Философия языка В фон Гумбольдта Неогумбольдтианство Сепир У

Философия языка В. фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство (Сепир, Уорф).

Проблема человека всегда приковывала глубокое внимание такого ученого как Гумбольдт, и если свести вместе все философские интересы В. Гумбольдта, то их можно обозначить одним термином — философская антропология.

Большинство исследователей учения В. Гумбольдта, в частности А.В.Гулыга, Р. Гайм, Г. В. Рамишвили, Г. Шпет, В.И.Постовалова, отмечают влияние идей немецкой классической философии на философскую концепцию языка В.Гумбольдта. В первую очередь упоминаются имена Гердера, Гегеля, Канта. Для позднего Канта основная задача философии состояла в ответе на вопрос: «Что такое человек?». Гумбольдт здесь примыкает непосредственно к Канту. Народ — такой же организм, как человеческий индивид. Эта мысль, зародившаяся в эстетических работах Гумбольдта, затем пронизывает его работы по философии и истории языка.

Таким образом, и теоретико-методологическую базу учения Гумбольдта о языке составляет антропологический подход, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной и духовной жизнью.

Всем своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой» (Гумбольдт 1859: 102).

Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве «духа народа» и его языка («язык народа есть его дух и дух народа есть его язык – трудно представить себе что-либо более тождественное») Как отмечает Ф.М.Березин, в этом положении идеи Гумбольдта перекликаются с идеями Шеллинга и Гегеля (Березин 1975).

Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм основывались на тождестве духа и природы. Субъект и объект неразрывно связаны в абсолютном разуме. Разум перестает быть чем-то субъективным или объективным, так как объект возможен только по отношению к мыслящему субъекту. Философия приходит к тождеству субъективного и объективного. Именно так подходит к пониманию языка и Гумбольдт: «Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. Сам по себе субъективный характер всего человечества снова становится для него чем- то объективным. Ибо объективное является тем, что, собственно, и должно быть постигнуто, и когда человек субъективным путем языкового своеобразия приближается к этому, он должен приложить новое усилие для того, чтобы отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект» (Гумбольдт 1859: 95).

Гумбольдовское понимание духа перекликается с трактовкой духа у Гегеля. В концепции абсолютного идеализма Гегеля абсолютный дух — это природное начало, «абсолютная идея», наделенная самостоятельным существованием. Дух составляет третью и последнюю (после логики и природы) ступень абсолютной идеи. Дух, в понимании Гегеля, есть идеальное целое, характеризующееся чертами системности и динамичности. Гегель понимает это целое как процесс и видение в отличие от классического рационализма, где при трактовке системности такого идеального целого подчеркивалась его неподвижность. Всепроникающая характеристика духа есть деятельность, порождаемая его имманентной потребностью в само изменении, которое и составляет стимул к его движению и развертыванию. Проходя три этапа развития, дух выступает первоначально как субъективный дух (общество и общественное сознание — мораль, право), и, наконец, — как абсолютный дух (единство того и другого), принимающей форму искусства, религии, философии. Основной чертой духа, по Гегелю, является спонтанная, разумная активность; она свойственна и деятельности как атрибуту духа, которая, по Гегелю, носит целерациональный характер.

В понимании Гумбольдта, дух не имеет других позитивных атрибутов, кроме деятельностного начала. По Гумбольдту, дух самобытен, свободен, самостоятелен, целеустремлен, деятелен, всепроникающ , в известной степени индивидуализирован. Как отмечает В.И. Постовалова, понятие духа используется Гумбольдтом для формального замыкания своей теории и достижения ее внутренней целостности. По Гумбольдту, все, что живет в духовной и телесной природе, можно представить действием самобытной силы, которая лежит в основании всего, но развивается при неизвестных для нас условиях (Постовалова 1982: 387-388).

Гегель выделяет два этапа в развитии языка: «. языки, на которых говорили народы в их неразвитом состоянии, достигали весьма высокой степени развития. Далее, является фактом, что с прогрессом цивилизации в обществе и государстве . язык становится более бедным и менее расчлененным» (Цит. по кн. : Березин 1975: 47). Положение Гумбольдта об этапах развития языка перекликается с идеями Гегеля, а также с идеями Я. Гримма и немецких романтиков. По Гумбольдту, на первом этапе становления языка идет очень деятельное звукотворчество. Богатство и полнота форм языка компенсируют примитивное мышление. На втором этапе развития языка бурно развивается мышление, а именно в это время каждый язык приобретает свой колорит и характер; в развитии грамматической формы языка наступает застой. Гумбольдт, признавая искусственность деления на два периода, считает, что в истории человечества или определенного народа нет этапа, для которого было бы характерно одно строение языка.

Вслед за Гердером Гумбольдт заинтересовался проблемами происхождения и генеалогии языка, сравнительного изучения языков и их классификации и роли языка в развитии духа. Гердер в своей статье « О возрастах языка» писал: «Благодаря языку народы постепенно учились мыслить, и благодаря мышлению они постепенно учились говорить» (Цит. По кн. :Гулыга 1975: 35). В работе о философии Гердера А. В. Гулыга приводит высказывание В.М.Жирмунского: «. Гердер является создателем первой исторической теории языка. Его учение о связи развития языка с развитием мышления, обусловленным в конечном счете развитием человеческого общества, легло в основу философии языка В.Гумбольдта, Штейнталя, Потебни» (Гулыга 1975: 30).

На лингвистическую концепцию Гумбольдта повлияли также идеи Фридриха и Августа-Вильгельма фон Шлегелей, созданная ими типологическая классификация языков. Кроме того, как уже было указано выше, формирование воззрений Гумбольдта шло в свете немецкой классической философии (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, В.Ф.Шеллинг, Ф.Г.Якоби и др.). Идеи Гумбольдта явились одним из источников философской антропологии..

Из числа наиболее фундаментальных трудов Гумбольдта по языкознанию следует прежде всего назвать его сочинение «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», а также такие работы, как «Труд о басках» и «Лаций и Эллада». В них изложены общетеоретические взгляды Гумбольдта на язык и разработан ряд частных вопросов. Кроме того, проблемы общего языкознания и отдельные аспекты языка рассматриваются и уточняются в его многочисленных статьях : «О мышлении и речи», «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие», «План сравнительной антропологии», «О двойственном числе» и др.

В своей книге «Язык как деятельность» В. И. Постовалова выделяет следующие теоретико-методологические основы программы В.Гумбольдта:

1. Синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык трактуется им как организм духа и как его само деятельность.

2. Диалектический подход: видение объекта как внутренне противоречивого, антиномическая трактовка природы языка.

3. Системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически и допускается известный аналитизм.

4. Приоритет динамического, процессуального подхода над структурно- статистическим, приоритете описания живой речи над структурой языка.

5. Трактовка языка как порождающего себя организма.

6. Приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над историческим анализом движения языка в конкретные эпохи.

7. Сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языку как общему достижению человечества.

8. Отказ от описания языка только изнутри его самого; сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с искусством. Широкий контекст рассмотрения предмета изучения. Гумбольдт включает в число координат поля исследования языка следующие группы понятий (которые организованы в рамках его концепции в неразрывную целостность): 1). язык (языки); 2). человек, народ, человечество; 3). мир, природа; 4). мысль, мышление, мировидение; 5) дух, национальный дух; 6) цивилизация, культура, этнос; 7). деятельность, сила.

9. Сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулёзно- научным подходом к его изучению. В.И.Постовалова подчеркивает такую черту мышления В.Гумбольдта, как метафоричность: идея круга символизирует у Гумбольдта целостность, изолированность; огонь, пламя, вспышка символизируют деятельность духа, одухотворенность, поток, полет -вечное движение и изменение в мире и в языке и т.д.

Сила человеческого духа, по Гумбольдту, в самом своем существе человеку не доступна. Она открывается косвенно через свои проявления (язык, цивилизацию, культуру и т.д.) Её проявления — это её создания, сила духа является человеку в том, что она производит, открывается в своих созданиях. Поскольку непосредственное проникновение в мир духа невозможно, то всякое постижение его есть реконструкция, восстановление, предугадывание его черт. язык — главная деятельность человеческого духа. Проблема взаимоотношения языка и духа становится одной из центральных в творчестве Гумбольдта. Между языком и духом существует отношение воплощаемости; дух воплощается в языке как в своем орудии.

Неогумбольдтианство — направление в современном языкознании, восходящее к взглядам В. Гумбольдта. Сторонники неогумбольдтианства считают, что язык конституирует представления индивидуума о внешнем мире. Считая язык проявлением «национального духа», неогумбольдтианство стремится показать, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают действительность и действуют в ней; таким образом, «картина мира» зависит от особенностей строения языка, которое определяет характер мыслительной деятельности человека. Эта точка зрения связана с идеалистическими позитивистскими философскими течениями. Основные направления неогумбольдтианства представлены школой Л. Вайсгербера в Германии и работами американских учёных, развивающих так называемую гипотезу Сепира—Уорфа.

Гипотеза Сепира — Уорфа ,гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике). Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа». Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм фон Гумбольдт.

В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут интерпретироваться по-разному. Сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике.

Одним из стимулов создания в 1950-х годах искусственного языка логлан была попытка проверить данную гипотезу на практике. В сообществе наиболее динамично развивающегося идиома этого языка — ложбана — идея его использования для проверки этой гипотезы регулярно обсуждается.

Источник

Обзор статьи В. фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества»

Главный лингвистический труд Вильгельма фон Гумбольдта – статья «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества».

В нем мы встречаемся с первичным и неопределяемым для В. Гумбольдта понятием – «человеческая духовная сила», конкретно проявляющаяся в виде «духа народа». Как «язык вообще» неразрывно связан с «человеческой духовной силой», так каждый конкретный язык связан с «духом народа»: «Язык всеми тончайшими нитями своих корней сросся с силой национального духа, и чем сильнее воздействие духа на язык, тем закономерней и богаче развитие последнего». В. фон Гумбольдт не дает ни определения народа, ни определения отдельного языка, но он постоянно указывает на их неразрывность. «Язык тесно переплетен с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального прогресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры». По сравнению с другими видами культур язык наименее связан с сознанием: «Язык возникает из глубин человеческой природы. Ему присуще очевидное для нас самодеятельное начало, и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности».

Человек не может ни мыслить, ни развиваться без языка. «Языкотворческая сила в человечестве» стремится к совершенству, этим и обусловливаются единые закономерности развития всех языков, даже тех, «которые не обнаруживают между собой никаких исторических связей».

Дух народа и язык народа неразрывны: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное». При этом единстве первичен все же дух народа.

Чтобы понять, как дух народа реализуется в языке, надо правильно понять, что же такое язык. Как отмечает В. фон Гумбольдт, «язык предстает перед нами в бесконечном множестве своих элементов». Но нельзя ограничиться фиксацией этого хаоса, надо в каждом языке искать главное. А для этого надо «определить, что следует понимать под каждым языком». В. фон Гумбольдт дает такое определение языка: «По своей действительной сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia). Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли. В подлинном и действительном смысле под языком можно понимать только всю совокупность актов речевой деятельности».

Язык, согласно В. фон Гумбольдту, состоит из материи (субстанции) и формы. Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка. Как пишет В. фон Гумбольдт, «постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, и составляет форму языка».

Форму нельзя познать в целом, её нам дано наблюдать «лишь в конкретно-единичных проявлениях». С одной стороны, все в языке так или иначе отражает его форму. С другой стороны, разные явления имеют разную значимость.

Форма не должна пониматься узко только как грамматическая форма. Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Форма каждого языка отдельна и неповторима, но формы разных языков имеют те или иные сходства. Можно говорить и об общей форме всех языков, «если только идет речь о самых общих чертах».

Поскольку бесформенные «непроизвольные движения духа» не могут создать мысль, то невозможно мышление без языка. «Даже не касаясь потребностей общения людей друг с другом, можно утверждать, что язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека. Но обычно язык развивается только в обществе, и человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова понятны также и другим людям… Речевая деятельность даже в самых своих простейших проявлениях есть соединение индивидуальных восприятий с общей природой человека. Так же обстоит дело и с пониманием».

В. фон Гумбольдт подчеркивал творческий характер языка: «В языке следует видеть вечно порождающий себя организм, в котором законы порождения определенны, но объем и в известной мере также способ порождения остаются совершенно произвольными».

В связи с этим В. фон Гумбольдтом трактуется и противоречие между неизменностью и изменчивостью языка: «В каждый момент и в любой период своего развития язык… представляется неисчерпаемой сокровищницей, в которой дух всегда может открыть что-то ещё неведомое, а чувство – всегда по-новому воспринять что-то ещё не прочувствованное. Эта отчасти устойчивость, отчасти текучесть языка создает особое отношение между языком и поколением, которое на нем говорит. Ясно, до чего ничтожна сила одиночки перед могущественной властью языка… И все-таки каждый со своей стороны в одиночку, но непрерывно воздействует на язык, и потому каждое поколение, несмотря ни на что, вызывает в нем какой-то сдвиг, который, однако, часто ускользает от наблюдения».

Язык помогает человеку познавать мир, и в то же время это познание зависимо от языка, каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка.

Говоря о звуковой стороне языка, В. фон Гумбольдт писал: «В языке решающим фактором является не обилие звуков, а, скорее, наоборот, – гораздо существенней строгое ограничение числа звуков, необходимых для построения речи, и правильное равновесие между ними. Язык можно сравнить с огромной тканью, все нити которой более или менее заметно связаны между собой и каждая – со всей тканью в целом».

Среди единиц языка В. фон Гумбольдт прежде всего выделял слово. «Нельзя себе представить, чтобы создание языка начиналось с обозначения словами предметов, а затем уже происходило соединение слов. В действительности речь строится не из предшествующих ей слов, а, наоборот, слова возникают из речи». В то же время любая речь членится на слова; «под словами следует понимать знаки отдельных понятий»; «слово образует границу, вплоть до которой язык в своем созидательном процессе действует самостоятельно». Наряду со словами В. фон Гумбольдт выделял и корни. Он разграничивал корни «как результат работы грамматистов».

Образование понятий специфично для каждого народа, поэтому «влияние национального своеобразия обнаруживается в языке… двояко: в способе образования отдельных понятий и в относительно неодинаковом богатстве языков понятиями определенного рода».

Ни звуковая, ни внутренняя форма языка не создают язык сами по себе, необходим их синтез. Здесь В. фон Гумбольдт подчеркивает системность языка, взаимосвязанность его элементов.

Источник

В фон гумбольдт о природе языка

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического языкознания

О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества

Места обитания и культурные отношения малайских племен

Предмет нашего Введения

Общий взгляд на поступательное развитие человечества

Действие незаурядной духовной силы

Взаимодействие между индивидами и нациями

Переход к ближайшему рассмотрению языка

Форма языков

Природа и свойства языка вообще

Звуковая система языков. Природа членораздельного звука

Звуковая система. Звуковые изменения

Звуковая система языков. Распределение звуков между понятиями

Звуковая система языков. Обозначение общих отношений

Звуковая система языков. Звуковая форма языков

Звуковая система языков. Ее техника

Соединение звука с внутренней формой языка

Более подробное описание языковой практики

Родство слов и словесная форма

Изоляция слов. Флексия и агглютинация

Более подробное рассмотрение словесного единства. Система включения слов в предложения

Система инкорпорирования

Главное различие языков с точки зрения чистоты принципа их образования

Характер языков

Характер языков. Поэзия и проза

Способность языков успешно развиваться друг из друга

Акт самостоятельного полагания в языках. Глагол

Акт самостоятельного полагания в языке. Союз

Акт самостоятельного полагания в языке. Относительное местоимение

Языки, происшедшие из латыни

Обзор проведенного исследования

Статьи и фрагменты

О мышлении и речи [89]

Лаций и Эллада [90]

О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития [91]

О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие [92]

О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей [93]

Источник



Взгляды В. фон Гумбольдта на язык

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) был одним из крупнейших лингвистов-теоретиков. По поводу его роли в языкознании В. А. Звегинцев писал: «Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям» [3, с. 357].

Ему принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, юридическим наукам. В историю лингвистики Вильгельм Гумбольдт вошел как языковед-теоретик. Основные работы: «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820), «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей», «О языке кави на острове Ява», «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (опубликована в 1848 году).

В свойствах языка Гумбольдт видел много противоречий, которые он формулирует в виде антиномий, являющихся основным стимулом для развития языка. Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, которые определяют характер языка.

Цель данной работы: описать антиномии языка, выделенные В. фон Гумбольдтом.

1. Определить взгляды В. Гумбольдта на язык.

2. Дать понятие антиномии.

3. Описать антиномии языка в лингвистической концепции В. Гумбольдта.

При работе мы опирались на исследования В. М. Алпатова, Т. А. Амировой, Б. А. Ольховикова, В. А. Звегинцева, Г. В. Рамишвили и др.

Взгляды В. фон Гумбольдта на язык

Время, когда работал Вильгельм фон Гумбольдт, было периодом расцвета немецкой классической философии. Ученый находился под влиянием работ Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля.

Определяя сущность языка, Гумбольдт отмечал, что языкознание не решит ни одного вопроса, если оно не поднимется до понимания языка как деятельности духа. Первичное и непреодолимое для Гумбольдта понятие – «человеческая духовная сила», конкретно проявляющаяся в виде «духа народа». Признав «дух народа» в качестве причины языкового разнообразия, Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа: «…язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо тождественное». Язык не отделим от человеческой культуры и представляет ее важнейший компонент.

По мнению В. Гумбольдта, по сравнению с другими видами культуры наименее связан с сознанием. Идея о бессознательном развитии языка и невозможности вмешательства в него получила развитие у многих лингвистов.

Понимая язык как деятельность, В. фон Гумбольдт подчеркивает не только динамизм языка, но и его активность, которая проявляется в воздействии его как социального явления на индивида.

Человек не может ни мыслить, ни развиваться без языка: «Язык есть орган, образующий мысль». Такой подход к взаимоотношению языка и мышления в течение долгого времени оставался самым влиятельным в языкознании.

Язык, согласно В. фон Гумбольдту, состоит из материи (субстанции) и формы. Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка. Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Форма каждого языка отдельна и неповторима, но формы разных языков имеют те или иные сходства. В связи с внутренней формой языка В. фон Гумбольдт затрагивает проблему, которая позже стала трактоваться как различие значения и смысла слова.

Гумбольдт одним из первых лингвистов обосновал системный характер языка. Задачу языкознания он видел в изучении каждого отдельного языка в его внутренних связях и отношениях, т.к. своеобразие природы целого выявляется через отношение его составляющих.

В истории языков В. Гумбольдт выделяет три этапа. Первый этап – период происхождения языков. Второй этап связан со становлением языков, формированием их структуры. Третий и последний этап языковой истории начинается с момента, когда язык достиг» предела законченности организации». Язык уже не развивается, но и не деградирует. Гумбольдт указывает на коллективный характер языка, он принадлежит всегда целому народу. Сравнение языков на этапе их совершенствования – это типология, а сравнение языков на этапе их совершенствования – это прежде всего сопоставление мировидений, картин мира, создаваемых с помощью языков. Эта проблема стала актуальной в лингвистике в последние десятилетия.

В целом, лингвистическая концепция Гумбольдта «знаменует собой качественно новый этап в развитии языкознания. Владея в совершенстве, как, пожалуй, никто другой до него или после него, всем известным в его время эмпирическим материалом, относящимся к многочисленным языкам и культурам, Гумбольдт впервые в истории развития знаний о языке смог построить достаточно стройную и цельную лингвистическую систему, отражающую внутреннее строение языка, его связи с духовной и умственной жизнью народа, его культурой, указать будущим поколениям ученых основные пути проникновения в бесконечно сложные механизмы языковой, интеллектуально-духовной и культурно-исторической деятельности человека» [2, с. 99].

Источник

Философия языка Гумбольдта

Философия языка Гумбольдта – это совокупность философских идей известного немецкого языковеда относительно языка как особого явления.

Гумбольдтианство как лингвофилософское направление исследований сформировалось благодаря трудам немецкого мыслителя и языковеда конца XVIII — начала XIX в. Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.).

Рисунок 1. В. фон Гумбольдт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помощь со студенческой работой на тему
Философия языка Гумбольдта

Трудов В. фон Гумбольдта по проблемам языкознания немного, однако в историю науки он вошел, прежде всего, как языковед-теоретик. Именно его считают основателем теоретического языкознания. Ученый обосновал формирование общего языкознания как отдельной дисциплины.

Гумбольдт был первым исследователем во XIX ст., который предпринял попытку осмысления всего языковедческого материала и сформировал фундаментальные положения метода и философии языка.

Круг лингвистических интересов В. фон Гумбольдта был широким и охватывал:

  1. европейские языки;
  2. баскский язык;
  3. санскрит;
  4. китайский язык;
  5. маланезийско-полинезийские языки
  6. индейские языки Северной Америки.

Среди важнейших лингвистических работ В. фон Гумбольдта можно назвать: «О сравнительном изучении языков применительно По данной теме мы уже выполнили реферат Вопросы по языкознанию подробнее к различным эпохам их развития» (1820), «О буквенном письме и его связь со строением языка» (1824), трехтомник «О языке кави на острове Ява» (издана посмертно в 1836-1840 гг.). В теоретическом введении к этой работе «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» ученый изложил свою теоретическую концепцию, создал собственную философию языка. Эта работа произвела существенное влияние на развитие языкознания и считается одним из самых выдающихся достижений мировой философии языка.

Теоретико-методологической основой концепции философии языка Гумбольдта является антропологический подход к языку, согласно которому изучение языка следует осуществлять в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

В. фон Гумбольдт рассматривал сознание как особую первооснову, которая не зависит от материи и развивается по своим законам. Применяя это положение к определению сущности языка, он пишет о том, что язык есть душа во всей ее совокупности. Она развивается по законам духа. В то же время дух народа можно узнать только благодаря языку. Язык отражает своеобразные и тончайшие признаки народного духа.

Значительное влияние на лингвофилософскую концепцию В. фон Гумбольдта имело учение Канта о противоречиях (антиномии) чистого разума. Языковед показывает, что попытка разума дать ответ на вопрос о том, что такое язык, приводит к проявлению антиномий, которые, характеризуя язык с различных, иногда противоположных сторон, раскрывают самую сущность языка в сложном переплетении её признаков.

Опираясь на идеи тождества духа и природы, её постоянного развития, концепцию абсолютного разума Ф.-В, Шеллинга, а также положение Г.-В.-Ф. Гегеля о мышлении как независимой от человека объективной сущности, основе всего сущего, о первоначальном тождестве мышления и бытия, Гумбольдт говорит о языке как деятельности духа и мышления. Дух содержит отпечаток материи; язык — материальное воплощение духа.

В. фон Гумбольдт разделял идеи И. Гердера относительно природы и происхождения языка, взаимосвязи между языком, мышлением и «духом народа».

Теоретико-методологические особенности концепции философского осмысления языка в работах В. фон Гумбольдта

Способ исследования немецким мыслителем самых разных аспектов языка, глубина и сила его аргументации утверждают, что он выработал метод, с помощью которого можно подойти к первоначальному единству языка, мышления и феноменов культуры, заложив тем самым лингвистические основы для объединения наук о культуре.

Современная российская лингвистка В. Постовалова выделяет следующие признаки философской концепции языка В. фон Гумбольдта:

  • синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык определяется им как организм духа и как его самодеятельность;
  • видение объекта как внутренне противоречивого, антиномичной природы языка (диалектический подход);
  • онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически допускается определенный аналитизм (системно-целостный взгляд на язык);
  • приоритет динамического, процессуального подхода над структурно-статическим; приоритет описания живой речи над структурой языка;
  • понимание языка как организма, который сам порождает себя;
  • приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык;
  • сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языка как общего достояния человечества;
  • сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, прежде всего с искусством;
  • сочетание философско-абстрактного взгляда на язык с детально-научным подходом к ее изучению.

В целом метод Гумбольдта можно квалифицировать как лингвофилософскую антропологию. Ученый, опираясь на данные языка, культуры, истории и других науках, мечтал о создании сравнительной антропологии. Он был убежден, что с помощью языка можно узнать всём богатстве мира в его единстве.

Важно указать на то, что в концепции Гумбольдта речь неотделима от культуры. Она тесно связана с духовным развитием человечества, отражает развитие культуры.

Учение Гумбольдта о языке как мировоззрении народа тесно связано с положением о его творческом характере и энергической сущности. Язык, по Гумбольдту, – живая деятельность человеческого духа, единственная энергия народа, которая происходит из глубин человеческого естества и пронизывает всё его бытие.

Понимание языка как энергии было качественно новым в науке о языке и в лингвофилософии. Формой существования языка в таком аспекте рассмотрения становится развитие.

Если язык – это энергия, то его можно рассматривать как организм, который вечно себя порождает.

Одним из наиболее ярких идей лингвофилософской концепции Гумбольдта является идея тождества языка и народного духа. Понятие «народный дух» Гумбольдт толкует в контексте выявления условий и причин различий языков.

Опираясь на положения о тождестве языка и духа народа, Гумбольдт формулирует важный тезис о том, что язык – это мировоззрение народа и, соответственно, каждого из его членов. Именно это положение стало основой гумбольдтианства XIX в. и было возрождено в концепциях неогумбольдтианства в XX в.

Итак, В. фон Гумбольдту принадлежит особое место в истории языкознания и философии языка. Немецкий ученый выдвинул оригинальную концепцию сущности и природы языка, работал над многими фундаментальными проблемами, которые и сейчас находятся в центре научных дискуссий. Его деятельность высоко ценили выдающиеся языковеды и философы, поскольку способ рассмотрения ученым языка в широком контексте соответствует как требованиям науки о языке, так и философии. Гумбольдт первым в истории лингвофилософской мысли успешно осуществил попытку синтеза лингвистического и философского подходов к явлениям языка.

Источник

Adblock
detector