ИСПАРЕНИЕ ВЛАГИ ЛИСТЬЯМИ РАЗНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

ИСПАРЕНИЕ ВЛАГИ ЛИСТЬЯМИ РАЗНЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Хилханова Любовь Николаевна

Ученик 5 класса Тожибоев Азиз впервые выполнил исследовательскую работу, в которой в ходе эксперимента получил данные по количеству влаги получившейся в ходе транспирации 4 видами комнатных растений.

Скачать:

Вложение Размер
tozhiboev_aziz_transpir.docx 586.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №75

«Мне это интересно»

ИСПАРЕНИЕ ВЛАГИ ЛИСТЬЯМИ РАЗНЫХ

ученик 5 «д» класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 75,

детского объединения «Юный исследователь» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

Руководители: Лебенко Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ города Иркутска СОШ №75

Хилханова Любовь Николаевна,

педагог дополнительного образования, ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

Глава 1. Обзор литературы. 3

Глава 2. Методика опыта. 5

Глава 3. Результаты исследования. 6

Глава 4. Выводы. 8

Список литературы. 8

Во 2 классе на уроке «Окружающий мир» мы проходили растения и нам рассказывали об их пользе, о том, как они поглощают углекислый газ, очищают воздух, поглощают воду корнями. На уроках биологии нам говорили, какие в растениях есть клетки, их строение, что клетка состоит в большей части из воды. Темой этой исследовательской работы я заинтересовался, потому что было любопытно, как растения поглощают воду и куда она девается. Прежде чем поставить эксперимент, я прочитал в литературе о том, что растения поглощают воду с растворенными минеральными веществами из почвы с помощью корней. Минеральные вещества нужны растению для жизнедеятельности и роста. А лишнюю воду растения испаряют через листья.

Цель: определить все ли растения одинаково испаряют воду.

  1. Выполнить эксперимент с разными комнатными растениями по испарению воды из листьев.
  2. Провести анализ испарения воды разными растениями.

Глава 1. Обзор литературы

Транспирация — процесс движения воды через растение и её испарение через наружные органы растения, такие как листья , стебли и цветы . Вода необходима для жизнедеятельности растения, но только небольшая часть воды, поступающей через корни используется непосредственно для нужд роста и метаболизма . Оставшиеся 99-99,5 % теряются через транспирацию. Поверхность листа покрыта порами, называемыми устьицами и у большинства растений большая часть устьиц находится на нижней части листа. Устьица ограничены замыкающими клетками и сопровождающими клетками (вместе известными как устьичный комплекс), которые открывают и закрывают поры. Транспирация проходит через устьичные щели и может рассматриваться как необходимая «цена», связанная с открытием устьиц для доступа углекислого газа , необходимого для фотосинтеза . Транспирация также охлаждает растение, изменяет осмотическое давление в клетках и обеспечивает движение воды и питательных веществ от корней к побегам [4].

Вода поглощается корнями из почвы с помощью осмоса и движется в ксилеме наверх вместе с растворенными в ней питательными веществами. Движение воды от корней к листьям частично обеспечивается капиллярным эффектом , но в основном происходит за счет разности давлений.

Охлаждение достигается путём испарения с поверхности растения воды, у которой высокая удельная теплота парообразования .

Растение регулирует свой уровень транспирации с помощью изменения размера устьичных щелей. На уровень транспирации также влияет состояние атмосферы вокруг листа, влажность, температура и солнечный свет, а также состояние почвы и её температура и влажность. Кроме того, надо учитывать и размер растения, от которого зависит количество воды, поглощаемой корнями и, в дальнейшем, испаряемой через листья.

Влияние на транспирацию

Чем больше листьев, тем больше поверхность испарения и больше количество устьиц для газообмена. Это увеличивает потери воды.

Чем больше на листе устьиц, тем больше воды испаряет лист.

Лист с большей площадью испаряет больше воды, чем лист с маленькой.

Воскоподобная пленка кутикулы плохо проницаема для воды и водяных паров и снижает испарение с поверхности растения, за исключением испарения через устьица. Блестящая поверхность кутикулы отражает солнечные лучи, снижая температуру листа и уровень испарения [1] . Небольшие волоски ( трихомы ) на поверхности листа также снижают потерю воды, создавая рядом с поверхностью зону высокой влажности [1] . Такие приспособления для сохранения воды можно наблюдать у многих растений из засушливых мест — ксерофитов .

У многих растений понижение уровня углекислого газа в воздухе приводит к повышению тургора замыкающих клеток и открытию устьиц [2] .

Помимо понижения уровня углекислого газа в процессе фотосинтеза свет может оказывать и непосредственное влияние на замыкающие клетки, заставляя их разбухать [2] .

Увеличение температуры увеличивает скорость испарения и уменьшает относительную влажность окружающей среды, что также увеличивает потерю воды.

Сухой воздух вокруг листьев повышает уровень транспирации.

В стоячем воздухе рядом с поверхностью испарения образуется область с высокой влажностью, что замедляет потерю воды.

Для измерения уровня транспирации растений существует множество техник и приборов, включая потометры , лизиметры , порометры , фотосинтетические системы и термометрические сенсоры.

У пустынных растений есть специальные приспособления, позволяющие снизить транспирацию и сохранить воду, такие как толстая кутикула, уменьшенная площадь листьев и волоски на листьях. Многие из них используют так называемый CAM-фотосинтез , когда днём устьица закрыты, а открываются только ночью, когда температура ниже, а влажность больше. [4].

Растение испаряет воду. Но как же оно ее получает. Ответ заключается в том, что действует осмотическое давление (осмос) и тургорное давление (тургор). Осмотическое давление – на клетку, а тургорное – наоборот, из клетки, когда она наполняется водой. Так вода поднимается от корней по стеблю к листьям [2].

Глава 2. Методика опыта

Опыт был поставлен в декабре-январе 2017-18 учебного года. Для проведения исследования провели эксперимент.

Оборудование: растения, целлофановые пакеты, нить.

Схема постановки эксперимента :

Взяли четыре комнатных растения в кабинете биологии нашей школы: пеларгонию (герань), бегонию Рекс, фикус и бемерию серебристую.

Выбрали листочки с одинаковой площадью поверхности и размером, надели на них герметичные целлофановые пакеты и затянули нитью. Поставили все горшки с растениями на солнечный подоконник кабинета. Одинаково поливали все четыре растения.

Источник

Bio-Lessons

Значение воды в жизни растений. Испарение воды листьями.

Значение воды в жизни растений. Вода имеет очень важное значение для растительного организма. Ее недостаток приводит к замедлению роста и в конечном счете приводит к его гибели. Вода участвует и влияет на следующие процессы:

1. Образование органических веществ в ходе фотосинтеза невозможно без участия воды. Недостаток влаги приводит к полному прекращению фотосинтеза в листьях и других зеленых частях растения.

2. Вода осуществляет транспорт растворенных веществ — сахаров, минеральных солей и т. д. Вещества в организме растений не могут перемещаться в сухом виде. Поэтому транспорт любых веществ по организму растений осуществляется в виде растворов. Как вы помните, растворенные минеральные (неорганические) вещества переносятся по сосудам ксилемы — древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам луба — флоэмы.

3. Если бы листья не испаряли воду, то растворы перестали бы подниматься по стеблям на большие расстояния. Это особенно важно для высоких древесных растений. Поскольку силы, с которой клетки корня выталкивают водные растворы в стебель, не хватает для того, чтобы вода достигла листьев. Процесс испарения способствует продвижению воды по стеблю, как бы подгоняя ее вверх.

4. Вода составляет значительную часть массы живых клеток. Значит, при росте, размножении и формировании новых клеток необходимо достаточное количество воды. Нужны и другие вещества, из которых состоят клетки. Это белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Но в целом их нужно меньше, чем воды.

5. В жаркие дни испарение защищает листья от перегрева солнечными лучами.

Испарение воды (транспирация) происходит в основном в листьях. Чем больше пластинка листа, тем больше испаряется влаги. В испарении воды растением можно убедиться, поставив следующие опыты (рис. 1, а-б).

Рис.1 Опыты по определению испарения воды листьями растений

Опыт №1. Возьмем комнатное растение и на один из его побегов наденем колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через несколько дней на внутренней стороне колбы появятся капельки воды. Они образовались из паров, которые выделяются листьями.(рис. 1, а)

Для проведения опыта №2 возьмем 3 пробирки, наполненные водой (рис. 1, б).
В первую пробирку наливается вода, при этом она ничем не прикрывается. Во вторую пробирку приливаем такой же объем воды и сверху наливается масло тонким слоев (0,5-0,6 см). В третью пробирку помещается веточка с листьями, приливается вода по уровню, равному с первыми двумя пробирками. Сверху приливаем растительное масло. Через 2-3 дня можно обнаружить, что воды в первой пробирке стало меньше, поскольку ничто не препятствовало ее испарению с поверхности.Уровень воды во второй пробирке не изменился, так как слой масла препятствовал испарению. В третьей пробирке количество воды также уменьшилось, потому что идет процесс испарения листьями.

Вода испаряется даже в плотно закупоренном сосуде, если в него через маленькое отверстие вставлена веточка растения, (рис.1, в).

Испарение воды осуществляется через устьица. Если растению не хватает воды, устьица закрываются (рис.2).

Рис.2 Закрытое и открытое устьице

Приспособление листьев к влажному и сухому климату. В районах с повышенной влажностью листья у растений крупные и темно-зеленые, на них очень много устьиц. Насыщенность воздуха и почвы влагой способствует увеличению размера листьев.

Листья растений, произрастающих в засушливых местах, приспособлены к замедленному испарению. У одних растений они мелкие, у других преобразовались в колючки, чешуйки. Иногда они покрыты восковым налетом или густыми волосками.

Листья саксаула, растущего в южных областях Казахстана, из-за недостатка влаги видоизменены в мелкие чешуйки (рис. 3). Устьица находятся в молодых побегах, поэтому процесс фотосинтеза происходит в молодых зеленых побегах, а не в листьях.

У песчаной акации и чингиля, растущих на засоленных и песчаных почвах, листья мелкие, узкоконусовидной формы. Снаружи они покрыты небольшими короткими густыми волосками — серебристым пушком, поэтому воду они испаряют в очень незначительном количестве. Обычно, если влаги достаточно, то устьица растений открываются, и лишняя вода испаряется. Когда наступает дефицит влаги, устьица закрываются и испарение прекращается.

Испарение воды листьями — обязательный процесс, без него вода не поднималась бы : по стеблю, а вместе с ней не транспортировались бы по растению растворенные вещества. Вода всасывается корнем, а испаряется листьями через устьица. Фотосинтез без воды тоже невозможен. Испарение воды — защита от перегрева. Чтобы растениям хватало воды, они приспособились к разному климату. У растений засушливых мест листья мелкие с толстой оболочкой, видоизмененные в колючки или чешуйки (саксаул), У растений влажных мест листья широкие, большие, с большим количеством устьиц.

Значение воды в жизни растений. Испарение воды листьями. Внешнее и внутреннее строение листа

Значение воды в жизни растений. Испарение воды листьями. Видоизменения листа

Источник



Испарение воды растениями.

Испарение растениями воды или транспирация способствует защите листьев от негативного влияния солнечного света. Благодаря этому процессу их температура снижается на несколько градусов. Это важно, так как перегрев негативно сказывается на фотосинтезе.

Делится на два вида:

  • устьичный;
  • кутикулярный.

Факторы, влияющие на процесс транспирации:

  • время суток;
  • погодные условия;
  • количество устьиц или кутикул;
  • площадь листьев.

Поведение растений на протяжении суток позволяет разграничить их на три группы:

  1. Первая группа держит устьица закрытыми в темное время суток. С рассветом они раскрываются и, если влаги недостаточно, могут передвигаться на протяжении дня. Такая особенность присуща злаковым.
  2. Вторая группа наоборот закрывает устьица днем, а ночью держит открытыми. Такое поведение характерно для таких культур, как горох или свекла.
  3. Третья группа всегда держит устьица открытыми ночью, а днем их поведение зависит от достатка влаги. К ней относят капусту, а также другие культуры с толстыми листьями.

С помощью следующих проектов мы более подробно изучим это явление растительного мира.

Проект «Растения выделяют воду?»

Транспирация у растений – это процесс испарения влаги через листья. Фотосинтез – процесс, во время которого растительные организмы поглощают углекислый газ, влагу и свет через хлорофиллы. Затем под воздействием солнечного света и углекислого газа, содержащегося в воздухе, образуются питательные вещества. Также листья производят воду.

На поверхности листьев располагаются маленькие поры, называемые устьицами. Во время транспирации через них выделяется влага. Ее можно собирать, чтобы в дальнейшем употреблять для выживания.

Цель этого опыта – продемонстрировать, что растения выделяют воду.

Что нам понадобится:

  • комнатное растение;
  • маленький пластиковый пакет;
  • нить.

Ход эксперимента:

  1. Аккуратно оберните любой лист пластиковым пакетом. Закрепите при помощи ниток, но следите, чтобы он не прилегал к пакету слишком плотно.
  2. Почва должна быть влажной. Поместите горшок на подоконник, чтобы на него время от времени попадали солнечные лучи. Подождите час.
  3. Через час проверьте пластиковый пакет, в который был завёрнут лист. Запишите результаты.
  4. Продолжайте проверять пластиковый пакет каждый час на протяжении 5 часов. Записывайте результаты.
  5. По истечении 5 часов соберите воду. Сделайте заключение.

Вывод:

Действительно ли листья выделяют воду, которую затем можно употреблять людям? Каким образом они ее выделяют? Как называется явление, при котором происходит испарение воды с поверхности листьев?

Проект «Что такое транспирация у растений»

Транспирация – это испарение воды листьями. Она, испаряясь, выходит через устьица (маленькие поры на поверхности листьев). Этот процесс важен для выживания любого растительного организма. Его скорость зависит от температуры воздуха и солнечного света. Испарение воды листьями способствует ее движению внутри растения, а также растворению минеральных солей, необходимых для питания и охлаждения.

Большая часть поглощаемой влаги выделяется в процессе транспирации. Сложно разделить процессы испарения и транспирации, поэтому данное явление зачастую называется «эвапотранспирацией». Название сочетает два понятия: первое происходит от латинского слова «evaporatio» (испарение), суть второго описана выше.

Транспирация происходит у всех растений. Ее скорость также зависит от их физических особенностей и условий окружающей среды. Поскольку влага выделяется, главным образом, через листья, то процесс транспирации у растений с крупными листьями выражен ярче, чем у тех, у которых они небольшие.

Такие факторы, как влажность воздуха и температура, также влияют на скорость транспирации. Почва тоже должна быть достаточно влажной. Благодаря этому проекту вы сможете сопоставить то, что видите, с процессом проникновения влаги в ткани растительных организмов и ее выделения путём испарения.

Этот опыт по биологии поможет вам определить, сколько влаги способно поглотиться и выделиться через испарение воды листьями за определённый промежуток времени. Две трубки для тестирования или два продолговатых трубчатых контейнера на три четверти заполняются водой. В одну из них помещается стебель. Нужно следить за уровнем воды, делая записи. Измерять ее уровень нужно через определённый промежуток времени. На основе полученных результатов подготовьте таблицы и графики. Этот проект поможет подтвердить или опровергнуть идею о том, что растения выделяют влагу во время процесса под названием «транспирация», вследствие которого происходит испарение.

Что нам понадобится:

  • 2 тестовые трубки;
  • пустая металлическая банка;
  • пластиковый пакет;
  • вода;
  • ручка;
  • линейка;
  • изолента;
  • секундомер или часы;
  • свежая ветка или небольшие веточки с листьями (не меньше 5 на каждой из них).

За исключение ветки и тестовых трубок, все материалы для данного проекта можно приобрести в магазинах или по интернету. 2 тестовые трубки можно взять на время в лаборатории школы или приобрести в магазине. Большинство детских наборов юного химика включает инструменты, которые пригодны для этого проекта.

Ход эксперимента:

  1. Заполните две трубки водой приблизительно на три четверти. Поставьте их в пустую металлическую банку.
  2. Для того чтобы контролировать испарение, накройте одну тестовую трубку чистым целлофаном. Закрепите его при помощи изоленты.
  3. Проткните стеблем целлофан. Он должен находиться в прямом положении. Отверстие запечатайте при помощи изоленты.
  4. Линейкой измерьте количество воды в каждой трубке. Убедитесь, что верно измерили ее уровень. Держите ее прямо и проведите измерение от верхней границы до дна. Запишите полученные данные в таблицу.
  1. Подождите 15 минут. Измерьте уровень воды в каждой трубке ещё раз. Запишите полученные данные в таблицу.
  2. Повторите шаг 4 ещё три раза. Каждый раз записывайте полученные результаты.
  3. Подождите 24 часа. Измерьте уровень воды в каждой трубке. Запишите результаты.
  4. Используя полученные данные, составьте гистограмму (в виде столбцов) или линейную диаграмму. На оси X обозначьте скорость транспирации (в минутах), а на оси Y – уровень воды (высота в мм).
  5. Подсчитайте скорость, выполняя следующие операции:

Тест с веткой:

Начальный уровень – Уровень через 24 часа = Разница уровня (A)

Тест без ветки:

Начальный уровень – Уровень через 24 часа = Разница (B)

Разница уровня воды благодаря транспирации:

Разница A — Разница B = Потеря воды через транспирацию

  1. Чтобы подсчитать скорость транспирации и испарения в час, используйте следующие формулы: Количество потерянной воды ÷ 24 часа = ________ испарения воды/час.

Вывод:

Вследствие чего уровень воды в трубке со стеблем уменьшается? Происходит ли то же самое в трубке, заполненной водой, но без растения? Какова скорость транспирации по вашим подсчётам? Используя графики, сравните ее скорость со скоростью испарения. Что служило контрольной точкой для данного исследования?

Проект: «Транспирационный эксперимент»

Растения потеют? Не совсем, но они теряют воду. Подсчитайте недостающую массу с помощью этого эксперимента, узнав, как растения испаряют воду через транспирацию.

Как вы думаете, сколько воды растение может потерять в результате транспирации?

Что нам понадобится:

  • три небольших тонколистных растения;
  • три небольших широколистных растения;
  • маленькая лейка;
  • линейка;
  • 6 пластиковых пакетов, достаточно больших, чтобы полностью покрыть горшок с растением;
  • малярный скотч.

Ход эксперимента:

  1. Возьмите шесть маленьких растений, три с широкими листьями и три с узкими листьями. Используйте малярный скотч и ручку, чтобы написать на каждом растении его номер.
  2. Поливайте растения, пока вода не будет выливаться из нижней части горшка. Если растения очень сухие или сухая почва, то их тщательно полейте и подождите несколько минут. Затем полейте их снова. Когда вода впитается и горшок наполнится водой, а почва будет мягкая как губка — самое время взвесить растения. Нарисуйте таблицу, которая показывает, сколько весит каждое растение до и после эксперимента.
  1. Создайте гипотезу, обратившись к этим вопросам:
  • Если вы поливаете растения, а затем ставите их на солнце, что будет с водой?
  • Изменится ли что-нибудь, если вы обернете пластиковым пакетом вокруг основания растения?
  • Как добавление пакета изменит ваш эксперимент?
  1. Поставьте растения на теплое солнце на час, надев на них пакеты, затем снимите их и снова взвесьте каждое растение. Запишите вес в таблицу. Вес отличается? Остался тем же? Почему вы думаете, что это так? Разные растения потеряли разное количество веса или потеряли примерно одинаковое количество? Почему?
  2. Высушите изнутри каждый пластиковый пакет. Повторно запечатайте их на растениях, верните растения в солнечное место и продолжайте измерять и взвешивать в течение нескольких часов, не добавляя больше воды. Что происходит?

Вывод:

Во время эксперимента по транспирации растения будут терять воду, даже если они находятся в пакетах. Растения с широкими листьями потеряют немного больше воды, чем растения с тонкими листьями, но в зависимости от размера растения это может быть очень сложно измерить.

Почему?

Так как же вода выходит из растений?

В жаркий день, вы можете немного вспотеть. Растения также «потеют». Подобно тому, как мы теряем воду через нашу кожу, растения теряют воду через свои листья.

Хотя вы, возможно, не сможете их увидеть , на листьях растений есть маленькие поры или отверстия. Взгляните на обратную сторону листа под микроскопом, и вы сможете увидеть эти отверстия, которые называются устьицами. Вот, где растения могут терять воду в результате транспирации.

Несмотря на то, что это невидимый процесс, потеря воды из растений в результате транспирации является важной частью круговорота воды, потому что она добавляет много воды в наш воздух. Всего за один год каждый лист на земле может отдать воды весом намного больше своего собственного. Фактически, большой дуб может давать воздуху больше 150000 литров воды в год!

Вы, вероятно, поливаете растения в своем доме, чтобы они оставались здоровыми — и, если растениям нужна вода, то почему они ее теряют? Транспирация происходит отчасти потому, что растения должны дышать. Растения должны поглощать углекислый газ, и для этого им нужно открыть свои устьица. Когда это происходит — выходит вода. Вы, вероятно, испытывали это и во время своего собственного дыхания: в холодный день вы даже можете видеть воду от своего дыхания, которая создает облачка в воздухе.

Транспирация также помогает растениям, охлаждая их, подобно тому, как пот помогает нам регулировать температуру нашего тела. Транспирация также играет большую роль, помогая воде перемещаться вокруг растения, изменяя давление воды в клетках растения. Это помогает минералам и питательным веществам подниматься вверх от корней растения.

Дальнейшее исследование:

Что будет с растением, если вы обмажете вазелином его листья? Как насчет оливкового масла? Попробуйте смазывать различными веществами листья и взвешивать растение, затем повторите эксперимент. Что будет происходить в теплой комнате? Транспирация будет выражена больше или меньше?

Заключение

Теперь вы знаете, как и для чего происходит испарение воды растениями. Это явление в биологии имеет большую важность для всего растительного мира, поэтому до сих пор изучается учеными из разных стран. Вы можете изучить его более детально, придумав и проведя собственные опыты.

Источник

Испарение воды листьями.

Попробуйте наклонить веточку с листьями и, не отрезая ее от растения, поместить в стеклянную колбу. Не забудьте при этом горлышко колбы закрыть ватой.

Через некоторое время стенки колбы запотеют и покроются капельками воды. Откуда же взялась в колбе вода? Ее испарили листья ветки, помещенной в колбу. Можно даже определить количество воды, испаряемой растением. Срежьте ветку с листьями какого-нибудь растения и поставьте в небольшую бутылку с водой. На поверхность воды в бутылке налейте немного растительного масла. Оно покроет воду и не даст ей испаряться с поверхности через горлышко бутылки.

Затем бутылку с водой поставьте на чашку весов и уравновесьте их гирями. Уже через сутки воды в бутылке станет меньше. Чашка весов, на которой стоит бутылка, поднимется вверх. Снова уравновесьте чашки весов. По массе можно высчитать, сколько граммов воды испарили за сутки листья срезанной ветки.

Вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу главным образом через них. Особенно много воды испаряют молодые листья.

Рис. 65. Опыты, показывающие испарение воды листьями.

Рис. 65. Опыты, показывающие испарение воды листьями.

Подсчитано, что разные растения испаряют различное количество воды. Так, взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 г воды, то есть немного меньше литра, капуста — 1 л, а береза — больше 60 л воды. Правда, в разных условиях одно и то же растение испаряет разное количество воды. Например, в тени воды испаряется меньше, чем при солнечном освещении; при сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.

Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. Так, если растения достаточно обеспечены водой, устьица открыты днем и ночью. Однако у многих растений устьица открыты только днем на свету, а ночью закрываются. В сухую жаркую погоду устьица таких растений закрываются даже днем, и выделение водяного пара из листьев в воздух прекращается. Когда наступают благоприятные условия, устьица раскрываются и нормальная жизнедеятельность растений восстанавливается.

Значение испарения в жизни растений исключительно велико. Без солнечного света в растении не может образоваться крахмал. Но солнце, необходимое для образования крахмала, сильно нагревает листья. При испарении воды листья охлаждаются, и растение не перегревается. Испарение воды способствует передвижению воды, в растении. Током воды по растению передвигаются минеральные соли и органические питательные вещества.

Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется влаги. Испарение воды листьями способствует поступлению ее через корни и поднятию по стеблю в листья.

Поднимается вода в листья также и силой корневого давления.

Процесс испарения воды листьями растений отличается от простого испарения с какой-либо поверхности. Это отличие состоит в том, что в растении испаряют воду живые клетки и ткани листа. А они способны регулировать испарение своими устьицами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Эксперимент «Испарение влаги с листьев растений» во второй группе раннего возраста

Цель: проверить, куда исчезает вода с листьев.

Оборудование: растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход опыта: Рассматриваем растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставили в теплое светлое место. Заметтили, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, сняли пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа, почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух).

Растения — это уникальные природные системы, позволяющие проводить водный обмен почвы и воздуха, помогающие сохранять и поддерживать влажность воздуха в атмосфере, что имеет одно из главных значений для поддержания жизни на планете.

Необходимо защищать леса от вырубки.

Дома нужно держать комнатные растения для увлажнения воздуха.

Растения могут помочь людям восполнить недостаток пресной воды.

«Свойства воды». Исследовательский эксперимент «Капелька» для детей второй группы раннего возраста Исследовательский эксперимент: «Капелька» для детей второй группы раннего возраста «Свойства воды». Выполнила воспитатель: Прадед Елена.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Путешествие в лес» Цель: Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет Задачи Образовательные: — Учить называть геометрические формы, их цвет: группировать.

Лего-конструирование во второй группе раннего возрастаЛего-конструирование во второй группе раннего возраста По словам известного отечественного педагога К. Д. Ушинского, «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным.

НОД «Мои игрушки» во второй группе раннего возраста с использованием ИКТ Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Программное содержание: 1. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения.

Проект в группе раннего возраста «Эксперимент с волшебной фасолью» Актуальность:Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают.

Рисование «Одуванчики» во второй группе раннего возрастаРисование «Одуванчики» во второй группе раннего возраста Цель: учить передавать в рисунке красоту цветов, форму цветов. Отрабатывать приём рисования красками. Развивать эстетическое восприятие,.

Родительское собрание «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» во второй группе раннего возраста Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и.

Эксперимент с песком «Свойства песка» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» города Белореченска МО Белореченский.

Эксперимент с водой во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» города Белореченска МО Белореченский.

Эксперимент во второй младшей группе «Солнечный зайчик» Эксперимент «Солнечный зайчик» Цели: — расширять представления детей о явлениях природы; — поддерживать интерес ребенка к приобретению опыта.

Источник

Adblock
detector