Какое значение имеют плоды в природе и жизни людей

§ 14. Распространение плодов и семян — Пасечник. 6 класс. Учебник

Распространение семян — необходимое условие для существования и процветания растений, поскольку именно так они могут самым эффективным способом продолжить существование своего вида и расширить территорию его произрастания.

Задания

1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Около моего дома растут растения, которые распространяют свои семена при помощи ветра. Это берёза, клён и одуванчик.

Также возле моего дома растут семена, семена которых распространяют животные и птицы: дуб, рябина, боярышник, подорожник и репейник.

2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.

Мы с ребятами решили попробовать вырастить на школьном участке новые берёзы. Для этого мы собрали семена и начали выращивать саженцы.

§ 14. Распространение плодов и семян - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.

Семена декоративных культурных и дикорастущих растений лучше всего собирать в осенний период.

Источник

Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека

В процессе эволюции у них выработались приспособления к сохранению семян (обычно скрыты внутри плода) и их распространению:

  • в сухих плодах, когда семена созревают, околоплодник должен вскрыться, чтобы дать возможность семенам рассеяться. Коробочки и бобы некоторых растений сами разбрасывают семена;
  • у сухих многосеменных плодов хорошо развита семенная кожура, которая защищает их после того, как они высеялись из плода;
  • у сухих односемянных (орехи, желуди, зерновки, семянки) рассеиваются сами плоды вместе с семенами. Их плоды не вскрываются. Их околоплодники разрываются лишь при прорастании семян;
  • семена сочных многосеменных и односеменных плодов распространяют животные, поедающие эти плоды. Такие семена сохраняют способность к прорастанию, пройдя через пищеварительный тракт. У них хорошо развита семенная кожура;
  • семена костянок защищены внутренним каменистым слоем околоплодника — косточкой.

У многих цветковых растений образуется большое количество семян.
Таким образом, в природе семена играют важную роль в размножении.
Семенами размножаются все цветковые растения и даже те, которые размножаются вегетативно. Кроме того, служат кормом для многих животных.

В жизни человека их роль очень велика:

а) служат пищей. Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые, овощные, плодовые деревья и ягодные кустарники, сахаристые культуры, масличные и т.д.;
б) использует в промышленности — технические культуры (хлопчатник, лен, конопля);
в) использует в медицине — лекарственные растения. В настоящие время медицина использует более 300 видов лекарственных растений. Они служат сырьем для химико-фармацевтической промышленности (анис, беладонна, валериана, ромашка лекарственная, белена, дурман, мята и т. д.);
г) использует кормовые травы для выкармливания домашних животных (клевер, люцерна, эспарцет, вика, могар и др.);
д) украшают жизнь человека (эстетическую роль) — розы, хризантемы, георгины, петунья, орхидеи и др.

Семя

Троение семян (на примере двудольного и однодольного растения)

Семя

— это зачаточное растение. Оно развивается из семязачатка и возникло оно в результате длительного процесса эволюции как орган, наиболее надежно обеспечивающий их размножение и распространение. По особенностям строения семян все цветковые растения делятся на 2 класса: однодольные и двудольные.

Источник



Какое значение имеют плоды?

Природа

Какое значение имеют плоды и семена для человека, Вы узнаете из этой статьи.

Какое значение имеют плоды?

Когда цветок опылился насекомым или ветром, то он оплодотворяется и в результате из завязи пестика формируется плод. Питательные вещества начинают притекать к завязи, она начинает расти и изменяться, преобразовываться в плод. В ее семязачатке происходит формирование семян с зародышем.

Плод, который сформировался из цветка, внутри состоит из семян, а снаружи с околоплодника. В семенах и плодах имеются органические питательные вещества. Поэтому человек может либо использовать их в пищу, либо вскармливать животным.

Культурные растения, в зависимости от вида накопленных питательных веществ, делятся на:

  • зерновые (содержат много углеводов)
  • бобовые (содержат много белков)
  • масличные (содержат в себе продовольственное масло)

Плоды играют очень важную роль в жизни человека: в них содержится большое количество витаминов, поэтому он часто потребляет их в пищу. Витамины повышают сопротивляемость организма к заболеваниям (лимон, шиповник, смородина).

Семена и плоды растений используются в медицине. К примеру, побеги и сочные плоды малины, эффективно лечат простуду, черника улучшает пищеварение и обмен веществ, а лесная земляника растворяет и выводит почечные, печеночные камни.

Плоды и семена растений широко используются в косметике: калиновый сок является прекрасным средством против пигментных пятен и высыпаний на коже.

Часто их применяют как пряность, которая предоставляет пищи приятный аромат и вкус. К примеру, семена укропа являются основой для маринада, ваниль используется в выпечке и кондитерских изделиях, черный перец выступает приправой.

Семена и плоды применяются человеком для получения сырья в разных отраслях промышленности. Например: в коробочках хлопка содержится сырье, необходимое для натуральных тканей; в семенах посевного рыжика находится быстросохнущее масло, из которого делают для живописи масляные краски.

Какое значение имеет яркая окраска плодов? Как правило, такие плоды означают, что они уже полностью созрели и готовы к употреблению. Этим они и приманивают к себе человека, животных и насекомых. Однако яркая окраска не всегда означает, что его можно употреблять в пищу. Часто семена и плоды накапливают в себе ядовитые вещества: волчий лык, ландыш, дурман, красавка, белена. Когда пчелы собирают с этих растений нектар, то мед также будет ядовитым. Человек, отравившись таким растением или медом с него, испытывает проблемы с нервной, дыхательной, пищеварительной и кровеносной системами.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение плодов для человека.

Источник

Какое значение имеют плоды в природе и жизни людей

Плод – это орган цветкового растения, который состо­ит из околоплодника (разросшейся завязи) и семян. Плод слу­жит для защиты и распространения заключенных в нем семян.

Пло­ды различаются по структуре околоплодника, количеству семян, особенностям вскрывания, наличию приспособле­ний для распространения и другим признакам. Плоды и семена распространяются ветром, водой, животными и че­ловеком. Плоды имеют важное биологическое и хозяй­ственное значение.

Строение плода

Строение плодов раз­ных видов растений однотипное. Плод состоит из околоплод­ника (разросшаяся завязь) и семян.

Семя — это многоклеточное образование, раз­вивающееся из семязачатка после оплодотворения.

Классификация плодов (виды, типы)

По типу околоплодника различают сочные и сухие пло­ды.

Сочные плоды

Если к моменту созревания околоплодник содержит мно­го запасных питательных веществ и воды, плоды относятся к сочным. Наиболее распространенными сочными плодами являются костянка, ягода, тыквина, яблоко.

Односемянной плод

Костянка

Очень твердый внутренний слой околоплодника, так называемая «косточка». Внутри косточки расположено семя. Наружный слой околоплодника — кожица, средний — сочная мякоть (вишня, слива, абрикос, черемуха, алыча)

Многосемянные плоды

Ягода

Нет деревянистого слоя в отличие от костянки, и семена располагаются в сочной мякоти (томат, картофель, виноград, смородина, черника).

Тыквина

Наружный слой околоплодника при созревании довольно твердый (огурец, тыква, арбуз, дыня).

Автохория (разбрасывание семян)

Есть и такие растения, для которых характерно активное разбрасывание семян (желтая акация, недотрога). Их со­зревшие плоды растрескиваются, и створки околоплодника, скручиваясь, с силой отбрасывают семена в стороны. Материал с сайта http://wiki-med.com

Значение плодов

Значение плодов в природе

В отли­чие от голосеменных растений у цветковых семена защище­ны околоплодником от неблагоприятных воздействий внеш­ней среды. Следовательно, возрастает вероятность созревания семян и прорастания их в новые растения.

Значение плодов в жизни человека

Велико также хозяйственное значение плодов. Человек использует плоды в пищу в свежем виде (фрукты, овощи) или перерабатывает для большей сохранности (квашение, ва­рение, соление, сушка). Для человека плоды — основной ис­точник витаминов, сахаров. Хлеб также является продуктом переработки плодов злаков — зерновок (рожь. пшеница, рис, кукуруза). Плоды и семена используются на корм домашним животным. Из плодов многих растений получают лекар­ственные препараты. Некоторые плоды и семена используют­ся для изготовления различных поделок (посуда, бусы, оже­релья, пуговицы).

Самый крупный плод развивается у гигантской тыквы. В 2010 г. в США была выра­щена тыква, масса которой составила 821,2 кг, в обхвате она достигла 4,7 м. На сегодняшний день выращены тыквы, весящие больше тонны.

Мякоть гигантской тыквы очень вкусная и пита­тельная. Она используется для приготовления начинки пирогов, супов и каш детского питания.

Источник

Значение и разнообразие плодов

Цель: познакомить учащихся со строением плодов с их разнообразием и функциями.

Задачи: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, работать с учебниками, сформировать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Приёмы деятельности: эвристическая беседа с элементами лекции.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Оценивание.

Оборудование: коллекция плодов и наборы семян, рисунки учебника стр. 40-41. Компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы познакомимся: со строением, значением, разнообразием и функциями плодов. И конечно же мы поговорим о бережном отношении к природе. В начале урока давайте вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.

II. Проверка знаний.

  • гаметы
  • спермии
  • яйцеклетка
  • зигота
  • плод
  • завязь
  • семязачаток
  • эндосперм
  • зародыш
  • оплодотворение

Фронтальный опрос уч-ся.

Учитель: Ученик:
1. Что называют оплодотворением? Оплодотворением называют слияние двух половых клеток гамет.
2. Какие особенности строения пыльцевых зерен помогают им удерживаться на рыльце пестика? Каждое пыльцевое зерно одето оболочкой, поверхность которой редко гладкая; чаще она неровная и покрыта шипиками, бородавочками или выростами в виде сеточки. Это и помогает пыльцевым зернам удерживаться на рыльце пестика. (слайд 4)
3. Что происходит с пыльцой на рыльце пестика? (слайд 5) На поверхности рыльца выделяется липкая, удерживающая пыльцу жидкость. Здесь пылинка прорастает в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку.
4. Где находится яйцеклетка? (слайд 5) Яйцеклетка находится в ткани центральной части семязачатки, ближе к пыльцевходу.
5. Как происходит оплодотворение у цветковых растений? (слайд 5) Пыльцевая трубка сначала растет между клетками рыльца, затем столбика и врастает в полость завязи, там находится семязачаток (число семязачатков в завязях разных растений различно: у пшеницы, ячменя, ржи и вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника несколько десятков, у мака несколько тысяч.) По мере роста пыльцевой трубки по ней перемещаются два спермия, кончик пыльцевой трубки врастает в семязачаток. Яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Происходит оплодотворение. Второй спермий сливается с самой крупной клеткой семязачатка, где образуется эндосперм.
6. Из чего образуется плод и семя? Семя образуется из семязачатка, а плод из завязи.

III. Изучение нового материала.

1. Образование плода и семени (рассказ учителя)

Как мы с вами уже знаем, что после оплодотворения начинается образование семени, в завязь поступают питательные вещества, из нее образуется плод, а из семязачатков, находящихся в плоде семена.

Работа в тетради. Ученики записывают определение «Плод».

Плод – образование, возникшее после оплодотворения на месте цветка и несущее в себе семена. (слайд 6)

Плод, так же как и цветки имеет разнообразное строение и общие черты строения.

Снаружи плод имеет околоплодник, внутри плода заключены семена. (слайд 6)

У большинства растений плод образуется из завязи пестика, а у некоторых из пестика и других частей цветка, или цветоложе, околоплодника из завязи пестика истинный плод из одного пестика – настоящий, правильный.

Из цветка, цветоложе, околоплодника – ложные. (Яблоня, руша, рябина), а из нескольких пестиков одного цветка сложный или сборный (малина, ежевика.)

По характеру околоплодника все плоды можно разделить на сухие и сочные, а по числу находящихся в них семян на односемянные и многосемянные.

2. Схема разнообразия плодов.

У цветковых растений могут быть плоды четырех типов: схема. (слайд 7)

Земляника ложное название ягоды, дело в том, что цветок земляники имеет много пестиков, которые при созревании превращается в многочисленные мелкие и сухие плоды, расположенные на разросшемся сочном цветоложе и поэтому их называют орешками.

IV. Закрепление.

1. Учитель: Назовите типы плодов. (слайд 8)

Ученик: Плоды бывают сочные односемянные – костянка, многосемянные: ягода, яблоко, орешек. Сухие односемянные: зерновка, семянка, орех, желудь, каштан. Сухие многосемянные: коробочка, боб, стручок, стручочек.

2. Учитель: Выполните тест. (слайды 9–11)

Ученики выполняют тест в тетради со слайда.

Истинные плоды покрытосеменных развиваются из:
а) завязи пестика
б) цветоложа
в) пыльников тычинки

Сочная мякоть плода покрыта тонкой кожицей, внутри находится много семян – это плод:
а) яблоко
б) ягода
в) костянка

Семена располагаются на поперечной перегородке в:
а) бобе
б) стручке
в) коробочке

Допишите верный ответ:
Плод развивается из _________, семя – из _______, зародыш из оплодотворенной _______.

Учитель проверяет тест вместе с учениками и оценивает.

3. Условия для развития плода (рассказ учителя с элементами беседы).

Учитель: как вы думаете, зависит ли процесс образования плодов и семян от условий окружающей среды?

Ученик: да, зависит. Для образования плодов и семян необходима вода, питательные вещества, тепло и воздух.

Учитель: а кто из вас знает какие мероприятия способствуют получению высокого урожая зерновых культур, овощных и плодовоягодных?

Ученик: Нужно соблюдать правила агротехники выращивания растений, бороться с сорняками и болезнями, своевременно и определенном количестве вносить удобрения, обрабатывать почву, поливать.

Учитель: скажите, зачем человек должен добиваться получения высоких урожаев плодов?

Ученик: так как плоды имеют огромное значение в его жизни.

Учитель: а какое значение, кто может сказать, имеют плоды в жизни человека?

Ученик 1: человек употребляет плоды, и семена в пищу. Плоды и семена служат кормом для скота, их используют в промышленности и в медицине. Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (пшеницу, рис), плодовые деревья и кустарники (грушу, вишню, крыжовник), а так же овощные (огурец, томат, горох), технические (хлопчатник, лен, конопля).

Ученик 2: в субтропических районах возделывают растения съедобных плодов (мандарины, апельсины, гранаты, маслины, грецкие орехи.)

Ученик 3: в тропиках выращивают кофейное дерево и какао, из семян которых получают кофе, какао, шоколад.

Ученик 4: а банан, кокосовая пальма, хлебное дерево, манго и авокадо дают плоды, которыми питаются жители тропических стран. (слайд 12)

Ученик 5: А знаете ли вы, что жители небольшого княжества Хунза горной страны Ладынх вполне справедливо называть гелитионами по долголетию. Они живут в среднем по 80-90 лет. К тому же они практически не знают болезней и отличаются необычайно высокой трудоспособностью, бодростью, выносливостью и силой, до глубокой старости сохраняют неизменный оптимизм, хорошее настроение и стойкость духа. (слайд 13) Изучение этого уникального племени показало, что основная причина столь необычного долголетия- строго соблюдаемый рациональный режим питания, но самым интересным оказалось то, что среди продуктов питания этих кашмирских горцев главное место принадлежит абрикосу. Летом свежие, зимой вяленые или сушеные плоды, абрикосовая мука, соки, пастила, повидло и другие блюда составляют основу их рациона.

4. Охрана плодовых деревьев.

Учитель: ребята, вот мы с вами и выяснили какова огромная роль плодов в жизни человека, но сами растения беззащитны и нередко гибнут от рук человека. Особенно большой урон наносится дикорастущим растениям. Очевидно, каждый из вас видел, как собирают целые охапки красиво цветущих растений (часто их даже не доносят до дома и выбрасывают), как безжалостно ломают кусты черемухи и ветки с плодами рябины. За последние годы некогда распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли, Уже около 600 видов дикорастущих растений нашей страны занесены в Красную книгу, среди них ландыш майский, подснежник белоснежный и другие: плакат «Красная книга» (слайды 14, 15). Каждый человек бережно и весьма тепло относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и ко всей окружающей нас природе.

Учитель: итак, ребята, с какими терминами мы на уроке сегодня работали?

Ученик: называет слова, записанные на доске.

Учитель: все эти слова у вас записаны в словаре. А слово «Плод» вам надо записать.

Источник

Adblock
detector