Дети пытливые исследователи природы

Дети – пытливые исследователи природы

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Она притягательна для него, прежде всего благодаря своему красочному миру, который дает малышу массу ярких впечатлений, вызывает радостные воспоминания. Дети знакомятся со всем богатством.

Каким же образом нужно формировать осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего, через наблюдения, позволяющие ребёнку накопить знания о красках, звуках, формах, запахах окружающей природы, сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Лето – это самое прекрасное время года для наблюдений, так как в это время года дети большую часть дня находятся на прогулке, а природа «оживает» и «просыпается».

Летом ребят постоянно окружают насекомые. Вот и большую часть времени на прогулках педагог и дети старшей группы МАУДО «Детский сад №10» г. Ялуторовска посвятили знакомству с разными насекомыми: с их внешним видом, поведением, местом обитания и о пользе, которую они приносят.

Воспитанники находили жуков, муравьев, ловили сачками стрекоз и бабочек, рассматривали их через лупы, сравнивали, отмечали сходства и различия. Детсадовцы узнали, почему «Божью коровку» называют «Семиточечник», удалось сравнить строение саранчи и кузнечика, понаблюдать за красивым полётом бабочек и многое другое.

Во время наблюдений за насекомыми постоянно говорили о бережном и осторожном отношении к ним. В конце прогулки всех насекомых, конечно же, отпускали.

Поиграли с муляжами разных насекомых, рассмотреть карточки с их изображением насекомых, с удовольствием играли в настольные игры «Прыгает, летает, ползает», «Кто что ест».Читали художественную литературу «Приключения муравьишки» В.Бианки, «О муравьях Л.Н.Толстого, «Кто развесил в лесу кружева» Ю.Аракчеева.

Обычно говорят, что детей можно научить охранять природу только в том случае, если они окружены ею, часто непосредственно с ней общаются.Учите ребят общаться с природой, понимать и чувствовать её. С этого начинается ответственность за все живое.

Автор репортажа: воспитатель первой категории Толстых Л.Н

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Источник

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания»

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, людям, к самому себе, видение прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь за собственное поведение и поступки.

Система экологического воспитания. Экология изучает: живую и неживую природу. Живая природа – растения, грибы, животные, человек. Неживая природа и природные явления.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Через любопытство и любознательность у детей возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности.

Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Для решения обозначенной выше проблемы с детьми дошкольного возраста была определена следующая цель:

Формирование у дошкольников основы целостной «экологической» картины окружающего мира, логического, диалектического мышления и поведения через познавательно-исследовательскую деятельность.

1) Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.

2) Развивать навыки и умения через познавательно-исследовательскую деятельность.

3) Расширять и углублять знания и представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

4) Активизировать работу по повышению уровня знаний детей об окружающем мире через взаимодействие с семьей.

5) Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления.

1) Совершенствовать восприятие окружающего мира, зрительного и слухового внимания.

2) Развивать познавательный интерес.

Основные принципы моей работы:

3) Ориентация на возраст ребенка;

5) Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В своей работе мы выстроили систему педагогического взаимодействия:

1) Совместная деятельность взрослого с ребенком;

2) Самостоятельная деятельность детей;

3) Совместная деятельность с семьей.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

1) Определение уровня знаний и умений о неживой и живой природе;

3) Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.;

4) Цикл наблюдений;

5) Чтение художественной и познавательной литературы, заучивание стихотворений;

7) Мини-лаборатория «Почемучка»;

8) Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные;

9) Изготовление книжек-малышек;

10) Изготовление папок-передвижек на тему: «Экологическая тревога».

В работе с семьей мы используем следующие формы:

1) Анкетирование родителей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

2) Участие в природоохраняемых акциях;

3) Участие в опытно-экспериментальной деятельности;

4) Совместное проведение праздников и экскурсий;

5) Участие в выставках;

6) Родительское собрание;

7) Консультации на тему:

а) «Роль семьи в познавательно-исследовательской деятельности;

б) «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

8) Создание стенгазеты.

В своем детском саду мы создали условия для познавательно-исследовательской деятельности, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая, экспериментируя за объектами и явлениями живой и неживой природы.

1) Это уголок дидактических, настольно-печатных игр экологического содержания;

2) «Уголок природы»;

3) Огород на окне;

4) Познавательно-развивающая среда на стенах детского сада;

5) Мини-библиотека «Почемучка», где собраны разнообразные красочные книги «Почемучки», художественная литература нами выбиралась образная, поэтичная, богатая эпитетами – такая, чтобы увлечь детей. Сделана подборка произведений классиков, таких как М.М. Пришвин, А.А. Фет, Е.Н. Чарушин, И.С. Тургенев, В.В. Бианки, С.А. Есенин и д.р.;

6) Мини-лаборатория, где имеется все необходимое для элементарной исследовательской деятельности, лаборатория постоянно пополняется материалами и оборудованием.

Большое значение в экологическом воспитании имеет предметно-развивающая образовательная среда на территории детского сада. Оформление и оборудование участков должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными. В качестве объектов исследования мы предлагаем детям те предметы и явления, которые нас окружают, но само наблюдение стараемся построить таким образом, чтобы позволить детям увидеть необычное, новое в привычном и обыденном. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интересных объектов. Зимой – это снег, лед, сосульки. Летом – вода, камни, глина, песок, клумба, огород. Например, лужа – прекрасный объект для наблюдения. Можно понаблюдать, как в нем появилась вода, поискать водных обитателей, понаблюдать за испарением воды, проводя опыт, как вода уходит в воздух в виде крошечных камелек, что необходимо растениям для роста, эти цветы – петуньи мы выращивали с детьми.

О работе по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность» мне хотелось бы рассказать на примере ознакомления детей со свойствами песка. Наблюдая за песком, мы учили детей различать свойства песка (сухой, влажный, состоит из мельчайших песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость). Экспериментируя, дети узнавали, как на влажном песке оставались следы, на сухом – только ямки. Затем мы предлагали детям сравнить песок и камни, поясняя, что песчинки образуются от трения, ударов камней друг о друга. Дети брали камни в руки, рассматривали, гладили, жали, проверяли на прочность, называя при этом их свойства, форму, цвет, твердость, особенности поверхности. Далее дети узнавали, что в почве есть песок, поэтому земля рыхлая, пропускает воду. Затем рассказывали о том, что на Земле есть такие места, где вместо земли – песок и камни (пустыни). Мы на карте рассматривали, где находятся пустыни; рассказывали, что большинство пустынь находятся в тропиках, что это самые жаркие и засушливые места на Земле, и редко какие организмы способны выжить в таких условиях. Далее рассказывали, что песок используется в строительстве и в изготовлении стекла, поэтому окна детского сада изготовлены из песка.

На территории детского сада создана экологическая тропа, поэтому на прогулке, как нигде, предоставляются уникальные условия для наблюдения, познания, экспериментирования и получения ярких впечатлений, самостоятельных действий с окружающим миром.

В ходе наблюдений дети легко усваивают связи между различными природными явлениями. Например, в ясный, солнечный день мы предлагали детям, охарактеризовав погоду, рассмотрев, как изменился цвет снега на солнечном месте, каков он в тени, где образовались сосульки, помогали сделать вывод о влиянии положения солнца на горизонте на температуру воздуха и свойства снега. Понаблюдали, почему появились проталины (открытые солнцу места). Вокруг деревьев много снега, а вот у самых стволов снега нет. Почему? (ствол нагревается солнцем и своим теплом согревает снег около ствола и он тает).

Организуя любую работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учим детей обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она оказывается неверной.

Познавательно-исследовательская деятельность наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.

Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.

● Это свойства самого удивительного вещества на земле – воды.

● Исследование почвы – бесценной кладовой.

● Изучение камней – удивительных созданий природы, ровесников нашей планеты.

● И не менее удивительных свойств магнита, который может заставить обыкновенную кнопку «Играть в классики» или «Танцевать вальс».

● А что может быть заманчивее и интереснее, чем массивные колонны сталактитов и сталагмитов, которые можно вырастить в детском саду?

При проведении опытов мы обязательно знакомили детей с техникой безопасности.

Опыты проводились разные:

1) демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами);

2) фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей);

3) самостоятельные (дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные знания, умения, навыки во время организованной образовательной деятельности).

Опыты – это важный путь к познанию. Ценность их заключается в том, что для собственной деятельности дети не получают готовых знаний. Исследуя, ребенок получает знания в определенной логической последовательности, например, вода, вынесенная на мороз, сначала покрывается коркой, кусочками льда, а затем становится льдом; лед, когда его подогревать, становится холодной водой, потом теплой, горячей и паром; пар охлаждают, он стекает по холодному предмету и снова становится водой.

У детей формируются четкие осознанные представления: вода и лед – одни и те же вещества, которые изменяются в зависимости от условий. Каждая из них при этом имеет свои особенности: лед – твердый и хрупкий, его можно порубить, он занимает определенный объем, вода – жидкость не имеет постоянной формы, приобретает такую, в каком сосуде находится.

Источник



Клуб исследователей природы

Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. В результате детских экспериментов насекомые, например бабочки, остаются без крыльев и усов.
Учитывая это, очень важно направить исследовательскую активность детей в правильное русло, обеспечивая тем самым эффективное формирование у них экологической культуры.

Клуб исследователей природы — форма экологического обучения дошкольников
Во многих ДОУ педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово «занятие» вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к приобретению знаний из-за не достаточно умелой организации занятий взрослыми.
Данный факт подчеркивает актуальность включения в образовательный процесс ДОУ методик и технологий, обеспечивающих высокую исследовательскую активность дошкольников.
Разработана технология, которая используется в экологическом образовании дошкольников.
Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. В числе последних межгрупповые объединения (лаборатория юного метеоролога и экологический театр), а также детско-взрослые сообщества, например Клуб исследователей природы «Росинка»
Внедрение в образовательный процесс ДОУ модели, элементами которой являются детско-взрослые сообщества, позволит:
полноценно осуществить экологическое обучение дошкольников;
повысить уровень готовности педагогов к работе по экологическому образованию детей;
установить взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
Основной целью Клуба является формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Занятия Клуба проводятся раз в две недели в соответствии с планом, составленным активом Клуба (родители и педагоги). Занятия могут проходить как в здании ДОУ, так и на его территории или в музеях, парках, лесу.
Формы работы в Клубе самые разнообразные. Например, организуются выставка домашних питомцев, на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными. Каждый участник выставки может получать грамоту, а питомец угощение.
Интересной станет выставка «Дары природы». Ее цели:
воспитание чувства уважения к труженикам садов, огородов, полей;
поощрение стремления оказывать посильную помощь родителям в работе на приусадебном участке и активности в садово-огородных работах на территории ДОУ.
На выставке могут звучать интереснейшие рассказы детей об истории овощей — пришельцев (картофель, помидоры, баклажаны, перцы и т. д.). Родина названных и многих других овощных культур была отмечена на карте флажком. В подготовке докладов принимают участие родители.
В начале осени можно провести пресс-конференцию. Она поможет обобщить представление детей о лете.
Заранее формируются делегации Великих держав: Страны овощей, Королевства фруктов, Республики хлебных злаков, Лесного царства, Союза осенних цветов. Членами и руководителями конференции могут быть представители «ученого мира» метеоролог, садовод, биолог и агроном. Остальные члены коллектива могут стать журналистами, представляющими различные печатные издания: журнал «Наука и жизнь», газету «Редиска», газету «Помидор» и т. д.
Состав делегаций объявляется за несколько дней до пресс-конференции. Журналисты готовят вопросы к отдельным участникам.
При подготовке к пресс-конференции родители оказывают помощь не только в содержательной части, но и в изготовлении необходимых декораций, атрибутов, бейджиков и т. д.
Возможно проведение конкурса юных природоведов, особенно интересен вариант соперничества команд детей и взрослых.
Мероприятие включает в себя несколько типов заданий:
«Почему они так называются?». (Гимнастика для ума.) Например: почему «ежевика»? (Ответ: от слова «ежик» ягода растет на колючем кустарнике.)
Объяснение крылатых выражений.
Например: «играть в кошки-мышки» хитрить, лукавить, стараться обмануть.
«Книга рекордов Гиннеса» (домашнее задание) привести примеры удивительных фактов.
Конкурс заканчивается обсуждением того, кто такие «природоведы», и разработкой правил поведения в природе, которые впоследствии станут заповедями членов Клуба исследователей природы.
Широко используемой организационной формой являются различные интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Устами младенцев» и т. д. Примером может служить интеллектуальная игра «Морские знатоки». Ей предшествует цикл групповых занятий по теме «Рыбы» и серия следующих мероприятий, проводимых в рамках работы Клуба:
наблюдения за рыбами;
беседа «Рыбьи прогнозы»;
продуктивная деятельность аппликация и рисование.
Оканчивается блок «Морские знатоки» экскурсией в музей-аквариум.
В подготовке игры активное участие принимают родители, которые помогали в изготовлении необходимого оборудования.
Проведение игры требует достаточно объемного (можно надувного) аквариума. Для его наполнения водой потребуется помощь пап. Дети с удовольствием принимают в этом посильное участие. Также родители помогают в выполнении домашнего задания, предложенного за неделю до проведения игры. Это позволяет использовать разные источники получения информации: книги, энциклопедии, компьютер и т. д., что непременно усилит познавательный интерес и детскую активность в изучении данной темы.
Игре можно придать соревновательный характер. С этой целью детей необходимо разделить на подгруппы. Количество фишек за правильный ответ определит победителя. Но в музей-аквариум, конечно же, поедут все ребята и желающие родители.
Таким образом, объединения педагогов, детей и их родителей в Клуб исследователей природы способствует эффективному формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, а главное, дает возможность развитию де
·тской любознательности без ущерба для окружающей среды.

План работы Клуба исследователей природы «Росинка»

Вступление в члены Клуба. Выборы актива Клуба. Составление плана работы
Сентябрь

Выбор названия Клуба, девиз, песня. Создание эмблемы Клуба.
Сентябрь

Заочное путешествие по книге Н.М. Верзилина «Путешествия с комнатными растениями»
Октябрь

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями
Октябрь

Беседа «Какие растения «умеют» предсказывать погоду?»
Ноябрь

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома
Ноябрь

Беседа «Рыбьи прогнозы»
Декабрь

Интеллектуальная игра «Морские знатоки»
Декабрь

Экскурсия в музей-аквариум. Наблюдение за рыбами
Январь

Беседа «Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? «
Январь

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года
Февраль

Конкурс знатоков народных примет
Февраль

Викторина «Все обо всем» (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы
Март

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы
Март

Экспедиция по микрорайону «Земля наш общий дом»
Апрель

Выставка книжек-малышек «Земля наш общий дом»
Апрель

Выставка «Шедевры природы»
Май

Девиз Клуба исследователей природы
«Росинка»

Хотим, чтоб в мире было много света,
Хотим, чтоб в мире было много лета,
В котором — солнце, птичьи голоса,
И на траве — зеленая роса,
Хотим, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой,

Песня Клуба исследователей природы
«Росинка»

Нам этот мир завещано беречь!
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь!
И землю удивительную эту.

Основные принципы работы Клуба исследователей природы «Росинка»

развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой теме несколько раз: на традиционных занятиях, а затем на заседаниях Клуба (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования);
интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности;
сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Заповеди Клуба исследователей природы «Росинка»

природовед любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
природовед — друг животных и всей природы;
природовед — настоящий исследователь, постоянно наблюдает за природой, читает о природе;
природовед — настоящий коллекционер книг о природе;
природовед ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
природовед — активный участник походов в лес;
природовед хорошо трудится в природе;
природовед собирает народные приметы, проверяет их, наблюдает изменения в погоде, ведет календарь;
природовед любит свой край.

План работы Клуба исследователей природы «Росинка»

Путешествие по книге Н.М. Верзилина «Путешествия с комнатными растениями»

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями

Беседа «Какие растения «умеют» предсказывать погоду?»

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома.

Беседа «Рыбьи прогнозы»

Интеллектуальная игра «Морские знатоки»

Беседа «Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? «

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года

Конкурс знатоков народных примет

Викторина «Все обо всем» (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы.

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы

Экспедиция по микрорайону «Земля наш общий дом»

Выставка книжек-малышек «Земля наш общий дом»

Выставка «Шедевры природы»

Экологическая тропа как элемент развивающей среды.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников. Поэтому в воспитании детей велико значение экологической тропинки. Сегодня дошкольники детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. Появившись впервые как тропа для взрослых и детей, этот элемент стал очень популярным в ДОУ, потому, что помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание её беречь и сохранять!
Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий. Воспитанники могут путешествовать по экологической тропинке ДОУ, а также ближайшего лесопарка. Можно ввести эколого – оздоровительные прогулки и разработать заранее план экологических экскурсий и прогулок.

Сообщение на тему:
«Экологическая тропа как элемент развивающей среды».

Источник

Исследователи природы в доу

Главная />Познание />

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»
Познание
Автор: Бугайчук Людмила Васильевна
07.03.2021 23:43

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»Проект по исследовательской деятельности в старшей группе «Исследуем окружающий мир»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Разработчик проекта: воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Бугайчук Людмила Васильевна Когалым, 2021 г.

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Исследуем окружающий мир»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский

Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проект «Исследуем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно представлены разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность

Тема: «Исследуем окружающий мир»

Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешнее и благополучнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта: Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
  • учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
  • учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
  • обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
  • развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Общая характеристика проекта:

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

  • У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
  • Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

определение целей и задач проекта.

Реализация проекта:

теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов

практическая часть: познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ)

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

  1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
  2. Проведение педагогической диагностики на начало учебного года
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
  4. Подбор опытов с описанием проведения.
  5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

  1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Мы исследователи»).
  2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

Источник

Adblock
detector