Класс Рыбы их строение классификация и основные отряды Таблица Схема

Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внешнее строение рыбы рисунок

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные — спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты

1. Головной мозг (отделы — передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер­ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук­тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

внутреннее строение рыбы рисунок

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

схема классификация класса рыбы

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Костно-хрящевый скелет, чешуя — пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела

Латимерия (един­ственный предста­витель)

В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Большинство — стай­ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Отличительный при­знак — наличие усика на подбородке; большинство — хо-лодноводные мор­ские рыбы

Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник



Рыбы классификация в биологии и особенности внутреннего и внешнего строения

Тема «Рыбы» в биологии является одной из самых обширных в курсе, так как эта группа насчитывает около тридцати видов и относится к беспозвоночным.

Этих животных можно встретить в любом водоеме в мире: как в пресных, так и в соленых.

Надкласс «Рыбы» – общая характеристика

Это представители парафилетической группы. То есть они имеют принадлежность к одному древнему виду, но не все современные потомки принадлежат к одному надклассу.

Рыбы относятся к животным, но следует понимать, что это группа водных живых организмов с характерной системой жаберного дыхания. В процессе эволюции они приобрели разнообразный облик. На это повлияло то, что условия жизни в разных водоемах сильно отличаются, потому сегодня мы имеем дело с огромным количеством внешне непохожих позвоночных.

По месту обитания все рыбы делятся на такие виды:

  1. Пресноводные (живут только в пресной воде: реки, озера, ручьи и другие).
  2. Солоноватые (встречаются только на определенных участках морей, например, обитают в устьях рек).
  3. Морские (представители, которые живут в морях: акулы, камбала и другие).
  4. Проходные (те виды, которые обитают в соленой воде основную часть времени, а размножаются в пресной воде, например, осетр и лосось).

Эти животные могут жить на разных уровнях водоемов – от самого дна (например, скаты) до верхних слоев воды (анчоус, скумбрия).

Главные признаки рыб

Эти животные отличаются некоторыми особенностями внешнего вида:

  1. Форма тела обтекаемая.
  2. Рыбы чаще всего полностью покрыты чешуей (примеры рыб без чешуи: сом, скумбрия, акула, осетр, угорь и другие. Обычно такие виды обитают в иле и питаются падалью).
  3. Наличие плавников, которые отвечают за возможность двигаться.
  4. Жабры.
  5. Плавательный пузырь.

Рыб отличают плавность, некоторая грациозность движений и характерные изгибы тела.

Какие бывают рыбы – классификация и описание

Надкласс Рыбы делится на два класса: Хрящевые рыбы и Рыбы, которые в свою очередь разделяются на подклассы.

Подклассы Хрящевых рыб:

  1. Акулы. Их отличительные черты это удлиненное строение туловища, большой хвостовой плавник и сильные зубы на обеих челюстях.
  2. Скаты. Плоское строение тела, плавники и голова представляют одно целое, челюсть, жабры и ноздри расположены на нижней части тела, которая имеет светлый окрас.

Подклассы, на которые подразделяется класс Рыбы:

  1. Кистеперые. Имеют плавник с мышечной лопастью. На сегодняшний день насчитывается всего два рода этого подкласса.
  2. Лучеперые. К этому подклассу относятся большинство видов рыб.
  3. Костно-хрящевые. Их скелет состоит из хрящей, но вдоль тела есть костные пластины, а голова покрыта костями. Эта разновидность рыб имеет одну особенность – они сохраняют хорду всю жизнь.

Внешнее строение рыб

Эти животные имеют вытянутое, часто плоское тело обтекаемой формы, но у них можно легко различить голову, тело и хвост. Такое строение, показанное на рисунке, позволяет уменьшать сопротивляемость воды.

Есть два вида плавников у этих животных: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинные, хвостовой и подхвостовой, который часто называют анальным).

Некоторые отряды рыб покрыты чешуей костного происхождения, а их кожа двухслойная, покрыта слизью. По кольцам можно узнать возраст животного, так как рост чешуи не прекращается.

Сбоку на туловище находятся каналы, которые ощущают колебание воды, и рыба таким образом определяет течение, давление, наличие препятствий и воспринимает звуки.

Впереди располагается пасть, ноздри, глаза (с плоской роговицей и круглым кристалликом). Интересно, что данные животные видят только на очень недалеком расстоянии, но могут различать цвета. По бокам головы также расположены внутренние уши и орган равновесия.

Кровеносная система

Имеется всего один круг кровообращения. А сердце имеет всего два отдела: желудочек и предсердие. Рассмотрим данную систему подробнее.

Основные органы кровеносной системы:

  • двухкамерное сердце,
  • спинная аорта,
  • брюшная аорта,
  • капилляры,
  • артерии,
  • вены.

Кровь от сердца движется к жабрам, где насыщается кислородом, затем она поступает в спинную аорту и далее распределяется по сосудам и капиллярам. Потом кровь снова возвращается по венам к сердцу, замыкая круг.

Дыхательная система

Жабры – это главный дыхательный орган.

Их строение может отличаться в зависимости от вида, например:

  1. Костистые: у них жабры костистые и подвижные и располагаются парами на жаберных дугах.
  2. Хрящевые: жабры открываются наружу благодаря специальным перегородкам.
  3. Двоякодышащие: дополнительно имеют плавательный пузырь, который является своеобразным легким. К этому виду относятся почти все типы данных животных.

Жабры не только выполняют свою прямую функцию дыхания, но через них выделяется из организма животного аммиак и мочевина, то бишь продукты метаболизма.

Нервная система

Эта система состоит из двух отделов: головного и центрального мозга.

Позвоночный отдел во много раз превышает по размеру головной мозг, который в свою очередь состоит из пяти частей: мозжечка, продолговатого мозга, среднего мозга, переднего и промежуточного.

Рассмотрим их внимательнее:

  • мозжечок: управляет движениями,
  • средний мозг: отвечает за анализ зрительных образов,
  • передний мозг: контролирует обоняние,
  • продолговатый: регулирует слух, пищеварение и кровообращение,
  • промежуточный: согласовывает работу всех систем организма рыбы.

Нервная система состоит не только из мозга, но и из нервных окончаний (нервов). Это называется периферической нервной системой.

Есть ли память у рыб

Да, у них есть память. Информация хранится в мозге, так как благодаря этому они могут выживать, питаться, двигаться и совершать многие другие функции.

Разберем какие данные сохраняются:

  • смена времен года,
  • опасные места,
  • места спячки,
  • направление течения,
  • точки питания и другое.

Из этого списка легко сделать вывод, что для водных хребетных память — это важная функция для выживания.

Пищеварительная система

Она представляет собой систему из пищеварительных желез и пищеварительного тракта. В свою очередь пищеварительный тракт делится на пять отделов.

Анатомия пищеварительного отдела:

  • рот (язык у рыб отсутствует),
  • глотка,
  • пищевод,
  • желудок,
  • кишечник.

Эти части могут отличаться в зависимости от подкласса рыбы, места ее обитания и ее рациона.

Что едят рыбы

Рацион отличается в зависимости от принадлежности к тому или иному подвиду.

Например, рыбы-хищники поедают рыбу, моллюсков, насекомых, птиц и даже мелких млекопитающих, случайно попавших в воду (например, щука может поймать белку у кромки воды). А другие, более мелкие хищники, едят червей, личинок, водоросли и планктон.

Выделительная система

Эта система состоит из красно-бурых почек, которые находятся сбоку от позвоночника. Сюда через кровь поступают продукты метаболизма, и почки отфильтровывают все отходы жизнедеятельности.

Далее сформировавшаяся моча выводится из тела через специальное отверстие, которое находится следом за анальным.

Ректальная железа отвечает за вывод солей. Она выделяет специальный секрет. Жабры тоже участвуют в выделительных процессах.

Размножение

Этот процесс называется нерест.

В яичниках самок созревают яйцеклетки, а в семенниках самцов формируются сперматозоиды. Самки мечут яйцеклетки (икру) в воду, а самцы обливают их семенной жидкостью, вследствие чего происходит оплодотворение. Такой способ называют наружным. Далее формируются зародыши и позже появляются личинки, которые потом подрастают и превращаются в мальков.

Заключение

Рыбы встречаются по всем уголкам земли, их разнообразие поражает воображение, они проживают, как в пресных водах, так и в соленых. Это самые древние представители водных хордовых животных. Многие виды приспособлены к разведению в неволе, но некоторые могут находиться только в природных условиях.

Источник

Животные и рыбы имеют шесть

Вот так и тянет написать «с удовольствием», но давайте не будем во-первых, переносить свои чувства на рыб, а во-вторых, учтём наличие у меня восьмилетнего подписчика ( @tayadorog привет!), хотя я бы ему этот текст показывать не стала.
Поскольку на данный момент в мире известно 35 122 вида рыб (и число вновь открытых видов всё растёт), то и единообразия в способе пополнить рыбонаселение нет.
Большинство видов рыб — двуполые, т.е. есть рыбы-девочки, и рыбы-мальчики.
Внешне они чаще всего мало различимы, разве что одни покрупнее, другие помельче.

Различие у этих скромников только внутреннее.

Как же они тогда различают друг друга? А по запаху. Помните, мы с вами уже обсуждали, для чего у рыб ноздри, если они ими не дышат? Вот для этого в том числе. Когда рыбка готова к размножению, она выделяет в воду феромоны. Самцы чуют этот запах издалека и приплывают на свидание. В случае, если рыба территориальная, и у хозяйственного мужчины есть свой участок, иногда даже с домом-норкой, или гнездом, то территорию метит уже он, а девочки слетаются к его холостяцкой берлоге.
Самец колюшки строит гнездо.

Хотя есть и рыбы, пол которых отличить легко, даже нам с вами. Это и есть половой диморфизм — отличие самца и самки одного биологического вида. Например, всем известные аквариумные рыбки — сиамские петушки, гуппи, меченосцы. Хлопцы у них намного красивее.
Расфуфыренный пижон на фото — мальчик, его подруга куда скромнее. Просто Золушка в домашнем платье на фоне принца.

У некоторых видов — например, у фронотоз ( в нашем океанариуме живут в аквариуме «Африка») у самца на голове имеется большой жировой нарост. И чем он больше, тем привлекательнее этот рыб для прелестниц в чешуе.
Красавец-мужчина с большим жировым наростом на голове в отдельном жилье. Фото с интернета.

Иногда самец и самка похожи, но в сезон размножения парни в меняют цвет (у лосося появляются чёрные и малиновые пятна, у самца колюшки краснеет брюшко) или форму (у горбуши растёт горб).

Другие рыбы похожи в целом, но имеют важное отличие. Они предпочитают открыто заявлять о том, какого они пола — никакого унисекса, всё должно быть предельно ясно. Как правило, это рыбы хрящевые — акулы и скаты. Их самцы имеют птеригоподии — парные копулятивные органы, заменящие собой пенис. Это у тех рыб, у которых оплодотворение внутреннее, к этому моменту мы ещё вернемся.

Крайне редко, но иногда бывает, половой диморфизм выражен настолько сильно, что по внешнему виду самца и самки сложно отнести их к одному и тому же виду. Самый яркий пример — удильщики. Живут эти не самые симпатичные рыбки, на такой глубине, куда свет практически не проникает. Вероятность встречи с добычей очень мала. А встречи с партнёром ещё меньше, ибо, в конце концов, схомячить можно кого угодно, а вот для любви нужен самец своего вида.
Проблему удильщики решили оригинально, изящно и оооочень романтично — один раз встретившись, они больше не расстаются. При этом самка крупнее самца раз в 60, и в 500 000 раз тяжелее — это у глубоководных удильщиков. У других удильщиков разброс не так велик, но тоже впечатляет.

Удильщик и удильщица оснащены по разному. Крупная самка (от 5 см до 1 метра, в зависимости от вида) умеет охотиться на крупную же добычу: рыб, кальмаров, членистоногих. Для этого у неё есть светящаяся «удочка» — вырост на голове «иллиций» и выдвигающаяся челюсть с загнутыми назад зубами. У мелкого (от 16 мм до 4 см) самца все этого нет, и питается он соответственно: веслоногими рачками и всякой мелочью. Зато, как у всякого альфонса, у него прекрасно развита чуйка: у него огромные глаза и ноздри с хорошо развитым обонянием. Учуяв прекрасную даму по феромонам, он радостно плывёт навстречу рыбе своей мечты. Встретив её, и осознав масштаб катастрофы, он не приступает к исполнению супружеских обязанностей (попробуйте-ка оплодотворить даму, которая больше вас в 60 раз!), а с горя кусает её в бок, возможно целуя на прощание. Но, мадам Удильщик не для того столько лет ждала этой встречи, чтобы просто так отпустить незадачливого кавалера. Она начинает вырабатывать энзимы, растворяющие её собственную кожу в месте укуса и губы самца. Затем их кожные покровы срастаются.

Со временем у самца редуцируются почти все органы: губы, зубы, кишечник, кровеносные сосуды его и самки срастаются. Питаться сам он больше не может. Единственное, что у него остается своего, это жабры, и способность вырабатывать сперму. Утратив самостоятельность, он становится придатком самки. Раз прикрепившись к ней, он уже не может покинуть супругу, получая от неё все питательные вещества через кровь. Называется такое явление «самцовый паразитизм».

Источник

Как размножаются рыбы? Часть 1. Половой диморфизм

Вот так и тянет написать «с удовольствием», но давайте не будем во-первых, переносить свои чувства на рыб, а во-вторых, учтём наличие у меня восьмилетнего подписчика ( @tayadorog привет!), хотя я бы ему этот текст показывать не стала.
Поскольку на данный момент в мире известно 35 122 вида рыб (и число вновь открытых видов всё растёт), то и единообразия в способе пополнить рыбонаселение нет.
Большинство видов рыб — двуполые, т.е. есть рыбы-девочки, и рыбы-мальчики.
Внешне они чаще всего мало различимы, разве что одни покрупнее, другие помельче.

Различие у этих скромников только внутреннее.

Как же они тогда различают друг друга? А по запаху. Помните, мы с вами уже обсуждали, для чего у рыб ноздри, если они ими не дышат? Вот для этого в том числе. Когда рыбка готова к размножению, она выделяет в воду феромоны. Самцы чуют этот запах издалека и приплывают на свидание. В случае, если рыба территориальная, и у хозяйственного мужчины есть свой участок, иногда даже с домом-норкой, или гнездом, то территорию метит уже он, а девочки слетаются к его холостяцкой берлоге.
Самец колюшки строит гнездо.

Хотя есть и рыбы, пол которых отличить легко, даже нам с вами. Это и есть половой диморфизм — отличие самца и самки одного биологического вида. Например, всем известные аквариумные рыбки — сиамские петушки, гуппи, меченосцы. Хлопцы у них намного красивее.
Расфуфыренный пижон на фото — мальчик, его подруга куда скромнее. Просто Золушка в домашнем платье на фоне принца.

У некоторых видов — например, у фронотоз ( в нашем океанариуме живут в аквариуме «Африка») у самца на голове имеется большой жировой нарост. И чем он больше, тем привлекательнее этот рыб для прелестниц в чешуе.
Красавец-мужчина с большим жировым наростом на голове в отдельном жилье. Фото с интернета.

Иногда самец и самка похожи, но в сезон размножения парни в меняют цвет (у лосося появляются чёрные и малиновые пятна, у самца колюшки краснеет брюшко) или форму (у горбуши растёт горб).

Другие рыбы похожи в целом, но имеют важное отличие. Они предпочитают открыто заявлять о том, какого они пола — никакого унисекса, всё должно быть предельно ясно. Как правило, это рыбы хрящевые — акулы и скаты. Их самцы имеют птеригоподии — парные копулятивные органы, заменящие собой пенис. Это у тех рыб, у которых оплодотворение внутреннее, к этому моменту мы ещё вернемся.

Крайне редко, но иногда бывает, половой диморфизм выражен настолько сильно, что по внешнему виду самца и самки сложно отнести их к одному и тому же виду. Самый яркий пример — удильщики. Живут эти не самые симпатичные рыбки, на такой глубине, куда свет практически не проникает. Вероятность встречи с добычей очень мала. А встречи с партнёром ещё меньше, ибо, в конце концов, схомячить можно кого угодно, а вот для любви нужен самец своего вида.
Проблему удильщики решили оригинально, изящно и оооочень романтично — один раз встретившись, они больше не расстаются. При этом самка крупнее самца раз в 60, и в 500 000 раз тяжелее — это у глубоководных удильщиков. У других удильщиков разброс не так велик, но тоже впечатляет.

Удильщик и удильщица оснащены по разному. Крупная самка (от 5 см до 1 метра, в зависимости от вида) умеет охотиться на крупную же добычу: рыб, кальмаров, членистоногих. Для этого у неё есть светящаяся «удочка» — вырост на голове «иллиций» и выдвигающаяся челюсть с загнутыми назад зубами. У мелкого (от 16 мм до 4 см) самца все этого нет, и питается он соответственно: веслоногими рачками и всякой мелочью. Зато, как у всякого альфонса, у него прекрасно развита чуйка: у него огромные глаза и ноздри с хорошо развитым обонянием. Учуяв прекрасную даму по феромонам, он радостно плывёт навстречу рыбе своей мечты. Встретив её, и осознав масштаб катастрофы, он не приступает к исполнению супружеских обязанностей (попробуйте-ка оплодотворить даму, которая больше вас в 60 раз!), а с горя кусает её в бок, возможно целуя на прощание. Но, мадам Удильщик не для того столько лет ждала этой встречи, чтобы просто так отпустить незадачливого кавалера. Она начинает вырабатывать энзимы, растворяющие её собственную кожу в месте укуса и губы самца. Затем их кожные покровы срастаются.

Со временем у самца редуцируются почти все органы: губы, зубы, кишечник, кровеносные сосуды его и самки срастаются. Питаться сам он больше не может. Единственное, что у него остается своего, это жабры, и способность вырабатывать сперму. Утратив самостоятельность, он становится придатком самки. Раз прикрепившись к ней, он уже не может покинуть супругу, получая от неё все питательные вещества через кровь. Называется такое явление «самцовый паразитизм».

Источник

Класс Рыбы их строение классификация и основные отряды Таблица Схема

Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внешнее строение рыбы рисунок

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные — спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты

1. Головной мозг (отделы — передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер­ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук­тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

внутреннее строение рыбы рисунок

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

схема классификация класса рыбы

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Костно-хрящевый скелет, чешуя — пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела

Латимерия (един­ственный предста­витель)

В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Большинство — стай­ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Отличительный при­знак — наличие усика на подбородке; большинство — хо-лодноводные мор­ские рыбы

Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник

Хозяйственное значение рыб. Промысел и искусственное разведение рыбы

Рыбы имеют большое экономическое значение как ценный продукт питания. Кроме того, они служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту и других продуктов.

Среди рыб есть ядовитые формы. Так, в Средней Азии водится несколько видов маринки, мясо которой съедобно, но икра ядовита.

Значение рыб в природе и жизни человека

Рыбы являются промежуточными хозяевами ряда гельминтов, паразитирующих у человека и животных (кошачий сосальщик и широкий лентец).

Промысел рыб

В наших водах обитает около 1 тыс. видов рыб, из которых промысловое значение имеют более 150 видов. Главнейшие промысловые рыбы: сельдевые, карповые, тресковые, осетровые, лососевые, судак и хамса. В значительных количествах у нас добываются также щука, черноморско-азовские бычки, плотва, морской окунь и камбала.

Наиболее распространенными в реках являются плотва, красноперка, пескарь, окунь, язь, лещ, щука, линь, налим, сом и другие. В реках Карпат водится форель. В прудах разводится зеркальный карп, акклиматизированы толстолобик и амур белый.

В Черном море обитает 366 видов рыб, из них промышленное значение имеют хамса, ставрида, скумбрия, шпроты, осетровые. В Азовском море промышленное значение имеют осетровые, лещ, судак, тарань, рыбец, шемая, бычки, сельдь, хамса, тюлька.

Искусственное разведение рыб

В нашей стране успешно развивается рыбоводство. Ценные породы рыб разводят в тех водоемах, где они раньше не обитали. С этой целью строятся крупные рыбоводные заводы, на которых разводятся различные промысловые рыбы (сиг, белорыбица, осетровые и др.).

Икра на этих заводах оплодотворяется искусственным путем. Развитие икры происходит в специальных аппаратах. Вышедших мальков некоторое время выдерживают в них, а затем уже окрепших выпускают в естественные водоемы.

Особенно большое значение придается рыборазведению в последние годы, что связано со строительством плотин на крупных реках страны, регулированием речного стока и широким развитием рыбоводных хозяйств. Рыбоводческие хозяйства имеют серию искусственных водоемов для выдерживания и выращивания молоди, выведенной также искусственно из икры. Эти хозяйства имеются в устьях Волги, Дона, Кубани и т.д.

Икру и мальков перевозят самолетами на большие расстояния и там заселяют ценными породами различные водоемы. Например, таким путем была переселена кефаль из Черного моря в Каспийское, где она хорошо прижилась и в настоящее время имеет там промысловое значение.

Прудовое хозяйство

Наряду с промысловым и искусственным рыборазведением успешно выращиваются некоторые породы рыб (карп, толстолобик, амур, форель) в тепловодных прудовых хозяйствах.

В подавляющем большинстве в таких хозяйствах разводят карпа, который является одомашненной формой сазана. У карпов мясо вкуснее и жирнее, чем у сазана, и они быстрее растут. При специальном методе выращивания и кормления карпов, разработанном профессором В.А.Мовчаном, они достигают за один год 700-800 и более граммов.

Кроме тепловодных прудовых хозяйств имеются холодноводные рыбные хозяйства. В них разводится ценная, вкусная рыба — форель. Она живет в водоемах с твердым каменистым дном и чистой холодной водой. В грязной и перегретой воде форель очень быстро погибает.

При рациональном ведении прудового хозяйства с одного гектара водного зеркала получают 20-30т. рыбы.

Источник

Значение рыб. Промысловые рыбы. Охрана рыбных богатств

Значение рыб в природе велико. Они являются важнейшим звеном в цепях питания в пресных и солёных водах. Рыбы потребляют огромное количество живущих в воде растений и беспозвоночных животных, тем самым регулируя их численность. Хищные рыбы охотятся за более мелкими рыбами, нередко за особями своего вида, часто поедают икру и мальков.

Сами рыбы служат пищей для многих животных: морских котиков, дельфинов, тюленей, енотов, медведей, а также птиц: цапель, пеликанов, чаек. Рыб поедают головоногие моллюски, например, кальмары, осьминоги, каракатицы.

Рыба и рыбопродукты играют важную роль в жизни человека. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит основным источником белка. Блюда из рыбы очень вкусные и легко усваиваются организмом. Её употребляют в вареном, жареном, копчёном, солёном или консервированном виде.

Множество людей занято рыболовством – массовым промыслом рыбы.

Люди занимаются рыболовством с древности. У многих племён оно было основным источником существования.

В настоящее время в морях и океанах ежегодно вылавливается около 75 миллионов тонн рыбы, и примерно 9 миллионов тонн в пресных водоёмах.

Лов рыбы в качестве хобби, вида отдыха или спорта принято называть рыбалкой.

В некоторых странах население питается главным образом рыбой.

Рыбы, которые вылавливаются в большом количестве, называются промысловыми. Важнейшее промысловое значение в мире имеют рыбы семейства сельдевых – атлантическая и тихоокеанская сельди, анчоус; тресковых – треска, навага; лососевых – кета, горбуша, сёмга, форель; а также щука, судак, сом, карп.

За прекрасные вкусовые качества особенно ценится мясо осетровых и лососевых рыб. В пищу оно употребляется свежим, солёным, копчёным. Чёрная икра осетровых и красная икра лососевых – очень ценный питательный продукт. В ней содержится много микроэлементов, минералов (калий, магний, железо), витамины и полный набор аминокислот.

Из печени некоторых видов рыб, например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир. Он содержит большое количество витамина Д.

Плавники и плавательный пузырь осетровых используют для производства клея. Рыбу используют как сырьё для получения корма для сельскохозяйственных животных, технического жира и удобрений.

Многие виды рыб имеют отрицательное значение для человека. Одни виды рыб ядовиты для человека, контакт с ними опасен. Такие рыбы вооружены ядовитыми колючками, часть имеет ядовитую слизь, покрывающую тело, а часть – имеют ядовитое мясо или икру.

Другие рыбы являются промежуточными хозяевами паразитических червей (некоторых сосальщиков и ленточных червей), опасных для здоровья человека. Поэтому, нельзя употреблять в пищу сырую рыбу.

Третьи виды – хищники, нападающие на человека, например, акулы и пираньи.

В последние годы наблюдается сокращение численности рыб. Это происходит из-за браконьерства и неограниченного вылова рыбы, загрязнения водоёмов солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, удобрениями и ядохимикатами.

Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всю рыбу и тем прекратить дальнейшее рыболовство. С развитием рыболовства во всём мире развивалась система охраны рыбных запасов, по которой рыболовство ведётся только по сезонному графику и в определённых местах.

Первые законы об охране рыб были изданы в России ещё при Петре I. Охранными законодательствами предписываются количество, место и время лова рыбы. Запрещены способы и орудия лова, приводящие к массовой гибели рыбы. На предприятиях устанавливаются очистные сооружения, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов.

В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, в которых вода льется со ступеньки на ступеньку, и рыбы легко поднимаются по ним.

В последнее время происходит переход от современного рыболовства – охоты к выращиванию промысловых рыб, т.е. к их искусственному разведению. Отрасль животноводства, которая занимается разведением ценных видов рыб, называется рыбоводством.

Россия – родина осетрового рыбоводства. В 1869 году отечественные учёные провели первые опыты по разведению стерляди и разработали биологические основы разведения осетровых. С 1954 года в России появляются рыбоводные заводы. На них производились искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков, которые затем выпускались в естественные водоёмы.

Наибольшие успехи в разведении пресноводных рыб достигнуты в прудовых хозяйствах. В них осуществляется полный контроль со стороны человека за всеми этапами выращивания рыбы от личинки до товарной продукции. Основными объектами разведения являются карп, щука, карась, белый амур, форель, стерлядь.

В зависимости от назначения выделяют нерестовые, выростные, зимовальные, нагульные типы искусственных прудов.

В нерестовых прудах происходит нерест рыбы. Они небольшие по размерам, хорошо прогреваются. Из нерестовых прудов подросших личинок переводят в большие и более глубокие выростные пруды, где мальки находятся до зимы. На зиму их переводят в глубокие, проточные, небольшие зимовальные пруды.

Весной следующего года годовалых рыб из зимовальных прудов переводят в нагульные, в которых они вырастают до товарной (реализуемой в продаже) массы.

Подведём итог. Рыбы имеют огромное значение в природе и жизни человека. Множество людей занято рыболовством – массовым промыслом рыбы. В последнее время наблюдается сокращение численности промысловых рыб. Поэтому для сохранения и увеличения рыбных запасов принимаются охранные законодательства и переход к искусственному разведению рыб.

Источник



Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды. ”

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в
  • различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
  • познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.

II. Домашнее задание.

Стр.180-185 на оценку “3” краткое сообщение о любом представителе рыб; на оценку “4-5” проект о приспособленности различных рыб в условиях водной среды.

III. Актуализация знаний учащихся по теме “Рыбы – водные позвоночные животные”.

1. Приспособленность рыб к среде обитания.

2. Внутреннее строение рыб.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на мультимедийном проекторе.

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

  • ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
  • ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
  • ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
  • ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
  • ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

  • Что же определяет окраску рыб?
  • Как называется такая окраска рыб?
  • Что обозначает термин "эволюция "?

К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

  • Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?

3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб.

Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид..(МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ)

Черепные или позвоночные.

Подкласс – хрящевые и костные.

Отряд акулы – костно-хрящевые.

Отряд скаты – двоякодышащие.

4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение рассказом учителя о многообразии рыб)

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.

Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.

Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.

5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний.

Заполнить таблицу, используя стр.180-183:

Класс Подкласс Отряд Представители
Хрящевые Акулы
Скаты
Костные Подкласс хряще-костные

6. Главный вывод:

Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб.

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

  • Регуляция численности водных беспозвоночных.
  • Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
  • Звено в целях питания живых организмов.
  • Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
  • Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
  • Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
  • Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
  • Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
  • Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб:

Таймень (семейство лососевые);

Арктический голец (семейство лососевые;

V. Закрепление материала

Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

VI. Дифференцированная самостоятельная работа.

Уровень 1 (задания на “3”)

  1. Развитие рыб происходит только в воде.
  2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.
  4. Кровеносная система рыб замкнутая.
  5. Сердце рыб однокамерное.
  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
  8. Органами выделения у рыб служат почки.
  9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I – нервная система № 1 – плавники
II – кровеносная система № 2 – жабры
III – пищеварительная система № 3 – мышцы
IV– дыхательная система № 4 – вены и артерии
V – выделительная система №5 – позвоночник
VI – система опоры и движения №6 – мочевой пузырь
VII – половая система № 7 – череп
№ 8 – печень
№ 9 – ребра
№ 10 – желудок
№ 11 – плечевой пояс
№ 12 – мочеточник
№ 13 – почки
№ 14 – головной мозг
№ 15 – семенники
№ 16 – спинной мозг
№ 17 – нервы
№ 18 – яичник
№ 19 – передний мозг
№ 20 – яйцеклетка
№ 21 – мозжечок
№ 22 – сердце

I – № 14, 16, 17, 19, 21.

VI – № 1, 3, 5, 7, 9, 11.

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

Источник

Значение рыб в природе и для человека таблица

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Организация: МОАУ СОШ № 56 им. Хана В.Д.

Населенный пункт: г. Оренург

Цель: раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к местам обитания, роль в природе и практическое значение; совершенствовать умения узнавать изученных рыб, обосновывать черты приспособленности к жизни в водной среде.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Метапредметные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение воспринимать информацию на слух, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем.

Предметные: Знать особенности организации рыб, об усложнение животных в процессе эволюции.

Оборудование: таблицы, рисунки из учебника и других книг с изображением морских и пресноводных рыб, презентация.

1. Орг.момент;

2. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации рыб на примере костных рыб. (Беседа по вопросам 1–8 из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Сколько интересного вы узнали о рыбах на предыдущих уроках, из дополнительной литературы! А сможете ли вы ответить на следующие вопросы?

1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.)

2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (У рыб есть особый орган чувства – боковая линия.)

3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (Плавучесть тела акулы достигается за счет накопления, в первую очередь в печени, больших запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул масса печени достигает 25% общей массы тела, тогда как у костных рыб – всего лишь 1–8%.)

4. Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок? (Для них не характерна забота о потомстве, они бросают икру «на произвол судьбы» – большая часть икринок и мальков поедается хищниками.)

5. У кого длиннее пищеварительная система: у щуки или толстолобика? (У толстолобика; длина кишечника зависит от характера пищи: у хищных рыб он значительно короче, чем у растительноядных.)

6. Что это за отдел головного мозга (на модели демонстрируется мозжечок), и почему у рыб он отличается достаточно большими размерами? (Мозжечок. Он управляет координацией движений и равновесием животного, что особенно важно в водной среде.)

3. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о классификации надкласса рыб, основных классах хрящевых и костных рыб, их многообразии. (Беседа с использованием рисунков учебника)
2. Класс Хрящевые рыбы, особенности организации как наиболее древних позвоночных: своеобразный чешуйчатый покров, парные плавники, хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, плавательного пузыря и др. Акулы и скаты – основные представители хрящевых рыб, многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания.

3. Класс Костные рыбы, многообразие видов. Характерные признаки организации, отличающие их от хрящевых рыб, основные группы: хрящекостные, двоякодышащие, кистеперые, костистые рыбы.
4. Особенности строения, жизнедеятельности хрящевых рыб, многообразие видов (тигровая, белая, гигантская и китовая акулы, скат хвостокол, электрический скат и др.), черты приспособленности к питанию, передвижению. Роль в морских биоценозах.
5. Двоякодышащие рыбы – одна из древних групп пресноводных рыб, распространение, характерные признаки: наличие жабр, «легких», в основном хрящевой скелет, наличие хорды, черты приспособленности к переживанию жаркого сезона года.
6. Кистеперые рыбы, особенности организации на примере латимерии: распространение, места обитания, питание, наличие хорды, позвонки зачаточные, хрящевой череп, сходство строения скелета плавников со строением конечностей наземных позвоночных.
7. Лучеперые рыбы, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие видов, роль в биоценозах пресных и морских водоемов и практическое значение.

Значение рыб в жизни человека (презентация)

Примерно 20 тыс. видов рыб населяют воды нашей планеты. Из них около одной десятой доли составляют промысловые рыбы. Они дают много ценных продуктов: пищу, лекарства, корм для домашних животных, удобрения для полей, технические жиры и сырье для легкой промышленности. Различают пресноводных, проходных и морских промысловых рыб.

Пресноводные рыбы проводят всю свою жизнь в реках, прудах и озерах. Они составляют около 11% всего мирового улова. Наибольшее значение имеют карповые, окуневые и сомовые рыбы. Самые крупные речные рыбы: китайский псефурус — до 7 м длины и амурская калуга (из осетровых), достигающая 5,6 м длины и свыше 1000 кг; европейский сом — до 5 м длины и свыше 300 кг; южноамериканская арапаима — до 4,6 м длины и 200 кг. Некоторых пресноводных рыб разводят искусственно, например карпа, форель, тилапию, черного окуня, а также травоядных рыб — толстолобика и амура. Важнейшие пресноводные рыбы наших озер и рек — сазан, карась, лещ, плотва, окунь, сом, щука.

Проходные и полупроходные рыбы откармливаются и растут в море, а размножаются в реках. Проходные рыбы совершают дальние странствия от мест откорма к местам размножения в верховьях рек, длиной до нескольких тысяч километров; полупроходные обычно не выходят далеко в море и не поднимаются высоко в реки. Проходные рыбы особенно ценны и вкусны, так как в их теле накапливается много жира. Этот запас необходим рыбам на время долгого пути к нерестилищам. Проходные рыбы — это большинство лососей, сигов, осетровых, обитающих в северных или умеренных водах Европы, Азии и Америки; многие сельдевые, обитающие в водах Южной Европы, Южной Азии и в умеренных водах Америки и Северной Африки (например, сельдь-черноспинка, американская шед, азиатская гильза). Полупроходные рыбы — это несколько видов карповых, обитающих в умеренных водах Южной Европы и Азии (вобла, восточная красноперка, усач, чехонь и др.); из окуневых рыб — судак.

Рыболо́вство — добыча речных и морских рыб. Объектом рыболовства в тесном значении этого слова служит рыба. В более широком смысле к рыболовству относят вообще промысел водных низших и высших животных. Лов рыбы в промышленных целях производится для использования её в питании, а также для добычи рыбьего жира.

Имитация жемчуга. Во Франции и на Рейне имитация жемчуга служит предметом довольно значительного промысла. Из чешуи уклейки (Aliburnus lucidus) добывается так называемая жемчужная или восточная эссенция (Essence d’Orient), которая употребляется на подкраску искусственного жемчуга.

Она приготовляется следующим образом. Соскобленную (тупым ножом) чешую кладут в воду и мешают до тех пор, пока на чешуе вовсе не останется серебристой плевы, которая отделяется в виде небольших кристаллических пластинок и падает на дно сосуда. Затем вынимают все чешуйки, сливают воду, и на дне сосуда остаются эти кристаллы, смешанные с небольшим количеством воды – как бы голубовато-серебристая жидкость, которая и составляет «восточную эссенцию». Жидкость эта очищается от всех органических примесей, и в нее прибавляют (для связи) немного рыбьего клею. Затем делают маленькие стеклянные шарики синеватого цвета и в отверстие каждого осторожно, через тонкую трубочку (пипетку), впускают каплю эссенции, шарик несколько раз встряхивают, для крепости вливают в него воску, и жемчуг готов.

4. Обобщение и закрепление: вопросы учебника.

5. Итог урока, рефлексия.

6. Задание на дом: тема «Надкласс рыб», подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

Источник

Класс Рыбы их строение классификация и основные отряды Таблица Схема

Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внешнее строение рыбы рисунок

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные — спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты

1. Головной мозг (отделы — передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер­ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук­тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

внутреннее строение рыбы рисунок

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

схема классификация класса рыбы

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Костно-хрящевый скелет, чешуя — пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела

Латимерия (един­ственный предста­витель)

В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Большинство — стай­ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Отличительный при­знак — наличие усика на подбородке; большинство — хо-лодноводные мор­ские рыбы

Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник

Тема урока "Скелет рыб". 7-й класс

Цели урока: показать особенности строения скелета рыб в связи с их функциональным значением.

  • коллекции позвонков рыб, изготовленные детьми,
  • Таблица “Тип хордовые. Класс Рыбы”,
  • Презентация к уроку,
  • Карточки: “Заполните пропуски в тексте”, “Скелет рыб”, набор терминов.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель оглашает заявку на оценки на уроке:

15 баллов и выше – “5”;
11-14 баллов – “4”;
7-10 баллов – “3”.

Назначается помощник – координатор, который отмечает активность по рядам и контролирует время выполнения заданий.

II. Активизация знаний по теме “Места обитания и внешнее строение рыб”

Заполните пропуски в тексте. (Задание индивидуальное) (4 балла)

Рыбы – это животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат , рот рыб вооружен подвижными . Имеются парные конечности, представленные __ и __ плавниками. Непарные конечности образованы __ и _ _ плавниками. Тело покрыто __. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают———————.

Логическая цепочка. Работа в группе:

Ребята, сидящие на одном ряду рисуют на отдельном листке рыбу и указывают особенности внешнего строения, связанные с водной средой. Каждый ученик рисует только один признак. Последний участник представляет рисунок классу, вывесив его на доске.

Вопрос классу: – Определите самый точный рисунок, сравнив и проанализировав содержание всех 3-х представленных рисунков. Учащиеся ряда, выполнившие самый точный рисунок, получают по баллу.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний. (Слайды 1-3 презентации)

Найди лишнее и объясни выбор.

(Японский гребешок. Так как у остальных – хитиновый скелет. Более легкий, поделен на сегменты.)

Б) Найди лишнее и объясни выбор.

(Лишний – окунь, так как он имеет внутренний скелет, остальные – наружный.)

В) Выбери правильный ответ:

Скелет рыб не выполняет функции:

  1. Опорную
  2. Защитную
  3. Движения
  4. Выделительную

Г). Назови как можно больше образов, с которыми ты можешь ассоциировать
понятие “СКЕЛЕТ”

(Если ребята затрудняются, можно немного подсказать, направив их мысль в нужном направлении, вспомнив функции скелета: вешалка, шлем. и др. )

За каждый правильный ответ ученик получает от 1 до 2 баллов в зависимости от качества ответа. Координатор фиксирует активность ребят по рядам (в конце урока, после подсчета, самый активный ряд получает по дополнительному баллу).

2. Лекция “Скелет рыб”, слайды презентации 8-10.

Тема урока: _________ рыб. (учащиеся дополняют название темы). Определите цель урока. (Особенности строения скелета рыб в связи с выполняемой функцией.)

При объяснении нового материала использую технологию способа диалектического обучения, выводя новые понятия путем выявления и разрешения противоречий.

Процесс выведения фиксируется в двух колонках: в левой положительные особенности скелета – достоинства в правой – недостатки, то есть возникающие противоречия.

Таким образом, учащиеся вместе со мной выводят особенности скелета рыб, и это уже не просто отдельные термины, загружающие память, а признаки, возникающие, как результат разрешения противоречий, связанных с изменениями условий жизни рыб.

3. Заполните таблицу. (Таблица у каждого, после заполнения – вклеивается в тетрадь).

Источник



Скелет рыбы: черты усложнения, эволюционное значение. скелет лягушки :черты условия, эволюционное значение. помогите плиз.

Перемещению по деревьям
1. служат острые когти (белки , медведи , куницы,ленивцы),
2. конечности с сильно развитыми пальцами, у которых большой палец противопоставлен остальным для лучшего обхватывания ветвей (приматы), 3. хватательный хвост (некоторые обезьяны , опоссумы).
Многие способны перепрыгивать с одного дерева на другое, используя при этом 4.Кожистую перепонку между передними и задними конечностями (летяги , шерстокрылы)
5. либо пушистый хвост (белки , куницы) в качестве инструмента для планирующего полета.
6. Некоторые (гиббоны ) используют конечности, чтобы раскачаться на одной ветке и перепрыгнуть таким образом на другу
Описание дятлов
Это птицы мелкой и средней величины: самые маленькие меньше воробья, наиболее крупные — с ворону. Внешний вид и окраска дятлов весьма различны. Некоторые виды имеют однотонную буроватую окраску, другие имеют пестрое, часто довольно яркое оперение. Крылья тупые, состоящие обычно из 10—11 первостепенных маховых перьев. Хвост чаще состоит из 10—12 рулевых. Птенцы окрашены сходно со взрослыми. Ноги у дятлообразных обычно четырехпалые, короткие, но хорошо приспособленные к лазанию по стволу и ветвям деревьев: у большинства видов 2 пальца обращены вперед, 2 назад. Когти крючковатые, что помогает птице легко удерживаться на деревьях. Все дятлы дневные, в подавляющем большинстве лесные птицы

Источник

Особенности строения надкласса рыбы

1. Рыбы — водные позвоночные животные. У некоторых рыб (двоякодыщащие, круглоротые, хрящекостные) хорда не исчезает с возрастом. Например, визига, толстая хорда осетровых, употребляется в пищу человеком.

2. Органы движения — плавники, то есть, собственно, конечности рыб, предназначенные для передвижения в водной среде. Бывают парными и непарными.

3. Тело строится из трех отделов: головы, туловища и хвоста. У большинства рыб оно почти полностью покрыто чешуей.

4. Органами дыхания являются жабры, хотя в этом процессе участвует и плавательный пузырь.

5. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное.

6. Холоднокровные животные, температура тела колеблется в зависимости от температуры окружающей воды и может быть очень низкой.

7. Плавательный пузырь — орган, отвечающий за плавучесть. Вырост в передней части кишечника, «надутый» газом. Интересно, что у донных и глубоководных рыб он отсутствует, плавучесть им обеспечивают жир или невысокая плотность тканей тела.

8. Большинство рыб имеет боковую линию — специфический орган, чувствующий вибрацию воды.

Строение чешуи

Чешуйный покров при отсутствии других органов защиты у большинства рыб является своеобразными доспехами на уязвимом нежном теле. У разных классов и видов рыб чешуя разнится по строению. Встречаются также рыбы без чешуи, например, скумбрия.

1. Плакоидная чешуя хрящевых рыб «растет» из мезодермы, по мере формирования чешуйки прорывают эктодерму острыми шипами. Чешуйки эти живые, словно зубы человека — внутри у них пульпа, пронизанная сосудами и нервами, а снаружи слой дентина. Меняется чешуя не однажды в течение жизни рыбы.

2. Циклоидная чешуя — костная чешуя, свойственная костистым (лучеперым) рыбам: карп, корюшка, щука, горбуша, нерка и пр. У нее округлая форма и гладкие, чуть волнообразные, края, а способ роста напоминает укладку черепицы. Такая чешуя формируется один раз и больше не меняется.

2. Ктеноидная чешуя — разновидность циклоидной. Она отличается наличием шипиков и зубчиков на внешнем крае. Имеется, прежде всего, у окунеобразных.

3. Костные жучки — тянущиеся вдоль тела характерные ромбовидные бляхи, свойственные хрящекостным рыбам (осетр, севрюга и др.).

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — репетитор по биологии: подготовка к ЕГЭ

Источник

Adblock
detector