Эстетический аспект отношения человека к природе

Эстетика природы

Мир природы естественное лоно жизни человека. Все, что окружает его на Земле и в обозримом Космосе актуально или потенциально способно вызывать эстетические переживания, стать объектом эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства».

В. Соловьев, определяя красоту в природе, говорил, что она есть ни что иное как «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, пение соловья в своей физиологической основе есть преображение полового инстинкта, но оно способно вызывать глубокое эстетическое переживание, так как оно воплощает в себе идеальное начало, идею любви.

Следовательно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную практику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения.

Потребность человека в эстетическом взаимодействии с природой относится к духовным потребностям. Эстетическое созерцание – высший вид духовной деятельности, способствующий саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию личности. Общение с природой, ее созерцание укрепляет жизненные силы человека, дает положительный заряд, человек испытывает восторг, восхищение, изумление.

Красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления и развития, отмеченных тотальной зависимостью человека от игры стихийных сил, природа оставалась как бы закрытой для эстетического переживания.

Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и неприступная сила, власти которой необходимо было подчиняться. И лишь вовлекая постепенно в сферу своего практического преобразующего воздействия самые многообразные природные предметы и явления, он утверждал таким образом свое материальное и духовное господство над ними, запечатлевал в них свои познавательные и созидательные способности. В этом процессе освоения и познания природа становилась выразителем человеческого содержания, его чувств и мыслей.

Благодаря очеловечиванию природы, ее превращению в человеческую действительность, собственно, и стало возможным не только ее узкоутилитарное, но и духовное, в том числе эстетическое освоение. Видя в преобразуемом мире свою собственную сущность, человек и по отношению к еще неосвоенным в труде природным предметам и явлениям, применяет человеческую меру, замечая в них то, что соответствует его жизненному опыту, его представлениям о красоте. Эстетическое отношение позволяет преодолевать чуждость, внеположенность природных и, в частности, космических объектов.

Красота в природе, ее содержание и критерий являются, таким образом, изначально общественными, человеческими и по своему происхождению, и по сути. Воспитанное культурой ощущение человеком красоты природы есть его универсальное свойство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии и целесообразности. М. Горький, имея в виду универсальность этого свойства, отметил, что «Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Итак, красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания. Не случайно, восприятие и переживание человеком красоты природы во все исторические периоды обнаруживает свою связь с господствующими идеалами и нормами, концентрированно выражающими характерные представления людей той или иной эпохи о гармонической взаимосвязи явлений, о понимании их существенности для человека и в связи с человеком. Данное положение хорошо иллюстрируется примерами отражения природы в искусстве.

Так, например, сформировавшийся в ХVII-ХVIII вв. у придворно-аристократической части французского общества идеал «подстриженной», «украшенной» природы, нашел свое отражение в искусстве классицизма.

Позднее, руссоистский идеал естественной, гармоничной, умиротворенной природы, противостоящий искусственности и испорченности цивилизации, явился выражением эстетической позиции просветителей XVIII в. и их политического отрицания французского абсолютизма. Далее, в первой трети XIX в. характерные для романтиков настроения индивидуалистического бунтарства против «прозы» и пошлости буржуазной жизни нашли свое эстетическое выражение в их искусстве, воспевавшем идеал возвышенной дикой, буйной и необузданной природы. Русское классическое искусство XIX в., тесно связанное с гуманистическими настроениями и чувствами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни.

Данная закономерность продолжает действовать и на протяжении XX века – века научно-технической революции. Общепризнанным является тезис о том, что развитие человечества в этот период поднялось на качественно новый уровень овладения силами природы, и использования в своих интересах. Весьма далекое от рационального подхода использование природных ресурсов, сопровождаемое при этом прогрессирующим загрязнением природной среды всевозможными вредными для человека отходами, по существу, поставили Землю на грань экологической катастрофы. Человечество должно осознать, что одностороннее использование достижений науки и техники только для производства, без достаточной заботы о самой природе, заключает в себе самые разрушительные последствия, вплоть до самоуничтожения. В русле такого осознания и понимания необходимости принципиально новых взаимоотношений человека и природы, общества и окружающей среды ныне формируется и подход к вопросу о красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека. На стыке наук — экологии и традиционной эстетики возникают новые направления исследований, в частности, экзоэстетика и экологическая эстетика.

Первое направление связано с практическим освоением космоса, с необходимостью его включения в систему нашего эстетического отношения.

Представители экологической эстетики считают свою науку частью философии окружающей среды. Данное направление достаточно широко представлено исследованиями западных ученых. Оно строится на стыке эстетической и неэстетической (моральной, религиозной, интеллектуальной и т.п.) трактовки прекрасного. Причем акцент делается на активности эстетического отношения к природе и тесной взаимосвязи с этикой, конкретными науками и общественной практикой. Знание об окружающей среде углубляет и регулирует эстетический опыт, ставит его в этические рамки.

Природа как эстетический объект, обладает самоценностью и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, однако трактуется оно как следствие нарушения жизненных процессов: заболевания животных и деревьев, разрушения в результате ураганов, пожаров и наводнений и т. п. В месте с тем, естественные жизненные процессы, включающие гибель как элемент необходимости поддержки биологической стабильности экосистемы, в целом воспринимаются как прекрасные.

Таким образом, можно сделать вывод: объективным источником ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная непосредственно воспринимаемая гармоническая взаимосвязь явлений, в которой проявляется всеобщее диалектическое единство развивающейся природной действительности. Нарушение этой взаимосвязи, возникающее в результате экологического ущерба, наносимого природе человеком, либо стихийными бедствиями, способно порождать ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого.

Воспитание эстетического отношения к природе — своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду эгоистических материальных потребностей. Сегодня, как никогда, важно утвердиться людям в принципах гуманной эстетической жизни.

Источник

Консультация для родителей «Эстетическое отношение к природе у дошкольников»

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами природы составляет предмет художественно-эстетического воспитания.

Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического, так как в его основе лежит развитие художественно-эстетического восприятия, развитие эмоциональных чувств отношения к действительности, являющиеся составной частью познания окружающего мира

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Дошкольный возраст – это период бурного, интенсивного развития ребенка, в это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе нельзя решать задачи эстетического развития дошкольников — умственного, художественно-эстетического, нравственного, трудового и физического

Таким образом, художественно-эстетическое отношение — это способность человека оценивать явления действительности как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. Оно определяет мироощущение, духовный мир, поведение, проявляется во всем образе жизни человека.

В художественно-эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего.

Художественно-эстетическое отношение не дано человеку от рождения, а формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства. Успех в такой работе будет зависеть от точно подобранных и максимально эффективных средств и способов. Такими средствами выступают чтение художественной литературы с описанием красоты природы, рассматривание произведений искусств с передачей образов флоры и фауны, прослушивание музыкального репертуара, который точно передает настроение и состояние сезонных явлений природы, непосредственное общение с природой т. е. наблюдение за ней, труд, посильное преображение. Постепенное накопление всех полученных знаний и впечатлений пробуждает в ребенке потребность в самовыражении и самореализации. Дети активно начинают изображать красивое в природе в своих рисунках, передавать точные образы живой и не живой природы в театральных миниатюрах.

Консультация для родителей «Эстетическое отношение к природе у дошкольников»

Консультация для воспитателей «Бережное отношение к природе» Бережное отношение к живой природе, книгам, игрушкам Важной нравственной нормой, доступной детям старшего дошкольного возраста, является.

Консультация для родителей «Досуг с ребенком на природе» Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно.

Консультация для родителей «Досуг с ребенком на природе» Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой. М. Пришвин Какую же роль в организации досуга.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства,.

Консультация для родителей на тему «Труд в природе»Консультация для родителей на тему «Труд в природе» Консультация для родителей на тему: «Труд в природе» Провела: воспитатель Маркина Е. Н. 2018 год Детство — важнейший период человеческой.

«Воспитание любви к природе». Консультация для родителей В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к природе» Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтоб малыш вырос отзывчивым и добрым человеком.

Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ» «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери Образование для всех означает.

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Сценарий экологического праздника «Положительное отношение к природе» Участники праздника: Ведущий, Лесовичок – взрослые; Бабочки – девочки средней группы; Жуки – 5 мальчиков средней группы; Разбойники — дети.

Источник



Проект"Формирование нравственно-эстетического отношения к природе"

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понимания воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить и творить по законам красоты.

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого нравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целей лучше всего использовать возможности каждой учебной деятельности, особенно: изобразительного искусства, фотографии.

Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например, природными. Искусство своим присутствием усиливает, углубляет понимание природных явлений и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности. В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды.

Большое внимание необходимо уделять анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а также природных жанров искусства.

Значительное место в проекте уделено творчеству саратовских художников — мастеров природного пейзажа Фёдорова В.А. и Солдатенко А.П.

Эстетическая сущность фотографии .

Важность фотографии в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как она является его важным элементом. Особенность фотографии как средства восприятия заключается в том, что в фотографии "наглядно сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". В фотографиях различных видов люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В фотографии отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". Фотография дает огромный материал для познания жизни. «В этом-то и заключается основная задача фотографии, что фотограф, подмечая основные тенденции развития жизни, быстро воплощает их в своих работах. Фотограф создает художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».

В процессе общения ребенка с явлениями фотографии, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Хорошая фотография вызывает наше ответное чувство. "И хотя сам по себе творческий процесс создания фото-произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за фотографом погружается в него всякий раз, когда воспринимает фотографическую картину. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "фотографом-художником",переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Проект интересен своим выходом в широкий мир и окружающую природу, а также элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотических чувств, любви к малой Родине.

Лесопарк «Кумысная поляна» — это уголок природы, который мы любим и хотим видеть его красивым, чистым, радующим нас прекрасными пейзажами, звенящими ручьями и чистым воздухом. Сохранение, бережливое отношение к этому уголку родной природы – дело каждого саратовца.

Проект поможет детям проявить себя в пропаганде экологической культуры, занять активную жизненную позицию в интересах родного края, развить эстетическое восприятие природы, научиться художественным средствам выразительности – пейзажу, фотографии, привлечь общественность в сохранении и сбережении лесопарка «Кумысная поляна»

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом — экологизацией всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

План основных мероприятий проекта.

I этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Организация творческих групп, работающих по теме проекта.

2 этап – информационно-просветительский:

1. Распространение в школьных СМИ информации о деятельности учащихся по

3 этап — реализация проекта:

1. Изобразительная деятельность – пейзажи лесопарка «Кумысная поляна»:

— создание презентации о творчестве саратовских художниках – пейзажистах;

— творческие работы обучающихся «Пейзажи лесопарка «Кумысная поляна».

2. Беседы «Психология восприятия»:

— что такое восприятие, виды, значение;

3. Беседы и творческие работы «Фотография»:

— фотография как средство выразительности;

— цвет, свет в фотографии;

— анализ, обсуждение фоторабот;

— составление альбома «Календарь с пейзажами лесопарка «Кумысная поляна».

Формирование нравственно-эстетического отношения к природе действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Анализируя выполненную работу, мы сделали вывод, что фотография и изобразительная деятельность являются очень важными средствами, способствующими развитию эстетического восприятия. Исследование показало, что материал по фотографии природы и её изображению обладают большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности, экологического сознания.

Средства фотографии, используемые в учебно — воспитательном процессе, являются эффективным средством развития эстетического восприятия школьников.

Реализуя полноценное экологическое воспитание ребенка нравственно-эстетическими средствами, мы обеспечиваем в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Источник

Эстетический аспект отношения человека к природе

Сознательное единение с природой в процессе познания мира возможно, согласно Рубинштейну, если мир познается в динамическом, изменяющемся отношении к человеку, и в этом отношении решающую роль играет мировоззрение, духовный облик человека.

Отправной пункт этики по С. Л. Рубинштейну — это раскрытие необходимых предпосылок человеческого существования. Необходимость действовать и, значит, решать ставит на каждом шагу этические проблемы. Как уже говорилось, в онтологии человека наличие не только действенного, но и познавательного, созерцательного отношения к миру составляет важнейшую характеристику человека.

Рубинштейн говорит о двух способах отношения человека к жизни. Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне нее для рефлексии над ней. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней.

Таким образом, мотивация человеческого поведения по С. Л. Рубинштейну — это субъективная детерминация поведения человека миром. Через эту мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их смысл для человека есть то, что детерминирует поведение. Здесь должно быть определено, что входит у человека в систему, иерархию значимого для него. Ценности производны от соотношения мира и человека. К ценностям, прежде всего, относится идеал, содержание которого выражает нечто значимое для человека. Наличие ценностей выражает небезразличие человека по отношению к миру.

Большинство современных теорий мотивации едины в том, что рассматривают потребности и мотивирующие состояния, как тревожные явления. Мотивированное поведение, таким образом, является способом ликвидации тревоги. Этот подход вполне адекватен в зоопсихологии. И люди, и высокоорганизованные групповые животные хотят от своего окружения безопасности, принятия и определенного статуса. Но, удовлетворив эти потребности, каждое живое существо начинает развиваться своим неповторимым образом, используя общевидовые условия в своих интересах. С этого момента развитие зависит от внутреннего, а не от внешнего состояния. Коренное отличие развития человека заключается в том, что, пытаясь оценить себя и мир, человек устанавливает систему координат, позволяющую принять иерархию ценностей, которая зависит от его познавательного функционирования. А способ познания (не только действие, но и созерцание) позволяет формировать представление о самом себе и о Вселенной.

Что же представляет собой, согласно С. Л. Рубинштейну, любовь ко всему живому, любовь к природе? Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория. Эстетическое отношение человека к природе — это отношение к ней не только как к сырью для производства или полуфабрикату. Она существует не только как объект практической деятельности человека, но и как нечто, что значимо для человека и само по себе, «в себе», причем сам человек тоже часть природы в этой форме своего существования. В этом смысле эстетическое отношение к природе есть, по сути, утверждение ее существования. Способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему является предпосылкой появляющегося затем этического отношения, в том числе ответственности за свои действия в природе.

Но пока не возникнет эта способность видеть красоту природы и себя как часть природы, любое долженствование, навязываемое человеку извне обязательство любить и беречь природу будет оказываться несостоятельным, не находящим должного отклика в сознании. Только тогда в иерархию ценностей человечества войдет идея поддержания единства с природой, когда каждому из нас будет очевиден смысл такого единства, только тогда поведение человека будет определяться этическим отношением ко всему живому.

Фактически С. Л. Рубинштейн говорит о зарождении новой этики, этики, признающей правомерность существования мира и индивида в двойственной природе. Тенденция развития, соотносящего этику с психикой в качестве единого целого, приводит к стабильности личности. В таком случае ценности новой этики можно сформулировать следующим образом: все, что приводит к целостности, есть «добро»; все, что приводит к разделению, есть «зло».

Большинство психологических течений в гуманитарной парадигме противопоставляют человека то природе, в том числе своей собственной (например, З. Фрейд), то обществу (Л. С. Выготский, Э. Фромм и др.). С. Л. Рубинштейн совершает парадигмальный сдвиг, предлагая выйти за пределы плоскости представлений о человеке, рассматривая его как часть мира.

АрсеньевА. С. От субъекта к личности (полемика о творческой судьбе С. Л. Рубинштейна) // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 99-137. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998. Лао Цзы. Дао де Цзин. М., 2007. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. Маслоу А. Психология бытия, М., 1997. Панов В. И. Экологическая психология. М., 2004. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1976.

Фрейд З. Я и ОНО. По ту сторону принципа удовольствия. М., 2001. Фромм Э. Искусство любить. М., 2004. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Хаузер М. Мораль и разум. М., 2008. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Meyer-Abich K. M. Aufstand fur die Natur. Von der Umwelt zur Mitwelt. Munchen, 1990.

Источник

Эстетика природы и ее роль в формировании личности

Куликова, А. Е. Эстетика природы и ее роль в формировании личности / А. Е. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4451/ (дата обращения: 08.06.2021).

Современный, коренным образом изменившийся взгляд на эстетику природы отличается новым подходом к эстетическим характеристикам всей природной среды, ее объектов и явлений в конкретных контекстах. Эстетика XXI века вообще заменяет часто понятие «природа» терминами «универсум», «мир», включающими в качестве его компонента и человека. Эстетические свойства и самоорганизованность природной среды, а также выразительные, своеобразные особенности стихийно складывавшихся, фундаментальных закономерностей процессов, объектов и явлений, воспринимаемые человеком, отмечаются физиками, химиками, биологами, экологами, философами и особенно эстетиками.

Однако в сфере образования эти аспекты редко привлекаются к развитию общеэстетической и экологической культуры молодого поколения, неизбежно сталкивающихся с проблемами взаимодействия человека с окружающей средой.

Эстетика природы в аспекте нашего исследования будет определяться онтологическими характеристиками и закономерностями. Каждый предмет природы или ее явления объективно необходимы, экологически «неизбежны». Но также соответствует именно тому, каковы порождающий, естественный «контекст», условий непосредственной, ближней и опосредованной, дальней среды и их результирующее влияние – благоприятное либо угрожающее существованию единичного природного феномена.

Любой предмет, подвергаемый нами эстетическому обследованию, в сознании индивида порождает некоторый чувственно-оценочный отклик, несущий и эстетическую окрашенность. Характер познания зависит от свойств объекта, и личных качеств субъекта, от его цели и мотивов. Реальные бытийные формы и установки в познавательном процессе определяют определенные эмоциональные реакции, чувственные переживания, ассоциации и оценки воспринимающего субъекта. Даже и в том случае, если он «безразлично» относится к природе в целом или к ее конкретным объектам, его индифферентности сопутствуют соответственные эмоционально-чувственные ассоциации и оценки нейтрального характера.

Гносеологические аспекты освоения эстетики природы включает ценностные, аксиологические моменты, вносимые человеком. И, в свою очередь, все они относятся к онтологическому, бытийному плану существования предмета освоения и находящейся перед ним личности, но также и к ценностным предпочтениям человека. Вместе с тем чисто аксиологический подход к эстетике природы, прежде всего к ее «красоте», последовательно противопоставляет ей все остальные эстетические ценности природы как недостаточно значимые. Это вступает в противоречие с экологическим императивом, сутью построения эстетических контактов и гармонии отношений к природе как части Универсума.

В эстетическом восприятии субъекта немаловажным является учет обусловленности характером и уровнем личной культуры, освоенностью художественной сферы; в конкретизации, идущей от личного опыта в целом и опыта восприятия природы, особенностей и направленности личных ассоциаций; наконец, в зависимости от реального контекста и ситуации проявлений отношений к природе и от качеств творческого, эстетического воображения.

Совокупность подобных корректив значительно изменяет и преображает исходный облик естественного объекта в восприятии и ассоциировании. Образ модифицируется, погружается в определенную эмоциональную тональность (мажорного, минорного, синтонного, нейтрального, контрастного планов). При добавлении индивидуальных цепей представлений, образов памяти, приемов творческого преобразования исходных впечатлений возникает новая субъективированная, антропоморфизированная выразительность измененного первоначального образа объекта, включенного в контекст индивидуального эстетического сознания личности. Сравнение, сопоставление, корректирование «конечных образов» данного природного творения у разных людей создает возможность для ретроспективного анализа и выявления исходных источников интерпретаций и их различий. Эстетическое освоение предмета или существа, его онтологического облика протекает в идеальной деятельности как мысленный диалог субъекта с субъективированным объектом, представляющим данную эпоху, страну, культуру.

В данном случае показательным является пример икебаны, как яркого примера онтологического осмысления взаимодействия природы и человека. Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икебаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, символизирующих Небо и Землю.

Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы.

Подходы к проблемам эстетического восприятия мира, его объектов обосновывают современные психологи. Существование в обществе систем сенсорных эталонов, специально формирующихся перцептивных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко), то есть цветовой, звуковой гаммы, языковой фонетики, и прочих, позволяет индивидуально и социально эстетически познавать предметы. Зрительный образ чрезвычайно емок, так как в нем практически одновременно отражается информация о цветовых, пространственных, динамических и фигуративных предметах. Наконец, он весьма пластичен» [2;46]. Специфика реального восприятия природных объектов и внешней среды раскрывается в монографии Дж. Гибсона[1;36], учитывающей одновременно экологию среды и экологию восприятия человека. Гибсон подчеркивает приоритетный тезис о связи человека с миром в процессе его наблюдения, о понимании их взаимной дополнительности как основы принципиально нового поведения, отношения к миру. Ведь, по его мысли, каждая точка среды является потенциальным пунктом восприятия для любого наблюдателя, «способного смотреть, слушать или обонять». К тому следует добавить, что он и эмоционально переживает, и эстетически рефлексирует относительно воспринятого.

Изменения картин мира в ходе истории человечества связаны не только с реально протекающими процессами их освоения (познавательным, чувственно-эмоциональным, научным, эстетическим, художественным, общекультурным) в границах цивилизации. Менялись восприятия, впечатления о природе, ее субъективные образы. Развивались исторически обусловленные представления об эстетике природы, дифференцировалась их объективно или социокультурно, этнически усматриваемая «поэтика». В наиболее устоявшемся виде природопоэтика входит в теорию садово-паркового искусства, создававшуюся в различные исторические эпохи [4]. Так например, традиционный китайский сад — своеобразный феномен культуры, в котором нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно — специфика философско-религиозного, эстетического и этического отношения к действительности. Особенности китайских садов состоят в отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы.

В китайской философской традиции окружающий человека мир не разделяется на категории, привычные для философской традиции Европы. В связи с этим встает проблема анализа системы соответствующих терминов и понятий, поскольку исторически сложившийся в странах с европейской структурой сознания понятийный аппарат лишь с большими оговорками можно применить к Китаю. В частности, понятие «природа» у китайцев существенно отличается от привычного для человека с европейской культурой мышления. Согласно древним китайским представлениям, мир раскладывается на три составляющие (сань-цай) — Небо, Землю и Человека. Они единосущны и обладают равным онтологическим статусом. Высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и самораскрытию его сущности в соответствии с образами, рождаемыми Небом и Землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство.

Садовое искусство, в силу своей специфики, позволяет очень многосторонне взглянуть на многие аспекты взаимоотношений человека с естественной средой. Цели создания сада и в Европе и в Китае довольно сходны: это попытка поместить естественную природную среду в социокультурную сферу, предварительно придав ей наиболее приемлемый для данного культурного сознания вид.

Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. В любом возрасте человек интуитивно стремится к близости с природой, выделить в ней прекрасное, поэтичное. Объективно присущие природе качества — форма, цвет, симметрия, порядок, ритм, гармоничность, целесообразность — в процессе их восприятия и переживания оцениваются человеком как красивое. Таким образом, природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, развития его творческих способностей, она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Именно при заинтересованном эмоциональном отношении к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, воспитывает в человеке эстетические позиции. Воспринимая явления природы в соответствии со своими идеалами или с позиции гармонии, человек оценивает в ней такие состояния, которые полнее всего соотносятся с его внутренними субъективными духовными и душевными качествами, давая возможность глубже проникать в свой собственный неповторимый духовный мир. Природа возвышает и облагораживает душу, она способствует тому, чтобы в человеке все было гармонично. Нельзя общение с природой ограничивать лишь утилитарным, потребительским отношением к ней, а воспитывать умение бескорыстно наслаждаться ее красотой, развивая культуру эстетических чувств.

Эстетическое отношение человека к природе — продукт многовекового исторического развития. Так, в архаичной культуре первобытный человек уникально вписывался своей жизнедеятельностью в природу, больше поклонялся ей, обожествлял ее, несмело восхищался ею. Искусство и эстетика античности открывали и воспевали красоту природы Земли — родной колыбели человечества и раскинувшегося вокруг нее Космоса.

В религиозном искусстве средневековья изображение носило условно-схематический характер. Только в эпоху Возрождения художники начинают воспевать реальный, материальный мир, показывая, что природа прекрасна и что человек есть часть природы, высшее ее проявление.

Одна из главных характерных особен­ностей восточной культуры состоит в интенсивном «окультуривании» всех сфер жизнедеятельности людей — от установления социальных ритуалов и норм общения до интимных сторон жизни каждого человека. В то же время на Востоке культура, упорядочивая стихийное природное начало, не противопоставлялась природе (что, как известно, стало заметной тенденцией в истории западной цивилизации).

Характерно, что в восточной философии человек никогда не является центром мира, поскольку он рассматривается ею как часть. Элемент природы, один из многих уровней мироздания. В восточной философской традиции нет анропоцентризма, и нет собственной философской антропологии. В этой философии человек как бы естественным образом включён в мир, в ритм природы. Сама же природа совершенна и человек должен не противостоять, а следовать ей. Такой пиетет в исламе, например, выражается положением о том, что природа неподвластна человеку.

В этом плане важным было исследование, проведенное А.А.Курбанмамадовым. В частности, им было отмечено, что «в основе восторженного отношения к природной красоте, преклонения перед всем естественным лежит эстетическое понимание природы, умение чувствовать её красоту. Не случайно Фирдавси подмечает красоту не только в богатой флорой и фауной природе своего времени, но даже в степях и горах. Природная красота очищает и освежает душу человека, является источником радости и наслаждения. Приведем лишь несколько строк из дастана о Сиявуше.

Не так далеко отсюда (находится) луг,

На другой стороне от пути всадников Тура.

Ты подними черное седло и узду,

Направляйся завтра в сторону того луга.

Увидишь гору высотой до небес,

Вершины которой покрыты облаками.

Выше поднимешься, увидишь красивый луг.

(Есть там) ручей, по которому течет прозрачная вода,

Увидишь её и душа становится чище.

А.А. Курбанмамадов заключает: «отношение Фирдавси к природе доказывает, что в персидско-таджикской культуре эпохи Средневековья природа не всегда становилась лишь фоном или «черным сукном», по выражению литературоведов, местом действия эпических или лирических героев. Природа была основным объектом эстетического наслаждения, служила для творчески мыслящих людей источником радости и вдохновения, высшим мерилом красоты, с чем сверяли свои творения живописец, архитектор, музыкант и поэт. С помощью описания природных явлений, образов поэты ярче, глубже выявляли внутренние и внешние качества своих героев» [3; 34-35].

Таким образом, воспитание культуры отношений к природе, умение видеть и ценить ее красоту, видеть в ней мир удивительного «творчества», многообразных поисков, воспитания творческого отношения и стремления познать тайну природы, ее красоту должно явиться важнейшей стороной эстетического воспитания. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения патриотических чувств, чуткости к окружающему, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.


    Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.М.,1988.С.36.

Зинченко В.П., Смирнов А.А. Актуальные проблемы инженерной психологии. М.1988.

Кубонмамадов А. Из истории эстетической мысли в Средней Азии (эпоха древности и раннего средневековья). – Ташкент: НУУ, 2007. – С.34-35.

Источник

Adblock
detector