Георгий свиридов произведения о природе

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Свиридов — композитор, пианист и общественный деятель. Основоположник музыкального направления «Но­вая фольк­лор­ная вол­на».

Музыку Георгия Свиридова знают, любят жители России и зарубежья. Его композиции отличаются оригинальностью, профессионалы считают — в них мало нот и много музыки. Творчество выходца из Центральной России всегда отличалось неразрывной связью с местными традициями.

Детство и юность

Композитор Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Фатеже (Курская область) в семье местных интеллигентов. Отец служил на почте, мать была преподавательницей. Маленького Георгия родители по старинной традиции называли Юрой. Взгляды на жизнь у Василия Григорьевича и Елизаветы Ивановны были крайне противоположными.

Георгий Васильевич Свиридов

Революционно настроенный отец целиком и полностью поддерживал большевиков. Мама будущего композитора, выросшая в богобоязненной семье, была убежденной монархисткой. С юности она стала петь в церковном хоре, и это не могло не отразится на музыкальных пристрастиях маленького Юрия.

Родственники Елизаветы Чаплыгиной (девичья фамилия Свиридовой) были видными людьми в Курской губернии. Ее отец и дед занимали должности попечителей местных школ, входили в совет прихода Богоявленского храма. К вере к Богу мальчика приобщала бабушка, вместе с которой он регулярно бывал в церкви Фрола и Лавра.

Любовь к вокальному творчеству возникла у Георгия под влиянием детских впечатлений. В конце жизни, когда настала пора переосмысления всех ее событий, он вернулся к своим истокам, стал писать музыку на религиозные темы.

Георгий Васильевич Свиридов

Его отец, Василий Григорьевич, ушел из жизни очень рано. Он погиб в схватке с деникинцами. Юре в то время было только четыре года, его сестренке Тамаре – едва исполнился год. Овдовевшая женщина, остро нуждавшаяся в заработке, вместе с детьми уехала в Киров, где жили ее дальние родственники.

Композитору навсегда запомнился один случай из того далекого времени. Елизавета Свиридова трудилась не покладая рук, ей надо было кормить двоих детей. Часто за свою работу она получала не деньги, а натуральную плату. Как-то раз женщину поставили перед дилеммой – выбрать корову или немецкий рояль. Свиридова остановила свой выбор на инструменте, поскольку уже успела заметить необычайную музыкальную одаренность Юры.

Мальчик высоко оценил поступок матери. Однако его привлекала не только музыка, но и литература. Особое внимание он уделял стихам, много времени тратил на чтение произведений русских, иностранных поэтов. Он был необычайно талантлив. Однажды для участия в концерте Юрий стал самостоятельно осваивать игру на балалайке, и быстро преуспел в этом. На концерте его назвали одним из лучших подростков, выступавших на музыкальном торжестве.

В четырнадцать лет юноша стал учеником курской музыкальной школы. Он попал в класс Веры Уфимцевой. История поступления в учебное заведение тоже напоминает легенду. У юного Свиридова не было нот, он не мог сыграть музыкальное произведение. Подросток блестяще вышел из положения, покорив строгую комиссию маршем собственного сочинения. Так началась музыкальная биография великого русского композитора.

Еще одним преподавателем будущего композитора был Мирон Крутянский. Именно он порекомендовал юноше продолжить обучение в северной столице. В 1932 году Георгий стал студентом Ленинградского музыкального техникума, где учился на курсе пианиста Браудо.

Георгий Васильевич Свиридов

Преподаватели восхищались своим подопечным. Он стремительно осваивал технику игры на фортепиано, вечерами выступал в театре в качестве тапера. Этот студент успевал везде, однако его дальновидный преподаватель готовил для Свиридова иное будущее. Браудо обратился к руководству техникума с целью перевода своего подопечного на композиторский курс.

Так Юрий оказался в классе Михаила Юдина. Выпускник музыкального техникума в 1936 году вновь стал студентом, поступил в консерваторию на курс Д. Шостаковича и П. Рязанова. Со временем Георгий и Дмитрий Дмитриевич стали большими приятелями. Шостакович оказал большой влияние на мировоззрение молодого коллеги, на всю жизнь привил ему любовь к русской музыке.

Музыка

Уже в 1937 года Георгий Васильевич становится членом Союза композиторов. В качестве выпускной работы юноша подготовил три прекрасные композиции – симфонию для камерного оркестра, первую симфонию, концерт для фортепиано.
Музыкальная карьера

Георгий Васильевич Свиридов

После окончания консерватории музыканта пригласили на работу в Ленинградскую филармонию. В это время он много занимается инструментальной музыкой. В начале войны филармонию эвакуируют в Новосибирск. В Сибири молодой композитор создает целый ряд вокальных произведений.

Большую помощь в работе музыканту оказало трепетное отношение к поэзии, глубокое знание творчества русских и зарубежных поэтов. Он вдохновлялся стихами Шекспира, Аветика Исаакяна, Роберта Бернса. Георгия Васильевича привлекало и творчество поэтов из Поднебесной – Хэ Чжичжана, Ван Вэя, Бо Цзюйи.

Русские, советские поэты тоже не остались без внимания композитора. Особенное значение для него имело творчество Есенина. Этому поэту Свиридов посвятил свое произведение «Памяти Сергея Есенина». Творчество Маяковского вдохновило его на создание «Патетической оратории». После Свиридов написал кантату на стихи Пастернака. Вокальные произведения на стихи Лермонтова, Прокофьева, Некрасова также стали очень популярными в Советском союзе и за его пределами.

Георгий Васильевич Свиридов

Песенное творчество всегда привлекало композитора. Он всегда придавал огромное значение голосу, считая его инструментом, данным Богом. Что касается инструментальной музыки, то ее первыми сочинителями в нашей стране были скоморохи, и она долгое время считалась видом искусства, предназначенным для низших слоев общества.

Долгое время Свиридов занимался работой над собранным фольклорным наследием родного края. Это позволило композитору открыть особую страницу в музыкальной академической традиции. Так был создан цикл «Курские песни», предназначенный для хора, симфонического оркестра.

Его работа произвела неизгладимое впечатление на коллег, многие из которых пошли по проторенному им пути, обратились к народному песенному творчеству. Последователями Свиридова стали С. Слонимский, Р. Щедрин, В. Гаврилин, Н. Сидельников. Услышав «Курские песни», Шостакович произнес историческую фразу об особенностях творчества своего коллеги. Он сказал, что при малом количестве нот этот композитор умеет создавать много музыки.

Георгий Васильевич Свиридов

Самым плодотворным периодом творчества периода критики считают 70-е годы. В это время он переосмысливает творчество Пушкина, по мотивам произведений гениального автора создает знаменитую «Метель». Самыми прекрасными «музыкальными иллюстрациями» стала его композиции «Зимняя дорога», «Тройка», «Вальс».

Большой популярностью пользуется и другое произведение Свиридова, названное «Время, вперед!». История создания этой сюиты весьма интересна. Композитор писал его для кинофильма Михаила Швейцера, затем решил оформить в сюиту. Музыкант всегда долго работал над своими композициями, но на это произведение он потратил не более часа. У Георгия Васильевича просто не было времени, он торопился на рыбалку, которую любил так же страстно, как музыку и стихи.

Георгий Васильевич Свиридов

Настоящей же вершиной творчества Свиридова музыкальные критики и благодарные слушатели считают «Отчалившую Русь», поэму, написанную на стихи Есенина.

Личная жизнь

Творческие люди часто нуждаются в новых впечатлениях, они дают им вдохновение. Свиридов не стал исключением, у него было три жены, два сына, Сергей и Юрий. Жизненные обстоятельства сложились так, что композитор пережил обоих сыновей.

Его первой женой стала пианистка Виктория Токарева, подарившая композитору сына Сергея. Их семейная жизнь была недолгой, музыкант увлекся артисткой Аглаей Корниенко, ушел от Виктории. Сереже в тот период было четыре года. Через 12 лет сын покончил жизнь самоубийством. Это стало большой трагедией для его родителей. Композитор в своих интервью никогда не упоминал о случившемся.

Георгий Васильевич Свиридов

Вторую жену, которая была младше Свиридова на 12 лет, музыкант боготворил, называл Аглаюшкой. В этом браке у супругов родился сын Юрий. Он был тяжелобольным ребенком, долгое время жил за границей, лечился у японских врачей. Когда Юрий скончался, его отец был еще жив. Композитор был так слаб, что ему не сообщили о смерти сына. Через неделю не стало и самого Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов

Знакомство с Эльзой Густавовной Клазер стало для композитора судьбоносным. Женщина была моложе музыканта на 10 лет. После музыкального вечера в филармонии Эльза подошла к Георгию Васильевичу, чтобы выразить ему свою благодарность и восхищение. После этой встречи они уже не расставались. Эльза стала для композитора всем – Музой, строгим критиком, любящей женой.

Причина смерти

Последние годы жизни композитор провел на даче, писал музыку, ходил на рыбалку. Он скончался в канун Рождества, в 1998 году. Причиной его смерти стала тяжелая болезнь.

Георгий Васильевич Свиридов

Свой первый инфаркт музыкант получил после известия о самоубийстве сына Сергея. Незадолго до кончины последовал второй инфаркт, после которого он уже не оправился.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник

Георгий свиридов произведения о природе

Георгий Свиридов «Метель»

Свиридов метель

Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.

Историю создания «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Известнейший артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору Георгию Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.

Георгий Свиридов, автор "Метели"

Стоит отдельно заметить, что произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!

метель

Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.

Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Метель кадр из кинофильма «Метель»

Георгий Свиридов, автор "Метели" Александр Пушкин

Интересные факты

  • Идею переработать партитуру музыки для фильма в отдельное самостоятельное произведение подсказала композитору его супруга.
  • Свою повесть гениальный поэт А.С. Пушкин сочинил всего за один день. Купить книгу «Метель» .
  • Несмотря на то, что название произведению композитор дал несколько иное, оно более известно слушателям, как сюита «Метель». В этом нет ошибки, ведь именно к этому жанру принадлежит сочинение, с характерными контрастами между соседними частями.
  • Существует мнение, что крайние части сюиты не случайно построены на одинаковом материале и напоминают обложку книги.
  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.

Большой симфонический оркестр по управлением Федосеева

  • Принято считать, что последовательность номеров не следует точно за сюжетом повести, а подчиняется скорее музыкальной логики.
  • Еще в годы студенчества Свиридова дразнили прозвищем «гениальный композитор», потому что в комнате, где проживало 20 человек, лишь он занимался композицией.
  • Он был популярнейшим композитором не только у себя в стране, но и за рубежом, однако все это время у Свиридова не было своего инструмента. Рояль, на котором он сочинял свои шедевры, был арендован у Союза композиторов.
  • Свои первые произведения Свиридов написал также на стихи Пушкина в 1935 году.
  • Композитор написал музыку к 13 кинофильмам.

Содержание

Свиридов тройка

В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием « Тройка ». Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна , тремоло литавр , мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.

Второй номер сюиты – это « Вальс ». Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.

Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты , которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.

весна и осень из Метели Свиридова

Четвертый номер – « Романс ». В роли солиста выступает скрипка , исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю. я вас люблю страстно. » слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.

Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.

«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.

С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.

Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.

Зимняя дорога из метели

Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.

Вряд ли найдется тот человек, сердце которого не замирает в восхищении от первых аккордов знаменитейшего « Вальса » или « Романса ». А во время прослушивания всей сюиты «Метель» наше воображение тут же начинает рисовать картины природы, русской зимы, шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей. Музыка Свиридова обладает удивительно изобразительностью и с этим трудно не согласиться. Это произведение с удовольствием изучают ученики в музыкальных школах и любят заядлые меломаны. Известнейший режиссер М. Швейдер сказал, что музыка Свиридова – навсегда. В ней удивительным образом сочетается время, которое продолжается вечно, и с этим тоже трудно не согласиться.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Георгий Свиридов «Метель»

Источник



Внеклассное мероприятие "Певец родной природы. О творчестве Г.В.Свиридова"
методическая разработка по музыке

Власов Анатолий Федорович

Георгий Васильевич Свиридов…. Его называют последним представителем русской классической музыки. Очень рано Свиридов оказался в числе призванных классиков русской музыки. Это композитор, создавший свой мир в современной музыке – мир великого вдохновения и такого же совершенства. Его музыка вошла в нашу жизнь естественно и органично. Музыкальный критик А. А. Золотов писал: «Музыка Свиридова — явление глубоко национальное и столь же современное. В ней природная сила, убежденность и ясность. И высота духовная и нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, — она тихая, всегда искреняя. Она настолько естественная, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было. Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза».

Свиридов вошел в музыку в очень интересное и в то же время сложное и очень противоречивое время. Это было время, которое нуждалось в крупных творцах духовной культуры. Это была пора бурного становления советской культуры, пора появления значимых личностей. И композитор, как и многие другие, стал мудрым, точным летописцем своего времени. Его волновало не только пережитое, прошедшее, он как бы заглядывал своим искусством в будущее. Его произведения – художественные документы эпохи, объемные и личностные. Главным в музыке Свиридов считал ее очищающую и облагораживающую задачу. Настоящий символ его творчества – «Время вперед».

Г. Свиридов Время вперед! Сюита из музыки к кинофильму. Часть IV

Г. В. Свиридов родился 16 декабря 1915 года, в маленьком городке Фатеже возле Курска. Отец будущего композитора был почтовым служащим, мама – учительницей. Интерес мальчика к музыке, к народной песни проявился очень рано. С малых лет окружали его народные песни, танцы, звучание народных наигрышей. С девяти лет Георгий жил в Курске. «В Курске Свиридов продолжал учиться в школе, — пишет А. Н. Сохор. – Здесь началось его страстное увлечение книгами. Почти все свободное от школы время посвящалось чтению. Лишь постепенно на первое место в кругу его интресов стала выдвигаться музыка. Начальные уроки игры на фортепиано он получил ещё в Фатеже у домашней учительницы. Такие же занятия продолжались некоторое время послее переезда в Курск. Но они казались мальчику скучными, все больше тяготили его и, наконец, прекратились».

Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекла балалайка. Мальчик сам научился играть на ней, и стал участником оркестра русских народных инструментов. Знакомясь с неизвестной ему ранее музыкой, он все больше заинтересовывался ею. Любитель-балалаечник начал покупать все ноты, какие только попадались, и пробовал разбирать их.

«Пастораль» — из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной музыкальной школы. К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Через три года Георгий Васильевич окончил школу и переехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. В 1932 году мальчик поступает на фортепианное отделение Центрального музыкального техникума. В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. В мае 1933 года, написав две фортепианные пьесы, юноша был принят в класс композиции профессора М. А. Юдина.

Учиться было нелегко. Помогать было некому, отец умер в 1924 году, поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Желание учиться помогло преодолеть все трудности. Вокальный цикл из шести романсов на стихи А. С. Пушкина, созданный выпускником техникума, сразу же принес известность двадцатилетнему композитору. Талант Свиридова стал настоящим открытием советского искусства.

«Тройка» — из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Уже, будучи членом Союза композиторов, в 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. С 1936 года до окончания консерватории он учился в классе Д. Д. Шостаковича. В студенческие годы будущий композитор испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, сторогую школу, изучал классическое нраследие и глубоко осваивал музыку XX столетия. Это влияние проявилось в инструментальныз произведениях военных и послевоенных лет (фортепианное трио, соната для фортепиано). Для Свиридова Шостакович стал не только педагогом, но и старшим другом.

В это же время им был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли шесть романсов на стихи А. Прокофьева. Кроме того, копозитором была создана оперетта «Настоящий жених», музыка к кинофильму «Поднятая целина», музыка к театральным пьесам.

1950 год был ознаменован появлением вокального цикла «Страна отцов» на стихи армянского поэта Аверика Исаакяна, которая стала началом творческой зрелости. Свиридов был потрясен его вдохновенной поэзией. В эти годы композитор останавливается на камерном, хоровом и вокально-симфоническом жанрах. Круг поэтов, на чьи тексты композитор пишет свои произведения, достаточно широк: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян. В 1955 году он написал десять песен для баса и фортепиано на стихи Роберта Бернса.

В 1955 году Свиридов увлекся поэзией Сергея Есенина и написал несколько песен на его стихи. А вскоре родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Два хора на стихи С. Есенина – «Подъезжая под Ижоры»

Д. Д. Шостакович писал: «Г. Свиридов глубоко прочувствовал и понял поэзию Сергея Есенина. Он умеет «читать» поэтические произведения, что так важно для композитора, сочиняющего вокальную музыку. Поэма «Памяти Сергея Есенина» — большой шаг вперед в творчестве Свиридова. Он развивает в ней столь близкий ему жанр вокального циклического произведения». Автор замечательно предал поэзию Есенина, его любовь к Родине, к народу, его горячую лирику.

Поэма памяти С. Есенина — «Край ты мой заброшенный»

Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры, но постепенно он перешел к более крупным формам, в частности к ораториям. Особое место среди них заняла «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского, оконченная в 1959 году. Композитор К. Кулиев пишет: «Георгий Свиридов – один миз крупнейших композиторов современности, выдающийся художник. В этом я уверен, не я один, в этом невозможно сомневаться, если ты знаешь, хотя бы «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическую ораторию». Линия, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамической музыке к кинофильму «Время вперед!», которая многие годы была музыкальной заставкой к информационой телевизионной программе «Время», а также оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.

«Вальс» — из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, кантата «Деревянная Русь» на стихи Есенина. В 1966 году Свиридов окончил кантату «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

В шестидесятые годы музыка свиридова получила международное признание. Триумфом композитора стал фестиваль русской и советской музыки во Франции в мае 1969 года. Самый восторженный прием нашли у французской публики и критики «Курские песни». Газета «Орор» в связи с этим произведением писала о Свиридове, как о композиторе, «обладающим огромным воображением и своеобразным музыкальным почерком». Кантата «Курские песни» — один из шедевров композитора. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. В музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

«Курские песни» — «В городе звоны звонят»

Композитор всегда был требователен к своей работе, поэтому долго и скурпулезно прорабатывал каждую деталь. «Я даю сочинению «отлежаться». Рассматриваю его со всех сторон и безжалостно отсекаю все, что кажется мне лишним. Не нужно бояться еще и еще раз переделывать сочинение. Не бояться работы!» – так говорил композитор.

Мудрость и ясность Пушкина, весенний романтизм Блока, интеллектуализм Пастернака, конфликтность Есенина, простое благородство Бернса, народная песня и духовный стих – все это привлекает Свиридова к союзу с музыкой, чтобы воспитывать душу человека на самом великом. Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Каждая нота в его творениях подчеркнута и весома. Его герои духовно красивы – он воспевает труд, любовь и верность. Его музыка как бы устремлена ввысь – композитор хочет помочь человеку стать лучше.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезировал гармонию бытия и тонкость чувств, что создавало какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Следует отметить «Концерт памяти А. А. Юрлова» — своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В поэме «Отчалившая Русь» много контрастов и моментов величаво трагического характера. Главный образ творческтва композитора – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным оэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине. Тема России пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея. А. Блок говорил о своей лирике: «Это все о Россиии». То же самое мог бы сказать и Георгий Свиридов. Сказочная, колдовская Русь, Россия-невеста, Россия-тройка, Россия как историческая реальность. Все это есть в музыке композитора. И это не только в произведениях на стихи Блока, но и на стихи Есенина, Маяковского, Некрасова, где разные лики Родины объединяются в одну величественную картину – истинно свиридовскую.

Композитора вновь привлевает мир пушкинской поэзии и вдохновляет его на создание прекрасной музыки.

«Зимняя дорога» — романс на стихи А. С. Пушкина

Необыкновенно поэтична, образно точна музыка к кинофильму «Метель» по повести А. С. Пушкина. Даже не глядя на экран, а, только слушая музыку, можно «увидеть» картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущается какие-то трагические предчувствия. Сразу стал популярным и часто исполняемый «Романс» внешне напоминающий романсы пушкинской поры, наполненность его какими-то роковыми предчувствиями приближает к развернутой симфонической поэме.

«Романс» из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова – концерт для хора «Пушкинский венок». «Пушкинский венок» — не сюита, не цикл хоров, а именно Концерт для хора, в котором хор может многообразно представить свое искусство, но кроме этого – становится главным действующим лицом произведения. Хор трактован композитором как личность Автора, Поэта, Человека, испытывающего и способность выразить разные душевные состояния. Виртуозность, красочность, свобода хорового письма подчеркивают в «Пушкинском венке» виртуозность натуры Поэта, ее необычайность, единтвенность.

«Пушкинский венок» — «Зимнее утро», «Зорю бьют».

В 1980 году Свиридов пишет маленькую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории – сочинение яркое, сочное, праздничное.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи А. Блока – кантата «Ночные облака» и хоровой цикл «Песня безвременья», где Свиридов открывает поэта причудливого, со своеразной диалектикой становления, произрастания нового.

Известный певец А. Ведерников пишит: «Свиридов – один из интереснейших обеседниов, в частност, если речь захдт о живои и историии. Его познания в этой области – зганичны. Георгий Васильевич очень целеустремлен в достижении своих художественных целей – все у него направлено на них осоществление: он умеет организовать и себя и других – найти исполнителей, увлечь их своей музыкой – в этом особенность натуры композитора».

Место Г. В. Свиридова в современой музыкальной культуре глубоко оригинально. В свое время это дало повод зарубежным критикам говорить о том, что он стоит вне школы и вне направлений. «Вечно русское искусство вне времени и, может быть, даже вне нашей эпохи», — писала одна зарубежная газета. Но это не так. Свиридов – важное звено в цепи многовекового развития русской культуры.

Когда-то послушав кантату Свиридова «Курские песни», Д. Д. Шостакович сказал: «Нот мало, а музыки много». Наверное, значение и духовное содержание творчества Г. В. Свиридова гораздо больше того, что мы можем о нем сказать. Поэтому лучше послушать его музыку и соприкаснуться с настоящим искусством настоящего мастера, который умер в канун Рождественского сочельника в 1998 году.

Источник

Свиридов Георгий Иванович

Летом сорок первого

Страшное пламя войны опалило землю Отечества. Через огонь и смерть ведет чудом уцелевших пограничников из немецкого окружения лейтенант Сергей Закомолдин. И в это же время обретает право на жизнь.

Ринг за колючей проволокой

Свиридов Георгий Иванович

Эсэсовцы сделали все, чтобы превратить Бухенвальд в настоящий ад. Но и в кошмаре концентрационного лагеря находятся люди, способные бороться за жизнь, человеческое достоинство, Родину. Важнейшей.

Чемпион флота

Свиридов Георгий Иванович

С первых дней Великой Отечественной войны попал в ее пекло чемпион советского Военно-морского флота по боксу Алексей Громов. Пришлось ему участвовать в героической.

Охотники за алмазами. Открытие века

Свиридов Георгий Иванович

«Охотники за алмазами» – это драматическое, полное непредсказуемых поворотов сюжета повествование об истории открытия первой кимберлитовой трубки в Якутии. Главная героиня, знаменитый русский.

Мы еще вернемся в Крым

Свиридов Георгий Иванович

Военная судьба снова забрасывает боксера и моряка Алексея Громова – героя полюбившегося читателям романа «Чемпион флота» – в оккупированный немцами Крым, где он с группой разведчиков попадает в.

Черное солнце Афганистана

Свиридов Георгий Иванович

Александр Беляк мечтал о небе, но, конечно же, и представить не мог, что первой его командировкой станет поездка на необъявленную и засекреченную, но не ставшую от этого менее реальной.

Стоять до последнего

Свиридов Георгий Иванович

Чемпиона Ленинграда по боксу Игоря Миклашевского не зря называют надеждой отечественного спорта. Но в жизнь боксера, как и в судьбу его товарищей по сборной, врывается Великая Отечественная.

Последний раунд

Свиридов Георгий Иванович

Очередной сборник «Библиотека приключений продолжается…» составили остросюжетные произведения известного русского писателя, участника Великой Отечественной войны Г. Свиридова. Приключенческие повести.

Время возмездия

Свиридов Георгий Иванович

О сражениях, гремевших на полях Великой Отечественной, знал весь мир. Но только некоторые были осведомлены и о битвах шедшей в те грозные годы тайной войны, и о том, что с падением Берлина и крахом.

Победа достается нелегко

Свиридов Георгий Иванович

В предлагаемом вниманию читателя романе Георгия Свиридова рассказывается о воинах-ракетчиках, несущих службу в Средней Азии, об их мужестве и самоотверженности, о воинском долге, любви, верности и.

Вовка - сын командира, или необыкновенные приключения в тылу врага

Свиридов Георгий Иванович

Что делать московскому школьнику, когда он оказался на летних каникулах в приграничной деревушке Белоруссии в первые дни войны? Мать погибла при бомбежке, тетка не хочет принимать его дома, потому что.

Дерзкий рейд

Свиридов Георгий Иванович

В романе лауреата литературных премий Министерства обороны СССР и КГБ СССР Георгия Свиридова «Дерзкий рейд» рассказывается о событиях бурного 1918 года, когда в окруженный фронтами гражданской войны.

Джэксон остается в России

Свиридов Георгий Иванович

Несмотря на всю свою необычность, судьба главного героя повести не выдумана, она взята из жизни. В основу повести положен сложный жизненный путь бывшего подданного США, одного из сильнейших боксеров.

Охотники за алмазами

Свиридов Георгий Иванович

В книгу известного и признанного мастера приключенческой литературы включены два романа, посвященные Сибирскому краю.

«Охотники за алмазами» – это драматическое, полное непредсказуемых поворотов.

Тайна Черной горы

Свиридов Георгий Иванович

В конце 1950-х Советский Союз наконец оправился от последствий Второй мировой войны и успешно включился в гонку по освоению космического пространства. Стране понадобились новые стратегические ресурсы.

Источник

Пять шедевров Георгия Свиридова

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился к своей музыке как к миссии. У него была высокая цель: сочинять то, что вернёт людям ощущение Бога и Родины. Пресловутые "духовные скрепы" — это как раз то, что он хотел выразить музыкой.

Совсем неудивительно, что в наше время тотальной глобализации, коммерциализации и торжества Фейсбука с Интсаграмом Свиридов со своей ортодоксальной "русскостью" и глубинным православием отодвинут на дальний план, и всё, что мы знаем о нём — "Время вперёд" и иллюстрации к пушкинской "Метели".

Но главное у Свиридова — это всё же хоровая музыка или музыка для голоса с сопровождением. Только в пении, в распетом слове выражает себя русский человек — такова была его позиция.

Сейчас Россия уже не та хоровая держава, какой она была в советское время. Свиридов исполняется довольно редко, хороших новых записей не найти, и довольно большая часть его музыки вообще никогда не исполнялась.

Вот пять маленьких фрагментов из его огромного наследия.

1. "Любовь святая"

(хор из музыки к спектаклю Малого театра "Царь Фёдор Иоаннович" по пьесе А.К.Толстого)

В этом хоре весь Свиридов: только он умеет из элементарного мотива создать поразительный по силе впечатления эффект. Как он это делал — не поддаётся пониманию.

Малый театр до сих пор гордится тем, что имеет эксклюзивное право на этот шедевр. С такой музыкой и со Смоктуновским в роли царя Фёдора Иоанновича — представьте, какой это был спектакль!

2. "Зорю бьют"

(из хорового концерта "Пушкинский венок")

Пушкин был кумиром Свиридова всю его жизнь. Только Есенин и Блок могли соперничать с ним в его сердце.

Обратите внимание на музыку пушкинских слов с игрой тихих "Х" и "Т". Отсюда Свиридов берёт это ощущение вечерней тишины, когда время останавливается, и даже сигнал военной трубы, играющей вдалеке "зорю", звучит как грёза.

3. "Богородица в городе"

(из вокальной поэмы "Петербург" на стихи А.Блока)

Это специально для тех, кто любит Блока.

Этот "мальчик в белой шапке" занозой останется в вашем сердце, когда вы послушаете, как поёт Дмитрий Хворостовский.

4. "Вальс"

(из музыки к кинофильму "Метель")

Вальс был написан еще в 1964 году. С тех пор он затмил всё, что писал Свиридов в последующие 35 лет своей жизни, что, надо сказать, совсем не радовало композитора:

Спустя десять лет после выхода фильма Свиридов сделал из музыки к фильму сюиту и переоркестровал этот Вальс, добавив в него колорит духового оркестра, чтобы приблизить его к стилю старинного паркового русского вальса.

Но здесь он звучит в первоначальном, скромном варианте, как в фильме.

5. "Романс"

(из музыки к кинофильму "Метель")

В этом фильме вся музыка прекрасна, выбрать трудно. Но романс не вспомнить невозможно, потому что это не просто красивая музыка. Это свиридовская эпитафия по безвозвратно ушедшей эпохе русской жизни.

Источник

Adblock
detector