Джозеф Корнелл Чудеса с чердака

Джозеф Корнелл. Чудеса
с чердака

Входить в мир Джозефа Корнелла (Joseph Cornell, 1903-1972) — значит окунуться в атмосферу магии, поэзии и тайн. Художник будто потерялся на чердаке викторианской эпохи. Среди картонных попугаев, игрушек, редких вещей, запечатанных коробок, фотографий балерин и астрологических карт чувствуешь ауру настолько редкую и удивительную, что очаровываешься этим нью-йоркским эксцентриком и его нежным искусством.

Коллаж | Джозеф Корнелл | Untitled (Solar Set), 1958

Корнелл является американским художником-самоучкой, скульптором, кинорежиссёром-авангардистом. Он так и не побывал в Европе и редко выезжал за пределы родного Нью-Йорка. Но созданные им ассамбляжи стали верным способом, чтобы попасть в Италию эпохи Возрождения, Францию рубежа XIX–XX веков или Голливуд 1940-х. Корнелл исследовал улицы и магазины, киоски и газетные стойки в Нью-Йорке в поисках раритетных и антикварных вещей. Даже его адрес был немного нереальным: 3708 Утопия Паркуэй.

Из коллекций стеклянных лебедей, путеводителей Baedeker, глиняных труб, компасов и других наводящих на размышления сувениров Джозеф Корнелл создал новый вид искусства. Он воспользовался коллажем, впервые предложенным европейскими модернистами, и сделал его романтичным, выразительным и, что важно, трехмерным. Его стеклянные коробки с птицами и безделушками ведут прямо к сборникам Роберта Раушенберга из повседневных вещей и, следовательно, к современному искусству. Его bric-a-brac чудеса совершенно современны. Любой студент сейчас может сделать тоже самое.

Джозеф не получил художественного образования, до 29 лет нигде не выставлялся, работал продавцом тканей, а в свободное время занимался самообразованием и творчеством.

Радикальная современность Корнелла парадоксальна, потому что его работы раскрывает страсть к прошлому. Он жил в совершенно частном мире. На творчество художника повлияли коллажированные романы Макса Эрнста. Но если искусство Эрнста созвучно фрейдистским анекдотам, то мир фантазий Корнелла лишен секса, во всяком случае — плотского характера. Он мечтает о балеринах и влюбляется в женщин с картин эпохи Возрождения.

В одном из его самых мощных ящиков есть картина «Пармиджанино» (via Parmigianino, 1956) о красавице ХVI века, которую Корнелл боготворит так, как если бы она была кинозвездой.

В 1936 году Джозеф участвовал в выставках сюрреалистов и дадаистов, хотя не причислял свое творчество к этим течениям.

«Коллекционирование стало его способом передвижения, — говорит Сара Ли, сокуратор выставки Корнелла в Королевской академии в Лондоне, первой за последние 35 лет ретроспективы художника за океаном. — Его страсть к путешествиям находила свое выражение через коллекционирование разных культурных артефактов из тех мест, где он никогда не был»

Главным делом своей жизни Корнелл сделал «предмет». Первые работы в этом направлении появились еще в 1930-е годы. Работы парижской группы, которая занималась «поэтическим предметом» сильно влияли на Джозефа. Именно они открыли ему богатые и выразительные возможности, скрытые в простых вещах.

Большой интерес, как одна из ранних работ, представляет «Книга объект» (Untitled (Paul and Virginia) , 1948), заполненная дадаистическими коллажами. Но это ранний, если можно так сказать, радикальный и не типичный Корнелл.

Постепенно у художника появился свой стиль, который не был похож ни на какой другой. Его композиции были заключены в условное пространство стенок ящика, где и рождалась его собственная реальность. Ностальгические композиции из предметов обихода, старых фотографий и коллажи из давнишних книг и журналов, помещенные в условное пространство коробки, создают свой мир, в котором соединены фантазии автора, события его жизни и места где он побывал.

В работе «Египет» (L’Egypte de Mlle Cleo de Merode, cours élémentaire d’histoire naturelle, 1940) используются маленькие бутылочки, ассоциирующиеся с канопами, священными сосудами египтян.

В целом искусство Корнелла можно было бы назвать великим американским романом, так как в нем множество как вымышленных, так и реальных персонажей, например, король Людвиг II из Баварии. Но в отличие от Эрнста или других европейских сюрреалистов в его работах нет политической и психоаналитической «подоплеки». «Поднимает» Корнелла от сумасшедшего хранителя до гения сложность его аллюзивных, многогранных композиций. Это делает его искусство бесконечно богатым.

Этот изобретательный художник вместе с лидером авангардного американского кино Стэном Брекиджем помог создать короткометражный экспериментальный фильм «Чудесное кольцо» (1955). Корнелл снимал кадры, которые затем редактировал, используя свои методы создания коллажа. Кино явно было мечтой, ведь он жил в золотом веке Голливуда. Оптические игрушки Джозефа создают сюрреалистические движущиеся изображения, а зеркала и монтаж оживляют его коробки с кинематографическими эффектами. И фильмы, и ассамбляжи Корнелла пронизаны ностальгией по чему-то, что так и не случилось. «Именно это делает эти работы столь притягательными», — уверена Сара Ли.

Более широкая известность к Джозефу Корнеллу пришла после коллективной выставки «Искусство ассмабляжа» в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1961 году, где его ностальгическим коробкам, напоминающим детские «секреты», был предоставлен отдельный зал, и персональной экспозиции 1967 года в галерее Соломона Гуггенхайма, вызвавшей огромный энтузиазм у поп-артистов, в том числе у Энди Уорхола и Роберта Раушенберга.

Однако на выставках за пределами Америки корнелловские коробки появлялись очень редко и почти не приобретались европейскими институциями. В музеях Великобритании, например, всего лишь два ассамбляжа Корнелла, которые не числятся в постоянной экспозиции.

Джозеф Корнелл умер в возрасте 70 лет в Нью-Йорке. Его кремировали, а прах символически положили в маленькую деревянную коробочку. Этот художник был великим путешественником, который не сделал ни одного шага; исследователем, способным находить интересное в незначительных деталях, тщательно записывая все, что происходит вокруг него. Произведения Корнелла — это его мир, которым он великодушно поделился со зрителями, а его желания – это огромная фантазия, уместившаяся в маленькую коробочку.

Источник

Общение с природой – экскурсия по методу Потока познания Дж.Корнелла

общение с природой

Общение с природой благотворно влияет на каждого из нас.

При первой возможности мы стараемся хоть немного прикоснуться к природе: прогуляться по берегу моря, озера или реки, совершить экскурсию или прогулку в лес или в городской парк.

Как ощутить природу?

общение с природой

Лилия двурядная, о.Рикорда, Приморский край

Ощутить природу мы стараемся всеми своими органами чувств – вдыхаем запахи, любуемся красотой окружающих нас растений и пейзажей.

Мы собираем на берегу камни, рассматриваем их, касаемся ладонями коры деревьев и гладкой округлости прибрежных скал … иными словами мы получаем прямой опыт общения с природой.

С «Потоком познания Джозефа Корнелла» мы начали знакомиться в предыдущих статьях. Мы узнали, что этот метод проведения экскурсии включает в себя четыре стадии. Первая и вторая стадии могут рассматриваться как своеобразная подготовка детей для непосредственного общения с природой.

А вот на третьей стадии «потока познания» происходит получение прямого опыта общения с природой.

Поток познания – получение прямого опыта общения с природой

Непосредственный опыт общения с природой раскрывает сердца людей. Поэтому, когда Вы готовитесь к экскурсии, целесообразно обратить внимание на 2 момента:

  • выбирать для проведения экскурсии те места, где люди могут получить очень яркие впечатления;
  • подбирать игры таким образом, чтобы все члены группы смогли воспринять своими органами чувств какой-нибудь аспект природного окружения, и, чтобы это произошло в обстановке таинственности.

Игры третьей стадии «потока познания Джозефа Корнелла»

общение с природой

Шиповник морщинистый, о.Рикорда, Приморский край

Игры третьей стадии обладают огромной силой и заставляют детей непосредственно слиться с природой.

Каждая игра, направленная на получение прямого опыта заставляет обостренно работать один или два органа чувств (отличие от игр 2 стадии , где работает только один орган чувств). Если блокировать органы зрения, это позволит обострить работу других органов чувств и поможет им воспринимать окружающий мир по-новому. Например, игры: «Слепая гусеница», «Фотограф».

В результате прямого общения с природой пробуждается чувство удивления. Оно позволяет нам осознать и почувствовать другой мир. Таким образом, мы расширяем свое восприятие и включаем в него окружающий мир.

В играх третьей стадии люди выходят за пределы своего маленького мирка и обнаруживают более богатый, огромный мир природы, полный гармонии.

В следующей статье я приведу описание игры «Гусеница» и завершу свой рассказ о «потоке познания» Джозефа Корнелла.

Источник



Секреты Корнелла

Секреты Корнелла. Изображение № 1.

Джозеф Корнелл (1903-1973) — американский сюрреалист, затворник и мастер ассамбляжа. Корнелл не получил художественного образования, до двадцати девяти лет он нигде не выставлялся, работал продавцом тканей, а в свободное время занимался самообразованием и творчеством. Среди современных направлений изобразительного искусства Корнелла более всего привлекал сюрреализм. Ранние работы художника представляют собой сюрреалистические коллажи, в которых ощущается сильное влияние Макса Эрнста. В то время французские сюрреалисты увлекались жанром «поэтического предмета», и Корнелл вдохновляясь творчеством Оппенхейма, Джакометти, Дюшана и Курта Швиттерса обратился к технике коллажа и арт-объекта. Большой интерес, как одна из ранних работ, представляет «книга объект» заполненная дадаистическими коллажами, однако это ранний, если можно так сказать, радикальный и не типичный Корнелл.

Секреты Корнелла. Изображение № 2. Секреты Корнелла. Изображение № 3. Секреты Корнелла. Изображение № 4. Секреты Корнелла. Изображение № 5. Секреты Корнелла. Изображение № 6. Секреты Корнелла. Изображение № 7. Секреты Корнелла. Изображение № 8. Секреты Корнелла. Изображение № 9. Секреты Корнелла. Изображение № 10. Секреты Корнелла. Изображение № 11. Секреты Корнелла. Изображение № 12. Секреты Корнелла. Изображение № 13. Секреты Корнелла. Изображение № 14. Секреты Корнелла. Изображение № 15. alt=»Секреты Корнелла. Изображение № 16.» width=»590″ height=»393″/> Секреты Корнелла. Изображение № 17. Секреты Корнелла. Изображение № 18. Секреты Корнелла. Изображение № 19. Секреты Корнелла. Изображение № 20. Секреты Корнелла. Изображение № 21. Секреты Корнелла. Изображение № 22. Секреты Корнелла. Изображение № 23. Секреты Корнелла. Изображение № 24. Секреты Корнелла. Изображение № 25. Секреты Корнелла. Изображение № 26. Секреты Корнелла. Изображение № 27. Секреты Корнелла. Изображение № 28. Секреты Корнелла. Изображение № 29. Секреты Корнелла. Изображение № 30. Секреты Корнелла. Изображение № 31. Секреты Корнелла. Изображение № 32. Секреты Корнелла. Изображение № 33. Секреты Корнелла. Изображение № 34. Секреты Корнелла. Изображение № 35. Секреты Корнелла. Изображение № 36. Секреты Корнелла. Изображение № 37. Секреты Корнелла. Изображение № 38. Секреты Корнелла. Изображение № 39. Секреты Корнелла. Изображение № 40.

Постепенно художник выработал свой уникальный стиль. Обилие мелких трогательных деталей делают коробки Корнелла похожими на детские «секреты». Мне они напоминают коробки с чердака со сложенными в них старыми вещами и игрушками, коллекциями и всяким хламом, которые воскрешают в памяти что-то давно забытое, вспоминаются атмосфера, фактура, запах и настроение давно ушедших времен. В коробках Корнелла часто встречаются неожиданные потайные детали, коробки открывающиеся с характерным звуком, а порой и музыкальные шкатулки. Ностальгические композиции из предметов обыденного обихода, старых фотографий и коллажи из старых книг и журналов помещенные в условное пространство коробки, создают свой мир в котором соеденены фантазии художника, события его жизни и места где он побывал. В работе «Египет» используются маленькие бутылочки ассоциирующиеся со священными сосудами египтян — канопами. Есть серия работ посвященных отелям где останавливался Корнелл.

Секреты Корнелла. Изображение № 41. Секреты Корнелла. Изображение № 42. Секреты Корнелла. Изображение № 43. Секреты Корнелла. Изображение № 44. Секреты Корнелла. Изображение № 45. Секреты Корнелла. Изображение № 46. Секреты Корнелла. Изображение № 47. Секреты Корнелла. Изображение № 48. Секреты Корнелла. Изображение № 49. Секреты Корнелла. Изображение № 50. Секреты Корнелла. Изображение № 51. Секреты Корнелла. Изображение № 52.

В 1932 году в галерее Жюльена Леви состоялась выставка сюрреалистов в которой Корнел принял участие, а 1936 году там же состоялась его персональная выставка, а также выставка «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в нью-йоркском музее современного искусства. Позже прошла «Международная выставка сюрреализма» в парижской Галерее изящных искусств в 1938 году. Отношения Корнелла с сюрреалистами носили формальный характер, он был одиночкой и кроме выставок не участвовал ни в каких акциях сюрреалистов, что, однако, не мешало ему поддерживать дружеские отношения с Эрнстом и Матта. Корнелла привлекала фантастическая сторона творчества сюрреалистов, но они вдохновлялись теорией Фрейда и декларировали высвобождение подсознательного, а в подсознательном Корнелл видел много негативного и поэтому не мог принять высвобождение подсознательного, как концепцию творчества. Также он не мог принять цинизма который пропагандировали дадаисты иронизируя в своем искусстве над всем, что традиционно считалось незыблемыми ценностями. Поэтому Джозеф Корнелл в своем творчестве, как и в жизни всегда был одиночкой и стоял особняком.

Секреты Корнелла. Изображение № 53. Секреты Корнелла. Изображение № 54. alt=»Секреты Корнелла. Изображение № 55.» width=»590″ height=»590″/> Секреты Корнелла. Изображение № 56. Секреты Корнелла. Изображение № 57. Секреты Корнелла. Изображение № 58. Секреты Корнелла. Изображение № 59. Секреты Корнелла. Изображение № 60. Секреты Корнелла. Изображение № 61. Секреты Корнелла. Изображение № 62. Секреты Корнелла. Изображение № 63. Секреты Корнелла. Изображение № 64. Секреты Корнелла. Изображение № 65. Секреты Корнелла. Изображение № 66. Секреты Корнелла. Изображение № 67. Секреты Корнелла. Изображение № 68. Секреты Корнелла. Изображение № 69. Секреты Корнелла. Изображение № 70. Секреты Корнелла. Изображение № 71. Секреты Корнелла. Изображение № 72. Секреты Корнелла. Изображение № 73.

Кроме коллажей и ассамбляжей Джозеф Корнелл, как многие сюрреалисты снимал авангардные фильмы. В 1936 году состоялась премьера фильма «Роза Хаббарт». Фильм представлял из себя коллаж из немых фильмов. В последствии Корнелл возвращался к этому жанру. В 1940-1950 годах в соавторстве со Стеном Брекиджем снимает экспериментальную короткометражку «Чудесное кольцо».
В 1940-х художник активно сотрудничает с журналами «Harper’s Bazaar», «Vogue» и другими изданиями не только как иллюстратор, но и как автор статей. Вместе с Марселем Дюшаном организовал выставку в музее Пегги Гугенхайм в 1942, а в 1944 принял участие в передвижной выставке «Абстрактное искусство и сюрреализм в США»

В 1953 году прошла первая персональная музейная экспозиция работ Корнелла в Минеаполисе в Художественном центре Уолкера. Более широкая известность к Корнеллу пришла после коллективной выставки в 1961 «Искусство ассамбляжа» в Нью-Йоркском музее современного искусства. В 1967 в Нью-Йорке в музеях Соломона Гугенхайма и в музее Пасадены прошли ретроспективы работ художника.
Джозеф Корнелл умер в возрасте 70 лет в Нью-Йорке, где он жил практически безвыездно, жизнью затворника. Корнелл, как и Марсель Дюшан, несмотря на близость к сюрреализму очень сильно повлиял на различные направления современного искусства, в частности на поп-арт, на развитие с 1960-х «мобилей» и ассамбляжей на Роберта Раушенберга Энди Уорхола и других известных художников.

Источник

Джозеф Корнелл. Развитие эмоционально-чувственной сферы.

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – это, на наш взгляд, одна из главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией окружающего мира, формирование у них чувства симпатии и уважения ко всем живым существам на земле. Кроме того, эмоционально-чувственное восприятие мира, конечно же, способствует и укреплению фундамента знаний о природе.

Джозеф Корнелл писал, что «каждая игра – это рупор, через который говорит природа: иногда – языком ученого, иногда – языком художника или философа

Знакомство с деревом

Разбейтесь на пары. Завяжите вашему партнеру глаза и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 — 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»
Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест листьев, журчание воды.

Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.

Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.

Пусть учащиеся покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его.

Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.

Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ.

В качестве примера можете дать такой запах:
почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.

Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов.

Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва

Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.

Ориентировочное время: до 1,5 часа.

Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии).

Процедура. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах.

Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.

Основные цели: развитие опыта ощущений, распространение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения.

Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: место, где есть различные камни.

Процедура. Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.

Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего камня:

  • рассмотрев его цвета и сосчитав их;
  • прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;
  • понюхав камень и определив его запах;
  • послушав камень, постучав по нему ногтем.
  • Что может рассказать этот камень?
  • Всегда ли он лежал на этом месте?

Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой.

  • Где на камне-планете можно построить дом?
  • А где образуется озеро?
  • Где будет посажен сад?
  • Это грязная планета или чистая? и т.д.

Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.

Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».

Примечание. Если есть возможность вернуться на это место, то участникам предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.

Основные цели: формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы, усвоение способов взаимодействия с живыми существами.

Ориентировочное время: 1 час.

Материалы и подготовка: бумага, ручка. Необходима компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

Процедура. Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.

Примечание. Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае кодекс оформляется в виде своего рода «брачного контракта». Он подписывается с одной стороны всеми членами семьи, а с другой — одним из них от имени данного животного или растения. Этот член семьи должен стараться «отстаивать» интересы животного или растения, а в дальнейшем выступает в роли его «адвоката», следящего за строгим соблюдением подписанного договора. (Лучше всего, если этим «адвокатом» будет ребенок). В постоянно действующей игровой группе может быть создан Совет адвокатов, который регулярно собирается для обсуждения и выработки возможных решений проблем, возникающих в связи с отстаиванием прав животных и растений в их семьях.

Основные цели: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведения по отношению к ним.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура. Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

«Подарок на день рождения»

Основные цели: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, стимулирование воображения и идентификации.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, карандаши, ручки.

Процедура. Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно.

Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.

Основные цели: коррекция целей и стратегий взаимодействия с миром природы, идентификация.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка. Бумага, ручка, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность.

Например: «Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день усердно раскаляемый неутомимым солнцем, приятно согревал лягушонку Флиппу не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных толстеньких ночных бабочек, которых на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему-то не улетали от Флиппа, как обычно. Одни пытались лишь неуклюже уползать, а другие и вовсе только чуть-чуть шевелились. Вот так удача! Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услышал, а почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой, он заметил сначала два каких-то желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую лавину света. Флипп съежился и замер от страха. В это время. »

Процедура. Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои.

Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения.

Примечание. Упражнение можно закончить чтением ведущим одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сеттона-Томпсона с комментариями ведущего.

Основные цели: ощущение единства с миром природы и психологической включённости в этот мир.

Ориентировочное время: 15 минут.

Материалы и подготовка: упражнение проводится на местности, где растёт щавель, заячья капуста или другие съедобные растения; с собой нужно взять яблоки и хлеб.

Процедура. Ведущий собирает и съедает несколько листиков, затем благодарит растение, предлагает сделать это и участникам.

  • Что чувствует человек, когда благодарит растение?
  • За что ещё мы можем быть благодарны растениям? (жильё, книги, тепло в печи, кислород и т.д.).

Участникам предлагается откусить яблоко со словами благодарности: «Спасибо, Солнце, за то, что даёшь энергию яблоне, яблоку и мне! Спасибо и тебе, Яблоня, за этот замечательный плод!»

Семечко от яблока можно посадить в землю. Откусив хлеба, оставить кусочек и для птиц там, где им будет удобно его найти.

Примечание. Если группа на экскурсии попала под дождь, то эту ситуацию также можно использовать для ритуала благодарения.

Встаньте в круг. Подставьте ладони дождю, почувствуйте его и поблагодарите за то хорошее, что он делает для нас: «Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения! Спасибо, Дождь, что ты заполняешь наши бочки для воды!» и т.п. Все соединяют руки и говорят: «Спасибо!»

Ход игры. Играющие расходятся в лесу, парку и т.д. Затем выбирают себе место и слушают звуки природы. Сначала слышат громкие звуки, после улавливают более отдаленные. Это объясняется особенностями строения слухового аппарата. В конце игры все собираются и говорят, сколько и какие звуки они слышали. Можно все услышанное нарисовать.

Источник

Adblock
detector