Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка статья 3 класс на тему

Экологические сказки о растениях для детей дошкольного возраста

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала,а потом спросила:

— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка удивленно посмотрела на маму:

— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

Кто землю украшает

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них,спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

Как-то раз стали деревья травку жалеть:

— Жалко нам тебя, травушка. Ниже тебя в лесу никого нет. Топчут тебя все, кому не лень. Привыкли к твоей мягкости да податливости и совсем тебя замечать перестали. С нами, например,все считаются: и люди, и звери, и птицы. Мы ведь гордые и высокие. Надо и тебе, травка, ввысь тянуться.

Отвечает им травка гордо:

— Не нуждаюсь я, милые деревья, в жалости. Хоть не вышла я ростом, польза во мне великая. Когда ходят по мне, я только радуюсь. На то я и травка,чтобы землю покрывать: по зеленому коврику ходить удобнее, чем по голой земле. Если кого в пути дождь застанет, и тропы-дороги в грязь превратятся, можно вытереть об меня свои ноги, как о чистое полотенце. Я после дождя всегда чистая и свежая. А поутру, когда роса на мне, можно даже умыться травушкой.

К тому же, деревья, я только на вид слабая. Посмотрите на меня внимательно. Помяли меня, потоптали, а я целехонька. Не то что человек, по мне корова или лошадь ходят, — а у них вес немаленький — четыре, а то и пять центнеров, — а мне хоть бы хны. По мне даже многотонная машина проехать может, а я все равно живая. Давит на меня, конечно, тяжесть неимоверная, но я терплю. Понемногу выпрямляюсь и снова покачиваюсь, как раньше. Вы, деревья, хоть и рослые, частенько не можете перед ураганами выстоять, а мне, слабой да низкой, и ураганы нипочем.

Молчат деревья, нечего им травке возразить,а она продолжает:

— Если мне судьба выпадает родиться там, где тропинку люди вздумали проложить, я все равно не погибаю. Топчут меня изо дня в день, вдавливают в грязь ногами да колесами, а я снова тянусь новыми ростками к свету и теплу. Травка-муравка и подорожник даже любят прямо на дорогах селиться. Они будто испытывают всю жизнь себя на прочность, и ничего, не сдаются пока.

Воскликнули тут деревья:

— Да, травушка, в тебе геркулесовая сила таится.

Дуб могучий говорит:

— Вспомнил я сейчас, как птицы городские мне рассказывали, как ты в городе толщу асфальта пробиваешь. Я им не поверил тогда, посмеялся.Да и немудрено: люди ломами да отбойными молотками с этой толщей управляются, а ты махонькая такая.

Травка радостно воскликнула:

— Да, дуб, для нас и асфальт разломить не проблема. Новорожденные ростки одуванчиков в городах частенько асфальт вспучивают и разрывают.

Береза одна, что до сих пор молчала,проговорила:

— Я вот, травушка, тебя никогда не считала никчемной. Я давно твоей красотой восхищаюсь. У нас, деревьев, только одно лицо, а ты — многоликая.Кого только не увидишь на полянке: и солнечные ромашки, и красные сфетофорчики гвоздичек, и золотые пуговки пижмы, и нежные колокольчики, и веселый кипрей. Мой знакомый лесник рассказывал, что трав в нашей стране около 20 тысяч разных видов, а вот деревьев и кустарников поменьше — лишь две тысячи.

Тут в разговор неожиданно зайчиха вмешалась,которая своих зайчат на лесную полянку вывела:

— От нас, зайцев, травушка, тебе тоже низкий поклон. Не догадывалась я, что ты такая сильная, но что ты всех полезнее, я всегда знала. Для нас ты лучшее лакомство, сочное и питательное. Многие дикие животные предпочтут тебя любой другой пище. Сам великан-лось перед тобой голову склоняет. Люди без тебя и дня не проживут. Они тебя специально выращивают на полях и огородах. Ведь пшеница, рожь, кукуруза, рис и разные овощи — это тоже травы. А витаминов в тебе столько, что не сосчитать!

Тут в кустах что-то зашуршало, и зайчиха с зайчатами быстро спряталась, и вовремя, потому что на полянку выбежала рыжая худая лисица. Она принялась торопливо обкусывать зеленые травинки.

— Лисица, ты же хищник, неужели и ты травой питаться стала? — удивленно спросили деревья.

— Не питаться, а лечиться. Звери всегда травой лечатся. Разве вы не знаете? — ответила лисица.

— Не только звери, люди тоже лечатся мною от разных болезней, — объяснила травка. — Одна бабушка-травница говорила, что травы — это аптека с самыми драгоценными лекарствами.

— Да, травушка, ты лечить умеешь, в этом ты на нас похожа, — вступила в разговор сосна.

— На самом деле, милая сосна, я не только этим на деревья похожа. Раз у нас такой разговор зашел, я открою вам древнюю тайну нашего происхождения, — торжественно сказала травка. — Обычно мы, травы, об этом никому не рассказываем.Так вот слушайте: раньше травы были деревьями, да не простыми, а могучими. Было это миллионы лет тому назад. Много испытаний пришлось за это время перетерпеть могучим великанам. Те из них, что оказывались в самых тяжких условиях, становились ростом все меньше и меньше, пока в траву не превратились. Так что нет ничего удивительного в том, что я такая сильная.

Стали тут деревья между собой и травушкой сходства искать. Все шумят, друг дружку перебивают. Устали, наконец, притихли.

Говорит им тогда травка:

— Не стоит жалеть того, кто в жалости не нуждается, не правда ли, милые деревья?

И все деревья с ней сразу же согласились.

История одной Елочки

Экологическая сказка

Печальная эта история, а рассказала мне её старая Осина, что растёт на краю леса. Ну что ж, начнём.

Однажды в нашем лесу выросла Елочка, она была маленькая,беззащитная и все заботились о ней: большие деревья защищали от ветра, птицы склёвывали чёрных мохнатых гусениц, дождик поливал её, ветерок обдувал в жару. Все любили Ёлочку, а она была доброй и ласковой. Никто лучше её не смог спрятать маленьких зайчат от злого волка или от хитрой лисы. Её душистой смолкой лечились все звери и птички.

Шло время, наша Ёлочка подросла и стала такой красивой, что любоваться ею прилетали птицы из соседних лесов. Не было ещё в лесу такой красивой стройной и пушистой Елочки! Елочка знала о своей красоте, но нисколько не гордилась, была всё такой же, милой и доброй.

Близился Новый Год, хлопотное это было время для леса, ведь сколько лесных красавиц–ёлочек ждала печальная участь попасть под топор. Однажды прилетели две сороки и стали стрекотать о том, что по лесу ходит человек и ищет самую красивую ёлку. Наша Елочка стала звать человека, махать своими пушистыми ветками, пытаясь привлечь его внимание. Бедная, она не знала, для чего ему нужна ёлка. Она думала, что он, как и все, хочет полюбоваться её красотой, и человек заметил Елочку.

«Глупая, глупая, — качала ветками и скрипела старая Осина, — затаись, затаись!»

Никогда прежде не видел он такой красивой стройной и пушистой Елочки. «Хороша, то, что надо!»сказал человек и…. Принялся рубить топором тонкий ствол. Елочка закричала от боли, но было поздно, так и упала она в снег. Удивление и страх были её последними чувствами!

Когда человек грубо тащил Елочку за ствол, нежные зелёные веточки обламывались и осыпали след от Елочки на снегу. Страшный уродливый пенёк вот всё, что осталось в лесу от Елочки.

Вот такую историю поведала мне старая скрипучая Осина…

Сказка о маленьком кедре

Экологическая сказка

Я хочу рассказать Вам одну интересную сказку, которую услышала в лесу, собирая грибы.

Однажды в тайге разодрались две белки из-за шишки, и уронили её.

Когда шишка упала, из неё выпал орешек. Он провалился в мягкую и душистую хвою. Долго лежал там орешек и вот однажды он превратился в кедровый росточек. Он был гордый и думал, что он много узнал за то время, которое он пролежал в земле. Но старый папоротник, который рос рядом, объяснил ему, что он ещё совсем маленький. И показал на высокие кедры.

«Ты будешь таким же и проживешь еще триста лет»! – сказал папоротник ростку кедра. И кедр стал прислушиваться к папоротнику, учиться у него. Много интересного за лето узнал Кедренок. Перестал бояться зайца, который часто пробегал мимо. Радовался солнышку, которое проглядывало сквозь огромные лапы сосен и больших кедров.

Но однажды произошел страшный случай. Как то утром, Кедренок увидел, что все птицы и звери бегут мимо него. Они были чем то страшно напуганы. Кедренку казалось, что сейчас его обязательно затопчут, но он не знал, что самое страшное еще впереди. Вскоре появился белый удушливый дым. Папоротник объяснил Кедренку, что это лесной пожар, который убивает все на своем пути.

«Неужели я так и не вырасту большим кедром»? — подумал Кедренок.

И вот уже были близко красные языки огня, которые ползли по траве и деревьям, оставляя за собой только черные угольки. Уже повеяло жаром! Кедренок стал прощаться с папоротником, как вдруг услышал громкое жужжание и увидел в небе огромную птицу. Это был вертолет службы спасения. Из вертолета в тот же миг полилась вода.

«Мы спасены»! – обрадовался Кедренок. И правда, вода остановила огонь. Кедренок не пострадал, а у папоротника, подпалилась одна веточка.

Вечером Кедренок спросил у папоротника, «а откуда взялся этот страшный огонь»?

Папоротник объяснил ему, что эта беда случается из-за невнимательности людей, которые приходят в лес по грибы и по ягоды. Люди разжигают в лесу костер и оставляют угольки, которые потом разгораются от ветра.

«Как же так»? – удивился кедренок. «Ведь лес кормит их, угощает ягодами, грибами, а они губят его».

«Когда каждый человек задумается об этом, вот тогда может быть и не будет пожаров в наших лесах» – сказал старый и мудрый папоротник.

«А пока у нас одна надежда, что нас вовремя спасут».

И я, услышав эту сказку, очень захотела, чтоб все люди бережно относились к природе, которая угощает их своими дарами. И надеюсь, что главный персонаж моей сказки «Кедренок» вырастет большим кедром, и проживет триста, а может быть и больше лет!

Конспект НОД для детей первой младшей группы «Экологические сказки» «Экологические сказки» (конспект НОД для детей первой младшей группы) Подготовила: воспитатель Четвергова Е. П. Саранск Цель:.

Конкурс «Сказки читаем. Сказки играем» для детей старшего дошкольного возраста Конкурс «Сказки читаем. Сказки играем» для детей старшего дошкольного возраста. Конкурс проводится в рамках недели детской книги и Международного.

Развлечение «Экологические сказки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ» Воспитатель:.

Сказки о комнатных растениях «Колючий лилипут. Лекарства в цветочных горшочках» Колючий лилипут. Кактусы, расставленные в крохотных горшочках в цветочной лавке, куда частенько наведывалась Мария, имели самые причудливые.

Экологические игры для детей дошкольного возраста Дидактические игры для дошкольников Экологические игры. 1.»Что было бы, если из леса исчезли. » Воспитатель предлагает убрать из леса.

Экологические игры для детей младшего дошкольного возраста Игровое упражнение «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Цель. Воспитывать у детей умение учитывать названные при-знаки предмета; развивать наблюдательность.

Экологические сказки Экологические сказки Родник С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и.

Экологические сказки для формирования у детей любви к природе Цель: 1. Вызвать беспокойство за экологическое состояние природы. 2. Развивать интерес, бережное отношение к развивать любознательность; творческое.

Экологические сказки в воспитании дошкольниковЭкологические сказки в воспитании дошкольников Все вы слышали слово «экология». Что же оно означает, и почему сейчас мы так часто его произносим? Экология – это наука о том, как все.

Экологические сказки для дошкольников «ПОЧЕМУ ИДЕТ ДОЖДЬ?» Жила-была маленькая капелька в одном огромном-преогромном озере. Вокруг плавали такие же маленькие капельки. Им было.

Источник

Что называют растениями? Общие характеристики, основные группы, строение и факты

Растения — это обширное царство живых организмов, которые встречаются на большей части суши планеты Земля, а также в водных средах обитания. Вы видите их повсюду. К ним относятся трава, деревья, цветы, кустарники, папоротники, мох и многие другие.

Существует около 320 000 видов растений, из которых подавляющее большинство, около 260–290 тысяч, дают семена. Зеленые растения обеспечивают значительную часть мирового кислорода и являются основой большинства экосистем Земли.

Что делает растение растением? Общие признаки

Вот несколько главных особенностей, которые делают живой организм растением:

  • Большинство растений получают свое питание посредством процесса, называемого фотосинтезом;
  • У растений есть кутикула (надкожица) — воскоподобный слой, который защищает их надземные части (стебли, листья, плоды) от высыхания;
  • У растений есть эукариотические клетки с жесткими клеточными стенками;
  • Растения размножаются спорами или половыми клетками;
  • Растут на протяжении всей своей жизни;
  • Как правило, ведут неподвижный (прикрепленный) образ жизни.

Растения являются продуцентами, производящими органические вещества с помощью углекислого газа и энергии солнечного света в процессе фотосинтеза.

Растительная клетка

Клетки растений имеют жесткие клеточные стенки состоящими из целлюлозы, хлоропласты (которые помогают в фотосинтезе), ядра и большие вакуоли, заполненные водой.

Одна из важнейших функций большинства растений — фотосинтез. Растения используют его для создания энергии непосредственно из солнечного света.

Виды растений

Есть много разных видов растений. Часто их подразделяют на две основные группы: сосудистые и несосудистые.

  • Сосудистые — имеют особые ткани (сосудисто-волокнистые пучки), которые помогают перемещать вещества, такие как вода, через тело растения. Большинство организмов, которые вы, вероятно, считаете растениями, например деревья, кустарники, травы и цветы, относятся к этой группе. Сосудистые растения также подразделяются на цветковые и нецветковые.
  • Несосудистые — это более мелкие растения, такие как мхи, которые используют диффузию и осмос для перемещения питательных веществ через тело растения.

Также растения принято подразделять на следующие группы:

  • Водоросли (зеленые водоросли, харофиты);
  • Мохообразные (печёночные мхи, антоцеротовые мхи, моховидные)
  • Сосудистые споровые (плауновидные, папоротниковидные);
  • Семенные растения (саговниковидные, гинкговидные, хвойные, гнетовидные, цветковые растения).

Основная структура растений

Лист — это орган растения, который специализируется на фотосинтезе. Листья улавливают энергию солнечного света, а также захватывают углекислый газ из атмосферы. Многие листья имеют плоскую форму, чтобы улавливать как можно больше солнечного света. Однако листья бывают разных форм, в том числе длинные тонкие иглы, которые можно найти на хвойных растениях.

Стебель — это основная часть, поддерживающая листья, цветы и плоды. У стеблей есть сосудистые ткани, которые перемещают питательные вещества и воду через растение, помогая ему расти. Растения часто хранят питательные вещества в стеблях.

Корень — осевой, как правило, подземный часть растений. Корни помогают удерживать растение и собирают воду или минеральные вещества из почвы. Некоторые растения хранят пищу в своих корнях. Есть два основных типа корней — это волокнистые корни и стержневые корни. Главный корень, как правило, имеет один большой стержень, который растет очень глубоко, в то время как волокнистые корни имеют много ответвлений, растущих в разных направлениях.

Источник



Как разные звуки и слова влияют на состояние растений

Растения очень чувствительны к разным звукам, направлениям музыки. Это исследователи доказали на практике.

Компания IKEA провела эксперимент. В одной школе сотрудники организации установили 2 цветочных горшка и начали исследование длительностью месяц.

Все это время одно растение слушало только хорошие слова, а другое – оскорбления. В результате последний цветок завял.

Важно отметить, что исследование проводилось не только ради науки, но и для борьбы против школьных издевательств, буллинга. Способ оказался миролюбивым.

Ролик об этом опубликован на YouTube. Для объективности результатов организаторы позаботились о том, чтобы условия были оптимальными для полноценного развития. Внешние факторы не могли оказать влияния, а воздействие определялось только разговорами.

Через 30 дней растение, которое слушало комплименты, продолжало цвести, а другое завяло и его листья пожелтели.

Исследователи считают, что разговоры с любыми живыми организмами важны для их роста и здоровья.

Именно по этой причине ученые по-прежнему продолжают проводить многочисленные эксперименты, стараясь изучать влияние звуков и мелодий на живые организмы.

Другой фактор, определяющий состояние растений, – это влияние музыкальных произведений. Конечно, цветы не могут слушать песни, как люди, но ритм и частота значимы.

Спокойные и мелодичные музыкальные композиции обладают меньшей частотой и положительно влияют на развитие растений. Во многих случаях благотворны гудение насекомых, рокот морских волн, грома и журчание рек.

Очень благоприятны композиции из классики с частотой 3-5 кГц, а рок оказывается губительными. Однако многие тропические цветы считаются почитателями современного рэпа.

Исследователи отмечают, что влияние музыки обусловлено резонансным механизмом. Он сказывается на энергии, обмене веществ в любом растительном организме.

Более того, в 70-х годах Дороти Ретеллек из США провела особенное исследование относительно растений, соблюдая оптимальные нормы относительно света, влажности и температуры. Она проверяла 10-дневные побеги. Первая группа не слушала музыку, вторая – на протяжении 3 часов каждый день, третья – 8 часов.

Лучше всего выросли растения, для которых звучали композиции среднее время. Цветы, долго слушавшие музыку, погибли через 2 недели.

Таким образом, важно не только творческое направление, но продолжительность звучания. Однако подобных результатов можно избежать, если выбирать классику и индийские мелодии, а вот рок, ритмы барабанов могут быть опасными.

В России также проводили похожий эксперимент. Результаты исследования оказались особенными: музыка кинематографа и бардовская способствуют ускорению роста растений, произведения Баскова воспринимаются нейтрально, хиты оказались опасными и через время могут привести к заболеваниям, а то и к смерти живого организма.

Растения очень чувствительны к звуковым ритмам, поэтому музыка может негативно или положительно влиять на них.

Источник

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка
статья (3 класс) на тему

Протасова Людмила Николаевна

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность.

Скачать:

Вложение Размер
ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya_i_russkogo_yazyka.docx 32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Протасова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Курска

методист: Брежнева Т.А.

Бурная хозяйственная деятельность человека, возросшая вследствие значительного роста численности населения Земли, стала причиной глобальных экологических проблем, среди которых: загрязнение атмосферы, морей и океанов, начавшееся изменение климата Земли, опустынивание обширных территорий, сокращение генетического фонда Земли. Катастрофически быстро нарастающие изменения биосферы, вызванные влиянием человека на окружающую среду, привлекли внимание не только ученых, но и всех прогрессивно мыслящих людей планеты. Значительная роль в решении проблем экологического воспитания и образования принадлежит начальной школе.

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают возможность педагогу так спланировать учебно-воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность.

Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывать у них такие чувства и состояния, как любовь, сопереживание, совесть, эмоциональный и духовный подъём от общения с природой. Ребенок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром. Психологической особенностью младшего школьного возраста являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания. Именно поэтому особую важность приобретает организация условий для установления его эмоциональных связей с природой.

Уроки литературного чтения дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств. Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.

Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др.

Особенно нравится детям «издавать» книжки-малышки со своими рассказами, сказками и стихами о природе и окружающем мире, тематически связанные с изучаемыми произведениями. Например, знакомясь с рассказом В.Чаплиной «Чужой», дети сочиняли истории о своих маленьких друзьях-собаках. Ребята слушают с интересом рассказы собственного сочинения не только на уроке, но и на переменах, берут с выставки книжки-малышки, рассматривают их и читают. Очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п. (Емельянов Б. «Зеленая букашка», Пантелеев Л. «Две лягушки» и др.)

Очень интересны и показательны маленькие письма — сочинения, написанные учениками 1 класса. Чтобы дать представление о полученных экологических знаниях, приведу примеры нескольких из них.

Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефтяные, отходы, кислотные дожди. Природа приносит пользу человеку. Когда я вырасту, я буду её охранять. (Вероника А.)

Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба попадает в почву потому, что дым фабрик и заводов загрязняет воздух. Я думаю, для того чтобы воздух был чистым, надо использовать специальные фильтры. (Теймур Л.)

В работе учителя начальных классов следует использовать нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально позитивный отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми народных песен; 2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится после знакомства с несколькими произведениями о природе, причем вопросы викторины дети готовят самостоятельно.

В учебниках русского языка разных авторов материал с экологической направленностью представлен в небольшом количестве, поэтому учителю следует использовать на уроках русского языка дидактические материалы с экологической направленностью, а так же разные формы работы:

1)РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ экологического содержания. Дети либо зачитывают о календарных месяцах приготовленный ими дома материал, либо находят материал в книгах, находящихся на классной книжной полке или в библиотеке. Например:

Слово декабрь пришло из Византии, месяц назывался «де-кемерий».

В народе говорят:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Сухой декабрь — сухие весна и лето.

Декабрь холодный, снежный, с частыми инеем и ветрами – к богатому урожаю.

2)Для развития орфографической зоркости используются СКОРОГОВОРКИ с экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и т. д.

3)Для осуществления экологического образования на уроках русского языка так же большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе работы с текстовым материалом с детьми проводятся беседы о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения. Работая с текстом учебника, ребята задумываются, о чем этот текст, отвечают на вопросы, рассказывают о каждой прилетевшей к кормушке птице. После беседы делается обобщение. Например, вот так организуется работа с текстом в 1 классе:

— Посмотрите на данную запись. Попытайтесь определить название текста.

— Текст называется «Лиственница».

— В тексте вам встретится новое слово. Прочитайте его. (На доске пунктиром написано слово сваи.)

— Что такое сваи? Прочитаем толкование этого слова в словаре.

— Прочитайте текст. Подумайте, почему люди мастерили сваи из лиственницы?

У лиственницы тяжелая древесина. Дерево может утонуть в реке. Древесина очень долговечна. Она не гниет в почве и даже в воде. Из нее люди мастерили сваи для мостов.

— Что мастерили люди из лиственницы и почему? Составьте ответ из одного предложения.

Учитель сообщает о том, что лиственница занесена в Красную книгу и проводит беседу о Красной книге.

4) Викторина по русскому языку «Что? Где? Когда?»

«Знаешь ли ты птиц?»

1. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

2. Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является объектом спортивной охоты. (Дергач)

3. Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Герой одной из басен Крылова. (Чиж)

4. Название, какой птицы составлено из звуков, которые издают эти птицы? (Грач)

5. Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (Сыч)

5) На уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения

межпредметных связей, сказывается на его результативности: знания

приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,

комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Именно на интегрированных уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немаловажно для экологического образования. Предлагаю вам разработки интегрированных уроков с экологической направленностью.

Краткое описание интегрированных уроков.

1. Русский язык и литературное чтение.

Тема «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин

На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитывать любовь к родной природе.

2. Окружающий мир и русский язык.

Тема «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени

прилагательном как части речи»

На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа

имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного,

знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием

весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитываю интерес и уважение к природе.

3. Литературное чтение – русский язык – музыка.

Тема «Обобщающий урок по литературному чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении»

Тема на уроке вводится через загадку. Разбирая произведения о весне, пытаюсь помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся знакомлю с новыми словами и понятиями, систематизирую знания о предложении, развиваю творческое мышление, учу детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы.

Знакомство с новым словарным словом.

Например, можно провести следующую работу со словарным словом – береза.

— Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

— Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

— А знаете ли вы чем полезно это дерево?

Это интересно: (дополнение к сказанному)

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали

березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа, пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:

— Из березы течет много сока – к дождливому лету.

— Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

— Овес сей, когда береза распускается.

Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый

при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные

поделки. Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы внее не попали споры грибка.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.

Наверное, это и есть цель уроков литературного чтения и русского языка, которые дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам.

1. Голубь В. Интегрированный урок.// Газета. Начальная школа. – 1998. —

2. Долгачева В.С. Изучение лекарственных растений в начальной школе. //

Начальная школа. – 1995. — №4. – с.36.

3. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в

процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. — №5. – с.25.

4. Кочегарова Т.М. Тематические кроссворды на уроках русского

языка.//Начальная школа. – 1989. — №1. – с.31.

5. Купров В. От экологии природы – к экологии души. //Газета. Начальная

школа. – 1999. — №35, №36.

6. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России:

проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 1994. — №3. – с.5.

7. Манеева О.И. Загадок не счесть. //Начальная школа. – 1998. — №4. –

8. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы.

//Начальная школа. – 1998. — №5. – с.74.

9. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная

школа. – 1991. — №5. – с.2.

10. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к

природе. //Начальная школа. – 1995. — №5. – с.34.

11. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная

школа. – 1988. — №2. – с.42.

12. Симонова Л.П. О перспективах экологического образования в начальной

школе. //Начальная школа. – 1988. — №6. – с.14.

13. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания.

//Начальная школа. – 1988. — №6. – с.28.

14. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка.

//Начальная школа. – 1995. — №6. – с.45.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы.

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье.

доклад «Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на.

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чте.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка посредством использования краеведческого материала .

Из опыта работы.

Педагогический опыт по теме «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка»

Источник

Растения в литературе: как писатели используют их образы

Люди с древности переносили на растения человеческие чувства и качества. Вспомните древнегреческий миф о прекрасном юноше, который влюбился в собственное отражение. Нарцисс, в который он превратился после смерти, стал символом эгоизма и обманчивых надежд. Неудивительно, что писатели всегда интересовались романтическими образами растений и вплетали их в произведения.

Осенью Издательство АСТ выпустило книгу, идея которой построена вокруг цветочной метафоры. В «Потерянных цветах Элис Харт» Холли Ринглэнд каждая глава начинается с названия австралийского растения, его описания и значения на тайном языке героев романа. Черная огненная орхидея, речная лилия, коралловая эритрина, банксия прекрасная — буйство австралийской флоры сопровождает Элис Харт с детства. Цветы раскрывают ее характер, передают отклик на трагические события и помогают отпустить боль.

К выходу новинки рассказываем о знаменитых растениях в литературе и их роли в художественном замысле.

Букет Офелии

Ру́та (лат. Ruta) — род вечнозелёных многолетних душистых трав, полукустарников, кустарников семейства Рутовые.

«Гамлет», Уильям Шекспир

В одной из сцен Офелия, дочь королевского советника Полония, преподнесла цветы королю Клавдию, его супруге Гертруде и своему брату Лаэрту. Девушка вложила в дары скрытый смысл. Поскольку ремарки Шекспира не сохранились, точно неизвестно, для кого именно предназначалось каждое растение. Филологи восстановили это по значению, которое цветы имели для современников Шекспира.

«Вот розмарин – это для памятливости: возьмите, дружок, и помните. А это анютины глазки: это чтоб думать».

Их получает брат Лаэрт. Девушка сама поясняет, что они символизируют память и мысль.

«Вот вам укроп, вот водосбор. Вот рута. Вот несколько стебельков для меня. Ее можно также звать богородицыной травой. В отличие от моей, носите свою как-нибудь по-другому. Вот ромашка. Я было хотела дать вам фиалок, но все они завяли, когда умер мой отец. Говорят, у него был легкий конец».

Укроп означает лесть и притворство, а водосбор — предательство. Оба достались Клавдию, который тайно отравил своего брата и отца Гамлета, чтобы сесть вместо него на престол. Он также обманом соблазнил супругу правителя, Гертруду, и женился на ней.

Душистую руту, символ печали и раскаяния, получила королева за измену бывшему мужу. Несколько побегов Офелия оставила себе в знак скорби по отцу, которого случайно заколол ее возлюбленный Гамлет, приняв его за Клавдия.

Значение ромашки в переводе Бориса Пастернака, или маргаритки — в других версиях, до конца неясно. Некоторые исследователи предполагают, что она символизирует несчастную любовь. В этом случае цветок предназначался королеве. Другие считают, что ромашка означает невинность и девушка никому ее не передала, а лишь показала собравшимся.

Фиалки, выражающие любовь и верность, символически увяли после смерти отца Офелии, который преданно служил королю. Их позже упомянул Лаэрт на похоронах сестры: «Пусть из ее неоскверненной плоти взрастут фиалки!» Поэтому Шекспир также мог видеть в них символ чистоты.

Голубой цветок

«Генрих фон Офтердинген», Новалис

Главному герою Генриху приснилось, как он бредет по темному лесу, выходит к горам и находит в пещере таинственный голубой цветок. Растение символизировало поэзию, и молодому человеку было предначертано стать писателем. Юноша отправился в странствия и встретил поэта Клингсора, который стал его учителем. Генрих влюбился в его дочь Матильду. Оказывается, он видел ее лицо в голубом цветке во сне.

В основу истории Новалис взял легенду об известном миннезингере Генрихе фон Офтердингене — средневековом немецком поэте-музыканте. Голубой цветок воплотил стремление к недостижимому идеалу: чистой поэзии, познанию души, романтической любви.

Вишня

Ви́шня (лат. Prúnus subg. Cérasus) — подрод растений рода Слива (Prunus) семейства Розовые.

«Вишневый сад», Антон Чехов

Цветущие деревья в имении помещицы Раневской и ее брата Гаева хранили теплые воспоминания о юности хозяев. Но также символизировали былую барскую жизнь. Ведь сад не приносил разорившейся семье доход, а рос для красоты. «Какой от него толк?» — рассуждали представители новой России — купец Лопахин и студент и сын аптекаря Трофимов.

Чтобы сохранить имение, Лопахин предложил срубить деревья и сдать участки в аренду дачникам. Когда хозяева отказались, он купил имение на аукционе и воплотил идею. С уничтожением сада погибла старая дворянская Россия.

Ветка сирени

Сире́нь (лат. Syrínga) — род кустарников, принадлежащий семейству Маслиновые.

«Обломов», Иван Гончаров

Сирень олицетворяла начало романа между Ольгой и Обломовым. На одной из прогулок девушка ждала от него признания в любви. Но герой так и не решился, и она с досадой бросила сорванную ветку сирени, которую несла в руках. Так Обломов узнал, что Ольга к нему неравнодушна.

При новой встрече девушка в знак любви протянула герою ветку сирени. Позже, когда они уже охладели друг к другу, Ольге на ум пришла ассоциация с увядшей сиренью.

Отвратительные желтые цветы

Мимо́за (лат. Mimosa) — род цветковых растений семейства Бобовые.

«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Мастер впервые встретил Маргариту, когда она шла в центре Москвы с букетом мимоз в руках. Уродливые беспокойные цветы стали символом внезапно вспыхнувшей любви— запретной, мистической и роковой.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».

Искусственные цветы

Анту́риум (лат. Anthúrium) — род вечнозелёных растений семейства Ароидные.

«Наоборот», Жорис Карл Гюисманс

Главный герой, богатый чудак Дез Эссент, отгородился от людей и предался извращенным удовольствиям в загородном доме. Он жил среди изысканно обставленных комнат, вдыхал ароматные смеси и вкушал небывалые остро-пряные блюда. Дез Эссент пресытился красивыми цветами. И душа потребовала странные, настолько необыкновенные, что они походили на искусственные: редкие виды каладиума, антуриум, нидуляриум и другие.

«А цветочники выгружали новые каладии. Одни точь-в-точь походили на искусственную кожу с прожилками; другие, бледные, в красных пятнах, точно в сыпи, казалось, болели лишаем, проказой и сифилисом; третьи были ярко-розовые, цвета зарубцевавшейся раны, и коричневые, цвета коросты».

Роман «Наоборот» называют манифестом декаданса — направления в искусстве рубежа ХIX и XX веков, для которого характерны настроения безнадежности и уныния, отвращение к обыденности, культ красоты и отрыв от реальности.

Одуванчики

Одува́нчик (лат. Taráxacum) — род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные.

«Вино из одуванчиков», Рэй Брэдбери

В ностальгическом романе о детстве Дуглас Сполдинг проводит летние каникулы в городе. Прототипом вымышленного места стала родина Рэя Брэдбери, Уокиган. 12-летний Дуглас и его брат Том гуляют с друзьями, общаются с родственниками и встречают соседей. Каждый год дедушка с внуками заготавливают символ лета — вино из одуванчиков.

«Сами эти слова — точно лето на языке. Вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылке лето».

Китнисс и Примроуз

Стрелоли́ст (лат. Sagittária) — род водных многолетних растений семейства Частуховые.

«Голодные игры», Сьюзен Коллинз

Многие герои подростковой антиутопии, в которой богачи ради потехи отправляют детей бедняков сражаться на смерть, названы в честь растений.

Англоязычное имя главной героини Китнисс (Katniss) переводится как «стрелолист» — цветок с узкими и острыми листьями, который растет в водоемах. При этом главный боевой навык девушки — стрельба из лука. Младшая сестра Китнисс, Примроуз, названа в честь первоцветов, что может символизировать юность, хрупкость, грацию и красоту. Рутой звали девочку, погибшую на руках Китнисс в первой части трилогии. Этот цветок, как мы помним из Шекспира, означает печаль.

Инопланетное дерево

«Срубить дерево», Роберт Янг

Стронг промышлял вырубкой огромных деревьев на опустевшей 18-й планете Омикрона Сети. Когда-то здешние аборигены строили вокруг них деревни. А теперь древесина представляла для людей ценный строительный материал.

В ходе работы Стронг неожиданно встретил дриаду — мифическое создание, о существовании которого они шутили с приятелями. Оказалось, что чужеродное дерево составляло с планетой единый живой организм и, уничтожая его, герой совершал убийство.

Розовый сад

Ро́за (лат. Rósa) — собирательное название видов и сортов представителей рода Шиповник, выращиваемых человеком.

«Снежная королева», Ханс Кристиан Андерсен

Розы выступили символом красоты и любви Кая и Герды. Дети вместе разводили их в садике. Когда в глаз Каю попал осколок заколдованного зеркала, его сердце почерствело, а розы стали ему противны. Мальчика похитила Снежная королева.

В поисках друга Герда попала в цветник колдуньи, которая захотела обманом оставить ее у себя и наложила на нее чары забвенья. Но они разрушились, когда девочка увидела розы и вспомнила о Кае. В конце концов Герда растопила сердце друга, спев ему старый псалом.

«Розы цветут. Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа».

Капризная роза

«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Роза в этой сказке тоже воплощала любовь. Главный герой — летчик — встретил в пустыне Сахара принца-пришельца. Мальчик прилетел с крошечной планеты величиной с дом. Он оставил на родине прекрасную розу — гордый, обидчивый и простодушный цветок, который только в момент прощания признался мальчику в любви. Красавица казалась ему слишком капризной. Теперь принц тоскует по ней и признает, что был слишком молод, чтобы оценить ее любовь.

Это лишь небольшая часть произведений, в которых писатели использовали образы цветов и деревьев. Бесчисленное множество примеров найдется в сказках и поэзии.

Источник

Adblock
detector