Конспект комплексного занятия по художественной литературе и родной природе в старшей группе

Конспект комплексного занятия по художественной литературе и родной природе в старшей группе

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».

Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать.

Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

А что вы знаете об этом цветке?

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

“Сережа!” — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой

и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физминутка «Одуванчик»

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Беседа об одуванчике

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой:

одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам,

лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать,

гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их:

в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника,

в рассказе «Журка» выращивает журавля,

а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.

На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.

Источник



Произведения про природу. Экологические произведения

Экология имеет большое влияние на здоровье человека и его потомство. Уже стали заметны последствия загрязнения окружающей среды: многие дети в больших городах страдают хроническими заболеваниями с рождения. Забота об окружающей среде – это забота о нашем будущем. Формирование у дошкольников уважительного отношения к природе – важная часть воспитательного процесса. Чтение с детьми произведений про природу помогает в доступной форме донести до ребёнка эту важную мысль.

Экологическое воспитание дошкольников

На Западе давно обратили внимание на проблемы экологии. Раздельный сбор мусора, переход на электромобили и экологическое воспитание детей стали общественными приоритетами. В России эта культура лишь начинает зарождаться. Осенью уже несколько лет проводится Неделя окружающей среды, в её рамках детей и взрослых призывают заботиться о мире, в котором мы живём.

Дошкольный возраст – благодатное время для воспитания бережного отношения к природе. Дети в этом возрасте очень чуткие и отзывчивые.

Экологическое воспитание начинается с практических задач. Это уход за домашними животными, подкормка птиц, бережное отношение к растениям, экскурсии на природу, раздельный сбор мусора, переработка отходов в поделки и полезные вещи.

Экологические стихи для дошкольников

Я. Аким. «Наша планета»

Красивое стихотворение о красоте нашей планеты.

С. Михалков. «Прогулка»

Стихотворение о том, как ребята приехали отдохнуть на реку и не нашли свободного места из-за разбросанного мусора. Идея стихотворения – призыв убирать за собой мусор после летних пикников.

А. Усачев. «Мусорная фантазия»

Стихотворение-сказка о мире, в котором мусорные горы заполонят все вокруг. Произведение учит детей не бросать мусор на улице.

С. Михалков. «Будь человеком»

История о мальчике, который ради забавы спалил муравейник. Автор с грустью описывает испуганных насекомых, метавшихся в огне. Стихотворение учит ответственности и человечности по отношению к живым существам.

Г. Ладонщиков. «Дельный совет»

Стихотворение учит детей относиться к птицам не как к игрушкам, а как к живым существам, которым требуются забота и участие.

В. Орлов. «Что нельзя купить»

В произведении легко и доступно рассказывается о самом ценном на этой планете – природе. Автор говорит о том, что купить можно все на свете, кроме красоты природы.

С. Михалков. «Случай на зимовке»

Рассказ в стихотворной форме об охотнике, который спас медвежонка от собак. Испуганный медвежонок, спасаясь от собак, залез на высокую скалу и не мог спуститься самостоятельно. Охотник снял его, сделал фотографии на память и отпустил.

С. Михалков. «Зяблик»

История о мальчике, мечтавшем иметь зяблика в клетке. Однако он не учёл, что птица требует заботы и ухода. После возвращения с дачи мальчик обнаружил полуживого зяблика, лежащего в своей клетке. Стихотворение учит ответственности по отношению к домашним питомцам. Мальчик из произведения понял, что пока не готов к такой ответственности, и выпустил на волю своего зяблика.

Сказки на экологическую тему для дошкольников

В. Бианки. «Анюткина утка»

Рассказ о девочке Анютке, дочке охотника. Она увидела в груде дичи живую утку, выходила её и отпустила на волю. Рассказ о детской доброте и отзывчивости.

К. Ушинский. «Весна»

Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Чтение рассказа полезно сопровождать иллюстрациями. При этом обязательно нужно обращать внимание на красоту, которую передает автор своими описаниями. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях.

М. Пришвин. «Лесной доктор»

Рассказ о дятле, который добывает пропитание добычей личинок, вредящих деревьям. На этом примере дети начинают понимать, как мудро устроена экосистема леса. Все животные и птицы взаимосвязаны, без одних нет жизни другим.

В. Чаплина. «Крылатый будильник»

Рассказ о городских птицах зимой – воробьях и синицах. Мальчик вместе с отцом смастерил кормушку, чтобы птички могли найти пропитание в холодное время года. Отец объяснил сыну, как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки. Мальчик когда-то так делал, но после разговора с отцом ему стало стыдно. Ребёнок начал с удовольствием заботиться о птицах.

С. Сахарнов. «Морские сказки»

Дети знакомятся с особенностями жизни морских обитателей.

М. Пришвин. «Золотой луг»

Рассказ о том, как за ночь луг стал золотым, – на нём распустились жёлтые одуванчики.

К. Паустовский. «Собрание чудес»

Рассказ о стремлении мальчишек попасть на Боровое озеро, вокруг которого ходили слухи и легенды. По пути ребята повстречали множество чудес. На прогулке мальчики прониклись красотой леса и его волшебных уголков. В детях чувствуется любовь к природе. Один в разговоре защищает лес, ведь деревья – это кислород и жизнь.

Произведения Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского и других детских писателей описывают жизнь растительного и животного мира доступно для дошкольников. Эти произведения можно отнести к части экологического воспитания, ведь они посвящены гармонии, которая царит в природе.

Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь животным и птицам. На примере заботы о животных дети учатся учитывать интересы других, у них формируются сопереживание и отзывчивость. Это полезные качества для дальнейшей социализации. Дошкольники учатся видеть красоту в привычных природных явлениях, это развивает их эстетическое восприятие.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Источник

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН чтения литературных произведений экологического содержания в старшей разновозрастной группе
материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Развозжаева Елена Николаевна

Материал будет полезен для работы с детьми по экологическому воспитанию.

Скачать:

Вложение Размер
perspektivnyy_plan.chteniya_po_ekologii.docx 21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

Чтения литературных произведений

в старшей разновозрастной группе

на 2018 – 2019 уч. год

Учить оценивать поступки героев;

Воспитывать у детей патриотическое чувство;

В. Бианки «Храбрый лис», «Умная уточка»;

П. Воронько «Лучше нет родного края» наизусть. «Пых» бел. Сказка

Учить детей наблюдательности;

отношение к животным

Загадки о фруктах и овощах, Михалков «Овощи» В.Бианки «Лис и мышонок»

Берг «Рыбка» Я. Аким «Хлеб ржаной» наизусть.

Познакомить с дарами леса;

красоту и богатство осени

В.Даль «Война грибов с ягодами»

В. Бианки «Купание медвежат», И. Бунин «Листопад». Загадки об осени;

Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Показать значение и красоту деревьев;

о диких животных

И. Токмакова «Сосны»

Продолжать работу по формированию

интереса к книге, к поэзии

А. Плещеев «Скучная картина»

Соотносить личный опыт с художественным; Учить детей способам

игрового поведения; учить оценивать действия героев, знакомить детей с зарубежной литературой.

Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

Песенка «Гуси вы гуси»

Берг «Пити воробей»

Показать музыкальность стихотворения;

о домашних животных;

Познакомить с тем как дикие животные

приспосабливаются к среде обитания.

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

К.Ушинский «Бодливая корова»

В.Бианки «Лесная газета»

Г. Циферов «В медвежачий час»

Учить детей различать различные

деревья; выделять по характерным признакам;

И. Токмакова «Ива»

И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

Учить детей понимать необходимость помощи животным существам.

Е. Биашнина «Стрижи»

Козаков «Зачем мыши хвост»

Знакомить детей с тем, как

приспосабливаются дикие животные к трудной зимовке; привлекать к драматизации литературных сюжетов.

Р. Н. С. «Зимовье зверей»

Создать у детей радостное,

Учить инсценировать по ролям сказки.

С. Дрожжин «Улицей гуляет»

Сказки «Лисичка сестричка и волк»

отзывчивость на художественные

Я. Аким «Первый снег»

Сказки Козлов «Зимняя сказка»

Выражать удовольствие от встречи

с литературным произведением;

поощрять эмоциональный отклик.

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Сосредоточенно слушать чтение и рассказывание; Заложить основу литературного развития детей.

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Сказка «Почему медведь зимой спит»

Поддерживать интерес к

Выделять в речи выразительность интонации.

Песенка «Уж ты зимушка зима»

С. Дрожжин «Улицей гуляет»

Познакомить с особенностями передвижениями;

образ литературного произведения;

В. Берестов «Заячий след»

«Почему у месяца нет платья»

«Зимовье зверей», «Зимняя пирушка»

Учить выразительно читать

И. Трутнева «На крылечко снежок»

К. Ушинский «Проказы старушки зимы»

Н. Сладков «Воробей и синица»

Показать волшебство сказки;

Воспитывать интерес к книгам;

Обозначить поведение, переживание снегурочки;

Р. Н. С. «Снегурочка»

Вызвать симпатию к герою, контраст пробуждения природы.

И. Суриков «Зима», Калинина «Про снежный колобок»

Рассказывать сказки с помощью иллюстраций.

Замечать красоту сезонных изменений;

Продолжать открывать мир словесного искусства.

Песенка «Иди весна»

откликаться на воображаемые события;

Учить детей сопереживать героям.

Казахская сказка «Медведь и комар»

Развивать умение эстетически воспринимать произведения;

Соотносить литературные образы с впечатлениями собственного опыта;

Е. Баратынский «Весна, весна»

Н. Сладков «Медведь и солнце»

Маковский «Весенние голоса»

«Солнышко- колоколышко» наизусть

к книгам, красоте сезонных

изменений в природе;

продолжать учить умению

слушать и понимать

Тютчев «Зима не даром злиться»

В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

Белобрыкина «Утренние стихи» наизусть

Учить детей делиться

своими впечатлениями от

Белобрыкина «В тихой речке»

Воспитывать у детей стремление

к повторным встречам с книгой.

И. Токматова «Ласточка»

Учить детей получать удовольствие

от литературного слова;

воспитывать умение сопереживать героям.

Мордовская сказка «Как собака друга искала»

Продолжать учить замечать

порядок событий в тексте.

Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…»

чувства, запоминать строки стихов,

Видеть в произведении наиболее

яркие поступки и действия.

П. Воронько «Лучше нет родного края»

Эскимосская сказка «Большое путешествие маленького мышонка»

Учить сопереживать героям,

узнавать их в иллюстрациях.

А. Барто «Мы не заметили жука»

Б.Житков «Храбрый утенок»

Е.Серова «Колокольчик» наизусть

Учить детей ярко выражать

эмоциональное сопереживание от прослушанных произведений.

А.Блок «Ворона» К.Ушинский «Ласточка»

Сладков «Грачи прилетели»

Выражать радость от литературного произведения; передавать содержание текста действиями, жестом; продолжать знакомить с зарубежной литературой.

К.Ушинский «Пчелки на разведках»

А.К.Толстой «Поведай песня наша»

В.Бианки «Голубые лягушки»

Японская сказка «Ивовый росток»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет).

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в разновозрастной группе детского сада. Младшая подгруппа.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в группе МКДОУ № 32 «Ёлочка» проводятся профилактические мероприятия, главной целью, которых является созд.

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в разновозрастной группе детского сада. Подготовительная подгруппа.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в группе МКДОУ № 32 «Ёлочка» проводятся профилактические мероприятия, главной целью, которых является соз.

Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на 2016–2017 учебный год.

Планирование работы с родителями на учебный год.

Перспективно -тематическое планирование с тематикой недели в старшей разновозрастной группе

Тематическое планирование включает в себя различную тематику недель, что способствует освоению детьми всесторонних знаний и умений.

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в 1 разновозрастной группе «Солнышко» на 2019 – 2020 учебный год

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе.

Перспективный план работы литературного мини-музея «Книги» старшей группы

Перспективный план работы литературного мини-музея «Книги» старшей группы комбинированной направленности №9 «Маргаритка&raquo.

Источник

Использование природоведческих книг для развития экологических представлений старших дошкольников на занятиях по развитию речи

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. В рамках научной классификации различают три вида произведений. К первому виду относятся произведения, прямо адресованные детям. Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках. Наконец, третий вид произведений стоило бы назвать собственно детской литературой, следуя правилам русского языка: это произведения, сочиненные самими детьми, его чаще называют детским литературным творчеством. Кроме данной общепринятой классификации можно выделить произведения для детей на устное творчество и письменно книжную литературу. Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам. Вкус маленьких читателей накладывает отпечаток на всю систему жанров в литературе для детей. Дети жаждут счастливой развязки, требуют “справедливости” даже в сказочно-фантастических произведениях, они очень чутки к этической позиции автора повествования и ждут от него одобрения мира детства, допуская доброжелательную критику частных недостатков. Любовь к книге, умение использовать в жизни, полученные из нее знания, не приходят к ребенку сами по себе. Здесь необходима активная помощь взрослого.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство удовлетворения при победе справедливости. Художественное произведение, указывает А. М. Бородич, привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественные формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы; необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обобщает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Виды детской литературы определяются функцией книги. В научно-познавательной литературе для детей освещается вопросы естествознания. Книги содержат обширный материал о жизни животных, насекомых. Научно-познавательная литература включает школьные учебники и пособия, словари, справочники. Так называемая этическая литература — повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она, в свою очередь, делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, а также их производные. Воспитание любви к прекрасному в природе и человеке неотделимо в научно-художественных произведениях от четко выраженного познавательного начала, от реальных, конкретных знаний. Кроме того, существует чисто развлекательная литература. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Ребенок первые сведения о мире получает не вербальным путем, а визуально и аудиально. Первую книжку ребенок осваивает именно как предмет, ее вероятная судьба — погибнуть в его ручках. По началу свойства книги проявляются для него через соединение рисунков и текстов в книжках-картинках, книжках-игрушках, причем визуальный образ привычнее и привлекательнее вербального. Но как только ребенок перейдет порог сложности в восприятии целого текста, рисунок будет играть уже вспомогательную роль, так как его возможности исчерпываются односторонним восприятием. Чем меньше ребенок, тем больше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она “ответила” ему. Приласкать щенка или удалить злого волка на картинке, пририсовать что-то или скомкать страницу – дети знают много способов вступить со статичным изображением в контакт. Книжка о природе произведет впечатление на ребенка только в том случае, если разбудит его мысль, фантазию и чувства. Писатели знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Традиционная форма сказки с ее конкретными, живыми героями, диалогом, повторениями и благополучным концом доступна детям. Сказка увлекает образностью, развитием действия, необычностью положений, в которые попадают герои, и поступками, отражающими их характеры. Сказка заставляет детей делать определенные выводы, воспитывает высокие нравственные чувства. Именно эти качества сказки используют в своих книгах детские писатели-природоведы. Сказка, как известно фантастическое произведение, которое всегда основано на реальных фактах. Фантастика сказки обязательно должна иметь меру, иначе у маленького читателя пропадет интерес к ней. Наиболее важно соблюдение этой меры в познавательных сказках, цель которых — сообщить знания о реальных явлениях. Ребенок должен чувствовать границу между сказочной формой и реальными сведениями о природе, изложенными в этой форме. Реальное в подобной сказке должно быть строго научно, иначе ребенок может усвоить неправильные сведения или вообще не увидит реальных фактов. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

К выбору книги для чтения следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. В старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Чтение природоведческой книги используется, как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд. Большое – вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения. Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности. Одним из первых советских писателей-природоведов для детей был В. В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме дает детям научные знания о природе. Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всем ее многообразии. Еще один автор познавательных книг для детей – Н. Павлова. Она пользуется сказочной формой для сообщения детям реальных событий и знаний. Характерна для познавательных сказок Н. Павловой вера в торжество правды, справедливости. Читая ее сказки, приходишь к выводу, что познавательный материал связывается с воспитательным. Много книг о природе написал М. Пришвин. Писатель, описывая природу, прежде всего видит в этой природе самого себя, свою судьбу. Главный герой произведений Пришвина- умный и любознательный человек, относящийся к природе любовно и бережно. Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Рассказы Чарушина производят тем более сильное впечатление, что он сам их иллюстрирует. Особенно любит описывать и рисовать детенышей животных, неопытных и неуклюжих. В его рассказах обычно немного действия, но живость описания неотразима. Тема произведений Н. Сладкова – жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа. Его наблюдения над природой объективны, а не иносказательны. Но автор, как герой каждого рассказа, присутствует у Сладкого везде, активно включается в наблюдение, бурно реагирует на все увиденное и открытое им. Автор наедине с природой. В его отношении к миру – та проникновенность, душевная свобода и ясность мысли, которая свойственна путешественникам, охотникам. Интересно проследить, как воспринимают дети 5-6 лет все эти сказки и рассказы. У них есть уже опыт, знания о природе, они прослушали немало сказок о животных, которые ведут себя по-человечески, и сами в играх изображают просто животных и животных сказочных. Интерес к книге у ребенка проявляется рано. И, в последствии, по мере взросления, его нужно развивать и углублять. Для этого в детском саду используются разные произведения: сказки, рассказы советских и зарубежных писателей.

Методические основы экологического образования в ДОУ

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений, аналогичных тем, что были усвоены ранее. Это дает возможность детям самостоятельно использовать приобретенные представления, сознательно оперировать имеющимися экологическими представлениями как средством ориентировки в новом материале. Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированиями у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой.

Первой задачей будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешние выраженные признаки, связи и отношения. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных условиях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений – дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений. У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений.

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью – за хомяком, зимой – за птицей, весной – за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк, как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения – не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, то есть как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретны знания, которые обеспечивают становление единственно правильного. Действенного отношения к живым существам. Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты. Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь погоды. Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы. Особое значение приобретают занятия – воспитатель начинает углублять и обогащать с детьми хорошо знакомый им материал. Успех ознакомления детей с природой на занятиях обеспечивается в том случае, если они будут представлять собой систему. Для этого содержание отбираемых для усвоения знаний, умений и навыков должно постепенно усложняться: от накопления конкретных представлений к их углублению, уточнению, а затем обобщению. Вместе с тем воспитателю необходимо предусмотреть неоднократное возвращение детей к одному и тому же объекту, явлению природы. При этом в каждом следующем занятии следует стремиться показать все новые и новые проявления его сущности, рассматривая с разных сторон.

Источник

Adblock
detector