Детство и природа в литературе

Проект «Природа в произведениях детских писателей и поэтов»

«Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. И ни один ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомится хотя бы с одной из существующих. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, т. к. дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. И в этот перед воспитателям стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, переживаниям.

Цель проекта:

1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.

2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

— Давать представления о жизни и творчестве писателей;

— Знакомить дошкольников с произведениями этих авторов;

— Развивать речь, образное мышление, любознательность;

— Углублять знания детей о природе и мире животных через произведения Е. И. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Бианки, А. Пушкина, Д. Маминым-Сибиряком, К. Ушинского.

— Воспитывать интерес к читательской деятельности и бережное отношение к книгам;

— Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

— Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Учитывая, что объем литературы очень большой, я выделила на знакомство с каждым писателем 1 месяц. Поставила перед собой цели и задачи соответственно творчеству каждого автора. План реализации проекта, касающийся знакомства детей с биографией и творчеством писателей, проводится по одной схеме.

1. Экскурсия в библиотеку (сентябрь)

2. Оформление книжного уголка.

3. Знакомство с портретом писателя и его произведениями.

4. Рассматривание иллюстраций к произведениям. Сравнивание иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

5. Пополнение альбома рисунков по произведениям

6. Чтение произведений авторов. Обсуждение прочитанного произведения.

7. Пополнение альбома рисунков по произведениям. Совместное творчество родителей и детей.

8. Составление пересказов произведений. Придумывание различных вариантов продолжения рассказов.

9. Итоговое занятие в конце месяца по произведениям автора (литературная викторина; конкурс рисунков, поделок; инсценировка отрывков из произведений).

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Как стать родителем читающего ребенка?», «Что и как читать дошкольнику», «Зачем нужны детские книжки»

— Подбор произведений и сборников книг для чтения дома по теме месяца.

— Оформление стенгазет с викторинами.

— Желание детей самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющий их мыслить, развивающий их интеллект;

— Развитие таких способностей детей, как желание понимать, сострадать, любить, общаться друг с другом;

— Формирование внутреннего мира ребенка и таких качеств, как мечты, фантазии, воображение;

— Развитие восприятия, мышления, памяти;

— Формирование личностных и нравственных качеств: доброжелательность, отзывчивость, любознательность.

Экскурсия в библиотеку. Закреплять представления о библиотеке, развивать интерес к печатному слову

Оформление книжного уголка. Создать условия для реализации задуманного плана.

Октябрь: Творчество А. С. Пушкина. Уточнить и обогатить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

— Помочь почувствовать своеобразие произведений автора, вызвать желание услышать другие произведения этого поэта.

— Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.

— Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на осеннюю тематику.

Ноябрь. Творчество М. М. Пришвина. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста М. М. Пришвина.

— Учить детей с уважением относиться к животным;

— Воспитывать желание наблюдать за окружающим миром и находить в нем интересное, необычное;

— Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.

Декабрь. Творчество Е. И. Чарушина. Познакомить детей с биографией и творчеством русского писателя-натуралиста Е. И. Чарушина.

— Учить детей понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина;

— Развивать у детей литературную и художественную речь;

— Посредством произведений писателя воспитывать у детей добрые чувства к окружающим;

— Воспитывать чувства сопереживания к героям, попавшим в беду.

Январь. Творчество К. Паустовского. На примере рассказов К. Г. Паустовского о природе познакомить детей с красотой и миром русской природы.

— Передать детям всю красоту и благородство русской природы, раскрываемые К. Г. Паустовским в своих рассказах;

— Воспитывать чувство любви и патриотизма к родному краю;

— Расширять словарный запас детей, используя богатство русского языка в описании природных явлений.

Февраль. Познакомить детей с творчеством писателя Д. Маминым-Сибиряком и его сказками.

— Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя;

— Определять к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами.

— Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.

— Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Март. Творчество К. Д. Ушинского. Приобщение детей к чтению произведений К. Д. Ушинского

— Учить детей внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение;

— Воспитывать эстетические чувства к прекрасному.

Апрель. Творчество В. В. Бианки. Расширить знания детей и родителей о литературе животных через произведения В. В. Бианки.

— Пополнить знания детей научно-достоверными знаниями о животном и растительном мире;

— Учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов В. Бианки;

— Воспитывать в детях добрые чувства к животным; учить договариваться между собой, помогать друг другу.

Май. Творчество И. Зощенко. Чтение произведений М. Зощенко

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Как стать родителем читающего ребенка?»

«Что и как читать дошкольнику»

«Зачем нужны детские книжки»

Подбор произведений и сборников книг для чтения дома по теме месяца.

— Желание детей самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющий их мыслить, развивающий их интеллект;

— Развитие таких способностей детей, как желание понимать, сострадать, любить, общаться друг с другом;

— Формирование внутреннего мира ребенка и таких качеств, как мечты, фантазии, воображение;

— Развитие восприятия, мышления, памяти;

— Формирование личностных и нравственных качеств: доброжелательность, отзывчивость, любознательность.

Используемые авторы и произведения

1. «Лесные домишки»

2. «Лис и мышонок»

3. «Мышонок Пик»

4. «Чей нос лучше?»

5. «Кто чем поет?»

6. «Чьи это ноги?»

1. «Лисичкин хлеб»

2. «Золотой луг»

6. «Говорящий грач»

1. «Что за зверь»

2. «Страшный рассказ»

3. «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

5. «Как Томка научился плавать»

1. «Дремучий медведь»

2. «Заячьи лапы»

4. «Похождение жука-носорога»

5. «Теплый хлеб»

6. «Кот-ворюга»

1. «Слепая лошадь»

2. «Как рубашка в поле выросла»

3. «Проказы старухи зимы»

4. «Четыре желания»

1. циклы рассказов «Умные животные»

2. «Хитрые и умные»

3. «Смешные истории»

«Уж небо осенью дышало.» (отрывок из поэмы Евгений Онегин)

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает»

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Зима в произведениях Омских поэтов» Возрастная группа: старшая.

Фотоотчет выставк детских работ «Природа вокруг нас»Фотоотчет выставк детских работ «Природа вокруг нас» Уважаемые коллеги мы как и многие в этом году работаем над повышением экологической культуры дошкольников. Первые основы экологической культуры.

Фотоотчёт интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «По произведениям писателей-натуралистов»Фотоотчёт интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «По произведениям писателей-натуралистов» Цель:Развивать диалогическую речь. Задачи:Расширять представления детей старшего дошкольного возраста о природе через произведения В. Бианки,.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Источник



"Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление

Обучающая цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему (слайд 2).

Воспитательная цель: Доказать учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема. Вызвать у учащихся чувство бережливости к природе.

2. Выставка книг;

3. Стенд “Природа глазами детей”;

4. Картины художников-пейзажистов.

Эпиграфы (слайд 3):

“Любить природу – значит любить Родину”

“Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя”

“Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.”

Слово учителя с элементами беседы:

Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы.

К.Урманов “Тайны в природе”

Это сибирский писатель, который 70 лет не уставал смотреть на чарующие картины сибирского края.

Когда читаешь книгу Урманова, то сколько дивных картин откроется твоим глазам – от “березы в алмазах”, которая наполнила “юным восторгом” седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают свои белые чашечки с золотой сердцевиной.

А сколько новых друзей обретешь ты среди пернатых – водоплавающих, певчих – обитателей лесов и лугов не только в книгах Урманова, но и в рассказах М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского.

Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.

О природе пишут, поют, картины природы изображают на полотнах художники.

Вопрос: Кого Вы знаете из художников-пейзажистов?

(Используются картины с изображением пейзажей. Нужно назвать художника).

(слайд 4 – Шишкин И.И.), (слайд 5 – Левитан И.И.), (слайд 6 – Поленов В.Д.)

Вопрос: Какие картины Вы бы нарисовали, слушая стих?

Вопрос: Ребята, прочитайте любимые стихи о красоте природы.

(Ребята читают стихи Тютчева, Фета, Есенина, Мережковского, Пушкина, Баратынского).

Вывод: Разговор о красоте природы можно закончить словами Б.Рябинина (слайд 9) :

Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.

Вопрос: О чем говорят две последние строчки стихотворения?

Вывод: Красота природы зависит от человека.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где природа уничтожается руками человека?

Игорь Северянин (слайд 10)

Что шепчет парк.
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи.
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином.
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду.
Но я ведь жил – была пора. ”
(1923)

Это стихотворение анализирует группа ребят:

  1. Это стихотворение написано в начале 20-го века, в 1923 году. Уже в то время тема человека и природы была очень важной. Чувствуется тревога и боль самого поэта за то, что происходит в отношении людей к окружающей их природе.
  2. Анализируя это стихотворение, я взял два уровня – графический и фонетический. Стихотворение состоит из 4х строф. Написано двусложным размером – ямбом. Именно такой размер показывает, что здесь нет мелодичности. Строчки звучат резко и отрывисто, как будто стук топора.
  3. Я анализировал лексический уровень.
  1. В первой строфе лирический герой говорит о своем душевном состоянии, когда он смотрит на пни, на сломанные ветви:
  • Тоскую смертельно.
  • Трагично – больно мне.
  1. Во второй строфе возникает картина, как когда-то густой и красивый парк уничтожается. Эту мысль передает глагол “редеет”, он повторяется три раза.
  2. Именно в третьей строфе поэт выносит беспощадный приговор человеку, называя его животным на двух ногах. Это метафора. С топором в руках эти “животные” уничтожают парк.
  3. В четвертой строфе с помощью олицетворения поэт показывает последние минуты жизни парка. Слышит последний шепот деревьев: “Вскоре я не буду. ”.

В стихотворении мало эпитетов, но есть один “эпитет” — убийственный топор, который подчеркивает основную мысль – человек убивает природу.

Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема?

Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.

Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.

Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”.

Якубовский “В лесной сторожке”.

Группа ребят готовили анализ рассказа “Хвостик” В.Астафьева.

  1. Мы выбрали рассказ Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется “Затеси”. Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.
  2. Во втором сюжете писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

На берегу мальчик. Он смеётся, заливается, хохочет. Над чем же он смеётся?

И вот картина, над которой смеётся мальчик:

Да, хвостик суслика смешной, похож на ржаной колосок, из которого выбито зерно. По видимому, с голоду пришел суслик на берег крошки подбирать. Его поймали веселые гуляки, которые здесь отдыхали, и засунули в банку. По царапинам на стенках банки видно, что засунули живого. И слова на газете подчеркнуты не карандашом, а кровью зверушки. Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом? Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет? Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем?

Вопрос: Почему природа и человек не существуют раздельно? Докажите.

  • Природа кормит, одевает, поит, обувает человека. Она воспитывает у человека эстетические понятия, нравственные, учит его.

Вопрос: Почему именно сейчас так актуальна стала экологическая проблема?

Докажите фактами (статьи газет, журналов, телепередачи, радиопередачи).

Примеры: Иртыш, Ладожское озеро, Байкал, Аральское море, малые реки.

Пожары, внеплановые вырубки.

Примеры из рубрики “Знаете ли Вы, что. ”.

Вывод: Вы видите, что природа просит пощады у человека, защиты.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где показана экологическая проблема?

Прочитать наизусть, назвать основную мысль.

Алена Колокольникова (черлакская поэтесса) (слайд 11)

Не разоряйте птичьих гнезд,
Не убивайте пташек малых,
Чтобы вернулся певчий дрозд,
Весною песня не смолкала.
Ты – властелин, о человек!
Пусть даст твое ружье осечку,
Пусть не прольется кровь на снег,
Из берегов пусть выйдет речка.
Природа просит: “Пощади!”
Жестокость будущим чревата,
Задумайся, что впереди?
Не избежать тебе расплаты.
Она умеет все прощать,
Смахнет слезу рукой осины.
Не заставляй её страдать,
Она ведь мать –
Так будь ей сыном.

Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова не просто просит, а требует:

“не разоряйте. не убивайте. пощадите. ”

Последние строчки наполнены любовью и нежностью к природе, как к матери. Мать заботится о своих детях, и дети тоже должны заботиться о своей матери.“Она ведь мать! Так будь ей сыном”. С.Алексеев (слайд 10)

Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!

В этом стихотворении основная мысль в том, что природу нужно беречь, все живое щадить. А человек вовсе не царь природы, а только часть природы. Человек полностью зависит от окружающего мира. Природа дает нам и пищу, и воду, и воздух. Это то, без чего мы, люди, не сможем жить.

Человек, вооруженный ружьем и машиной, глухим и жестоким сердцем, ради наживы, может убить лося, охота на которого запрещена, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель.

Может, отправившись в туристический поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах.

Или вооруженный техникой, изломать, искорежить лебедкой одинокое дерево, царственно возвышающееся над округой.

Вывод: А ведь человек – “Бог” природы, как утверждает герой рассказа Александра Иванова “Судья”. Ему в ней жить. Ему её и оберегать.

Эту же мысль можно выразить стихами (слайд 11):

Люди-исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.

Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

Вывод: Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

На последнем этапе урока обращаемся к эпиграфам на доске (слайд 12).

Дети объясняют смысл слов М.Пришвина, Ч.Айтматова и Ф.Тютчева

Итогом урока является вопрос: О чем заставил меня задуматься урок литературы?

Источник

Детство и природа в литературе

Тимина Оксана Валерьевна

В презентации учащиеся знакомятся с писателями 20 века, подымавших в своих произведениях тему бережного отношения к природе.

Скачать:

Вложение Размер
chelovek_i_priroda_v_proizvedeniyah_literatury1.pptx 2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: «Человек и природа в произведениях литературы». Выполнил: ученик 9 класса Сорвачев Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Тимина О.В.

«Любить природу – значит любить Родину» (М.Пришвин ) «Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя» (Ч.Айтматов) «Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.» (Ф.Тютчев)

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля- всё молит о помощи, о защите. От решения экологической проблемы зависит наше будущее и будущее наших детей. Этой проблеме посвящён ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие.

В произведении «Царь-рыба» Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Законы человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм… Ч. Айтматов .

Роман Ч.Айтматова «Плаха» основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны — человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны — разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле — всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

В центре романа конфликт человека и пары волков, потерявших своих детёнышей по вине человека . «Плаха»- это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращённый к каждому.

Проблема экологии в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на “плахе”.

В повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой ” изображена конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции. Переселение людей на новые земли приобретает обобщенно-символическое значение. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель . Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, — считает Д.С. Лихачев, — ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”.

В повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой ” изображена конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции. Переселение людей на новые земли приобретает обобщенно-символическое значение. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель . Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, — считает Д.С. Лихачев, — ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”. Распутин заставляет читателей оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас .

Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Американский учёный Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии: «Всё связано, всё должно куда-нибудь деться, всё что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас»

Что шепчет парк. О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно. И так трагично больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи. Он был когда-то леса гуще, И в зеркалах осенних луж Он отражался исполином. Но вот пришли на двух ногах Животные – и по долинам Топор разнес свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гуду Убийственного топора, Парк шепчет: «Вскоре я не буду. Но я ведь жил – была пора. » Игорь Северянин Не разоряйте птичьих гнезд, Не убивайте пташек малых, Чтобы вернулся певчий дрозд, Весною песня не смолкала. Ты – властелин, о человек! Пусть даст твое ружье осечку, Пусть не прольется кровь на снег, Из берегов пусть выйдет речка. Природа просит: «Пощади!» Жестокость будущим чревата, Задумайся, что впереди? Не избежать тебе расплаты. Она умеет все прощать, Смахнет слезу рукой осины. Не заставляй её страдать, Она ведь мать – Так будь ей сыном. Алена Колокольникова

Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота Ваших рук, Чтобы красота ее не гасла. Б.Рябинин

Источник

Человек и природа в произведениях литературы
проект по литературе (9 класс) на тему

Тимина Оксана Валерьевна

В презентации учащиеся знакомятся с писателями 20 века, подымавших в своих произведениях тему бережного отношения к природе.

Скачать:

Вложение Размер
chelovek_i_priroda_v_proizvedeniyah_literatury1.pptx 2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: «Человек и природа в произведениях литературы». Выполнил: ученик 9 класса Сорвачев Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Тимина О.В.

«Любить природу – значит любить Родину» (М.Пришвин ) «Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя» (Ч.Айтматов) «Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.» (Ф.Тютчев)

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля- всё молит о помощи, о защите. От решения экологической проблемы зависит наше будущее и будущее наших детей. Этой проблеме посвящён ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие.

В произведении «Царь-рыба» Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Законы человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм… Ч. Айтматов .

Роман Ч.Айтматова «Плаха» основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны — человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны — разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле — всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

В центре романа конфликт человека и пары волков, потерявших своих детёнышей по вине человека . «Плаха»- это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращённый к каждому.

Проблема экологии в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на “плахе”.

В повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой ” изображена конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции. Переселение людей на новые земли приобретает обобщенно-символическое значение. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель . Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, — считает Д.С. Лихачев, — ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”.

В повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой ” изображена конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции. Переселение людей на новые земли приобретает обобщенно-символическое значение. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель . Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, — считает Д.С. Лихачев, — ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”. Распутин заставляет читателей оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас .

Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Американский учёный Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии: «Всё связано, всё должно куда-нибудь деться, всё что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас»

Что шепчет парк. О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно. И так трагично больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи. Он был когда-то леса гуще, И в зеркалах осенних луж Он отражался исполином. Но вот пришли на двух ногах Животные – и по долинам Топор разнес свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гуду Убийственного топора, Парк шепчет: «Вскоре я не буду. Но я ведь жил – была пора. » Игорь Северянин Не разоряйте птичьих гнезд, Не убивайте пташек малых, Чтобы вернулся певчий дрозд, Весною песня не смолкала. Ты – властелин, о человек! Пусть даст твое ружье осечку, Пусть не прольется кровь на снег, Из берегов пусть выйдет речка. Природа просит: «Пощади!» Жестокость будущим чревата, Задумайся, что впереди? Не избежать тебе расплаты. Она умеет все прощать, Смахнет слезу рукой осины. Не заставляй её страдать, Она ведь мать – Так будь ей сыном. Алена Колокольникова

Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота Ваших рук, Чтобы красота ее не гасла. Б.Рябинин

Источник

Adblock
detector