Иностранцы о России Природа Животный мир Народное хозяйство

Конспект урока «Природа России»

Цель урока: формирование представления о разнообразии природы нашей страны.

Задачи урока:

1) показать красоту и разнообразие природы России;

2) сравнить природу родного края с природой различных регионов России;

2) воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся:

— получить первоначальное представление о разнообразии природы России.

Оборудование:

У учителя – проектор, экран, видеоролик с песней «Красно солнышко», видеоролик «Заповедник Бастак», презентация «Путешествие по России», физическая карта России, сигнальные карточки с видами природы разных регионов России (добрые следы), модель самолёта, флажок.

У учащихся – учебник, рабочая тетрадь, приложения1, 2; конверт с иллюстрациями для работы в группах.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока:

— На предыдущих уроках вы познакомились с картой нашей страны, узнали, что Россию населяют многие народы. Узнали вы и о том, что наша страна огромна: когда солнце восходит на востоке страны (восток на карте справа) , то на западе (на карте слева) на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце. Огромна и протяжённость нашей страны с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу).

— Сейчас мы отправимся в виртуальное путешествие по России. Но какова же цель нашего путешествия, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Посмотрите видеоролик и сделайте свои предположения. (Видеоролик «Красно солнышко»)

— Итак, кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

(Ответы учеников: о природе нашей страны. Учитель вывешивает на доску тему урока).

— Какие задачи нам предстоит решить, чтобы познакомиться с природой нашей Родины? Давайте, попробуем их сформулировать.

Я думаю, текст песни (Приложение 1) видеоролика поможет нам это сделать, он перед вами. Прочитайте его (Один ученик читает вслух)

— Можно ли сказать, что автор песни любит свою Родину? Найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль (Зачитывают)

— Какие красоты России особенно волнуют поэта ? (Зачитывают)

— А что ВЫ можете сказать о природе нашей страны?

— Действительно, страна наша огромна, поэтому и природа её очень разная, у неё много образов, поэтому про природу России можно сказать словом разнообразная (Разнообразная – карточка со словом вывешивается на доске) . Итак, 1-ая задача урока (вывешивает) :

1. Познакомиться с разнообразием природы России.

— Скажите, а наша малая родина, Еврейская автономная область, является частью России? Значит, нам предстоит изучить природу родного края и сравнить её с природой других регионов страны – это 2-ая задача (вывешивает):

2. Сравнить красоту природы родного края с природой России.

— А как вы думаете, зачем каждому из нас важно изучать природу своей страны ? (Чтобы научиться любить природу, стараться сохранить её красоту на долгое время, а поэтому надо уметь бережно относиться к ней)

— Значит, наша третья задача (вывешивает) :

3. Учиться любить и беречь родную природу.

— Теперь можно отправляться в путешествие! (Слайд 1). А чтобы успеть решить все задачи урока, я предлагаю путешествовать на… (пауза и загадка) :

Играет в салочки с ветрами

И прячется за облаками.

Зовёт в стремительный полёт

Красивый, быстрый … (самолёт).(Слайд 2. Чтение учителем стихотворения)

— С какого аэродрома взлетит наш самолёт? (С ближайшего к нам – из Хабаровска) . Кто может показать на карте этот город? (прикрепляется флажок) .

— А мы с вами в каком городе живём?

— Правильно, в г. Биробиджане – самом главном городе Еврейской автономной области! Ребята, а какая карточка на выставке символизирует наш город? Кто нашел карточку, покажите её. (ученик находит карточку с видом Биробиджана, учитель прикрепляет её на карту). Эти карточки – наши добрые следы, которые мы будем оставлять на местах нашего путешествия. А кто из вас знает, в какой части России находится наша Еврейская автономная область? (Дальний Восток)

— Ребята, а что вы можете рассказать о природе родного края? (ответы детей)

3. Работа по учебнику (разворот страниц 50-51):

I. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 50-51. Что мы видим на этих страницах? (карту России, а на карте картинки с видами природы). А теперь, обратите внимание на 3 снимка на с. 51 справа:

— Кто уже догадался, как называется эта территория России? (Эта территория России называется Дальним Востоком).

— Что мы видим на снимках? (Амурский тигр, морской порт, горы)

Обобщение учителем:

На Дальнем Востоке много огнедышащих гор, из которых иногда течёт раскалённая лава. Самая знаменитая из этих гор – Ключевская сопка, которая находится на Камчатке. На среднем из этих снимков изображён крупнейший морской порт – город Владивосток. Но море там не такое тёплое, как Чёрное. На нижнем снимке – лесной житель – тигр. Этих красивых хищников осталось так мало, что они охраняются государством и занесены в Красную книгу России. Оставляем на Дальнем Востоке свои добрые следы и отправляемся в путешествие! (карточки с видом Ключевской сопки и тигров)

— Куда взмывает самолёт? (Ввысь, вверх). Вот и мы начнём наше путешествие с верхней части карты России. Кто знает, как называется земля, на которую приземлился наш самолёт? Что вы уже знаете о Крайнем севере нашей Родины? (ответы детей)

II . Посмотрите на 3 верхние фотографии в центре:

— Что вы там видите? (Белого медведя, северного оленя, Северный Ледовитый океан).

Учитель: Это север нашей страны. (Слайд 3). Природа на севере очень суровая. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан.

— Как вы думаете, почему он так называется? (Потому, что находится на севере).

— В Приложении 2 прочитайте текст о Северном Ледовитом океане. Обсудите прочитанное в парах.

Приложение 2.

Льды этого океана не тают круглый год, поэтому его дыхание и создаёт холодную погоду. Жить на севере трудно, там скудная растительность и мало видов животных. Это белые медведи, северные олени, различные птицы.

— Что узнали о Северном Ледовитом океане? (Вывод по Слайдам 4-7). Сравните природу Крайнего севера с природой родного края!

— Нам пора отправляться дальше. Но, прежде чем самолётик взлетит с Крайнего севера, давайте оставим свой добрый след: какая иллюстрация поможет нам это сделать? (дети находят на доске соответствующую картинку, учитель размещает её на территории Крайнего севера). Физкультминутка

— Взлёт и вновь посадка:

III. Теперь посмотрим на 2 фотографии немного ниже, на с.50.

— Что вы видите? (Река, лес, деревья).

Учитель: Эта часть России называется средней полосой.

— Здесь нас давно ожидает Стрелкова Женя, ведь она подготовила интересное сообщение о природе средней полосы России. Слушаем внимательно!

Сообщение Стрелковой Жени:

Условия здесь более благоприятные, чем на севере. Поэтому в средней полосе расположено много городов, живёт много людей, растут леса, текут большие и малые реки, есть озёра, обитают разнообразные звери, птицы, рыбы, насекомые.

-Что узнали об этом регионе? Сравните природу средней полосы России с природой нашей области.

— Какую иллюстрацию поместим в данном регионе? (картинку с видом г. Москвы)

IV. Переключите своё внимание на снимки на с. 51(под северным оленем).

Учитель: Эта часть России называется Сибирью.

— Что вы видите на снимках? (Густой лес, реку(озеро), зверька).

— В Сибири заочно побывала наша творческая группа. Она исследовала природу Сибири, и сейчас поделится своими результатами.

Выступление творческой группы:

1ученик (Войтова Арина): В Сибири условия намного суровее, чем в средней полосе. Поэтому здесь, в основном, растут хвойные деревья. Такой лес называют тайгой.

2 ученик (Киреев Саша): В тайге живут бурые медведи, волки, лисы, зайцы. — А кто знает, как называется этот таёжный зверёк с фотографии? (бурундук) Это бурундук. Он похож на белку, но у него на спине полосы, будто его поцарапал медведь. Такую легенду придумали местные народы.

3 ученик: — А кто знает, какое озеро изображено на фотографии ? Верно, это озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, так что видно на глубине 40 метров!

Учитель: — Ребята, что узнали вы о природе Сибири из сообщения творческой группы?

— А какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна, пихта, кедр)

— Как называется самое глубокое озеро в мире? Найдите на доске иллюстрацию с видом озера Байкал (учитель размещает картинку на карте). Сравните природу Сибири с природой нашего края!

V . Теперь переместимся к 3-ём нижним фотографиям на с. 50.

— Что вы там видите? (Ответы детей: море, поля, горы). Это юг России. Наверняка, многие из вас уже успели побывать в этой части России на отдыхе? Что вы можете рассказать о природе здешних мест? (рассказы детей)

Обобщение учителя: Вы правы: на юге России у нас теплее всего. Там очень благоприятные условия для выращивания пшеницы. Ещё там выращивают арбузы, дыни, помидоры, виноград, мандарины. Там же расположено очень тёплое Чёрное море. Когда говорят: «Едем отдыхать на юг», то имеют в виду отдых на Чёрном море. Здесь люди загорают, купаются, катаются на катерах, ездят на экскурсии в горы, потому что они подходят вплотную к берегу.

— А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Каждая ряд — группа получает конверт с картинками. Ваша задача отобрать картинки с видами природы юга нашей Родины.

(Выбранные картинки группы учитель размещает на магнитной доске. Фронтальная проверка)

— А кто из вас знает, как называются горы, расположенные на юге России? ( Кавказские ). Ребята, у нас сегодня есть прекрасная возможность услышать рассказ о кавказских горах из уст человека, который знает о них не понаслышке – Родина кавказских гор – малая родины Ханмагомедовой Разьи. Внимание, слушаем Разику!

Сообщение Разики:

В горах Кавказа расположена самая высокая вершина России – гора Эльбрус. Посмотрите на фотографию. У Эльбруса две вершины и обе они покрыты снегом, потому что высоко в горах так же холодно, как и на севере. Снег не тает круглый год и даже летом Эльбрус ослепительно сверкает своими вечными снегами. Представьте себе: снизу, у подножия, растут великолепные леса из дуба, бука, каштана. В городах – великолепные цветники, а вверху – вечные снега. Летом, когда эти снега немного подтаивают, с них текут быстрые горные речки, которые прыгают с уступа на уступ, образуя то, что изображено на сгибе разворота страниц.

— Как называется такое чудо природы? (Водопад)

На Кавказе очень много водопадов, потому что горы высокие и крутые. В горах тоже живут люди. Они славятся своим долголетием, потому что там свежий воздух, много фруктов: абрикосы, персики, черешня, мандарины, апельсины, гранаты.

Учитель: — Спасибо, Разика. Я думаю, добрым следом юга России почётно станет картинка с видом горы Эльбрус. Кто уже увидел её?

— Давайте сравним природу юга России с природой Дальнего Востока!

Физкультминутка

Итог урока: — Что же можно сказать о природе нашей Родины — России? Какая она? (Красивая, удивительная, прекрасна и очень разная) Как одним словом можно сказать «очень разная»? (Разнообразная – вновь обращаем внимание детей на карточку со словом «разнообразная»)

— Найдите и прочитайте вывод в учебнике на с. 51.

Учитель: Вот как об этом писал наш далёкий предок:

«О светлая, украшением украшенная Земля русская!

И многими красотами удивляешь ты:

Реками и колодцами почитаемыми,

Горами крутыми, холмами высокими,

Дубравами чистыми, полянами дивными,

Зверями различными, птицами бесчисленными,

Горами великими, сёлами, дива достойными».

Перевод летописи XIII века

Наше путешествие подходит к концу.

— Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

— Как вы думаете, решили мы с вами 1-ую задачу? Какой вывод мы сделали, изучив природу России? (Природа прекрасна, разнообразна)

— А 2-ая задача решена нами? Докажите.

— Действительно, наша с вами родная природа также прекрасна и разнообразна, как и природа любого уголка России. А значит, нуждается в нашей с вами любви и заботе.

(видеоролик «Бастак)

— К какому выводу мы пришли, решая 3-ю задачу?

— Какое настроение подарил вам урок? Надеюсь, что такое же прекрасное настроение подарит вам дома совместная с родителями работа в ТПО на стр. 38-39

Источник



Как меняются отношения человека и природы

Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.

Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат

В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.

Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.

Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.

Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.

Фото:David Marcu / Unsplash

Климатические изменения в цифрах:

  • 150 млрд руб.составляет ежегодный ущерб России от таяния вечной мерзлоты. Общие потери мировой экономики оцениваются от 24,8 до 66,9 трлн долларов.
  • 82 страны из 193 государств уже имеют стимулы, способствующие инвестициям в возобновляемые источники энергии, экологически чистое производство, энергоэффективность и борьбу с загрязнением окружающей среды.
  • $5,3 трлннедосчиталась мировая экономика в 2017 году из-за преждевременной смерти людей, связанной с загрязнением воздуха.
  • $8 млрддостигают ежедневные потери в мировой экономике от загрязнения воздуха при сжигании ископаемого топлива.

Фото:Matias Delacroix / Reuters

Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад

Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.

Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.

Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.

Фото:Сергей Карпухин / Reuters

Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.

Фото:Tomohiro Ohsumi / Getty Images

Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.

Фото:Kirsty Wigglesworth / AP

По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.

Эко-номика

Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.

Зеленая экономика в цифрах:

  • $1 млрдвыделит Джордж Сорос на создание всемирного университета, который будет бороться с авторитарными правительствами и с изменением климата. Миллиардер назвал эти проблемы близнецами, которые угрожают выживанию нашей цивилизации.
  • $30 экономической выгоды может принести каждый $1, потраченный на восстановление деградировавших лесов.
  • 16,7 рабочих местпотенциально создает $1 млн инвестиций в «зеленую» энергетику (против 5,3 рабочих мест при вложении той же суммы в энергопроекты на ископаемом топливе).
  • Более $180 млрддостигает общая стоимость «зеленых» облигаций, выпущенных в мире за январь—сентябрь 2019 года — больше, чем за весь 2018 год. Выручка от размещения таких бумаг идет на экологические проекты.

Фото:Ирина Белоносова для РБК

Проснулся — убери свою планету

Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.

Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.

В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.

Как планета превратилась в гигантскую свалку

В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.

Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.

Источник

Иностранцы о России. Природа. Животный мир. Народное хозяйство

Весь путь от Вильны до Смоленска и от Смоленска до Москвы покрыт сосновыми лесами, в полном смысле дремучими. Местами встречаются болота почти непроходимые.

Петр Людовик де Боволье — граф, французский военнослужащий, интендант 5-й кирасирской дивизии в армии Наполеона I, ХIХ в.

Вообще у них гораздо больше лесу, чем у нас. Сосны — величины невероятной, так что одного дерева достаточно на мачту самого большого корабля, а дуб и клен гораздо лучше, чем в наших краях.

Кампензе Альберт — итальянский историк, ХVI в.

Леса богаты разными дикими животными. Лосей, кабанов, зайцев большое изобилие. Встречается также много хищных и нечистых животных, как то: медведей, волков, рысей и тигров, лисиц, соболей и куниц, шкурами которых русские ведут обширную торговлю. У них имеется много ручного скота: коров, быков и овец, которые продаются весьма задешево. Мы однажды купили жирного быка за 2 талера, а овцу за 10 копеек.

Адам Олеарий (ок. 1599—1671), немецкий ученый и путешественник

Много-премного суток надо плыть рекой Двиной, чтобы доплыть до того места, где находятся знаменитые Рифейские горы. Горы эти, говорят, утесисты и безплодны, и водятся на них только белые соколы, чрезвычайно отважные и сильные. Я видел их в Москве у Государя, который очень их любит за храбрость.

Рафаэль Барберини, итальянский дворянин, XVI в.

Для пастбищ Московия имеет прекрасные луга.

Равным образом нет недостатка и в дичи, которая так же дешева, как и все прочие жизненные припасы, кроме вина.

Адольф Лизек — австрийский дипломат, секретарь посольства ХVII в.

В Московии ловится очень много зверей разных пород, и они здесь так обыкновенны, что их дозволяется ловить не только каждому здешнему жителю, но и иноземцу. Попадаются черные и желтые соболи, куницы, лисицы, волки, черные бобры, песцы белые как снег, и меха их имеют особую теплоту. Также лесной осел, буйвол, медведь небольшого росту, которого выучивают разного рода потехам, дикая лошадь. А также страшные черные буйволы, которые гораздо более обыкновенных быков, они имеют длинную бороду, длинные рога, ужасно злы на людей и их не любят. Кроме того водятся здесь черные и белые волки, весьма значительной величины. Белые медведи, которых шкуры, как весьма теплые, употребляются преимущественно зимою. Большие и весьма вредные дикие кабаны, белого, черного, пепельного и красного цвета лисицы, туры или зубры, лани. Из птиц там водятся дикие утки, дикие гуси, лебеди, большие белые петухи, большие ястреба, большие сильные соколы, они величиной с лебедя, белые и весьма сильные. Здешние жители ловят их очень молодыми и приучают к охоте и посредством их ловят других птиц.

Вундерер И. — немецкий путешественник, ХVI в.

Наиболее распространенными породами деревьев являются ель, пихта, сосна, ольха, береза, орешник, и крестьяне приносят на продажу орехи огромными количествами в полных мешках.

Дичи, особенно перистой, множество, много медведей, волков, лис, рысей и тому подобного.

Перистая дичь — это преимущественно глухари, тетерева, тетерки, нежные рябчики, бекасы, дикие утки и т. п., водящиеся в большом изобилии.

Их крестьяне умеют ловить силками и часто продают за бесценок.

Есть разновидности тетеревов и рябчиков размером с курицу. У большинства их, однако, оперенье совершенно белое, и на вкус их мясо очень нежное. Они разыскивают себе корм на земле и в снегу, и поэтому природа обула их в своего рода шершавые сапоги, тем самым хорошо защитив от холода. Мне никогда в жизни ни в одной местности Германии, Голландии, Брабанта и других стран не доводилось наблюдать подобные разновидности.

Неизвестный немецкий автор — оставивший воспоминания о пребывании в России в 1710—1711 гг.

Начинается княжество Московское, которого земля ровна, плодородна, спахана и довольно хлеба везде имеющая.

Ульфред Яков — посол Дании в России в 1575 г.

Ввиду доброго свойства почвы, страна, где она хоть немного обработана, чрезвычайно плодородна, так что получается громадное изобилие хлеба и пастбищ. И сами голландцы признают, что несколько лет тому назад, во время большой дороговизны, Россия сильно помогла им своим хлебом. В иных местах земля не обрабатывается более, чем требуется для надобностей одного года, там никаких запасов не собирают, так как все уверены в ежегодном богатом урожае.

В некоторых местах, особенно в Москве, имеются и великолепные садовые растения вроде яблоков, груш, вишен, слив и смородины. Положение совершенно иное, чем изображает Герберштейн и другие писатели, утверждающие, будто в России совершенно не находится плодов и вкусных яблок. Между другими сортами яблок у них имеется и такой, в котором мякоть так нежна и бела, что если держать ее против солнца, то можно видеть зернышки.

Адам Олеарий (ок. 1599—1671), немецкий ученый и путешественник

Россия — страна, богатая землей и населением, в изобилии имеющем находящиеся там произведения.

Ченслер Ричард († 1556) — английский мореплаватель и дипломат

В направлении к югу все страны (т. е. области России) благодатны и плодородны, одинаково богаты и пастбищами, и пахотной землей, а также орошаются многими реками. Такой же вид имеет местность от Рязани до Новгорода Великого, немного разнится страна, лежащая между Москвой и Смоленском, хотя она испещрена частыми и очень густыми лесами.

Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента

В этой стране находится также много рудников, где добывают серебро в большом количестве.

Марко Поло, итальянский путешественник

Как бы ни были великими минеральные запасы России, ее возможности в развитии сельского хозяйства, пожалуй, еще большие. Они не только сравнимы, но, пожалуй, даже превосходят такие же возможности США.

М. Джуэл — американский дипломат, посол в России в 1874 г.

Нашей (торгово-промышленной) миссии приходится преодолевать определенные трудности, ведя переговоры с российским правительством о соглашениях, к заключению которых оно никак не стремилось. Русские ведут переговоры в такой манере, которая ясно указывает, что они очень мало заинтересованы в них. В этом, как и во всех других подобных делах, они считают, что Россия полностью обеспечена всем необходимым, ее территория и ресурсы настолько велики и обширны, что интерес к продукции других стран незначителен, ибо она в состоянии полностью жить за счет внутренних богатств и желает этого.

М. Джуэл — американский дипломат, посол в России в 1874 г.

Хотя в богатых странах более зажиточные люди живут удобнее и роскошнее, нежели на Руси, однако при всем том крестьяне и убогие горожане, кормящиеся рукоделием, живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в тех пребогатых странах. Ни в одном королевстве простые черные люди не живут так хорошо и не имеют таких прав, как здесь.

Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг.

Я считаю, что Россия и Советский Союз — это страна огромного потенциала. У вас есть территория — ведь мы говорим о самой большой стране в мире — богатая ресурсами, с многочисленным населением. А самое главное — образованное население. И оно, по моему мнению, может совершать чудеса.

Мэтлок Джек — посол США в СССР в 1991 г.

Если существует в самом деле народ, не нуждающийся в искусственном покровительстве, то это русский народ. С 50 миллионов жителей около середины XIX столетия население империи возросло до 129 миллионов к концу XIX века (в 1896 г.). Четыре пятых этого числа составляет господствующая народность — великороссы. По мере роста населения развивалась его экономическая деятельность. Сельскохозяйственная продукция удвоилась. Успехи текстильной и металлургической промышленности, стимулируемые системой почти запретительных пошлин и открытием богатых залежей железа и угля на юге, изумительны. Железнодорожная сеть, не достигавшая в 1866 г. и 3000 верст, к концу XIX века имела протяжение почти 40 000 верст. Была произведена конверсия долгов и введена золотая валюта.

Лависс Эрнест (1842—1922) и Рамбо Альфред (1842—1905) — французские историки

В этом Дальнем Востоке есть нечто от американского Дальнего Запада, в этом «истерне» есть что-то от «вестерна»: мужество людей, освоение новых земель, приключенческий дух, стремительный рост новых городов, широта размаха. Но в «истернах» нет кабаков, проституток, бешеной скачки по главной улице поселка, нет шерифов, нет истребления краснокожих, нет стрельбы из пистолетов по бутылкам; и не надежда напасть на золотую жилу привела эту молодежь в край, где семь месяцев в году стоит мороз, где юноши и девушки, инженеры и землекопы, шоферы и бетонщики работают то при сорока градусах мороза, то в пятидесятиградусную жару.

Источник

Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

Мы несём ответственность за окружающую среду, от наших поступков зависит состояние природы. Это наш дом, в котором мы существуем, к нему мы должны относиться с любовью. Для вас мы подобрали более пятисот красивых, мудрых цитат, изречений и фраз об экологии, заботе об окружающей среде и природе.

Чистая радость природы

535 фраз, высказываний и цитат о природе с глубоким смыслом

  1. Природа — дом, в котором живет человек. (Дмитрий Лихачев)
  2. Во всех явлениях природы есть нечто чудесное. (Аристотель)
  3. Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет. (Али Апшерон)
  4. Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же. (Л.А. Сенека)
  5. Если бы природа не была прекрасной, она не стоила бы того, чтобы быть познанной, жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой. (Пуанкаре)
  6. Любовь к природе — признак морального здоровья в человеке. (Конфуций)
  7. Вся природа стремится к самосохранению. (Цицерон)
  8. Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях. (Арманд Давид Львович)
  9. Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо. (И. И. Мечников).
  10. Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. (А. Эйнштейн)
  11. Природе неведома жалость. Природа не принимает никаких извинений, а единственное известное ей наказание – смерть. (Эрик Хоффер)
  12. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Иван Тургенев)
  13. Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! (Э. Роттердамский)
  14. Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (И. Гёте).
  15. Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть. (Конфуций)

Видео: красивые фразы и цитаты от великих о природе

В этом ролике Ольга Тимофеева процитирует еще несколько классиков, которые высказывались о природе и ее роли в жизни человека:

1 комментарий

О значимости природы для науки, привожу высказывание Великого казахского мыслителя И. Абая :
«Создать науку никто не может, открыть только частицу истины природы поможет».

Источник

Adblock
detector