Что такое природа вокруг нас

Что такое природа — живые и неживые объекты, природные явления, сообщества и экосистемы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Употребляя слово природа, мы зачастую подразумеваем совершенно разные вещи, ибо понятие это очень широкое.

Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.

Горы

Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (экосистемы), какие существуют виды природных явлений и многое другое.

Природа — это.

Слово «природа» принадлежит древнерусскому языку и состоит из двух частей – приставки «при» и корня «род».

В древнерусской мифологии упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

Изучать природу (узнавать, что это такое) дети начинают в начальных классах школы на уроке «Окружающий мир». Синонимом термина «природа» является слово «естество».

Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.

Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.

Природа — это.

Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, что еще называют биосфера), включающая в себя:

  1. водоемы (океаны, моря, озера, реки);
  2. растительность (флора);
  3. животный мир (фауна);
  4. горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
  5. погода и климат.

Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.

Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.

Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:

    Объекты живой природы или живая природа – это все то, что двигается, питается, дышит, меняется, рождается и умирает. Сюда относится человек, растения, микроорганизмы, животные.

Олени

Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  1. газ – воздух, испарение;
  2. жидкость – осадки, облака, туман;
  3. твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.

Что такое природное сообщество

Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.

Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех.

Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить в другом биоценозе (что это?). В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.

Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза.

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Природные явления

Явлениями природы называют еще метаморфозы (что это такое?). Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.

Радуга

Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:

  1. по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
  2. по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
  3. по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
  4. по масштабу распространения;
  5. по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.

Необычные природные явления

Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет:

  1. Голос моря – в 2012 году из-за аномального холода замерзло побережье Черного моря в районе Одессы. Глыбы льда трескались под воздействием подводного течения, замерзали и трескались снова. Весь этот процесс сопровождался шумом, похожим на рев дикого зверя.
  2. Асператус – новый вид облаков, выявленный в 2006 году. Это громоздкие, кучерявые облака, которые внезапно появились на территории всей планеты, поэтому были занесены в Международную классификацию облаков.
  3. Кровавый прилив – явление, дважды замеченное учеными в 2018 году на австралийском побережье.

Чайка

Вода вдруг становилась ярко-красной, что позднее было объяснено с разных точек зрения:

  1. скоплением одноклеточных организмов красного цвета;
  2. скоплением красных водорослей;
  3. выделением водорослями токсичных веществ.

Коваленко Лилия

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

В природе все взаимосвязано, виды сосуществуют дополняя друг друга. В эту гармоничную концепцию не вписываются только люди, которые склонны пытаться подчинить или уничтожить все, что находится вокруг.

Задумался вдруг, почему так? Допустим, под словом «Природа» понимают только лишь то, что находится в пределах Земли, но отделяют от этого такое понятие, как «Космос».

Хотя строго говоря, космос ведь — этот тоже природа. Разве что объекты этой природы зачастую нельзя потрогать или приблизиться к ним, так как находятся они невообразимо дальше от человека. Но ведь например — падение метеорита, его можно назвать именно природным явлением!

Источник

Природа – что такое природа, природа мира, фото и видео — «Как и Почему»

Земля – чудесная планета, ее природа разнообразна. Природа нашей планеты – это совокупность каждого элемента: физических естественных и материальных. Природой можно называть только то, что создавалось без непосредственного участия человека. Природа также представляет собой все физические, биохимические процессы на планете, а также жизнь в целом.

Люди также являются частью природы, однако их зачастую рассматривают отдельно. В основном понятие «природа» относится только к животному миру и неживой природе. Обобщить понятием природы можно совокупность растений и животных, а иногда и явления неживого мира, которые напрямую влияют на живые организмы.

Естественная среда обитания тех или иных организмов также считается природой. Это может быть экологическая система, представители животного, растительного миров, объекты вроде гор и склонов и так далее. Все объекты, которые не были затронуты человечеством, можно причислять к природным. Также места, сохраненные в первозданном виде, считаются природными объектами.

Что означает слово «природа»?

Понятие «природа» появилось во времена Древней Руси. Корень слова «род», перед которым стоит приставка «при-». Таким образом, можно дословно интерпретировать понятие как «при Роде». Род представляет собой древнерусское божество, которому поклонялись язычники для продолжения своего рода. Также понятие обозначает единство потомков с предками.

От имени божества появились такие понятия, как: «роды», «порождение», «роженица». Периодически можно услышать, что понятие «природа» произошло от латинского языка с понятия «natura», что переводится как основной порядок вещей, который невозможно изменить.

Интересный факт: соли из Мирового океана хватит для того, чтобы равномерно рассыпать ее по всей планете слоем в 152 метра.

Из чего состоит природа?

К природе относятся не только живые объекты и предметы, не созданные человеческой рукой. В первую очередь, природа – это вся планета Земля. Это небольшой уголок вселенной, на котором зародилась жизнь. Земля появилась более 4,5 миллиардов лет назад, на протяжении которых она менялась, превращаясь из облаков газа и пыли в полноценную планету, где в последствии смогла зародиться жизнь из ничего.

Благодаря биологическим и геологическим процессам появилась природа в том виде, в котором ее можно наблюдать сейчас. Без погоды и климатических условий невозможно существование организмов. Климат может быть разным в зависимости от местности. К природе относятся и неживые объекты вроде воды и воздуха. Без этих составляющих не может жить ни один организм на планете.

Вода на Земле принимает разные формы, она может существовать в трех агрегатных состояниях. Вода наполняет собой озера, в большом количестве содержится в атмосфере в газообразном состоянии. Помимо этого, к природе можно отнести различные почвы и живые организмы, пространство около суши. Таким образом, природа – это все, что есть на планете для комфортного существования ее обитателей.

Виды природы

Земная природа бывает живой и неживой. Представители живой природы – это все живые организмы: животные, растения, грибы и бактерии. Они могут развиваться, жить и размножаться. Однако живая природа не может существовать без неживой. К неживой природе относятся объекты, которые не могут жить: воздух, солнечный свет, вода и т.д.

Объекты природы

Самой распространенной научной мыслью является то, что природа представляет собой совокупность объектов. Природу объективизируют для проведения анализа, испытаний и изучения. Конечная цель науки – разгадать все загадки природы.

Чтобы изучать объекты, необходимо разбивать естественные процессы на составные части. Многие зоологи проводят исследования над животными, при этом объектами исследований являются не сами живые существа, а их геном, физиологические особенности, видовые различия. Благодаря теории Дарвина, человек понимает, что каждый организм произошел из одного объекта. Открытия происходили не так давно, чтобы прочно закрепиться в умах людей.

Природу склонны рассматривать с точки зрения потребления, однако так быть не должно. В первую очередь природа – это старый родственник, которого стоит почитать и любить. Природа как объект – основа всего сущего. Рассматривая отдельные природные объекты, ученые исходят из ситуации. В экологических системах взаимодействуют объекты как живой, так и неживой природы. В мире все находится на своих местах, выполняя заложенные функции. Нарушая баланс, человек разрушает природу.

Компоненты природы

Компоненты природы представляют собой те отделы природы, которые способны взаимодействовать между собой, создавая необходимые условия для существования живых организмов. Каждый компонент природы прошел долгий путь развития. В совокупности все природные компоненты в определенном месте можно называть: природно-территориальные комплексы.

Природно-территориальные комплексы существуют на всей планете. Одна только географическая оболочка уже считается отдельным природно-территориальным компонентом. Компонентами внешней земной оболочки принято считать:

Верхний участок земной коры – жесткая оболочка Земли, в основном покрытая гидросферой. На остальные части литосферы действует атмосфера. Также тропосфера и стратосфера считается частью природы.

Гидросфера полностью. Водная оболочка занимает более 70% всей территории планеты. Без воды невозможна жизнь на Земле. Вся вода представляет собой мировые запасы воды.
Биосфера – совокупность экосистем всей планеты. Представляет собой глобальную экологическую систему.

Антропосфера – участок Земли, который изменяется человечеством. Здесь же и проживают люди.

Самые большие травмы природе люди наносят сами. Крайне сложно использовать технологический прогресс без вреда окружающему миру.

Рельеф

Планета формировалась под влиянием многих факторов, поэтому рельеф также менялся с течением времени. Рельеф представляет собой все неровности Земли на дне океанов и поверхности. Каждая неровность имеет свои размеры, внешний вид и историю происхождения.

Такое понятие как «рельеф» в науке применяется только к наивысшим и самым низким точкам планеты на данных ее областях. Горные образования, хребты – все это считается наиболее высокими точками. Самыми низкими же считаются долины и низины. Благодаря рельефу каждую местность можно охарактеризовать как равнинную, холмистую, горную.

Климат

Статистические данные о погодных условиях представляют собой климат. Они собираются в течение 30 лет. Измерения климата производятся с учетом всех правил по температурным измерениям, а также влажности, давления атмосферы, количества и интенсивности ветров, наличия осадков, а также прочих изменений погоды на протяжении многих десятилетий.

Не стоит путать климат и погоду. Погода показывает метеорологические переменные на данный момент времени, климат же формируется годами. Чтобы сформировать данные о климатических условиях, приходится использовать специальное оборудование. Климатическая система в определенной местности формирует климат. Она состоит из: воздушной, водной и прочих сред.

Климат на определенных территориях зачастую зависит от рельефа поверхности, широты и высоты. Ближайшие водоемы также влияют на климатические изменения. По В. П. Кеппену принято классифицировать климатические изменения и характеристики. Его система основывается с учетом температурного режима, а также количества и вида осадков.

Почва

Это особая смесь минеральных веществ, органики, газов и проч. Благодаря почве поддерживается природный баланс на планете. На почве лежат такие важные функции, как: хранение и предоставление влаги по необходимости, помощь в развитии растений, улучшение атмосферы планеты, а также дом для почвенных организмов.

Каждая выполняемая функция напрямую влияет на состояние почвы. Благодаря ей формируется климат, рельеф, наличие живых существ, основных минералов в ее составе. Почвоведы признают почву отдельной экологической системой.

Природные ресурсы

Ресурсы природы – наиважнейшие компоненты, необходимые для дальнейшей жизнедеятельности каждого живого существа. К ним можно отнести воду, лесные ресурсы, массу полезных ископаемых, почвы и так далее. Каждый природный ресурс был сформирован без участия человека. Их используют в качестве ресурсов для жизни, а также комфорта человека.

Животный мир

Объединение всех живых организмов, способных к движению называется животным миром. Все животные могут двигаться, развиваться, размножаться. Чтобы существовать, животным нужно питаться остальными организмами, а также продуктами их жизнедеятельности.

Животных разделяют на позвоночных и беспозвоночных. При этом позвоночных организмов меньше всего – примерно 4% от общего количества. Большая часть животного мира представлена насекомыми. Животных изучает отдельная наука – зоология.

Растительный мир

Объединение всех многоклеточных организмов, чаще всего способных к фотосинтезу, называют растительным миром. К ним нельзя относить животных, грибы, бактерий и частично водоросли.

Жизненную энергию представители растительного мира получают от Солнца. Прочие растения, не способные к фотосинтезу, считаются паразитными, не производящими энергию. Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путем. Они бывают цветковыми, папоротниковыми и водорослями.

Что такое природные явления?

Каждый природный объект на Земле постоянно подвергается каким-либо природным явлениям. Это могут быть и осадки в виде дождя, снега, града, а могут быть и необычные явления вроде затмения, полярного сияния.

Перечислять все явления природы бесполезно – это займет массу времени. Каждое явление может положительно или негативно влиять на живые объекты. Например, те же ураганы могут запросто разрушать целые города, молнии – поджигать леса. Однако, независимо от проявлений и негативных последствий, все в природе взаимосвязано и находится в балансе.

Явления природы

Природные явления часто имеют естественный характер возникновения. К ним можно отнести восход и закат. Также они включают в себя нижеописанные явления.

Биологические явления

  • Рост. Благодаря росту живые организмы могут изменяться. Изменения касаются не только внешнего развития, но и внутреннего.
  • Метаболизм. Из-за метаболизма могут существовать все живые организмы. Он позволяет перерабатывать питательные элементы путем химических превращений на клеточном уровне. Пища превращается в энергию, энергия разносится по всему организму, он развивается.
  • Депопуляция. Численность живых существ может снижаться. Это называется депопуляцией.
  • В конце жизни все живые организмы умирают. После чего происходят процессы разложения органических веществ на элементарные материальные формы.

Интересный факт: ежесекундно молния ударяет в землю более 100 раз. Таким образом, каждый день происходит более 8,6 млн разрядов. Они настолько сильные, что одного разряда хватит для того, чтобы одновременно поджарить несколько миллионов тостов.

Химические явления

На Земле постоянно происходят различные химические процессы. К ним можно отнести рост кристаллов, который считается основной стадией кристаллизации. В природе также происходят процессы окисления, в ходе которых может возникнуть огонь или появиться коррозия.

Геологические явления

Подобных явлений существует масса: это эрозии, активность вулканов, гейзеров, различные движения тектонических плит и седиментация.

Метеорологические явления

К наиболее интенсивным явлениям метеорологии можно отнести штормы. Регулярно происходят изменения погоды, времен года, циркуляция веществ в атмосфере. Также бывают атмосферные оптические явления вроде полярного сияния, световых столбов, радуги и так далее. Среди океанографических явлений выделяют прибой, шторм, цунами.

Физические явления

Природным явлением, присутствующим на планете всегда, можно считать гравитацию. Благодаря ей все объекты планеты притягиваются к ее поверхности. Также благодаря гравитации наша планета притягивается к Солнцу.

Биогеохимические циклы

Все в природе циклично. По круговороту веществ проходит каждое химическое вещество. Оно перемещается через живые и неживые природные компоненты.

Биогеохимический цикл рассматривает биологический, химические, геологические факторы среды. Любой цикл постоянно начинается в определенной точке, к которой в итоге возвращается.

Наиболее известными можно считать такие круговороты, как:

  • Углеводный круговорот, в процессе которого углерод постоянно перемещается между различными компонентами планеты.
  • Азотный круговорот, при котором азот постепенно превращается в разнообразные химические соединения. Это происходит из-за того, что он циркулирует в воздушной, наземной и водной среде.
  • Кислородный круговорот, когда молекулы кислорода постоянно перемещаются между тремя естественными резервуарами – воздушной, биосфере и подземной среде.

Влияние природы на человека

Природа многое сделала для человека. Благодаря ей мы можем питаться, жить, дышать. Однако люди все больше перестают замечать проблемы экологии. Многие даже думают, что их это не касается. Тем не менее, без природы человечеству может наступить конец. Исчезнут источники пищи, воды, деревья больше не смогут вырабатывать достаточное количество кислорода, равно как и планктон.

Интересный факт: алмазов на планете сформировалось настолько много, что если все их количество распределить по всем жителям планеты, то получится по полной чаше.

Влияние человека на природу

Научно-технический прогресс постоянно растет. Люди уже не могут представить себе мир без ставших обыденными вещей. Однако производства и технологии негативно сказываются на природе. Мы забываем, что нужно беречь наш единственный дом. Другой такой планеты не найти во вселенной, по крайней мере сейчас.

Человечество разрушает природу, загрязняет ее отходами. Постепенно нарушается хрупкий экологический баланс, что приведет к непоправимым последствиям как для природы, так и для человечества.

Источник

Объекты природы — это все, что вокруг нас

Объекты природы – это все то, что нас окружает, говорят воспитатели малышам в саду. Но так ли это на самом деле? Ведь есть объекты живой и неживой природы. Есть то, что создала сама природа, а что и создал человек. Тогда в чем их различие? Давайте разбираться по порядку вместе.

Общее определение

Школьники с первого класса изучают окружающий мир. Объекты природы они встречают уже с первого урока. В первой четверти дети учатся различать живое от неживого. Для этого учитель называет им основные критерии, по которым они отличают.

Говорят, что первоклашки должны уметь говорить, что объекты природы – это все, что ею создано. Например: камень, цветок, дождь, радуга, северное сияние, кошка, ветер, река, птица, рыба и тому подобное. Изучают природу, как известно, естественные науки: биология, география, химия и физика, окружающий мир, естествознание и так далее.

Жизненный цикл живого объекта природы

Ученые распределили объекты природы на живые и неживые. Говорят, те, что растут – живые. Растут животные и растение, но ведь очень медленно растут и горы. Как же быть?

Живые объекты природы – это все то, что растет, развивается, дает потомство. Например: человек, цветы, животные, птицы, насекомые. Главный признак живой природы – это способность совершать и завершать цикл.

Характерные черты живой природы

Какие действия выполняет живая природа? Их несколько:

  • Живая природа рождается и развивается.
  • Она имеет способность размножаться.
  • Все живые существа нуждаются в пище.
  • Даже микроскопические существа умеют дышать.
  • И, конечно же, завершение жизненного цикла – это смерть организма.

Особенности неживых объектов

Объекты неживой природы – это все тела вокруг нас, которые созданы природой. Например: солнце, звезды, дождь, гроза, радуга, горы, камни, моря и так далее. Ученые считают, что неживая природа первична. Так как она дала жизнь живой природе. Живая природа «потребляет, кушает» неживую природу. И в конце своего жизненного цикла живая природа становится объектом неживой природы! Вот такой удивительный мир природы, в котором мы живем.

Характерные черты неживой природы

Объекты этой природы имеют свои особенности. Давайте обратим внимание на их характерные черты:

  • Устойчивость.
  • Постоянство или слабая изменчивость.
  • Отсутствие нужды в дыхании и питании.
  • Отсутствие потомства.
  • Недвижимость.
  • Отсутствие роста.

Всемирное наследие: объекты природы

На нашей планете есть природные объекты, которые относят к всемирному наследию. Давайте поговорим подробнее об одном из них. Сейчас речь пойдет об озере Байкал.

В декабре 1996 года ЮНЕСКО включила его в свой список. Это единственный объект в списке организации, который соответствует всем четырем критериям отбора. Длина озера — более 600 километров, а ширина в центральной части — чуть больше 80 километров. Оно расширяется на два сантиметра в год. Длина линии берега — около 2000 километров! В глубину максимально достигает более 1600 метров.

Настоящий пресноводный гигант-запасник. Особенность воды Байкала заключается в том, что она невероятно чистая, прозрачная и богата кислородом. Весной прозрачность более 40 метров. Вокруг Байкала сформировалась удивительная флора и фауна. Там расположено три заповедника, шесть заказников и два национальных парка.

Однако дела вокруг Байкала складываются отнюдь не так прозрачно, как его воды весной. Встал вопрос об исключении озера из списка «Всемирные объекты природы», потому что Россия не выполняет требования по защите, охране и поддержании флоры и фауны Байкала.

Развитие туризма наносит очередной удар по экологии в этих краях. Путешественники должны сознательно с пониманием и уважением относиться к сохранению нашего славного объекта!

К счастью, закрыт и расформирован целлюлозно-бумажный комбинат, наносивший огромный ущерб экологии как озера, так и земель вокруг. Это даст возможность Байкалу сохранить свою уникальность еще не один десяток лет.

Итоги

Объекты природы – это моря и горы, птицы и животные, полезные ископаемые и сокровища недр Земли. Наши ученые уходят в глубь ее тайн, все больше постигают законы Вселенной, спускаются глубже в Землю, чтобы понимать и знать строение нашей планеты, живых существ и самого человека.

Открыватели всегда испытывали неописуемый восторг перед природой и теми качествами, которыми она обладает. Человеку есть, чему у нее поучиться.

Сказать, что человек обуздал природу, будет в корне неверно. Она лишь позволяет великим умам ставить над ней эксперименты. Но проходит время, и она показывает свой ярый нрав, сметая и сокрушая все на своем пути. Она всесильна, а человеку необходимо почитать ее силу, мощь и богатства.

Наше слово «природа» образовалось от слова «род». Это говорит о том, что мы сами часть природы и рождены ею, мы родственны ей. В романских (европейских) языках это же понятие берет свое начало в латинском языке – «натура», то есть рождение, происхождение. Следовательно, еще в далекие и древние времена человек узрел главную истину, что его породила сама природа!

В древней и мудрой науке философии были мыслители, которые изучали окружающий мир, объекты природы как живой, так и неживой. В своих трактатах они писали: человек – это объект живой природы, произведение ее «искусства», он может существовать только в природе, он обязан подчиняться ее законам и в мыслях не должен позволять себе выходить за ее рамки!

Были и другие философы, считавшие, что сознание и разум – это единственный человеческий признак. Все остальное у него такое же, как и у других представителей дикого мира, из которого люди вышли и который уже много столетий пытаются подчинить себе.

Источник



Что такое природа вокруг нас

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Природа вокруг нас

Природа – это самое ценное, что у нас есть. Это всё, что окружает человека миллионы лет: реки и озёра, моря и океаны, горы и равнины, вулканы и ледники. Велик и разнообразен растительный и животный мир: рыбы, птицы, бактерии, микробы – всё невозможно перечислить. Люди редко задумываются о том, что природа нуждается в охране и защите.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Природа вокруг нас».

Авторы: Васильева Ольга Анатольевна, Берникова Людмила Васильевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Природа вокруг нас» для обучающихся 2–4-[ классов

Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: создание условий для осознания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

Задачи: формировать представления об основах экологической культуры, познавательный интерес, ответственное и бережное отношение к природе.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Слайд1Задание 1. Посмотрите мультфильм.

  1. О чём этот мультфильм?
  2. Подумайте и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Слайд2Задание 2. Работа в группах.

Решите кроссворд. Какие слова получились по вертикали? (экология, природа)

Слайд3Задание 3. Прочитайте текст.

  1. Подумайте, есть ли связь между природой и экологией. Какая?
  2. Почему возникла необходимость такой науки, как экология?

Слайд4Задание 4. Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Рассмотрите картинки и выберите.

  1. Что относится к живой природе?
  2. Что относится к неживой природе?
  3. Какая картинка иллюстрирует не природу, а деятельность человека?

Слайд5Задание 5. Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?»

  1. Назовите главных героев сказки.
  2. О чём они спорили? В чём суть спора?
  3. Как вы думаете, почему они все главные?
  4. Каков вывод этой сказки?
  5. Что хотел сказать автор сказки?
  6. Поразмышляйте, чем важны для человека солнце, воздух, вода, ветер.
  7. Должны ли люди бережно относиться к природе?
  8. Можно ли назвать бережное отношение к природе обязанностью каждого человека и почему?

Слайд6В главном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации – сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Как вы считаете, ответственен ли каждый из нас за сохранение природы?

Слайд7Задание 6. Работа в группах.

Что можете сделать вы для сохранения природы?

1-я группа. Из предложенного материала создать плакат с призывом принять активное участие в сборе макулатуры и творчески аргументировать свой призыв. Привести не менее 3 аргументов.

2-я группа. Подготовить рекламу школьного субботника. Указать не менее 3 аргументов о пользе и важности участия в подобных мероприятиях. Творчески представить.

3-я группа. Разрабатывает природоохранные знаки правил поведения на природе (в парке, в лесу), направленные на сохранение и бережное отношение к окружающей среде. Не менее 3 знаков.

4-я группа. Используя Экологический календарь, составить красочный список/план дел класса по охране природы.

Источник

Природа вокруг нас

развивать любознательность, развивать определенные оценочные суждения, учить любить читать художественную и научную литературу, посредством которых происходит познание живой и неживой природы.

  • аудиозапись «Птичьи голоса»;
  • Красная книга России;
  • динамическая картина «На дороге»;
  • динамическая картина «В лесу»;
  • мультимедийный проектор;

Ход урока

I. Организационный момент

Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят – друзья
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.

II.

Надеемся, что сегодняшнее утро и весь день будут действительно добрыми, весь урок будет посвящен дому, в котором мы живём – Природе.

Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом. Но почему-то, переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом.

Космонавты говорят, что земля — голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи; зелёные леса, прекрасные луга, а не горы мусора и голую, потрескавшуюся землю. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день”.

Очень важно бережно относиться к нашему общему дому-Земле, и всем кто на ней живёт.

III. Проверка домашнего задания

Глобус – это модель…

2.Подчеркни то, что относится к неживой природе:

воздух, человек, ветер, карандаш, камень, вода, цветок.

3. Подчеркни название хвойных деревьев:

береза, дуб, ель, осина, сосна, кедр, рябина

IV. Работа по теме:

– Ребята, посмотрите внимательно слайды и скажите , о чем мы сегодня будем говорить.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года —
Это все вокруг.

(Ребята хором отвечают “природа”)

V. Сообщение темы урока.

Давайте будем
Дружить друг с другом
Как птицы с небом
Как поле– с плугом
Как ветер с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.

Давайте будем
Беречь планету.
По всей вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она.

Учитель: Сегодня мы с вами научимся любить, беречь и уважать природу. Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И сегодня я предлагаю совершить небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, стоит только выйти на порог и оказаться на лесной тропинке.

I станция “Лесная” Звучит мелодия “Голоса птиц”

Учитель: Закройте глаза и мысленно представьте перед собой лес. Что вы представили, услышав звуки леса? Что же такое лес?

Лес – это наше богатство
Без леса нет жизни на земле
Там, где лес, всегда чистый воздух
Лес – это ягоды, орехи, грибы
Лес – это кислород
Лес – это красота

Лес хорош своей неповторимостью,
Пышной зеленью, свежестью,
Ароматом цветов и трав

Лес– это и климат страны,
И полноводье рек,
И урожай хлебов,
И здоровье человека.
Не случайно его образно называют:
“Лёгкими земли”

Лес предохраняет от загрязнения,
Очищает воздух и воду
Так, воздух соснового, дубового,
липового, берёзового лесов
Уничтожает возбудителей болезней.

Лесной воздух снимает усталость, ),
Обеспечивает высокую работоспособность,
Укрепляет и сохраняет здоровье.

Нет, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух
Сосновых боров – смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои,
Трав и цветов
Поэтому так берегут леса.

Лес как беспомощный великан,
который очень легко обидеть,
Он ведь не может за себя постоять
Врагов у него много,
Защитником мало
Поэтому лес надо беречь и оберегать
Как самое дорогое на земле “Зелёное золото”

Учитель: У нас в стране произрастает 18000 видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них колокольчик, ландыш, зверобой. Цветы и травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2, 5 раза.Газа и дыма в 2 раза, а люди за последние 100 лет поставили под угрозу 25 видов растений.

II станция “Экологические знаки”

Учитель: Поговорим об элементарных экологических запретах, которые становятся нормой поведения в природе для каждого человека.

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников;

Учитель: Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растения, а также выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Учитель: Пусть красивые растения останутся в природе. Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.

Выросший на лугу цветок находится здесь “у себя дома”. Он связан с другими обитателями луга.

4. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.

5. Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.

Слайд “Правило поведения в природе”

V. Физкультминутка

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете —
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.

– Какой вред нанес лесам и рекам человек?

– Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: «Правильно ли поступали дети?»

3) «Что такое – хорошо и что такое – плохо»

Инсценировка «У реки»

Эй, ребята,
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
: Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.

Пили квас, консервы ели.
Хоровые песни пели.

Все: Отдохнули и ушли!

Учитель: Верно ли вели себя, отдыхающие? Как должны были поступить дети? (Ответы детей.)

Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Источник

Adblock
detector