ALSHAR

настроение желания

Главная » Обзоры » Техника » F-35
Вторник, 22 Май 2018
(6 голоса, среднее 5.00 из 5)

F-35

Соединенные Штаты  Америки вложили огромные деньги в единый ударный истребитель F-35, который его сторонники называют боевой машиной следующего (по их подсчетам, пятого) поколения, предназначенной для ведения воздушного боя и борьбы с наземными целями. Говорят, он почти невидим для радаров и сможет обеспечивать превосходство на любом поле боя будущего. Он придет на смену большей части истребителей, находящихся на вооружении ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты США, а также как минимум девяти иностранных союзников Америки. И он будет находиться на вооружении следующие 55 лет. Однако не секрет, что данная программа, ставшая самой дорогой в американской истории, это настоящая катастрофа.

В этом месяце мы узнали, что Пентагон повысил стоимость F-35 еще на 289 миллионов долларов - и это лишь последнее увеличение расходов из длинной серии. Нам также сказали, что на этот самолет уйдет чудовищная доля из пентагоновской программы закупок вооружений, составляющая 38(!) процентов от общего объема. Это, если исходить из того, что больше никакого увеличения расходов на него не будет. Его многочисленные проблемы и недостатки общепризнанны, и доказательством тому являются требования к Пентагону о снижении расходов на программу F-35. Такие требования звучат со всех концов политического спектра. Их выдвигает член Палаты представителей демократ из Массачусетса Барни Фрэнк (Barney Frank), сенатор-республиканец Том Коберн (Tom Coburn) из Оклахомы, Национальная комиссия по бюджетной ответственности и реформам (National Commission on Fiscal Responsibility and Reform) президента Барака Обамы, а также гуру бюджетных вопросов, такие как бывший сенатор Пит Доменичи (Pete Domenici) и бывший директор бюджетного управления Конгресса и административно-бюджетного управления Элис Ривлин (Alice Rivlin).

Насколько все плохо? Анализ затрат на F-35, графика его создания и характеристики - а это самые важные критерии в любой программе Пентагона - показывает, что проблемы носят фундаментальный характер и постоянно увеличиваются.

Во-первых,  стоимость. Это особенно важный фактор в условиях режима жесткой экономии в оборонном бюджете, как говорят политики. С точки зрения затрат F-35 это просто непозволительная роскошь. Хотя вначале говорили, что самолет будет недорогим, крупные увеличения сметной стоимости преследуют эту программу все последнее десятилетие. В прошлом году руководство Пентагона заявило Конгрессу, что закупочная цена на 2457 планируемых к приобретению машин увеличилась еще на 16 процентов - с 328,3 до 379,4 миллиарда долларов. Но беспокоиться не надо - они пообещали, что больше увеличений цены не будет.

И каков результат? В феврале цена увеличилась еще на четыре процента, дойдя до 395,7 миллиарда долларов. А в апреле было еще одно повышение. Но не надейтесь, что на этом рост издержек закончится. Программа испытаний проведена только на 20 процентов, о чем сообщает Главное контрольное управление США. А основные, самые сложные испытания еще впереди. В целом стоимость этой программы выросла на 75 процентов по сравнению с первоначальной оценкой от 2001 года в 226,5 миллиарда долларов. А ведь тогда планировали закупить больше самолетов - 2866!

Начальные испытания завершатся в 2019 году, но к тому времени будут построены сотни самолетов F-35. Сумма дополнительных затрат на модификации с целью устранения неизбежных в таких случаях недостатков неизвестна, но она несомненно превысит те 534 миллиона долларов, о которых знают уже сейчас на основании проведенных испытаний. Общая стоимость каждого самолета в рамках программы составляет в настоящее время  161 миллион долларов, но это лишь временный показатель. Очередного повышения ждите в начале 2013 года, когда новый раунд бюджетных ограничений обязательно нанесет свой удар по Пентагону, а F-35 получит пинок в виде сокращения количества закупаемых машин, что приведет к повышению стоимости единицы продукции.

И последнее замечание по затратам. F-35 на самом деле будет стоить во много раз больше указанной выше суммы в 395,7 миллиарда долларов. Дело в том, что  сейчас в оценки включаются только расходы на закупку, а затраты по всему жизненному циклу, включая эксплуатацию и ремонт, не учитываются. А они на сегодня составляют 1,1 триллиона долларов. Итого получается полтора триллиона долларов, то есть, больше годового ВВП Испании. И это чрезвычайно оптимистичная оценка. Ее авторы исходят из того, что стоимость  эксплуатации F-35 будет всего на 42 процента выше стоимости эксплуатации F-16. Однако F-35 этого намного более сложная машина. Единственный самолет пятого поколения - F-22, который изготавливает тот же производитель, в некоторых отношениях менее сложен, чем F-35. Но в 2010 году стоимость его эксплуатации в час была на 300 процентов больше, чем соответствующий показатель F-16. По самым консервативным оценкам, затраты на эксплуатацию и ремонт F-35 будут в два раза больше, чем у F-16.

И без того непозволительно высокая цена F-35 движется только в одном направлении - вверх.

F-35 не только дорог - он значительно отстает от графика. Вначале планировалось, что первая партия самолетов будет готова к принятию на вооружение в 2010 году. Затем было сказано, что первая партия поступит к 2012 году. Однако недавно военные заявили, что дата принятия на вооружение "не определена". Неофициально во время слушаний был предложен новый плановый срок - 2019 год. То есть, задержка составляет почти 10 лет.

Если бы у F-35 были блестящие летно-технические характеристики, то можно было бы смириться и с затратами, и с задержками. Но они далеко не блестящи. Даже если бы самолет соответствовал своим изначальным спецификациям, он все равно вызывал бы огромное разочарование. А он не соответствует. Из-за своей посредственности он является непозволительной роскошью, а поэтому такой самолет не нужен.

Я говорил об F-35 с авиационными экспертами и со специалистами по закупкам. Некоторые из них создавали великолепные и очень успешные самолеты, такие как F-16 и A-10, а другие на протяжении десятилетий работали в Пентагоне и лично наблюдали за ранней историей создания F-35. От них я узнал, что проблемы у этой машины прямо-таки на генном уровне.

Этот проект родился в конце 1980-х годов в недрах Управления перспективных исследований и разработок Министерства обороны (DARPA), которое незаслуженно пользуется репутацией дальновидного и новаторского ведомства. Он появился в виде предложения создать истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (так называемый STOVL), который к тому же должен был стать сверхзвуковым. Для этого нужна была такая конструкция корпуса и аэродинамических поверхностей, чтобы самолет был коротким как обрубок, одномоторным (какими бывают машины с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), и одновременно обтекаемым, длинным и с огромным запасом мощности, что обычно дают два двигателя.

При Клинтоне Пентагон еще больше запутал и без того дискредитировавший себя проект F-35, добавив требование о том, что это должен быть многоцелевой самолет - истребитель и бомбардировщик одновременно. Для этого надо было искать более сложный компромисс между манёвренностью и малым весом и характеристиками фюзеляжа, который должен быть приспособлен под тяжелую бомбовую нагрузку. Клинтоновские руководители также добавили требование о малозаметности (технология "стелс"), для чего пришлось менять аэродинамическую форму и создавать требующее постоянного обслуживания покрытие, уменьшающее засветку на радаре. Конструкторы также добавили два отсека для оружия, решив спрятать от радаров ракеты и бомбы самолета. Это увеличило его постоянный вес и аэродинамическое сопротивление. Вдобавок к этому, они решили, что самолет должен быть многофункциональным, подходящим для разных видов вооруженных сил, таких как ВВС, морская пехота и ВМС. А у них были свои, весьма строгие требования. Поэтому понадобились новые компромиссные решения.

И наконец, во времена все той же клинтоновской администрации сторонники F-35 разработали "согласованную" и одновременную стратегию закупок. Это означало производство сотен машин, а также новые финансовые и политические обязательства, хотя результатов испытаний еще не было, и никто не знал, что им предстоит покупать.

Этот не обещающий ничего хорошего план уже привел к появлению множества проблем. А ведь 80 процентов летных испытаний еще предстоит пройти. Став виртуальным летающим пианино, F-35 не обладает маневренностью F-16 в воздушном бою, дальностью и полезной нагрузкой F-15E в режиме бомбометания, и он даже близко не стоит с А-10 при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам в функции штурмовика. Что еще хуже, он не сможет столь же часто, как они, совершать боевые вылеты, и что не менее важно, использоваться для учебных полетов. Дело в том, что  из-за своей сложности он требует более длительного обслуживания, и коэффициент использования этой машины ниже. Наиболее похожий на F-35 самолет F-22, принятый в 2010 году на вооружение, мог находиться в воздухе в среднем всего по 15 часов в месяц. (В 2011 году он стоял на приколе почти пять месяцев, а летал еще меньше.)

Такую посредственность не удалось преодолеть характеристиками "пятого поколения" F-35, самой важной среди которых является  его "малозаметность". Вопреки мнению многих, "малозаметность" это не невидимость для радаров - это ограничение дальности радиолокационного обнаружения для некоторых РЛС под некоторыми углами. Скажем иначе. Некоторые радиолокационные станции, даже из числа устаревших, видят самолеты "стелс" на  довольно большом расстоянии, и даже слабые радары могут засечь F-35 под определенным углом. Наглядной демонстрацией этих недостатков стала война в Косово в 1999 году, когда антикварная советская РЛС и зенитно-ракетный комплекс 1960-х годов постройки сбили "невидимый" бомбардировщик F-117 и серьезно повредили еще один.

Итог таков: F-35 далеко не такое чудо, каким его пытаются представить некоторые. Это гигантская неудача на крыльях, а в некоторых отношениях даже шаг назад. Проблемы, касающиеся его конструкции, можно решить только в том случае, если начать все с чистого листа.

Настало время министру обороны Леону Панетте, видам вооруженных сил США и Конгрессу взглянуть правде в глаза и признать: F-35 это недопустимо дорогостоящая посредственность, и программу его строительства невозможно привести в порядок небольшими поправками и мерами по ограничению стоимости. С самолетом можно сделать только одно - выбросить его в мусорный ящик. ВВС США заслуживают гораздо лучшей машины, а налогоплательщики заслуживают менее дорогого самолета. Мусорный ящик ждет.

Уинслоу Уилер - директор проекта военной реформы из Центра оборонной информации (Center for Defense Information). Он 31 год проработал на Капитолийском холме и в Главном контрольном управлении, занимаясь вопросами национальной безопасности. Уилер редактор антологии "The Pentagon Labyrinth: 10 Short Essays to Help You Through It" (Лабиринт Пентагона: 10 коротких эссе, которые помогут вам выбраться из него).


Деньги за статью

1. 50 рублей за каждый новый материал и 50 рублей за каждую 1000 просмотров. Доход Автора напрямую зависит от количества просмотров его статей. Количество просмотров в свою очередь зависит от качества текста и его актуальности. Интересные и полезные статьи зарабатывают во много раз больше пустой воды.

 

2. После регистрации каждый получает права Автора – возможность загружать материалы фотообзоры и видео. Материал может быть опубликован только после одобрения Редактором. За публикацию нескольких достойных материалов яркий Автор получает права Редактора и имеет возможность самостоятельно публиковать, редактировать статьи и структуру разделов журнала, удалять спам авторов и модерировать комментарии.

 

3. Для оплаты статей, в личном кабинете необходимо указать счет Яндекс.Деньги. По почте подтвердить сверку Автора и его счет для дополнительной защиты денежного перевода и обратной связи с Автором. В разделе Вопросы найти ответ на любой вопрос по редактированию и оплате статей или задать свой вопрос в Редакцию.

 

4. Если Автор не написал за последние 30 дней ни одной статьи, то его аккаунт считается не активным и начисление денег приостанавливается. Если Автор публикует новый материал, то аккаунт вновь считается активным и поступление денег от всех статей возобновляются. Чтобы начисление денег за статьи не прерывалось, достаточно писать один материал в месяц.

 

5. Добавить материал можно самостоятельно online или письмом на адрес редакции: read@alshar.ru Права на материал принадлежат Автору. Деньги за размещенные статьи начисляются в течение всего времени, пока статьи находятся на сайте и пока аккаунт Автора активен. Таким образом, каждый написанный материал начинает приносить вам небольшой, но постоянный доход.

 

6. Репост интересного материала с другого сайта допускается, если это действительно востребованная полезная статья - ссылка на первоисточник обязательна. Оплата за репост только от 1000 просмотров. Рерайт, плагиат, искусственная накрутка просмотров, реферальные ссылки и коды, систематическое нарушение правил – блокировка аккаунта.

 

7. Любые оскорбления, угрозы, призывы к насилию и прочее недостойное поведение пресекаются редакцией сайта. Все активные участники конфликта, опустившиеся до угроз и оскорблений, могут быть заблокированы независимо от того, кто был инициатором конфликта: read@alshar.ru

Самое интересное

Пред След

Рецепт счастья

Рецепт счастья

У всех живых существ есть врожденное желание реализовать свой потенциал. Проблема в том, что это желание расти и развиваться приводит нас к недовольству существующим положением вещей. У нас есть три основные убеждения относительно жизни, которые не дают нам быть счастливыми и удовлетворенными. Первое утверждает: то, чего у меня нет, лучше того, что у меня есть. Это вариация на тему, что по ту...

Дауншифтинг: сбавляем обороты

Дауншифтинг: сбавляем обороты

Вы все чаще вспоминаете детские мечты и жалеете, что когда-то выбрали не тот путь? Может стоит наконец-таки начать делать то, что Вам хочется, а не то, что требуют от Вас другие? Современное счастье приобрело вполне реальные очертания: престижная работа, высокий доход, фирменные товары, дорогие машины. А что за этим, мало кто задумывается. Неустроенная личная жизнь, постоянная спешка, недосып, редкие встречи с родителями....

Зубатовщина

Зубатовщина

На вполне дежурной встрече Путина с селигерской молодежью все было вполне дежурно и практически предсказуемо. СМИ встрепенулись только по поводу одного вопроса – насчет отставки правительства. Хотя ответ был тоже и дежурным, и предсказуемым. Однако был там и любопытный момент. Для чего-то Путин вспомнил попа Гапона, Арабскую весну и свободу самовыражения, которая должна быть – но строго в рамках закона.

Вас ист лос

Вас ист лос

Письмо одной девушки из Германии подруге в Россию. Вернее, отрывок. Пунктуация, орфография и остальные нехитрые обороты автора сохранены без изменения. Далее от лица автора.

Новолуние

Новолуние

Новолуние - особый день. Время мертвой луны. Никаких важных решений лучше не принимать. Постарайтесь расслабиться и получать удовольствие от наблюдения за собой и другими со стороны.

Маменькины сынки

Маменькины сынки

Выросла я в маленьком поселке. Ввиду не сильно привлекательной внешности и гордого нрава парня себе не нашла. Уехав учится в город сама себя обеспечивала. Училась и работала. Т.е. научилась считать деньги. Экономила на всем кроме еды. Люблю знаете ли покушать. Много было предложений. И я решила выбрать самого мягкого и доброго. Решила ничего что мало зарабатывает что нет квартиры заработаем и прорвемся....

Завтрак для настоящего мужчины

Завтрак для настоящего мужчины

Один мой знакомый музыкант развёлся с женой и завёл романтические отношения с дамой, которая была чуть старше его. Однажды, в самом начале их совместной жизни (они решили попробовать), ему надо было вставать очень рано, часов в 6 утра, чтобы ехать в аэропорт и отправляться на гастроли. Ну, он встал тихонечко, чтобы не будить свою подругу, и собрался приготовить себе завтрак. А подруга...

Работа психотерапевта

Работа психотерапевта

Часто происходит путаница в терминах и люди не понимают, чем отличается психолог от психотерапевта, а психотерапевт от психиатра, например. Если человек не помнит, кто он, не понимает, где находится, какое время года и сколько сейчас времени — это к психиатру. Они работают с психически больными людьми, у которых неправильно функционируют мозг, сосуды, нервная система, и от этого меняется характер, появляются галлюцинации. В...

Покорми своего хомячка

Покорми своего хомячка

Записки предпринимателя – это мои мысли о проблемах бизнеса, менеджмента, общества. Жанр блога – интеллектуальный лытдыбр, весь контент уникальный, копипаста и перепостов нет. Работая топ-менеджером и предпринимателем со всеми описанными проблемами я сталкивался лично. Здесь мои жизненные принципы. Я часто встречаю комментарии в свой адрес, что в статье отсутствуют выводы. Иногда так и спрашивают: а что этим хотел сказать автор? Далее следует...

Пикап - механизмы влияния

Пикап - механизмы влияния

Намедни мне в руки попала книга Роберта Чиалдини “Влияние – теория и практика”. Прочитав ее, я отметил множество моментов, представляющих интерес в контексте общения с женщинами. Книга Чиалдини исследует механизмы влияния людей друг на друга в повседневной жизни. Многие из этих механизмов мы применяем неосознанно, а некоторые – опираются на точный расчет. Ниже приведу свое краткое резюме прочитанному, последовательно рассматривая каждую из глав...

Тараканьи бои на твоей территории

Тараканьи бои на твоей территории

Разводить тараканов – дело не только энтомолога. Это излюбленное занятие всех представительниц слабого пола. Это звучало бы очень неправдоподобно, не знай каждый мужчина, о чем именно идет речь. Итак, тараканы в дамских головушках. Место их обитания, средства существования,  и способы не сойти с ума, живя с ними на одной территории. Женская особь – существо очень красивое, нежное. Но, к сожалению, в приложение к...

Гастрит или язва

Гастрит или язва

Чтобы Вас хорошо лечили, нужно разбираться в своей болезни Заболев, все мы мечтаем попасть к опытному врачу, который тщательно разберётся в том, что с нами случилось, учтёт особенности нашего организма, образа жизни и назначит лечение, которое обязательно поможет и не даст побочных эффектов, ни сейчас, ни в будущем. Статистика показывает, что сегодня специалисты-гастроэнтерологи лучше лечат гастроэнтерологические заболевания, чем терапевты или врачи общей...

Аллергия

Аллергия

Девять мифов об аллергии. Сезонную аллергию на пыльцу растений трудно отличить от обычного вирусного заболевания. Возможно, именно поэтому вокруг нее появилось множество мифов, за которыми все труднее разглядеть факты.

Не надейтесь, что ЭТО когда-нибудь кончится

Не надейтесь, что ЭТО когда-нибудь кончится

Мужчинам свойственно ошибочно полагать, что однажды все кардинально изменится: «Сколько лет пашу как вол – но ничего, придет день, и я наконец-то отдохну», «Однажды она все поймет, и ее бесконечные жалобы прекратятся», «Сейчас я вынужден поступать так, как того требуют обстоятельства, но когда-нибудь я смогу делать то, что хочу». Мужчина склонен думать, что серость повседневности в некий чудесный миг исчезнет, и тогда...

Panoramio и Wikimapia

Panoramio и Wikimapia

Благодаря Google Maps у каждого есть возможность не выходя из дома увидеть весь мир и найти все что угодно на планете Земля. Panoramio интернет-проект для размещения фотографий, позволяющий сохранять их географические координаты, а Wikimapia - веб-сайт, который позволяет описать словами все объеты на карте. Цель данного открытого проекта состоит в том, чтоб собрать и упорядочить наиболее полную информацию обо всех географических объектах на Земле и...

38 лет

38 лет

Сегодня, 30 апреля, мне исполнилось 38 лет. Вот уже почти четыре десятилетия я хожу по этой Земле. Пребывание в таком городе как Париж, где возраст зданий исчисляется тысячелетиями, помогает бросить короткий взгляд в перспективу. Что удивительно, я прожил так много, но чувствую, будто только-только начал. Я никогда не отмечаю свой день рождения в одиночестве, но тем не менее, этот день всегда оказывает...

Стамбул Голубая мечеть

Стамбул Голубая мечеть

В Стамбуле "пароход" стоял 2 дня, что позволило нам отказаться от самого вредоносного изобретения человеческой кулинарной мысли - шведского стола - и поужинать на берегу. Но прежде чем оказаться на ужине под мостом, перекинутым через Босфор и соединяющим Европу и Азию, мы встретили рассвет в проливе Дарданеллы, зашли в Босфор, понаблюдали за рыбаками на Галатском мосту, заглянули в магазинчики, постояли в очереди...

Ферма грибов

Ферма грибов

Я никогда не задумывался о том, как выращивают привычные нам шампиньоны, вешенки или грибы шитаки для японских ресторанов. Оказалось, что это делают в пещерах Троглодитов. Здесь, в подземном ресторане, нам приготовили улитки на открытом огне и угостили традиционными блюдами Анжуйской кухни. Наша гостиница в Анжере находилась рядом с ботаническим садом. Прогуляться я там не успел, но пару фотографий сделал:

От Матроны до Пересвета

От Матроны до Пересвета

Маршрут 4-6 км, можно начинать от нескольких станций метро: «Пролетарской», «Крестьянской заставы», «Таганской» или «Марксистской». В том случае, если двигаться от Таганской площади по ул. Таганской, то мы выйдем к широко известному Покровскому Ставропигиальному женскому монастырю, в котором находятся мощи св. Матроны Московской. После посещения монастыря, по ул. Абельмановской спускаемся к пл. Крестьянской Заставы (рядом станции метро «Пролетарская» и «Крестьянская застава»), справа оставляем...

Стервы

Стервы

Поп культура не стимулирует в женщинах стервозности, поэтому они считают, что достаточно быть хорошей, и все получится само собой. Когда женщина чувствует, что ей нужно стать независимой, в ее жизни возникает проблема. Очень часто женщины остаются хорошими в ущерб собственной личности и своим потребностям. Как вы уже убедились, мужчинам не нравятся женщины, которые не знают себе цену. Прочитайте следующий список, и вы сможете...