Деревья живые памятники природы

«Деревья – живые памятники природы»

Любая травинка, любой кустик или деревце на территории нашего учреждения, является живым памятником прошлых лет и тоненькой нитью, которая связывает нас с нашими предшественниками. И мы хотим, чтобы эта связь укреплялась с каждым годом.

Зелёным островком вокруг школы является сад, аллеи, клумбы роскошных цветов. В своей работе мы решили установить связь поколений через этот зеленый островок. В связи с вышеизложенными фактами считаем данную проблему действительно актуальной.

предполагаем, что зная исторические факты посадки зеленых насаждений нашего уголка, помогут нам сохранить связь разных поколений и еще лучше обустроить пришкольный так, чтобы он эффективно выполнял свои экологические и эстетические функции.

Объект исследования:

аллеи и сад на территории нашего учреждения и люди, давшие им жизнь.

Предмет исследования:

разнообразие и общее состояние озеленения пришкольного участка и характер трудовой деятельности людей для сохранения его в эстетическом состоянии.

Цель работы:

изучить историю своей малой родины и связь времен и поколений через живых свидетелей прошлого – деревьев, связанных с именами людей, сформировать умения и навыки бережного отношения к природе, развивать свое экологическое образование.

изучить литературу и другие информационные источники по исследуемому вопросу, выяснить видовое разнообразие и состояние деревьев, используемых в озеленении пришкольного участка, совершенствовать технику высадки и сохранения деревьев как источника связи поколений.

Наше село Непецино расположено на берегах реки Северки, в 92 км от Москвы по автотрассе М5 «Урал», не доезжая 10 километров до города Коломна.

Но у нашего села было и другое богатство — красота здешних мест, впервые по достоинству оцененная в Х V III веке, когда село перешло к землевладельцам Но­виковым. Покрытые светлым лесом здешние пологие склоны, причудливо петляющая живописная Северка, вольные просторы лугов вдоль реки — все это словно нарочно было создано самой природой для неспешного уединенного отдыха.

Наиболее известными владельцами села являлись представители фамилии Новиковых. Представители семейства Новиковых были начинателям многих преобразований в Непецино: был заложен великолепный парк с липовыми аллеями, некоторые их которых можно наблюдать и в наши дни, было привезено множество видов деревьев из разных уголков России; старожилы ещё помнят кедры, которые были посажены в те далекие времена и плодоносили вплоть до середины XX века. Крестьянами был выкопан каскад из трех прудов, два из которых хорошо сохранились до сих пор.

Позднее (в 1806 году) здесь же была построена каменная Знаменская церковь.

В 1960 году на Коломенской земле, в с.Непецино, открылась школа-интернат. Десятки мальчишек и девчонок из соседних сел и деревень поселились в просторных комнатах, уселись за парты светлых классов.

65 лет пролетели, как один день. Школа-интернат сменила несколько названий: санаторно-лесная школа, реабилитационный центр, санаторная школа-интернат, детский дом-школа, ГКОУ МО «Вдохновение». Все эти годы детский смех, детские голоса звучали в этих стенах. Дети сменяли друг друга, но бессменно оставалась на ниве просвещения, отдавая ей свою душу и сердце Покладова Т.В. С 1969 по 1996 год она – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Коллектив учителей и воспитателей, возглавляемый ею всегда был лучшим: лучший в районе по внедрению передового опыта, лучший по эффективности обучения и воспитания.

За эти годы сотни воспитанников с непецинской земли разлетелись по всей стране. Но каждый из них оставил частичку себя в виде роскошных деревьев, которые радуют нас и сегодня. Именно Т.В. Покладова с воспитанниками и учителями начали дело озеленения нашего родного уголка. Они посадили молодой яблоневый сад, аллею американского клена, детскую аллею берез, где сегодня расположена детская площадка.

Деревья американского клена в первые годы жизни быстро набирали рост. Они выдерживали сильные морозы, иногда молодые деревца повреждались, но с приходом весны набирали новую силу. Каждый год воспитанники ухаживали за деревьями, поливали, дренировали почву, белили стволы. И вот красавица-аллея украшает ландшафт нашего дома.

Много труда, заботы вложили учителя и воспитанники нашего дома в жизнь яблоневого сада. Осенью они готовили деревца к трудным зимним условиям: укутывали и укрепляли стволы, присыпали корни осенней листвой. Благодаря этим стараниям, молодой сад окреп и стал плодоносить. В тени этих деревьев мы отдыхаем, наслаждаемся ароматом их цветения. А осенью старый яблоневый сад угощает нас сладкими плодами.

Прошло много лет, но доброе дело наших предшественников мы продолжаем с огромным желанием. Ухаживая за деревьями, мы продлеваем им жизнь, а нам радость. Память о замечательных людях живет в наших аллеях.

И теперь, мы берем это начинание в свои руки. В 2015 году все воспитанники и учителя, а так же друзья нашего дома заложили молодую аллею каштанов. Ее мы посадили в память о нашем замечательном директоре, Мироновой Галине Петровне, которая покинула нас прошлым летом.

Рядом со старыми фруктовыми деревьями в прошлом году появились молодые саженцы груш и яблок. И все это благодаря стараниям детей и взрослых.

Время стремительно летит, а память всегда с нами. Наши деревья, аллеи, сады всегда являются живым памятником нашей истории.

«Дерево, посаженное мною»

Встают сады в родном моем краю
Вокруг полей зеленою стеною.
И тем горжусь, что в дружном их строю
Есть дерево, посаженное мною…
И хоть исчезнут ног моих следы,
Но не расстанусь с жизнью я земною;
Ведь в том саду, который даст плоды,
Есть дерево, посаженное мною.
Автор: Шариф Биккол

Приложение 1.

Источник

Программа "Деревья — памятники природы"

Дерево — один из самых универсальных символов, сопровождавших человека во всех превратностях цивилизации. Крона дерева поднимается в горний, божественный мир небес и сливается с ним, ствол символизирует мир людей, корни объемлют собой загробное царство. Таково мировое древо — «arbor mundi» — которое в той или иной форме присутствует практически во всех древних мифологиях.

Дерево - символ жизни, мира, бессмертия и познания

Дерево — символ жизни, мира, бессмертия и познания

Удивительную роль образа мира, символа жизни, бессмертия и познания дерево играет на протяжении всей истории человечества — от языческих времён, через христианскую традицию и до наших дней. Поэтический и многозначный образ дерева, до сих пор живущий в сказках, легендах и песнях, проникает в душу современного человека с детства. Мы наделяем дерево могучей жизненной силой, особым магнетизмом и энергетикой. Даже одушевляем его. До сих пор, например, рекомендуется пригрозить яблоне топором, чтобы она плодоносила без перебоев. Это, можно сказать, крайнее, в некотором роде атавистическое представление о «душе» дерева. Разумеется, далеко не всякого дерева. Даже в самом прагматичном и не склонном к мистике сознании по отношению к разным деревьям вольно или невольно выстраивается особая иерархия предпочтений. Она у каждого народа своя, поскольку высокое предназначение быть Деревом с большой буквы в разные времена и в разных культурных традициях достаётся избранным. Общее для этих избранных — долголетие и величие. Своя история и своя судьба у большинства деревьев, будь то дуб, берёза, рябина, клён, яблоня, вишня, сосна, или даже осина. Особый образ того или иного дерева хранит историческая память народа.

Тем отраднее сообщить, что почтительное отношение к дереву и признание его особых заслуг перед местным населением демонстрируется сегодня практически на государственном уровне. Речь идёт о действующей уже больше двух лет программе «Деревьяпамятники природы». Инициатива исходила от организации под обязывающим названием «Здоровый лес» и от университета леса, поддержка была получена на высоком уровне — от Совета по сохранению природного наследия нации при Совете Федерации и от Федерального агентства лесного хозяйства. Выявление уникальных, старовозрастных, исторических деревьев России, обеспечение им необходимого лечения и должного ухода для максимального продления их жизни — такова благородная цель программы.

Паспортизация дерева

  1. Граждане посылают заявки на признание именно их выдающегося дерева памятником природы, послание должно сопровождаться фотодокументами, подкрепляться фольклорными или историческими материалами.
  2. С заявками знакомится авторитетная комиссия, которая принимает решение, заслуживает ли претендент основательного изучения. В первый год работы программы было получено 200 заявок, из которых строгая сертификационная комиссия отобрала 19 претендентов на звание памятник.
  3. Одновременно создаётся реестр самых значительных произведений природы.

Паспортизация дерева

Паспортизация дерева

Девятнадцать избранных деревьев произрастают в самых разных регионах России — от Калининграда до Дальнего Востока. И каждое выдвинутое на высокое звание «памятник природы» было обследовано экспертом «Здорового леса» кандидатом сельскохозяйственных наук Алексеем Анциферовым.

Дерево № 111

В нашем реестре на каждое выдающееся дерево заводится паспорт. Вот так он выглядит:

Паспорт дерева №111

Паспорт дерева №111

Дерево №111 — чрезвычайно красивая одинокая сосна с широкораскидистой кроной, она растёт на склоне высокого живописного холма, расположенного в северо-восточной части села Зура в Удмуртии. С холма открываются роскошные виды на протекающую у его подножия реку Ита, село и окрестности. Все жители села и их соседи, в том числе старожилы, помнят это дерево только большим (ещё бы, ведь, как выяснили эксперты, дереву уже 360 лет!) и ласково именуют его «сосенкой». Под кроной дерева каждый год проходят самые разные праздники, спортивные события и встречи выпускников (увы, уже закрывшейся) школы. На холме рядом с сосной любит резвиться местная детвора: в июне здесь спеет земляника, в жару можно утолить жажду студёной родниковой водой. У многих местных жителей именно сосна — место свиданий — связана с трогательными романтическими воспоминаниями …

Дерево №111

Дерево №111

Жители села не раз пытались скрасить одиночество сосны — сажали рядом с ней на холме другие деревья, однако ни одно из них не прижилось. Так и растёт это красивое мощное дерево в гордом одиночестве, являя собой живую память о детстве, отрочестве, юности и старости нескольких поколений людей, чья жизнь прошла и проходит рядом с ним…

Дерево жизни.

Дерево жизни.

О других заслуженных деревьях я расскажу вам в следующий раз.

Текст: Елена Иллеш.
Фото автора и Кирилла Завьялова.

Более подробно о программе (задачи, состав сертификационной комиссии, условия подачи заявки, видеоматериалы, новости и многое другое) можно узнать на официальном сайте www.rosdrevo.ru.

Маслина европейская, 1300 лет

А сколько таких деревьев-патриархов, старожилов определенных мест в Крыму! Только в Никитском ботаническом саду (далее просто в Саду, г. Ялта, пгт. Никита) на сегодняшний день многовековых деревьев насчитывается 50 экземпляров, принадлежащих 9 видам. Среди них: фисташка туполистная (Pistacia mutica Fisch.et C.A. Mey.) – 8 экз., дуб пушистый (Quercus pubescens Willd.) – 24 экз., ясень остроплодный (Fraxinus oxycarpa L.) – 1 экз. и я.обыкновенный (F.excelsior L.) – 1 экз., тис ягодный (Taxus baccata L.) – 1 экз., можжевельник высокий (Juniperus excelsa Bieb.) – 7 экз., земляничник мелкоплодный (Arbutus andrachne L.) – 1 экз., сосна крымская (Pinus pallasiana Lamb.) – 5 экз., маслина европейская (Olea europaea L.) – 2 экз.
Возраст 46 деревьев по нашей оценке составил около 200 и более лет, возраст 3 экземпляров дуба пушистого и 1 ясеня остроплодного насчитывает 150 и более лет.
Среди данных деревьев только маслина европейская является «чужестранкой», или как мы говорим и пишем интродуцентом (введенным в культуру) из Средиземноморья, остальные деревья представляют собой остатки естественной «местной» реликтовой растительности Субсредиземноморья, сохранившиеся при закладке Сада и удачно «вписанные» в культурный ландшафт парка. Среди них 4 таксона являются редкими видами: можжевельник высокий, фисташка туполистная, земляничник мелкоплодный и тис ягодный.
Особую ценность представляют сохранившиеся старые экземпляры деревьев, которые в 2010 г. были номинированы на Всеукраинский конкурс «Национальное дерево Украины», проводимый Госслужбой заповедного дела совместно с территориальными органами Минприроды Украины и Киевским эколого-культурным центром. По результатам конкурса было принято Постановление Верховной Рады АР Крым № 643-6/11 от 21.12.2011, согласно которому три дерева, произрастающие в Саду, вошли в номинацию «Старейшее дерево Украины» и были объявлены памятниками природы местного значения, как самые старые деревья в Украине. Это 1300-летняя маслина европейская, растущая сегодня на куртине 139, 1000-летняя фисташка туполистная на куртине 45 и 500-летний земляничник мелкоплодный, который рос на куртине 110 и которого, к сожалению, уже нет.
Среди особо ценных деревьев тис ягодный на куртине 32 – доледниковый реликт флоры Крыма, сохранившийся до наших дней только в Горном Крыму. По нашей оценке ему 600-700 лет.
Уникален 5-ствольный экземпляр можжевельника высокого, растущий на куртине 70, который у основания ствола имеет длину окружности 260 см; возраст его оценивается около 400 лет.
Одними из самых старых экземпляров аборигенного дуба пушистого являются деревья на куртинах 20 и 62, возраст которых составляет от 500 до 700 лет. Это остатки семенных дубрав, уничтоженных в конце XIX века в хозяйственных целях. Я о них рассказывала на сайте вот здесь: Дубы-старожилы Никитского ботанического сада.
Интересна сосна крымская на куртине 71 высотой 23,5 м с окружностью ствола у основания 296 см и на уровне груди 261 см, ориентировочный возраст ее более 200 лет.
Такие сохранившиеся деревья в парках Южного берега Крыма уникальны, как «живые ископаемые» естественной флоры Крыма.
Маслина европейская, 1300 лет

Фисташка туполистная, 1000 лет

Фисташка туполистная, 1000 лет

Земляничник мелкоплодный, ему было 500 лет

Земляничник мелкоплодный, ему было 500 лет

Тис ягодный, 600-700 лет

Тис ягодный, 600-700 лет

Источник



Проект " Деревья- памятники живой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным ЦДЭ (Центра древесных экспертиз) на 2012 г:

  • Возраст липы – 450 лет
  • Высота дерева – 16 метров
  • Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 1,44 метра
  • В национальный реестр деревьев-долгожителей занесена 14 марта 2011 года.

Партизанский дуб №19, Брянская область

По данным ЦДЭ (Центра древесных экспертиз) на 2012 г:

  • Возраст дерева – 259 лет
  • Высота дерева – 22 метра
  • Диаметр ствола –2 ,16 метра
  • В национальный реестр деревьев-долгожителей занесен в апреле 2011 года.

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Липа мелколистная («Солнечные часы»)

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Лиственница Сибирская

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Лиственница Сибирская

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Тополь белый

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Тополь белый

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Ель колючая

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Ель колючая

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Дуб черешчатый

Памятники живой природы местного значения в Больших Вяземах. Дуб черешчатый

На просторах нашей Родины немало уникальных деревьев, заслуживающих, в силу своего возраста и своей истории, право называться памятниками живой природы, стать известными, получить уход и заботу, которые продлят их жизнь.

На просторах нашей Родины немало уникальных деревьев, заслуживающих, в силу своего возраста и своей истории, право называться памятниками живой природы, стать известными, получить уход и заботу, которые продлят их жизнь.

Источник

Презентация на тему «Деревья»

2. Как вы думаете, дерево живое или нет?

Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.)

А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород — это чистый воздух, необходимый для жизни людей

3.«С какого дерева листочек

4. Без чего дерево не может жить?

Правильно, а зачем дереву корень? Ответы детей (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться).А что еще есть у дерева? Ответы детей (ствол, ветки, листья). А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать?–(крона).

5. Деревья у которых есть листочки, называются? – лиственные. А какие ещё есть деревья? У которых вместо листьев, иголки.

Вот стоит большая елка

(руки «домиком» над головой)

А на ней растут иголки

(пальцы растопырить)

Есть на елке также шишки (кулачки)

А внизу берлога мишки (присесть)

7. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я).- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? (Это не я).- Кто желает помогать, деревца весной сажать? Это я).- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать (Это не я).- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? (Это я).- Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? (Это не я)

Прикреплённые файлы:

Презентация «Деревья Удмуртии» Тема: «Колобок приглашает в лес» Часть первая: «Деревья Удмуртии» Программное содержание: Цель: Ознакомление с деревьями Удмуртии. Задачи:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему «Деревья в инее» Тема занятия «Деревья в инее» Группа: старшая. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Цель занятия: обучение детей использовать нетрадиционные.

Конспект НОД по рисованию на тему «Деревья в снегу» для детей младшей группы Конспект занятия по рисованию на тему: «Деревья в снегу» для детей младшей группы. Программные задачи: Образовательные: Учить передавать.

Конспект НОД в средней группе на тему «Деревья. Лепка берёзы»Конспект НОД в средней группе на тему «Деревья. Лепка берёзы» Конспект НОД в средней группе на тему: «Деревья. Лепка берёзы» Программное содержание: — Учить детей создавать выразительный образ осенней.

Конспект занятия по развитию речи во второй ранней группе на тему «Деревья» Цель: Расширять знания детей о деревьях: особенности строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев меняться в зависимости.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень. Деревья» Конспект занятия в подготовительной группе. Развитие речи. Тема: «Осень. Деревья» Программное содержание: 1. Уточнить представление об.

Познавательный проект на тему «Хвойные деревья» Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители. Сроки: с 14 -18 декабря 2017 г. Цель: сформировать у детей представление о хвойных.

Презентация «Деревья вокруг нас» Мир деревьев прекрасен и разнообразен. Все мы привыкли к виду окружающих нас деревьев и, проходя мимо, не сильно обращаем на них внимание.

Занятие-экскурсия на тему «Лесные деревья»Занятие-экскурсия на тему «Лесные деревья» Доброго времени суток, мои коллеги! Рада снова приветствовать всех на моей страничке. Хочу представить мое занятие — экскурсию «Лесные деревья».

Источник

Adblock
detector