Формирование экологических представлений у младших дошкольников по средствам ознакомления с объектами неживой природы

Формирование представлений о неживой природе у детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 07.10.2019

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кунгур

«Формирование у дошкольников представлений о неживой природе».

ЦЕЛЬ: расширение теоретических и практических знаний и умений педагогов по развитию навыков исследовательского поведения у старших дошкольников через ознакомление с физическими свойствами объектов неживой природы.

ЗАДАЧА: познакомить педагогов с опытом работы по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: дан

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Мир неживой природы велик и многообразен. А познание этого мира, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, так как экспериментирование является у дошкольников ведущим видом деятельности. Поэтому продолжая знакомить детей с неживой природой поставила перед собой цель: формирование основ целостного мировидения ребёнка посредством экспериментирования.

Основными задачами, решаемыми в процессе экспериментальной деятельности, являются следующие:

1.Формировать у старших дошкольников способность видеть многообразие мира неживой природы в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

3.Обогащать собственный познавательный опыт детей.

4.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и коммуникативные навыки.

Занимаясь экспериментированием с детьми ,опираюсь на следующие принципы деятельности:

1.Эмоциональная вовлечённость взрослого в познавательную деятельность.

2. Стимуляция любознательности ребёнка.

3.Передача инициативы от взрослого к ребёнку (самостоятельная постановка цели и нахождение способов её осуществления).

4.Поддержка исследовательского интереса (помощь в воплощении детских замыслов, доведение замысла до конца).

В своей работе использую следующую структуру исследовательской практики ребёнка:

1.Выделение постановка проблемы (выбор темы).

2.Выдвижение гипотез («как вы думаете, что произойдёт с маслом в воде? С песком?)

3.Поиск и предположение возможных вариантов решения.

5.Обобщение полученных данных ( получаем результат, делаем графические зарисовки).

6.Подготовка сообщения о результатах эксперимента («Расскажи другим»).

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем все необходимые материалы вносятся в РППС группы для самостоятельного воспроизведения ребёнком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям.

2.Безотказность действия прибора.

3.Однозначность полученных результатов.

4.Показ только существенных сторон явления или процесса.

5.Отчётливая видимость изучаемого явления.

1Сформированность деятельности экспериментирования.

2.Сформированность личности ребёнка.

3.Создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно-научными представлениями в школе.

Результативность, эффективность и существенные изменения в работе можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое проводится по стандартным методикам, подобранным с учётом возрастных особенностей детей и программы ДОУ.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «люди, научившиеся наблюдениям и опытам. Приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

А сейчас вашему вниманию предлагаю занятие экспериментирование «Поможем Золушке».

Занятие «Поможем Золушке».

Цель. Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

Задачи. 1.Познакомить с простейшими способами разделения смесей веществ (соли и древесных опилок).

2.Закреплять исследовательские умения и навыки.

3.Формировать умение делать выводы по результатам экспериментирования.

4.Развивать целеустремлённость и самостоятельность.

Предварительная работа: чтение сказки «Золушка»; опыты с водой; работа с моделями «Очистка воды».

Оборудование: пластиковая посуда (стаканчики, ложки, воронки), бумажные салфетки, вата, вода, поваренная соль, древесные опилки, карточка «Прибор для очистки воды», фломастеры, бумага.

Воспитатель предлагает педагогам превратиться в детей и очутиться на занятии в старшей группе. Звучит музыка. Входит девочка с чашкой в руках.

В. Здравствуй, девочка, а ты кто?

В. Почему ты такая грустная?

З. Я хотела поехать на бал, но злая мачеха смешала соль и опилки и приказала мне отделить их друг от друга, а я не знаю как.

В. Не печалься, Золушка. Отправляйся на бал, а мы с ребятами постараемся тебе помочь. Правда, ребята? Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и подумать, как можно помочь Золушке.

Далее дети повторяют вместе с педагогом правила поведения в лаборатории.

А теперь давайте придумаем, как можно отделить соль от опилок.

Дети предлагают разные варианты. Если дети не догадаются, то воспитатель им помогает.

В. Придётся звать помощницу. Угадайте, кто она?

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая

И снежинка вырезная

Вы узнали без труда-

Называюсь я …(вода).

При помощи воды мы сможем отделить соль от опилок.

Что будет с солью, если её опустить в воду? (растворится).

А что будет с древесными опилками, если их опустить в воду? (они всплывут).

Воспитатель предлагает взять стаканчик, налить в него воды, положить туда ложечкой смесь и перемешать. Затем нужно собрать простой прибор для очистки (фильтрования), пользуясь картинкой «Очистка воды».

Дети берут второй стакан, вставляют в него воронку. Кладут в неё вату и бумажный фильтр, сделанный совместно с воспитателем. Затем дети перемешивают содержимое первого стакана и пропускают жидкость вместе с опилками через фильтр.

Что остаётся на фильтре? Почему? А где же соль?

А соль осталась вместе с водой в стакане.

Как же её оттуда достать?

Опустим в эту жидкость ниточку и поставим в тёплое место. Зачем? (вода испарится, а соль останется).

Воспитатель предлагает детям зарисовать ход эксперимента на листе бумаги.

В. Хоть и трудное задание дала мачеха Золушке, мы с ним справились и помогли и помогли девочке.

В. Что делали? (отделяли соль от опилок).

Как? ( с помощью воды, фильтра и т. д.)

Почему мы смогли справиться с трудным заданием? (были старательны, аккуратны, внимательны, трудолюбивы, дружны).

Воспитатель благодарит от имени Золушки и надеется, что всё, что они сегодня узнали может пригодиться и в жизни, а не только в сказке.

Источник

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе

Конспект семинара по познавательному развитию детей старшего и подготовительного возраста на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе».

Подготовили: воспитатель старшей группы Русинович Т. Ю.

Цель: обобщить знания детей о неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

• развивать любознательность, память, умение делать выводы;

• развивать творческое воображение, умение фантазировать;

• развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

• способствовать развитию познавательных интересов;

• расширить знания о неживой природе;

• учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

• учить способам самостоятельного познания;

• продолжать воспитывать любовь к природе;

• развивать навыки проведения опытов;

• расширять и активизировать словарь детей;

• поощрять выдвижение гипотез;

• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

• воспитывать аккуратность при работе с песком, водой, камнями.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольника. Есть замечательная китайская пословица,которая гласит:

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Наблюдая за детьми, мы определили объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес. Для достижения цели определили следующие задачи:

• Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

• Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности.

Для решения поставленных задач нами в группах создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:

Песок и вода, звук, магнит, камни, свет и тень, воздух.

В своей работе используем следующие методы и приёмы:

• Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр презентаций о природе).

• Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).

• Практические (игры — эксперименты, игры-опыты).

Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.

Работу с детьми проводим в наиболее благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изучение песка — в теплые месяцы, в него можно играть.

Работу по экспериментированию проводим ежемесячно. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — они всё проделывают сами. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

При изучении новой темы, используем определённую структуру:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• подведение итогов, вывод;

Работу с детьми в «Детской лаборатории» начали со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемные ситуации. После поставленного вопроса мы не торопимся с ответом, а предлагаем детям самим найти ответ, способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям.

В старшем дошкольном возрасте, при проведении опытов работа осуществляется по этапам, выслушав и выполнив одно задание, дети получают новое, более сложное. Они следят за ходом выполнения опыта, поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается. Мы очень внимательно следим за ходом работы, напоминая о правилах безопасности, в сложных моментах оказываем помощь, задаём вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В этом возрастедетям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулируют выводы. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда — в воду; воды — в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Проводим опыты с магнитами, тенью, водой, снегом, песком, воздухом. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов мы предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для систематизации познавательного опыта.

При изучении темы «Песок» дети познакомились с его составом и свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опытов — «Сыпем, сыпем, посыпаем», «Лепим колобки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым, что из влажного песка можно лепить. Выясняем с детьми, кому песок нужен для жизни, кто живет в песчаных пустынях. Рассматривая глобус, отыскиваем Сахару, обсуждаем, кто там живет.

В одной из бесед предлагаем подумать о том, нужен ли песок людям. Предлагаем обсудить этот вопрос дома с родителями. На следующий день продолжаем разговор о том, как песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить прочные бетонные изделия, в изготовлении стекла.

Планируя работу с детьми по теме «Вода-Волшебница», дети учатся различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности,делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой — в виде льда и в виде подвижного летучего пара. А при проведении опыта «Лед — легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает — тает. О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар — это тоже вода», когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей. На занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет. Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы.Далее планируем свою деятельность:например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Работая по теме «Воздух», познакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека.Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», открывали для себя элементарную закономерность — мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха — это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы предложила провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснили, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.

Работая над темой «Камни», ребята знакомились с разнообразием камней в природе, с их отличительными признаками (они бывают разного размера, имеют разную структуру, различаются по цвету). Вместе придумываем сказки, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме?» Со старшими дошкольникамипровели серию занятий на тему: «Простые и ценные камни в природе». Дети узнали о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речными и морскими.Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие — такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Рассказали детям, что у Земли есть каменная одежда и там, где этой одежды много возвышаются горы. Во время прогулок собирали разные камни для коллекций, обсуждали с детьми природные богатства нашей страны и нашего края и то, как человек использует их. Рассмотрели коллекцию камней железной руды, которую добывают на Лебединском ГОКе. Дети как ученые исследовали камни с помощью лупы.

Наблюдая за солнцемв один из солнечных дней,обращаем внимание на тень человека: ее размеры, форму, как она ходит и бегает за каждым, как исчезает. Объясняем, что это происходит от того, что солнце утром восходит с восточной стороны, а вечером заходит на западе. Объектами наших наблюдений стали солнце, звезды, луна, радуга. После наблюдения за объектами неживой природы детям давала задание — сделать зарисовки, чтобы потом можно было сравнивать произошедшие изменения за определенный период.

На занятиях познакомились с планетами солнечной системы. Дети узнали, что у некоторых планет по несколько спутников, а у Земли он один, но какой замечательный! Это наше ночное светило — Луна! Дети стали обращать внимание, что она не всегда выглядит одинаково. То полная Луна заливает призрачным светом заснеженные поля, то узкий серпик месяца с трудом пробивается из-за облаков. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос предложила детям провести длительное наблюдение за Луной. Конечно, без помощи родителей ничего бы не получилось. А так дети совершали вечерние прогулки и наблюдали за звездным небом. Дети узнали, что месяц и Луна — это один и тот же небесный объект. Просто вращаясь вокруг Земли, Луна отражает солнечные лучи на одной своей стороне, а другая ее сторона остаётся невидимой.

Работая над темой времена года, используем в своей работе «Календарь сезонных наблюдений», с помощью которого дети закрепляют знания дней недели, месяцев, производят наблюдение за изменением природных явлений в зависимости от времени года.

Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по экспериментированию, мы смогли заинтересовать детей, у них появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы.

Применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей. Расширились и углубились знания детей о неживой природе. Дети стали замечать красоту, необычность природы, любоваться, наблюдать, сравнивать.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности.Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является очень важным в дошкольном возрасте. Безопасность — это не просто сумма.

Формирование начальных представлений о футболе у детей дошкольного возраста Формирование начальных представлений о футболе у детей дошкольного возраста Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол,.

Формирование представлений о коренных жителях Кузбасса у детей среднего дошкольного возраста Уважение и любовь к своей Родине воспитывается в человеке с ранних лет. Изучение истории своей малой Родины неотъемлемая часть патриотического.

Формирование представлений о птицах у детей дошкольного возраста посредством наблюдения Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты.

Формирование представлений о семье детей дошкольного возраста Человек, прожив малую долю своей жизни с мамой, папой, братом, сестрой начинает задумываться о будущем, о своём уголке, о своём мире – о.

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет 2-й слайд «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования Введение Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны.

Источник



Формирование экологических представлений у младших дошкольников по средствам ознакомления с объектами неживой природы

Природа — мощный источник познания, который через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

В младшем дошкольном возрасте основное средство познания природы – это наблюдение. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят на ребёнка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно», «тепло», «жарко», он слышит с ранних лет и связывает их с определёнными ощущениями, эмоциями. На этой основе у него рано формируются конкретные представления о явлениях природы. При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий «время года», «зима», «весна», «лето», «осень».

Чаще педагоги дошкольных учреждений организуют наблюдения за животными и растениями, уделяя меньше внимания явлениям неживой природы.Тому есть несколько причин:

1. Более лёгкое привлечение внимания детей к объекту живой природы, что связано с особенностями их восприятия;

2. Использование педагогами большого количества соответствующей литературы;

3. Трудности в организации деятельности детей, в которой закреплялись бы знания, полученные во время наблюдений.

Между тем, несмотря на наглядно – образный характер мышления дошкольников, учёные считают необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми от непосредственного восприятия причинами природных явлений.

Строя свою работу по формированию у младших дошкольников экологических представлений, мы попытались разработать систему наблюдений за объектами неживой природы в разные сезоны года. Основная цель нашей работы – это систематизация знаний детей о многообразии явлений, происходящих в неживой природе.

Ниже представлены объекты неживой природы, за которыми можно понаблюдать с детьми младшего дошкольного возраста в разные сезоны года.

Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы осенью.

Осень – это самое живописное время года, поэтому при благоприятных погодных условиях мы ежедневно организуем наблюдения за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, можно предложить им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания обращаем внимание на то, как одеты сами дети. Не малую роль в процессе наблюдения на прогулке играют элементы экспериментально – познавательной деятельности, например можно предложить потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т. д. Здесь приходит понимание того что солнышко осенью греет меньше, чем летом. В дни, когда солнце, то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. В начале осени активно проводим наблюдения за облаками,тем самым обращая внимание на их изменения: летом чаще всего облака на небе белые, пушистые, лёгкие и воздушные, а осенью они превращаются в серые и тяжёлые тучи наполненные дождём. Кроме этого, внимание детей можно акцентировать на том, что осенью день становится короче, а ночь длиннее.

Следует обращать внимание детей на ветер, он становится холоднее, для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик.Осенью нами организуются наблюдение за дождем: ребята слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. Здесь важно подтолкнуть малышей к установлению причинно –следственной связи: прошёл дождь – на земле лужи, выглянуло солнышко – лужи высохли.

Благодаря систематическим наблюдениям за дождём дети смогут понять появление снега: сначала дождь идёт всё чаще, затем он становится всё холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лёд.

Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы зимой. Представления о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Младших дошкольников учим замечать изменения в природе: день становится короче, а ночь длиннее. Здесь можно акцентируем внимание малышей на то, что солнышко поздно просыпается утром и рано засыпает вечером, поэтому, когда мы идём в детский сад и уходим из него на улице темно.

Солнце светит, но почти не греет. Младшим дошкольникам можно рассказать о том, что зимой солнышко находится низко над землёй и поэтому его лучики не прогревают землю. Кроме этого на небе часто появляются тучи, которые приносят холодный воздух, и прячут солнце, из – за этого мы его редко видим. Тучи на небе зимой серые, тяжёлые, плывут низко, потому что в них скопилось много снега. Ветер зимой холодный.

Зимой на улице холодно и вместо дождя идёт снег. Кроме этого малышей знакомим со свойствами льда и снега. Здесь мы даём представления о том, что лёд твёрдый, гладкий, скользкий, прозрачный, в процессе этого можно приготовить вместе с детьми цветной лёд.При знакомстве малышей со свойствами снега можно организовать такие игры как: «слепи снеговика», «нарисуй рисунок», «как скрипит снег», «поймай снежинку» и др.

Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Здесь важно обратить внимание малышей на то, что с наступлением холодов люди одеваются в тёплую одежду, шубы, ходят в тёплой зимней обуви, чтобы не замёрзнуть.

Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми и трудом детей.

Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы весной. Весна – самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Здесь особое внимание мы обращаем на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение к природе.

Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). Чтобы дети почувствовали эти изменения, можно предложить им подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. Дошкольники замечают, что весной все сменили шубы и тёплую обувь на более лёгкую одежду и уточняют почему.

При организации наблюдений весной обращаем внимание детей на свисающие сосульки, здесь отмечаем, как они блестят на солнце, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно понаблюдать за весенним дождём, рассказать, что зимой было холодно, шёл снег, теперь стало тепло – идёт дождь.

В процессе игр детей знакомим со свойствами воды (тёплая, холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее. В ветреные дни дети играют с вертушками, в солнечные – пускают зайчиков маленькими зеркальцами, взятыми с собой на прогулку.

В конце весны в играх дети узнают о свойствах песка (сыпучий, сухой, сырой) и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету).

Ознакомление младших дошкольников с явлениями неживой природы летом. Организуя наблюдение с детьми на прогулках летом, мы знакомим их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитываем у них способность любоваться красотой родной природы.

Так в младшей группе детей знакомим с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями,которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идёт дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.

К концу четвёртого года жизни, опираясь на прошлый опыт дошкольников, продолжаем знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдаёт тепла, чем зимой, дует тёплый ветер, идут дожди, гремят грозы.Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья – чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, тёплые дожди, грозы.

При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природызакрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, закрепляются знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций — о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года.

1. Молчанова И. М. Организация наблюдений за явлениями неживой природы для дошкольников /Молчанова И. М. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. — №6. – С. 16 – 23.

2. Потехина Л. Г. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников /Потехина Л. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2008. — №2. – С. 30 – 35.

3. Фокина В. Г. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. –2009.-№1. – С. 12– 24.

4. Фокина В. Г. Ознакомление детей с осенними явлениями природы /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. — №10. – С. 13 – 20.

5. Фокина В. Г. Ознакомление дошкольников с природой летом /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2008. — №5. – С. 15 – 25.

6. Фокина В. Г. Ознакомление детей с весенними явлениями природы /Фокина В. Г. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. — №4. – С. 16 – 26.

7. Чуверова, Л. Н. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста / Л. Н. Чуверова. —Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551.

Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг»Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта «Формируем.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Источник

Доклад «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки . Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой ­предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни роди­лись в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта .

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Как знакомить детей с явлениями неживой природы?

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Исключительно важным для развития мышления ребёнка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познаёт новое об окружающей действительности.

Ознакомление с объектами и явлениями неживой природы начинается на 2 году жизни. Так, при формировании культурно-гигиенических навыков, воспитатель учит детей называть воду и её признаки: вода бывает тёплая, холодная, льётся, течёт. На прогулке называет другие явления неживой природы, предлагает детям назвать их: песок, камни, идёт дождь.

На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Например: в играх с водой и песком, на основе чувственных восприятий, узнают, что вода – тёплая или холодная; песок – сухой или сырой. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов. Рассматривая песок и камни, воспитатель обращает внимание на то, что они разные по форме и цвету, но вместе с тем, песок и камни имеют одинаковые признаки (твёрдые, колются), если сравнивать их с водой (течёт, льётся, её нельзя взять в руки или положить на стол). Песок и камни, глину и землю можно взять в руки, положить на стол. Итак, воспитатель подводит детей к простому умозаключению: вода жидкая, её нужно наливать в посуду, а глина, песок, земля – твёрдые. Знания о твёрдых и жидких предметах уточняются в повседневной жизни.

В средней группе дети знакомятся с признаками воздуха. Он есть везде. Воздух бывает тёплый, холодный. Для закрепления этих признаков нужно провести ряд опытов: помахать книжкой, подуть на бумагу. При ознакомлении с неживой природой, необходимо учить детей не только правильно называть предмет, но и их признаки (дождь идёт, льёт, капает). Когда дождик начинается, воспитатель обращает внимание на то, как падают первые капельки. Они бьют по крыше, падают на землю, а когда дождь усиливается, капельки дождя сливаются в тоненькие струйки, струйки соединяются в ручейки, а ручейки образуют лужи. В холодное время года дети должны знать, когда холодно – падает снег. Зимой солнечного тепла мало. При ознакомлении с явлениями неживой природы, детей младшего дошкольного возраста обращают внимание только на простейшие признаки этих явлений. Дети должны знать их и называть.

Причинно следственные связи они могут устанавливать лишь тогда, когда одно явление непосредственно связанно с другим. В играх с песком, землёй, водой учат устанавливать простейшие связи. Вода чистая, прозрачная, помыли игрушки после песка, вода становится мутной. Или из сухого песка нельзя лепить, он рассыпается, если помочить его водой, он становится сырой и тогда из него можно лепить. Дошкольникам можно самостоятельно устанавливать связи между другими предметами — глиной, землёй, водой. Необходимо постоянно учить устанавливать причинно следственные связи, не соприкасаясь непосредственно с предметами и явлениями не живой природы.

Так можно обратить их внимание на признаки воды в лужах, песка в песочницах, земли в цветнике. Воспитатель учит видеть и подмечать изменения с предметами и правильно устанавливать причинно – следственные связи. Почему вода в лужах мутная? Песок был сухой, а стал сырой. Почему?

При ознакомлении с неживой природой детей также необходимо приучать видеть красоту природных явлений: воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляются и уточняются и углубляются на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, воспитатель закрепляет знания о свойствах глины. На занятиях дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций — о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, ознакомление с признаками разных времён года, надо начинать не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.

Работа по ознакомлению с явлениями неживой природы углубляется в группе 5-го года жизни. Детям даются знания не только о внешних признаках разных предметов, но под действием других явлений они видоизменяются. Например: вода кипит, при кипении превращается в пар. С этим явлением воспитатель знакомит детей на экскурсии на кухню или в прачечную. При приготовлении завтрака, обеда воспитатель обращает внимание на пар, который поднимается над чайником, кастрюлей, поясняет, что вода от тепла нагревается и испаряется. Ознакомление с явлениями превращения воды в пар переносится в природные условия. Дошкольники учатся устанавливать элементарные связи в природе: после дождя вода в лужах исчезает, т.к. она от солнечного тепла нагревается и превращается в пар – испаряется. Детей знакомят с такими свойствами воды, как замерзание и явлениями, которые происходят при этом: снег, лёд. Детей подводят к пониманию того, что вода замерзает не только зимой, снег и лёд можно получить и летом. Подтвердить этот факт можно несложным опытом. Налить в блюдечко воды и поставить в холодильник. Дети узнают о том, что вода замерзает от холода, превращаясь в лёд, а от тепла снова в воду. Подобные явления природы воспитатель наблюдает с детьми во время прогулок. Необходимо закреплять с детьми внешние признаки явлений: снег – белый, каждая снежинка – это маленькая, ледяная звёздочка. Лёд прозрачный, твёрдый, ломкий. Особое внимание обращается на зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращаются в воду. Дождь, снег, лёд – это вода в разных состояниях. Знакомя с объектами природы, необходимо подвести дошкольников к тому, что, хотя эти объекты и имеют разные признаки, их объединяет то, что вода, песок, камни, земля, воздух – н е ж и в ы е.

Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращает внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними. Вместе с детьми устанавливают связи, способствующие этому: растения поливали, рыхлили землю. Вода, земля, воздух, свет – вот необходимые условия для существования (растений и животных) растительного и животного мира. На прогулках, на занятиях закрепляются знания о взаимосвязях между объектами неживой и живой природы.

Детей 6-го года жизни в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности учат сравнивать объекты живой и неживой природы, находить общие и отличительные признаки. В ходе ознакомления дошкольников с разными состояниями воды, они учатся отмечать и называть такие явления: туман, иней, роса, тучи, облака, сравнивают их и находят общие признаки. Туман – это маленькие капельки воды, которые висят низко над землёй в воздухе. Облака – это тоже небольшие капельки воды, сгущённые, и висят высоко над землёй. Туман и облака белого цвета. Дети учатся определять и называть погоду. Например: на улице туман, погода влажная, воздух влажный, лицо, руки, одежда тоже становятся влажными. Когда погода ясная – ярко светит солнце, воздух чистый, прозрачный, сквозь него далеко видно. Когда собирается много облаков, из них часто падает дождь. Зимой маленькие капельки воды в тучах замерзают, и из них падает снег или крупа. Когда дует сильный ветер – бывают метели, вьюги. Внимание старших дошкольников нужно обращать не только на внешние формы явлений неживой природы, но и на их отличительные признаки и свойства. Они должны знать, что сосульки на крышах, лёд на реке, в луже – всё это вода в твёрдом состоянии. От холода она замерзает. Дети должны научиться употреблять в речи происхождения разных явлений, понимать, что все явления неживой природы зависят от солнечного тепла: мало греет солнце – стало холодно, лужи, реки покрываются льдом. Пригревает солнце – тает снег, лёд. Детям даются начальные понятия о физической природе росы, инея. Для установления причины их возникновения, воспитатель проводит утром наблюдения за этими явлениями, обращает внимание на то, что дождя не было, а трава и цветы – сырые. На листочках – капельки воды. Поясняет, что капельки воды – это роса, она появляется ночью оттого, что испарение, которое выделяли листочки ночью, охладело и превратилось в воду в виде капелек росы. Понять это детям помогает простой опыт: воспитатель накрывает банкой небольшое растение и ставит на солнце. Банку покрывает влажной салфеткой, испарение, которое выделяет растение, охлаждается и оседает в виде капелек дождя на стенках банки и листочках. В процессе ознакомления с предметами и явлениями неживой природы, дошкольников постепенно подводят к умозаключению: разные объекты — вода, песок, земля, воздух и явления — дождь, туман, иней, снег, изморозь, роса – всё это неживая природа. У детей формируется умение делить природу на живую и неживую, выделять существенные признаки, находить сходства и различия. Кроме того, неживая природа – это среда для животного и растительного мира.

В подготовительной к школе группе знания о неживой природе уточняются и закрепляются. Дети учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе, простейшую зависимость между живой и неживой природой. Так, они могут понимать, что осенью, когда солнце всё меньше греет, становится холодно, животные готовятся к зиме. При наблюдении погоды и природных явлений, необходимо обращать внимание детей на количество солнечного тепла, которое регулирует процесс как в неживой и в живой природе. Дошкольники учатся определять признаки и свойства разных объектов, объединяя объекты и явления по определённым признакам. Знакомя их с такими явлениями зимой, как иней, изморозь, узоры на окнах; летом – град, воспитатель учит правильно называть и отмечать их по внешнему признаку. Она поясняет, что иней бывает поздней осенью, когда наступают первые заморозки и весной, когда они ещё бывают. Обращает внимание воспитатель и на то, что иней появляется на ровной поверхности (крыша, земля, трава) и, что это — маленькие шарикоподобные, замерзшие капельки воды. Иней бывает и зимой, когда после потепления наступает похолодание, он появляется на вертикальных объектах и предметах природы (деревья, кусты, антенны). Чтобы раскрыть причину этих явлений, воспитатель может провести такой опыт: внести с улицы в тёплое помещение холодный предмет – он сразу покрывается инеем. Металлический предмет на морозе переохладился, а в комнате много испарения. Эти испарения при соприкосновении с ним превращается в капельки воды, а поскольку предмет очень холодный, то капельки воды тут же на нём замерзают, при нагревании предмета получается обратный процесс.

Наблюдая с детьми снежные узоры на окнах, воспитатель поясняет, что в основе этого явления лежит та же причина, что и при появлении инея. Она обращает внимание и на то, что снег на стекле появляется не с улицы, а в комнате. И, если приложить палец или подышать на стекло, то оно оттаивает. Таким образом, воспитатель вместе с детьми устанавливает причинные связи. От холода водяные пары превращаются в иней, узоры на окнах. От тепла они тают, превращаются в воду.

При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель должен давать правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи. Это требует от него всесторонней подготовки.

Источник

Adblock
detector