заяц.
  • Заяц японский.
  • Заяц абиссинский.

Интересный момент! В этот список можно внести и донского зайца, который обитал на просторах Восточной Европы, а также Северной Азии в период плейстоцена, но на сегодняшний день считается вымершим видом. Это был довольно крупный представитель этого рода, с высоко развитой жевательной системой. По мнению ученых, ближайшим родственником донского зайца считается современный заяц-беляк.

Среда обитания

Среда обитания

Зайца можно встретить на любом континенте, за исключением Антарктиды. Даже в Арктике и на Аляске встречаются такие виды, как арктический беляк и Аляскинский заяц. На просторах нашей страны встречаются такие виды зайцев, как заяц-беляк, заяц-русак, заяц-толай и маньчжурский заяц. В зависимости от вида животного, зайцы населяют различные климатические зоны, начиная арктической тундрой и заканчивая влажными тропиками, в том числе в условиях засушливых пустынь и полупустынь. Зайцы встречаются везде, как на равнинной местности, так и в горах, на высотах до 5 тыс. метров.

Заяц-беляк, например, населяет лесистую местность, а некоторые другие виды предпочитают открытые пространства, вроде степей или полупустынь. Зайцы, по сравнению с кроликами, нор для себя не роют, но при этом могут заселить пустые норы, брошенные другими животными. Как правило, основная масса видов предпочитает вести оседлый образ жизни, но если в зимнее время имеются проблемы с пропитанием, то могут мигрировать, но на совсем небольшие расстояния.

Чем питаются зайцы

Чем питаются зайцы

В основу рациона питания животных входит растительная пища в виде коры, молодых побегов, травы, ягод, овощей и фруктов. Зайцы, обитающие в умеренных широтах, отдают предпочтение клеверу, одуванчикам, осоке, тысячелистнику и люцерне. В летний период для них всегда пропитания хватает, поскольку они запросто могут отведать побеги и ягоды черники, грибы, а также плоды дикорастущих яблонь и груш.

Важно знать! Зайцы довольно часто появляются на сельскохозяйственных полях, в садах и огородах. Особенно в зимнее время они наносят ущерб культурным насаждениям, обгрызая кору. Если на поле останется капуста, морковка и другая огородная живность, то зайцы быстро все это «подберут».

С наступлением холодов, зайцам приходится переходить на подножный корм, поэтому они начинают питаться древесной корой, а также годичными побегами. В самые суровые зимние периоды зайцы достают из-под снега различные корешки и засохшую траву.

Размножение и потомство

потомство

В зависимости от климатических условий обитания, зайцы способны воспроизводить потомство до 4-х раз в год. В более холодных регионах зайцы успевают вывести всего один выводок зайчат, а вот в более теплых регионах это происходит намного чаще. В конце зимы, начале весны у зайцев начинается первый брачный период. Брачный период характеризуется тем, что самцы устраивают между собой поединки за право владеть самкой. Они могут подниматься во весь рост и боксировать передними лапами. Тот, кто одержал победу, начинает бегать вокруг самки, добиваясь внимания самки.

В этот период у зайцев отключается инстинкт самосохранения, и они практически забывают об опасности и могут не заметить приближения хищников. Самка вынашивает свое будущее потомство в течение 26-55 суток. По истечении этого периода на свет появляется несколько зайчат. Их количество зависит от условий обитания и может составлять до 11 детенышей.

Интересные факты! Зайцы, которые живут в норах, а также в других природных укрытиях, рожают зайчат без шерсти и слепых, а зайцы, обитающие на поверхности земли, рожают зайчат, покрытых шерстью и зрячих.

Последние появляются на свет более массивными и более подготовленными к жизни, поскольку после появления на свет уже запросто могут прятаться в траве. Детенышей, которые появляются на свет в разные периоды сезона, называют по-разному.

Зайчат первого помета называют настовиками, а родившихся летом – травниками или летниками. Зайчат, которые появились на свет осенью – листопадниками. Еще совсем недавно многие считали, что зайчиха является плохой матерью, поскольку совсем не заботится о своем будущем потомстве. Считалось, что зайчиха кормит детенышей молоком всего один раз, после чего покидает их на произвол судьбы.

Естественно, что зайчата с голоду не умирают, поскольку их кормят другие зайчихи, которые оказываются рядом. Не все специалисты поддерживают данную точку зрения и считают, что зайчиха находится где-то рядом, пока зайчат необходимо кормить молоком. В случае угрозы, она вряд ли сможет защитить свое потомство. Самка кормит молоком свое потомство до тех пор, пока молодняк не перейдет полностью на питание растительностью. В зависимости от вида, зверьки стают половозрелыми уже в возрасте, 2-х с половиной месяцев или 2-х лет.

Природные враги

Природные враги

Независимо от условий обитания у зайцев достаточно много естественных врагов. Основными врагами считаются лисы и волки, а у зайцев, обитающих в более холодных климатических зонах, еще добавляются горностаи, рыси и т.д., в том числе хищные птицы, такие как орел, ястреб, филин. Зайцы, обитающие в более теплых климатических зонах, подвергаются нападению гиен, шакалов и т.д. Для зайцев, которые заселяют территорию вокруг населенных пунктов, опасность представляют собаки, в том числе и бездомные, а также домашние питомцы.

Ну, и, конечно же, основным врагом является человек, в виде охотников, которые охотятся на зайцев, поскольку у них достаточно вкусное мясо и ценный мех.

Популяция и статус вида

Популяция и статус вида

Большинство видов зайцев неплохо чувствуют себя в условиях дикой природы. При этом существуют виды, которые вызывают опасения у специалистов. К таким видам относятся:

  • Белобокий, черно-бурый и яркендский имеют статус «близкий к уязвимому».
  • Ракитниковый заяц, корсиканский и хайнаньский считаются «уязвимыми видами».
  • Желтоватый заяц относится к «вымирающему виду».
  • Эфиопский заяц имеет статус «недостаточно данных».

Причина уязвимости подобных видов связана с рядом антропогенных факторов, в том числе и с тем, что эти виды считаются эндемиками и обитают в пределах ограниченных регионов и больше нигде не встречаются. Эфиопский заяц ведет скрытный образ жизни, тем более, в труднодоступных горах, поэтому информации о его численности совсем мало.

Промысловая ценность

Зайцы, не смотря на небольшие размеры, относятся к ценным видам животных. У этих животных ценное, диетическое и вкусное мясо, а также ценный мех, который используется для пошива теплой зимней одежды.

Не смотря на тот факт, что у зайцев достаточное количество естественных врагов, они поддерживают свою численность, благодаря высокой плодовитости. К тому же, они размножаются до 4-х раз в год. Эти животные отличаются тем, что они неприхотливы ни в плане еды, ни в плане условий обитания, поэтому быстро приспосабливаются к различным условиям проживания. Благодаря этому, зайцы встречаются в любых условиях всех континентов, за исключением Антарктиды.

В заключение

У зайцев действительно достаточно природных врагов, не считая природных катаклизмов, таких, как наводнения и пожары. Проблема усугубляется еще и тем, что зайцы не умеют плавать. А что касается пожаров, то у нас достаточно искусственных пожаров по весне, когда на свет появляются первые зайчата. Многие фермеры сжигают старую траву, да и не только фермеры. Зачастую трава просто поджигается «умными» гражданами, которых желательно серьезно за это наказать, как и тех же фермеров.

Другими словами, наибольшую опасность для зайцев представляет человек, который абсолютно бездумно уничтожает природу.

Зайцы – это уникальные животные, которые оказывается еще и изучены не в полной мере, поскольку до сих пор неизвестно, как выживают зайчата. Человек издавна охотится на этих зверьков из-за вкусного мяса и ценного мяса. Еще совсем не так давно, каких-то полсотни лет назад, были модными головные уборы из заячьего меха, а также женские шубы. В настоящее время они вышли из моды, но охота на зайцев не прекратилась, тем более что охотников стало намного больше. Довольно часто можно услышать жалобы охотников на то, что они сходили на охоту и не то, что зайцев, даже их следов не видели. К сожалению, они «не догоняют», что сейчас охотников больше, чем зайцев и другого зверья. Проблема связана еще и с тем, что жизнедеятельность человека лишает животных источников пропитания, а также мест, где животные могли бы укрыться от естественных врагов. Человек разрабатывает все новые территории, чтобы высаживать культурные растения. Кроме этого, он пользуется ядами и другой химией, что приводит к гибели животных.

Причем, это можно отнести не только к зайцам, а и к другим братьям нашим меньшим, которым приходится покидать насиженные годами места, с достаточным количеством пропитания. Поэтому, совсем неудивительно, что зайцы делают набеги на фермерские угодья, а также на дачи и на огороды владельцев частных участков. Зачастую на дачах все же остается часть урожая, что помогает зайцам пережить суровые условия зимы: там морковка завалялась, там остался кочанчик капусты и т.д.

Несмотря на высокую плодовитость, зайцы уже не в состоянии поддерживать свою численность. Разве, что на территориях, далеких от человека, а также в труднодоступных местах, куда человек не в состоянии доехать, поскольку почти у каждого охотника внедорожник. Другими словами, технический прогресс позволяет человеку в наше время забраться намного дальше в глубь зарослей, где привыкло прятаться всякое зверье.

Источник

Наблюдение за зайцем в природе

У меня нет домашнего зайца и мне, увы, даже не доводилось держать в руках маленького зайчонка, не говоря от том, чтобы иметь удовольствие погладить взрослого ушастого. Но зато мне посчастливилось наблюдать диких зайцев прямо из окна собственной квартиры! 😊И, как следствие, познакомиться с этой замечательной, возглавляемой Верховным Мазаем, группой, где я узнала столько нового о «просто зайцах»!

Итак, в начале лета на территории нашего ЖК был замечен заяц. Не знаю, как для других, кто его тоже видел, но для меня это было так неожиданно! И так радостно! Потому как свободно разгуливающих в черте города зайцев видела несколько раз только в Финляндии. Хотя, с другой стороны, поскольку наш ЖК стоит на окраине города (да и не такого уж большого) и рядом остатки полей с зарослями кустов, то удивляться, пожалуй, такому ушастому гостю и не приходится!

Так что за зайцем я довольно регулярно – попозже вечером и с утра пораньше – наблюдала с балкона. И даже смогла сфотографировать!

В начале августа я заметила (было воскресенье), что заяц целый день провел на территории детского сада, где чаще всего его и видела: щипал травку, лежал под кустами. И все на одном месте! Честно говоря, я даже забеспокоилась: может, заболел? Но затем видела его и на другой день, и третий… Значит, все нормально!

А через неделю опять наблюдаю за зайцем. Уже темно, около 23.00 часов. Правда, фонарей горит много и все дорожки хорошо освещены. Заяц травку пощипал и, думаю, все, «пошел на выход». А он скрылся из виду за навесом для детей, потом выскакивает прямо под фонарь, а за ним 4 комочка катятся!!! Зайчата!!! Оказывается, наш зайка – зайчиха!

Неужели зайчата родились неделю назад? Господи, где же они прятались? Там же на площадках целыми днями дети играют! Вдруг найдут малышей?!

Несколько дней в одно и тоже время зайчиха приходила их кормить. «Мелкие» перед приходом уже стали выскакивать из своего укрытия (какого? Не знаю до сих пор) и бегать по детской площадке.

И тут пришла беда! В лице кошки, которую хозяева выпустили погулять без присмотра (вообще у нас в ЖК не приветствуется безнадзорный выгул домашних животных. Так что собаки без хозяев замечены не были, а вот кошки иногда бывают). Увидев, что она направляется в сторону зайчат, я попыталась на нее с балкона шикнуть, но, увы, бесполезно. Та пролезла под забором в детский сад и одного зайчонка-таки поймала. Понесла домой в зубах. А зайчиха хоть и недалеко была, но на помощь опоздала. alt=»😒»/>Как я расстроилась, не передать словами! Из-за этого следующую неделю старалась выходить на улицу перед временем кормления зайчат, чтобы не позволить кошке попасть на территорию детского сада, поскольку обращение к ее владельцу с просьбой ограничить выгул своего животного хотя бы на 2 недели, осталось, к сожалению, без внимания. alt=»😒»/>

Источник



Конспект открытого занятия. Наблюдение за зайцем. (2 младшая группа). "Кто в гости к нам пришёл?"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Фетисова Татьяна Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Чтение».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально – художественная.

Цели деятельности педагога:

Познание: формировать представление о зайчике, его внешнем виде, чем питается, учить узнавать и называть животного и его детёныша, развивать речь детей, учить использовать прием закрашивание краской, не выходя за контур, узнавать и называть цвет в рисунках, воспитывать желание заниматься творчеством, совершенствовать двигательные навыки, развивать танцевальные способности, музыкальный слух, воспитывать интерес к художественному слову.

Материалы и оборудование: Клетка, корзинка с зайчиком (живой), волшебная коробочка (мясо, сено, орешки, конфета, морковка, листик капусты), загадка про зайчика, стихотворение про зайца, музыка на песню «Зайка прыгал, прыгал, прыгал и скакал», ободки с ушами зайца или маски накидка, листы с изображением морковки, кисти, стаканы с водой, краска (гуашь) зелёного и оранжевого цвета, клеёнка, салфетки, подставки для кистей.

Скачать:

Вложение Размер
kto_v_domike_zhivet_-_kopiya.doc (50.5 КБ) 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.

Тема: Наблюдение за зайцем. (2 младшая группа)

Составила воспитатель: Фетисова Татьяна Николаевна

Познание: формировать представление о животных, их внешнем виде, питании, как меняет шерсть, учить узнавать и называть животного и его детёныша.

Коммуникация: работа над предложением, развитие речи детей, употребление глаголов в речи, словообразование (уменьшительно-ласкательные), употребление название детёнышей во множественном и единственном числе.

Художественное творчество: учить использовать прием закрашивание краской, не выходя за контур, узнавать оранжевый и зелёный цвет в рисунках и называть его, воспитывать желание заниматься творчеством

Физическая культура: совершенствовать двигательные навыки, умение прыгать на двух ногах

Здоровье: обратить внимание на осанку детей.

Безопасность: быть осторожнее, так как у зайчика есть острые зубы и когти.

Музыка: развивать танцевальные способности, музыкальный слух.

Чтение: воспитывать интерес к художественному слову

В: Ребята утром я увидела клетку, и мне кажется кто-то здесь жил.

Игра «Кто в домике живет?»

В: Кто может жить в клетке? Как вы думаете, кто мог убежать из этой клетки? (предположение детей)

В : Послушайте, кто-то скребётся. Пойдемте, посмотрим! Как вы думаете, кто это? (под накидкой стоит корзинка с зайцем). Предположения детей.

В: Может это быть птичка? Ребята, птичка какая ? ( маленькая) – (нет, это кто-то большой) давайте потрогаем, кто же это может быть? А может кто-то хочет потрогать, на ощупь кто находится, под накидкой? Если кто-то решится, то спросить, что там ? Расскажи, что ты чувствуешь? (приятный, пушистый) Предположения детей

Загадываю загадку : Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик)

Игра «Скажи ласково»

В: Правильно заяц. Сегодня к нам в гости пришел зайчик. Посмотрите! Погладьте его . Только будьте осторожны у зайчика очень острые зубы и когти. Ребята, а как можно ласково назвать зайца? (зайчик, заинька, зайка). Какой зайка? (мягкий, хороший, маленький, теплый, живой, пушистый, цвет). Ребята, посмотрите, что есть у зайчика? (У зайки есть лапы, У зайки есть мордочка, У зайки есть уши, У зайки есть глаза, У зайки есть хвост, У зайки есть шерсть, У зайки есть нос). Давайте, посмотрим на уши зайца. Как можно назвать уши ласково? (ушки) Какие ушки у зайчика? (длинные). Ребята, а зачем зайчику нужны длинные уши ? (Обратить внимание детей на уши: как они насторожились, когда мы с вами подошли – он улавливает любой шорох). Что еще есть у зайчика? У зайчика есть лапы. Как можно ласково назвать (лапки) Какие они? Передние короткие, а задние длинные. Сколько лап у зайца? Давайте посчитаем! Один, два, три, четыре. Сколько всего лап у зайца (у зайчика всего 4 лапы) Ещё есть мордочка, а что есть на мордочке? Глаза (которые хорошо видят и днем и ночью) Как можно сказать ласково ? (глазки). Что ещё есть у зайчика ? (У зайчика есть усы). Как можно ласково назвать (усики). Какие усики? (длинные) Что ещё есть у зайчика ? (нос). Как можно ласково назвать (носик). Какой носик ? (маленький, влажный). У зайки есть хвост, как можно назвать ласково (хвостик). Какой он ? (маленький) Какая шерсть у зайчика (мягкая, черная) , но когда придет зима, он её поменяет на белую. А как будет менять зайка шёрстку? Посмотрите, у зайчика вылезает старая шёрстка, когда заяц бежит по лесу, то цепляется за кустики и на кустиках остается старая шёрстка, а на месте старой вырастает теплая, новая и белая шерстка (воспитатель проводит веточкой по шерсти зайчика и ребята видят, что на веточке осталось немного шерсти). Зачем ему нужна белая шубка зимой? (чтобы прятаться от врагов, быть незаметным). А кто враги у зайчика? (волк, лиса)

В: Ребята давайте споем зайчику пенку.

Исполнение песни с движением «Зайчик» ( включаю музыку, раздаю маски зайчика)

Зайка прыгал, прыгал, прыгал и скакал,

Хвостикам пошевелил, ушки вверх поднял.

И услышал зайка, тихий- тихий звук,

Посмотрел по сторонам, в ямку прыгнул БУХ!

Игра «Что умеет делать зайчик?»

В: Ребята, а что умеет делать зайчик ? (Зайчик умеет прыгать, Зайчик умеет бегать, Зайчик умеет кушать, Зайчик умеет пить, Зайчик умеет играть). Ребята, посмотрите, наш зайчик загрустил. Почему он стал грустным ? (предположение детей ) Возможно зайчик проголодался? (да) Давайте его покормим (да)

Дидактическая игра «Что кушает зайчик на обед»

В: У меня есть как раз некоторые запасы в моей чудесной коробочке . (там лежит: мясо, сено, конфетка, морковка, орешки, листик капусты ) как вы думаете, что зайчику понравиться ? Даем с ребятами еду и наблюдаем, что будет кушать заяц. Вот мы с вами и покормили зайчика. Что же он любит кушать? (сено, морковка, листик капусты) Ребята, а я знаю про зайчика интересное стихотворение. Вот послушайте!

В: Чтение стихотворения:

Жил – был зайчик,

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости,

Там тепло и славно,

И дают морковку на обед.

В: Ребята, нашего зайчика дома ждет семья. Как зовут маму? Зайчиха, а детеныша? Зайчонок, а если их много, кто они? (зайчата). А давайте мы с вами отправим гостинцы. Чем угостим зайчат? Морковками. Хорошо, давайте угостим морковью, которую мы с вами раскрасим. Присаживайтесь за столы.

Рисование морковок для зайчат.

В: На столах лежат контуры морковок (Рассматриваем морковку). Вспомните, Какого цвета морковка ? (оранжевая ). А ботва у моркови? ( зелёная). Ребята, что нам понадобится, чтобы раскрасить морковки ? (кисти, краски, вода). Правильно для рисования нам понадобится кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного оранжевой краски, снять её излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать морковку. Чтобы нарисовать ботву зелёного цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только, затем набрать краску зелёного цвета, снять её излишки о край баночки. И только после этого мы можем нарисовать ботву. И у нас получится вот такая замечательная морковка. А сейчас, берем кисти и приступаем к работе. (Включаю музыку)

В процессе рисования обращаю внимание на то, что рисуя морковку, стараемся не выходить за контур.

Закончили работу. Какие вы молодцы! Зайчата теперь будут очень довольны.

зайчику пора возвращаться домой, его там ждёт семья. Давайте попрощаемся с зайчиком. И пожелаем ему теплой зимы!

Кто приходил сегодня к нам в гости?

Что вы узнали нового о зайчике?

Что любит кушать зайчик?

Какие гостинцы мы отправили зайчатам?

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Чтение».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, чтение, музыкально – художественная.

Цели деятельности педагога:

Познание: формировать представление о зайчике, его внешнем виде, чем питается, учить узнавать и называть животного и его детёныша, развивать речь детей, учить использовать прием закрашивание краской, не выходя за контур, узнавать и называть цвет в рисунках, воспитывать желание заниматься творчеством, совершенствовать двигательные навыки, развивать танцевальные способности, музыкальный слух, воспитывать интерес к художественному слову

Материалы и оборудование: Клетка, корзинка с зайчиком (живой), волшебная коробочка (мясо, сено, орешки, конфета, морковка, листик капусты), загадка про зайчика, стихотворение про зайца, музыка на песню «Зайка прыгал, прыгал, прыгал и скакал», ободки с ушами зайца или маски накидка, листы с изображением морковки, кисти, стаканы с водой, краска (гуашь) зелёного и оранжевого цвета, клеёнка, салфетки, подставки для кистей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Необычное путешествие к самому себе» (Институт Здоровья)

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам ,так и не может развивать, образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.Он лишь до тех пор способен на .

конспект занятия «Кто с нами рядом живёт?». и конспект занятия в первой младшей группе «Степашка в гостях у ребят»

Конспект занятия «Кто снами рядом живёт» во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим » Степашка в гостях у ребят» в первой младшей группе.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Признаки Зимы»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: «Признаки Зимы»Цель: Развивать у детей коммуникативные качества способами и средствами устной речи.Задачи:1.Обога.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. ХвалынскаКонспектоткрытого занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе «КОЛОКОЛЬЧИК».

Конспект открытого занятия по математике во второй младшей группе » В гости к лисичке».

Закрепление знаний и умений детей младшего дошкольного возраста (о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте проживания)-Уточнить знания о геометрических фигурах (круг, .

Конспект открытого занятия творческого объединения «Фантазия» (тестопластика) средняя группа «Волшебное тесто»

Формирование у детей знаний о том, что такое тестопластика, какое оно – соленое тесто и его свойства.

Источник

Климатические изменения заставляют зайцев пересматривать основы маскировки

Зайцы, не сменившие вовремя окраску, становятся легкой добычей для хищников

Климат на нашей планете постоянно меняется, заставляя её обитателей приспосабливаться к новым условиям. Этот процесс одним видам даётся легче, другим сложнее, а третьих может поставить на грань вымирания. Так, вполне ожидаемое уменьшение зимнего снежного покрова и сроков холодного времени года создает серьёзные проблемы млекопитающим, которые меняют цвет шерсти, для того чтобы маскироваться и успешно выживать.

В мире существует всего 10 видов животных, которые в зависимости от сезона меняют окрас от тёмно-коричневого до белого. Именно к ним относится американский, или малый заяц-беляк (Lepus americanus), на котором сосредоточили своё внимание исследователи из Колледжа лесного хозяйства и охраны природы Университета Монтаны (The University of Montana College of Forestry and Conservation). Профессор Л. Скотт Миллз (L. Scott Mills) и его коллеги на протяжении трёх лет проводили наблюдение за 148 дикими зайцами в западной Монтане. Еженедельно исследователи оценивали цвет их шерсти, величину снежного покрова вокруг животных и процент несоответствия окраски беляка его фону.

Интересно, что за относительно непродолжительное время наблюдений учёные зафиксировали два рекорда в длительности залегания снежного покрова за последние 40 лет: невероятно длинный сезон 2010–2011 годов и очень короткий – за год до этого.

За всё время наблюдения линька животных проходила как обычно – весной и осенью, однако её протяжённость в весенний период изменялась в зависимости от наличия снега. Принято считать, что при определении сезона смены шерсти зайцы ориентируются на длину дня, однако в 2010–2011 годы ход весенней линьки явно замедлился.

«Линька американского беляка – смена цвета от коричневого до белого – занимает около 40 дней, – рассказывает доктор Миллз. – Обратные изменения требуют на несколько дней больше, а наши исследования показывают, что животные могут регулировать эти сроки в зависимости от температуры и длительности залегания снега».

На следующем этапе путём усреднения 38 климатических моделей исследователи разработали сценарий залегания снежного покрова на будущее. Затем — соотнесли его с данными о линьке животных. Ученые предсказывают уменьшение продолжительности залегания снежного покрова на 29–35 дней к середине века и от 40 до 69 дней к его концу.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, отмечается, что подобные изменения могут в 4–8 раз увеличить количество дней, когда окраска зайцев будет выделяться на фоне окружающей среды, делая их уязвимыми для хищников.

Животные, которые сезонно меняют окраску, могут адаптироваться к изменению климата двумя способами. Во-первых, поскольку хищники начнут с повышенной интенсивностью истреблять тех, кто не успел «переодеться» (например, белых зайцев на тёмной лесной подстилке), то будет происходить естественный отбор. В этом случае останутся только те, кто способен корректировать сроки своей линьки в зависимости от состояния снежного покрова. Второй путь – это индивидуальная поведенческая адаптация, когда в зависимости от своей окраски и состояния окружающей среды животное меняет свои привычки в добыче пищи, выборе ночлега и прочего.

В связи с изменением климата белякам предстоят тяжелые времена, им придется либо приспосабливаться, либо стать жертвой естественного отбора. Для вида, внутри которого основной причиной смерти (85–100%) являются хищники, способность замаскироваться – это ключ к успешному выживанию и существованию.

На примере животных, которые привыкли радикально менять свою окраску, есть уникальная возможность изучить способности к адаптации в дикой природе в режиме реального времени. И в ближайшем будущем учёные планируют выяснить, будет ли несоответствие заячьего окраса провоцировать увеличение хищничества, или беляки проявят чудеса адаптации.

Источник

Adblock
detector