Иван тургенев о природе отцы и дети

Роль описаний природы в романе «Отцы и дети»

И.С. Тургенев — мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. «Записки охотника» — это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок».

Природа в романе «Отцы и дети»

Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.

Описания природы в начале романа как тон общего замысла

Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое — подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ

«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «Мужички… обтреханные, на плохих клячонках»….

Но за этим описанием сразу следует иное: «весна брала свое». И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе

«все…золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось т лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея,… гуляли грачи», повсюду… заливались жаворонки»…

Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой

«понемногу ослабевая, исчезали его размышления».

Так задана главная доминанта произведения — теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Восприимчивость к природе как характеристика персонажей

Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.

Николай Петрович размышляет о том, что

«за молодыми есть…какое-то преимущество перед нами».

Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,

как» можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе».

И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова

«Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звезды».

Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты

«в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не рожден был романтиком».

Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.

Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»

Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…

«Утро было славное, свежее, «- пишет Тургенев. Тишина и покой природы ( «легкая пыль лежала на ней — дороге — , еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою»).

Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной прекрасной природной красоты.

В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои

(«Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед… ровная тень обвивала Аркадия и Катю, только изредка в ее волосах зажигалась яркая полоска»).

Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней

(…предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной силы, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»).

Тургенев как бы невзначай роняет «знакомо каждому», говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.

Природа и описание могилы Базарова как картины вечности

Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров. Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто

(«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»).

Именно описания природы помогают автору вывести роман «Отцы и дети» за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных вопросов красоты и истины.

Источник



Сочинение: Природа в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

(376 слов) В русской литературе, постоянно тяготеющей к реализму, пейзаж как образ имеет ключевое значение. Именно изменения природы, ее состояния в произведениях Тургенева способны подсказать читателю главное в произведении, а также расставить акценты в понимании основного сюжета. В романе «Отцы и дети» пейзаж представляет собой индикатор, по которому можно определить настроение персонажей и значение описанного события.

Начало романа открывается пейзажем опустения, нищеты и бедности: серая, непригодная для возделывания, земля, голые деревья. Аркадий, увидев такую природу, говорит, что этому бедному месту необходимы преобразования, как и старому укладу жизни помещиков.

Позже, с приходом тепла, появляется надежда на перемены. Весна говорит о том, что пришла пора изменений. Обновления природы говорят и о смене сезонов года, и о смене поколений. Хорошая, теплая погода пробуждает по всех героях что-то доброе: у Николая Петровича это воспоминания, у Аркадия — мысли о счастливом будущем. Стоит сказать, что имение Кирсановых отражает состояние Николая Петровича: когда сад и беседка полны зелени и цвета, расцветает и сам Николай Петрович. А аккуратно постриженные кусты и оранжереи Одинцовой говорят о том, что вся жизнь Анны Сергеевны неинтересна, однообразна, и даже искусственна. Кроме того, интересное наблюдение автора раскрывает образ главного героя. Любимое дерево Базарова – одинокая осина на краю ямы, ставшая его талисманом в детстве, является как бы прообразом Евгения – одинокого и бунтующего.

Для Тургенева отношение человека к природе – лакмусовая бумажка для личности. Например, Базаров говорит, что природа – не храм, а мастерская, а человек в ней – работник. Это не находит одобрения у Тургенева, всегда любившего природу и русские пейзажи. Но Базаров все же любит гулять по лесам, смотреть на белые березы, он не такой жестокий, равнодушный и черствый, каким хочет казаться. А вот по-настоящему равнодушны к природе Одинцова и Павел Петрович, брат Николая. Юное поколение, Катя, Фенечка и Аркадий, влюблены в природу, хотя молодой человек пытается это скрыть. Так автор подчеркивает живость, искренность характеров героев. Также тесно связана природа с психологизмом романа – она отражает душевные состояния героев – дождь или ясное солнце говорят о грусти или радости. Но, кроме того, природа способна показать мелочность происходящих событий, например, ясное, чистое утро перед дуэлью Базарова и Павла Петровича.

В последней части при описании сельского кладбища природа играет главную роль: прощаясь с Базаровым, Тургенев показывает смерть и несостоятельность самого нигилизма. Все подчиняется законам природы: все идеи людей погибают, и только природа может жить вечно – таков вердикт Тургенева.

Источник

Иван тургенев о природе отцы и дети

В написанном И.С. Тургеневым романе «Отцы и дети» особое внимание уделяется описаниям природы, которые играют большую роль в выражении авторской позиции. Пейзажные описания выполняют не столько эстетическую, сколько идейную функцию.

Описание природы наблюдается в самом начале повествования. Читатель видит природу глазами Николая Петровича Кирсанова, ожидающего приезда своего сына Аркадия. Автор показывает, что Николай Петрович способен видеть красоту природы. От этой способности, например, старается отречься центральный персонаж романа Евгений Базаров. Аркадий Кирсанов, как и отец, видит природную красоту, это становится одним из различий между Базаровым и его «учеником» Кирсановым-младшим и одним из доказательств того, что Аркадий поддерживает поколение «отцов», а не «детей».

Образ природы имеет большое значение при раскрытии образа Базарова. Считая себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы, главный герой утверждает: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров действительно подтверждает данную позицию своими опытами над лягушками, однако подсознательно он все равно обращается к образам природы. Так, Базаров признается: «Та осина напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них». Автор демонстрирует, что Базаров обладал способностью обращать внимание на природу, но вследствие неверной, не приспособленной к реальной жизни нигилистической теории он старается подавить в себе возможность видеть красоту природы. А когда базаровский нигилизм сталкивается с действительностью, он подсознательно ищет связи с природой: чувствуя разраставшиеся любовные чувства к Анне Одинцовой, Базаров, желая подавить их, отправляется гулять по лесу. И.С. Тургенев демонстрирует, что в душе Базарова есть место любви к природе, однако его ошибка заключалась в том, что он старался заполнить это место чем-то другим, подавляя в себе человеческую естественность.

Важно пейзажное описание, которым завершается все повествование: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. ». Автор демонстрирует, что после смерти Базаров соединился с природой, что вновь развенчивает нигилистические воззрения главного героя. И.С. Тургенев указывает на несостоятельность идей Базарова о том, что природа – «мастерская», в которой человек является ее «работником». Автор показывает: тело Базарова лежит в могиле, в то время как природа продолжает жить, и если человек не бессмертен, то природа вечна. Вместе с Базаровым под землей лежат его нигилистические идеи, которые не выдержали проверки самой жизнью.

Источник

Роль описаний природы в романе Тургенева «Отцы и дети»

В написанном И.С. Тургеневым романе «Отцы и дети» особое внимание уделяется описаниям природы, которые играют большую роль в выражении авторской позиции. Пейзажные описания выполняют не столько эстетическую, сколько идейную функцию.

Описание природы наблюдается в самом начале повествования. Читатель видит природу глазами Николая Петровича Кирсанова, ожидающего приезда своего сына Аркадия. Автор показывает, что Николай Петрович способен видеть красоту природы. От этой способности, например, старается отречься центральный персонаж романа Евгений Базаров. Аркадий Кирсанов, как и отец, видит природную красоту, это становится одним из различий между Базаровым и его «учеником» Кирсановым-младшим и одним из доказательств того, что Аркадий поддерживает поколение «отцов», а не «детей».

Образ природы имеет большое значение при раскрытии образа Базарова. Считая себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы, главный герой утверждает: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров действительно подтверждает данную позицию своими опытами над лягушками, однако подсознательно он все равно обращается к образам природы. Так, Базаров признается: «Та осина напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них». Автор демонстрирует, что Базаров обладал способностью обращать внимание на природу, но вследствие неверной, не приспособленной к реальной жизни нигилистической теории он старается подавить в себе возможность видеть красоту природы. А когда базаровский нигилизм сталкивается с действительностью, он подсознательно ищет связи с природой: чувствуя разраставшиеся любовные чувства к Анне Одинцовой, Базаров, желая подавить их, отправляется гулять по лесу. И.С. Тургенев демонстрирует, что в душе Базарова есть место любви к природе, однако его ошибка заключалась в том, что он старался заполнить это место чем-то другим, подавляя в себе человеческую естественность.

Важно пейзажное описание, которым завершается все повествование: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. ». Автор демонстрирует, что после смерти Базаров соединился с природой, что вновь развенчивает нигилистические воззрения главного героя. И.С. Тургенев указывает на несостоятельность идей Базарова о том, что природа – «мастерская», в которой человек является ее «работником». Автор показывает: тело Базарова лежит в могиле, в то время как природа продолжает жить, и если человек не бессмертен, то природа вечна. Вместе с Базаровым под землей лежат его нигилистические идеи, которые не выдержали проверки самой жизнью.

Источник

Adblock
detector