Доклад по живому миру Общение с природой как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными

Почему важно общение с природой?

Все мы дети природы, но большинство из нас живет в искусственно созданной среде – городах. Жизнь в больших мегаполисах чревата рядом проблем, возникающих практически у каждого современного человека. Это постоянная суета, нехватка времени для отдыха, различные стрессы, загазованность воздуха, беспрерывное общение и недостаток возможностей побыть наедине с самим собой.

Следовательно, у человека возникают такие состояния как апатия, усталость, депрессия, снижение работоспособности, и постоянное желание отдохнуть, а также проявляются различные «городские» болезни, например, астма или аллергия.

Многие из нас живя в городе и работая весь год от отпуска до отпуска, мечтают наконец-то в это прекрасное время хорошенько отдохнуть и сделать передышку в рабочих буднях. Большинство людей только во время отпуска выезжают куда-либо за город, для общения с природой.

А она – «дама» непредсказуемая. Может статься, что все дни будет плохая погода, холодно и дождливо, и вы либо спешно собираете вещи, возвращаясь в город, либо снова проводите дни в каком-то помещении. Поэтому общение с природой не нужно откладывать только на отпуск. Им можно наслаждаться гораздо чаще. Это, как минимум, обеспечит вам хорошее настроение.

Мы привыкли получать много информации за день и к постоянному шуму за окнами – неизменными городским спутниками, поэтому даже на природе городская жизнь не хочет отпускать нас. Мы выезжаем на шашлык или в поход, и боимся остаться в тишине. Берем с собой плееры, телефоны, включаем на полную магнитофон, заглушая естественные звуки природы.

Для того чтобы полностью погрузиться в первозданный мир и набраться сил, необходимо отключиться от городских реалий, поэтому «забудьте» телефоны и плееры, а если «забыть» не удается и нет такой возможности, то включайте их лишь изредка.

Влияние природы на человека

Общение с природой несет в себе ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Мы наполняемся энергией и силами, получаем моральное удовлетворение. Конечно, мы тоже можем устать от такого отдыха, но эта усталость будет приятной.
  2. Мы получаем возможность пожить в настоящем времени. Погрузиться в себя и в свои эмоции, помедитировать. Ведь созерцание природы благотворно влияет на весь наш организм в целом.
  3. Мы можем ощутить себя частью природы, вернуться к нашим «корням». И тем самым испытать радость и покой от самого чувства, что мы живем и существуем в этом мире.
  4. Мы способны испытать незабываемые ощущения от общения с природой. Например, дотронувшись до речного песка, погрузив ноги в прокладную воду, прижавшись щекой к теплой, нагретой солнцем коре дерева, наблюдая за летящими по небу облаками.
  5. У нас улучшается самочувствие, и мы лучше высыпаемся. Воздух, наполненный кислородом, благотворно влияет на весь наш организм.
  6. Мы получаем эмоциональную разрядку, снижается уровень тревоги и стрессов, повышается иммунитет организма.
  7. Мы можем отвлечься от различных задач и проблем. Снижается поступление лишней избыточной информации, что позволяет нашему мозгу отдохнуть.

Как общаться с природой

  1. Заведите себе привычку регулярно гулять, желательно там, где нет транспорта и нет толпы. Это может быть парк, сквер, просто тихая улочка. Если гулять бесцельно у вас не выходит – займитесь бегом, тогда от таких прогулок будет двойная польза.
  2. Чаще берите своих домашних на пикник или покататься зимой на лыжах или на «плюшках». По возможности ходите в походы, это не только даст вам заряд бодрости, но и сблизит вас с вашими родным людьми.
  3. Если у вас нет возможности бывать на природе (а она есть почти всегда, все зависит от нашего желания), то создайте дома живой уголок – заполните его растениями. Уход за ними и работа с землей в свое удовольствие, тоже принесет вам много приятных моментов.

Помните, что наше здоровье и счастье зависит только от нас самих. А наше общение с природой помогает нам ощутить это счастье и гармонию внутри себя.

Источник



Общение с природой как условие формирования ЗОЖ

В современных реалиях проблема формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) у детей дошкольного возраста является актуальной,ведь воспитатели сталкиваются с проблемами: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т. д.

ЗОЖ в дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка. Внедрение ЗОЖ в детском саду – основная задача всех членов образовательного процесса. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Здоровый образ жизни имеет настолько глобальное значение, что помогает человеку продлить саму жизнь. А также,здоровый образ жизни – понятие разностороннее, но важно понимать, что он направлен на укрепление организма и профилактику развития патологий.

Стоит отметить, что четкого определения данного понятия еще не сформулировано. Так,Исакова Е. определяет здоровый образ жизни как совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу [2, C. 13].

Рахматов А. А., отмечает, что это деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний[6].

С нашей точки зрения, понятие здоровый образ жизни – это комплекс правил, выполнение которых ведет к улучшению физического и психологического состояния организма. Следуя данным правилам, у человека начинают хорошо функционировать все системы и органы. Что улучшает физическое и эмоциональное состояние и увеличивает продолжительность жизни.

Итак, здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день [4, C. 58].

Если человек с детства ведет здоровый образ жизни, то он имеет здоровый организм и сильный характер. Но добиться данных результатов можно выполняя все его направления в комплексе. Если с раннего детства педагоги ДОУ и родители привьют дошкольнику, что входит в понятие ЗОЖ, то дальше будет совсем несложно.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического[4, C. 58-59].

В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Однако немецкий философ Шопеграуэр А.писал: «Здоровый образ жизни для детей дошкольников – не модный стиль жизни, а необходимость»[5, C. 31]. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны педагогов приведет к тому, что в более зрелом возрасте дети с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.

Таким образом, ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Одним из основных факторов здорового образа жизни детей является фактор –«Общение с природой».

В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам на природе. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Природа, по мнению многих специалистов, имеет огромное влияние на детей и формирования ЗОЖ.

Педиатры, педагоги и психологи говорят, что лучший способ оздоровить ребенка – это «окунуть» его в природу. Но помимо благотворного влияния на здоровье ребенка, общение с природой развивает дошкольников, являясь неиссякаемым источником для наблюдения за явлениями природы и животным миром, а также является одним из элементов нравственного воспитания [3, C. 26].

Воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца, а солнце «напитывает» ребенка витамином D.

Так, по словам М. Л. Диас, общение с природой непосредственно влияет на физическое развитие. Также ученый считает, что оно позитивно сказывается на нервной системе и повышает мозговую активность, улучшает координацию, способствует интеллектуальному развитию и познавательной деятельности [2, C. 19].

Во многих случаях использование лекарств и фармацевтических препаратов для детей может быть значительно уменьшено, если вместо этого использовать природу в качестве естественной формы терапии. В исследованиях установлено, что многие дети значительно уменьшили проблемы с поведением и обучением после того, как провели время в общении с природой.

Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий.Это :

— прогулки и экскурсии;

— разнообразные дидактические игры, способствующие познанию основ ЗОЖ и его составляющиx;

— ряд повседневныx занятий, приучающиx ребенка заботиться о своем здоровье.

Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия.

Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия на свежем воздухе. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения [1, C. 34].

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребенку войти в прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье. Свежий воздух жизненно важная среда для детей.

Поэтому использовать свежий воздух необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет зимний воздух в сочетании с подвижными играми, на участке детского сада.

Например, можно провести занятие «Катание на ледянке», дети друг за другом скатываются с горочки. Спуск с ледяной горы – это остро ощущаемое, протяженное взаимодействие тела с землей – вечной опорой всего движущегося.

Игра на природе – это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность.

Во время игр на природе у дошкольников формируются знания об окружающем их мире природы, совершенствуются ловкость, быстрота движений, развивается инициатива, уверенность в своих силах, проявляется активность, настойчивость, самостоятельность. При этом дети становятся сильными, выносливыми, у них развивается умение действовать смело и напористо в незнакомых условиях, воспитывается чувства дружбы, взаимопомощи и честности.

Целью и задачами занятий на природе являются:

1. Улучшать дыхание, кровообращение и обмен веществ дошкольников;

2. Удовлетворять потребность детей в движении, учить их владеть своим телом;

3. Развивать не только физические, но и умственные, нравственные качества личности;

5. Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

6. Расширять и уточнять представления здоровом образе жизни;

7. Дать понятие об охране природы, закреплять правила поведения в природе;

8. Вести работу по закаливанию детского организма и укреплению здоровья детей;

9. Обеспечить длительную (соответственно возраста) двигательную активность детей в течение всего дня[6].

Например «Игры на лугу»Они планируются по тому же способу, что и игры на площадке, но с учётом природных условий. К примеру, бег с барьерами – в качестве барьеров использовались канавки, ямочки, пенёчки, сучки и прочее.

В прыжках то же самое (перепрыгни через ручеек, кто быстрее допрыгнет до кустика и т. п.). На лугу предлагается детям полежать на траве, вытянув ноги, а затем быстро соскочить на ноги и пробежать в заданном направлении.

Игры в лесу: пробежать между деревьями, не задевая их, пробежать по лесной тропинке, не наступая на корни деревьев, водить вокруг деревьев хоровод. «Найди своё дерево» (детей расставляют около деревьев, затем задаётся бег и по сигналу они должны найти дерево, около которого стояли до начала игры, «Найди такой же лист», прятки, «Птицы леса» – дети устраиваются на пенёчках, поваленном дереве, на низких сучках дерева. Это их гнёзда, вдалеке норка лисы. Птицы резвятся, а по сигналу «лиса!», они должны занять свои места [5, C. 24].

«Тропинка ловкости»дети получают задание: пробежать по тропинке так, чтобы не хрустнула ни одна ветка под ногами, не пошевелились ветви деревьев и кустиков. Неизменно проводятся различные лесные эстафеты, бега с препятствиями.

Игра «горелки» с интересной приговоркой–считалкой: «Косой, косой, не ходи босой, ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь, выходи! Тебе гореть!». Различные лазания по наклонным деревьям.

Прогулки в лес и на лесные поляны проводятся в разные времена года, подбирая игры с ознакомлением с природой в соответствие времени.

Игры малой подвижности направлены на то, чтобы снять перевозбуждение, успокоить детей перед сном,они благотворно действуют и на психику: развивают умение логически мыслить и учат сосредотачиваться.

Очень полезно использовать спокойную музыку в качестве сопровождения. Так можно увлечь не только детей со спокойным темпераментом, но и собрать маленьких непосед, например, за увлекательной настольной игрой.К таким играм относятся:

2. Дыхательные гимнастики и упражнения на расслабление;

3. Творческие задания по ручному труду;

4. Игры, в положении;

–и лёжа (пальчиковые игры, викторины и др.).

Игра «Вода и суша». Тренировка внимательности и быстроты реакции. Все дети становятся в ровную линию.

Ведущий (сначала это воспитатель) говорит слово «суша», и вся шеренга должна прыгнуть назад, когда он произносит слово «вода»– соответственно, вперёд.

Вместо слова «вода» ведущий говорит и другие слова, имеющие отношение к воде (море, залив, ванна, лужа, река, ручей, океан, пруд, озеро и т. д.); «сушу» заменяет берег, почва, земля, дорога, остров и полуостров, песок и др.

Те, кто прыгнул невпопад, выходят из шеренги. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный, последний игрок. Он может стать ведущим. Чем старше дети, тем быстрее темп игры [1, C. 38].

Можно констатировать, что увлекательные игры про природу для детей на открытом воздухе, развивающие игры о природе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные игры на природе для детей обогащают содержание прогулок, увлекают детей и увеличивают продолжительность прогулки, что особенно важно в холодный период времени.

Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.

Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы.

При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.

Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп.

Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки.

Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях. Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке [2, C. 35].

Следует отметить формы организации работы с родителями по пропаганде ЗОЖ в детском саду.

Наглядные: информационные странички, консультации, рекомендации, плакаты, выпуск буклетов для родителей по пропаганде ЗОЖ.

Практические: совместные праздники и развлечения. Эта форма работы с родителями заслуживает особого внимания.

Благодаря системной работе, сотрудничеству с родителями, с социальными партнёрами повысится интерес к проблеме воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. Взрослые станут больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки. Опыт, приобретённый детьми и родителями в данном направлении, позволит выработать разумное отношение к своему организму, соблюдению санитарно-гигиенических навыков, ЗОЖ.

Укрепляясь в мысли о важности непосредственного контакта человека с природой, мы неизбежно приходим к выводу, что необходимо прививать детям бережное отношение к природе. Даже обычный пикник в лесу может стать примером того, как отдохнуть и не навредить ни растениям, ни животным.

Пусть игры на свежем воздухе для детей включают в себя элементы заботы:

– посадить цветок или деревце;

– забинтовать сломанную ветку;

– убрать с дороги неосмотрительного лягушонка.

Это маленькие, но важные шаги к экологической безопасности всей планеты, а значит – к здоровью наших детей и внуков.

В заключении стоит отметить, что экологическая ситуация в нашей стране далеко не идеальна, поэтому условия жизни в современном обществепредъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования. Детский сад – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда.

1. Дмитриева В. Г. Большая книга развивающих заданий и упражнений. – М. : АСТ, 2014. – 96 с.

2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – с. 13-16.

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М–»Просвещение», 2004 – 122с.

4. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М., 2015. – 105 с.

5. Моргунова О. Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. М – «Сфера», 2007 – 143 с.

6. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 5-7. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 13.10.2019).

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Общение с гостем «Ваши права, дети»Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Источник

Доклад по живому миру «»Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития большое внимание воспитатели уделяют воспитанию общения с природой учащихся, главная задача которого – формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. День проведенный в общении с природой, ребенком посреди рощ, полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. О

Общение с природой научит воспитанника слушать музыку леса, шелест листвы, пение птиц, журчание воды и т.д. – все это вызывает эмоциональное воспитание.

Впервые учебные дни экскурсии, учитель обращает внимание детей на то, как преобразился парк осенью, зимой, весной: какие листья деревьев окрашены в ярко – зеленый или желтый цвет и т.д.Педагог предлагает воспитанникам остановиться и послушать шелест листьев, шум ветра, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить детям почитать стихи о природе или сделает это сам. Для эмоциональной сфере воспитания воспитанников немаловажное значение имеет уборка листьев или снега на закрепленной территории. У детей появляется цель, как больше собрать листья (снег) в большую кучу и поваляться на ней.

Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть обыденном чудесное, в привычном – чудесное.

М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,

Чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни.

Чаще проводя экскурсии или гуляя на природе, учитель конкретно и более глубоко знакомит детей с большим количеством растений, животных, дает историка– культурные сведения о них, проникает в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее в живом рассказе, то они лучше усвоят задание, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

Вот некоторые темы для наблюдений: Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельное открытия, получая задание для наблюдения до занятия, и посла. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т.е., чтобы наблюдения были одной из основ рационально – образного познания природы. Необходимо воспитывать детей не просто видеть и слышать, а учить их общаться и чувствовать сердцем родную природу.

Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природной – трудовой деятельностью детей поможет развивать у них внимание и интерес к окружающему миру, Общение детей с природой повышает эмоциональную сферу чувств, познания, восприятия.

Мир, для детей с ограниченными возможностями, необычен, загадочен, удивительный, мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Ребенок с добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно учиться удивляться и общаться с этим миром. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава. В трудные годы войны она употреблялась в пищу. Ее подмешивали в хлеб. Тем самым многие жизни были спасены. Вот оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая трава.

Мы привыкли ухаживать за растениями в группе. И эта привычность скрывает от нас столько интересного, если растение не просто полить, а поговорить с ним просто сказать: «Попей водички, ты наверное пить захотел», то у ребенка появиться совсем другое отношение к растениям.

Мир природы – вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых людьми в процессе воспитания. Одна из целей – учителя приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы воспитанник познал себя, как активную, творческую силу, переживал чувство гордости от того, что все это он увидел и потрогал сам. Общение с природой не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем – свидетельство родства с ней.

Задача учителя- вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по – новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы.

Говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм.

Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключиться к познанию, как чувство, так и абстрактно – логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эмоциональные – познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает детей с О.В.З. воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, пообщаться с животными, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение.

Если эти и другие разнообразные задания предлагать на занятиях постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Такие задания, наблюдения чаще всего требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ эмоционального восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой.

Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь, и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство – ответственность за свою землю.

Развитие эмоционально – волевой сферы детей с нарушением интеллекта позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы по развитию: речи, памяти, внимания, познавательных способностей и представлений об окружающем мире, так как это необходимо для дальнейшей жизни.

Источник

Удивительные факты о взаимоотношениях природы и человека

Время, проведенное в общении с природой, крайне ценно для людей. Известно, что продолжительность пребывания на природе и расстояние от дома до зеленых зон влияют на состояние нашего здоровья. Современная жизнь делает поездки в лес и походы в парки все более затруднительными. Ученые ищут способы преодолеть эту проблему.

Что дает природа нашему психическому здоровью

Приведем характерные примеры влияния природы на состояние психики людей.

1. Общение с природой облегчает стресс. Ученые могут определять это достоверно, измеряя уровень «гормона стресса» кортизола в слюне. Близость зеленых зон производит существенный эффект.

2. Пребывание на природе уменьшает усталость, снижает чувство гнева. Это показал крупный систематический обзор исследований по этой теме.

3. Живописные места помогают людям почувствовать себя более счастливыми. Исследование показало, что это касается красивых мест, созданных как природой, так и человеком.

4. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) контакт с природой облегчает симптомы этого расстройства.

5. У взрослых людей на природе становятся легче симптомы депрессии.

В большей части цитируемых нами исследований идет речь о зеленых зонах – парках, лесах, полях. Однако так называемые голубые пространства (места около воды) также способствуют улучшению здоровья. Работа, опубликованная в 2020 году журналом Environmental Research, показала, что частые прогулки по побережью и даже мимо фонтанов обладают положительным действием на здоровье.

Чем больше, тем лучше?

Исследование, опубликованное в Scientific Reports, показало, что сравнительно небольшая «доза» общения с природой оказывает влияние на психическое и соматическое здоровье людей. Максимальную пользу получают те, кто находился в зеленых пространствах 200-300 минут в неделю. Ученые указывают, что более длительные периоды не усиливали эффекта на здоровье. Впрочем, о «передозировках» авторы исследования не сообщают.

«Даже люди с длительными заболеваниями были склонны часто сообщать о лучшем состоянии здоровья после того, как проводили 120 минут на природе», — сообщал соавтор этого исследования Мэтью Уайт (Mathew White) из Экстерского университета в статье, опубликованной The Conversation.

Как это работает?

В настоящее время есть две основных теории влияния природного окружения на психическое состояние людей. Первая – теория восстановления внимания. Ее сторонники указывают, что человек может сохранять концентрацию внимания лишь в течение определенного времени, далее следует утомление. Пребывание на природе помогает восстановить эту способность. Это, в свою очередь, улучшает субъективное восприятие собственного состояния и здоровья. Вторая – теория уменьшения стресса, название которой говорит само за себя.

Виртуальное свидание с природой

«Суррогатное» общение с природой – посредством фильмов и виртуальной реальности – тоже может улучшать психическое состояние людей. Ученые утверждают, что эффект такого воздействия хоть и меньше, чем у физического пребывания на природе, но сопоставим с ним по определенным параметрам. Так, виртуальная реальность, воспроизводящая дикую природу, влияет на психику людей лучше, чем виртуальная реальность с городским окружением. Она улучшает настроение.

Таким образом, при отсутствии возможности выбраться на реальную природу, можно попробовать обращаться к виртуальной. Возможно, качественная визуализация природы (фильмы, фотографии), улучшит наше настроение, когда другие немедикаментозные способы его поддержания будут недоступны.

Источник

Adblock
detector