Как сергей есенин изображает природу

Русская природа в лирике Сергея Есенина

Поэзия Есенина – это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин – великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина – Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, – природу!

Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа – его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

“Моя лирика жива одной большой любовью, – говорил Есенин, – любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа.

Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:

Ведь я мог дать

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, – и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень – это пора подведения итогов, тишины и покоя.

Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта…” – писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

Источник

И каждый человек в России хоть однажды пережил тоже, что и С. Есенин…

Изображение русской природы в творчестве Есенина. Примеры цветового изображения явлений природы поэтом, особенности и применение золотого цвета в стихотворениях творца. Характеристика и специфика произведения «Письмо матери», описание его подтекста.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2016
Размер файла 485,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Армавирский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Исследование поэтического текста

«И каждый человек в России хоть однажды пережил тоже, что и С. Есенин…»

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это не разрывные понятия…

Как Есенин изображает природу?

«Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно связан с родной природой. Русская природа для Есенина — это вечная красота и вечная гармония мира, врачующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвышенно и просветленно, действуют они на нас. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей.

Признаваясь в любви к родине, поэт с благоговением описывает красоту русской природы, уподобляя ее живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут»:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Часто применяя характерный для его лирики прием олицетворения природы, Есенин создает свой неповторимый мир. Природа в его стихах чувствует, смеется и грустит, удивляется и огорчается. Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями.

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная земля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытностью родного села, с теми песнями, поверьями, сказаниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзотическая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Все исследователи творчества Есенина отмечают в его стихотворениях яркую, ни с чем не сравнимую цветопись.

Найти примеры цветового изображения явлений, какие цвета преобладают и почему?

В стихах Есенина оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, — жёлтый и золотой.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Есенин подчеркивает в стихотворении золотой цвет, как силу и высоту русской природы.

Стихотворения С. Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Один из таких оттенков — «алый». В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» с «алым» сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла.

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», « с алым соком ягоды». А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…». Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские мысли «о старости и тлене». Цвета «золотой осени» — желтизна, багрянец, медленный листопад — это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

Есенин как большой художник, оказался гораздо сложный. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.
Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

Природа воспета Есениным, словно живое существо. Докажите это примерами из текста

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.

Поэт одушевляет ее:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу. ” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. есенин стихотворений цветовой природа

Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”. Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения.

Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту.

«Письмо матери» основано на противопоставлении. Объясните, что и чему противопоставлено?

В «Письме матери» предстает человек, уставший от жизни и мечтающий о возвращении на родину как о единственном средстве спасения «Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. », ибо все самое чистое и светлое связано только с родным домом.

Два мира, два пространства противостоят в сюжете этого стихотворения. В одном мире (мире матери) над деревенской избушкой «струится» «вечерний несказанный свет», тишина, спокойствие и материнское ожидание возвращения сына. В другом мире (мире сына, воспринимаемом матерью) — праздность и поножовщина кабацких драк. Однако уже в этом стихотворении мир кабака трактуется поэтом не как следствие моральной неустойчивости, а как следствие «тоски мятежной», причины которой в стихотворении не объясняются. Но образ «мятежной тоски» говорит, что это чувство является следствием попыток постичь какие-то глубинные общественные закономерности.

«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчеркивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» — разговорное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». Последние строфы — предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникновенная просьба:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Понимая, что даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся. Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет не долгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со собственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этой строчке — предчувствие собственной гибели попытки хоть как-то утешить ту, для которой он остается самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Основываясь на материале своих исследований, сделайте выводы о значении творчества С. Есенина

Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца».

В нашу литературу С. Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в “узком промежутке” старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Детская пора выдающегося русского поэта Сергея Александровича Есенина в селе Константиновка Рязанской области. Тема природы, тайны русской души и любви к родине в творчестве поэта. Выражение переживаний души посредством описания явлений природы в стихах.

презентация [1,0 M], добавлен 20.03.2015

Тема природы в творчестве Есенина. Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина. Образы животных и «древесные мотивы» в лирике Есенина. Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт.

реферат [31,8 K], добавлен 01.05.2003

Период имажинизма в творчестве и жизни С. Есенина. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. Образы-символы в его творчестве, цветовая насыщенность произведений. Анализ цветового лексического состава стихотворений с точки зрения употребления различных частей речи.

курсовая работа [50,4 K], добавлен 04.10.2011

Обращения Есенина в ранний период творчества к песенной основе. Применение лексики, относящейся к миру птиц со всем его символическим обозначением, в произведениях С. Есенина. Употребление поэтом в своих стихотворениях имен собственных Русь и Россия.

курсовая работа [31,9 K], добавлен 16.11.2011

Значении природы в жизни каждой личности. В.П. Астафьев и место природы в его творчестве. История изображения природы и человека в литературе. Роман В.П. Астафьева «Царь-рыба»: сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие произведения.

реферат [61,9 K], добавлен 05.06.2011

Описания и картины в ранней лирике Сергея Есенина родного села Константиново, отражение в стихотворениях автора исконно русской природы и местности. Яркие образы погоды и времен года в есенинских стихах. Особенности родных мест в поздней лирике поэта.

реферат [31,4 K], добавлен 17.11.2009

Знакомство с творчеством Пушкина в детстве. Сравнения детства и отрочества у Пушкина и Есенина, их литература для обучения и получение образования. Художественно-обобщённый образ, в котором переплетены черты матери и бабушки в стихотворениях поэтов.

Источник



Тема природы в творчестве Есенина

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова» поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

Источник

Как сергей есенин изображает природу

Пайзиев, Б. Х. Образ природы в лирике Сергея Есенина / Б. Х. Пайзиев, Т. В. Половинкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15486/ (дата обращения: 08.06.2021).

Сергей Есенин — один из выдающихся поэтов расцвета серебряного века. В его лирике присутствует много жизненных тем. Одной из ведущих тем творчества Есенина является тема русской природы.

В своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь, где его глазами все оживает и преображается яркими тонами, которые имеют отличительную особенность в стихотворениях. Жизнь и творчество у Есенина были неразрывно связаны. Поэтому можно говорить о том, что в его произведениях есть автобиографичное начало. Таким образом, доверяя читателю свою душу, стихотворения поэта вызывали у почитателей его творчества сопереживание.

Выше было упомянуто, что жизнь в стихотворениях изображается в ярких тонах. Действительно, многокрасочная цветовая палитра играет важную роль в произведениях Есенина, особенно в ранней лирике, которая наполнена мечтами и иллюзиями, любованием и воспеванием природы.

Каждый цвет палитры художника Есенина несет в себе определенный смысл. К примеру, алый цвет, цвет роз используется автором при описании нежности и юности («Выткался на озере алый свет зари» [1, с. 28]), желтый — создание лирических героев («Про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся» [1, с. 253]), цвет лазури, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию («Несказанное, синее, нежное…» [1, с. 215]), а малиновый цвет — звон колоколов или при необходимости придания пейзажу звучности («О Русь — малиновое поле…» [1, с. 83]).

Но нельзя прямо относить определенный цвет к тому или иному явлению. В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Примером служат поздние стихотворения Есенина, в которых посредством мрачных красок прослеживаются обреченность и усталость.

Наиважнейшую роль в лирике Есенина занимает человек. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. По мнению Есенина, человек — неотъемлемая часть природы. Поэтому в лирике поэта мы видим много переплетений человека и природы, раскрытие образов человека через природу. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую грусть в общее повествование, но не омрачает его. Есенин хочет донести до читателя одну истину — крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой.

Живую природу поэт изображает, в том числе, и через образы животных. Стихотворения на данную тематику наполнены печалью и огромной любовью к братьям нашим меньшим. К примеру, стихотворение «Песнь о собаке» содержит следующие умилительные строки:

«До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом» [1, с. 145].

Связь с природой прослеживается и в стихотворениях, которые наполнены любовью к женщине. Образ женщины и образ природы образуют синтез прекрасного. Автор наделил явления природы женскими чертами.

Ярким примером являются образы Зимы, Метелицы, Вьюги и Весны в стихотворении «Поёт зима — аукает». Сам автор считал это произведение детским опытом, поэтому опубликовано оно было только спустя четыре года после написания.

В стихотворении прослеживается интерес поэта к удивительному миру природы. Лирический герой находится в зимней сказке. Волшебные персонажи, являясь тому подтверждением, также несут функцию надежд и грез.

В данном произведении прослеживается синтез женского образа с природой посредством образа Зимы, которая выступает в роли любящей матери, поющей колыбельную:

«Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает» [1, с. 17].

Второй женский образ, являющийся объектом синтеза — образ Метелицы. В стихотворении её образ можно соотнести с образом Снежной Королевы. Автор преподносит образ Метелицы читателю очень заманчивым, прекрасным, и в то же время, от нее веет холодом, который может в миг оттолкнуть и отпугнуть от себя:

«А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна» [1, с. 17].

Еще один синтезирующий образ — образ Вьюги, предстающий перед читателем как образ Злой Волшебницы. Она нисколько не щадит маленьких и беззащитных воробышков:

«А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней» [1, с. 17].

И в надежде на помощь и спасение, пташкам снится Красавица Весна, олицетворяющая доброе начало в стихотворении:

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна» [1, с. 18].

Несмотря на то, что все синтезирующие образы можно подразделить на добрых и злых, автор призывает читателей ценить и понимать красоту всей природы. Как поется в одном из кино-шлягеров на стихи Эльдара Рязанова:

«У природы нет плохой погоды!

Каждая погода — благодать…» [3].

Многие стихотворения Есенина наполнены раскрытием необычайного мира природы. Стихотворение «Черемуха» одно из таких. Центральный образ в произведении занимает образ Черемухи — синтезирующий образ природы, который предстает перед читателями в роли молодой и красивой девушки:

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила» [2, с. 98].

Здесь прослеживается и еще один образ — образ Весны. Только теперь она не снится, а наяву помогает обрести новый облик Черемухе.

Черемуха расцветает и от песен Ручья. Здесь наблюдается излюбленный прием Есенина — олицетворение. В образах Черемухи и Ручья прослеживается образ влюбленной пары:

«Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет» [2, с. 98].

Таким образом, посредством центральных образов стихотворения, автор раскрывает всю красоту природы весной, которую можно соотнести и с расцветанием человеческой души.

Природа и её удивительный мир в лирике Есенина — это не статичные картины. Она будто оживает, все её явления мелодичны и сопровождаются звонкими мотивами. Сергей Александрович избрал путь изображения своей действительности. Поэтому, с взрослением, яркие краски сменялись тусклыми, а образы девушек — образами женщин и стариков. Таким образом, природа в лирике Есенина раскрывает не только глубины человеческой души, но и окружающую действительность.

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 1. Стихотворения. Подготовка текста и комментарии А. А. Козловского — М.: «Наука» — «Голос», 1995. — 672 с.
  2. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 4. Издание 2-е. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». Составитель, подготовка текста и комментарии С. П. Кошечкина, Н. Г. Юсова — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 544 с.
  3. Эльдар Рязанов: Стихи // Православный журнал ФОМА. URL: https://foma.ru/eldar-ryazanov-stihi.html (дата обращения: 25.11.2019).

Похожие статьи

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой. )

Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только

Поэтесса изящным рисунком создает образ зимы, находя в нем наслаждение и упоение.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале.

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале.

Другими излюбленными образами природного мира поэта — липа, рябина, черемуха и др. Особое место в его лирике занимает образ клена.

Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни.

Образ ласточки в лирических произведениях первой половины.

Среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

В лирических произведениях первой половины XIX века образ ласточки довольно

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников.

Образ тела в лирике Сергея Есенина | Статья в журнале.

Таким образом, образ телесности играет немаловажную роль в лирике Сергея Есенина. Образы тела наделены функциями, позволяющими лучше понять само стихотворение и внутреннее состояние автора. Это способствует созданию цельного художественного образа и.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале.

Музыкальные образы, переданные в числе других в есенинской лирике, характеризуют как личность самого автора, так и

С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли. Образ Родины в его произведениях создаётся «из изумрудных трав, белой черемухи, яблоневого.

Функции запахообраза в лирике Шарля Бодлера | Молодой ученый

образ тела, черный человек, лирический герой, поэт, образ, запах, волос, часть тела, образ телесности, природа.

Лирический герой вроде спокоен, так как приход зимы констатирует очень спокойно. Образ холодной, заснеженной зимы у Ахматовой проходит как символ тоски.

поэт, лирический герой, образ поэта-изгнанника, стихотворение.

Ключевые слова: анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня. Животный мир в поэзии С. А. Есенина представлен как живая, одушевлённая и разумная часть природы. Отдельную тему анималистического искусства составляет образ коня.

Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев (история двух циклов)

Образ любимой женщины получает новое звучание и трактовку. Лирическая героиня предстает в поэтических циклах как подлинная героиня любви, отстаивающая право на личное чувство, на борьбу за него. Отношения героя и героини лирических циклов складываются по-разному.

Сквозные образы в лирике Ивана Бунина | Статья в журнале.

Библиографическое описание: Тлеубергенова Р. Р. Сквозные образы в лирике Ивана

Чтоб не быть голословными, мы определили ряд сквозных образов в стихотворениях Ивана Бунина.

Следует обратить внимание, что возлюбленные лирического героя не таят на него зла.

Источник

Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший. » поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая. » черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы. ». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» — фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» — слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Популярные сегодня темы

Николай Алексеевич Некрасов, является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведение было опубликовано в печать свыше 140 лет назад. В нём описывается, насколько была тяжела жизнь

Том Сойер – мальчик, который живет в захудалом американском городке с громким названием Санкт-Петербург. Ему лет десять-двенадцать, не больше. Родителей у него нет. Воспитывает Тома его тетка по матери,

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Одним из главных героев рассказа Куприна Куст сирени стала решительная по натуре и самодостаточная молодая женщина Вера Алмазова. По сюжету она является женой простого небогатого офицера Николая Алмазова.

Главной фабулой выдающегося произведения «Слово о полку Игореве» является огромная любовь к Родине, к своему народу и русской земле.

Источник

Adblock
detector