Классный час на тему quot Берегите птиц quot

Классный час на тему "Берегите птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для осмысливания связей и отношений между человеком и представителями фауны.

Расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе.

Побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

Форма проведение: круглый стол.

Оборудование: мультимедийный проектор, фонограмма голосов птиц, газета, выставка кормушек, рисунков, плакаты с изображением птиц.

Ход мероприятия.

1. Дорогие ребята, тему нашего классного часа вы узнаете, отгадав загадку: (Слайд 1)

Снится ночью пауку

Чудо — юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

2. Игра «Найди лишнюю птицу» (Слайд 2)

Ворона, королёк, попугай, дятел, чечётка, сорока.

— Почему именно попугай лишняя птица? Где живут другие птицы? Назовите главные отличия приспособления. Кто ухаживает за птицами в лесу?

— Представьте себя в роли какой-нибудь птички, закройте глаза и под пение птиц подумайте, о чём они поют.

Звучат голоса птиц.

Ответы детей: Они поют о том, что тепло, в лесу много корма.

3. Вступительное слово учителя.

— Наш разговор будет посвящён теме «Наши друзья-птицы», о том как сложно зимовать младшим братьям, пролетать несколько километров в поисках пищи. Ведь корм- это зимой самое главное.А в лесу уже нет вкусных жуков, аппетитных личинок.

4. Информация о жизни птиц, которые зимуют вместе с нами.(Слайд 3)

-Послушайте, какую интересную информацию нашли наши ученики из жизни птиц.

Выходят 8 учеников с сообщениями, (демонстрация слайдов о каждой птице).

.В настоящее время на территории нашей страны обитает более семисот видов птиц. Остаются зимовать с нами: синицы, поползни, сойки. А в ноябре прилетают гости с севера – снегири, щеглы, чечётки, клесты. Зима для птиц невесёлое время. Холодно и голодно.

2 Клёст – кочующая птица. Существует три вида клестов: сосновик, белокрылый, клёст-еловик. Прилетев стайкой на большую ель, производят град из шишек. Они часто роняют шишки, почти не съев семян. Клёст выводит птенцов зимой, в феврале. Они звонко кричат на лету: кле-кле-кле.

Чечётки-гости с севера. Интересные наблюдения провёл зоолог из Финляндии. Он видел, как птицы ныряли в снег и делали там пещерку, а утром выбирались обратно. Они кормятся семенами берёзы или ольхи. Чечёток можно узнать по крику: че-че-чет.

Снегирь— назвали его так, потому что появляется он с первым снегом. Питается мякотью плодов рябины. Ещё снегири питаются семенами клёна, ясеня. В конце зимы снегири кочуют к югу.

Дятел- его можно увидеть в зимнем лесу. Питается зимой семенами сосны, ели. Сорванные шишки не разбрасывает как клёст. Он забивает шишку в трещину дерева и начинает выколачивать семена. За день обрабатывает до 70 шишек.

Пищуха похожа на дятла. Также ловко лазает по стволам дервьев. Бегая по деревьям эта птичка тихо пищит тсии-тсии. За это её прозвали пищухой. Питается она как и дятел семенами шишек.

Королёк – маленькая птичка, остаётся зимовать в заснеженном лесу. Их можно узнать по тихому свисту: си-си-си.Очень подвижная птичка , ни минуты не сидит на месте. Питаются плодами ели и сосны.

Воробей-птица осёдлая. Питается тем, что найдет:крошки хлеба, семечки. Всем известная нам птичка, ничем не приметная. А вот в США этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.

-Ребята, мы узнали много интересного из сообщений учащихся. А теперь скажите , какая акция проходит в нашей школе? Под каким названием?

— В каких мероприятиях принял участие наш класс? (Изготовление кормушек, конкурс рисунков, газет).

5.Рассказы учащихся о том , какую помощь они оказывают птицам.

(Изготавливают вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц)

(Слайд- фотографии кормушек, которые будут участвовать в городском конкурсе)

Холодно и голодно птицам зимой . Послушайте стихотворение , которое приготовили наши ребята. Называется оно «Как птице перезимовать»

6.Чтение стихотворения «Как птице перезимовать» (Слайды – фотографии птиц зимой на природе)

Выходят 5 человек, читают стихи под музыку «Времена года»

1. Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,

Когда снега метут?

2. Бывают птицы разными:

Они боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

3. К их пёрышкам въерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам

Галдят по веткам галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

4. Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

6.Знакомство учащихся с образами птиц в пословицах и поговорках. (Слайд 5)

Ребята, названия птиц чсто встречается в русских пословицах и поговорках. Их образы соответствуют поведению людей. Давайте сейчас поработаем в группах и постараемся собрать деформированные поговорки и пословицы. Учащиеся работают в группах, каждая из которых получает деформированную поговорку. Спавившаяся команда выходит к доске и прикрепляет свою поговорку с помощью магнитов, а весь класс зачитывает её вслух. Затем объясняют их значение.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Всяк кулик своё болото хвалит.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Не велика птица — синица, да умница.

Птичка невеличка, да коготок остёр.

-Молодцы, все комады успешно справились с заданием.Получают жетоны.

8. Чтение примет, связанные с поведением птиц. (Слайд -приметы)

-А вы знаете, что ещё существуют разные приметы, связанные с поведением птиц в природе. Давайте познакомимся с ними. Читают вслух.

Синица к избе – зима на дворе.

Ворона садится перед дверью жилья —

зима будет суровой.

Воробьи прячутся в хвост – к морозу

или перед метелью.

Куры рано линяют – к тёплой зиме.

Гусь лапу поджимает – к стуже.

Птица хохлится – к непогоде.

-А теперь мы с вами разгадаем загадки.

9. Конкурс загадок о птицах. (Хлопают в ладоши, если птицы зимующие, топают-птицы, улетевшие от нас). Отгадавшие получают жетон.

Источник



Конспект открытого занятия "Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья"

Макет дерева со скворечником, картинки с изображением насекомых (муха, жук, червяк, комар, кузнечик), деревянные детали для изготовления скворечника, молоток, гвозди, тесто, дощечки, кассеты с записью звуков живой природы, костюмы птиц для инсценировки.

Дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение Л.А.Савчука:

Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клёны, берёзы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.

Звучит запись голосов птиц “В лесу”. Воспитатель (на фоне записи) загадывает детям загадку:

Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна)

Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).

Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить наступление весны и прилет птиц.

Воспитатель: Какие же птицы прилетают первыми? (Загадать детям загадки).

Всех прилетных птиц черней.
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица… (Грач)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
Издалека прилетел,
Песню нам свою запел. (Скворец)

Воспитатель: А теперь давайте послушаем рассказы родителей о тои, как птицы защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.

1-й родитель: каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки питаются ими.

2-й родитель: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады. Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”

3-й родитель: Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Воспитатель: Но не только от этого страдают птицы.

4-й родитель (читает стихотворение Л.Кондратенко “Птицы загрустили”:

Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц.
Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.
И птицы загрустили, не стали щебетать,
И все они решили туда не прилетать.
В садах уже не слышен веселый перелив,
В них нет ни красных вишен и нет в них спелых слив.
Все сохнет, увядает, страдает все село,
Страдает и не знает, что в нем произошло.
Мальчишка из рогатки стрелял в веселых птиц…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, хорошо ли поступил мальчик? (Ответы детей).

Нет, гнезд не будем разорять,
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звучат!

Воспитатель: Да, ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Мы должны помогать птицам, заботиться о них.

Морозы жестокие в нашем краю.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.

Воспитатель: Да, ребята, зимой птицам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать, а весной надо строить им домики. (Загадать детям загадку).

Что за домик мне скажите
В нем летает каждый житель?
Кто в том домике живет,
Песню звонкую поет? (Скворечник и скворец).

Воспитатель (показывая скворечник): вот в таком домике живут скворцы, эти домики для них строят люди. Посмотрим сценку о жильцах этого домика.

Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева “Скворец”.

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Скворец (старший ребенок):

Скворец — заботливый отец,
Но чем унять скворчат?
Лишь выйду из дому и вот
Опять они кричат.

1-й скворушка: Хочу я муху!

2-й скворушка: Червяка!

3-й скворушка: Давай кузнечика!

4-й скворушка: Жука!

5-й скворушка: А мне бы до обеда хотя бы комара!

Скворец — заботливый отец
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню! (скворец раздает скворчатам картинки с изображением перечисленных насекомых)

Через горы, через море
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город – Птицеград!

Папы вместе с мальчиками строят скворечники.

Воспитатель: Но ведь у нас сегодня праздник, а какой праздник без угощения. В старину на праздник птиц пекли “жаворонков”. Давайте попросим наших мам помочь девочкам приготовить “жаворонков”.

Девочки вместе с мамами готовят “жаворонков” из теста. После того, как “жаворонки” сделаны, няня относит их на кухню печь.

Затем исполняется песня “Птичий дом” (муз. Д.Кабалевского, сл. О.Высотской).

4-й ребенок (выносит готовый скворечник):

Готовы скворечники, можно селиться.
Готовы дома-терема!
Летите, летите, веселые птицы
Скорей занимайте дома.

Проводится татарская народная игра “θйге”.

Воспитатель: наши “жаворонки” готовы. Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на земле!

Дети угощают гостей “жаворонками” и выходят из зала под пьесу П.И.Чайковского “Жаворонок”.

Источник

"Берегите пернатых друзей"
классный час по окружающему миру (1 класс) на тему

Сошникова Наталия Леонидовна

Знакомство с разноообразием пернатых, представление о разновидностях птиц,происхождение названий некоторых птиц.

Скачать:

Вложение Размер
beregite_pernatyh_druzey.docx 26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Берегите пернатых друзей»

Цель: познакомить учащихся с разнообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц; происхождении названий некоторых птиц.

Задачи: 1. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе;

2. Развивать речь учащихся;

3. Расширять кругозор.

Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц; рисунки со схемами полета птиц; кроссворд «Орнитология»; листы с домашним заданием; запись птичьих голосов.

Ход классного часа

— Давайте, ребята отправимся с вами… за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой,

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

— Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле, в дни весенних каникул, проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их ярок оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

Птицы – это песнь и полет1 Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

( Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)

«Куда это птицы улетают каждую осень?» — издавна спрашивал себя человек.

В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же путешествуют, пристроившись на спинах больших.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!

Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.

А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Ответы детей.)

Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!

Источник

Проект «Птицы — наши друзья». Старшая группа

Тип проекта: Информационно – практико — ориентированный
Направление проекта: Экологическое воспитание
Цель проекта: Формировать у детей обобщённое представление о птицах – как живых существах, создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, воспитывать интерес к птицам, желание заботиться о них.
Задачи проекта
• Продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя модели.
• Познакомить детей с жизнью зимующих и перелётных птиц.
• Способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
• Учить строить высказывания типа рассуждений.
• Формировать умение изображать птиц, передавая их характерные особенности.
• Воспитывать желание заготавливать семена и плоды деревьев, кустарников для дальнейшей подкормки птиц.
• Учить передавать в пении характер песен про птиц (грустная, печальная, весёлая, озорная и т.д.)
• Развивать физические качества – быстроту, ловкость, выносливость в подвижных играх.

Актуальность проекта
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас. Когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Птицы — наши друзья» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели, поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям.
Тем самым, пробуждая чувства ребёнка, очень важно, чтобы ребёнок мог оценивать поведение человека в природе, высказывать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Участники проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатели, специалисты.

Реализация проекта
• Составление перспективного плана.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций,
записей, музыкальных произведений.
• Подготовка к занятиям, экскурсиям, беседам, опытам, играм.
• Создание предметно – развивающей среды: тематический материал в книжном уголке, уголке природы, в уголке ИЗО, атрибуты к сюжетно – ролевым играм и т. д.
• Изготовление кормушек, рисунков, поделок.
• Привлечение родителей к участию в проекте.

Ожидаемые результаты
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность 80 % детей, совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (Изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков,
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Презентация проекта: КВН «Наши пернатые друзья».
• Презентация кормушек, изготовленных руками родителей и детей.

В. Бианки «Синичкин календарь», Прохоров «Кормушка», сказка
«Голубая птица».
• Разучивание песен о птицах: «Журавлик», «Скворушка прощается»,
«Всем нужны друзья».
С родителями:
Договориться с родителями об изготовлении кормушек дома вместе с
детьми.
• Сотворчество родителей и детей на тему «Наши пернатые друзья»

2 этап – основной (практический)
План мероприятий в рамках реализации проекта
«Птицы – наши друзья»

Социально–коммуникативное развитие
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
2. Воспитывать желание помогать
птицам.
3. Поддерживать интерес к жизни птиц.
4. Воспитывать желание детей ухаживать за птицами зимой.
Акция «Хлебные крошки»
Изготовление «Книги рецептов для птиц»
Коллекционирование «Лакомство птиц»,«Перья птиц»
Изготовление кормушек для зимней подкормки птиц совместно с родителями.

Речевое развитие
1. Активизировать творческое рассказывание у детей.
2. Пополнять словарный запас детей по данной теме.
Составление рассказа «Моя любимая птица»
Разучивание стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о птицах.

Познавательное развитие
1. Развивать познавательный интерес к жизни птиц.
2.Формировать представление о птицах, как о живых существах, воспитывать желание помогать птицам зимой.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
4. Закрепить знания детей о птицах, их приспособленности к сезонным изменениям в природе.
5. выявлять особенности строения птиц.

Ежедневные наблюдения за поведением птиц в разную погоду, на кормушках.
Беседы:
«Как узнать птиц»
«Перелётные и зимующие птицы»
«Поможем птицам перезимовать»
«Покормите птиц зимой»
«Синичкин день»
Моделирование «Характерные признаки птиц»
Дидактические игры:
«Зимующие и перелётные птицы»
«Узнай по описанию»
«Расскажи, а я найду»
Лото «Птицы»
Опыт:
«Почему первые птицы не летали?»

Художественно-эстетическое развитие
1. Учить передавать в рисунке особенности строения птиц.
2. Развивать творчество, самостоятельность.
3. Учить передавать образ птиц.

Рисование «Птичий переполох»
«Летят перелётные птицы»
Сотворчество детей и родителей
«Зимующие птицы»
Лепка «Грач»
Оригами «птицы на деревьях»
Аппликация «Скворцы прилетели»

Физическое развитие
Развивать физические качества:
ловкость, быстроту, выносливость.

Подвижные игры:
«Воробьи и ворона»
«Кто прыгает»
«Лиса и куры»
«Птичья эстафета»
«Ласточка»
«Воронята»
«Стайка»
«Птицы и кошка»

3 этап – заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Интегрированное мероприятие «Друзья птиц»
• Организация птичьей столовой на участке детского сада, презентация кормушек.

Результаты проекта
• Созданы необходимые условия в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц.
• Заинтересованы 100% детей старшего возраста совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период.
• У детей развивалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Активное участие родителей в проекте.

Источник

Adblock
detector