Изделие с животным орнаментом

Древнерусские матрицы периода двоеверия с изображением животных, птиц, мифических существ и иными сюжетами

Кроме матриц с христианской символикой, на период от конца X века находят матрицы различной тематики, отражающие как двоеверие, так и влияние Византии и западной Европы на культурную жизнь древнерусского общества. Эти матрицы выполнены, как правило, на высоком художественном и профессиональном уровне и представляют собой выдающиеся образцы прикладного искусства.

Обретая государственность, Древняя Русь вливалась в общий культурный круг Византийской империи и других государств Европы, находящихся под влиянием культуры величайшей империи средневековья. На протяжении многих столетий культура Римской империи, впитавшей в себя культуры разных народов, оказывала влияние на своих ближайших и дальних соседей. Иногда это было влияние уже переработанных другими народами образцов римской культуры.

Славяне не были исключением и учитывая развитие их культуры со времени великого переселения народов, многие образы римской культуры были ими хорошо усвоены и адаптированы к нуждам славянской культурной традиции. Поэтому в период двоеверия, после принятия христианства, наблюдается большое сходство символических образов, как в образцах византийского христианского искусства, так и в символике славянской языческой религии.

Древнерусская ювелирная матрица с изображением грифонов, 11-13 вв.

Изготовление изделий с помощью матриц и пуансонов очень древнее изобретение ремесленников. Такой способ производства позволял создавать однотипные изделия в довольно большом количестве, что обеспечивало потребности членов общества.

Наряду с чеканкой и гравировкой, еще более древними способами создания украшений, матрицы были основными средствами производства для множества мастеров — ремесленников различных народов древности. Конечно особые заказы власть имущих выполнялись ювелирами индивидуально, но и ювелиры использовали матрицы. Таким образом изобретение матриц стало первым шагом к созданию массового искусства. Особенно широко матрицы использовались для работ в технике басмы (в переводе с турецкого басма означает оттиск). Басма это ручное тиснение на тонком листовом металле. Главным в этом процессе была матрица, она могла иметь выпуклый рельеф или вогнутое изображение различной глубины в пластинке металла. Основным металлом для отливки матриц в древности была бронза. Сплав был достаточно прочен и выдерживал большое количество выколоток. Материалом, через который производилась выколотка изображений был свинец, пластичный, легкоплавкий, он позволял много раз его использовать при чеканке. В отсутствии свинца использовалась и толстая кожа, особенно у кочевых и полукочевых народов, и мягкое дерево. Продавливали рисунок и при помощи костяных палочек.

При использовании матрицы, наиболее четкое изображение получалось с внутренней стороны изделия и поэтому, в некоторых случаях, мастера применяли дополнительную прочеканку лицевой стороны.

Говоря об использовании матриц древними мастерами, нельзя обойти вниманием и тему литых предметов, тем более, что мастермоделью для формовки при литье довольно часто служили матрицы изделий. Но существовал и особый способ изготовления, при котором форма изделия вырезалась в мягком камне и даже дереве.

Приведу цитату из прекрасно аргументированного исследования Н. В. Рындиной «Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв.»: «До XII в. литье в каменные формы применялось редко. Самая ранняя форма новгородской коллекции относится к концу XI — началу XII вв. Это односторонняя форма для литья конусовидных пуговиц. Как показывает новгородская стратиграфия, с XII в. количество каменных форм возрастает. Появляются формы для отливки объемных вещей со сложной орнаментацией (перстни, бусы, височные кольца). Для более плотного соединения створок формы начинают применять свинцовые штифты, укреплявшиеся в углублениях смежных створок. Это значительно улучшило качество отливок. Особенным мастерством и тонкостью исполнения выделяются трех — и четырехсоставные формы, служившие для литья «на выплеск».

Особый интерес для истории древнерусского литья представляет створка деревянной формы, найденная в слое XIII в. Это полуцилиндрический брусок размерами 95х34х17 мм. На плоской стороне бруска прорезаны два одинаковых углубления, служивших для отливки бляшек в виде четырехлепестковых цветов с полушарной выпуклостью в центре. Одно из них сохранилось целиком, лепестки другого повреждены, так как один край формы обломан. К каждому из углублений со стороны полукруглой грани формы подведен короткий, широкий литник.

Наличие литника убеждает нас в том, что форма была двухстворчатой. Моделирование подтвердило возможность отливки в деревянных формах изделий из оловянно-свинцовых сплавов с невысокой температурой плавления. Происходящее при заливании металла незначительное обугливание стенок формы не препятствует литью.

Полностью устранить обугливание удалось нанесением на стенки формы растворенного воде порошка мела. Хорошие результаты дало пропитывание стенок формы растительным маслом. И в том, и в другом случае форма прекрасно выдерживала многократное соприкосновение с расплавленным металлом». Следует добавить, что ещё в начале XX века, на русском севере, деревенские мастералитейщики отливали маленькие иконки и кресты для продажи на ярмарках или разносчиками — офенями, используя очень твердую сердцевину гриба-паразита (трутовика) живущего на деревьях (в
основном березового трутовика) по очень простой технологии.

Срезанный гриб распиливали на две половинки, вываривали, и в размягченные части вкладывали матрицу-образец. После этого, створки очень плотно сжимали, чтобы получился четкий оттиск, и сушили в печи по особой технологии. Готовая форма позволяла сделать несколько десятков отливок хорошего качества из легкоплавкой латуни, с температурой плавления гораздо выше, чем у оловянно-свинцовых сплавов. Конечно у каждого мастера были свои секреты, передававшиеся из поколения в поколение.

Источник

Я выбираю:: животные орнаменты для вышивки

Отдельно стоит упомянуть зооморфные мотивы в вышивке, потому что им часто уделяется слишком мало внимания. А ведь животные жили бок о бок с человеком всегда, они успели приобрести особое значение в человеческой жизни.

Специфика национального орнамента

Нередко орнамент, отражающий национальную специфику, называют именем народа, для которого он характерен (даже если в районе присутствует этнически смешанное население). Иногда название так же отражает и композицию узора, форму или же месторасположение на одежде.

В пример можно привести русские узоры. Существуют следующие назавния геометрических узоров на рукавах рубахи: «в клюшку», «в клюшку по две ягодки», «в клюшку по пять ягодок», «шашецки», «клубоцки», «простушка», «пояски», «городки», «оконца», «крестам», «кругам», «кони», «коневые голяшки». Кстати, последние названия дают исследователям основание утверждать, что геометрический орнамент поглотил существовавший ранее животный. Еще немного «животных» названий: «кошачьи лапки», «лягушки», «большая лягушка».

Стилизованная, геометризированная фигура человека или ее отдельные части так же часто встречается в ряду узоров. Например. «в цетыре голоушки», «головастица», «головки-ромбики», «головки и пальчики». Имеются названия, отражающие бытовые реалии, связанные с небесной сферой. Но более всего распространены геометрические и растительные узоры. Следом за ними идут узоры зооморфные.

Среди названий узоров, отражающих зооморфные мотивы, можно перечислить «в гусек», «в два гуська», «большие и малые кони», «в конек», «богатка в конек», «конястица», «безголовый конь (олень)», «петухи», «бесхвостые петушки», «курушки», «цыпушки», «орлики», «лев-звирь», «рокастица», «узор медведям» и многие другие.

Зооморфный орнамент и его символика

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Зооморфный орнамент также называют «звериным стилем». Стилизованные изображения птиц и рыб так же относятся к разряду зооморфных орнаментам.

Конь в мифологии связан с культом солнца. Изображение узоров с лошадьми связано с почитанием солнечного света. К тому же, лошадь — животное в крестьянском хозяйстве незаменимое.

Птицы часто изображались на рушниках. Считалось, что птицы олицетворяют весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю.

-Павлин в орнаменте — символ семейного счастья; он несет в себе солнечную энергию.

-Соколы, петухи, голуби — символ молодоженов. Часто птицы изображаются попарно, повернуты друг к другу и держат в клювах ягоду калины или же сидят у корней дерева, которое олицетворяет новую семью.

-Сказочные птицы не несут в себе какой-то мистической символики и играют чисто эстетическую роль. Тем не менее, Это не помешало подобным узорам получить широчайшее распространение.

Что означает цвет

Не только сам рисунок вышивки, но и цвет играет огромную роль.

1. Красный цвет олицетворяет огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, цвет жизни. Красный цвет служил оберегом от злых сил.

2. Белый цвет — символ чистоты, невинности и нежности.

3. Голубой и синий цвета — цвета неба и воды. Так же, голубой цвет олицетворяет чистоту, а синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.

4. Зеленый цвет — цвет природы, жизни, бессмертия.

5. Черный цвет — символ траура и печали. Но иногда использовался в вышивке и как символ земли, и просто для подчеркивания некоторых элементов.

И в завершение статьи, предлагаем Вашему вниманию несколько схем для вышивки с зооморфными узорами. Если Вы соберетесь обставить свой дом в русском стиле, вышивка может Вам пригодиться.

Источник



Изделие с животным орнаментом

При репосте или копи-пасте ссылка на оригинал статьи обязательна. За фото и картинки спасибо Pinterest, Internet, Taobao.

Китайское искусство придает большое значение передаче отношений человека и природы. Мир вокруг визуализировался в декоративно-прикладном творчестве (одежде, украшениях, предметах быта) в виде различных бразов и узоров. Искусство орнамента, являющееся неотъемлемой частью китайской культуры, вобрало в себя традиции и обычаи, философию, образ мышления, метафоричность и особенную эстетику.
Отправимся в путь к истокам и значению традиционного китайского орнамента.

В китайской культуре орнамент, традиционно наделенный благопожелательным смыслом и выражающий идею полноты и совершенства всего сущего, пронизывает практически все духовные и материальные сферы человеческого бытия.

Современное понятие «благопожелание» впервые было упомянуто в древнекитайском классическом трактате «Чжуан-цзы». В это слово вкладывались такие понятия, как благополучие и благосклонность судьбы, а дословно переводится как » счастливый баран», что объясняется тем, что древние китайцы вели кочевой образ жизни и как следствие, отара жирных баранов являлась великим достижением и трактовалась как счастливое событие.

Со временем термин «благопожелание» объединил в себе целый ряд понятий, среди которых центральное место занимаеют счастье, бгатство, карьера, долголетие и радость. Эти компоненты в конфуцианской культуре называются «пять компонентов полного счастья» и являются главными темами китайского орнамента.

К зооморфной группе благопожелательного орнамента одежды и украшений относятся многочисленные изображения животных и птиц, рыб и насекомых.
В китайской мифологии больше внимания уделялось пяти существам: дракону, фениксу, тигру (иногда его заменяет цилинь — вариант китайского единорога) и черепахе.

Феникс. Изначально слово служило обозначением посланца Небесного владыки — божества ветра (ветер — фэн). Согласно китайским источникам, феникс живет в Киноварной (красной) пещере. Такая позиция привела к слиянию образа феникса и Красной птицы Чжу-цяо — символа южной стороны света.
Традиционные элементы изображения феникса: большое крыло, пышный хвост и гребень на голове. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов — желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Источник

Украшения в стиле Этно

Картинки по запросу украшения в стиле бохо

Сегодня я хочу вам рассказать об украшениях в этно-стиле. Они объёмные, яркие и неизменно привлекают внимание, ну и, конечно же, они отличные помощники в нелёгком деле создания индивидуального, неповторимого стиля.

Кроме этого такие изделия не теряют своей популярности, как у ведущих мировых дизайнеров, так и у обычных ценителей необычных вещей. Этно-украшения можно встретить в коллекциях Emilio Pucci, Dolce & Gabbana, Dior, Versace, Kenzo, Herm`es.

Особенности и виды этно-украшений

стиль этно

Этно-стиль вобрал в себя черты нарядов различных народов мира. Украшения в этом стиле, в основном создавали из натуральных материалов – металл, натуральные камни, кость, дерево. Геометрия, цвета и вид изделий также определяются предпочтениями того или иного народа. Конечно сейчас этно-украшения – это, прежде всего стилизация, а не оригинал.

Считается, что мода на этнику началась в 60-х годах вместе с появлением хиппи. Приверженцы этой субкультуры носили одежду с крупным рисунком и изделия из природных материалов. Всего существует семь типов в этно-украшениях:
Египетский – базовые цвета – золотой, синий, бирюзовый, жёлтый, белый. К украшениям такого вида относят перстни с большими вставками из камней, браслеты в виде змей, объёмные бусы, чокеры из металлических пластин.

На украшениях из Египта очень часто можно увидеть изображения богов, иероглифов, растений, пирамид.
этнические украшения
этно-украшения
этника

— Греческий – главные цвета – синий и белый. Они, как правило, разбавлялись пастельными оттенками. Греция это, прежде всего – диадемы, заколки для волос, кулоны, серьги и браслеты. Их структура — звеньевая. Декорировали их меандром и пальметтами.
стиль этно
этнические украшения
этно-украшения

Индийский – главные цвета – золотой, бирюза, баклажановый, оливковый, оранжевый, красный, фиолетовый. Индийские украшения – это длинные серьги, браслеты, многорядные бусы и ожерелья, пирсинг в носу. Их делают из металлов, натуральных камней. В качестве украшения используются изображения цветов.
этника
стиль этно
этнические украшения
этно-украшения

Славянский – базовые оттенки – красный, белый, синий, золотой, чёрный, терракотовый. В славянских украшениях очень часто встречаются флористические мотивы и украшения с изображениями животных. Также славяне использовали для создания украшений бисер.
этника
стиль этно
этнические украшения

Индейский – главные цвета – коричневый, песочный, бордовый, бежевый, терракотовый. При слове» индейский» сразу возникает образ серёг с пёрышками как у Покахонтас из одноимённого мультфильма. Бусы из бисера, браслеты из кожи – вот основа этно-украшений данного вида. Особенно отметить здесь нужно изделия индейцев племени Навахо. Они изготавливают украшения из натуральной бирюзы.
этно-украшения
этника
стиль этно
этнические украшения

Японский – главным этно-украшением японцев считается широкое деревянное обручье и изображением цветущей сакуры. Этот монохромный ансамбль разбавляют следующие оттенки – оранжевый, розовый, зелёный. Украшают изделия изображениями растений, животных, птиц и орнаментом.
этно-украшения
этника
стиль этно

Африканский – главные цвета – хаки, красный, чёрный, кофейный, белый, терракотовый. Изделия в африканском этно-стиле – это браслеты, выполненные из дерева, объёмные колье, украшения из клыков животных.
этнические украшения
этно-украшения
этника

Основные правила при выборе украшений в этно-стилистике

1. Изделия должны быть высокого качества. Как правило, такие изделия мы очень часто привозим из заграничных поездок, они конечно очень этничны, но нередко их качество оставляет желать лучшего. Поэтому отнеситесь к его выбору серьёзно.
2.не стоит надевать сразу несколько украшений в стиле этно. Достаточно ограничиться перстнем или браслетом. Очень интересно смотрится сочетание этнических и современных украшений. Также можно обратить внимание на часы, браслет которых стилизован под этно.
3. Этнические украшения нуждаются в поддержке. Нет, это не значит, что вы должны надеть на себя кокошник или сари. Достаточно будет того что на вашей одежде будет этнический орнамент. Очень хорошо такие украшения сочетаются с леопардовым принтом. На шею можно повязать яркий платок с огурцами или надеть юбку в стиле «хиппи». Кстати юбки с цветочным рисунком очень актуальны в сезоне весна-лето 2017.
стиль этно
этнические украшения
этно-украшения
этника
стиль этно

Аксессуары и причёска
этнические украшения
Если вы решили использовать для своего повседневного образа украшения в этно-стилистике. То желательно чтобы ваши волосы были распущены. Ещё можно соорудить на голове высокий хвост или заплести косы.
этно-украшения
этника
стиль этно

Национальные украшения также хорошо сочетаются с сумкой декорированной бахромой. Этно-украшения – это всегда ярко, стильно и привлекает внимание. А ещё они прекрасно поднимают настроение. Это особенно важно в те дни, когда за окном серое небо и так мало солнца.

этнические украшения
этно-украшения
этника
стиль этно
Украшения помогают сделать образ не просто стильным, а запоминающимся. Экспериментируйте, попробуйте побыть в роли стилистов и создать собственными руками модный шедевр.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Adblock
detector