Конспект музыкального занятия quot Звуки осенней природы quot методическая разработка по музыке старшая группа по теме

Звуки природы для детей

Звуки природы для детей

В современном мире мы все окружены не самыми лучшими звуковыми вибрациями: это и реклама, и деструктивная музыка, и негативная информация. И на детей этот негатив влияет наиболее болезненно, так как их энергетика и психика ещё не окрепли и легко поддаются воздействию. Уже многими родителями отмечено, что, если ребёнок на протяжении хотя бы пары часов смотрит типичные диснеевские мультики, он начинает вести себя неадекватно. И это не совпадение. Если проанализировать то, какой посыл несёт в себе подобный контент, то вопросы отпадают сами собой. Какую же альтернативу можно предложить? Что касается мультиков, можно предложить ребёнку советские мультфильмы – большинство из них несут вполне адекватный доброжелательный альтруистичный посыл. А что касается музыки, то нет ничего лучше самых естественных звуков – звуков самой природы.

Звуки природы обладают успокаивающим и гармонизирующим воздействием на сознание. Современные дети очень беспокойны. Причин этому может быть несколько: просмотр телевизора, прослушивание деструктивной музыки, конфликты со сверстниками, увлечение компьютерными играми и даже неправильное питание. Пища, обильно сдобренная сахаром и пищевыми добавками, приводит к расстройствам внимания и поведения – это доказано научно. И если уж нет возможности оградить ребёнка от всех вышеперечисленных деструктивных факторов, можно предложить нивелировать воздействие этих факторов с помощью прослушивания успокаивающей музыки. Звуки природы – это самая естественная музыка, которую даровала нам сама Вселенная. Никакая «особая» музыка для гармонизации психики, которой сейчас так пестрит Интернет, не будет настолько эффективной, как звуки, созданные самой природой.

Сознание детей ещё не настолько загрязнено разного рода информационно-ментальным мусором, поэтому у них ещё сохранено истинное чувство прекрасного, и, если вы включите ребёнку звуки природы – пение птиц, шелест лесной листвы, шум дождя или нечто подобное, – вы просто удивитесь, как быстро поменяется поведение ребёнка в лучшую сторону. Даже если до этого он был беспокойным и вёл себя агрессивно, естественные звуки природы неизбежно изменят его состояние в лучшую сторону. Современные дети сильно подвержены истерикам и нервным срывам, и даже если во время такого состояния вы включите ребёнку звуки природы, не навязывая, а просто как фон, с ним произойдут просто настоящие чудеса.

Также очень эффективно будет включать звуки природы в качестве фона, когда ребёнок занимается умственной деятельностью. Здесь всё индивидуально – кому-то это может и мешать, поэтому попробуйте поэкспериментировать. Когда ребёнок будет делать уроки, ненавязчиво и негромко включите звуки природы и посмотрите, какой будет результат. Быть может, то, над чем ваш ребёнок раньше сидел бы полдня, будет сделано за 15 минут. Но может быть и обратный эффект – появится неуместная расслабленность, сонливость и нежелание что-либо делать. Поэтому всё индивидуально, но попробовать применить этот эффективный инструмент стоит. Звуки природы для детей скачать бесплатно можно на сайте – широкий выбор на любой вкус.

Ещё одним применением звуков природы может стать их убаюкивающий эффект. Если ребёнок вечером не хочет ложиться спать (такое бывает если он находится в состоянии психического возбуждения после, к примеру, просмотра того же телевизора), то можно просто включить ему звуки природы, и, возможно, проблема с засыпанием очень быстро решится. Пение птиц или шум прибоя позволят вашему ребёнку быстро успокоиться, а если он обретёт состояние глубинного покоя, то сон придёт сам собой. Ведь звуки природы – это естественные звуки Вселенной, а по вечерам вполне естественно ложиться спать, поэтому убаюкивающий эффект звуков природы задуман Вселенной для того, чтобы человек засыпал под них и успел отдохнуть до следующего утра. Звуки природы можно оставить и на всю ночь – утром ребёнок проснётся бодрым и отдохнувшим. Если регулярно включать ребёнку звуки природы в качестве фона, это позитивно скажется на его психике и поведении.

Звуки природы можно слушать и для дневного сна детей. Если трудно уложить маленького ребёнка днём поспать, то можно просто включить в его комнате звуки природы. Желательно, конечно, при этом выключить телевизор и всё остальное, что может отвлекать ребёнка. Вообще желательно ограждать ребёнка от просмотра телевизора, потому что ничего позитивного там нет. А вот музыка в виде звуков природы окажет на вашего ребёнка только позитивное воздействие. И если у него есть какие-то психологические трудности, тревога, депрессия, раздражительность, агрессивность, то одним только прослушиванием звуков природы можно значительно уменьшить эти негативные эмоциональные проявления. И даже если проблемы у ребёнка серьёзны настолько, что вы намерены вести его к психологу, не спешите. Попробуйте пару недель регулярно включать ему звуки природы, и, может, проблема решится сама собой.

Источник

Конспект музыкального занятия "Звуки осенней природы"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Михайлова Елена Борисовна

Дети заходят в музыкальный зал и образуют полукруг. Исполняют музыкальное приветствие «Музыка – здравствуй», Лазарев.

Дети идут на стульчики.

Музыкальный руководитель. Мы с вами спели «Музыка здравствуй», а как вы думаете, где музыка берет начало, откуда она появляется?

Дети. Она появляется из тишины, с журчания ручейка. С шелеста травы и листьев на деревьях.

Музыкальный руководитель. Музыка появляется из природы и приходит к нам. Сегодня мы послушаем музыку, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем рассказывает музыка, какое настроение вызвала музыка, какие чувства передает, но прежде, чем слушать, предлагаю всем настроиться.

Мы тихонечко сидим и готовим уши
Потому что мы хотим научиться слушать

Воспитатель. Где ребята ваши ушки?

Наши ушки на макушке
Дети тихо сидят, не кричат, не шумят.
Палец к губам: Т-сс!
К ушам руки: Вот наши ушки, ушки будут слушать.

Звучит фонограмма «Утро» Э. Грига

Музыкальный руководитель. Что изображает музыка?

Дети. Музыка изображает картину просыпающейся природы, как просыпается солнце и плывут облака, как дует ветерок, поют птицы, как осень «одевает» деревья в разноцветные наряды.

Музыкальный руководитель. Какой характер музыки?

Дети. Музыка спокойная, ласковая, светлая, иногда нежная.

Музыкальный руководитель. Это музыкальное произведение называется «Утро», написал его норвежский композитор Эдвард Григ. Композитор в произведении воспевает пробуждение природы. Восходит солнце и озаряет осенний лес своими пурпурными лучами, щебечут проснувшиеся птицы и даже слышится дуновение осеннего ветерка.
Послушайте еще раз и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали?

Фонограмма «Утро» Э.Грига

Музыкальный руководитель. Композиторы сочиняют музыку, изображающую природу. Поэты пишут стихи об осенней природе. Художники пишут картины о прекрасном времени года – осень. Осень разукрасила все листья в яркие цвета, а какие цвета? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. А как они красиво кружатся и приятно шуршат под ногами. Скоро наступит зима, а мне так хочется услышать звуки осенней природы. Я предлагаю вам побывать в гостях у осенней природы.

Дети берут в руки листья из-под стульчиков и выходят в шахматном порядке в зал.

Зрительная гимнастика «Шу-шу-шу»

1. Ах, как листики летят, всеми красками горят – Качают листьями в руках
Лист кленовый, лист резной, разноцветный, над головой вправо, влево следят
расписной. глазами за движением;

Шу-шу-шу – 2 раза – шуршат листьями в руках
Как я листиком шуршу – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

2. Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок – кружатся вокруг
Полетел над головой красный, желтый, золотой. себя
Шу-шу-шу – 2раза – шуршат листьями в руках;
Как листиком шуршу – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

3. Под ногами у ребят листья весело шуршат, – дети приседают на корточки и шуршат листьями по ковру
Будем мы сейчас гулять и букеты собирать следят глазами за движением

Шу-шу-шу – 2 раза – повтор движений
Как я листиком шуршу

Дети собирают из листьев букеты.

Тихо-тихо все вокруг
Слышен слабый где-то звук
Может, ежик прошуршал?
Может зайчик пробежал?
Может воздух зазвенел?
Может веткой захрустел?
Может веткой захрустел?
Где-то серый волк не спит
Листик клена шевелит.

Упражнение-танец с листьями «Разноцветная осень» муз. Т.Морозовой (аудиокассета «Все мы дружим с песенкой» Москва 2005).

Дети образуют полукруг.

Я хочу сказать вам дети,
Звуков много есть на свете:
Шум дождя, гремящий гром,
Крик мальчишек за углом,
Стук колес и лай щенка,
Гул гремящего станка
Это звуки – шумовые,
Но, а есть еще другие
В них ни шума нет, ни стука,
С ними можно отдыхать
Песни петь и танцевать.
Звуки радостные и печальные,
А зовутся – музыкальные.

Игра «Музыкальные и шумовые звуки»

Воспитатель раздает детям картинки – будильник, колокольчик, пила, сова, птичка, скрипка, девочка поет, морская волна.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на иллюстрации и озвучьте голосом. (Дети по очереди озвучивают голосом). Звуки между собой перепутались их надо разделить на музыкальные и шумовые. (Делятся на две команды шумовых и музыкальных звуков.)

Музыкальный руководитель. Загадывает загадку:

Я по дереву стучу, тук-тук-тук (отстукивает ритм кубиками)
Червячка добыть хочу, тук-тук-тук,
Хитрый скрылся под корой (тук-тук-тук),
Я достану, будет мой. (Дятел)

Музыкальный руководитель. Предлагает прохлопать ритмические рисунки в ладоши.

Звучит фонограмма дятла.

Музыкальный руководитель. Ребята. Вы слышите, нас услышал дятел и предлагает прогуляться по лесу. (Дети образуют круг – «полянку»)

Упражнение для губ, щек, языка.

Нам радостно и весело в осеннем лесу – улыбаются в стороны (губы и зубы сомкнуты
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
А вот посмотрите хомячок – толстячок – надуть щеки
Хомячок высыпал зернышки в норку – втянуть щеки
А вот белочка грызет орешки, – постучать зубами
А теперь чистит зубки – почистить языком вверх, вниз зубки
(следить, чтобы не двигались челюсть)

Упражнение на дыхание

Музыкальный руководитель. Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом. На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.
Пока мы с вами дышали свежим воздухом и не заметили, как заблудились в лесу.

Воспитатель. По полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать?

Музыкальный руководитель. Будем голосом искать.

Распевка Ау (автоматиз. «А», «У»)

Музыкальный руководитель поет – Ли-за Ау . Девочка – Ау-ау. – Ва-ня Ау, мальчик – Ау, Ау. И т.д.

Фонограмма щебетания птиц.

Музыкальный руководитель. Ребята, вы слышите, кто издает такие чудесные звуки?

Музыкальный руководитель. Сколько их слетелось, давайте споем вместе с птицами.

Песня «Птичий хор». Сл. П. Синявского, муз. М. Кадомцева.

Звучит фонограмма крика журавлей.

Музыкальный руководитель. Помашем им вслед рукой, весной они к нам прилетят опять, (дети машут рукой слева на право).
Птиц мы с вами проводили, но в лесу остались лесные звери. Присядем на пенечки и послушаем, какой житель леса издает такой звук? Р-р-р – 2 раза – тихо.
Слышите, он совсем рядом р-р-р – громко. (Медведь)

Дети берут кубики, расходятся по залу и садятся на них.

Пальчиковая гимнастика «Медведь». Сл.К. Некрасовой

Ходит по лесу медведь – кулачками постукивают об колени;
Хочет сесть и посидеть
Где ж такое место есть, – ладошки вверх одновременно
Чтобы мог медведь присесть? сгибают пальчики;
То высок пенек, – сжимают кулачки указательный палец
поднимают;

То торчит сучок, – сжимают кулачки большой палец вниз ;

То мокрый мох, то мох пересох, ох! – опускают руки вниз, качают вправо
влево, разводят руки в стороны;
То низкий пень, – руки на колени;

То густая тень, – закрывают ладошками лицо

То узкий ров, – руки на уровне груди ладошками друг
другу пальцы прямые
То гнездо муравьев, – руками делают домик над головой

То кричит сорока, – руки на уровне груди поочередно
большой и указательный пальцы
смыкаются и размыкаются
То колючки сбоку – хлопают в ладоши

То кустарники, то речка – сжимают, разжимают кулачки
Нет свободного местечка

Это сказка о медведе, о медведе привереде. – указательным пальце грозят

А среди наших ребят есть такие дети?

Петь красиво всем охота,
Отличиться каждый рад.
Но бывает почему-то,
У кого-то от чего-то
Получается не в лад.

Дети одевают шапочки героев песни.

Песня-инсценировка «Мишенька-медведь» А.Г. Мовшовича

Звучит фонограмма ветра, дождя.

Музыкальный руководитель. Слышите, что это за звуки осенней природы? Спрячемся от дождя под зонтики. (Можно под фонограмму одним детям предложить подыграть на детских музыкальных инструментах: маракасах, колокольчиках, музыкальных треугольниках, другим – исполнить танец с зонтами)

«Танец под дождем». Сл. и муз. Ю. Верижникова (аудиокассета «Хлопайте в ладоши» М. 2005)

Музыкальный руководитель. Мы побывали в гостях у осенней природы, услышали ее звуки. Берегите природу, любите ее, и она отзовется добром. Умейте слушать голоса природы, и ваше сердце наполнится радостью. Какое прекрасное время года – осень, просто чудная пора.

Песня «Чудная пора – осень». Сл. и муз. Ю. Верижникова (аудиокассета «Здравствуй осень золотая» М.2005)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ОСЕНЬ, ПРИРОДА»

1. Уточнить знания детей об осени. Закрепить знания детей о названии, строении и характерных особенностей деревьев . Учить показывать и называть на какие части делится дерево д.

Конспект занятия «Осенние дары природы»

Занятия «Осенние дары природы» по окружающему миру в средней группе.Цели: -закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус)-учить определять овощи на ощупь.-закрепить знание названий овощ.

Конспект НОД «Осенние изменения в природе»

Обобщение и закрепление знаний об осени, осенних месяцах, приметах, явлениях природы.

Конспект занятия «осенняя красота в жизни, природе и искусстве»
План – конспект совместного осеннего развлечения с родителями на природе

Цель:Организация активного отдыха детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:- учить детей замечать сезонные изменения в природе;- развивать ловкость, быстроту, внимание, координацию дв.

Конспект занятия-прогулки «Природа осенью»

Цель: конкретизировать и закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, расширять словарный запас, формировать умение видеть красоту осенней природы; совершенствовать двигательные нав.

Конспект обобщающего мероприятия Тема: «Знатоки осенней природы».

Уметь использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных задач. Грамотно оформлять в речи свои суждения и умозаключения. Использовать словарный запас по теме. Действовать сообща с одногруппн.

Источник



Осенние звуки

«С первым осенним холодком жизнь начинается снова». Эта цитата из романа Великий Гэтсби очень правдива. К тому же очень романтичное время года, крайне живописное и переполненное своими специфическими осенними звуками.

Как ни странно, наверное, первый признак наступления осени это воздух. В это время он приобретает особую чистоту, прозрачность и свежесть. Хотя визуально картинка может полностью напоминать лето. Далее следует череда появления особых осенних звуков.

С наступлением сентября, перелетные птицы начинают сбиваться в стаи. Проходят последние летные тренировки подросших птенцов. Вскоре по небу потянутся вереницы клиньев журавлей, гусей и уток. Отдельная глава осенних звуков это их голоса, прощающиеся с этими краями до весны.

По воздуху начинают тянуться бесконечные серебряные паутинки, листва желтеет, багровеет и постепенно осыпается на землю. Вот он, пожалуй, самый осенний звук это шелест листвы под ногами. Одно из самых классных занятий осенью это гулять по парку или лесу и пинать опавшую листву.

После этого октябрьские ливни смывают последние листки и омывают деревья и землю перед длительной зимней спячкой. Вся природа готовится ко сну. Из осенних звуков остаются только барабанная дробь бесконечных дождей.

Последняя возможность побродить по лесу, просто погрузившись в собственные раздумья или же занявшись «тихой охотой» — собирать грибы.

Кстати, эти три месяца особая болезненная пора. Рассвет чихания и кашлянья почти среди всего малого и большого населения. У романтики свои издержки.

Стоит также отметить, что осень начинается с одного из основных школьных праздников — Дня знаний. Все школьники и студенты возвращаются снова на учебу, а кто-то идет на линейку впервые. В любом случае к осенним звукам, бесспорно, следует отнести школьный звонок. Первый школьный звонок!

Все файлы подборки осенних звуков имеют формат mp3 и их можно бесплатно скачать — просто кликните по соответствующей ссылке. Предварительно вы можете также их послушать в режиме онлайн и выбрать то, что понравится.

Источник

Урок по русскому языку на тему Осень в звуках и красках. Подготовка к сочинению «Волшебные краски осени». 7 класс

Незаметно наступает осень! Мы узнаем ее приход по характерным осенним приметам: листья на деревьях и кустарниках приобретают радужную окраску, по утрам становится холоднее, дни короче. Но любители природы смогут насладится прекрасными звуками осени, хоть их не так много, как весной или летом.

Осенью чаще встречаются пасмурные деньки. В ненастную погоду, вой ветра сочетается с монотонной барабанной дробью капелек дождя. Людям приходиться идти по мокрому асфальту и шлепать обувью по лужам. Получается довольно своеобразный звук.

У леса свое особое осеннее звучание. Это приятное шуршание опавшей листвы, редкие удары по земле желудей. В основном лес замирает, стоит тишина, которая очень приятна и в то же время, вспоминая прошедшее громкоголосое лето становится грустно, только изредка можно услышать голос синицы, пролетевшей вороны или сороки.

На пруду тоже стоит тишина, но бывает, что покой нарушает утка, свистя крыльями, перелетая с одного водоема на другой, или проквакает в теплую погоду лягушка. Но это лишь сольная песенка, а не весенний лягушачий хор.

К осенним звукам относят и прощальный клекот улетающей журавлиной стаи. Всматриваешься в высь на выстроившийся клин и как бы машешь им на прощание рукой.

Звуки осени прекрасны по-своему, только необходимо уметь к ним прислушаться.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие. Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего? Звук первого школьного звонка — дети отправляются в школу осенью. Звук будильника — теперь приходится вставать рано, а так хочется еще поспать. Звук чайника, который закипает, потому что нужно успеть до школы выпить чаю. А едва выйдешь из дому, как тебя окружает другая симфония звуков. Идешь через парк и ветер с шумом срывает листья и бросает тебе под ноги. Ты специально немного шаркаешь ногами по этим упавшим листья и получается такой приятный громкий шорох — один из самых любимых звуков. Птицы, которые улетают на зимовку в дальние южные края делают круг на родными просторами и громко кричат. Особенно впечатляет курлыканье улетающих журавлей: если повезет увидеть и услышать такое, долго не забудешь. Это настоящий звук осени. Если в резиновых сапогах шлепать по лужам, то тоже получается характерный звук. А во второй половине осени лужи по ночам уже покрываются морозной корочкой льда и эта ледяная корка так звонко и весело хрустит под ногами. Если выехать в поле или в лес, то звуков гораздо больше, звучат они гораздо романтичнее. Вот только погожих дней осенью не так-то много. Иногда целыми днями приходится сидеть дома у окна и слушать мерный стук дождя — самый частый и повторяющийся звук осени, немного грустный.

  • «Золотая осень» (сочинение по картине)
  • Время года осень — сочинение
  • Время года осень — сочинение-рассуждение
  • Золотая осень — сочинение
  • Золотая осень — сочинение 4-5 класс

Эссе педагога. Природа в музыке, музыка в природе

ЭССЕ на тему: «Музыка в природе, природа в музыке»
“Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу, надо слышать её музыку и проникаться её тишиной” (И.И.Левитан).Автор: Чердонова Вероника Александровна, к.б.н.,учитель биологии ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида,г. Улан-Удэ

Сегодня, в век нанотехнологий, расцвета науки и техники, многие люди забывают о человеческом начале- творчестве, музыке, ручном труде…..и, наконец, о ПРИРОДЕ! Иногда мы забываем, что помимо интернета и социальных сетей, помимо общения по телефону, есть наша естественная, присущая всем живым существам, среда обитания- наша Матушка-природа, которая требует бережного к ней отношения, а подчас-помощи. Как близка мне эта тема…ведь всю свою жизнь я неотрывно связана с природой, ее изучением, анализом, выявлением особенностей и выработкой рекомендаций к ее сохранению. Вот и сейчас, с воспитанниками нашей коррекционной школы III-IV вида, при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и института коррекционной педагогики (г. Москва), разработали научно-исследовательский проект, который успешно воплощается в жизнь- «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ». Природа и богатства Бурятии-бесконечны, но их необходимо сохранить, эти мы и занимаемся-обследуем, проводим конкурсы, анализируем, делаем выводы и направляем их в органы власти города. Стоит только выйти на природу- в лес или парк, как множество звуков, которых не услышишь в городских конгломератах, окружает тебя. Вот и наши ребята, на обследованиях по проекту, учатся наблюдать за природой. А знаете ли Вы, что деревья умеют «разговаривать», причем — по разному? Закрывая глаза, можно услышать, что лиственные деревья- шелестят, во время порыва ветра можно услышать звуки моря, прибоя, надвигающейся волны-низкие тона, а хвойные деревья, как братья, подпевают ровным, протяжным и спокойным высоким тоном, как песня без слов… Счастлив тот, кто умеет слышать и видеть природу- звуки леса, реки, шум ветра и травы. Давайте немного остановимся…дадим себе время подумать, чтобы понять — для чего ты живешь, куда дальше двигаться, правильно ли я живу, что необходимо в себе изменить и к чему стремиться. Природа и ее звуки в этом-твой лучший помощник!

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Эссе педагога дополнительного образования Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Педагогическое эссе учителя начальных классов

Похожие статьи:

Пословицы о природе для детей

Пословицы о растениях

Игра счастливый случай для младших школьников

Викторины для школьников с ответами. Тема: Природа

Загадки о природных явлениях

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Источник

Adblock
detector