Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»

Приобщение детей к миру родной природы начинается с дошкольного возраста, именно тогда закладываются основы отношения к миру, развивается система ценностной ориентации, происходит активное познание окружающего. В этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают.

Мир природы как часть окружающего мира особенно интересует детей – это «поле» для разнообразной детской деятельности, дети с увлечением наблюдают, рассматривают картины, иллюстрации, участвуют в играх, делают первые открытия.

Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, дети открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Ознакомление детей с природой родного края , формирование бережного отношения к природе, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.

Знакомство детей с живой и неживой природой Кольского полуострова;

Развивать познавательный интерес;

Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;

Формировать у детей бережное, ответственное отношение к миру природы.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Этапы реализации проекта

1 этап. Сбор информации, материала, определение проблемы, постановка цели, задач.

2 этап. Разработка и составление плана, оформление наглядной информации.

3 этап. Работа над реализацией проекта согласно разработанному плану.

4 этап. Подведение итогов реализации проекта.

Перспективный план проекта

Тема и содержание мероприятия

1Неделя

НОД «Природа Северного края»

Цель. Развивать интерес к изучению природы родного края.

Виртуальная экскурсия«Знакомимся с природой Кольского полуострова»

Цель. Расширить кругозор детей о своем родном крае, о его прошлом и настоящем.

Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какой ветки детки?»

Рисование «Мы рисуем лес» — продолжать знакомить детей с растительным миром Кольского полуострова, упражнять в рисовании разных деревьев, кустов.

2 Неделя

НОД «Животные Крайнего Севера»

Цель. Уточнять, расширять и обобщать знания о животных Крайнего Севера.

Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).

Дидактические игры: «Растения нашего края»

Просмотр видео «Жизнь леса».

Цель. Учить видеть и понимать красоту живой

природы родного края.

Разгадывание загадок о животных и птицах родного края

3Неделя

НОД «Красная книга Мурманской области».

Цель. Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

Просмотр слайдовой презентации «Птицы Кольского полуострова»

Цель. Способствовать обобщению имеющихся представлений у детей о птицах, обитающих на Кольском п-ве.

Дидактические игры «Узнай птицу по силуэту», «Птицы нашего края».

Составление рассказов по опорным схемам:

«Кто живет в лесу?»

Рисование «Такие разные птицы» — расширять знания детей о птицах Мурманской области, учить рисовать птиц поэтапно, используя схему.

Выставка рисунков «Птицы Мурманской области»

4Неделя

НОД «Путешествие в Лапландский заповедник».

Цель. Расширить представления детей, о том, как и

для чего человек сохраняет природу.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Просмотр презентации «Заповедники Кольского п-ва»

Экологическая игра «Разрешается – запрещается».

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Игра – викторина «Мой северный край»

Цель. Учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли; развивать сообразительность, быстроту; воспитывать нравственные качества на примере бережного отношения к родной природе.

Выставка рисунков«Лес глазами детей»

Взаимодействие с родителями.

Консультации «Знакомим детей с природой родного края», «Учите детей любить и беречь природу», «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Оформление наглядного стенда «Берегите природу».

Создание фотоальбома «Мир животных нашего края».

Участие в выставках рисунков «Птицы Мурманской области», «Лес глазами детей»

Итог работы по проекту выставки детских рисунков «Птицы Мурманской области», «Лес глазами детей»

Подводя итог хочется сказать, что работа над проектом дала положительный результат:

Дети стали хорошо ориентироваться в мире животных, птиц и растениях, которые встречаются на Кольском полуострове;

Проявляют познавательный интерес к объектам природы, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так;

Отражают свои впечатления в творческой деятельности;

Знают правила поведения в лесу.

Работа над проектом нашла отклик со стороны родителей. Вместе с детьми они расширяли и уточняли свои знания о природе Мурманской области, участвовали в выставках. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями, детьми и воспитателями установились прочные партнерские отношения.

Дидактические игры к проекту

«Что где растет?»

Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, рябина, береза, пальма, шиповник, смородина, сосна и т. д.

«С какой ветки детки?»

Цель: Формирование представлений о различных видах деревьев, их особенностях и о пользе для

Дидактический материал: игровое поле с изображением дерева, карточки с изображением плодов, листьев

Игровые правила: называть и закрывать на игровом поле пустое окошко, подходящими карточками

В развивающую дидактическую игру «С какой ветки детка», можно играть как лото с группой детей. Предложить детям разложить листочки, плоды, деревья к деревьям соответствующего внешнего вида. Каждый ребенок получает игровое поле или несколько игровых полей. Все карточки перемешиваются и выдаются водящим, который показывает ее детям и спрашивает: «Чье?». Тот из игроков, кто первым закрыл все «окошки» считается, победителем и становиться следующим водящим.

«Растения нашего края»

Учить описывать растение и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); маленький кустарник с черными ягодами (черника) и т. д.

«Узнай птицу по силуэту»

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Птицы нашего края»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами

«Кто где живёт»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактический материал: Карточки «Животные», «Места обитания».

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Источник

Публикации

Актуальность. Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эти действия в конечном итоге могут привести не к созиданию, а к разрушению, к гибели всей планеты Земля. Очень важно именно в дошкольном возрасте показать значение природы для всего живого на Земле. Важно, чтобы ребёнок понял, что главным звеном в этой цепи является человек, от которого очень многое зависит, что природу нужно любить и беречь.

Цель данной проектной работы: изучение инновационных форм взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию

Гипотеза данного проекта, состоит в том, что инновационные формы ознакомления детей с природой родного края способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнить их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников природно-экологическим своеобразием родного края. Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, мы ставим перед собой следующие задачи:

— формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему;

— показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Воскресенского района;

— воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;

— познакомить с достопримечательностями малой родины;

— воспитывать чувство гордости за малую родину.

Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.

2. Инновационные формы организации экологического воспитания в ДОО

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы и др.) нужно применять и инновационные формы и методы.

Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей области, села, и всей планеты. Здесь можно использовать схемы, символы, мнемотаблицы написания письма

Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места — леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Диалоги с природой – метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» (дети «один на один» общаются с природой) или «открытые» (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву). Метод экологической идентификации – отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я-облачко…», «Я-цветок…», «Я-божья коровка…», «Я-речка» помогает ребенку понять, что окружение может быть живым, оно страдает, когда ему больно.

Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками, например – предновогодняя «Зеленая иголочка – живая елочка» и «наш общий дом – Земля», которая приурочена к «Дню Земли». Участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Заботясь о растениях в живой природе помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Эстетическое воспитание сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графики, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваемся с недостатком информации и наглядного материала. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий, являются мультимедийные презентации. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Знакомя детей с природой, используется разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными участниками процесса.

Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, духовности, нравственности, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

3. Экологический паспорт прогулочного участка ДОО

Большое значение для организации в детском саду работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные организации находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.

Целью паспорта является дальнейшее определение мер по возможному улучшению состояния окружающей среды.

Задачи экологического паспорта:

  • собрать информацию об экологическом состоянии места, в котором расположено дошкольное учреждение;
  • определить влияние дошкольной организации на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния;
  • систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы организации с точки зрения возможностей экологического образования;
  • создать более благоприятные для здоровья детей условия;
  • привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в той или иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог. «Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенных в прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы территории дошкольной организации, макет территории с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий, которые дети смогут переставлять во время игры.

Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например, отмечается создание экологической тропы, изменения в озеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период. По материалам паспорта, с детьми проводится работа по эколого-краеведческому воспитанию детей. Интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра или квест-игра, которая предлагает условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. В работе с воспитанниками дошкольных групп, мы используем квест-игры эколого-краеведческого характера (см. приложение), где дети разыскивали спрятанный сундук со сказками, перемещались по станциям и выполняя разнообразные задания; развивая ловкость, быстроту реакции, выносливость.

На первом этапе квеста дети в результате беседы поняли, что они отправляются в путеществие, собирая по разным зонам экологического паспорта карту, где спрятаны сокровища. В результате чего воспитатель напомнил детям о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой. Дети пообещали навести порядок в лесу и найти карту сокровищ. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студенты вузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы. Такой подход очень важен с точки зрения преемственности в экологическом образовании. К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора).

В «Экологическом паспорте» следует отметить, есть ли среди окружения детского сада какие-либо цветовые пятна, чередуются ли здания с зелеными насаждениями. Если же детский сад находится в неблагоприятном с точки зрения экологии месте, то информация «Экологического паспорта» помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок в выходной с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

4. Заключение

Наличие на участке деревьев, кустарников, огорода, цветника, плодово-ягодных насаждений имеет большое образовательное и воспитательное значение. Дети выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретное представление об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у ребят вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы, формируется бережное отношение к природе, умение коллективно трудиться. Обогащать природу, родную землю, разумно использовать ее сокровища – наша задача, и успех ее решения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание дошкольников. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, Родине, людям. Ответственность за это лежит на педагогах, воспитателях, родителях. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Именно созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, истину, любовь.

Таким образом, все выше приведенные формы взаимодействия, позволяют осуществлять экологическое воспитание дошкольников – формирование осознанно – правильного отношения к природе и успешно решать задачи экологического и духовного образования дошкольников.

Источник



Экологическое воспитание у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты — одна из главных задач педагога.

Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Педагог не должен употреблять в разговорах с детьми слова: «вредные», «полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребёнка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. У ребенка следует формировать активную позицию, желание что — либо вокруг себя в лучшую сторону.

«Формирование начал экологической культуры» — является целью моей работы.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • овладение детьми знаниями о взаимосвязи природы и человека, формирование практических умений по разрешению экологических проблем;
  • воспитание ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, привычек активной деятельности по охране окружающей среды;
  • развивать способность анализировать экологическую ситуацию, оценивать эстетическое состояние среды.

Решение задач происходит через уточнение систематизации и углубление знаний о родной природе, о состоянии окружающей среды: формирование представлений о причинно — следственных связях внутри природного комплекса; развитие осознанного отношения к себе , как к активному субъекту окружающего мира.

Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:

  • создание экологической среды в ДОУ;
  • осуществление экологического образования, воспитания и развития детей;
  • ознакомление родителей с результатами экологической деятельности;
  • совместную практическую деятельность взрослых и детей.

На первом родительском собрании родители ознакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей. Провела консультацию о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, показала групповые уголки природы ,зимний сад, поле и лес детского сада. Вместе со мной и родителями был составлен план практической экологической деятельности. На протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации, анкетирование.

На сегодняшний день родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все проблемы.

Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, легкое и прочное оборудование для работы с детьми в уголке природы; принимают участие в работе на клумбах. Родители свободно посещают занятии по экологии. Все это проводится с целью информирования родителей о совместной работе, стимулирования их активного участия в ней.

Приобщая ребёнка к миру природы, я развиваю различные стороны его личности, пробуждаю интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта); вызываю у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь; показываю уникальность жизни любой, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).

Формы и методы с детьми использую самые разнообразные. Это — экскурсии, наблюдения рассматривание картин, занятия — беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно — ролевые , дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты, экологические тесты, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные и упражнения и упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения («Цветок», «Олени», «Северный полюс»).

Используя разные виды занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно — познавательным обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.

Очень интересно проходят занятия с детьми по исследовательской деятельности в «Лаборатории природы», где дети с удовольствием проводят опыты и эксперименты.

Наблюдения — это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и.т.д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений , побуждали в детях интерес и любознательность.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома у своих родителей хотя бы, по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями!

В раскрытии связей природы помогают игры, которые мы придумываем сами. Например: «На какое животное похожи облака?», «Чьи детки?» (классификация листьев, веток, плодов дерева), «Что было бы, если:?» (у зайца зимой была бы серая шубка, у дятла не было бы такого прочного клюва)

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» мы с детьми раскрывали интересные взаимосвязи между растениями и животными, черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. На территории детского сада имеется большая клумба в виде «бабочки». Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков и сбора семян.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашего региона» отмечаем приспособленность птиц к условиям нашей местности. Почему одни птицы улетают, а другие зимуют. Рассматриваем строение и оперение птиц, связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Доказываю детям, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным.

На занятиях из серии «Дикие животные» продолжаю формировать представления о приспособленности животных к местным условиям жизни, о пищевых целях. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические модели.

Домашние животные — большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными.

Умелая организация работы с детьми по уходу за животными в уголке природы, позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.

Остановимся подробнее на методике проведения дежурства в уголке природы с детьми старшей группы.

Первый этап — осмотр обитателей уголка природы и выявление их самочувствия и состояния;

Второй этап — практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.).

Третий этап — заключительное кратковременное наблюдение за животными, их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить».

Второй момент методики традиционен — это реальные операции по улучшению условий для животных и растений. Они заключают в себе жизненную и педагогическую целесообразность, их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу и максимальным удобством для ребенка. Для практической деятельности создано необходимое подходящее оборудование: столик для приготовления кормов и все приспособления для трудовой деятельности — легкие, небьющиеся миски, банки, щетка и савок, тряпки.

Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюёт зерно, чем черепаха питается, как рыбы поедают корм и.т.д.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и детей, наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных , с экологической точки зрения, действиях. Мои методы и формы работы создают образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношение к ней, демонстрируют необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Таким образом, видно, что проводимая работа по теме: «Экологическое воспитание у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» эффективна и является нужным направлением и условием гуманного отношения ребенка к природе, потребности в изучении и познании среды своего обитания.

Источник

Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем

Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения, прогулки, экскурсии; демонстрация иллюстративного материала (фотографии, открытки, кино – и диафильмы); широкое использование художественных произведений; беседы во время прогулок; рассказы об истории города и его людях и др. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления.

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с родным краем. Занятия со всей группой детей должно проводиться в строго отведенное время. Они позволяют формировать знания о родном крае, в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия по ознакомлению детей с родным краем проводятся во всех группах детского сад

В содержание образовательных задач включается информирование познавательного интереса детей к природе, родному краю. Наряду с образовательными задачами на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе родного края.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с родным краем, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе родного края. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до мечты, экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить ее цель, дать ребятам осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Важное место отводится на экскурсии вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя. При выполнении детьми самостоятельной работы воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать ребятам, как пользоваться, например, совком, как выкапывать растения. Однако помощь не должна сводиться к выполнению работ за детей. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами качество предмета, запоминают названия растений. В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий. Через 2-3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщающую беседу.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

Прогулки. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы,что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д., игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдения является источником знаний, с другой – оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, — это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.

Дети должны научиться: различать, элементарно обследовать объекты живой и неживой природы; вести наблюдения за ними ; выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербальных и невербальных средств общения; сравнивать объекты природы в разные времена года по определенному плану; устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений; формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства; знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.

Дидактические игры с краеведческим содержанием создают большие возможности для реализации программы по экологическому воспитанию дошкольников. Ведь в каждом месте нашей страны — своя чистая река, или ручеек, или что-то, что присуще только этому месту, что любят все его жители, включая самых маленьких. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познаниясвязей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире».

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дети учатся, играя. Детей не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием.

Краеведческие игры сплачивают детей, развивают их активность, любознательность, фантазию, творческие способности. Поэтому, мы считаем, что краеведческие игры являются мощным педагогическим инструментов в экологическом воспитании старших дошкольников.

Детское экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые, три года – практически единственным способом познания окружающего мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Н. Н.Поддъяков пишет: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Таким образом, очень важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изучить родной край.

Наполняемость уголка патриотического воспитания по ознакомлению с родным краем в разных возрастных групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области СООБЩЕНИЕ.

Диагностика «Выявление уровня знаний по ознакомлению с родным краем старших дошкольников» В исследовании определены критерии усвоения знаний о культуре родного края для детей старшего дошкольного возраста, которые определялись.

Итоговое занятие по ознакомлению с родным краем КОНСПЕКТ Итогового занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы из цикла: «И для меня бы не было России без Оренбуржья.

Конспект ООД по ознакомлению с родным краем в младшей разновозрастной группе «Мы весёлые матрёшки»Конспект ООД по ознакомлению с родным краем в младшей разновозрастной группе «Мы весёлые матрёшки» Цель: формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой. Задачи: -Дать.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного возраста с родным краем по теме «Алтай» Тема: Мой край родной, тебя люблю я! Цель: Формировать в ребенка чувство принадлежности к малой родине: родному городу, краю Программное.

Консультация для педагогов на тему «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем» Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это демонстрация иллюстративного материала: фотографии, открытки; наблюдения, прогулки,.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Отчет по самообразованию «Знакомство дошкольников с родным краем» Знакомство дошкольников с родным краем сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных и патриотических чувств.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем. КЧР Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем. Сентябрь 1. Тема: «Мой дом – моя семья. Беседа «Кто живёт рядом с нами», Сюжетно-ролевая.

Перспективный план работы в старшей группе по ознакомлению детей с родным краем Сентябрь: «Мой дом – моя семья». Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить.

Источник

Способы ознакомления детей с природой родного края

Автор: Ваулина Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ д/с № 42 «Зернышко» с. Ст. Шелокша

Населенный пункт: Нижегородская область, с. Шелокша

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей;

  • экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику, экскурсии в музей);
  • рассказ воспитателя;
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • наблюдение за изменениями в облике родного города;
  • за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

  • использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
  • ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
  • знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и народных календарных праздниках;
  • конкурс чтецов;
  • участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Воспитывать любовь к малой родине нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что это чувство формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Начиная работу по ознакомлению дошкольников с малой родиной, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живет. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив, характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачев: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле» [6, с. 327].

Воспитание любви к родному краю должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:

  • анкетирование;
  • консультации (информация) для родителей;
  • родительские собрания;
  • беседы за круглым столом;
  • наглядная информация в раздевалке;
  • участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
  • на возложении цветов и т. д.

Успехов в воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убежденными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлеченность своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства — вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его мышления, поэтому познания какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.).

Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели. В программных задачах всех возрастных групп прослеживается одна общая для всех возрастов: воспитывать любовь, формировать эстетическое отношение к природе.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Это касается и ознакомления детей с природой родного края. Причем объекты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к природе родного края, педагог обязан ее сам хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.

Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» — лишь часть огромной страны, в которой таких уголков множество. Таким образом, прослеживается основной принцип нравственно-патриотического воспитания: от малого к большому: от частного к общему. Воспитывая любовь к. родному краю, мы растим истинных патриотов России[5, с. 324].

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть — еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.

Детей нужно учить видеть . Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родного края, — пишет Р. М. Понтелей, — любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с детства.

Имеется в виду воспитание бережливого отношения к своему прошлому, заинтересованность в приобретении исторических, этнографических, речевых знаний. Особенно это касается детей в возрасте 5-7 лет. В этом возрасте можно вызвать у ребят определенное эмоциональное настроение при знакомстве с отдельными явлениями и действиями прошлого. Это будет являться тем основанием, которое позволит приобрести в дальнейшем все более содержательные знания» [8, с. 96].

Знакомя ребенка со святынями своего народа — родным языком национальной одеждой, народным творчеством — мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей, познания русской культуры. Так как самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет закладывается в сердце. Культура русского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, музыке, одежде, произведениях художественного и декоративно-прикладного искусства.

Одним из принципов воспитательно-образовательной работы является принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе приобщения к культуре (национальной и мировой, ценностного отношения к ней, уважения и признательности ее созидателям, желание творчески усваивать ее, сохранять, самим созидать, приумножать).

Сегодня многие ученые высказывают мысль о том, что необходимо вернуться к своим источникам. Основным направлением работы является приобщение дошкольников к русской национальной культуре, углубленному знакомству с родным краем, русскими традициями, фольклором, привитием любви к Родине.

Анализируя народное творчество, А. П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные народные сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного искусства [11, с. 57].

Воспитывая любовь к родному краю , с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формирование социальных норм.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.

При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края — важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

Источник

Adblock
detector