Иудаистическая мифология Тетрам

Иудаистическая мифология. Тетраморф

Тетраморф — в иудео-христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля с четырьмя лицами — человека, льва, быка и орла. В Откровении Иоанна тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

Книга «Зоар» называет эти четыре образа над таинственной колесницей — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. В каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» букв. «святые животные».

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного с VII века символического изображения:

  • Марк в образе льва,
  • Иоанн в образе орла.
  • Матфей в образе ангела,
  • Лука в образе тельца,

Каждый из них крылат и держит Евангелие.

1.1. В Священных Писаниях В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19. Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.

Ниже Иез. 10:1 эти существа названы херувимами ср. также 1Пар. 28:18, а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима Иез. 10:14.

1.2. В Священных Писаниях В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса Откр. 6:1-8.

1.3. В Священных Писаниях В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

2. В религиозной традиции

Согласно Борхесу, в каббалистической Книге «Зогар» «Сияние» эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.

2.1. В религиозной традиции В иудаизме

В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.

Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима. Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия 3:24 используется форма множественного числа «כרובים» керувим, которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.

2.2. В религиозной традиции В христианстве

Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:

Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца II века, а с IV века и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII века его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

Первая версия: Впервые во II веке Ириней Лионский, толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Так же считали Анастасий Синаит, Арефа Кесарийский, Феофилакт Болгарский и некоторые другие богословы. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях. Ириней растолковывает, что именно символизирует каждое из существ, и подытоживает, что справедливо, что на них восседает Иисус Христос.

Вторая версия: В конце II века появляется новое распределение: лев — Марк, телец — Лука, человек — Матфей, орёл — Иоанн. Эту версию поддержали Викторин из Петтау, Епифаний Кипрский, Иероним, Григорий I и другие: «символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя. Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией. А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы». Данная версия получила наибольшее распространение в христианском богословии и искусстве.

Третья версия: Ипполит Римский и Блаженный Августин придерживались третьей версии: лев — Матфей, телец — Лука, человек — Марк, орёл — Иоанн.

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел человек, ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света, а также приводил их ассоциации с четырьмя элементами, временами года, добродетелями. Григорий Великий VII век считал что существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни: родился он как человек incarnatio, смерть принял как жертвенный бык passio, при воскресении был львом resurrectio, а вознёсся как орёл ascensio. Также тетраморф получил трактовку как символ единого Евангелия Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами.

О существах рассуждает Августин, Климент Александрийский. При этом Климент, комментируя описание Ковчега Завета из книги Исход, пишет что херувимы на его крышке символизируют «указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени». В дальнейшем появилась отдельная астрономическая интерпретация животных см. ниже.

В толковании на книгу Откровения Андрей Кесарийский VI — VII века пишет:

Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых.

К тетраморфу евангелистов в Православной церкви относят заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на литургии, их он произносит за богослужением как возглас: «поюще орёл, вопиюще вол, взывающе лев и глаголюще человек».

В Православной церкви первая глава пророка Иезекииля, повествующая о таинственных четырёх животных, носящих престол славы, читается на шестом часе в Великие понедельник и вторник.

2.3. В религиозной традиции В Русской церкви

Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году. В ходе реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского Епифаний из Константа, Иеронима и Григория I.

Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено. Тетраморфные символы, могли только сопровождать человеческие образы евангелистов. Самостоятельные изображения тетраморфа, как прообраза евангелистов, остались в традиции старообрядческой иконописи.

2.4. В религиозной традиции Старообрядцы

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к Иринею Лионскому. В «Поморских ответах» апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое «римское» происхождение принятого сегодня толкования:

3. Астрономическая интерпретация

Николай Морозов в своей работе «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса» представил связь библейских животных с четырьмя созвездиями. Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии, рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.

Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём странам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений Иеронима Стридонского IV век

Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие Скорпиона или Водолея, орёл — созвездие Скорпиона.

4. Источник образов

Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Лев — бога войны Нергала Марс
  • Бык — атрибут верховного бога Мардука Юпитер
  • Человек — бога мудрости Набу Меркурий
  • Орёл — бога ветра Нинурта Сатурн

Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг ищет отдалённый источник этих эмблем в четырёх знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орёл — со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла.

При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез. 1:9. Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды. Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.

4.1. Источник образов Аналоги в других традициях

Как указывает энциклопедия символов: «тетраморфы — мифологические существа как правило, животные, олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами. Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырём сторонам мирового древа; это хозяева и стражи «четырех сторон света», образы божественного покровительства, защиты от хаоса». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:

  • Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы ездовые животные богов и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
  • В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орёл, павлин и бык.
  • В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, тигр, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро.

В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:

  • орёл, вол, лев, человек Ассирия, Древний Израиль;
  • чёрная черепаха, белый тигр, малиновый феникс, зелёный дракон Юго-Восточная Азия;
  • ястреб, шакал, обезьяна, человек Древний Египет.
  • орёл, слон, дракон, рыба Древняя Греция,

Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма. В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.

Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха Ноя: «сказали: «Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува, ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!». Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об идолах имевших форму человека женщины, льва, коня и орла.

5. Храмы

  • Церковь Четырёх живых существ Тетраморфа находится в верхнем пролёте лестницы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Эфиопской православной церкви.

6. Изображения в культуре

Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колеснице в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырёх животных. То есть Христос изображался в мандорле, по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским херувимам и серафимам, тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырёх сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.

До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.

6.1. Изображения в культуре В Западной Европе

Часто символы евангелистов изображали на тимпанах и порталах храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.

Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.

В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля».

6.2. Изображения в культуре В православии

Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтыри XI века на миниатюре с Христом, венчающим Ярополка и его жену Ирину Гертруду. Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря 1345 год, разрушенного во время Великой Отечественной.

В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними. В иконе «Единородный Сыне» Спас держит в руке небольшой тетраморф.

В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов например, на Царских Вратах иконостаса, а также в составе сложных иконографических композиций, таких как Спас в силах, Неопалимая Купина и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.

6.3. Изображения в культуре Прочее отражение в культуре

Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми масонами. Ниже представлены флаги масонской ложи «Ниагара-2» в канадском городе Ниагара-он-те-Лейк провинции Онтарио.

Источник

Многорук

Strange Mnogoruk.png

К счастью или к сожалению, но так уж получилось, что в реальной жизни у людей весьма ограниченный набор частей тела. Одна голова, две ноги и две руки. Но ведь есть же в природе и существа, которые этим не ограничиваются. И если для большого числа голов есть отдельный троп, то здесь речь пойдёт про руки. Почему бы человеку не иметь лишнюю пару рук, или даже две? Так как в воображаемых мирах возможно всё, то пытливой человеческой фантазией был создан многорук.

Многорук может быть существом из иного мира с иной анатомией, человеком-мутантом или человеком, научившимся отращивать лишние конечности по надобности. Комфортнее всего себя многорук чувствует в фэнтезийных сеттингах: в конце концов, именно оттуда у этого образа растут корни (см. ниже про Фольклор). Впрочем, в высокотехнологичных мирах киберпанка и прочего сай-фая ему тоже может найтись место, как раз благодаря технологии.

Функция лишних рук может быть как чисто символическая (демонстрация силы и превосходства), так и практическая. Ведь если больше рук, то можно делать больше дел одновременно, правда? Можно без всяких проблем одновременно есть и печатать, одновременно водить машину и разговаривать по телефону, одновременно играть на нескольких музыкальных инструментах, наконец, одновременно держать много оружий. Последнее особенно актуально, так как многоруки любимы авторами произведений с упором на бои персонажей: у хорошо натренированного многорука будет неоспоримое преимущество над обычными двурукими людьми. А еще это просто выглядит круто.

В статью желательно добавлять только многоруких персонажей, которые гуманоидны или сильно атропоморфны. Проще говоря, лишние конечности должны быть руками, а не чем-то ещё. Не стоит добавлять сюда всех говорящих осьминогов и пауков.

Содержание

Пятиминутка реальности [ править ]

Эволюционно передние конечности позвоночных развились из передних плавников хрящевых рыб [1] [2] . А поскольку их была всего одна пара, то и у представителей Homo sapiens тоже одна пара рук. Было бы пар передних плавников больше — возможно, и пар рук у людей было бы больше. У всех людей.

Но давайте попробуем представить, с какими трудностями пришлось бы столкнуться, если бы мы захотели добавить пару рук в текущую анатомическую базу человека. Куда добавить лишнюю пару? Пускай будет под основной, по сторонам грудной клетки. Для этого понадобится как минимум отдельная ключица (которую нужно как-то добавить к скелету, не помешав взаимодействию уже имеющихся органов) и огромная грудная мышца, чтобы соединять две пары. Также должна измениться широчайшая мышца спины. Если нам достаточно, чтобы пары рук двигались в унисон, то, наверное, хватит увеличить широчайшую мышцу, чтобы она доходила до уровня вторых плечевых костей и, возможно, налепить поверх неё вторую похожую мышцу для соединения с основной парой рук. Но мы, скорее всего, хотим, чтобы руки могли двигаться независимо друг от друга. Тогда нужен целый отдельный набор костей и сухожилий, значительно увеличивающий высоту тела. Скорее всего, вторая широчайшая мышца понадобится и тут, но ещё больше. У вторых рук, в свою очередь, должны быть свои дельтовидные мышцы, бицепсы и трицепсы. Так как у последнего длинная головка начинается от лопатки, то нужна и лишняя пара лопаток на спине. А значит, и все мышцы и сухожилия, необходимые, чтобы их стабилизировать. А соответственно, чтобы поддерживать больший вес такого тела, понадобились бы более мощные и крупные ноги.

Но это ещё цветочки. Ведь всю эту систему необходимо как-то контролировать.

Дело в том, что у человека есть ограниченное количество двигательных нейронов и нервных узлов. Если увеличить количество рук, придётся либо жертвовать эффективностью отдельных рук, либо увеличивать количество нейронов. Если мы хотим повысить эффективность человеческой работы (дать возможность делать несколько дел сразу), придётся увеличить кору головного мозга, а следовательно, вместе с ней и череп. Но существу с бОльшим мозгом нужно потреблять больше энергии и кислорода, так что понадобилось бы увеличить и само тело. При этом желательно сохранить хотя бы приблизительно ту же пропорцию массы мозга к массе остального тела. Получается замкнутый круг: больший мозг требуют больше энергии, для получения большей энергии нужно большее тело, но чтобы такое существо могло нормально обращаться с большим телом, нужно вновь увеличивать мозг. Но допустим, мы дошли до определённой точки равновесия, где масса увеличенного мозга относится к массе увеличенного тела с >2 руками примерно так же, как масса нормального мозга к массе нормального тела. Но нам также нужно увеличить и кости с суставами, чтобы они могли всё это как-то поддерживать. А теперь прибавьте к этому вышеупомянутый геморрой с лишними ключицами и лопатками.

Таким образом, человек с четырьмя рабочими руками мог бы быть бы вечно голодным гигантом (не меньше трёх метров), с очень хрупким телом, тяжёлой гипертонией и постоянным риском умереть от инфаркта или сердечной недостаточности.

А ведь у многих персонажей, перечисленных здесь, рук больше четырёх…

Разумеется, можно пойти в обратном направлении и при помощи синтетической биологии каким-то образом уменьшить размер нейронов или как-либо изменить устройство скелета. Но вот насколько получившееся после такого существо будет похоже на человека — неизвестно.

Источник



Тетраморф: Звери, которых мы заслужили

Во время поездки в Суздаль в одном из монастырских музеев я обратила внимание на четырех деревянных истуканов (прости Господи): льва, орла, быка и ангела.

Даже не зная, но обладая общей эрудицией, можно догадаться, что это символы четырех евангелистов:

  • Матфей — ангел
  • Марк — лев
  • Лука — телец
  • Иоанн — орел

И называется сей квартет — ТЕТРАМОРФ (тетра — четыре, морф — образ). И за многие столетия он претерпел серьезную мутацию.

Откуда взялось такое существо?

Первое упоминание находим в Ветхом завете. Тетраморф является пророку Иезекиилю. И выглядит, мягко говоря, жутковато.

У этого существа было четыре головы (человеческая, львиная, бычья и орлиная), четыре крыла, прямые ноги с бычьими копытами. Существ таких было четыре и все они при себе имели по колесу, где на ободе были размещены… человеческие глаза.

Страшная картина, не правда ли? Вот и древние христианские живописцы не понимали, как изобразить сие явление. Для простоты тетраморфа наделяли одним конкретным телом, например, человека, а точнее ангела, или зверя, а три головы подчас становились элементами прически основного существа.

Кто такой тетраморф в Ветхом завете понять сложно. Есть вариант, что это разновидность херувимов, несущих колесницу Господа.

Второе упоминание (не такое шокирующее) находим в Откровении Иоанна Богослова. Ему являются четыре существа, которые напоминают льва, человека, орла и тельца. При этом у каждого по шесть крыльев.

Такое существо христианским художникам дается проще и изображают они их так. Их называют апокалиптическими существами, которые охраняют Престол Господня и четыре предела рая.

И вот уже эти самостоятельные крылатые существа были истолкованы христианскими богословами как символы четырех евангелистов. Это произошло в II-IV вв.

При этом были изображения, где символы евангелистов объединяли воедино, чтобы показать единство их свидетельств о Христе.вангелисты окружают Христа.

Источник

Тапир животное

За последние тридцать миллионов лет внешность тапира почти не изменилась, и в наши дни он очень похож на древних прародителей — своих и лошадиных. Чем-то напоминает он носорога, но чем-то и лошадь. У тапира копыта на трехпалых (задних) и четырехпалых (передних) ногах — почти лошадиные (похожи даже микроскопическими деталями). И мозоли есть на ногах, ниже локтевого сустава, схожие с каштанами лошадей. У американского тапира небольшая грива на шее. Более подвижная, чем у лошади, верхняя губа вытянута в небольшой хоботок. Родятся тапиры в наряде, в котором расхаживали, по-видимому, предки многих зверей: светлые прерывистые полосы тянутся по темному фону шкуры вдоль от головы к хвосту. Так же расписаны и ноги.

Тапиры – плотно сложенные звери с коренастым телом, покрытым коротким, густым, обычно бурым или черным волосом. Высота крупного самца в холке ок. 1,2 м, длина 1,8 м, а масса до 275 кг. Морда, включая верхнюю губу, вытянута в небольшой подвижный хоботок, используемый для обрывания листьев или молодых побегов. Глаза мелкие, округлые уши торчат в стороны. Ноги короткие, передние – четырехпалые, задние – трехпалые, но в обоих случаях ось конечности проходит через третий палец, принимающий на себя основную нагрузку. Каждый палец оканчивается маленьким копытцем. Хвост очень короткий, как бы обрубленный.

Кормятся тапиры водными растениями и листьями лесных кустарников. Они хорошо плавают, ныряют, могут удивительно долго оставаться под водой и при опасности всегда ищут в ней спасения.

Животные преимущественно ночные; дневную жару пережидают, лежа в чаще. Тяготеют к одиночному образу жизни и редко встречаются группами, в которых более трех особей. В природе врагов у них мало – ягуар и пума в Америке, тигр и леопард в Азии.

Размножаются тапиры круглый год. Беременность длится 390–400 дней, и обычно рождается один детеныш, хотя бывают и двойни. У американских тапиров молодые отличаются множеством белых продольных полос и пятен на темно-буром фоне. В шестимесячном возрасте этот узор начинает исчезать, а в год окрас становится взрослым – более или менее однотонным. Продолжительность жизни тапиров –приблизительно 30 лет.

В Америке представлено три вида этого рода, в Азии – один. Повсюду численность тапиров сильно сократилась из-за охоты на них и расчистки лесов под сельскохозяйственные угодья. Все виды в той или иной степени охраняются и, кроме равнинного, внесены в международную Красную книгу.

Равнинный тапир (T. terrestris) буровато-черный с белыми пятнами на горле, шее и груди. От уровня ушей по всей шее тянется жесткая стоячая грива. Этот вид населяет леса северной части Южной Америки. Местные жители высоко ценят его мясо и охотятся на животное с собаками. Бегает тапир плохо, и, если он не успевает укрыться в воде, добыть его нетрудно, хотя он и способен яростно отбиваться, пуская в ход зубы. В желудке иногда находят камни, которые местные жители используют как амулеты.

Равнинные тапиры, как и все представители семейства, ведут преимущественно ночной образ жизни. В дневное время они удаляются в густые заросли, а по ночам выходят на поиски пищи. Эти животные умеют хорошо плавать и нырять. В целом, они очень пугливые и осторожные, в случае угрозы они ищут укрытие в воде или же спасаются бегством. При необходимости равнинные тапиры обороняются с помощью укусов. Если две особи встречаются, то их поведение в отношении друг друга является, как правило, весьма агрессивным. Свои ареалы они помечают мочой, а для общения с сородичами используются пронзительные звуки, похожие на свист. Питаются исключительно растениями, при этом они предпочитают их мягкие части. Помимо листьев они поедают водоросли, почки, ветки и плоды. К естественным врагам относятся пумы, ягуары и крокодилы.

После беременности, которая длится от 385 до 412 дней, самка рожает, как правило, по одному детёнышу, двойни крайне редки. Новорождённые равнинные тапиры весят 4—7 кг, а их шерсть усеяна светлыми пятнами и полосами, служащими для маскировки. В первые дни жизни они не выходят из закрытого убежища, однако спустя неделю начинают сопровождать мать при её поисках пищи. Маскировочный окрас исчезает в возрасте 5—8 месяцев, от молока детёныш отвыкает в возрасте 6 месяцев, однако остаётся при матери около года. В возрасте полутора лет он достигает взрослых размеров, а в четыре года становится половозрелым и способным к размножению на протяжении всего года. Средняя продолжительность жизни равнинных тапиров составляет 25—30 лет, в неволе наиболее старая особь дожила до 35 лет.

Горный тапир (T. pinchaque) – самый мелкий представитель рода. Он водится в высокогорных лесах Эквадора и Колумбии в интервале примерно 2000–4500 м над у.м. От равнинного тапира отличается густой черноватой шерстью длиной ок. 2,5 см и отсутствием гривы. Этот вид описали во время своих исследований колумбийских Анд в 1824–1827 французские ученые Дезире Рулен и Жан Батист Буссенго. Они сообщили, что у странного животного длинная, как у медведя, шерсть, а Рулен представил его прекрасный рисунок.

Горные тапиры — это активные по ночам одиночки, которые удаляются в течение дня в чащи лесов. Они — отличные скалолазы, умеют также плавать и нырять и охотно копаются в грязи. Это очень робкие животные, которые в случае угрозы часто удаляются в воду. Горные тапиры — травоядные и питаются листьями, ветками и другими частями растений. После примерно 13-месячной продолжительности беременности самка рожает в большинстве случаев по одному детёнышу. У него более светлая окраска и узор с прерванными линии и пятнами, который служит маскировке и теряется в течение второго жизненного полугодия. В возрасте примерно одного года детёныш перестаёт питаться молоком и становится самостоятельным, половая зрелость наступает в возрасте от трёх до четырёх лет.

Центрально-американский тапир (T. bairdii) – крупный зверь однотонной черновато-бурой масти. Он встречается от Мексики до Панамы и от уровня моря до отметки 1850 м. Внешне очень похож на своих южноамериканских сородичей, но деталями строения от них отличается.

Высота в холке у центральноамериканского тапира достигает 120 см, длина тела — около 200 см, а вес доходит до 300 кг. С такими показателями он является не только самым крупным тапиром Нового Света, но и крупнейшим диким млекопитающим американских тропиков. Внешне он похож на равнинного тапира, но помимо более крупных размеров имеет более короткую затылочную гриву.

Подобно сородичам, центральноамериканские тапиры ведут одиночный образ жизни и активны в ночное время. В течение дня они удаляются в густые заросли. Они умеют хорошо плавать и охотно валяются в грязи. Это очень робкие животные, которые почувствовав угрозу часто погружаются в воду. Пища центральноамериканских тапиров растительная и состоит из листьев, плодов и ветвей.

Беременность весьма долгая и длится 390—400 дней. Самка рождает на свет как правило по одному детёнышу, который, как все новорожденные тапиры, окрашен в светлые маскировочные полоски, исчезающий в течение второго года жизни. В возрасте года молодой тапир отвыкает от молока и начинает самостоятельную жизнь. Половая зрелость наступает в возрасте от трёх до четырёх лет.

Чепрачный тапир (T. indicus) водится в юго-восточной Азии, а именно на юго-востоке Бирмы, в Таиланде, на полуострове Малакка и соседних островах. Он легко распознается по двуцветной шкуре. Вся передняя часть тела и задние ноги буровато-черные, а середина (от основания хвоста до плеч) кремово-белая, как бы накрытая попоной (чепраком). Это пример т.н. «расчленяющей» покровительственной окраски, которая прекрасно маскирует животное в джунглях лунными ночами, когда вся растительность представляет собой сплошной черно-белый узор.

Чепрачный тапир не только хорошо плавает и ныряет, но даже спаривается в воде, а полностью погрузившись, может ходить по дну озер. Он регулярно вываливается в жидкой грязи, чтобы избавиться от клещей и паразитических насекомых.

Самый крупный среди тапиров: длина тела 1,8—2,4 м, высота в холке 0,75—1 м, масса 250—320 кг. Максимальный известный вес достигал 540 кг. Самки обычно крупнее самцов. Детёныши имеют обычный для молодняка тапиров полосато-пятнистый окрас, и только в возрасте 4—7 месяцев светлые пятна и полосы исчезают и образуется чепрак.

Чепрачный тапир — скрытное ночное животное, которое предпочитает держаться в густых дождевых лесах. Известны сезонные миграции — во время сухого сезона тапиры встречаются в низинах, в то время как во время сезона дождей — в гористых местностях. Так, на Суматре тапиров наблюдали в горах на высотах до 1500—1200 м над уровнем моря. Другие миграции связаны с лесными пожарами и ухудшающимися кормовыми условиями; в Таиланде тапиры в сухой сезон переселяются из листопадных в вечнозелёные леса. В условиях освоения первозданных лесов тапиры всё чаще стали встречаться на вырубках, опушках и на плантациях.

Кормятся в основном после заката и перед рассветом, иногда выходя на открытые места и на поля. Тапиры — нежвачные травоядные животные. Питаются главным образом молодой листвой (86,5 % рациона) и побегами, реже травой, плодами, мхами, в целом употребляя в пищу порядка 115 видов растений. Определённых кормовых мест не имеют. Во время бодрствования тапир передвигается по лесу, опустив хобот к земле; часто идёт зигзагами. Прокладывают в лесу хорошо заметные тропы, которые метят, разбрызгивая мочу.

Тапиры — преимущественно одиночные животные; при встрече с сородичами ведут себя агрессивно. Любят прохладу и всегда живут поблизости от воды, в сырых болотистых лесах с ручьями и стоячими водоёмами. Проложенные ими тропы часто выходят к водопоям. Прекрасно плавают и ныряют, жаркие дни предпочитают проводить в воде; могут, полностью погрузившись, ходить по дну водоёма. Регулярно принимают грязевые ванны, чтобы избавиться от клещей и других паразитических насекомых. При опасности тапиры довольно быстро бегают; способны взбираться на крутые склоны холмов и гор. Из-за крупных размеров единственными их хищниками в природе являются тигры.

Спаривание происходит в апреле—мае, реже в июне, и сопровождается определённым брачным ритуалом. Возбуждённые тапиры издают свистящие звуки, кружат вокруг друг друга, кусают друг друга за уши и бока. По некоторым данным, в период размножения не самец отыскивает самку, а самка — самца. Беременность продолжается 390—407 дней; самки приносят по 1 детёнышу весом 6,8—10 кг (наибольшие показатели в семействе). Детёныши чепрачного тапира растут быстрее, чем у других тапиров, достигая взрослых размеров и становясь самостоятельными в 6—8 месяцев. Тогда же пятнистый детский окрас у них сменяется на взрослый. Половой зрелости достигают к 2,8—3,5 годам. Продолжительность жизни до 30 лет.

В 1819 году отец палеонтологии и некоторых других биологических наук, знаменитый французский исследователь Жорж Кювье опрометчиво заявил, что, по его мнению, уже все крупные животные наукой открыты. А через несколько лет ему пришлось добавить в свою «Естественную историю» описание нового вида крупного зверя — чепрачного тапира, которого совершенно неожиданно нашли вдруг в лесах Юго-Восточной Азии. До этого зоологи знали только южноамериканских тапиров.

Окрашен чепрачный тапир на первый взгляд слишком заметно и ярко. Голова, шея, холка и ноги черные, а вся спина, бока, брюхо, круп и бедра в верхней половине чисто белые — словно белоснежный чепрак накинут на зверя. Маскирующий эффект такой окраски разъясняет аналогия с зеброй: контрастирующие тона как бы расчленяют зверя на бесформенные пятна, и привычные для глаз очертания четвероногого сливаются с другими цветовыми пятнами окружающей природы. Особенно действен этот оптический обман в лунном свете, ночью, когда тапиры (и американские тоже) в основном и бродят по лесам, кормясь листьями, ветками и сочными стеблями болотных трав.

Воду тапиры любят, много плавают и просто лежат, прохлаждаясь, на мелких местах. Беременность у тапиров больше года (13 месяцев), а новорожденных — один и очень редко два. Встав на крепкие ножки, полосатое дитя тут же бежит за матерью.

Тапиры являются травоядными животными. На передних лапах у тапиров имеется по четыре пальца, а на задних – по три. На пальцах животных имеются маленькие копытца, они помогают им легко передвигаться по мягкой и грязной земле. Их ближайшими современными родственниками считаются носороги и лошадиные. На воле тапиры живут около 30 лет. Детеныши у разных видов этих животных рождаются очень похожими друг на друга, так как имеют защитный окрас из полосок и пятнышек.

Тапиры относятся к лесным животным, которые очень сильно любят воду. Эти млекопитающие являются мирными существами, которые обитают на суше, но в то же время для своего жилья они подбирают место, рядом с которым будет располагаться озеро и река. Тапиры не только любят отдыхать в воде, но и используют в пищу мягкие водоросли. В случае возникновения опасности тапиры прячутся от своего врага под водой.

Употребляют в пищу ягоды и фрукты, а так же листья некоторых растений. Тапиры, проживающие на территории Бразилии, очень часто сперва опускаются на дно, а затем двигаются по руслу реки и выискивают в это время корм.

Эти животные предпочитают вести сумеречный или ночной образ жизни. В Андах живет один вид тапиров. Эти млекопитающие несколько меньше других видов и ведут по большей части дневной образ жизни. Но все тапиры не зависимо от их вида, в случае если на них ведется охота уходят с привычного места обитания в менее доступные области и активность свою проявляют только в ночное время. На тапиров охотятся такие животные как медведи, анаконды, тигры и крокодилы. Основным врагом этих удивительных животных ранее был и остается до сих пор человек. Люди охотятся на тапиров из-за из кожи и мяса.

Но все-таки главным врагом тапиров да и всех остальных животных был и остается человек. Шкура и мясо тапиров по-прежнему привлекают людей, и в Азии и Америке ведется безжалостная охота на этих пугливых и совершенно безобидных животных. На рынках Таиланда огромным спросом пользуется мясо тапира, которое местные называют мунам. Кроме того, против тапиров активно воюют фермеры. Эти животные, случись им оказаться поблизости от людского жилья, с удовольствием полакомятся на кукурузных полях, чем очень сильно раздражают хозяев.

Только зоопарки еще как-то могут спасти тапиров от поголовного истребления. В парках и охраняемых заповедниках люди, как будто чувствуя свою вину перед уничтожаемой природой, стараются создать зверям идеальные, с их точки зрения, условия существования. Как пример можно привести случай в одном из британских зоопарков.

Несколько лет назад самка тапира по кличке Дебби, мирно проживающая под человеческим надзором, «похоронила» своего супруга, после чего откровенно впала в депрессию. Она отказывалась есть и пить, практически не спала ночами и на все попытки работников зоопарка хоть как-то поднять ей настроение взирала с полнейшим равнодушием.

Прибытие нового самца ожидалось в ближайшие недели, и для того, чтобы хоть как-то скрасить безутешной «вдове» эти долгие дни одиночества, служители решили показывать ей… фильмы про ее родные джунгли. Уже после первого просмотра документального фильма «из быта диких тапиров Амазонки» Дебби начала потихоньку выходить из депрессии. По окончании ленты самка тапира явственно затребовала продолжения сеанса, причем подтвердила улучшение своего состояния тем, что активно налегла на еду.

Сотрудники зоопарка, в котором пребывала Дебби, неделями без устали прокручивали перед ее взором фильмы о нелегкой жизни ее неприрученных родственников, и эти лечебные киносеансы действительно помогли тапиру излечиться от душевных мук и скоротать время до прибытия нового «жениха».

Источник

Adblock
detector