Как размножаются птицы конспект
Размножение, строение органов и развитие птиц (биология, 7 класс)
Биология
Птицы относятся к прогрессивному биологическому классу, произошедшему от рептилий. Его представители спустя много миллионов лет приспособились к полёту как к способу существованию. Для выполнения репродуктивных функций у них есть внутренние половые органы. Подробно изучают тему «Размножение и развитие птиц» на биологии в 7 классе.
Общие характеристики
Представители этого класса являются теплокровными яйцекладущими. Но прежде чем рассматривать органы размножения птиц, следует узнать их общие характеристики. Основные отличительные особенности:
- Имеют высокоразвитую нервную систему.
- Различное приспособленческое поведение.
- По сравнению с другими животными у этого вида есть специальный механизм, который способствует достаточно быстрому размножению. Такая особенность проявляется в возможности высиживания яйца и в заботе и выкармливании птенцов.
- Высокая температура тела. Это связано с очень быстрым обменом веществ.
- Возможность не только летать, но и достаточно легко перемещаться по суше или по воде.
Всё это обусловило приспособленность птиц к разным средам обитания. Они быстро и массово размножились по всей Земле.
Для выведения потомства у этих животных предусмотрены внутренние половые органы. У самцов таковыми являются семенники, которые по форме похожи на обычные бобы. Они находятся над почками.
Повешены эти органы на брыжейках. В течение сезона размер семенников всё время меняется. В период спаривания происходит их увеличение. Например, когда размножаются дворовые скворцы, их бобовидные тела вырастают в 1500 раз.
На семенниках закреплены придатки, от которых и отходят семявыводящие каналы. Они идут параллельно мочевой системе, попадая в клоаку.
Пенис есть не у всех видов. У тех, у кого его нет, функцию копулятивного органа выполняет выпяченная клоака. Она есть у гусеобразных, страусов и тинаму.
Особенностью строения женских половых органов является то, что система представлена лишь левым яичником и яйцеводом. Правая схема расположения наблюдается только у некоторых птиц. Среди них такие:
- совы;
- куры;
- попугаи;
- гагары.
Если говорить кратко, то у этих видов зеркальный тип строения половой системы. Но на оплодотворение и откладывание яиц это никак не влияет.
Отделы яйцевода и создание потомства
Причина асимметрии расположения яичников заключается в том, что самки сносят довольно крупные яйца, у которых твёрдая скорлупа. По яйцеводу они продвигаются около двух дней.
Форма яичника неправильная и имеет зернистое строение. Он находится в передней части почки. На его размер влияет объём яйца.
Яйцевод — это длинная трубка, по которой продвигается созревшее яйцо. С одной стороны он соединён с клоакой, а с другой — с телом. Он имеет два отдела. В первом находятся специальные железы, которые выделяют белок для эмбрионального развития птенца. В этом отделе яйцо находится около 6 часов, где приобретает защитное покрытие. Вторая часть более тонкая. Здесь образуется подскорлуповая оболочка.
На следующем этапе яйцо попадает в матку, где проводит 20 часов. За это время у него появляется скорлупа.
Последний отдел — влагалище. Через него яйцо попадает в клоаку, а затем выходит наружу.
Для появления потомства птица необходимо выполнить несколько важных моментов:
- Сооружение гнезда, в котором первое время будет развиваться молодняк. Чаще всего это делают самки. Фома гнезда, строительный материал и габариты могут быть разными в зависимости от вида птиц.
- Высиживание яиц. У самок на брюшке появляются залысины, которые помогают обеспечить правильный температурный режим — 38−40 градусов. У некоторых видов могут не образовываться залысины. Вместо этого появляется тёплый пух.
- Охрана и добыча пищи. Этой задачей занимаются самцы, пока самки высиживают яйца.
Считается, что у птиц наиболее сложные процессы поиска партнёра, ухаживания и размножения среди всех животных. Это обусловлено инстинктивным поведением и сложным строением половой системы. У пернатых парные репродуктивные органы, но для размножения задействована только одна сторона.
Вне брачного периода самцы стерильны. Выделение семенной жидкости происходит только на этапе ухаживания.
Особенности спаривания
У большинства видов птиц схема размножения похожа. Но всё же каждый представитель имеет свои индивидуальные особенности.
Более детально процесс спаривания можно рассмотреть на примере кур. Хотя следует заметить, что самки этого вида могут нести яйца и без самцов. Яйцеклетка в этом случае выходит неоплодотворённой.
В определённый период у самцов семенники начинают быстро увеличиваться в размерах. В это время они готовы к спариванию. Спустя несколько дней самка откладывает яйца. Их количество у отдельных видов отличается.
Период спаривания у различных особей может происходить в разное время. Одни виды будут готовы к размножению весной или летом, а другие будут ждать начала осени, и только потом отложат яйца, из которых появятся птенцы.
Развитие яйца и зародыша
Яйцеклетки у птиц достаточно большие, богатые желтком. После созревания они попадают в яйцевод, где происходит оплодотворение самцами. Стенки этого органа сокращаются, проталкивая яйцо в сторону клоаки. Во время продвижения происходит формирование оболочки при помощи специальных желез. Сначала яйцеклетка покрывается белковым слоем, потом волокнистым и известковым. У разных видов птиц формирование яйца занимает от 12 часов до 2 дней.
К моменту откладывания яйца в верхней части желтка появляется зародышевый диск. Желток расположен в центре. Его нижняя часть тяжелее верхней, из-за чего зародышевый диск всё время находится сверху.
Снаружи яйцо покрывает известковая скорлупа, в которой есть много микроскопических пор, обеспечивающих газообмен. Известь частично используется развивающимся зародышем для формирования скелета. Также есть надскорлуповая оболочка, которая необходима для защиты от патогенных микроорганизмов.
Внутри яйца находится воздушная камера, которая постепенно увеличивается в процессе развития зародыша. Перед вылуплением птенец дышит этим воздухом.
Белок необходим для обеспечения зародыша жидкостью. В желтке находится запас питательных веществ.
Развитие зародыша происходит очень быстро. Для поддержания правильной температуры и влажности птицы регулярно переворачивают свои яйца и изменяют плотность прилегания к телу.
В начале развития задние и передние конечности зародыша практически не отличаются. Есть довольно длинный хвост, а на шее можно заметить жаберные щели. Это является свидетельством того, что у предков современных птиц были жабры.
Примерно к шестому дню у зародыша появляются признаки птицы. К концу инкубационного периода всю внутреннюю часть яйца заполняет птенец.
Во время вылупления он прорывает внутреннюю оболочку и просовывает клюв в воздушную камеру для дыхания. Затем яйцевым зубом птенец разбивает стенку скорлупы и вылупляется.
Откладывание яиц птицами достигло совершенства, обеспечивая такую же высокую эффективность размножения, как и живорождение у млекопитающих. А если сравнивать с пресмыкающимися, то формирование яйцеклетки и развитие потомства происходит значительно быстрее. Это довольно любопытный процесс, на который стоит обратить внимание.
Значение птиц в природе
Птицы играют важную роль в биогеоценозе. Они принимают участие во многих биологических цепях. Растительноядные виды поедают плоды, семена и побеги растений. Некоторые представители делают запасы пищи, перенося её на многие километры. По пути часть семян может потеряться. Это помогает растениям расселяться на большие территории.
Важное значение также имеют насекомоядные виды. С их помощью происходит контроль популяции насекомых. Без этих птиц у человека не получалось бы получать хороший урожай с засеянных полей.
Люди стараются помогать пернатым пережить тяжёлые зимы. Они везде устанавливают временные гнездовья, куда заселяются лазоревки, мухоловки, синицы. В холодный период птицы ощущают недостаток корма, поэтому их необходимо подкармливать крошками хлеба, семенами или небольшими плодами.
Некоторые виды относятся к промысловым. Например, такими являются тетерева, утки, рябчики, гуси. Они считаются довольно ценными для человека. Есть и птицы, которые используются для удовлетворения спортивного интереса. Это кулики, бекасы и вальдшнепы.
Таким образом, птицы, несмотря на множество различий во внешнем виде, образе жизни и прочем, имеют большое число схожих черт и очень важны в природе.
Источник
Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц". 7-й класс
Тип урока: комбинированный (беседа, групповое изучение нового материала).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах, исследовательская работа.
Оборудование: таблицы; «немые схемы» органов размножения птиц; схема «Типы птенцов»; макет куриного яйца; влажные препараты птицы; компьютер. Электронное учебное издание «Дрофа». Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина ; интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель готовит кабинет к уроку, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих на уроке, предлагает учащимся сесть по группам так, чтобы было удобно, приятно и продуктивно работать. Объявляет тему, цели, задачи урока, план урока, главный этап урока.
II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (входной контроль).
Урок начинается с фронтальной беседы.
Учащимся, предлагается вспомнить, какие приспособления к полету и жизни на суше выработались у птиц:
- Тело покрыто перьями;
- Передние конечности видоизменены в крылья;
- Сросшийся во всех отделах, кроме шейного, позвоночник;
- Образование киля – это место прикрепления мышц;
- Кости полые, тонкие;
- Хорошо развиты грудные – летательные мышцы;
- Двойное дыхание, при котором кровь насыщается кислородом на вдохе и выдохе;
- Отсутствие челюстей с зубами и наличие легкого рогового клюва;
- Постоянная температура тела + 420 о С, зимой она выше на 60-700. Активны в течение всего года;
- Хорошо развиты зрение и слух;
- Быстро идет обмен веществ;
- Лучше развиты такие системы, как нервная, кровеносная, пищеварительная и т.д.
Все эти черты дают нам основание сделать вывод, что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня организации по сравнению с пресмыкающимися.
Оказывается это не все черты. Итак, наша с вами задача найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше при изучении темы урока: «Размножение и развитие птиц». Для этого вы должны в процессе работы:
- Повторить учебный материал об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц.
- Получить представление об особенностях строения половой системы птиц, формировании, строения яйца птиц, развитием зародыша и типами развития птенцов.
- Научиться работать с предложенным учителем материалом. Объективно оценивать свои знания.
Входной контроль в виде теста высвечивается на интерактивной доске, учащимся на этот вид работы отводится 7-10 минут.
Цель: проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» и готовности к изучению нового материала.
Тестовое задание № 1
1) Выполните тестовое задание:
1. Чем покрыто тело птицы?
а) хитином;
б) чешуей;
в) голой кожей;
г) слизистой кожей;
д) перьями.
2. Какую функцию выполняют передние конечности птицы?
а) участвуют во время ходьбы;
б) питания;
в) защиты;
г) участвуют во время полета;
д) опоры.
3.Известно, что температура тела у птицы в среднем равна 420 С. Как сохраняется, это тепло?
а) крылья;
б) кожа;
в) перья;
г) маслянистая жидкость железы;
д) кожные железы.
4. От каких животных произошли птицы?
а) земноводные;
б) рыбы;
в) ланцетники;
г) древние пресмыкающиеся;
д) ракообразные.
5. Какие признаки из перечисленных характерны только для птиц?
а) двуногохождение;
б) теплокровность;
в) крылья;
г) перьевой покров;
д) зубы.
6. Какой из перечисленных органов чувств лучше всего развит у большинства птиц?
7. Из скольких частей состоят передние конечности (крылья) птиц?
8. Какую функцию выполняет зоб птицы?
а) переваривает пищу;
б) выделяет сок;
в) измельчает пищу;
г) временно держит пищу;
д) выполняет роль желудка.
9. В какой части пищеварительной системы птицы измельчается пища?
10. Из скольких камер состоит сердце у птиц?
11. Сердце птицы в минуту сокращается:
12. Чем отличается кровеносная система у птиц от пресмыкающихся?
а) два круга кровообращения;
б) трехкамерное сердце;
в) четырехкамерное сердце;
г) два предсердия сердца;
д) двухкамерное сердце.
13. В результате развития, какого отдела мозга птицы в воздухе могут совершать очень сложные движения?
а) передний мозг и мозжечок;
б) передний, средний мозг и мозжечок;
в) средний мозг и мозжечок;
г) передний и средний мозг.
14. Цевка – это часть:
а) верхней конечности;
б) грудной клетки;
в) клюва;
г) нижней конечности.
15. Наука о птицах:
а) птицеводство;
б) орнитология;
в) кинология;
г) протистология.
2) Оцените свою работу. Ответы (Приложение 1, см. Приложения). Критерии оценки (Приложение 2, см. Приложения)
3) Обсудите результаты работы
III. Изучение нового материала
Коллективная форма работы (межгрупповая) по заданиям. Каждая группа, получив индивидуальное задание, решает общую проблему через изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания. В группе идет разделение труда между учащимися для решения поставленной задачи, готовится выступление с обязательным выводом. Учащиеся делают записи в тетрадях.
Проблема: Найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше.
Цель: Изучить размножение и развитие птиц по плану:
- строения половой системы птиц;
- строение яйца птиц;
- формирование яйца в организме птиц;
- развитие зародыша в яйце;
- типы развития птенцов.
Задание для I группы
- Изучите текст «Органы размножения птиц» по учебнику биология 7 класс (В.М. Константинов) стр.218, «Размножение» (Т.Я. Богданова) стр.206, дополнительный материал (Приложение 4, см. Приложения).
- Внимательно рассмотрите рисунки на стр. 208 учебника (В.Б.Захаров, Н.И. Сонин)
- Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
- Какое строение имеет половая система самки птицы.
- Какое строение имеет половая система самца птицы.
- Найдите сходства в строении органов размножения птиц и пресмыкающихся.
- Какие особенности органов размножения птиц связаны с приспособлением к полету?
Задание для II группы
- Изучите текст «Строение яйца» по учебнику биология (В.М. Константинов) стр.219, внимательно рассмотрите рисунки (Приложение 3, см. Приложения).
- Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
- Какое строение имеет яйцо птицы?
- Почему зародышевый диск всегда обращен кверху?
- Найдите сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся.
- Какие особенности строения яиц связаны с размножением птиц на суше?
Задание для III группы
- Изучите текст «Формирование яйца в организме птицы» по учебнику биология 7 класс стр. 219 (В.М. Константинов), дополнительный материал (Т.Л. Богданова) стр. 206, предложенный дополнительный материал, внимательно рассмотрите рисунки (Приложение 4, см. Приложения).
- Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
- Какое строение имеет яйцевод птицы?
- Охарактеризуйте этапы формирования яйца в организм птицы
- Найдите приспособления к полету у птиц при формировании яйца.
Задание для IV группы
- Изучите текст «Развитие зародыша в яйце» учебник (В.М. Константинов) стр.219, используйте фрагмент мультимедийного приложения к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина (Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц), (Приложение 3, см. Приложения).
- Внимательно рассмотрите рисунки.
- Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
- Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?
- Чем зародыш птицы напоминает зародыш рыб и пресмыкающихся?
- Найдите сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся.
- Какие особенности развития зародыша связаны с приспособлением к жизни на суше?
Задание для V группы
- Изучите текст « Типы развития птенцов» учебник (В.М Константинов) стр. 220, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин) стр. 210-211, используйте фрагмент мультимедийного приложения к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина (Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц). Внимательно рассмотрите рисунки.
- Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
- Каких птиц называют птенцовыми или гнездовыми? Приведите примеры.
- Каких птиц называют выводковыми? Приведите примеры.
- Найдите черты приспособленности птиц к лучшей выживаемости.
Биологический эксперимент
При ознакомлении учащихся со строением яйца птицы инициативная группа учащихся провела опыт и выступает перед учащимися с полученными результатами. Вместе с другими группами учащихся выясняют наличие пор в скорлупе и их примерное количество на тупой и острой ее частях. Свои наблюдения учащиеся записывают в тетради и дают объяснение обнаруженным явлениям.
Объекты и оборудование: Два варенных яйца; чайная ложка; черная тушь; держатели яиц.
Проведение опыта: Берем два варенных яйца. Одно из них нужно надбить с острой стороны и, увеличив отверстие, чайной ложкой извлечь содержимое. Второе яйцо надбиваем с тупой стороны, и его содержимое тоже извлекается чайной ложкой. Теперь в скорлупу от первого и второго яиц нужно налить до половины черной туши, вдвое разбавленной водой, поставить скорлупу на держатели и наблюдать, появятся ли снаружи черные точки, а если появились, то в какой части скорлупы их больше – в тупой или острой?
Вопросы:
1. О чем свидетельствует проведенный опыт?
2. Почему в тупой части скорлупы образуется больше пор, чем в острой?
IV. Репродуктивное (первоначальное) закрепление (фронтальный контроль).
Вы изучили размножение и развитие птиц, нашли черты приспособления птиц к полету и жизни на суше, сделали выводы. Давайте проверим ваши знания.
Цель: проверить усвоение знаний о размножении и развитии птиц.
1. Есть ли сходства в строении половой системы птиц и пресмыкающихся? (Да. Оплодотворение внутреннее, органы размножения открываются в клоаку).
2. Есть ли сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся? (Да. Откладывают крупные оплодотворенные яйца; яйца покрыты плотной оболочкой; яйца богаты питательными веществами (желток); развитие зародыша идет за счет питательных веществ.
3. Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
4. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
5. Каково значение оболочек яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).
V. Тренировочное закрепление (выходной контроль)
Биологический тест проектируется с помощью интерактивной доски на экран. Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно. Обмениваются ответами, проводят взаимоконтроль. Выставляют оценку:
- “5” – 0 ошибок;
- “4” – 1 – 2 ошибки;
- “3” – 3 ошибки;
- “2” – 4 ошибки.
Биологический тест № 2
1. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?
а) свет;
б) температура;
в) кислород;
г) питательные вещества.
2.Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как млекопитающие, а постепенно?
а) наличие одного яичника;
б) облегчение массы тела в полете;
в) малое число яиц;
г) забота о потомстве.
3.В таблицу внесите номера правильных ответов:
ПТЕНЦОВЫЕ ПТЕНЦЫ
ВЫВОДКОВЫЕ ПТЕНЦЫ
А
Б
После вылупления из яиц птенцы:
- голые или слабо опушенные;
- покрытые пухом;
- слепые;
- зрячие;
- через небольшой промежуток времени могут двигаться;
- долго остаются беспомощными;
- находят корм сами;
- родители выкармливают птенцов.
4. Сделайте подписи к рисунку (Приложение 5, см. Приложения).
5. Какие птицы относятся к птенцовым?
6. Какие птицы относятся к выводковым?
7. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?
а) из яичного белка;
б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца;
г) из внешней среды;
д) из организма матери.
Ответы теста (Приложение 6, см. Приложения).
VI. Подведение итогов. Рефлексия (работа с учителем).
Цель: подведение итогов урока, домашнее задание.
Заключение
1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;
2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества;
3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;
4. Размножение птиц более совершенно, чем у изученных ранее позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.
Рефлексия
1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей?
3. Что понравилось при изучении нового материала?
4. Что мешало достижению целей?
5. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?
6. Выставите полученные оценки за урок себе в дневник и подготовьте для подписи.
Запишите домашнее задание: стр. 210-211. Ответить на вопросы. Выполнить задание № 140, 141 в рабочих тетрадях (ПО).
Попробуйте найти ответы на вопросы: Почему мы так говорим: «Птичье молоко», «Кочующие птицы», «Как летят птицы», «Чье гнездо лучше».
Источник
Как размножаются птицы конспект
Птицы – яйцекладущие раздельнополые животные. Половой диморфизм чаще всего ярко выражен. Самцы более привлекательны, чем самки.
Половая система самок представлена левым яичником (правый редуцирован) и яйцеводом. Отсутствие правого яичника объясняется двумя причинами:
- один яичник значительно облегчает вес птицы, что немаловажно для полётов;
- по узкому яйцеводу может пройти только одно крупное яйцо.
К началу размножения яичник набухает от многочисленных фолликулов и приобретает вид виноградной грозди. Яйцевод – длинная трубка с внутренними железами – отходит воронкой от яичника, переходит в расширение (матку) и открывается наружу клоакой, через которую происходит оплодотворение и выведение яйца.
Фолликул – структурная часть яичника, состоящая из ооцита и слоя эпителия. После созревания из ооцита образуется яйцеклетка, которая попадает из яичника в яйцевод.
Для самцов характерно наличие парных семенников, от которых отходят семяпроводы, заканчивающиеся клоакой. Наружный мужской половой орган у большинства птиц отсутствует. Исключение составляют утки, имеющие спиралеобразный пенис. Также некоторые виды птиц (страусы, гуси, краксы) имеют совокупительный орган, вытягивающийся от стенки клоаки.
1. Биология (8 класс): Птицы
2. Строение внутренних органов птиц
Рис. 1. Строение половой системы птиц.
Строение яйца
Собственно яйцо (яйцеклетка) – желток – оплодотворяется в верхней части яйцевода и, проходя путь от яичника через матку к клоаке, покрывается белком, плёнками, известковой скорлупой. На формирование яйца в яйцеводе у разных видов птиц тратится 12-48 часов. Внутреннее строение яйца подробно описано ниже.
- Желток. Состоит из питательных веществ и воды, необходимых для развития зародыша. В верхней части желтка всегда находится зародышевый диск или бластодиск – небольшое скопление цитоплазмы с ядром. Бластодиск обособлен и выделяется на желтке светлым пятном. Из него развивается зародыш. Желток покрывает оболочка, отделяющая его от белка.
- Белок. Защищает и обеспечивает зародыш водой. Сверху белок окружён двумя плотными оболочками, которые расслаиваются у тупого конца, образуя воздушную камеру. По мере роста эмбриона камера увеличивается, и птенец начинает дышать запасом воздуха.
- Халазы. Белковые канатики (сгустки белка), отходящие от внутренней оболочки и удерживающие желток в середине яйца в подвешенном состоянии. Канатики предохраняют зародыш от ударов и повреждений.
- Скорлупа. Верхняя твёрдая оболочка, пронизанная многочисленными порами, через которые осуществляется газообмен. Скорлупа может окрашиваться специальным пигментом для маскировки в условиях открытого гнездования. Сверху скорлупу покрывает тонкая оболочка.
Рис. 2. Внутреннее строение яйца.
Появление и развитие птенцов
Говоря кратко о размножении и развитии птиц, следует выделить четыре особенности поведения:
- образование пар;
- спаривание;
- гнездование;
- забота о потомстве.
Самцы привлекают самок для спаривания, устраивая брачные игры. Пение птиц, драки самцов, постройка гнёзд, украшения и подарки – атрибуты ухаживания за самкой или токование. В зависимости от вида самцы могут искать партнёршу на всю жизнь или сезонно.
После спаривания птицы гнездятся. Гнёзда строят самостоятельно из глины, веток, камешков или занимают чужие дома. Птицы откладывают 1-20 яиц.
Для развития зародыша необходима высокая температура (38-39°С). Поэтому птицы насиживают яйца, периодически их переворачивая. Формирование эмбриона заканчивается на 16-40 сутки в зависимости от вида.
Рис. 3. Развитие зародыша птиц в яйце.
После появления потомства птицы некоторое время проявляют заботу парой или поодиночке. По продолжительности развития птенцов подразделяют на две группы. Особенности групп описаны в таблице.
Тип развития
Особенности
Примеры птиц
Зрячие птенцы, покрытые пухом. Достаточно самостоятельные (бегают, находят корм). Самка водит за собой, обогревает, защищает от врагов, обучает
Лебеди, куры, гуси, утки, журавли
Слепые голые птенцы. Долгое время остаются беспомощными в гнезде. Родители приносят корм, согревают, защищают. Продолжают заботиться после оперения и вылета из гнезда ещё 1-2 недели
Дятлы, голуби, попугаи, синицы
Что мы узнали?
Из статьи по биологии 7 класса мы узнали о строении половой системы птиц, особенностях внутреннего строения яйца, о поведении птиц в брачный период и двух типах развития птенцов.
Источник
Размножение и развитие птиц
Птицы – яйцекладущие раздельнополые животные. Половой диморфизм чаще всего ярко выражен. Самцы более привлекательны, чем самки.
Половая система самок представлена левым яичником (правый редуцирован) и яйцеводом. Отсутствие правого яичника объясняется двумя причинами:
- один яичник значительно облегчает вес птицы, что немаловажно для полётов;
- по узкому яйцеводу может пройти только одно крупное яйцо.
К началу размножения яичник набухает от многочисленных фолликулов и приобретает вид виноградной грозди. Яйцевод – длинная трубка с внутренними железами – отходит воронкой от яичника, переходит в расширение (матку) и открывается наружу клоакой, через которую происходит оплодотворение и выведение яйца.
Фолликул – структурная часть яичника, состоящая из ооцита и слоя эпителия. После созревания из ооцита образуется яйцеклетка, которая попадает из яичника в яйцевод.
Для самцов характерно наличие парных семенников, от которых отходят семяпроводы, заканчивающиеся клоакой. Наружный мужской половой орган у большинства птиц отсутствует. Исключение составляют утки, имеющие спиралеобразный пенис. Также некоторые виды птиц (страусы, гуси, краксы) имеют совокупительный орган, вытягивающийся от стенки клоаки.
1. Биология (8 класс): Птицы
2. Строение внутренних органов птиц
Рис. 1. Строение половой системы птиц.
Строение яйца
Собственно яйцо (яйцеклетка) – желток – оплодотворяется в верхней части яйцевода и, проходя путь от яичника через матку к клоаке, покрывается белком, плёнками, известковой скорлупой. На формирование яйца в яйцеводе у разных видов птиц тратится 12-48 часов. Внутреннее строение яйца подробно описано ниже.
- Желток. Состоит из питательных веществ и воды, необходимых для развития зародыша. В верхней части желтка всегда находится зародышевый диск или бластодиск – небольшое скопление цитоплазмы с ядром. Бластодиск обособлен и выделяется на желтке светлым пятном. Из него развивается зародыш. Желток покрывает оболочка, отделяющая его от белка.
- Белок. Защищает и обеспечивает зародыш водой. Сверху белок окружён двумя плотными оболочками, которые расслаиваются у тупого конца, образуя воздушную камеру. По мере роста эмбриона камера увеличивается, и птенец начинает дышать запасом воздуха.
- Халазы. Белковые канатики (сгустки белка), отходящие от внутренней оболочки и удерживающие желток в середине яйца в подвешенном состоянии. Канатики предохраняют зародыш от ударов и повреждений.
- Скорлупа. Верхняя твёрдая оболочка, пронизанная многочисленными порами, через которые осуществляется газообмен. Скорлупа может окрашиваться специальным пигментом для маскировки в условиях открытого гнездования. Сверху скорлупу покрывает тонкая оболочка.
Рис. 2. Внутреннее строение яйца.
Появление и развитие птенцов
Говоря кратко о размножении и развитии птиц, следует выделить четыре особенности поведения:
- образование пар;
- спаривание;
- гнездование;
- забота о потомстве.
Самцы привлекают самок для спаривания, устраивая брачные игры. Пение птиц, драки самцов, постройка гнёзд, украшения и подарки – атрибуты ухаживания за самкой или токование. В зависимости от вида самцы могут искать партнёршу на всю жизнь или сезонно.
После спаривания птицы гнездятся. Гнёзда строят самостоятельно из глины, веток, камешков или занимают чужие дома. Птицы откладывают 1-20 яиц.
Для развития зародыша необходима высокая температура (38-39°С). Поэтому птицы насиживают яйца, периодически их переворачивая. Формирование эмбриона заканчивается на 16-40 сутки в зависимости от вида.
Рис. 3. Развитие зародыша птиц в яйце.
После появления потомства птицы некоторое время проявляют заботу парой или поодиночке. По продолжительности развития птенцов подразделяют на две группы. Особенности групп описаны в таблице.
Тип развития
Особенности
Примеры птиц
Зрячие птенцы, покрытые пухом. Достаточно самостоятельные (бегают, находят корм). Самка водит за собой, обогревает, защищает от врагов, обучает
Лебеди, куры, гуси, утки, журавли
Слепые голые птенцы. Долгое время остаются беспомощными в гнезде. Родители приносят корм, согревают, защищают. Продолжают заботиться после оперения и вылета из гнезда ещё 1-2 недели
Дятлы, голуби, попугаи, синицы
Что мы узнали?
Из статьи по биологии 7 класса мы узнали о строении половой системы птиц, особенностях внутреннего строения яйца, о поведении птиц в брачный период и двух типах развития птенцов.
Источник