Федеральный закон Об оперативно розыскной деятельности

Федеральный закон «Об оперативно — розыскной деятельности»

Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности»

Многие граждане России имели дело с расследованием преступлений.

Кто-то участвовал в качестве потерпевшего, кто-то был свидетелем, а кто-то даже привлекался к уголовной ответственности.

Поэтому знание уголовного процесса – это те знания, которые никогда не будут лишними.

Важным элементом уголовного процесса является оперативно — розыскная деятельность, поскольку именно с нее запускается мощный государственный механизм под названием уголовный процесс.

Знание основ, полномочий органов, задач и принципов осуществления оперативно розыскной деятельности помогут гражданину выбрать правильное поведение при вовлечении в процесс расследования преступления.

12 августа 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об оперативно — розыскной деятельности», (далее закон «Об ОРД»), который закрепляет задачи данной деятельности, гарантии соблюдения закона при ее проведении, а также ее принципы и отдельные мероприятия.

Данный закон регулирует деятельность должностных лиц, осуществляющих оперативно — розыскные мероприятия только на территории Российской Федерации.

С момента принятия закон неоднократно менялся, и последние изменения были приняты 23.12.2013 года.

Задачи

Одной из задач оперативно — розыскной деятельности является обнаружение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также определение лиц, готовящихся совершить преступление либо совершающих или совершивших преступление.

Так, с целью выявления лиц, готовящихся совершить преступление, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нередко применяют оперативное внедрение.

Оперативный сотрудник внедряется в преступное сообщество с целью выявить готовящееся преступление, а также установить лица, которые собираются его совершить.

видео доказательства

Кроме того, внедренному оперативному сотруднику необходимо определить распределение ролей в организованной преступной группе или преступном сообществе.

Нередко оперативное внедрение сопровождается фото- или видеосъемкой, а также с прослушиванием телефонных переговоров участников преступления.

Нередко фото- и видеоматериалы служат доказательствами в суде, которые свидетельствуют о причастности лиц к совершению преступления.

Другой задачей ОРД является розыск лиц, совершивших преступление и уклоняющихся от следствия, дознания либо суда.

Для того чтобы найти скрывающегося человека, необходимо установить лиц, которые могут оказывать ему помощь и контактировать с ним.

Для этого наводятся справки, прослушивается телефон и контролируется вся почтовая корреспонденция.

Принципы

Основными принципами осуществления ОРД являются принципы законности и соблюдения прав и свобод человека, а также сочетание гласных и негласных методов и средств конспирации.

Принцип законности означает, что уполномоченные лица и органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность, должны действовать исключительно в рамках закона.

Они осуществляют только те действия, которые указаны в законе и в случаях, предусмотренных законом.

Закон «Об ОРД» гарантирует лицу, в отношении которого проводятся мероприятия, тайну личной жизни, переписки, прослушанных звонков.

Прослушивание телефонных переговоров – это нарушение тайны личной жизни.

Поэтому органы должны сделать все, чтобы данная информация не стала известной посторонним лицам.

прослушка

Закон не допускает использование записей телефонных переговоров в качестве доказательств, и поэтому с уверенностью можно сказать, что в суде они не будут оглашены.

Кроме того, закон гарантирует лицу, в отношении которого проводилась запись телефонных переговоров, судебную защиту в случае попадания данной записи в посторонние руки или ее опубликования.

ОРД проводится тогда, когда возбуждено уголовное дело.

Необходимо помнить, что уголовные дела возбуждаются, когда есть признаки совершения преступления, и поэтому целью проведения оперативно-розыскных действий является сбор доказательств и розыск лиц, совершивших преступление.

Кроме того, оперативно — розыскные мероприятия (ОРМ) проводятся и тогда, когда в органы поступило сообщение о лицах, скрывающихся от органов предварительного расследования, о готовящихся преступлениях либо о событиях, которые представляют угрозу безопасности РФ.

При этом закон не указывает, какое именно сообщение должно поступить в органы ОРД, для того чтобы провели соответствующие мероприятия.

Предполагается, что это могут быть заявления граждан, запросы государственных или судебных органов.

Нередко органы, осуществляющие ОРД, проводят мероприятия по сообщениям из различных средств массовой информации.

В результате проведения данных мероприятий следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения для лица, подозреваемого в совершении преступления.

Суд на основании результатов ОРД также выносит определения в рамках своей компетенции.

Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, строго разграничена, и они не имеют права проводить мероприятия, которые не закреплены за ними.

Поэтому они могут направлять запросы для проведения оперативно-розыскных мероприятий в другие органы.

задержание

Например, лицо, которое находится в розыске, совершило преступление в одном регионе страны, а скрывается в другом.

В этом случае оперативные органы региона, где было совершено преступление, направляют запрос в органы региона России, где лицо скрывается, в рамках розыскных мероприятий.

Таким же образом органы ОРД в РФ могут направлять запрос в инстанции иностранных государств при наличии соответствующего международного договора между РФ и иностранным государством.

Обычно такие запросы направляются в случае, когда лицо, совершившее преступление на территории РФ, скрывается в другом государстве.

Оперативно розыскные мероприятия проводятся также на основании постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.

Такими лицами могут быть потерпевшие, свидетели, а также судьи и другие должностные лица.

Ряд оперативно розыскных мероприятий проводится только при совершении или подготовке преступлений средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления.

К таким действиям относятся прослушивание телефонных переговоров, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Поскольку главным принципом осуществления ОРД является принцип законности, то все оперативно — розыскные мероприятия должны проводиться в рамках закона «Об ОРД».

При этом если лицо обжалует действия органов ОРД в прокуратуре, то это не мешает ему обратиться в суд с подобным заявлением.

Если действия сотрудников, осуществляющих ОРМ, будут признаны незаконными, то сведения, собранные в результате данных мероприятий не будут доказательствами в суде.

Кроме того, если должностные лица, осуществляющие ОРД, причинят имущественный вред, то данный вред будет компенсирован на основании судебного решения в рамках гражданского дела.

Сотрудников также могут привлечь и к уголовной ответственности при наличии признаков совершенного ими преступления.

ОРМ проводятся до возбуждения уголовного дела и при наличии признаков преступления, в отношении лица возбуждается уголовное дело.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Действия при утрате паспорта", где подробно рассказано что делать если паспорт был украден

Или ТУТ вы узнаете чем грозит нарушение тишины и покоя граждан

А в этой СТАТЬЕ объясняется в какие сроки необходимо произвести временную регистрацию по месту пребывания

Незаконность действий

Лицу, в отношении которого проводятся такие мероприятия, необходимо знать, что действия указанных должностных лиц могут быть признаны незаконными в следующих случаях:

  • Мероприятия проведены не уполномоченным на то органом.
  • Проведены мероприятия, не предусмотренные законом «Об ОРД»
  • Не имелось оснований для проведения таких мероприятий, предусмотренных законом «Об ОРД».
  • Не было дополнительных условий к производству ОРМ.
  • Не был соблюден предусмотренный ФЗ «Об ОРД» порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • Не были соблюдены требования ФЗ «Об ОРД» о применении в ходе ОРМ надлежащих технических средств.

При наличии данных признаков лицо может в судебном порядке обжаловать действия сотрудников, проводящих ОРМ.

Лицо имеет право самостоятельно обжаловать данные действия, а может обратиться к адвокату.

Необходимо помнить, что лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, имеет право пользоваться услугами адвоката с момента задержания.

Кто осуществляет ОРД

Осуществляют оперативно — розыскную деятельность:

  • органы внутренних дел,
  • таможенные органы РФ,
  • Федеральная служба безопасности,
  • Служба внешней разведки,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба охраны,
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Данные органы обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в соответствии с задачами и целями, закрепленными в законе «Об ОРД».

Полномочия данных органов определяется в законах, регулирующих деятельность конкретного органа.

сотрудники фсб

Так, например, Федеральная служба безопасности осуществляет оперативно — розыскную деятельность в рамках борьбы с терроризмом, в рамках расследования незаконного пересечения границы РФ, в рамках контрразведывательной деятельности.

Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно — розыскной деятельности» строго определяет круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, круг оперативно розыскных мероприятий, а также основания и условия осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность, могут осуществлять только те мероприятия, которые указаны в законе «Об ОРД».

Лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, имеет право пользоваться услугами защитника с момента задержания.

Для проведения ОРМ у органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, должны быть основания, предусмотренные законом «Об ОРД».

Источник

Направления использования служебных собак в оперативно-розыскной деятельности

Специфические особенности осуществления ОРД требуют применения широкого спектра средств. Одним из таких средств является использование различных животных для повышения эффективности сыскной (оперативно-розыскной) деятельности.

В истории известны случаи эффективного использования собак (для задержания преступника, поиска закопанных трупов, орудий преступления), а также лошадей (для обнаружения пустот (подкопов) в земле вблизи мест лишения свободы). С конца XIX в. в оперативных целях использовались почтовые голуби.

Использование возможностей животных всегда было обусловлено их специфическими биологическими качествами, превосходящими возможности человека, — более острый слух, обоняние, зрение, быстрота передвижения, выносливость, неприхотливость, различные инстинктивные чувства и др.

Наиболее часто в ОРД (сыскной деятельности) использовались возможности служебных собак. Служебные собаки оказывают значительную помощь в борьбе с преступностью. Например, в курс обучения сыскному делу полицейских чинов дореволюционной России входила тема «Работа с собакой».

Кроме технических средств современным оперативно-розыскным законодательством предусматривается применение иных средств (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД). К таким средствам следует отнести прежде всего служебных собак. Их применение в ОРД регламентируется п. 7 ч. 2 ст. 21 Закона о полиции и ведомственными нормативными актами. Тем не менее эффективность использования служебных собак не всегда высокая. Одной из причин, мешающих результативному применению собак в органах внутренних дел, является некачественный подбор поголовья животных. Зачастую отбору собак для их последующего приобретения не придают на местах особого значения, поручают это дело некомпетентным лицам. У приобретенных для дрессировки собак уже на предварительных проверках обнаруживается множество недостатков, из-за которых затрудняется или делается невозможной их успешная подготовка. Выбраковка и замена таких собак всегда связаны с большой тратой времени и государственных средств.

В системе служебного собаководства в зависимости от специальной подготовки различают следующие виды служебных собак: 1) розыскные; 2) специальные; 3) собаки-детекторы; 4) патрульные; 5) конвойные; 6) караульные.

В сфере ОРД наиболее активно используются розыскные, специальные собаки и собаки-детекторы.

Розыскные собаки служат для розыска и задержания по запаху следа лиц, подозреваемых в совершении преступления, и других разыскиваемых лиц, для проведения выборки по запаху человека и вещи, поиска вещей и документов, а также при осмотре и отработке мест возможного укрытия подозреваемых и разыскиваемых лиц, вещественных доказательств и стреляных гильз.

Применение розыскных собак основано на наличии индивидуального запаха, выделяемого организмом человека. Концентрация данного запаха по истечении времени уменьшается, так как на него влияют атмосферные осадки, ветер, покрытие почвы, движение транспорта и др. В связи с этим все запаховые следы делятся на три вида: свежие (не более одного часа); 2) нормальные (от одного до трех часов); 3) холодные (более трех часов). Указанные временные параметры во многом обусловливают эффективность использования розыскной собаки. В розыскной практике известны случаи, когда розыскные собаки отрабатывали след подозреваемого лица на протяжении 10 км.

Категорически запрещается использование служебных собак при задержании женщин с видимыми признаками беременности, несовершеннолетних (за исключением случаев, когда они оказывают вооруженное сопротивление), граждан, имеющих при себе детей, и лиц, противоправные действия которых предусматривают применение в отношении них административного наказания.

Применение розыскной собаки для выборки вещи возможно в двух случаях:

  • для выборки вещи, принадлежавшей лицу, подозреваемому в совершении преступления, по запаху вещи, обнаруженной на месте происшествия;
  • для выборки вещи, обнаруженной на месте происшествия, по запаху вещи, принадлежавшей лицу, подозреваемому в совершении преступления.

Одним из основных направлений использования розыскных собак является их работа по «горячим следам». В связи с этим инспекторы-кинологи включаются в состав следственно-оперативных групп по раскрытию отдельных видов преступлений.

Специальные собаки используются для обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических и психотропных веществ, человеческих трупов (останков). Их часто применяют:

  • при осмотре жилых и производственных помещений, дворов, приусадебных, участков местности, лесных массивов, стадионов и т.п.;
  • осмотре одежды и обыске лиц, задержанных за сбыт, приобретение или хранение наркотиков;
  • осмотре багажа, камер хранения вокзалов, посылок, чемоданов и иных вещей;
  • осмотре автотранспортных средств и груза на стационарных и контрольных постах ГИБДД.

Для поиска и обнаружения трупов специальных собак используют в соответствии с конкретной обстановкой: а) при наличии обстоятельств или несчастного случая, угрожавших смертью без вести пропавшему: б) проверке показаний лиц и информации о совершении убийства с последующим сокрытием трупа; в) обнаружении расчлененного трупа в целях отыскания других частей тела.

Собаки-детекторы применяются для проведения исследований запахов следов человека (одорологических исследований). Такие собаки могут использоваться дня работы с «консервированным» запаховым следом. В этих целях в подразделениях УВД субъектов РФ могут создаваться и использоваться запахотеки.

Наиболее часто собаки-детекторы используются в ОРД для решения следующих частных задач:

  • выявления общих признаков нескольких преступлений путем сравнения одорологических объектов, изъятых с мест происшествий;
  • отработки большого количества подозреваемых на причастность к совершению преступления;
  • проверки оперативно-розыскных и следственных версий в отношении конкретных лиц и их действий.

Результаты ОРД с применением служебно-розыскной собаки в процессе оперативно-розыскных и следственных мероприятиях оформляются соответствующим актом, который составляется инспектором- кинологом. Один из трех экземпляров акта приобщается к ДОУ.

Если с помощью розыскной собаки было раскрыто преступление или задержан преступник, кинологом составляется справка, которая подписывается следователем, дознавателем, руководителем следственно-оперативной группы. Данный служебный документ имеет ориентирующее значение и способствует активизации поисковой работы в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Наши партнеры

2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Источник



Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 20 июля 2016 г.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. N 199

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств

О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см.:

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»,

постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538

приказ Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 «О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации»,

Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ от 20-22 января 1997 г.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ России по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденный приказом ФСБ России от 17 февраля 2020 г. N 57

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Средства оперативно-разыскной деятельности

Содержанием ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» предусматривается, что при проведении оперативно-разыскных мероприятий могут использоваться видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, которые принято называть оперативной техникой .

Оперативные подразделения имеют длительную историю применения самых разнообразных технических средств. В их ряду находятся как распространенные технические средства и системы общего назначения, так и специальные средства и специальная техника, предназначенные для решения специфических задач предупреждения и раскрытия преступлений, розыска скрывающихся преступников. В то же время применение наиболее наукоемких технических средств разведывательного назначения многие годы было прерогативой военных ведомств и спецслужб. Лишь в начале 90-х гг. пришло осознание того обстоятельства, что преступность, особенно организованные ее формы, представляют собой настолько мощное и социально опасное явление, что оно достойно применения в борьбе с ним всех средств и методов, которые применяются против войсковых, разведывательных и иных вооруженных противников. В силу этого в арсенале технических средств ОВД и силовых ведомств особое место заняла специальная техника поисково-разведывательного назначения.

Специальная техника – это совокупность технических средств, устройств, материалов и соответствующих тактико-технических приемов их применения, используемых сотрудниками органов внутренних дел для выполнения специфических задач и в строгом соответствии с нормами законодательных и подзаконных актов.

В деятельности органов внутренних дел реализуется широкий спектр направлений разработки и применения специальной техники: оружие и боеприпасы; специальные средства (нелегальное оружие); средства индивидуальной бронезащиты; экипировка (боевое и специальное снаряжение); специальный транспорт, в том числе авиационный и водный; средства обезвреживания и локализации взрывных устройств; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации при проведении оперативно-разыскных действий; технические средства сбора и исследования вещественных доказательств, проведения экспертиз; оперативная, поисковая и досмотровая техника для обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических веществ и других опасных материалов; инженерно-технические средства охраны; технические средства обеспечения безопасности дорожного движения и др. Оперативная техника при этом рассматривается в качестве самостоятельного направления специальной техники, которая используется для скрытого получения оперативно-значимой информации и дальнейшего ее документирования.

Научно-технические достижения последних лет стали основой создания широкого спектра технических средств разведывательного и разыскного назначения нового поколения, обладающих мощными тактическими возможностями: скрытый электронный контроль передвижения объектов в сложных городских условиях; скрытый акустический контроль помещений без размещения в них какой-либо аппаратуры; мониторинг социальных сетей и Интернета; контроль психофизиологического состояния человека и т. п.

Миниатюризация технических средств, применение цифровых методов обработки данных, новых физических принципов действия не только повышают эффективность решения традиционных задач, но и позволяют реализовать принципиально новые, недоступные ранее технологические схемы скрытого добывания информации.

Соответственно развивается и усложняется тактика применения специальной техники в ОРД. При этом ФЗ «Об ОРД» в ст. 6 устанавливает, что в ходе проведения ОРМ могут применяться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде. Данное положение закона фактически определяет как правомочность, так и основное условие применения специальной техники, а именно безвредность по отношению к человеку и экологии. Вместе с тем, важнейшей особенностью применения специальной техники в ОРД является ориентация на скрытое добывание информации, которое во многих случаях приводит к ограничению конституционных прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища, личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д. Поэтому в ОРД правовому регулированию в первую очередь подвергаются следующие аспекты применения специальной техники:

Источник

Adblock
detector