Дидактическое пособие Лекарственные травы

Дидактический материал — Альбом»Детям о лекарственных растениях».

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

hello_html_m78399e01.jpg

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

hello_html_5b6c631d.jpg

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: « Однакрапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

Ромашка аптечная

hello_html_m3cc845b9.jpg

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

hello_html_5fc87704.jpg

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

15 г растительного масла;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

hello_html_m21c34e75.jpg

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Мать-и-мачеха

hello_html_483b6237.jpg

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

hello_html_m1fefff64.jpg

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

hello_html_m314dbe15.jpg

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

( Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

hello_html_m283bee30.jpg

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

hello_html_14ea6c01.jpg

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

hello_html_m688a9f1b.jpg

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

hello_html_57254b04.jpg

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

hello_html_16b89e1b.jpg

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.

Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.

Нельзя пробовать растения на вкус.

Каждый вид растений собирают отдельно.

После сбора растений вымыть руки с мылом.

Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Источник

Викторина «Лекарственные растения»: с ответами

викторина лекарственные растения с ответами

Школа навсегда врезается в память ребенка, и от того чем будет наполнен учебный процесс напрямую зависит развитие и формирование интеллекта, восприятия и прочих важных характеристик для человека. Кроме получения знаний, совместное обучение с другими детьми позволяет социализироваться, научится общаться и взаимодействовать с окружающими. С какой стороны не посмотри, а школьники все же дети и для них очень трудно парой усидеть на уроке, где преподносят малоинтересную информацию. Они постоянно отвлекаются и пытаются найти возможность для развлечений, что значительно вредит как восприятию информации, так и развитию сосредоточенности.

Крайне важно, чтобы учитель мог подобрать подход к ученику, не просто монотонно прочитать материал и выполнить методологический план, а что бы у школьника эта информация отложилась в памяти. Один из лучших способов реализации качественного донесения информации является интеллектуальная викторина.

С какой целью проводятся викторины для школьников

Вопросы к викторине лекарственные растения 2

Викторина – это своеобразная игра, которая позволит ученику одномоментно и развлекаться, и получать знания. Кроме этого, так как на викторинах зачастую необходимо делится на команды, то в подсознании ребенка прокачивается важная способность к коллективизму. При этом, внимание школьника полностью сосредоточено на педагоге, так как он выступает ведущим и непосредственно ведет викторину контролируя при этом соблюдение участниками правил игры.

Еще одним полезным плюсом викторины является необходимость детей самостоятельно определить капитана команды и решать, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. Таким образом развиваются лидерские качества и чувство ответственности, поскольку победить хочет каждый. Вот так, казалось бы, интеллектуальная игра способна объединить развлечение с образованием, при этом как процесс, так и результат устроит всех, и учителей, и учеников, и родителей.

Список вопросов для младших школьников

Знания учащихся начальной школы о лекарственных растения не так обширны, поэтому включать в этот блок замысловатые вопросы будет не совсем корректно. Но все же, на уроках природоведения дети уже успели получить базовые знания по данной теме и вполне способны поучаствовать в тематической викторине. Предлагаем список примерных вопросов для этого блока.

  1. Плоды какого дерева содержат в себе витамин С?
      • плоды граната
      • плоды шиповника
      • плоды лимона
    • лист крапивы
    • лист подорожника
    • лист петрушки
      • каланхоэ
      • алоэ
      • подорожник
        • каланхоэ
        • алоэ
        • подорожник
          • иван-чай
          • мать-и-мачеха
          • дочки-матери
            • шалфей
            • щавель
            • порей
              • мак
              • щарица
              • укроп
                • полынь
                • чистотел
                • календула
                  • полынь
                  • чистотел
                  • календула
                    • календула
                    • шалфей
                    • полынь
                      • КООРЖ
                      • НОКИ
                      • ДОГАРО
                        • смородина
                        • малина
                        • клубника
                          • лук и чеснок
                          • чеснок и лимон
                          • лимон и лук
                            • малина
                            • смородина
                            • чистотел
                              • черника
                              • голубика
                              • ежевика

                              Подобные вопросы учитель может составить самостоятельно, опираясь на то, какие темы по природоведению он успел пройти с учащимися. Вопросы можно задавать как в виде тестов, так и приготовить для каждого вопроса наглядные пособия с картинками ответов. Так можно сделать викторину более интересной для школьников начального звена.

                              Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»

                              Оформление вопросов можно составить в нескольких вариантах, все зависит от возраста учеников. Таким образом, если оформлять в сухой манере вопрос-ответ, то под тематику «Лекарственные растения» подойдет такой перечень вопросов и ответов.

                              Вопросы к викторине лекарственные растения 4

                              1. Какой отвар является лучшим доктором при боли в горле? (правильный ответ – отвар из луговой лекарственной ромашки)
                              2. Какое растение можно использовать как заменитель ваты? (правильный ответ – мох сфагнум)
                              3. Какое дерево является символом России и обладает особенной красотой и лечебными свойствами? (правильный ответ – береза)
                              4. В чем польза от крапивы? (правильный ответ – она хорошо останавливает кровь)
                              5. Какую траву предпочитают кошки? (правильный ответ – лекарственная валерьяна)
                              6. Что за растение называют «Зеленым бинтом»? (правильный ответ – подорожник)
                              7. При помощи какого растения можно заварить чай находясь в лесу? (правильный ответ – при помощи листьев малины, черники, земляники, подойдет любой вариант)
                              8. Каким подручным способом возможно облегчить боль при натирании ноги? (правильный ответ – приложив лист подорожника)
                              9. Очистить воду возможно бросив в нее веточку чего? (правильный ответ – черемухи)
                              10. Соцветия какого именно дерева отлично помогают при простуде? (правильный ответ – соцветия липы)
                              11. Какое растение помогает любителю чистить зубы каждое утро? (правильный ответ – мята)
                              12. Что за овощ содержит в своем составе витамин С и оберегает людей от заболевания простудой? (правильный ответ – перец)
                              13. Почки какого дерева используют в народе при изготовлении напитка, богатого на витамин С? (правильный ответ – почки сосны)
                              14. Назовите второе имя лекарственной календулы? (правильный ответ – ноготки)
                              15. Соком какого растения можно закапать нос при сильном насморке? (правильный ответ – сок алоэ)
                              16. Из какого растения, обитателя леса, можно создать лекарство для больного сердца? (правильный ответ – из лесного ландыша)
                              17. Что отлично заменяет Цикорий? (правильный ответ – кофе)
                              18. Они молниеносно убивают бактерии? (правильный ответ – лук и чеснок)
                              19. Плоды какого кустарника полны витамином С? (правильный ответ – смородины)
                              20. Какая горькая трава предназначена для изготовления эфирного масла? (правильный ответ – полынь)
                              21. Что за дерево вырабатывает сок, который так полезен для детей весной? (правильный ответ – береза)
                              22. Какое растение способно произвести вкусный, лечебный мед? (правильный ответ – липа)
                              23. Какое растение принято в народе называть «Бородавник»? (правильный ответ – чистотел)
                              24. Что за ягода способна заменить лимон? (правильный ответ – клюква)
                              25. Назовите лекарственное растение, которое человек может есть в сыром, вареном, печеном и жареном состоянии? (правильный ответ – лопух)

                              Для развития логического мышления и аналитического склада ума можно предоставить возможность вариантов ответов, которые с одной стороны помогут при помощи метода исключения ответить правильно, а с другой стороны могут сбить с толку.

                              Список вопросов для викторины для среднего звена школы

                              Для учеников более старших классов стоит придумать викторину посложнее. Они должны уметь формулировать и обосновывать свои ответы, что позволяет отрабатывать дикцию и уверенность в своих знаниях. Примерами таких вопросов и ответов являются следующие.

                              1. Какие полезные свойства жасмина Вам известны? (его аромат принято считать самым сильным антидепрессантом. Жасмин отлично подойдет при лечении неврозов, бессонницы, а также способен бодрить человека получше любого кофе)
                              2. Чем Шалфей может быть полезен для женщин? (он способен омолаживать женский организм, а также способствует регенерации клеток, укрепляет суставы, хрящи и соединительные ткани)
                              3. По какой причине жжется крапива? (по причине нахождения в острых волосках ее листьев находится муравьиная кислота. При взаимодействии с телом, кончик острого волоска образует ранку, кислота попадает в нее от чего и появляется ощущение жжения)
                              4. Для чего люди используют можжевельник? (его плоды используют для ароматизации кулинарных блюд из мяса)
                              5. Где люди используют растение Алтей? (при изготовлении лекарств, при уходе за кожей и волосами, в изготовлении веревки, грубой бумаги, а также добавляют в муку)
                              6. Где растет зверобой? (средняя Азия, Европейская часть России, Казахстан, а также на Кавказе)Вопросы к викторине лекарственные растения
                              7. Какие лечебные свойства зверобоя вам известны? (он способен лечить мигрень и кашель, а также заболевания почек и печени)
                              8. В чем заключается польза растения Мать-и-Мачеха? (его используют для лечения таких как: бронхиальная астма, заболевание ЖКТ, золотуха, при образовании мозолей, ожогов, а также при заболевании почек)
                              9. Из каких витаминов и минералов состоит люцерна? (витамины группы В, Е, С, Д, К, аскорбиновая кислота и каротин. Что касается минералов, то люцерна богата на магний, кремний, железо, хлор, марганец, фосфор и цинк.)
                              10. Какие виды подорожника вам известны? (подорожник бывает большой, средний, ланцетолистный и блошиный.)
                              11. Какое название в народе на Руси имела трава Чистотел? (Ее называли «подтынником» из-за широкого распространения, способности прорастать при любых условиях, даже под тыном.
                              12. Какое самое известное блюдо можно приготовить из Щавеля? (из щавеля можно приготовить зеленый борщ, а также щи)
                              13. Среди каких вкусностей можно встретить семена мака? (семена мака могут находиться в кондитерских изделиях)
                              14. Как правильно принимать Иван-чай? (в виде настойки или отвара для приема внутрь. Также можно ставить компрессы, и полоскать горло)
                              15. С какими правилами сушки лекарственных растений вы знакомы? (с правилом сушки под навесом, желательно на чердаке, без прямого контакта со светом. При этом необходимо травы разложить тонким слоем. В день необходимо три-четыре раза перебирать растения отделяя от общей массы сухие.)
                              16. При каких условиях необходимо собирать лекарственные растения? (тогда, когда в них накапливается как можно больше питательных веществ. Если это цветки – то в период начала цветения, листья – перед цветением, корни – весной и осенью.)
                              17. Для каких целей предназначена горькая полынь? (для приготовления настойки повышающей аппетит и улучшающей пищеварение)Вопросы к викторине лекарственные растения 3

                              Представленные вопросы или аналогичные им желательно оформить в виде слайдов, так современным детям будет удобнее воспринимать информацию. Но мало просто оформить вопросы в слайды, стоит позаботиться о сценарии викторины, разбавлять вопросы небольшими перерывами на проведение зарядки для мозга.

                              Вместо заключения

                              Немало важным будет момент объяснения правил викторины для детей. Так как они, в силу своего возраста, все равно будут норовить их нарушить, следует позаботиться о системе штрафных балов или другой ответственности за нарушение правил. Таким образом автоматически будет прививаться понимание в необходимости соблюдения таковых. При соблюдении всех рекомендаций и использовании указанных вопросов детям обязательно понравится организация интеллектуальной викторины и они будут с удовольствием развиваться таким приятным способом.

                              Источник

                              Лекарственные растения в картинках с описанием для детей

                              Больше 20 000 растений официально признаны лечебными, или используются в медицине. Эти лекарственные травы полезно «знать в лицо». А отличным подспорьем в изучении будут картинки с подписями. Благодаря им можно изучить хотя бы основные лекарственные растения, которые можно встретить в своей жизни.

                              Лекарственные растения с подписями.

                              Рисунки для школы.

                              Подписанные иллюстрации.

                              Лекарственное растение.

                              С полезными свойствами.

                              Изображение с описанием для детей.

                              На урок в школу.

                              Лекарственные растения.

                              Для детского садика.

                              Картинка с текстом.

                              Рисунок для ребят.

                              Для изучения.

                              Фотография с описанием.

                              Для урока.

                              Полезные свойства лекарственных трав.

                              На белом фоне.

                              Для дошкольников.

                              На урок во 2 класс.

                              Картинки с названиями и описанием.

                              Источник

                              

                              Дидактическое пособие «Лекарственные травы»

                              Дидактическое пособие «Лекарственные травы»

                              Хвощ – мочегонное средство при отеках на почве недостаточности кровообращения, при плевритах с большим количеством экссудата, а также при воспалительных процессах мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Наружно отвар рекомендуется для ванн и компрессов при трудно-заживающих ранах и фурункулах, для полосканий рта и горла при воспалительных явлениях, для промываний носовых полостей при частых кровотечениях.

                              Полынь — Из полыни делают веники и метелки, листья употребляют в пищу как горькую приправу к мясным блюдам. Раньше побегами полыни окрашивали ткани в различные оттенки зеленого цвета. В народной медицине полынь используют как противоглистное средство, настой травы пьют при малокровии, им полощут рот для устранения дурного запаха.

                              Пижма — с давних пор применялась в народной медицине в качестве противогельминтного средства при заражениях паразитическими червями – аскаридами, острицами, бычьим и свиным солитёром. Лечебные свойства пижмы использовались также при заболеваниях печени, желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта. Пижма также оказывает лечебное воздействие при ломоте в суставах и лихорадочных состояниях. Успокаивающий эффект от принятия лечебных средств из пижмы наблюдается при нервных расстройствах и головной боли.

                              Лопух — В пищу употребляют молодые листья и корни лопуха. Из листьев варят супы, их добавляют в салаты. Корни молодых растений едят сырыми, вареными, печеными, жареными; кладут в супы и другие первые блюда. Сырыми едят также мякоть оснований и нижней части стебля, очистив ее от грубой наружной части. Корни употребляют только от растений первого года жизни. Из корней варят повидло, поджаренные используют для приготовления «кофейного» напитка.В народной медицине корень лопуха находит широкое применение: при почечнокаменной болезни, диабете, подагре, ревматизме, водянке, геморрое, рахите и золотухе, фурункулезе, хронической экземе, запоре, при отравлении ртутными препаратами, при укусах ядовитых животных и для укрепления волос.

                              Василек — В народной медицине используется василёк синий, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек. Это так же хорошее желчегонное средство. В народе применяли отвар как жаропонижающее, а также на примочки при воспалении глаз. Василек синий оказывает, потогонное и желчегонное действие, помогает при простудах, коньюктивите, блефарите. Имеет ранозаживляющие свойства. Ванны из травы василька принимают при кожных заболеваниях.

                              Мать-и-мачеха — Русское название объясняется тем, что если приложить к телу лист нижней стороной, он кажется теплым (мать, а верхней — холодит (мачеха). Цветки мать-и-мачехи обладают отхаркивающим действием. Листья мать-и-мачехи чаще, чем цветки, применяются как отхаркивающее, мягчительное, дезинфицирующее и противовоспалительное средство. Их назначают при бронхитах, кашле, плевритах, ларингитах, фарингитах, бронхоэктазах в виде настоя.

                              Иван-чай — чай заваривают из высушенных листьев растения. Из молодых побегов кипрея, а это второе название иван-чая, готовятся многие блюда, например, салаты, супы, а спаржу можно заменить на корни Иван-чая, которые можно есть и в сыром виде. Из этих же корней можно приготовить муку, а в последствии готовить из нее восхитительные хлеб, оладья и блинчики. Вот такие они, лечебные свойства травы Иван-чай. Иван-чай хорошее успокаивающее средство, мощное противовоспалительное средство, а также он благотворно влияет на кишечник, желудок, сердце, мозг и кровь.

                              Ромашка — лекарственная обладает тремя основными лечебными свойствами — противовоспалительным, спазмолитическим и ветрогонноым. Ромашку применяют при повышенной возбудимости, невралгических болях, зубной боли, поносах и др. Для лечения применяют настои, отвары. Настоем ромашки промывают воспаленную слизистую глаз. В виде настоя для компрессов она употребляется при ожогах, фурункулах, болезненных ранах, при мокнущих и труднозаживающих кожных сыпях, для ножных ванн при неприятной потливости ног, и для поддержания свежести кожи. Эта трава является еще и прекрасным косметическим средством. Отваром из цветков ромашки моют голову, что способствует росту и укреплению волос, избавлению от перхоти. Также отваром ромашки подкрашивают волосы в светлый тон, особенно седые.

                              Чистотел — свое название получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Также им выводят мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Сок излечивает носоглотку, аденоиды, полипы, гланды, гайморит, десны, прыщи, нарывы, фурункулы, свищи, чесотку, экзему, грибок, герпес (на губах, раздражение кожи после бритья, ожоги, вызванные огнем, паром, горячим молоком, солнечными лучами, химическими веществами.

                              Подорожник — Свежие листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством. Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойством, благодаря чему и используется при лечении бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких. Молодые и нежные листья подорожника широко применяются для приготовления салатов с луком, картофелем, крапивой и хреном. Подорожник добавляют во многие блюда, такие как омлеты и запеканки, в каши и напитки, в пюре и котлеты. Из подорожника получаются великолепные щи, которые готовятся по такому же рецепту, что и щи из крапивы

                              Одуванчик — В его листьях много витамина C, а также кальция, железа, фосфора. Полезно как можно чаще делать салаты из листьев одуванчика или смешивать их с другой зеленью. Из цветков варят варенье, напоминающее по вкусу мед. Корень одуванчика можно использовать в жареном виде, он становится сладковатым и теряет горечь. Сильно поджаренный, коричневый корень применяется как хороший суррогат кофе с приятным запахом. Одуванчик улучшает память, деятельность желудочно-кишечного тракта, общее состояние больных.

                              Крапива — известна с древних времен, ее применяли в качестве ранозаживляющего, мочегонного, общеукрепляющего, слабительного, витаминного, противосудорожного, отхаркивающего средства.Крапиву используют народные целители при лечении многих недугов: для остановки кровотечений, для лечения геморроя, желчекаменной, почечно-каменной болезни. Ею лечили удушье, болезни печени, желчных путей, с ее помощью устраняли отеки, лечили запоры, заболевания сердца, туберкулез, бронхиальную астму, бронхиты и аллергии. В качестве наружного средства крапиву применяли при заболеваниях кожи, для волос, их укрепления и роста, для заживления ран. Молодую крапиву употребляют в пищу (готовят зеленые щи).

                              Зверобой — из него делают растительные антибиотики, применяемые при тяжёлых ожогах, гнойных ранах, острых катарах дыхательных путей (рините, гайморите, фарингите, при абсцессе, флегмоне, мастите. Крепкий настой зверобоя применяют для укрепления десен, устранения неприятного запаха изо рта, а также используют в качестве противовоспалительного средства. В народной медицине зверобой очень популярное лечебное средство, которое применяют при желудочно-кишечных (поносы, хронические гастриты, язвенная болезнь, сердечнососудистых заболеваниях, как кровоостанавливающее средство при маточных кровотечениях; болезнях печени, почек и как глистогонное средство, при невралгиях, истерии, бессоннице, эпилепсии, параличах. Отваром травы зверобоя моют детей при диатезах, туберкулёзе кожи, при сыпях, нарывах, при болезнях молочных желёз прикладывают компрессы.

                              Клевер — Отвары соцветий пьют при головной боли, малярии, простудах, бронхиальной астме. Примочки из отвара или распаренной головки клевера прикладывают к ожогам и нарывам. Клевер применяют для целебных ванн. Настои соцветий употребляют как общеукрепляющее лекарство.

                              В пищу употребляют как головки, так и листья клевера. Во время войны клевер занимал заметнее место в некоторых семьях, входя в меню на продолжительные сроки. Свежие головки добавляли к незатейливым «варевам», ими заправляли супы, картофельное пюре. Высушенные головки толкли и подсыпали в муку для выпечки хлеба. Зеленые нежные листья добавляли к овощам салатам, сочетая зелень с яйцами, тертой свеклой. Да и сегодня из листьев клевера и щавеля можно сварить вкусные щи, а сушеными соцветиями улучшить вкус чая.

                              «Волшебный календарь»«Волшебный календарь» Это дидактическое пособие было изготовлено из старой рекламной фоторамки. Работает оно от батарейки,при нажатии на кнопку перелистывает странички.

                              БрусникаБрусника Мне очень нравится собирать ягоду, в этом году брусники много, она очень полезана, ну и конечно же я с большим удовольствием хожу ее.

                              Источник

                              Игра-путешествие «Зелёная аптека»

                              Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с миром целебных трав, и их применение для оздоровления организма.
                              Задачи:
                              организовать деятельность по изучению лекарственных растений: крапивы, шиповника, тысячелистника, земляники, липы, душицы, подорожника и их целебных свойств ; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
                              способствовать развитию у детей умение анализировать полученную информацию и делать выводы;  
                              создать условия для развития логического мышления, памяти;
                              формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
                              воспитывать доброту, ответственность через бережное отношение к растениям ;развивать чувственно – эмоциональную сферу обучающихся.
                              формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.
                              Приёмы : объяснение, беседа, демонстрация, экспресс – сообщения, работа с карточками, игра.
                              Средства обучения:
                              — компьютер, проектор, экран;
                              — презентация «Зеленая аптека»;
                              — выставка книг «Лекарственные растения»;
                              — иллюстрации растений (крапива, шиповник, тысячелистник, земляника, липа, душица, подорожник) ;- карточки с названиями изучаемых растений;
                              — засушенные лекарственные растения;
                              — сигнальные карточки (красная и зелёная);
                              — карточки в виде ягод для рефлексии (красная, зелёная, жёлтая);
                              — бинокль и корзина (для сценки)

                                Организационный момент
                              Педагог. Здравствуйте, ребята!
                              Сегодня у нас необычное занятие.
                              Мы отправимся в путешествие. Куда? Догадайтесь!
                              Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук . И тысячи ладошек. (Лес.)
                              Педагог. Но прежде, чем отправиться в лес мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила друзей природы. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь.
                              А вот и наш друг Лесовичок, — хозяин леса.
                              Лесовичок. Здравствуйте, ребята!  
                              Я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил. Я каждое правило зашифровал в знак.
                              — Не шуми! (Лес, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные.);
                              — Не ломай зеленые ветки и деревья;
                              — Не разоряй муравейники и птичьи гнезда;
                              — Не рви цветов в природе для букетов;
                              — Не забирай из лесу диких животных.
                              Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.
                              Ну а теперь добро пожаловать в лес.
                              — Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Достаточно закрыть глаза и произнести: раз, два, три .

                              Ребята, вот мы с вами оказались в лесу.  
                              Педагог. Стихотворение: (В. Рождественский)  
                              Здесь в зарослях лесных,
                              Где все для сердца мило
                              Где чистым воздухом
                              Так сладостно дышать
                              Есть в травах и цветах  
                              Целительная сила
                              Для всех умеющих  
                              Их тайну разгадать.
                              Педагог. Как называются растения обладающие целебными свойствами? (лекарственные растения.)  
                              А можно лес назвать зеленой аптекой? .  
                              (В лесу растет много растений с целебными свойствами.)
                              Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Научимся их распознавать. И помогать нам будет, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.  
                              1. А вот и первое растение которое узнает каждый из вас.
                              Жжется, а не огонь
                              Злая, а людей лечит.
                              Кто это? (Крапива.)  
                              Рассказывают заранее подготовленные дети:
                              Я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Настой из листьев применяют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
                              Лесная поляна  
                              Следующее растение вам тоже хорошо известно. Загадка подскажет его название.
                              2. Дикой розой называют,
                              Как лекарство плоды применяют. (Шиповник.)  
                              Я, шиповник. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
                              Если слабость и сонливость
                              Если бегать нету сил
                              Пей шиповника отвар
                              В нем целебный витамин.
                              Лесная поляна  
                              А какое вот это полезное растение вы даже себе и представить не можете.
                              3.   Каждый лист
                              Разбит на дольки
                                Посчитай-ка, долек сколько?
                                Тут легко со счета сбиться
                              У кого желанье есть
                              Дольки снова перечесть. (Тысячелистник.)  
                              Я тысячелистник. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А русский народ называет эту траву тысячелистник.
                              Запомните название этого растения.
                              Лесная поляна с ягодами  
                              4. Люди давно заметили «Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». (Земляника.)  
                              Я земляника. Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.
                              Доводилось ли вам собирать на поляне, ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная.)
                              Есть такая пословица «Ради земляники не раз земле поклонишься.» — объясните, как вы ее понимаете?
                              Физкультминутка. Землянику ищем
                              Мы шли-шли-шли,
                              Землянику нашли.
                              Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
                              Начинаем искать опять.
                              5. Какое дерево на гербе нашего города изображено? (Липа.)  
                              Я липа. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел. А чай из его цветков помогает при простуде.
                              Лесная поляна  
                              Педагог. Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.  
                              Лесовичок. Я хочу вас познакомить еще с одним удивительным растением.
                              Сценка «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (ушиб ногу)
                              Маша и Витя идут по лесу.
                              Маша собирает в корзину травы, а Витя рассматривает в бинокль, и вдруг споткнулся и ушиб ногу.
                              Витя: — Маша я ушиб ногу, не могу дальше идти, у нас есть аптечка?
                              Маша: -Витя не волнуйся у меня есть растение, только оно из зеленой аптечки, которое тебе поможет, достаточно наложить на рану листочек.
                              Говорят о нем в народе
                              Добрые слова
                              Тебе поможет подорожник
                              Скромная трава.  
                              Лесовичок. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая уползла принесла раненой листок одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.  
                              А почему его называют подорожником?
                              А почему подорожник растет у дороги?
                              Педагог. Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.  
                              Педагог.   Наше путешествие по лесу закончилось, и мы возвращаемся домой.
                              Коллективная работа.
                              Задание 1. Игра «Узнай растение». Учащимся предлагается: есть изображение лекарственного растения , выбрать название растения и соотнести это название с его изображением. (Остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.)
                              Задание 2. Игра «Найди пару». Выбрать карточку с описанием растения и выбрать растение которое может составить пару.  
                              ( Крапива. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Из нее можно приготовить щи и салат. Используют при ангине, для укрепления и роста волос.)(Тысячелистник   . Является лекарственным растением с цветочным зонтиком и тысячей мелких листочков. Сок свежих листьев используют при обработке ран.) ( Липа. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. Любят это дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный.)   (Подорожник. Это растение растет около тропинок.   Он незаменим в походе. Его прикладывают при укусах насекомых, ранах.)( Шиповник. Из плодов этого растения готовят витаминный напиток . В них содержится огромное количество витамина С, больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах).  
                              (Земляника. Ягоды этого растения ярко – красные, ароматные, а еще и полезны. Рекомендуют при плохом аппетите.)   Молодцы, ребята! А сейчас давайте встанем с вами в круг. Я вам буду перечислять лекарственные средства, если вы услышите о лекарствах из лесной аптеки, то поднимите руки: аспирин, крапива, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, анальгин, чай из душицы, подорожник, земляника, парацетамол, одуванчик, мать –и- мачеха.
                              Лес — как сказочное царство,  
                              Там кругом растут лекарства,  
                              В каждой травке, в каждой ветке –
                              И микстура, и таблетки.  
                              И сегодня мы, друзья
                              Изучили их не зря.
                              — Сегодня мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, которые растут в лесу. Их очень много. Узнать больше о лекарственных растениях можно из источников специальной литературы.
                              Подведение итогов.
                              Закончи предложение:
                              Земляника, шиповник, крапива, липа, подорожник, тысячелистник – это ….. растения.
                              Если ты натёр ногу в походе, листок какого растения поможет в этой ситуации? (подорожник)
                              Почему душица получила такое название? ( из-за душистого аромата)
                              Отвар из плодов какого растения используют при профилактике гриппа и простуды? (шиповника)
                              Какое растение используют для укрепления волос? (крапива)
                              Чай из цветов какого дерева используют при простуде? (липа)
                              Каким растением излечил своего друга древнегреческий герой? (тысячелистник)
                              Рефлексия.  
                              Оцените свои знания, которые вы получили в путешествии: у каждого по три ягоды, красная – узнал много нового, но хочу знать больше; желтая – узнал много нового; зеленая – не узнал ничего. Положите ягодку в корзину соответствующего цвета.
                              Вы очень сегодня старались, сами искали ответы на трудные вопросы и сами открывали секреты лекарственных растений.
                              Я благодарю вас всех за хорошую работу, ведь мы не только путешествовали, а мы добывали знания в лесу.  
                               

                              Источник

Adblock
detector